Родительское собрание "профилактика вредных привычек школьников". Профилактика вредных привычек у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В школе работа по профилактике вредных привычек у школьников осуществляется классными руководителями, социальным педагогом, психологами, завучем по воспитательной работе, педагогом-организатором, медицинским работником. В первую очередь, груз этой работы ложится на классных руководителей.

Акцент на профилактику наркомании делают как в урочное время (на уроках химии, биологии, обществознания), так и на классных часах. Если педагог решил поговорить о наркомании на классном часе, он выбирает точный и конкретный материал из местной газеты или передач местного радио и телевидения. Обычно среди подростков бытует мнение, что состояние здоровья -- их личное дело. Однако, мнение первого советского наркома здравоохранения Н.А. Семашко: «Здоровье каждого -- здоровье всех». Педагог аргументирует эту точку зрения, используя материалы экологических общественных движений, международных конференций врачей.

Используются и другие формы проведения классных часов (беседа за круглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал, чтение и обсуждение статьи или фильма, час встречи с врачом-наркологом, работников УВД или прокурором), но практика показывает, что больший успех имеет обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования в классе. В одной из ростовских школ удалось выяснить, что в возрасте 15 лет с наркотиками и токсическими веществами знакомы 15% учащихся. Отношение к наркотикам и у пробовавших их, и у не пробовавших -- на 100% негативное.

Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно. В подавляющем большинстве случаев «вкус» спиртного дети узнают в 10--15-летнем возрасте с подачи родителей и друзей; 62% родителей об этих фактах знают.

Этапы профилактической деятельности: диагностика личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование пристрастий, а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях. О его друзьях; информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоление стрессовых ситуаций. Конфликтология и собственно проблемы вредных привычек; тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.

В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. Актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

Полноценная профилактика вредных привычек невозможна без участия в ней средств массовой информации - авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.

В подростковом возрасте решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе. Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.

Направленность на людей в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.

Неоценимый вклад в профилактику вредных привычек может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реального мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и пагубным соблазнам. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.

Массовым явлением табакокурение среди школьников становится в подростковом возрасте, примерно с 11 -- 12 лет. Одним из центральных новообразований личности подростка становится стремление быть или хотя бы казаться, взрослым. Быть в чем-то как взрослый труднее, чем казаться таковым для окружающих. Табакокурение -- наилучший, по мнению подростков, и легчайший способ казаться взрослым, если не для самих взрослых, то для своих сверстников. Но ведь взрослые в большинстве своем выступают против курения школьников либо путем прямого запрета, либо посредством аргументации отрицательными фактами. Курение опасно для здоровья: вызывает сердцебиение, одышку, сужает сосуды, раздражает горло и вызывает образование налетов на чувствительной легочной ткани. Систематическое многолетнее курение приводит к преждевременным инфарктам, раку горла или легких, эмфиземам и другим легочным заболеваниям. Даже умеренное курение сокращает общую продолжительность жизни человека в среднем на 7 лет.

В борьбе с табакокурением наиболее важна профилактика, недопущение школьников к курению и эффективные средства к устранению его. Подросткам надо сообщить все факты о курении с предельной честностью. Весьма полезно знакомить их с наглядными вредными последствиями курения. При беседах о вреде табака следует избегать прямого запугивания. Значительно более эффективно умеренное описание отрицательных последствий курения. Отрицательно относящиеся к табакокурению учителя достигнут большего успеха в антиникотиновой пропаганде, чем нейтрально настроенные педагоги.

Основные мотивы убеждения в необходимости прекращения курения должны быть позитивными. Рекомендуется взывать к самолюбию подростков, их уверенности в себе, силе воли, чувству гордости за свои достижения, самоконтролю, а не сваливанию своей вины на других. Помогает утверждение о престижности достижения и сохранения хорошей физической формы. Педагогам в их борьбе с курением школьников требуется помощь других подростков и их групповых лидеров.

Антиникотиновую пропаганду рекомендуется начинать с дошкольного возраста и вести в течение ряда лет. Крайний срок начала этой компании -- 4-й или 5-й класс. Учащимся надо помогать в их осознании и выявлении у себя причин табакокурения и указывать реальные способы решения личных проблем, а не прибегать к курению как иллюзорному способу преодоления житейских трудностей. В борьбе с курением наилучшим считается не один, а совокупность методов.

В 70-х годах количество курильщиков всех возрастов в США резко сократилось благодаря массовой, постоянной и умелой контрпропаганде курения. Этот процесс коснулся также подростков и старшеклассников: с 1979 по 1992 г. количество их сократилось на 57%. Это вселяет надежду, что со временем врачи, психологи и педагоги найдут столь же эффективные методы воздействия на пьяниц и наркоманов.

Несовершеннолетние больные наркоманией в возрасте от 16 лет, уклоняющиеся от обязательного лечения, подлежат принудительному лечению в лечебно-воспитательных профилакториях.

Администрация и преподавательский состав школ и ПТУ должны проявлять максимальную бдительность относительно возможного употребления учащимися в случаях обнаружения у них таблеток, ампул и других медицинских форм лечебных препаратов; каких-либо приспособлений для инъекций (жгутов, шприцев, специальных игл) и следов на коже.

Если врачи подтвердят факт наркотизации учащегося, он ставится на учет в наркологическом диспансере или ближайшем наркокабинете поликлиники. В случаях, когда наркотизация представляется однократной, объективно случайной, подростки ставятся на профилактический учет. В случаях повторного или систематического приема наркогенных веществ или даже единичного их приема, но сочетающегося с активной тенденцией к алкоголизации, наличием других личностных и семейных факторов риска наркотизации, подростки ставятся на диспансерный учет.

Успех может быть достигнут только в результате длительной кропотливой работы, разъясняющей губительные последствия наркомании, способствующей самоутверждению подростка как здоровой интеллектуальной личности, помогающей ему обрести смысл жизни. Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно.

Наконец, если никакие формы убеждения при профилактике наркомании не имеют успеха, педагог должен принять решительные меры по спасению жизни подростков из группы риска. Выявить юного наркомана можно по следующим признакам: зрачки расширены; движения нескоординированы, незавершенны, неуверенны; поведение резко меняется (от активности до сонливости). На лице у подростка -- выражение блаженства, дополняемое неестественной улыбкой; нарушена концентрация внимания; речь сбивчивая, невнятная.

В группу риска входят дети из неблагополучных семей: подростки, склонные к курению и выпивке (в сигарету может быть добавлена анаша, в спиртное -- яд наркотика). При обнаружении подозрительных признаков ребенок должен быть немедленно направлен на обследование к врачу-наркологу.

Педагог должен знать и факторы, сдерживающие человека в приобщении к наркотикам: желание вести нормальную, полноценную жизнь; боязнь привыкания и смерти. Стремление нормально жить и радоваться жизни; боязнь принести страдания родным и близким; множество печальных примеров; осознание вреда для здоровья и трудности излечения; наличие других радостей в жизни и других источников наслаждения; анализ непоправимых последствий.

Этих рычагов при умелом манипулировании педагогу вполне достаточно, чтобы уберечь подростков и юношество от опасных увлечений.

Исследованиями установлено, что у юношей и девушек алкоголизм как болезнь развивается в четыре раза быстрее, чем у взрослых. Распад личности тоже идет интенсивнее.

Еще в советское время газета «Правда» описала случай, имевший место в одном из детских садов. Дети играли в праздник. Хозяйка говорит: «Ешьте, дорогие гости, что же вы не едите?» А мальчик опрокинул «чарку» и ответил: «После первой не закусываю».

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма нам представляются следующие: санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей-наркологов или школьного врача); пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни. Оценка социальной сущности и природы употребления наркотиков в общении с детьми на уроках и классных часах; ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал; борьба с любым потреблением спиртного (даже на выпускных вечерах).

Школа должна помочь ребенку увидеть подлинных героев в противовес современным прессе и телевидению, которые, будучи зависимыми от рекламодателей, во многом исказили шкалу общечеловеческих ценностей.

Таким образом, работа по профилактике вредных привычек у детей ложится главным образом на школу. Школой активно проводится информирование учащихся о вреде алкоголя, курения, наркомании. Однако, количество детей, курящих, употребляющих спиртные напитки, наркотики, заставляет задуматься об эффективности действующих мер профилактики. Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Успех может быть достигнут только в результате длительной кропотливой работы, разъясняющей губительные последствия наркомании. В первую очередь, груз этой работы ложится на классных руководителей, социальных педагогов, психологов, завучей по воспитательной работе, педагогов-организаторов, медицинских работников. Но свою лепту стоит внести и учителям-предметникам, в частности биологам и учителям физкультуры.

Профилактика здоровья школьника

2.4 Профилактика вредных привычек школьников

Курение - одна из самых распространенных вредных привычек у школьников, и педагог должен быть знаком с начальными проявлениями и динамикой ее развития. В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослым и чувствовать себя взрослым. Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремится подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребенок начинает курить тайком в компании сверстников, в дали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. Чтобы купить сигареты, подросток начинает "выкраивать" деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. И у большинства подростков на первых этапах курение вызывает неприятные ощущения (кашель, першение в горле, головокружение, тошноту). Подростки, часто прибегающие к курению плохо учатся, часто болеют простудными заболеваниями, у них нарушается аппетит, они становятся раздражительными и конфликтными.

Причины привыкания к курению различны. На первых порах это, как правило, подражание, затем в процессе курения вырабатывается стойкий условный рефлекс, и, наконец, главная причина - развитие при длительном табакокурении пристрастие к никотину - одной из разновидностей наркомании. При никотиномании развивается характерная наркоманическая зависимость от табакокурении, имеющая определенные стадии.

Первая стадия. Исчезновении даже при частом курении различных неприятных ощущений в организме и появления навязчивого труднопреодолимого желания курить. Переносимость никотина на этой стадии высокая и доходит до 10-15 сигарет в день. У курильщика появляется чувство якобы повышающейся при курении работоспособности, улучшения самочувствия.

Вторая стадия. Влечение к курению принимает навязчивый характер. При перерыве в курении появляются чувство психического дискомфорта, внутренняя неудовлетворенность. Выносливость к никотину повышается, и подросток может выкурить до 20-25 сигарет в день. На этой стадии появляются признаки болезненных нарушений внутренних органов: бронхиты, изменения пульса, колебания артериального давления. Появляется расстройство центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности.

Третья стадия более тяжелая стадия никотиномании. Однако на этом этапе бросить курить уже довольно трудно. Многие пытаются бросить, но вскоре возобновляют курение под влиянием различных причин: уговоры курящей компании, неприятности.

Борьбу с курением и пропаганду о вреде курения необходимо начинать с младшего школьного возраста, используя для этого средства (беседы, лекции, кинофильмы, плакаты), чтобы выработать у школьника отрицательное отношение к курению. К этой работе необходимо привлекать родителей и общественные организации.

Качества мужчины проявляются не в умении курить, но в умении рационально организовывать свою жизнь и жизнь своей семьи.

Девушки курят, по их словам, потому, что "это нравится мальчикам". На вопрос юношам, как они относятся к курению девушек, большинство положительно оценили курение девушек и лишь немногие осуждали. Когда же у юношей спросили, допускают ли они, чтобы их жена курила, почти все категорически ответили "нет". Девушкам нужно тактично объяснять, что только в случае, когда девушка для юноши просто знакомая, с которой приятно проводить время, против ее курения не возражают. Будущей жене и матери своих детей юноша не простит курения.

Когда родители и учитель убедились в том, что юноша или девушка начал курить, совершено, неуместны запреты, окрики, наказания. Чаще они не приводят к желаемому результату и срабатывают по принципу бумеранга - подросток будет курить "назло" учителю или родителям, к которым он негативно настроен.

Увлечение курением, как и другими вредными привычками и занятиями, ослабевает, если у школьника правильно организован досуг, исключено безделье, он увлекается искусством, наукой, спортом и постоянно обогащается духовно, интеллектуально, физически.

Немаловажное влияние на формирование отношение школьника к курению оказывает круг интересов и характер установок того нормального коллектива, в котором он проводит свой досуг.

Вирус чумы плотоядных

Возбудитель стахиботриотоксикоза

Своевременное обнаружение больных и исключение из рациона кормов, пораженных грибом Stachibotrys alternans, в большинстве случаев приводит к выздоровлению больных животных. Для предупреждения проводят скирдование только сухой соломы...

Болезни голосового аппарата, связанные с нарушения голосовой функции, имеют различные причины. Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей...

Здоровье человека и окружающая среда. Гигиеническая оценка вредных факторов окружающей среды

Сохранение и укрепление здоровья населения в современных условиях предполагает поиск эффективных методов и средств обеспечения его «качества жизни» Тайрова М.Р., Мельникова Н.А., Лукьянова В.Н...

Научить школьника беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей, школы и образовательных учреждений. Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей...

Здоровье школьников: проблемы и пути решения

Тревожась по поводу малейшего насморка или кашля ребенка, многие родители оставляют без внимания его неуравновешенность, дурные привычки, капризы, постоянное плохое настроение, иными словами -- состояние его нервной системы...

Кровь и ее значение

Малокровие - резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов. Различного рода заболевания и особенно неблагоприятные условия жизни детей и подростков приводят к малокровию. Малокровие сопровождается головными болями...

Лесные пожары

Главное в борьбе с пожарами вовремя обнаружить и особенно вовремя начать тушить. Выбор способов и технических средств для тушения пожаров зависит от вида, силы и скорости распространения пожара, природной обстановки...

Обмен веществ как основная функция организма человека

Нарушения обмена веществ лежат в основе всех функциональных и органических повреждений органов и тканей, ведущих к возникновению болезней...

Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика

Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности...

Профилактика здоровья школьника

Школьная гигиена - наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения. Гигиена - область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья...

Большинство ядов грибов при термической обработке или длительном хранении разрушаются. Однако токсины некоторых смертельно ядовитых грибов (например, бледной поганки) проявляют стойкость при нагревании или высушивании...

Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек формирование культуры здорового образа жизни

Еще сравнительно недавно все необходимое человеку для жизни казалось неисчерпаемым и вечным: леса, фаунистические ресурсы, полезные ископаемые и т.д. Вода лилась из кранов, в нужное время начинало работать центральное отопление, всегда были к услугам электроэнергия и газ. Теперь же люди осознали, что ничто не вечно и все, что мы потребляем у природы, необходимо расходовать экономно, при этом заботясь о восстановлении ресурсов. Все вышесказанное относится и к здоровью человека, так как здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоя­нием человека. И делом не только личным, но и общественным. Но, к сожалению, здоровье занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни, карьере, успеху. Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация - вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым.

Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».

А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит - развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагопри­ятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образователь­ная и воспитательная деятельность семьи, колледжа и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Семья, к сожалению, не является в наше время местом формиро­вания и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна, не имеет мораль­ного права устраниться от решения столь важной проблемы. Именно семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому либо типу.

1. Патриархальная (традиционная) семья.

Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. В таких семьях подростки более устойчивым характером, поэтому, более сдержанны в отношении алкоголя и курения.

2. Нуклеарная семья.

Состоят преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. В таких семьях, то есть в молодых семьях, обычно наблюдается тесное сотрудничество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

3. Неполная семья.

Печальная примета нынешнего времени – рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще всего мать) воспитывает ребенка (детей). И если при этом в семье нет отца или его образа, то юноше очень трудно приходится становиться мужчиной.

4. Материнская (внебрачная) семья.

Отличается от неполной семьи тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

Но несмотря, какому типу относится та или иная семья, каждая семья в первую очередь имеет воспитательную функцию. Воспитательный потенциал семьи – это совокупность материальных, национальных, психологических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.)

Особенности семейного воспитания:

Органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;

Непрерывность и длительность воздействия;

Многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

Интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

Относительная замкнутость;

Общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

Взаимная направленность формирующих воздействий.

Негативные факторы семейного воспитания:

Безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;

Бездуховность родителей;

Неразвитость родительских чувств;

Отсутствие нормального психологического климата;

Преобладание материальных ценностей;

Фанатизм в любых ее проявлениях;

Противоправное (криминальное) поведение взрослых;

Отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Семья – школа труда и жизни. Ничто не может сравниться по силе влияния в вопросах подготовки подростка к будущей жизни с той огромной ролью, какую играет семья. Семья воспитывает ребенка, не какими - то «мероприятиями», а всем образом своей жизни, той духовно-нравственной атмосферой, которая господствует в ней, тем незаменимом богатством и теплотой, какие могут быть между очень близкими людьми.

Одним словом, нормальная семья – это лучший залог предупреждения пьянства, алкоголизма и, конечно же, табакокурения. Не является секретом тот факт, что отсутствие тепла, уюта в доме, радостной атмосферы, которые не сумела создать мать, заставляют других членов семьи искать их где-то в стороне. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли.

Рассматриваемые вопросы, связанные с алкоголизацией и курением, являются актуальными, конечно, в первую очередь, для подрастающего поколения. Отсутствие надежной информации о распространенности, частоте применения наркотиков, алкогольных напитков, токсических средств, включая курение, затрудняет восприятие фактов, связанных с тяжелыми последствиями, которые оказывают на здоровье эти вещества. Да, многие подростки не знают о вреде этих веществ, так как в первую очередь не хватает семейного общения.

Семейное общение – это интимные, эмоциональные, доверительные отношения. При современном крайне напряженном ритме жизни семья становится «убежищем для души», все более необходимым человеку как место благоприятной смены обстановки, перехода в состояние нескованности. Поэтому семейное общение играет особую роль в семейном воспитании, так же в профилактике вредных привычек.

Главные ошибки современных семей:

Нехватка семейного общения;

Безразличность в делах детей;

Злоупотребление алкоголем, курением самих родителей.

Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни учащихся, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга. Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жиз­ненным ценностям, формирование интереса к творческой, познава­тельной деятельности, создание условий для социального и профес­сионального самоопределения, профилактические меры - все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здо­ровым, сохранить и укрепить свое здоровье - это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь лю­дям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет или ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Благодаря совместным усилиям колледжа, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответствен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье - это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Информационно-просветительные и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профи­лактика (в переводе с греческого - предохранительный, предупреди­тельный) - это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их твор­ческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха и т. д.

Самый важный тезис или, если хотите, правило профилактики: «Лучше не начинать, чем потом бросать». И если профилактика для взрослых - штука относительно бесполезная, в силу достаточно чёткого понимания всей опасности табака или любой другой «привычки», то профилактика для детей может принести по-настоящему ошеломительные результаты. Дети-то, вопреки попыткам показать собственную независимость и оппозиционность - существа более чем вменяемые и внушаемые. Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика-это це­лостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер во многом зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин страны к охране и укреп­лению своего здоровья, насколько разумно и эффективно использует он предоставленные ему возможности для укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

В результате научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение раз­личных форм патологии организма. Например, курение ведет к воз­никновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причину многих заболеваний (большинства форм неинфекционной патологии, и том числе и сердечно-сосудистых заболеваний) следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко рас­пространены среди детей и подростков. Но и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эф­фективно.

Семейное воспитание – дело не простое, особенно, когда ребенок находится в подростковом возрасте. Учителя, психологи и врачи должны помочь родителям осознать всю важность процессов, происходящих в подростковом организме. В связи с этими изменениями меняются и методы семейного воспитания. Данному вопросу должно уделяться большое внимание в процессе проведе­ния родительских собраний.

Подростковый возраст - это не только период полового созрева­ния. Это еще и «возраст созревания личности и миросозерцания», - писал Л.С. Выготский. Классные руководители, привлекая к работе с учащимися психологов, врачей, представителей общественности, должны приложить максимум усилий для того, чтобы в результа­те этого «созревания» мы получили доброкачественный продукт: личность, здоровую в духовном и моральном плане. Классные руководители, проводя работу с подростками, не должны видеть в них только нарушителей школьного порядка. Необходимо научиться замечать в них позитивные сдвиги, изменения, приобщать их к получению дополнительных знаний, творчеству, развивать желание вести здо­ровый образ жизни, помогать и поддерживать в выстраивании их личности. Разумеется, пропаганда здорового и безопасного образа жизни должна быть наступательной и плановой, уровень разъяснительной работы - высоким. Средства и формы самые разнообразные: наглядно действующие (плакаты, фильмы, телепередачи), печатные‚ художественные произведения, устные (выступления по радио, публичные лекции, беседы).

Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу». Беседы с подростками требуют особых навыков, ясного языка. Тем более это касается такой острой темы, как профилактика вредных привычек.

Среди вопросов, требующих особого внимания, вопрос воспи­тания волевых качеств. Не секрет, что у современных школьников присутствует такое явление, как определенный дефект воли. Форми­рование воли - это не только проблема подросткового возраста. Это качество воспитывается с детства. Вместе с правильными ценност­ными ориентациями оно становятся залогом нравственной жизни личности. Многие подростки хотят быть волевыми. Они страдают от того, что не обладают волевыми качествами, которые помогли бы им лучше справляться и со своими учебными обязан­ностями, и с противостоянием вредным привычкам. И, если обнаружена их несформированность, классно­му руководителю и родителям учащихся нельзя уходить от этой проблемы. Если подростки почувствуют уважение к себе, своим интересам, проблемам со стороны классного руководителя, человека взрослого, обладающего более развитым сознанием и большим жизненным опытом, то они будут воспринимать учителя (психолога, врача и т. д.) не просто как передатчика знаний, а как носителя нравственного опыта человечества, человека, к которому стоит прислушаться. Те­плота и искренность взрослых поможет открыть подросткам все положительные перспективы нравственного развития личности, ведения здорового образа жизни. Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, профилактика вредных привычек - это не только сообщение негативных последствий, запугивающих подростка (к сожалению, иногда вся работа сводится именно к этому), это еще и грамотно выстроенный весь воспитательный процесс, который дает возможность подростку совершенствовать себя, свою личность (примеры плакатов).

Осуществление профилактических и воспитательных мер - задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, об­щественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь - это забота семьи и учебного заведения. И тем и другим не следует забы­вать, что здоровье молодого поколения - это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства, достойная старость каждого из нас.

Колледж должен всемерно способствовать формированию педа­гогической культуры родителей, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Педагогическая культура - это основа воспитательной деятельности отца и матери. Она помогает избегать ошибок в семейном воспитании, решать непростые про­блемы взаимоотношений с детьми. В процессе формирования пе­дагогической культуры родителей происходит овладение знаниями по социологии, психологии, физиологии детей. Ведь, чтобы дать ребенку правильное воспитание, необходимо хорошо его знать, «во всех отношениях», как говорил К.Д. Ушинский. Тренинги, анкеты и тесты помогут родителям овладеть методами и приемами вос­питания, учиться творчески использовать полученный материал. Нельзя допускать семейного воспитания «вслепую». Ведь это может сказаться на развитии наших детей. У детей должно быть выработано резко отрицательное отношение к курению и алкоголизма. Важно разъяснить им, что курящие и пьющие – это не «взрослые», не «мужественные» люди, а просто «рабы привычки», что она есть признак слабой воли и плохого самообладания.

А всем – и взрослым, и детям, очевидно, полезно вспомнить слова, сказанные Л.Н.Толстым по поводу табакокурения и употребления алкоголя: «Освобождение от этого страшного зла будет эпохой в жизни человечества».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Профилактика вредных привычек школьников. Формирование у подростков культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Педагог-психолог Земскова Н.В. МАОУ «СОШ №5 им.И.Д.Черняховского»

2 слайд

Описание слайда:

В подростковом возрасте закладываются причины многих серьезных болезней, развивающихся в зрелом возрасте. Так, например, потребление табака, алкоголя, наркотиков, ПАВ, неправильное питание и недостаточная физическая активность приводят к болезням. Вредные привычки - злейший враг здоровья человека, которые приобретают ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьёзно вредя здоровью.

3 слайд

Описание слайда:

Курение Табак воздействует на все органы и системы организма. Курящие подростки становятся рассеянными, невнимательными, медленнее соображают и быстро утомляются из-за истощения нервных клеток, снижается острота зрения, нарушается функция щитовидной железы и нарушается сон.

4 слайд

Описание слайда:

Алкоголь Подростковый алкоголизм является настоящей чумой XXI века, разъедающей общество как физически, так и морально. Согласно статистике подростковый алкоголизм начинается в возрасте 14 лет и встречается, как у девушек, так и парней.

5 слайд

Описание слайда:

Причины подросткового алкоголизма: Традиции, существующие в семье Отсутствие должного воспитания и контроля со стороны родителей. Недооценка вреда от алкоголя родителями. В семье алкоголиков в большинстве случаев подростки становятся алкоголиками Взаимоотношения и моральный климат в семье.

6 слайд

Описание слайда:

Наркотические и психоактивные вещества На сегодня наркомания распространена среди подростков в первую очередь, из-за того, что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен.

7 слайд

Описание слайда:

Вредные привычки оказывают поистине колоссальный разрушающий эффект на организм человека. Для борьбы с вредными привычками необходимо более широко применять профилактику здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой.

8 слайд

Описание слайда:

Проблема здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

9 слайд

Описание слайда:

Стратегические цели сохранения здоровья подростков: Здоровьесберегающие тенологии Систематическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, контроль за соблюдением требований СанПиНов Рациональная организация учебного процесса и внеучебной деятельности Организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися Повышение квалификации специалистов в области охраны и укрепления здоровья Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями Просветительско-воспитательная работа с учащимися

10 слайд

Описание слайда:

Профилактика вредных привычек - это реальный способ помочь подросткам осознать всю опасность употребления алкоголя, наркотиков и других вредных веществ. Профилактика повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.

11 слайд

Описание слайда:

Реализуя работу в данном направлении, в школе необходимо проводить мероприятия для учащихся: Физкультминутки на каждом уроке Ежедневная утренняя гимнастика Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами День здоровья День профилактики Тематические классные часы Круглые столы Факультативный курс “Поговорим о правильном питании” Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет Ролевые игры Конкурс агитбригад “Мы за здоровый образ жизни” Участие в соревновании “Классы без курения”

12 слайд

Описание слайда:

Профилактика употребления ПАВ эффективна и приведет к повышению качества ЗОЖ, если: Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции

Вступительное слово классного руководителя:

Уважаемые родители! Вспомните, пожалуйста. Сколько раз за последние 2-3 недели вы приходили домой и искренне, без какой-то особой воспитательной задачи, "в трезвом уме и здравой памяти" говорили своему ребёнку о том. что прекрасна жизнь, какое наслаждение быть живым и здоровым, любить, смеяться, плакать:

Среди всеобщего нытья о плохих людях, растущих ценах, нелучших жилищных условиях, плохой погоде, об ухудшении экологической обстановки, о "таких-сяких" политиках помогаем ли мы своим собственным детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, - великий и бесценный дар?..

Ведь если мы сами не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, и не доказываем это детям на своём примере, что же мы можем противопоставить наркокультуре, утверждающей, что, кроме табака, алкоголя, наркотиков, психоделического рока, разврата и скотского поведения, в этой жизни радоваться совершенно нечему, да и жить-то без этого практически не имеет смысла. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия или смертной скуки - это его родители.

Активирующая игра "Ассоциация"

Психолог школы:

Уважаемые родители! Возьмите, пожалуйста, чистый лист и ручку. Попробуйте в течение 2 минут написать как можно больше слов ассоциаций на слово:

Привычка - :

Сигарета - :

Алкоголь - :

Здоровье - :

Профилактика - :

Сосчитайте количество слов-ассоциаций на каждое слово. Сделайте самостоятельно для себя вывод: какую эмоциональную окраску в большинстве случаев несут слова-ассоциации.

Анализ ответов учащихся 8а и 5б классов.

Психолог школы:

Аналогичную работу выполняли ваши дети.

Максимальное количество слов, названных к первому слову - : Из них положительную эмоциональную окраску - : слов, что составляет:%, отрицательную - :слов, что составляет:%. Также анализируются все остальные слова. Психолог школы зачитывает наиболее точные определения, даёт оценку самому "привлекательному" слову, делает выводы, о каком понятии дети обладают большей информацией.

Организация обсуждения причин возникновения вредных привычек.

Классный руководитель:

Привычка - вторая натура, Как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычки - это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желания человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе. в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая причина появляется не случайно. Каковы же причины появления вредных привычек?

1. Игнорирование особенностей пубертатного периода.

Для учащихся 5-9 классов большую роль играет окружение, в первую очередь друзья. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям. К школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма высока тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют пить, курить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Наибольшие трудности возникают при общении с подростками 12-17 лет. И это не случайно. Подростковый (пубертатный) период характеризуется тем, что вчерашний ребёнок вступает в процесс полового созревания. У ребёнка формируется социально-психологическое отношение к окружающим, и в первую очередь к сверстникам, учителям, родителям; начинают довольно чётко вырисовываться черты характера, складываются интересы, наклонности к той или иной деятельности, т. е проявляются основы личности.

Становление характера и личностных свойств неразрывно связано со стремлением к самостоятельности, отсюда попытки освободиться от опеки родителей и старших, определить своё отношение к окружающему. Отсутствие жизненного опыта и ещё нечёткая направленность стремлений и убеждений нередко создают для подростка целый ряд трудностей. В частности. При общении с окружающими.

Наиболее характерными для раннего подросткового возраста являются реакции протеста или оппозиции, имитации и компенсации. Эти реакции периодически возникают в кругу семьи или школьном микроколлективе (классе) в связи с неблагоприятно сложившейся для подростка ситуацией, имеют чёткую направленность против тех лиц, которые, по его мнению. повинны в её возникновении. Самое важное в этот период - воспитать в детях независимость. Способность отстаивать своё мнение, не идти на поводу у других.

Нужно формировать у ребёнка критическое отношение к заманчивым предложениям рекламы и к соблазнительным предложениям сверстников (что-то попробовать, с чем-то поэкспериментировать.

Реклама табака и алкогольной продукции действует, в основном, на детей и подростков. Это происходит в силу отсутствия у них критического осмысления красиво оформленных, соблазнительных предложений. Приманкой служат яркие краски, красивые люди и престижные вещи. Привлекают великолепные пейзажи. иностранные слова и обещания чего-то необычного: путешествия, приключения новые возможности. Ребёнок может спросить: "Почему рекламируют табак и алкоголь, если это опасные вещества?". Ответить можно так: "Реклама не запрещена. И люди сами должны научиться видеть ловушки, чтобы в них не попадать".

Значительно расширяются социальные контакты подростка, перед ним возникает много социальных и личностных проблем, которые он пытается осмыслить. Неудачи переживаются крайне болезненно и бурно, так как для пубертатного периода типичны повышенная эмоциональная лабильность, ранимость и впечатлительность.

Подростки часто жалуются на снижение работоспособности, утомляемость, головные боли, нарушения процесса засыпания. Нередко в этот период отмечаются так называемые пубертатные поведенческие кризы:

1. Повышенное внимание к своему здоровью и страх заболеть тяжёлой болезнью.

2. Ложное убеждение в своей физической неполноценности (неправильные черты лица, некрасивая фигура, тонкие ноги и т.п.)

3. Стремление всё осмыслить самостоятельно, понять, найти ответ на волнующие вопросы в книгах и даже в философских трудах. Такие подростки избегают контактов со сверстниками, стремятся к уединению.

4. Нарушения поведения - грубость, озлобленность. Негативное отношение к взрослым.

В силу эмоционально-волевой незрелости подросток при слабом воспитательном контроле может легко попасть под влияние асоциальных элементов, маскирующих свою истинную сущность красивыми фразами и рассуждениями об "истинной жизненной философии" без запретов и условностей, не согласующейся с официально принятой "учебной".

Пубертатные поведенческие кризы, как правило возникают при неблагоприятных условиях воспитания или у детей, страдающих хроническими заболеваниями (ревматизмом, туберкулёзом, пороком сердца и др.). Возможны они и на фоне остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы. У физически здоровых подростков с правильными жизненными и трудовыми установками пубертатный период протекает относительно спокойно.

2. Органические поражения головного мозга, хронические заболевания, интоксикации и др. Эту причину освещает фельдшер школы.

Одной из причин, способных вызвать вредные привычки, нервно-психические нарушения, является органическое поражение головного мозга. Наиболее часто встречаются остаточные явления черепно-мозговой травмы. Она может возникнуть как в период родов, так и в ранние годы жизни. Эти поражения могут длительное время не проявляться какими-либо болезненными нарушениями, в результате чего родители забывают о них.

Поражения центральной нервной системы возникают и вследствие перенесённых мозговых инфекций (менингит, энцефалит) или общих инфекций (ревматизм, вирусный грипп). Травматические повреждения на этом фоне вызывают довольно выраженные нарушения в психическом развитии ребёнка.

Крайне неблагоприятно влияют на нервно-психическое состояние ребёнка различные физические дефекты как врождённого, так и приобретённого характера, особенно косметические дефекты лица (заячья губа, волчья пасть и др.).

Такие дети с раннего возраста при общении с окружающими, особенно со сверстниками, начинают мучительно переживать свою "неполноценность".

Среди причин, вызывающих нарушения поведения и порождающих вредные привычки, особое место занимает интоксикация. Наиболее распространённой является алкогольная интоксикация - чаще периодическая под влиянием старших подростков, родителей или близких сверстников. Другая форма интоксикации возникает в результате употребления наркотических средств - транквилизаторов (седуксена, элениума) и антигистаминных препаратов. Нейроинтоксикация оказывает крайне неблагоприятное воздействие как на организм ребёнка, так и на его личностное становление.

3. Психические травмы. Эту причину освещает врач-нарколог.

Психические травмы - сверхсильные для личности переживания, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными реакциями. Причинами чаще всего бывают различные конфликтные ситуации. Чаще других встречается так называемый конфликт поколений, возникающий в результате чрезмерной опеки и контроля старших за поведением и поступками подростков. Очень болезненно переживают подростки насильственное лишение общения со сверстниками, с которыми установились прочные и эмоционально значимые взаимоотношения.

Крайне болезненно воспринимается детьми и ломка привычных жизненных установок: переезд в другой город, переход в другую школу. Иногда причиной переживаний становится конфликт в результате комплекса собственной неполноценности. Чаще он возникает у подростка с пограничной умственной отсталостью, как результат его несостоятельности в усвоении учебной программы. Частых "воспитательных" бесед учителей, угроз и наказаний со стороны родителей.

Причиной психической травмы могут быть необоснованные обвинения в неблаговидном поступке. Пробудившаяся и отвергнутая пылкая юношеская влюблённость, ущемлённое самолюбие, раскрытие тщательно скрываемых секретов и др

4. Негармоничная семья и неправильное воспитание. Классный руководитель.

Типичная ошибка - дефицит внимания ребёнку в семье, когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребёнок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным. Поскольку до его настроения, переживаний. Интересов никому нет дела.

Психологическая безнадзорность особенно вредна в случае, если она сочетается с гиперопекой: Там, где господствует жёсткая рекомендация. Где всё определяется наставлениями и инструкциями, не остаётся места для нравственности. Мы так боимся. Чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, как, по сути дела, не даём им жить. Мы попираем и нарушаем их прва, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, личностной несостоятельности тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти:

Чем опасна гиперопека? У ребёнка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своём поведении. Этим можно объяснить ситуацию. Когда отличник, послушный сын своих родителей, вдруг оказывается вовлечённым в противоправные действия. Включая употребление наркотических веществ.

Важно понять: ограничиваемый в своей активности ребёнок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие нет; что можно делать, а чего следует избегать.

Так гиперопека у некоторых детей подавляет инициативу, других, более активных., ведёт к импульсивным, немотивированным действиям, третьих подталкивает к скрытности, стремлению обмануть взрослых. И тогда важно знать, чем именно занят ваш ребёнок, иногда внешне отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, ребёнок ведёт себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества как раз и являются "тихими"в отличие от тех, кто употребляет алкоголь.

Необходимо научиться доверять ребёнку, предоставив ему пространство для жизни, для его ошибок, для его собственного опыта, проявления самостоятельности

Семья способствует формированию как психологических, так и социальных свойств личности. Если подросток воспитывается в гармоничной семье, все члены которой связаны тёплой эмоциональной привязанностью друг к другу, то неблагоприятная среда (асоциальная компания) не оказывает на него деформирующего воздействия, как на подростка из неблагополучной (негармоничной) семьи.

Гармоничные отношения чаще устанавливаются в полных семьях, где есть отец, мать, бабушки. Дедушки и другие родственники. Негармоничными нередко бывают семьи, где отсутствует один из родителей, имеется отчим или мачеха, не нашедшего эмоционального контакта с ребёнком.

К негармоничным следует относить семьи, где нарушены внутренние солидарные отношения, нет взаимопонимания при решении жизненных проблем, отмечается чрезмерное доминирование одних членов над другим, отсутствует эмоциональная теплота, часто возникают конфликтные ситуации.

5. Формы проявления нарушений поведения и вредных привычек.

Классный руководитель.

Различные формы нарушения поведения и вредные привычки не всегда закрепляются с возрастом. Они могут сглаживаться. Однако эти изменения являются начальными проявлениями нервно-психического заболевания. Возникшие в подростковом возрасте болезненные проявления на какое-то время могут исчезнуть, но непременно проявятся в более зрелом возрасте.

1. Страхи и навязчивости.

Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями, повышенное внимание к своему здоровью. У старших детей и подростков навязчивые страхи усложняются, а действия принимают вид болезненных защитных. Порой довольно сложных ритуалов. Навязчивый страх заразиться сопровождается частым мытьём рук. Навязчивый страх получить плохую отметку приводит к целому ряду запретов (например, не ходить в кино или не смотреть телевизор и т. д.).

2. Двигательная расторможенность.

Двигательная расторможенность относится к наиболее распросранённым нарушениям поведения в детском и раннем подростковом возрасте. Проявляется она в неусидчивости, обилии недостаточно целенаправленных движений. Буйная резвость, стремлении бегать наперегонки, прыгать, затевать различные подвижные игры сочетаются у таких детей с повышенной отвлекаемостью. Неспособностью длительно концентрировать внимание. Ребёнок не может сосредоточиться на объяснении учителя, легко отвлекается на выполнении домашних заданий, в результате чего серьёзно страдает его успеваемость.

3. Побеги из дома и бродяжничество.

Уходы из дома, иногда многодневное бродяжничество проявляются чаще всего в период от 7 до 14 лет. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей и родителей. Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. При частых уходах подросток нередко попадает в компанию асоциальных элементов и начинает привыкать к алкоголю.

4. Расстройство аппетита.

Расстройство аппетита у детей и подростков возникает по различным причинам. Это может быть стремление обратить на себя внимание и добиться желаемой цели или реакция на ссору, разлуку с родными и близкими, тяжёлые переживания. Причиной ограничения в еде или отказа от пиши является также желание похудеть, исправить фигуру.

5. Страх перед своей физической неполноценностью.

Под этим понимается необоснованная убеждённость наличия у себя физического недостатка. Этот феномен чаще встречается у девочек.

6. Патологические увлечения (хобби).

Они характеризуются крайней одержимостью или чрезмерно интенсивным характером, необычностью и вычурностью, когда всё остальное (учёба, развлечения, встречи с друзьями) отодвигается на задний план.

7. Табакокурение.

В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослыми чувствовать себя взрослым. Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремиться подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребёнок начинает курить тайком в компании сверстников, вдали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. При курении можно поговорить на запретные темы., найти взаимопонимание и поддержку у собеседника, повысить свой авторитет среди сверстников, расширить дружеские контакты. Чтобы купить сигареты, подросток начинает "выкраивать" деньги из выдаваемых родителями на различные цели. Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. Эмоциональный фон, создаваемый запретом и желанием пообщаться с единомышленниками, способствует закреплению привычки.

8. Злоупотребление алкоголем.

Знакомство с алкоголем происходит преимущественно в праздничные дни, где подросток зачастую тайком пробует алкоголь в небольшом количестве, причём им движет любопытство к напитку. В пубертатном возрасте подросток хочет казаться взрослым, лучше других.. В этом (15-17 лет) возрасте и начинается алкоголизация. Установлено, что подростка влечёт не вкус напитка, а его действие - состояние опьянения. Систематическое употребление спиртных напитков следует относить к наиболее вредным привычкам подростков, так как оно ведёт не только к различным нарушениям поведения, но и развитию алкоголизма, болезненного состояния, которое правильнее назвать алкогольной наркоманией.



Рассказать друзьям