Приснился Бог — что это значит? Значение сновидения Бог.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Страховые взносы по ГПД в 2018-2019 годах так же, как и взносы, начисляемые на доходы работников, оформленных по трудовым договорам, рассчитываются и уплачиваются с учетом обновившихся правил. Поскольку использование гражданско-правовых договоров для оформления отношений с лицами, не входящими в штат, является необходимым условием для обеспечения нормальной деятельности, к нюансам работы с такими договорами стоит отнестись с особой внимательностью.

Отличие ГПД от трудового договора

При заключении гражданско-правового договора (ГПД) необходимо внимательно проследить за тем, чтобы его условия исключали даже относительную возможность отнесения к форме трудового соглашения. В судебной практике такая переквалификация не является редкостью, а последствия ее чреваты не только уплатой штрафа, но и доначислением страховых взносов и пеней за их несвоевременную уплату.

ВАЖНО! Трудовые отношения с работником регламентируются Трудовым кодексом РФ, а гражданско-правовые отношения с физическим лицом — гражданским законодательством.

Чтобы избежать возможных проблем, в условиях договора должны быть соблюдены следующие особенности:

1. Предметом ГПД является выполнение определенной услуги, работы или передача имущественных прав, а не исполнение трудовой функции по профессии. Итогом работ должен быть овеществленный результат в виде, например, завершенного проекта, собранного оборудования, оказанных услуг аренды. Соответственно, и основанием для оплаты является не табель учета рабочего времени, заявление или приказ, а акт выполненных работ (оказанных услуг).

2. Работник по такому договору не является штатным, а значит, к нему не могут предъявляться требования по соблюдению внутреннего распорядка и субординации согласно иерархической структуре компании, а также стандарты установления оклада согласно штатному расписанию. А значит, и в ГПД не будет подобных условий.

3. Порядок оплаты по ГПД определяется соглашением сторон и не регламентируется ТК РФ. Таким образом, выплата вознаграждения возможна только после завершения обусловленных договором работ или передачи прав на имущество, если только в его условиях не указана необходимость совершения предоплаты.

4. В отличие от трудового соглашения такой договор вне зависимости от его предмета, статуса сторон и особых условий всегда имеет конечный срок действия и носит разовый характер.

5. В случае оказания услуг по ГПД особенное внимание нужно обратить на периодичность их предоставления. Если по договору регулярно будут проходить акты выполненных работ или оказанных услуг на суммы соотносимого размера, это будет считаться явным признаком замаскированных трудовых отношений и привлечет внимание проверяющих.

Расчет страховых взносов по договорам ГПХ в 2018-2019 годах: особенности

Одним из важнейших достоинств оформления отношений с физическим лицом в гражданско-правовом ключе является возможность сокращения сумм начисляемых страховых взносов, а иногда и полное отсутствие необходимости их начисления.

Чтобы разобраться, какие же выплаты облагаются взносами, а какие нет, необходимо четко определить предмет договора и его соответствие одной из категорий, перечисленных в ст. 420 НК РФ:

Предмет договора

Облагается ли вознаграждение страховыми взносами

Подряд, оказание услуг

Облагается

Облагается, за вычетом суммы подтвержденных расходов

Отчуждение прав на результаты интеллектуальной деятельности

Облагается сумма, уменьшенная на сумму подтвержденных расходов

Передача во владение или временное пользование имущества (в т. ч. договоры аренды, дарения)

Не облагается

Возмещение расходов добровольцев в благотворительных организациях

Не облагается, за исключением расходов на питание, превышающих размер суточных согласно п. 3 ст. 217 НК РФ

Участие в мероприятиях FIFA-2018

Не облагается

Возмещение расходов на профессиональную подготовку кадров, в т. ч. ученические договоры

Не облагается

В случае заключения договора со смешанным предметом, например, предусматривающего как продажу имущества, так и услуги, связанной с его передачей, взносы необходимо начислять лишь по той части вознаграждения, которая подлежит обложению. Поэтому в таких ГПД необходимо разграничивать суммы дохода физического лица по облагаемой и необлагаемой частям.

Начисление взносов не зависит от того, в каком виде заключен договор ГПХ: на бумаге или электронно .

Когда платить взносы с аванса «физику»-подрядчику, узнайте .

5. Если договор ГПХ заключен с физическим лицом в статусе индивидуального предпринимателя, тогда страховые взносы он обязан начислять и платить самостоятельно. Это связано с тем, что в свете ст. 419 НК РФ частные предприниматели выделены в отдельный класс плательщиков.

Об особенностях расчета и уплаты взносов самозанятыми лицами читайте .

Лимит расходов по уменьшению облагаемой базы по страховым взносам

В случае с авторскими вознаграждениями, а также договорами на отчуждение прав на результаты интеллектуальной деятельности, суммы расходов, на которые может быть уменьшена облагаемая база, должны быть подтверждены документально и иметь прямую связь с получением такого дохода (п. 8 ст. 421 НК РФ). Объем неподтвержденных документами расходов лимитирован (п. 9 ст. 412 НК РФ). Лимиты установлены в процентах к начисляемому вознаграждению:

  • на создание и исполнение литературных произведений, научных разработок и трудов — 20%;
  • на создание музыкальных произведений, не связанных с театральной сферой или с аудиооформлением видеофильмов — 25%;
  • на создание художественных, архитектурных, аудиовизуальных произведений, фотографий — 30%;
  • на изобретения, открытия и создание промышленных образцов — 30% от суммы дохода физического лица, полученного за первые 2 года использования результатов работ;
  • на создание скульптур, декоративной и оформительской графики, а также музыкальных произведений, предназначенных для театральной сферы или кинофильмов, — 40%.

О том, в каких случаях доходы по ГПД не облагаются НДФЛ, читайте .

Ставки страховых взносов по ГПХ в 2018-2019 годах

По установленным ст. 426 НК РФ правилам на 2017-2020 годы размер страховых взносов для исчисления с сумм вознаграждения по договорам ГПХ составляет:

  • по обязательному пенсионному страхованию — 22% с учетом предельной базы для исчисления и 10% с доходов, превышающих ее;
  • по обязательному медицинскому страхованию — 5,1% (предел базы доходов для этих взносов не устанавливается).

Предельная база исчисления страховых взносов по пенсионному страхованию равна:

  • в 2019 году — 1 150 000 руб. (постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426);
  • в 2018 году — 1 021 000 руб. (постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378).

Однако величина предельной базы и тарифы, зависящие от нее, перестают играть свою роль, если налогоплательщик имеет право на применение пониженных тарифов по взносам.

Применение пониженных и дополнительных тарифов взносов по ГПД

В ст. 427, 428 НК РФ четко регламентируются случаи, когда плательщик может использовать пониженные тарифы страховых взносов или, наоборот, должен применить дополнительный тариф .

Ситуация с пониженным тарифом в отношении договоров ГПХ довольно проста: если плательщик пользуется правом на снижение страховых взносов для штатных работников, оно имеет право на применение таких же тарифов и по гражданско-правовым договорам.

Более сложный анализ предстоит перед принятием решения о начислении дополнительных взносов. Как известно, это касается работ, которые проводятся в опасных и вредных для здоровья условиях труда: законодатель перечисляет профессии, подлежащие обложению дополнительными взносами на пенсионное страхование в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Таким образом, если в соглашении ГПХ предметом являются работы, связанные с выполнением обязанностей по таким профессиям, или в нем прямо указано на то, что работы проводятся в опасных условиях, то и начисление дополнительных взносов необходимо. Такой же подход должен быть соблюден и в случае, когда местом выполнения работ является территория предприятия, которой результатами специальной оценки труда был присвоен определенный класс опасности или вредности.

Однако в ситуации, когда в договоре не указано место проведения работ или формулировка предмета договора расплывчата и прямо не свидетельствует об осуществлении труда в условиях повышенной опасности, предприятие может не начислять дополнительные взносы на страхование. Но, пользуясь такой возможностью, необходимо понимать, что на случай проверки нужно готовиться отстаивать свою позицию в судебных органах.

Оплата и отчетность по страховым взносам ГПД в 2018-2019 годах

С 2017 года отчетность по страховым взносам (за исключением взносов на страхование от несчастных случаев и производственного травматизма, расчет по которым продолжает принимать ФСС) подается в ФНС. Форма этого расчета является общей для всех взносов, курируемых ФНС. Утверждена она приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551. Сдать расчет следует не позднее 30-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного квартала.

В данном отчете никак не выделяются суммы выплат по ГПД, поэтому главное для бухгалтера — это правильно определить облагаемую и необлагаемую страховыми взносами части выплаченных доходов.

Более подробно о правилах заполнения нового расчета читайте .

Отчетность по застрахованным лицам не ограничивается единой формой расчета, поданной в ФНС. Ежемесячно необходимо подавать в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М , в котором должны быть указаны не только все сотрудники, работавшие за отчетный период в организации, но и все физические лица, с которыми были заключены договоры ГПХ.

ВАЖНО! Подача уточняющих отчетов по форме СЗВ-М не предусмотрена, поэтому исправление ошибок в нем путем подачи корректирующей формы может обернуться для предприятия штрафными санкциями.

Кроме прочего, несмотря на переход функций контроля за начислением и уплатой страховых взносов по пенсионному обеспечению к ФНС, все плательщики обязаны ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, предоставлять персонифицированные данные о стаже застрахованных лиц в Пенсионный фонд по форме СЗВ-СТАЖ , утвержденной постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п.

Итоги

Несмотря на очевидную привлекательность использования договоров ГПД из-за возможности начисления страховых взносов на предусматриваемые ими выплаты в меньшем размере, их юридическая составляющая требует аккуратности в формулировках условий договора. Для бухгалтера наличие внештатных работников будет означать необходимость тщательного сбора и изучения подтверждающих возможность неуплаты страховых взносов документов, а также совместную с юристом работу для исключения из договоров ГПХ формулировок, предполагающих негативные последствия для бизнеса.

Предположим, вы заключили с лицом договор ГПХ. Налоги и взносы с выплат по нему надо платить? Какие-то, безусловно, надо.

Начнем с налогов. Договор ГПХ - это договор гражданско-правового характера, он же гражданско-правовой договор, или ГПД. Если организация (или ИП) заключила ГПД на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, не являющимся предпринимателем, то с вознаграждения, выплачиваемого исполнителю по этому договору, она должна будет исчислить, удержать и уплатить НДФЛ (п. 1, 2 , , 6 ст. 226 НК РФ , Письмо Минфина от 26.05.2014 № 03-04-06/24982).

И даже если в ГПД будет прописано, что физлицо самостоятельно должно уплатить НДФЛ с суммы своего вознаграждения, обязанность по исчислению и уплате НДФЛ все равно будет лежать на другой стороне - организации или ИП, поскольку именно она в данном случае является налоговым агентом (Письмо Минфина от 09.03.2016 № 03-04-05/12891).

А какими страховыми взносами облагается гражданско-правовой договор, точнее выплаты по нему? Об обложении страховыми взносами договоров гражданско-правового характера расскажем ниже.

Договора ГПХ: облагаются страховыми взносами в 2018/2019?

С выплат по многим договорам ГПХ страховые взносы на ОПС и ОМС должны быть начислены в общем порядке (п.1 ст.420 НК РФ). Это договоры на оказание услуг (ст. 779 ГК РФ), выполнение работ, подряда (ст. 702 ГК РФ), авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ) и др. Соответственно, в Расчет по страховым взносам 2018/2019 договоры ГПХ нужно включать.

Вместе с тем страховые взносы с выплат по гражданско-правовому договору, предметом которого является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, передача имущества в пользование, не начисляются (п.4 ст.420 НК РФ). Речь идет о договорах купли-продажи, аренды, займа и т.д. То есть если, к примеру, работник предоставит организации заем, то с суммы процентов, выплаченных работнику, никакие страховые взносы начислять не придется.

Гражданско-правовой договор: взносы по ВНиМ и "на травматизм"

Вознаграждения, выплаченные в рамках любых договоров ГПХ, не облагаются взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) (пп.2 п.3 ст.422 НК РФ). И взносы «на травматизм» с договоров гражданско-правового характера по общему правилу не начисляются. Исключение составляет случай, когда начисление взносов на "несчастное" страхование прямо предусмотрено ГПД (

Морана (Мара, Морена) – могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.

Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».

Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.

Её символы – Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем…

Соломенное чучело, которое и сейчас все еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Танатос (др.-греч. «смерть») - в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Живет на краю света. Упоминается в «Илиаде».

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он - единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.

Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом. У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Аид у греков или у римлян Плутон (греч.- «богатый») - в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Геката , в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой.

БИБЛЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Всадник Смерть (Мор) – четвертый и последний всадник, вооруженный косой, время его появления – Апокалипсис.

Более подробна о библейских Ангелах Смерти можно прочитать !

ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Анубис , в египетской мифологии бог – покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета.

Осирис - бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Эрешкигаль - в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства (страны Кур). Эрешкигаль – старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия и супруга Нергала – бога подземного царства и палящего солнца. Под властью Эрешкигаль – семь (иногда больше) судей подземного мира ануннаков. На входящего в подземный мир Эрешкигаль направляет «взгляд смерти». Упоминается в «Некрономиконе» в той же роли властительницы подземного царства.

Нергал . Бог болезней, войны и смерти. Первоначально считался олицетворением разрушительной, губительной силы палящего Солнца, позже приобрёл отчётливые черты бога смерти и войны. Соответственно, Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам бог изображался как насылающий опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму. Название «рука Нергала» распространялось на чуму и прочие инфекционные болезни.

ИРЛАНДИЯ (КЕЛЬТЫ)

Бадб («неистовая») – считалась богиней войны, смерти и сражений. Появление Бадб во время битвы вселяло в воинов отвагу и безумную храбрость, и наоборот отсутствие богини вызывало неуверенность и страх. От действий Бадб в немалой степени зависел исход сражений. Она существовала и в качестве отдельного персонажа, и в виде одного из аспектов триединой богини; двумя другими были Немаин и Маха. В результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Немаин превратились в баньши - дух, стоны которого предвещали смерть, в том числе и тем, кто не участвовал в битве.

Немаин («ужасная», «злобная»), в ирландской мифологии богиня войны. Вместе с Бадб, Морриган и Махой она оборачивалась прекрасной девой или вороной, кружившей над полем битвы. Случалось, что Немаин являлась возле бродов в облике прачки, предсказывающей судьбу. Так Кухулин накануне своей последней битвы видел, как прачка, плача и причитая, полоскала ворох его собственного окровавленного белья.

Морриган («Королева призраков») - богиня войны в ирландской мифологии. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Морриган также ассоциировалась с сексуальностью и плодовитостью; последний аспект позволяет её отождествлять с матерью-богиней.

ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Хель (др.-исл. Hel) - повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной).

Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.

Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.

Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

МИФОЛОГИЯ МАЙЯ

Ах Пуч (Ah Puch) – бог смерти и владыка мира мертвых

Миктлансиуатль (исп. Mictlancihuatl) - супруга Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней Миктлана. Изображалась в виде скелета или женщины с черепом вместо головы; была наряжена в юбку из гремучих змей, являющихся одновременно существами как верхнего, так и нижнего мира.

Её почитание в какой-то мере сохранилось в современном мире в форме почитания Святой Смерти (Santa Muerte) на мексиканском (Día de Muertos).

Кими (Cimi) – бог смерти

Апух - в мифологии майя бог смерти и король Метнала (преисподней). Он изображался как скелет или труп, украшенный звонками, иногда с головой совы.

Хине-Нуи-Те-По , богиня Подземного царства, учит в определенные периоды держать «двери в прошлое» и не отягощать свою жизнь и отношения с людьми воспоминаниями и горьким опытом

ИНДИЯ

Кали . Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга разрушителя Шивы. Как Кали Ма («черная мать») она является одним из десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина. Внешний вид ее почти всегда устрашающий: смуглая или черная, с длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнаженной или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой – на его грудь. У Кали четыре руки, на руках – похожие на когти ногти. В двух руках она держит меч и отрубленную голову великана, а двумя другими соблазняет тех, кто ей поклоняется. На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык ее высунут, у нее длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв.

На своей шее она носит ожерелье из черепов, на котором выгравированы санскритские буквы, считающиеся священными мантрами, при помощи которых Кали и творила, соединяя Стихии.

ВОСТОЧНАЯ МИФОЛОГИЯ

Богиня смерти Найне , ей поклонялся древний народ Индонезии.

Дзигокудаю , в японской мифологии – богиня смерти, владычица загробного мира. На гравюре Таисё Ёситиси ухмыляющиеся демоны держат зеркало перед Дзигокудаю, владычицей загробного мира, которая видит свое отражение в облике скелета - это ее истинный образ.

Эмма - в японской мифологии бог-властитель и судья мертвых, который правит подземным адом - дзигоку. Так же его часто называют Великий царь Эмма. И в древности, и в современности его изображали большим человеком с красным лицом, глазами навыкат и бородой. Ему подвластно многотысячная армия, которой управляют восемнадцать военачальников, а в личном распоряжении находятся демоны и стражники с лошадиными головами.

Идзанами - в синтоизме богиня творения и смерти, рождённая вслед за первым поколением небесных богов, супруга бога Идзанаги. До ухода в царство мёртвых богиня носила титул Идзанами-но микото (букв. «высокое божество»), после этого события и расторжения брака с Идзанаги - Идзанами-но ками («богиня», «дух»).

В разных религиях мира есть божества, которые непосредственно связаны со смертью. В одном случае - это проводники душ в другой мир, в другом - подземные божества и правители загробного мира, а в третьем - тот, кто забирал душу человека в момент смерти. Интересно, что все эти существа управляли мертвыми, но никак не определяли, сколько же человеку жить.

Для человека смерть, как и рождение, является важнейшей составляющей жизни. Именно поэтому боги смерти являются важной составляющей религии и мифологии, могущественными и властными. В некоторых культах верующие даже поклоняются им. О самых известных богах смерти и пойдет речь.

Аид и Танатос. Древнегреческая мифология известна многим. Бог подземного царства в ней - Аид, являлся братом самого Зевса. Ему после разделения мира досталось подземное царство, которое он и стережет. Проводником сюда является Гермес, который вообще довольно многогранное божество. Существовал у греков еще и бог умирания - Танатос. Но его другие обитатели Олимпа не особенно уважали, считая равнодушным к жертвам человека. Танатос являлся братом бога сна, Гипноса. Греки часто изображали смерть и сон рядом, как черного и белого юношей. У Танатоса в руках был погасший факел, символизирующий конец жизни. А царство самого Аида описывали, как мрачные поля с бледными полями. Там обитают бесплотные невесомые души, которым жалуются на унылую жизнь без света и желаний. И в этом царстве раздаются тихие стоны, как шелест увядших листьев. Вернуться же из царства печали Аида нет никакой возможности. Неудивительно, что греки боялись попадать сюда. Мрачный Аид считался олимпийским богом, поднимаясь наверх по делам. Его женой была Персефона, дочь Зевса и Деметры. Отец разрешил ей две трети жизни проводить на земле. С царством мертвых и Аидом связано немало легенд. Тут и Сизиф, который за свой обман смерти был приговорен вечно поднимать один и тот же камень. А Орфею в знак признания его талантов Аид даже разрешил забрать свою Эвридику. Были у Аида и свои бессмертные помощники - чудовища и божества. Самым известным из них является Харон, который перевозил умерших через реку Стикс.

Анубис и Осирис. Анубис для древних египтян считался проводником в мир умерших. Его изображали в виде человека с головой шакала. И нельзя сказать, что это животное для символа бога было выбрано наугад. Дело в том, что шакал внешне является мелким хищником, от которого угрозы первоначально не ждешь. Но животное действительно может символизировать смерть. Шакалы питаются мертвечиной, их вой напоминает вопли отчаявшихся, также это очень хитрое существо. До появления культа Осириса именно Анубис являлся главным божеством Западного Египта. Осирис же являлся отцом этого проводника и царем загробного мира. Вместе со своим сыном он судил умерших. Анубис держал в своих руках весы Истины, на одну из чаш которых клали сердце человека, а на другую - перо богини Маат, символизирующее справедливость. Если сердце оказывалось таким же легким, то умерший попадал на прекрасные и плодоносный райские поля. В противном случае его пожирал чудовищный монстр Амат - лев с головой крокодила. И это уже означало окончательную смерть. По одной из легенд Осирис был фараоном Египта, научив людей земледелию, виноделию и садоводству. Убитый своим братом, Сетом, Осирис был собран по частям и воскрешен Ра. Но божество решило не возвращаться на землю, оставив ее своему сыну Гору. Осирис же выбрал для себя царство мертвых.

Хель. В мифологии древних скандинавов царством мертвых правила Хель. Она была дочерью хитрого бога Локи и огромной великанши Ангробды. В мифах рассказывается, что Хель унаследовала от своей матери высокий рост. Это была богиня наполовину темно-синей, а на половину - мертвенно бледной. Неслучайно ее еще называли Сине-белой Хель. Говорили, что бедра и ноги богини были покрыты трупными пятнами и оттого разлагались. Это было связано с тем, что смерть представлялась в виде скелета, на образ Хель переносились черты трупа. Ее царство является унылым местом, где холодно и темно. Считалось, что Хель получила власть над царством мертвых от Одина. Туда попадают все умершие, за исключением героев, забранных валькириями в Вальхаллу. Там воины сражаются, убивают друг друга и воскрешают снова и снова. Так они показывают победу над смертью. Самое известное упоминание о богине встречается в мифе о Бальдре. После смерти он оказался пленником Хель. Он почти смог вырваться из царства мертвых, но хитрый Локи помешал этому. Древние скандинавы считали, что когда состоится Последняя битва - Рагнарек, Хель поведет армию мертвецов штурмовать небеса.

Идзанами. В синтоизме этой богине приписывают власть над творением и смертью. Вместе со своим мужем Идзанаги она создала землю и всех ее обитателей. После этого Идзанами родила нескольких других богов, которые смогли управлять миром. Вот только Кагуцути, бог огня, опалил свою мать, и та после тяжелой болезни отправилась в страну вечного мрака, Еми. Не помогли даже мольбы и слезы любимого. Но Идзанаги не смог жить без нее и отправился за любимой. Но во мраке он услышал голос жены, которая сказала ему, что уже поздно изменить что-либо. Тогда Идзанаги зажег факел, чтобы в последний раз посмотреть на любимую. Вместо нее он увидел чудовище, истекающее гнем и окруженное монстрами. Порождения тьма набросились на Идзанаги, тот еле успел бежать, закрыв проход в царство мертвых скалой. Интересно, что этот миф чем-то схож на сказание об Орфее и Эвридике. Поиски своей любимой в царстве мертвых - это вообще популярный в мифологии сюжет. В реальности люди часто расстаются из-за смерти одного из супругов. Вот и появляются мифы о том, как почти удалось вернуть любимых из царства мертвых.

Миктлантекутли. В Южной Америке царство мертвых и ее властелин изображались похожим в других культурах образом. У ацтеков богом загробного мира был Миктлантекутли, который выглядел, как окровавленный скелет или же просто человек с черепом на месте головы. Жуткий образ сопровождался стильными совиными перьями на голове и ожерельем из глаз людей на шее. Сопровождают бога летучая мышь, сова, паук и жена Миктлансиуатль. Ее изображали похожим образом, к тому же у нее была еще и юбка из гремучих змей. А живет пара в доме без окон, расположенном на дне Преисподней. Чтобы попасть к ним в гости, умершему приходилось проделывать четырехдневное путешествие. И путь был нелегким - между рушащимися горами, по пустыням, преодолевая ледяной ветер и спасаясь от змей и крокодилов. А на берегу подземной реки умерший встречал проводника в виде небольшой собачки с рубиновыми глазами. На своей спине она и перевозила души во владения Миктлантекутли. Покойник отдавал богу те дары, которые ему положили в могилу родные. По степени богатства подарков Миктлантекутли и определял, на какой уровень преисподней отправить новичка. Надо сказать, что ничего хорошего там не было. Только погибшие в сражении воины и принесенные в жертву пленники попадали в особый мир, наподобие Вахаллы. Отдельный загробный мир был у утопленников, которых считали гостями бога воды. Да и у женщин, скончавшихся во время родов, было свое обиталище.

Сатана. В иудаизме, христианстве и исламе это главный противник небесных сил. У этого бога есть немало имен, самые известные - Люцифер, Дьявол, Мефистофель, Веельзевул, Шайтан. Библия рассказывает, что Сатана был изначально ангелом, совершенным и мудрым. Но обитатель Эдема возгордился и пожелал быть равным самому Богу. Тогда его низвергли на Землю вместе с друзьями, которые стали демонами. Именно Сатана и виновен в изгнании людей из рая, соблазнив Еву вкусить запретный плод познания. А в иудаизме Сатана всего лишь ангел-обвинитель, который позволяет человеку сделать выбор. Это божество отождествляется с дурными наклонностями и ангелом-смерти. Пасть Сатаны часто считалась входом в ад, попасть туда означало быть сожранным Дьяволом. Общепринято считать, что именно Сатана и руководит адом, куда попадают все грешники. А забиралась жизнь у людей с помощью посланных Богом ангелов смерти. Самими известными из них считались Абаддон и Азраил.

Эрешкигаль. Название этой богини дословно обозначает «великая подземная госпожа». У шумеров Эрешкигаль являлась хозяйкой подземного царства Иркаллы. Ее старшей сестрой была Инанна (Иштар), богиня любви и плодородия, а мужем - Нергал, бог подземного царства и солнца. У Эрешкигаль в подчинении было семь судей подземного мира. Существовал в Вавилоне и посвященный богине храм, в Куте. У шумеров Иштар олицетворяла весну и лето, а Эрешкигаль - осень и зиму, то есть смерть и увядание. Позднее ее наделили властью и над загробным миром и смертью. Одна из самых известных песен об Эрешкигаль говорит о ее коварстве, о том, как она заставила Иштар пожертвовать своим супругом. Есть и известный миф о том, как она вступила в брак с Нергалом. Эрешкигаль отказалась присутствовать на пире небожителей. Чтобы наказать ее, в царство мертвых был послан воинственный Нергал. Но он не только не покарал ее, но и взял богиню в жены, оставшись с ней в Иркалле.

Оркус и Плутон. У древних римлян первоначально богом смерти считался Оркус. Еще у этрусков он считался мелким демоном, но затем его влияние расширилось. Его изображали бородатым и крылатым веществом, который забирает человеческие души в свое царство. Ставший загробным правителем, Оркус вобрал в себя черты другого подобного божества, Дис Патера. А позже он сам стал частью образа бога Плутона. Плутон являлся римским вариантом Аида, вобрав многие его черты. Он считался братом Юпитера и Нептуна. Плутон считался гостеприимным богом, вот только никого обратно не отпускал. Сам бог появлялся на поверхности земли редко, исключительно для выбора очередной жертвы. Говорили, что Плутон ищет на земле трещины, чтобы лучи солнца не могли бы осветить его мрачное царство. А ездит он на колеснице, запряженной четверкой черных лошадей. Женой же его считается богиня растений Прозерпина, которая царит с ним в подземном мире.

Санта Муэрте. Если о большинстве религий мы говорим в прошедшем времени, то Санта Муэрте распространена и сегодня. Этот культ присутствует главным образом в Мексике, но встречается и в Америке. Люди поклоняются одноименному божеству, которое и является воплощением смерти. Этот культ родился на основе смешения мифов аборигенов Мексики и католицизма. Для местных жителей вполне естественно поклоняться подобным божества, что проявляется в праздновании «Дней Мертвых» даже среди католиков. Поклонники Санта Муэрта полагают, что обращенные к ней молитвы доходят, и она может исполнять желания. В честь божества строят часовни. Само оно представляется, как женский скелет в платье. Жертвоприношениями же являются сигареты, шоколад и алкогольные напитки. Наиболее фанатичные верующие даже совершают в честь богини ритуальные убийства. Бедных людей эта религия привлекает тем, что перед Санта Муэрте все равны, в том числе и преступники. Власти Мексики объявили культ сатанистским, проводя репрессии против его поклонников. Да и представители католической церкви объявили, что у этой религии нет ничего общего с христианством. Но число последователей Санта Муэрте все равно растет.

Барон Самди. Это божество присутствует в религии вуду. Барон Самди связан не только с мертвыми и смертью, но и с сексом и появлением на свет детей. Изображают божество в виде стильного скелета, на котором красуется черные фрак и цилиндр. Он выглядит, как будто гробовщик. Да гроб к тому же является еще и его символом. На Гаити на каждом новом кладбище полагается посвящать первую могилу именно Барону Самди. Он может вселяться и в людей, делая их помешанными на еде, алкоголе и сексе. Барон Самди считается также покровителем бандитов. А празднование Дня мертвых на Гаити превращается по сути в бенефис божества. У его могилы собираются паломники. Они распевают в его честь песни, курят и пьют крепкий ром. Крест же на могиле Барона вовсе не христианский, а символ перекрестка дорог.

Яма. В буддистской традиции это божество отвечает за судьбу умерших и распоряжается адом. Мир Ямы именуется «небесами без сражений» - это первый уровень, который никак не связано с нашей жизнью и ее проблемами. В Китае считается, что Бог Смерти Яньло-ван живет в подземном мире Юду. В его руках щетка и книга с судьбами умерших. Сам правитель имеет лицо лошади и голову быка. Стражники приводят к Яньло-вану души людей, а он вершит суд. Добродетельные удачно перерождаются, а грешники попадают в ад или перерождаются в других мирах. В Китае Яньло-вана рассматривают больше, как чиновника, нежели как божество. У тибетцев роль Яма играет Шиндже, владыка смерти. Он занимает центральное положение в описании жизни после смерти. Легенды гласят, что Шиндже сидит в самом центре ада и определяет дальнейшие судьбы душ.

Свапнешвари - индийская богиня сновидений.

Введение.

В божественную природу сна люди верили всегда. У разных народов мира существуют традиции и поверья, связанные со сновидениями. Толкованием снов занимались только избранные люди, которые обучались этому мастерству долгие годы. Издавна каждый правитель или государственный деятель, начиная с Древней Греции и заканчивая сегодняшним днем, имел или имеет своего собственного оракула, астронома, астролога или мага. Во все времена толкователи снов пользовались привилегиями. Каким богам они поклонялись?


Гипнос - бог сна.

Гипнос – древнегреческий бог сна.

Гипноса изображали крылатым юношей с маленькими крылышками на голове, цветком мака и рогом в руках. Древние греки верили, что Гипнос живет на острове Лемнос в пещере, окруженной сонными травами. Из этих растений богиня ночи Никта (мать Гипноса) делала сок для сна. Сам бог над миром и усыплял все живое. Перед пещерой на острове Лемнос протекала река Забвения. В этом месте не было слышно ни одного звука, стояла глубокая тишина. В пещере на возвышении, покрытым легчайшим пухом, отдыхал Гипнос. У него была очень ответственная задача: наблюдение и контролирование сна и бодрствования богов, царей и героев. Поэтому он обладал огромным влиянием среди небожителей Олимпа. У Гипноса был брат-близнец, Танатос – бог смерти. Если сны первого брата приносили людям покой и отдых, то сны второго брата отличались жестокостью, беспощадностью и ужасом, вплоть до смерти человека.


Морфей - древнегреческий бог сновидений.

Морфей – любимый сын Гипноса.

Древние греки полагали, что Морфей (любимый сын Гипноса) способен навевать только легкие и сладкие сновидения, в которых сам являлся в различных человеческих обликах. Изображали его бородатым старцем в черной одежде с серебряными звездами и крыльями или в виде юноши. В руках Морфей держит кубок, наполненный соком сонного мака, а на голове – корона из этих же цветов. Эмблема бога сна – это двойные ворота в мир снов: ворота из рога служат для выхода правдивых снов, а из слоновой кости – для лживых сновидений. Люди верили, что сон приходит к ним, когда Морфей обнимает их своими крыльями. Так и появилась поговорка: «Попасть в объятия Морфея».


На-Хаг - древний бог, насылающий кошмары.

У Гипноса было три известных сына. Фобетор мог перевоплощаться и входить в кошмарные сны людей под видом любого животного или птицы. Фантаза подражал явлениям природы и предметам окружающего мира: воде, камням, деревьям и др. Он входил только в осознанные сны. Самым талантливым сыном Гипноса был Морфей. Он с огромным артистизмом перевоплощался в любое человекоподобное существо. Морфей удивительно точно копировал все: лицо, походку, манеру поведения, одежду, голос. Считается, что в таком облике он часто выходил в мир людей и забавлялся курьезами, совершая поступки от имени других людей.


Бэс - египетский бог-охранитель.

Боги сна других народов.

У каждого народа были свои боги и богини сна, сновидений и их охранители. Перечислю некоторых, особо почитаемых, чье влияние еще чувствуется до сих пор в культуре той или иной национальности (чаще всего в сказках).
Свапнещвари (Свапнадэви, Нидрадэви) - индийская богиня сновидений.
Гьюма Ченмо - тибетская охранительница (дакиня) сновидений.
Салгье Ду Долма или Салчьжэ Дудалма - тибетская охранительница учения сна.
Бута - азербайджанский бог сновидений.

Бэст - египетская богиня-охранительница.

Унтамо - финский дух сна, известный из Калевалы. Иногда так называют вкушающего вечный сон Випунена - мудреца, хранителя знаний поколений.
Оле Лукойе - скандинавский бог сновидений.
Спенджагра – Очернённое Пламя мира сновидений. Известен из зурванизма.
Бушъясп – иранский див сна и снобдения.
Сон - славянский бог сна.
Дрёма - славянская богиня сновидений.
Нитур - управитель снов.
Аламэдас - Тень, повелитель кошмаров.
На-Хаг, Инхабулос, Нхэц-Нубар – древние боги, насылающие кошмары.
Питао-Шикала – бог сновидений у сапотеков.
Бог Бэс и богиня Бэст – египетские охранители сна людей.


Гьюма Ченмо - тибетская дакиня сновидений.

Заключение.

Чтобы расшифровать послание через сон, надо учитывать много факторов. Это и его профессия, характер, отношения с окружающими и многое другое. Поэтому каждый человек, интересующийся своими снами, старается иметь личного толкователя снов. Очень часто при объяснении сновидения приходится изучать и астрологию. Толкование сновидений - действительно, настоящая наука. Еще в древности существовала особая дельфийская каста жрецов. Они занимались расшифровкой посланий бога Морфея через сны. Предания всех народов мира говорят о том, что преклоняясь перед божествами сновидений, можно обеспечить защиту себя и своего жилища от различных бед и несчастий, болезней и колдовства. Поэтому ритуалы соблюдались очень строго и под особым контролем посвященных.

Приятных всем объятий бога сна!



Рассказать друзьям