ема: Профилактика инфекционных заболеваний.
Цель: знакомство учащихся с видами инфекционных заболеваний и способами профилактики.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.
2. Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания, развитие навыка работы в группах.
3. Формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.
4. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Оборудование: презентация «Инфекционные заболевания», шарики, плакат «Чтобы быть здоровым», картинки к загадкам, маска, клубок ниток.
Ход классного часа:
1. Игра «Пожелания» Слайд 1
Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.
2. Беседа по теме.
Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?
Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.
Игра- соревнование «Кто больше?»
Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)
Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?
У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)
Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях. Слайд 2
Инфекционными болезнями называется группа заболеваний, которые вызываются патогенными возбудителями, их характерная особенность в том, что они способны передаваться от зараженного животного и человека здоровому, а также возможность их массового распространения. Возбудителями инфекционных заболеваний являются болезнетворные микроорганизмы: вирусы, бактерии, спирохеты, грибки и прочее.
Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Слайд 3
1.Почва
2.Вода
3.Растения
4.Дикие и домашние животные
5.Воздух
6.Насекомые (клещи, вши, блохи, малярийные комары)
Существует около 1200 инфекционных заболеваний. Конечно, мы не будем их все рассматривать, а вспомним только некоторые из них.
Виды инфекционных заболеваний:
Кишечная инфекция – дизентерия, брюшной тиф, холера и пр.;
Кровяные инфекционные болезни- малярия, жёлтая лихорадка (переносчики комары); сыпной тиф (вши); клещевой энцефалит (клещи); чума, блошиный тиф (блохи).
Чесотка, грибковые заболевания кожи;
Слайд 4 – выделяют несколько механизмов передачи инфекционных заболеваний:
Пищевой
Водный
Воздушно-капельный
Контактно-бытовой
Через передатчиков
Слайд 5-6 – Признаки инфекционных заболеваний
Внешние признаки инфекционных заболеваний индивидуальны для каждого из них, но большинство сопровождается
температурой,
ознобом,
головной болью,
иногда появляются кашель, понос, сыпь.
Слайд 7 -8- Профилактика инфекционных заболеваний
ФИЗМИНУТКА
Грипп
Послушайте стихотворение С. Михалкова «Грипп».
У меня печальный вид,- Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип. Что такое?...Это грипп!
Не румяный грипп в лесу, А поганый грипп в носу!.. Слайд 9
Грипп (от фр. grippe )- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.
«Симптомы гриппа» Слайд 10
Высокая температура;
Озноб и слабость;
Боль и ломота во всем теле;
Кашель;
Головная боль;
Насморк или заложенность носа.
Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа, в отличии от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.
«Пути передачи инфекции»
Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.
А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.
- Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на шарики, но они такие маленькие, что их можно увидеть только под микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.
(Ответы детей. После каждого ответа ребенка учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)
«Профилактика»
Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.
Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:
Прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);
Избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;
Соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).
Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.
В период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо:
Избегать тесных контактов с больными людьми;
Ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.
Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.
Профилактика гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни : см. плакат «Чтобы быть здоровым»
Молодцы, но и этого мало. В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С.
Находится он в фруктах и овощах, а в каких вы узнаете отгадав загадки:
1. Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет... (Банан)
2.Сарафан не сарафан,
Платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься. (Лук)
3.Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)
4. С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)
5.Отгадать не очень просто -
Вот такой я фруктик знаю -
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, -
Птица есть еще такая,
Называют так же - ... (Киви)
6.Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий...(Ананас)
7.Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. (Капуста)
8.Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)
8. Само с кулачок,
Красный, желтый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
9.Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень. (Лимон)
- Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП! Желаю вам крепкого здоровья!
Рефлексия. Упражнение «Клубок» Слайд 11
Классный руководитель предлагает образовать круг. Каждый ученик называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.
Последним участником, которому передают клубок, является классный руководитель , он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующие занятия.
ИНСТРУКТАЖ
Профилактика инфекционных заболеваний
ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ
Воздушно-капельные инфекции (ВКИ) - это инфекции, которые передаются при чихании и кашле. К ним относятся: острые респираторные вирусные заболевания, грипп, ветряная оспа, корь, краснуха, коклюш, менингококковая инфекция.
- Неоценимое значение в профилактике заболеваний имеет закаливание организма. Дети, занимающиеся спортом, гимнастикой, водными процедурами, значительно меньше подвержены заболеваниям и воздействию вируса, и даже если заболеют, то заболевание протекает значительно легче.
- Необходимо строгое соблюдение санитарного минимума , как в домашней обстановке, так и в общественных местах. Убирать помещение нужно влажным способом.
- Нужно соблюдать личную гигиену: мыть руки с мылом, пользоваться личным полотенцем; следить за чистотой воздуха в помещениях, которые нужно проветривать 3-4 раза в день, не менее 30-40 минут каждый раз, так как свежий воздух губительно действует на вирусы.
- Своевременное лечение кариозных зубов и хронического воспаления миндалин также важно для профилактики.
- При появлении первых признаков заболевания нельзя посещать школу.
- При эпидемии не следует посещать общественные заведения .
- Любая инфекция - это большая нагрузка для организма, перенося инфекцию на ногах, вы можете причинить себе большой вред - болезнь может дать тяжелые осложнения.
- Больной не должен сам идти в поликлинику, необходимо вызвать врача на дом! Без назначения врача принимать какие-либо лекарства нельзя.
- Пытаться с помощью ацетилсалициловой кислоты или анальгина «сбить» температуру не рекомендуется. Повышенная температура - нормальная защитная реакция организма.
- Больной должен иметь отдельную посуду, которую необходимо тщательно мыть с хозяйственным мылом.
- Немаловажное значение во время эпидемии и до нее приобретают правильный режим питания, калорийность пищи , ее насыщенность витаминами.
- Необходимо понимать, что воздушно-капельная инфекция может передаваться на расстоянии 1,5-3 метра. Больному при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком.
- При появлении больного в доме рекомендуется надевать четырехслойную марлевую повязку, которая должна закрывать рот и нос.
- Не следует долго разговаривать с больным , садиться на его кровать, целовать и т.д. после соприкосновения с больным или его вещами необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
Выполнение всех мер, предупреждающих распространение и развитие инфекционного заболевания - лучшее средство в борьбе с вирусом.
ОПАСАЙТЕСЬ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ!
Дизентерия и сальмонеллезы, брюшной тиф, холера, иерсиниозы и пищевые токсикоинфекции , возникающие при попадании в организм различных кишечных бактерий и токсинов очень опасны для здоровья. Как минимум, они вызывают дисбактериоз желудочно-кишечного тракта, брюшной тиф и холера при отсутствии своевременной медицинской помощи могут привести к смерти.
Вполне возможно защититься от кишечных инфекций при соблюдении достаточно простых санитарных правил:
- Конечно же, необходимо тщательно мыть руки после посещения туалета, возвращения с улицы, а также перед тем как готовить или употреблять еду.
- Необходимо употреблять только кипяченую воду, где бы вы не находились.
- Молоко и молочные продукты также могут нести заразу. Именно по этой причине рекомендуется (особенно в жаркое время года) употреблять их только после термической обработки. Молоко прокипятите, творог используйте для приготовления сырников и запеканок.
- Мясо, мясные продукты, кур, куриные яйца тоже подвергайте длительной термообработке. Хуже они не станут, но зато вреда здоровью не принесут.
- Овощи и фрукты очень нужны организму. Они содержат необходимые витамины и микроэлементы. Но они часто бывают загрязнены различными кишечными бактериями. Не поддавайтесь соблазну съесть их, не отходя от прилавка магазина или рынка. Побалуйте себя только после того, как Вы хорошо вымоете приобретенные овощи фрукты чистой проточной водой.
- Защищайте продукты от мух - разносчиков заразы.
- Если все же заболеете - значит где-то нарушили достаточно простые правила защиты от болезни. Здесь уже ничего не остается, как срочно обратиться за помощью врача. И не нужно заниматься самолечением. Это ни к чему не приведет, кроме вреда для здоровья.
Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:
Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.
Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.
Повышение иммунитета у детей.
1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима. Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:
ежедневный учет отсутствующих учащихся и подача сведений в медицинский кабинет школы;
извещение администрации школы органами здравоохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;
извещение школы родителями о причинах неявки ученика;
выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;
допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).
Особого внимания заслуживают два последних положения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия учащегося сведения, полученные от других детей, это должен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном отсутствии учащегося. Единственным разрешающим документом для посещения школы в таких случаях должно стать заключение медицинского работника.
Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:
ежегодные профилактические медицинские осмотры перед началом учебного года (роль учителя - вспомогательно-организаторская);
наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведении ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);
санитарно-гигиеническое воспитание и просвещение школьников и их родителей;
контроль учителя за состоянием собственного здоровья.
2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу . Основой этой группы мероприятий является карантин, который накладывается на класс или на всю школу. Карантин вводится приказом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляются следующие мероприятия:
сдвигаются сроки начала и окончания занятий в карантинном классе (обычно на 15 минут позднее относительно общего расписания занятий в школе);
дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;
для учащихся карантинного класса, выделяется отдельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;
в карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное место в рекреационном помещении; иногда приходится проводить перемены непосредственно в учебном помещении;
учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специальной маркированной посуде, обрабатываемой дезинфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;
учащиеся карантинного класса на период карантина не пользуются школьной библиотекой;
за школьниками карантинного класса осуществляется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;
в учебных помещениях карантинного класса производится более тщательная влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств; при необходимости проводят дезинфекцию всей школы;
учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимо-
сти от характера заболевания) вводят сыворотку.
Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В карантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.
Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям директор школы издает приказ, в котором утверждается график проведения прививок по классам школы и указывается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе классным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости прививки против инфекционного заболевания и возможности временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на самочувствие учащихся на каждом уроке и при необходимости направить заболевших к врачу.
Задачи классного руководителя в связи с проведением вакцинации:
предварительно провести вклассе беседу с учащимися, а также с их родителями, о пользе прививки;
по согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоянию здоровья;
организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;
обеспечить наблюдение за самочувствием вакцинированных детей вближайшие две недели после прививки.
При учете медицинских противопоказаний прививка никакой угрозы для здоровья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммунной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распространения инфекционного заболевания.
Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:
1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.
2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.
3. Повышение иммунитета у детей.
1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима. Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:
Ежедневный учет отсутствующих учащихся и подача сведений в медицинский кабинет школы;
Извещение администрации школы органами здравоохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;
Извещение школы родителями о причинах неявки ученика;
Выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;
Допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).
Особого внимания заслуживают два последних положения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия учащегося сведения, полученные от других детей, это должен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном отсутствии учащегося. Единственным разрешающим документом для посещения школы в таких случаях должно стать заключение медицинского работника.
Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:
Ежегодные профилактические медицинские осмотры перед началом учебного года (роль учителя - вспомогательно-организаторская);
Наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведении ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);
Санитарно-гигиеническое воспитание и просвещение школьников и их родителей;
Контроль учителя за состоянием собственного здоровья.
2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу . Основой этой группы мероприятий является карантин, который накладывается на класс или на всю школу. Карантин вводится приказом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляются следующие мероприятия:
Сдвигаются сроки начала и окончания занятий в карантинном классе (обычно на 15 минут позднее относительно общего расписания занятий в школе);
Дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;
Для учащихся карантинного класса, выделяется отдельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;
В карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное место в рекреационном помещении; иногда приходится проводить перемены непосредственно в учебном помещении;
Учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специальной маркированной посуде, обрабатываемой дезинфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;
Учащиеся карантинного класса на период карантина не пользуются школьной библиотекой;
За школьниками карантинного класса осуществляется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;
В учебных помещениях карантинного класса производится более тщательная влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств; при необходимости проводят дезинфекцию всей школы;
Учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимо-
сти от характера заболевания) вводят сыворотку.
Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В карантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.
Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям директор школы издает приказ, в котором утверждается график проведения прививок по классам школы и указывается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе классным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости прививки против инфекционного заболевания и возможности временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на самочувствие учащихся на каждом уроке и при необходимости направить заболевших к врачу.
Задачи классного руководителя в связи с проведением вакцинации:
Предварительно провести вклассе беседу с учащимися, а также с их родителями, о пользе прививки;
По согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоянию здоровья;
Организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;
Обеспечить наблюдение за самочувствием вакцинированных детей вближайшие две недели после прививки.
При учете медицинских противопоказаний прививка никакой угрозы для здоровья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммунной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распространения инфекционного заболевания.
ПОНЯТИЕ О НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ИХ ВЫЗЫВАЮЩИЕ
Основные понятия
Раненые часто умирают не от травм, а потому, что запоздала первая помощь. Так, например, человек умер при повреждении артерии, так как не сумели быстро остановить кровотечение (рукой, жгутом), или пострадавший, лежа на спине, задохнулся (рвотные массы, кровь, запавший язык). Часть смертей на совести тех, кто, оказавшись рядом, промедлил, либо не знал, что делать. Главное - научиться правильно действовать в первые секунды после обнаружения пострадавшего, чтобы сохранить ему жизнь до прибытия врачей.
Первая доврачебная помощь играет значительную роль в спасении жизни при неотложных состояниях и предупреждении осложнений при бытовых и производственных травмах, отравлениях и других несчастных случаях. Ее роль особенно возрастает в условиях катастроф, влекущих за собой массовые жертвы, а также в условиях, когда создается значительный разрыв во времени между моментом повреждения или развития неотложного состояния и помощью, оказываемой врачом (в походе, в лесу, на отдыхе и т.д.).
При оказании первой медицинской помощи следует придерживаться следующих правил:
1. Действовать надо целесообразно, обдуманно, решительно, быстро и спокойно.
2. Прежде всего следует оценить обстановку и принять меры к прекращению воздействия повреждающих факторов - извлечь пострадавшего из воды, огня, завала, погасить горящую одежду и пр.
3. Быстро оценить состояние пострадавшего, определить тяжесть травмы, наличие кровотечения и др.
4. Осмотреть пострадавшего, определить способ и последовательность оказания первой медицинской помощи.
5. Решить, какие средства необходимы для оказания первой медицинской помощи, исходя из конкретных условий, обстоятельств, возможностей.
6. Оказать первую медицинскую помощь и подготовить пострадавшего к транспортировке.
7. Организовать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение.
8. Первую медицинскую помощь в максимально доступном объеме оказать на месте происшествия и по пути следования в лечебное учреждение.
9. Осуществлять присмотр за пострадавшим или внезапно заболевшим до отправки его в лечебное учреждение.
Особое значение обучению приемам доврачебной помощи должно придаваться в педагогических вузах, поскольку именно школьный учитель часто встает перед необходимостью ее оказания при развитии неотложных состояний или травмах у учащихся.
Первая доврачебная помощь - это комплекс срочных простейших мероприятий для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастных случаях или внезапном заболевании, внезапной смерти, проводимые на месте происшествия самим пострадавшим или другим человеком. Цель первой доврачебной помощи:
1. Оживление человека при внезапной смерти (искусственное дыхание, массаж сердца).
2. Временная остановка наружного кровотечения путем наложения повязок или жгута.
3. Предупреждение вторичного инфицирования ран путем наложения асептических повязок.
4. Транспортная иммобилизация переломов.
5. Переноска и транспортировка пострадавших.
Своевременно и правильно оказанная помощь подчас не только спасает жизнь человеку, но и обеспечивает дальнейшее успешное лечение, предупреждает развитие тяжелых осложнений (шок, нагноение раны и др.), исключает потерю трудоспособности.
Для оказания первой медицинской помощи созданы специальные медицинские учреждения - станции скорой помощи и пункты неотложной помощи (травматологические, стоматологические и др.). На станциях скорой помощи имеются специальные бригады медиков, оснащенные современной медицинской аппаратурой, лекарственными препаратами и пр.
Задания к зачету по дисциплине:
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Задания на знать max 3 балла за задание:
Задание 1. Расскажите что такое «кодекс здоровья»???
Определенные правила здоровья и здорового образа жизни
Задание 2. Что такое неотложное состояние и какие они бывают (перечислите)?
Неотложные состояния - совокупность симптомов, требующих оказания первой помощи, неотложной медицинской помощи, либо госпитализации пострадавшего или пациента.
2. Кровотечения
3. Травмы и повреждения
6. Отморожения
Задание 3. Когда транспортируют человека:
Только на животе (перечислите): пострадавших с повреждениями позвоночника, находящихся в бессознательном состоянии
Только на спине с приподнятыми или согнутыми в коленях ногами: травмы брюшной полости; подозрение на внутреннее кровотечение; наличие большой кровопотери
В позе «лягушки» с подложенным под колени валиком: при травмах позвоночника, повреждении спинного мозга или подозрении на подобную травму; при переломе костей таза или подозрении на него.
Только сидя или полусидя: при ранениях шеи и при значительных повреждениях верхних конечностей
Задания на уметь max 3 балла за задание:
Задание 4. Рассчитайте свой идеальный вес и предоставьте результаты. Если нет соответствия (больше или меньше нормы), то опишите причину.
Индекс массы тела (ИМТ) 23.8 попадает в диапазон от 18.5 до 25. Это означает, что вес в норме.
Нормальный вес при росте 169 см должен находиться в диапазоне от 52.8 кг до 71.1 кг, в то время как расчетная норма веса для этого роста составляет 64.9 кг.
Задание 5. Запишите свой пульс в покое, затем рассчитайте свой max пульс при нагрузке и высчитайте оптимальный пульс после нагрузки для вашей возрастной группы. Все расписываете для проверки ваших данных.
В покое – 74 удара в минуту
HRmax = 205.8 - (0.685 * age)
205.8-(0.685 * 24) = 189,36 - максимально допустимый пульс
Воспитание здорового поколения. Качественное обновление содержания педагогического образования, предусмотренное Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, направлено на развитие и самоопределение будущего учителя гуманистической ориентации. Одной из задач педагогического образования является воспитание здорового поколения: привитие каждому ребенку основных понятий о здоровом: образе жизни и правильном поведении в условиях возможного риска для жизни человека - в быту и в меняющейся экологической природной) среде.
Требования Государственного стандарта к уровню знаний педагогов включают:
Осознание педагогом здоровья как ценности;
Владение системой знаний о взаимосвязях здоровья человека с социальной и природной средой;
Усвоение знаний и умений по охране и укреплению здоровья детей и подростков (умение управлять здоровьем детей), а также правильное поведение в опасных для жизни ситуациях;
Приобретение навыков по оказанию первой медицинскойпомощи.
В Государственном образовательном стандарте содержатся обязательные общепрофессиональные дисциплины, призванные расши-у рить мышление будущих педагогов и сформировать у них правильные понятия и навыки охраны здоровья детей и подростков: s у - возрастная анатомия и физиология; * - основы медицинских знаний и здорового образа жизни; - безопасность жизнедеятельности.
Знание педагогом возрастных особенностей строения, функционирования и регуляции процессов жизнедеятельности отдельных органов и систем, а также организма в целом позволяет ему эффективно использовать профилактические гигиенические мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка.
Организовать игры, занятия физкультурой, труд, питание, составить расписание, провести уроки, оснастить классы светильниками, мебелью учителю помогут знания о функциональных возможностях организма, т. е. уровне его здоровья на данном воз-
растном этапе и характере влияния на него факторов экологической среды. Это позволит предупредить переутомление учащихся, которое лежит в основе развития той или иной хронической патологии, часто возникающей уже в школьные годы. Знание закономерностей физического и психического развития ребенка необходимо педагогам для правильной организации режимов труда и отдыха школьников.
Детскому организму присущи две основные характеристики: рост и развитие. Рост всех тканей и органов протекает с неодинаковой интенсивностью и заканчивается у женщин в 20 - 22 года, у мужчин в 23 - 25 лет. Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем моложе ребенок. Первоначальный рост (рост при рождении) удваивается к 5 годам и утраивается к 15. В младшем школьном возрасте длина тела увеличивается на 4-5 см, а в период полового созревания - на 6 -8 см в год.
Количественные и качественные показатели роста и развития детей зависят как от биологических (генетических), так и от социальных (образ, условия жизни, характер питания и т.д.) факторов. Изучение закономерностей роста и развития детей и подростков позволило медикам разделить все детство на несколько периодов (см. 2.1).
На практике этапы зрелости индивида можно подразделить на три периода:
До 7 лет (до поступления в школу);
До 14 лет (половое созревание, получение паспорта);
До 18 - 21 года (окончание процессов роста, социальная зре
лость).
В ходе индивидуального развития организма непрерывно изменяются морфологические, физиологические и биохимические показатели. Они определяют его функциональную готовность к той или иной деятельности и условиям существования, а также биологическую зрелость.
Физическое развитие. Одним из показателей здоровья человека и его физической работоспособности является физическое развитие - процесс изменения морфологических и функциональных признаков, присущих данному человеку, формирующихся под влиянием наследственности (генотип) и экологической среды (фенотип). Особое значение показатели физического развития имеют при оценке состояния здоровья детей.
Физическое развитие характеризуют следующие показатели:
1) соматометрические:
рост, масса, окружность грудной клет
ки, длина и окружность различных частей тела (рук, ног, груди,
голени и т.д.) и головы;
соматоскопические:
развитие скелета, форма позвоночника,
грудной клетки, ног и стопы, осанка, развитие мускулатуры и
подкожно-жировой клетчатки, степень полового развития (для подростков), а для дошкольников - появление и смена зубов (оцениваются визуально);
3) физиометрические, или функциональные: жизненная емкость легких, мышечная сила, частота дыхания и сердечных сокращений, артериальное давление и др.
Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления данных обследуемого со средними величина-jSlH (стандартами физического развития) для каждой возрастно-половой группы региона проживания. Стандарты физического развития детей и подростков для каждого возраста, пола и региона проживания ложатся в основу гигиенического нормирования (гигиенические требования к световой среде класса, размерам мебели для дошкольных учреждений и школ, одежде, обуви и всем другим предметам жизни, быта и труда детей и взрослых).
Чем моложе ребенок, тем интенсивнее его обмен веществ, т.е. тем больше требуется ему энергии и белка, которые затрачиваются на процессы роста и развития. Эти особенности детей в неблагоприятных условиях экологической среды (недостаток кислорода, питания, двигательной активности и т.д.) значительно быстрее и #езче сказываются на состоянии здоровья, что в целом приводит к остановке их роста и развития. Кроме того, в детском и подростковом возрасте не совершенны нервная и эндокринная (гормональная) системы, это снижает возможности растущего организма адаптироваться к изменяющейся внешней среде.
Интенсивный обмен веществ, процессы роста и дифференци-ровки тканей у детей и подростков до 14 лет определяют возрастные особенности состава крови, низкую мышечную выносливость. G возрастом повышается выносливость при регулярной мышечной тренировке.
Утомление мышц - это временное понижение их работоспособности после относительно большой физической нагрузки. Оно обусловлено процессами, происходящими в центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной системах. После отдыха утомление исчезает. Мышечное утомление - нормальный физиологический процесс. Однако чрезмерное мышечное напряжение вредно сказывается на состоянии организма (особенно сердечно-сосудистой системы) и может стать причиной тяжелых патологических нарушений.
С состоянием и развитием мышц связаны нормальная осанка и форма стопы. Под осанкой понимается привычное положение тела человека в покое и при движении (ходьба, стояние, сидение, работа). Формирование осанки связано с образованием и закреплением условных рефлексов (навыков) позы и начинается в раннем детстве под влиянием окружающих (если родители и учителя обращают внимание на осанку и поправляют позу учащихся). Нормальной считается осанка, наиболее благоприятная для функ-
ционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Чтобы исключить вероятность смещения центра тяжести, приводящего к изменению правильного положения таза и его размеров, девочкам противопоказано ношение обуви на высоких каблуках.
Следует помнить, что искривление позвоночника не только обезображивает фигуру, но и затрудняет работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), что приводит к большой затрате сил и быстрому переутомлению как в покое, так и при движении.
Для формирования нормальной осанки большое значение имеет мебель, которой пользуются ребенок и подросток. Кровать ребенка должна быть достаточно жесткой, а рабочее место (стол и стул) - соответствовать его росту. Большое значение имеют систематические физические упражнения, они способствуют развитию двигательного аппарата детей, повышают силу и выносливость мышц. Интенсивные умственные и физические занятия в школе (уроки труда, физкультуры и спортивные тренировки) могут приводить к повышению кровяного давления в конце учебного дня. Во время мышечной нагрузки у подростков и юношей величина максимального кровяного давления может возрастать до 180 - 200 мм рт. ст. Восстановление величины систолического давления после физической нагрузки до исходной величины осуществляется тем быстрее, чем старше ребенок. Работа сердца зависит не только от возраста, но и от общего физического развития, что, в свою очередь, зависит от образа жизни и места в нем двигательной активности.
В период полового созревания наблюдается диспропорция в развитии тела, сердца и сосудов. В этот период поступление половых гормонов в кровь ведет к дополнительному возникновению спазмов сосудов различных областей тела, в том числе сосудов головного мозга и сердца. Все это может стать причиной появления у подростков при чрезмерных физических и психических нагрузках обморочных состояний, нарушения сердечных ритмов и других функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы.
Нормальному росту и развитию организма способствуют физические нагрузки в разумных объемах, улучшающие кровообращение, снабжение органов и тканей кислородом и усиливающие обмен веществ. И наоборот, табакокурение, употребление наркотиков и алкоголя в этом возрасте усиливают имеющиеся функциональные расстройства и нарушают нормальные процессы роста и развития.
Дыхание - жизненно важная вегетативная функция, которая имеет произвольную регуляцию. Человек может произвольно изменять ритм и глубину дыхания, задержать его на определенное время, что говорит о влиянии сознания на данную функцию и^обеспечивает тонкое приспособление дыхания к текущим потреб-(||И>стям организма. Такая осознанная (условно-рефлекторная) рефляция дыхания у человека развивается в процессе выработки двигательных навыков, особенно совершенствуется она у спортсменов в процессе тренировок и проявляется в предстартовом "зменении глубины и частоты дыхания, имеющего приспособи- льное значение к повышенной физической нагрузке.
Грудная клетка в период полового созревания приобретает врму грудной клетки взрослого человека, хотя остается еще мень-ей по размеру. Формирование грудной клетки и типа дыхания канчиваются к 21 году, однако развитие органов дыхания и со-ершенствование его регуляции продолжается и у взрослых лю-ей. При этом наблюдаются значительные индивидуальные раз-ичия в зависимости от того, занимается ли человек физическим ^Трудом, спортом или ведет малоподвижный образ жизни, курит, Р-употребляет алкоголь.
% . Заболеваемость. Заболевания органов дыхания занимают по ча-4"" стоте первое место во всех возрастных группах. Их возникнове-,*кяие не только связано с наличием соответствующего возбудителя, %$ю и зависит от состояния здоровья человека. В случае ослабле-я защитных сил организма (переохлаждение, переутомление, \|ютощение, травма, курение, алкоголь и т.д.) возникают так называемые простудные заболевания. К их числу относят воспале-Шие носоглотки, гортани и бронхит, которые труднее лечить, чем f предупредить. Закаливание, занятия спортом, предупреждение ох-Ш"Лаждений, индивидуальная профилактика, т.е. ведение здорового Ц. образа жизни, - это эффективные меры предупреждения заболева-* ний органов дыхания.
Органы пищеварения ребенка имеют нежную слизистую оболочку, которая обильно снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами; этим обусловлены легкость возникновения раз-£дичных воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта более тяжелое их протекание. Определенную роль в возникновении этих заболеваний играют малая кислотность желудочного Гсока и небольшая переваривающая сила ферментов, а также не-" достаточно развитая функция печени. Это задерживает обработку " пищи и приводит к тому, что ферментативное разложение пищи заменяется бактериальным с образованием вредных продуктов. Все 1 эти особенности требуют внимания к качеству и гигиеническим условиям питания детей в школе, а также выработки у них правил застольного этикета.
Особенно большое значение в жизнедеятельности организма на любом возрастном этапе имеет взаимосвязанная регуляторная деятельность нервной и эндокринной систем. Среди желез внутренней секреции (эндокринных) особое место занимают гипоталамус, гипофиз и надпочечники, образующие единую гипота-ламо-гипофизарно-надпочечниковую функциональную систему. Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов зависит от функционального состояния этой системы, способствующей мобилизации защитных сил организма, что обеспечивается ведением здорового образа жизни.
Функциональное становление гипоталамо-гипофизарно-надпо-чечниковой системы в процессе онтогенеза в значительной степени зависит от двигательной активности детей и подростков, поэтому занятия физической культурой и спортом способствуют развитию адаптационных возможностей детского организма и являются важным фактором его сохранения и укрепления.
Гормональный баланс в организме человека оказывает существенное влияние на характер его высшей нервной деятельности. В организме нет ни одной функции, которая не находилась бы под влиянием эндокринной системы, в то же время сами эндокринные железы испытывают влияние нервной системы, что обеспечивает единую нервно-гуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности. Большинство гормонов способно изменять функциональное состояние процессов возбуждения и торможения во всех отделах нервной системы, что может приводить к глубоким нарушениям всей высшей нервной деятельности. Повреждение гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и нарушение ее функций чаще всего встречаются в подростковом возрасте и характеризуются расстройствами эмоционально-волевой сферы и морально-этическими проблемами. Подростки становятся грубыми, возможна наклонность к воровству и бродяжничеству, нередко наблюдается повышенная сексуальность.
Значительное влияние на процессы возбуждения и торможения и работоспособность нервных клеток оказывают половые гормоны. Недоразвитие половых желез вызывает ослабление нервных процессов и значительные нарушения психики с развитием умственной неполноценности. Все это свидетельствует об огромной роли гормонов в жизни человека, и даже ничтожное их количество в состоянии изменить наше настроение, память, работоспособность и пр. Союз нервной и эндокринной регуляторных систем, их гармоничное единство являются необходимым условием нормального физического и психического развития детей и подростков и связаны с ведением здорового образа жизни.
Ускорение темпов роста в подростковом периоде также связано с усилением функций половых желез, которое определяет многие стороны перестройки деятельности организма. Поэтому понятие «физическое развитие» тесно связано с половым созреванием, и его оценка должна проводиться обязательно с учетом степени полового созревания.
Половые гормоны способствуют росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процессов, общей активности организма. Мышечная сила возрастает параллельно увеличению содержания полового гормона в крови. В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, подкожного жирового слоя. В подростковом периоде окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека.
В подростковом возрасте на щитовидную железу и инсуляр-ный аппарат поджелудочной железы ложится основная нагрузка по перестройке обменных процессов в соответствии с новым качеством - переходом от ребенка к взрослому, зрелому человеку. Наследственные и индивидуальные факторы в развитии ребенка определяют, справятся ли эти железы с предъявляемыми к ним повышенными требованиями или же возникнут заболевания эндокринной железы, проявляющиеся в нарушении обмена веществ.
Чаще всего у подростков можно наблюдать: снижение функций половых желез (гипогонадизм), увеличение (тиреотоксикоз) или понижение (гипотиреоз) функции щитовидной железы и недостаточность инсулярного аппарата поджелудочной железы, которая сопровождается заболеванием сахарным диабетом. Предрасполагающими моментами в развитии этих заболеваний может стать нарушение рекомендаций здорового образа жизни.
Из болезней обмена веществ, не связанных конкретно с той или иной железой внутренней секреции, следует отметить ожирение. У подростков оно встречается довольно часто, однако в подавляющем большинстве случаев связано не с нарушением функций эндокринных желез, а с обыкновенным алиментарным ожирением. В период полового созревания как у мальчиков, так и у девочек жир откладывается с большей интенсивностью, чем в предыдущие годы, и у некоторых подростков в силу их конституциональных особенностей в организме накапливается больше жира, чем требуется. Пониженный расход энергии наблюдается у детей, предпочитающих занятия сидя и пренебрегающих подвижными играми. Ожирение - далеко не безобидное состояние: избыточная масса тела и отложения жира в клетках внутренних органов затрудняют деятельность сердца, нарушают газообмен в легких и тканях, ухудшают работу кишечника и почек. Важно учитывать, что ожирение легче предупредить, чем лечить.
Как сохранить здоровье ребенка. Взрослым, имеющим отношение к воспитанию и образованию детей, нужно помнить, что ребенок рождается с далеко не совершенной нервно-эндокринной регуляцией и координацией рефлекторных реакций. Для детей характерны обилие ненужных движений и неэкономные вегетативные реакции, так как ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга. Нормальное протекание процессов роста и развития ребенка, исключающее возможность возникновения срывов процессов адаптации вегетативных и психических функций, возможно при создании условий здорового образа жизни, таких, как рациональное питание, достаточная двигательная активность, рациональные режимы труда и отдыха, активная познавательная деятельность.
Деятельность вегетативной нервной системы происходит вне сферы нашего сознания, однако нарушение ее функционального состояния существенно сказывается на общем самочувствии и эмоциональной реактивности человека: наблюдаются раздражительность, расстройство сна, неадекватность поведения, растор-моженность инстинктивных форм поведения (повышенный аппетит, агрессивность, гиперсексуальность).
Координация движений ребенка должна развиваться и совершенствоваться постепенно и планомерно. Произвольные движения человека приобретаются в процессе обучения и регулируются корой головного мозга, отдельные участки которой отвечают за деятельность различных частей тела (ноги, руки, голова, лицо, туловище и т.д.).
Наиболее широко вовлекаются в совместную деятельность различные отделы головного мозга при протекании психических процессов, связанных с образованием сложных функциональных. систем, состоящих из большого числа нервных структур, расположенных в различных зонах коры головного мозга и подкорковых структурах. Поэтому негативное влияние табака, алкоголя, наркотиков в той или иной степени сказывается на высших психических функциях человека, особенно растущего и находящегося в состоянии развития.
Адаптация организма к природным, техногенным и социальным факторам среды обусловлена возможностью формирования у него в процессе жизни индивидуальных условных рефлексов, их многообразием, прочностью и подвижностью, т.е. способностью к изменению, что и составляет приобретенный жизненный опыт человека - его знания, умения, навыки, привычки, вкусы, манеры, характер и т.д.
Кора головного мозга - наиболее позднее образование центральной нервной системы, она отвечает за высшие психические функции (память, мышление, речь, воля и др.) и особенно чувствительна к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Вот почему факторы, разрушающие здоровье, в первую очередь оказывают повреждающее действие на кору головного мозга, что приводит к снижению адаптационных возможностей организма и даже к потере уже имевшихся навыков.
Наше время характеризуется тем, что скорость изменения как природной, так и социальной среды в несколько раз превышает
скорость адаптации к ним человеческого организма, это зачастую приводит к срывам адаптационных процессов и возникновению ряда болезней, прежде всего сердечно-сосудистой и иммунно-эн-докринной систем.
Чтобы защитить свой организм от неблагоприятных влияний окружающей среды, поведение человека (и населения в целом) должно быть направлено на сохранение своего здоровья.
Так, для сохранения здоровья (жизни) человек должен питаться, т.е. удовлетворять врожденную пищевую потребность; для сохранения себя как вида должен размножаться, т. е. удовлетворять врожденную половую потребность и потребность воспитать ребенка; для ориентирования во времени и в пространстве - учиться, т. е. удовлетворять врожденную познавательную потребность; для создания условий обитания и жизни (дом, одежда, обработка земли и т.д.) - работать, т.е. удовлетворять социальную потребность, сочетающуюся с потребностью в мышечном движении, и т.д.
Учитель должен знать, что ребенок не является уменьшенной копией взрослого человека. Организм ребенка по сравнению с организмом взрослого имеет существенные различия, делающие его более чувствительным и ранимым к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Большинство болезней соматической и психической природы закладываются в детстве и отрочестве. Поэтому от того, в каких условиях происходит рост и развитие ребенка, какие факторы природной, социальной среды воздействуют на него, какой образ жизни он ведет, таким будет его здоровье. Создание благоприятной среды обитания учащихся в условиях школы - условий для труда и отдыха, питания и физической активности - находится в руках педагогов и во многом зависит от их инициативы, основанной на понимании приоритетной роли здоровья для молодого поколения.
Особенно следует подчеркнуть, что психические функции и социальная зрелость существенно отстают от анатомической и физиологической зрелости, что проявляется в незрелости мышления, неспособности самостоятельно принимать решения, когда поведение детей и подростков подражательно и они склонны к внушению. Психика детей впитывает как губка все то, что их окружает: поступки, привычки, вкусы других людей становятся предметом для подражания. Именно поэтому так важно правильно формировать у них понимание здорового образа жизни, когда самой большой ценностью является здоровье - свое и окружающих.
Поскольку любое поведение находится под влиянием окружающей среды, то и поведение здорового образа жизни можно прививать и воспитывать. Но это требует усилий со стороны всех окружающих взрослых. Только тогда, когда родители, учителя, друзья, родственники своим примером будут утверждать здоровый образ
жизни как норму, можно будет существенно изменить в лучшую сторону здоровье наших детей, а значит, и будущее страны.
Человек индивидуален по своим наследственным качествам, стремлениям и возможностям. Поэтому система его жизненных установок и пути их реализации также индивидуальны. Чтобы быть здоровым и успешным, нужны собственные постоянные усилия, определяемые знаниями о факторах, формирующих и разрушающих здоровье, что, как и другие знания, должно закладываться в школе. Роль учителя здесь огромна. Именно родители и учителя являются главными примерами для подражания, их поступки и действия порой запоминаются на всю жизнь.
Вопросы и задания
1. Какой физиологический механизм лежит в основе определения
здоровья и болезни?
2. Дайте определение понятия «здоровье», принятого Всемирной орга
низацией здравоохранения.
3. Перечислите, какие показатели характеризуют индивидуальное и
коллективное здоровье.
4. Какие факторы влияют на индивидуальное и коллективное здоровье?
5. Как называется форма поведения, позволяющая использовать про
шлый опыт для решения новых задач?
6. Дайте характеристику условным рефлексам и укажите условия, в
которых происходит их формирование.
7. Что является результатом деятельности функциональной системы
любого уровня?
8. Дайте определение понятиям «функциональная система саморегу
ляции» и «функциональная система поведения».
9. Назовите врожденные биологические потребности и врожденные
(инстинктивные) формы поведения.
10.Определите роль потребности и мотивации в формировании при
обретенного индивидуального поведения человека.
11.Дайте определение здорового образа жизни с позиций теории
функциональных систем поведения.
12.Определите роль памяти в формировании индивидуального пове
дения.
13.Сформулируйте основные принципы поведения с целью обеспе
чения личной безопасности человека.
14.Перечислите основные периоды роста и развития детей и под
ростков и их отличительные морфофункциональные особенности.
15.Какие закономерности роста и развития организма детей и под
ростков вы знаете?
16.Какие факторы наследственности и окружающей среды влияют
на рост и развитие детей и подростков?
17.Перечислите факторы экологической среды человека и их роль в
формировании его здоровья.
II |
ЧАСТЬ
ФАКТОРЫ СРЕДЫ,
ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
В этой части мы знакомим читателя с принципами формирования здорового образа жизни - ведущими факторами, формирующими здоровье человека.
Напомним, что здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения, направленная на рациональное удовлетворение биологических (пищевая, двигательная, познавательная, половая и т.д.) и социальных (профессионализм, уровень образования, уровень жизни, наличие работы, семьи и т.д.) потребностей, вызывающая положительные эмоции и способствующая профилактике болезней и несчастных случаев.
Если в раннем детстве здоровье ребенка зависит преимущественно от образа жизни семьи, в которой он воспитывается, то в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды. Поведение подростков мотивировано уже не только биологическими, но и социальными потребностями, к которым можно отнести моду на какие-то пищевые предпочтения или диеты, пренебрежение правилами безопасного репродуктивного поведения, чрезмерное увлечение каким-либо одним видом деятельности (например, работой на компьютере), нерациональное построение режимов труда и отдыха и т.д. Все эти формы неправильного с точки зрения сохранения здоровья поведения приводят к возникновению самых разных заболеваний, избавиться от которых очень сложно, а порой просто невозможно.
Здоровье дается человеку от рождения, но, чтобы сохранить его на всю жизнь, он должен с раннего детства и до глубокой старости постоянно заботиться о его укреплении.
Однако у человека много соблазнов и велико стремление к приятным ощущениям, для многих это связано с тем, что не требует напряжения и усилий. Вместе с тем приятное для человека часто является неприятным для его собственного организма.
Основа здорового образа жизни - выбор полезного приспособительного поведения: закрепление привычки сделать полезное приятным, уметь отказаться от моды и собственных желаний во имя нужного для организма вида деятельности. Следует с детства формировать у ребенка и подростка понятия о том, что здоровый образ жизни требует от человека работы, а праздный - всегда влечет за собой ухудшение здоровья.
ГЛАВА 4 ПИТАНИЕ