Сообщение о людях с ограниченными способностями. Инвалиды – это люди с ограниченными возможностями

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ограниченные физические возможности не могут остановить тех, кто не согласен признавать свою неполноценность. История знает незаурядных личностей, не смирившихся с судьбой: Теодор Рузвельт, Стивен Уилям Хокинг, Фрида Кало, Бетховен.

Если вас вдруг настигла хандра, и вы стали искренне сомневаться в собственных силах, то вам всего лишь нужно прочитать биографии известных людей с ограниченными возможностями, потому что они смогли преодолеть колоссальные проблемы и не только максимально приблизили собственную жизнь к действительно полноценной, но и оставили в истории человечества значительный след.

Их сила духа и безграничная вера в себя и собственные возможности достойны огромного восхищения. Несмотря ни на что, они смогли добиться поставленных целей и стали успешными.

1. Франклин Делано Рузвельт

Пожалуй, самый известный президент США, который в 1921 году очень тяжело переболел полиомиелитом. Он изо всех сил старался бороться с болезнью, но все же очутился в инвалидном кресле. Однако даже это абсолютно не помешало ему войти в мировую историю своими заслугами.

С его именем ассоциируются такие важнейшие события, как борьба против гитлеровской коалиции во времена Второй мировой войны и существенная нормализация международных дипломатических отношений с Советским Союзом.

2. Хелен Адамс Келлер

Известнейшая американская писательница, преподаватель и политическая активистка. Она стала первым в истории слепоглухонемым человеком, кто смог получить степень бакалавра изящных искусств. Ее замечательный преподаватель Энни Салливан смогла «вытащить» ее из собственной полнейшей изоляции, и, несмотря на абсолютное отсутствие языка, научила общаться с окружающими.

В итоге Келлер смогла много путешествовать, стала инициатором основания Американского союза гражданских свобод, а также ярым борцом за права трудящихся, социализм и права женщин. Ее нелегкая биография послужила ярким сюжетом для фильма «Сотворившая чудо».

3. Луи Брайль

Известнейший тифлопедагог в детстве случайно поранил шорным ножом глаз, который из-за этого воспалился, а затем ослеп. Впоследствии Брайль придумал специальный шрифт для слепых и слабовидящих, который до сих пор повсеместно используется абсолютно во всем мире. Кроме того, он разработал аналогичную нотопись, чтобы и слепые смогли научиться музыке, которую он им сам и преподавал.

4. Стивен Уильям Хокинг

Этот необыкновенный человек известен всем. В свои 20 лет Хокинга полностью парализовало, затем из-за неудачной операции на горле он утратил способность говорить. Чтобы управлять своим креслом он всего лишь двигает пальцами правой руки, ими же он управляет компьютером, который издает звуки речи – «говорит» за своего хозяина.

Все это не помешало Хокингу стать известнейшим физиком-теоретиком и астрофизиком, создать свою первичную теорию о черных дырах, а также получить Нобелевскую премию. Сейчас он занимает ту же самую должность, что и 300 лет назад Исаак Ньютон – преподает в Кембриджском университете математику.

5. Фрида Кало

Известнейшая мексиканская художница, автор многочисленных экспрессивных и очень ярких картин, большая часть из которых была ее собственными автопортретами. В возрасте 6 лет она заболела полиомиелитом, поэтому ее левая нога была толще, чем правая, кроме этого у нее была расщелина позвоночника, которая могла в любой момент повлиять на функционирование спинного мозга.

Желание жить и нормально передвигаться помогло Фриде насколько это возможно оправиться от травм и даже восстановить способность ходить, однако она на протяжении всей своей жизни была буквально привязана к больницам, поскольку страдала от рецидивов сильнейшей боли. Но, несмотря на это, она много работала как художница и ее картины с удовольствием приобретали многие международные музеи мира. О ее нелегкой жизни был снят фильм «Фрида».

6. Людвиг Ван Бетховен

В историю этого великого человека сложно поверить. Из-за воспаления среднего уха этот знаменитый немецкий композитор неожиданно начал терять слух на пике собственной карьеры, что привело его в 32 года к полной и безвозвратной глухоте.

Но именно с этого момента Бетховен начинает сочинять истинные шедевры, именно в этом состоянии им написаны «Торжественная месса» и «Девятая симфония».

7. Мигель де Сервантес Сааведра

Великий испанский писатель, автор знаменитого романа о Дон Кихоте лишился левой руки после серьезного ранения во время сражения при Лепанто. Это абсолютно не помешало ему впоследствии стать всемирно известным писателем и написать свой знаменитый роман.

8. Винсент Ван Гог

Его имя по праву входит в ряд величайших художников, а его великолепные работы стали истинными жемчужинами и колоссальным вкладом в фундаментальные основы современного искусства. Всего за десять лет он создал 1100 набросков и рисунков, а также 900 картин, на сегодняшний день их стоимость превышает десятки миллионов долларов.

Этот великий художник страдал тяжелейшей формой депрессии, лечение которой происходило в психиатрической больнице. Его жизнь закончилась достаточно печально: он выстрелил себе в грудь, когда ему было всего лишь 37 лет, а спустя два дня художник умер, произнеся свои последние слова о том, что печаль будет длиться вечно.

9. Альберт Эйнштейн

Великий физик, вклад которого в эту науку поистине колоссальный. Автор теории относительности и второго закона фотоэффекта стал лауреатом Нобелевской премии. Но когда Эйнштейн был ребенком, его родители даже не предполагали, что он станет величайшим ученым 20 века, потому что он до трех лет совсем не мог говорить, а кроме этого страдал аутизмом и дислексией.

10. Эрик Вайхенмайер

Мужество и отчаянная целеустремленность этого человека достойны самого необыкновенного восхищения! Будучи абсолютно слепым, он смог покорить Эверест. Своего драгоценного зрения он лишился еще в подростковом возрасте, но это не помешало ему учиться дальше с еще большим желанием, а затем он смог стать успешным и знаменитым спортсменом. Кроме самой высокой вершины мира он покорил семь высочайших вершин всех континентов Земли, среди них Аконкагуа, Мак-Кинли и Килиманджаро.

11. Кристи Браун

Знаменитый ирландский писатель, а также поэт и даже художник. В детстве он был болен церебральным параличом и не мог контролировать собственные движения и речь. Врачи вынесли печальный вердикт, они считали, что мозг мальчика не сможет нормально функционировать, но его мать не опустила руки, она постоянно с ним разговаривала, занималась с сыном, старалась его хоть чему-то научить.

И ее необыкновенные старания были вознаграждены: Кристи смог пошевелить левой ногой в 5 лет. Эта нога стала его средством общения с миром. По этой трогательной истории был снят замечательный фильм «Моя левая нога», который получил большое количество наград на самых различных конкурсах.

12. Судха Чандран

Известная индийская танцовщица в 1981 году из-за автомобильной аварии лишилась ноги, но, несмотря на это, не бросила любимое дело. Более того она смогла продолжить профессионально танцевать на протезе. Ей было очень тяжело, но она не сдалась, хотя считает, что сами по себе танцы – это не только великолепная техника, но и грациозная красота. Именно это и старается воплощать на сцене великая танцовщица, а кто не знает ее истории, даже не подозревает о ее особенности.

13. Эстер Вергеер

Голландская теннисистка-колясочница. Когда ей в 9 лет прооперировали спинной мозг, у нее отнялись ноги, но эта беда стала началом ее необыкновенной карьеры в большом теннисе. Эстер семь раз становилась чемпионкой мира, четырежды побеждала на олимпийских играх, несколько раз выигрывала турниры Большого Шлема, а начиная с января 2003 года она выигрывала все сеты, в которых участвовала, в общей сложности их оказалось 240.

Ее целеустремленность, необыкновенное мастерство и высокий профессионализм отмечены в 2002 году, а затем и в 2008 году премией «Лучший спортсмен с ограниченными возможностями», которую вручает Мировая академия спорта «Лауреус».

"Инвалид", "человек с ограниченными возможностями", "прикованный к коляске" - подобные выражения режут слух, но долгое время мне было неловко объяснять, почему так говорить не стоит. Но чем больше я общаюсь с людьми с инвалидностью, тем отчетливее понимаю - слова, которые мы произносим, и смысл, который в них вкладываем, не просто очень важны - они способны создавать стереотипы, или разрушать их. А это формирует самоощущение человека, с которым мы общаемся. Отношение к инвалидности меняется, и некоторые слова, которые когда-то были нормой, сейчас считаются некорректными. И я очень хорошо понимаю своих друзей без инвалидности, которые искренне хотят быть открытыми и вежливыми, и толерантными, но ломают голову над тем, «как бы это сказать поаккуратней». Думаю, что «погруженность в тему» позволяет мне привести здесь что-то вроде рекомендаций - и я очень надеюсь, что они будут полезны.

Слова и выражения, которые ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ, общаясь с людьми с инвалидностью:

  • Человек с инвалидностью
  • Человек с ограниченными возможностями здоровья
  • Незрячий (слабовидящий), неслышащий (слабослышащий), с инвалидностью по зрению (слуха)
  • Человек (ребенок) с синдромом Дауна
  • Человек (ребенок) с ДЦП
  • Человек, использующий инвалидную коляску
  • Человек с ментальной инвалидностью, ребенок с особенностями (психического, эмоционального) развития

Сравните: человек без инвалидности

НЕКОРРЕКТНО ЗВУЧИТ:

  • Инвалид
  • Человек с ограниченными возможностями
  • Больной; с проблемами здоровья
  • Жертва болезни или несчастного случая, страдающий заболеванием, прикованный к коляске
  • Парализованный, глухой или слепой
  • Даун, слабоумный, отстающий в развитии, умственно неполноценный
  • Страдающий ДЦП, дэцэпэшник

ПОЧЕМУ?

При общении с любым человеком мы определяем его через личные, а не физиологические качества. Это как с социальными ролями - когда один и тот же человек одновременно может быть мамой, милиционером, собачником, управдомом и коллекционером кактусов. Все эти роли связаны с личностью человека, его увлечениями, склонностями и способностями.
Но если мы начнем определять человека через его физическое состояние или, тем более, болезнь, мы автоматически отказываем ему в проявлении этих личных качеств, склонностей и способностей.
Так, называя человека «инвалидом», мы даем ему определение, которое переводится, как «неспособный».
«Инвалидность» же - это не определение, а описание физиологического состояния, в котором человек находится в данный момент. И говоря «человек с инвалидностью», мы ставим на первое место слово «человек», подразумевая, что тот, о ком идет речь, может играть много других социальных ролей, и его жизнь не ограничивается этой самой инвалидностью. Важно также, что говоря так, мы не исключаем, что это временное состояние.
По той же причине некорректно использовать определения человека через болезнь - «даун», «слепой», «парализованный».
Отдельно хочется сказать о наболевшем - «человек с ограниченными возможностями» . Вдумайтесь. Правильно ли допустить, что, называя кого-либо таким образом, мы подразумеваем, что есть еще и «люди с неограниченными возможностями»?
Есть термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» или «человек с ОВЗ». Это скорее медицинский термин, но благодаря конкретизации он все же более уместен.

ПРО ТЯЖЕЛОВЕСНОСТЬ
Я понимаю, что все корректные слова и выражения, которые я привела здесь - более тяжеловесны, чем их некорректные аналоги. Действительно, проще произнести «инвалид», чем «человек с инвалидностью».
Но на самом деле все эти неудобные дополнительные предлоги - это такие мостики, которые незаметно переводят нас от чувства жалости, сострадания или негатива - к уважению и нормальному человеческому общению.
В качестве примера приведу чудесный диалог. Как-то раз мы с детьми гуляли на детской площадке, и к Алёшке подошел мальчик. Он внимательно рассмотрел коляску, а потом спросил (у меня): «Он что, инвалид?» Я немного растерялась, и ответила: «Ээээ… Нуу.. Ну, он на коляске». Мальчик выдохнул: «Ой, ну слава Богу, а то я уж подумал, что он инвалид..» Ну, и пошли ребята играть…

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА, СОСТАВЛЕННЫХ ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН

(из пособия «Культура общения с людьми с инвалидностью — язык и этикет» РООИ «Перспектива», С.А. Прушинский)

1.Когда Вы разговариваете с человеком с инвалидностью , обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, — все Ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.

2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью , вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком , который плохо или совсем не видит , обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда Вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

4. Если Вы предлагаете помощь , ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.

5.Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше — как со взрослыми.

6.Опираться или повиснуть на чей‑то инвалидной коляске — это тоже самое , что опираться или повиснуть на ее обладателе . Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека , который ее использует .

7.Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении , слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

8.Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями , расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9.Чтобы привлечь внимание человека , который плохо слышит , помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что‑либо в руки незрячему , ни в коем сл учае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».

Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

Выбирая слова, просто задумайтесь и примерьте их на себя - и многое прояснится само собой. И в конце концов, наши слова - это привычка, а хорошие привычки многое меняют к лучшему.

Марина Потанина

Президент фонда "Детям о детях" и мама

Общество привыкло к тому, что инвалиды в средствах массовой информации описываются как слабые, беспомощные люди, требующие жалости. Но реальные примеры физически ограниченных людей, которые добились невероятных успехов, свидетельствуют совершенно об обратном результате. На сегодняшний день инвалид который добился успеха – это настоящий герой. Он не то что не нуждается в помощи, а может сам и предоставить ее многим желающим.

Даже для обычного человека достичь успеха в той или иной сфере деятельности может быть довольно трудно. А инвалид, несмотря на неадекватное отношение некоторых окружающих, а также на неполные физические возможности, для достижения аналогичной со здоровым человеком цели, должен приложить вдвое и даже втрое больше усилий. Но это того стоит, после пересечения всех жизненных препятствий, эти люди станут хорошим примером и смогут мотивировать абсолютно всех. Чтобы лучше понять масштаб величия этих , стоит вспомнить некоторых из них.

Ник Вуйчич

Родился 4 декабря 1982 года в семье эмигрантов из Сербии. Обладает редкой генетической болезнью – тетраамелией. Этот инвалид лишен природой обеих рук и ног. Единственная конечность Ника – одна маленькая стопа 10–15 см с двумя пальцами, которые срослись между собой. Все, чем могли помочь родители своему ребенку – уговорили докторов провести ему операцию по разделению сросшихся пальцев. Маленькому мальчику такого хирургического вмешательства вполне хватило, и в результате он добился огромного успеха в жизни.

Сначала он невероятными усилиями научился печатать, а потом стал писать мотивационные, которые пользовались огромной популярностью не только у больных, но и у здоровых людей. Переживая из-за своей внешности, этот сильный духом инвалид освоил принципы позитивной психологии. Он пришел к выводу, что все комплексы и страхи происходят исключительно из-за негативных мыслей . Очистив ум, можно полностью поменять все в жизни.

Сегодня Ник Вуйчич работает мотивационным спикером, приглашаемым на выступления по всем континентам. В основном его выступления прослушивают инвалиды и люди, по определенным причинам потерявшие смысл в жизни. Кроме успеха, мужественный инвалид имеет и другие радости в жизни – красавицу-жену и абсолютно здорового сына.

Анна Макдональд

Великобританская писательница, родившаяся в 1952 году. В отличие от Ника, Анна в детстве не получила даже поддержки родителей. Из-за неосторожного обращения матери буквально через несколько дней после рождения малышка получила травму головы. Из-за нее девочка-инвалид стала интеллектуально неполноценной. Заметив нарастающую умственную отсталость ребенка, родные люди отдали ее в приют. В этом заведении девочка как заметила свою непохожесть на здоровых людей и сразу же начала активно работать над собой. Задача предстояла трудная, ведь ей не помогали даже воспитательницы. Найдя на полках азбуку, девочка по месяцам изучала значение одной буквы. Научившись читать, Анна не пропускала ни одной из книг, которые попадали ей в руки.


Буквально сформировав в себе огромным трудом талант писательницы, уже юная девушка написала мемуары под названием «Выход Анны», описывающие ее многочисленные трудности на пути к взрослению. Мемуары добились мирового признания, а впоследствии их экранизировали. В результате женщина-инвалид стала желанным гостем на зарубежных каналах и значительно улучшила свое финансовое состояние. После этого Анна Макдональд написала большое количество книг, удачно вышла замуж и начала вести активную благотворительную работу с людьми, которые также имеют определенные физические и умственные недостатки. О своей деятельности писательница говорит так:

«Безусловно, все инвалиды могут найти свое призвание в жизни, для этого им нужно только помочь обрести веру в себя»

Кристи Браун

Этот ирландский художник стал героем биографического фильма «Моя левая нога», который вскоре после экранизации получил статуэтку «Оскар». Кристи необычный инвалид, он родился умственно неполноценным, а единственной концовкой, которой он мог двигать, была его левая нога. Родные люди, а особенно мама мальчика, окружили его полной любовью и вниманием. Мальчику очень часто читали сказки, объясняли необходимость каждого действия, рассказывали о происходящем. Такая регулярная работа позволила добиться значительного успеха в развитии ребенка – инвалид стал многим интеллектуальнее.

Однажды маленькая сестра Кристи случайно выронила мел, и пятилетний мальчик, приложив невероятные усилия, поднял его и начал водить им по полу. Заметив новые навыки, инвалид был сразу отправлен родителями на уроки письма и рисования. Через десяток лет Кристи Браун добился невероятных высот – его замечательные, наполненные талантом картины активно раскупались ценителями искусства, а интересные, поучительные и мотивационные статьи печатались в самых популярных газетах Ирландии. Этот инвалид, мог управлять только одной ногой, и то, левой, стал образцом для подражания даже выдающимся современным художникам. Данный случай, кроме силы работы над собой, свидетельствует и о важности семьи. Инвалиды должны с самого детства окружаться любовью и вниманием, а развивать ребенка, который имеет физические или умственные недостатки, нужно максимально, затрачивая на это все свободное время.

Оскар Писториус

Не имея ног, Оскар Писториус добился выдающихся успехов в спорте. Инвалидом молодой человек был с рожденья, но это не остановила его в достижении цели – двигаться. Невероятным трудом Оскар стал легкоатлетом-бегуном, которого допускали даже соревноваться с совершенно полноценными в физическом плане противниками.


Теперь Писториус занимается активной популяризацией спорта по всему миру, поддерживает инвалидов в стремлении заниматься физическими состязаниями, организовывает в этом направлении разнообразные программы. Фактически он стал наиболее успешным инвалидом-спортсменом, который постоянно подтверждает, что на пути к желаемой цели физические проблемы не могут быть помехой.

Почему люди становятся инвалидами?
В какой помощи они нуждаются?
Чего способны достичь люди с ограниченными возможностями?
Инвалиды

Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам Организации Объединённых Наций (ООН), чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.

Инвалиды - люди с травмами позвоночника, ампутацией нижних конечностей, детским церебральным параличом, рассеянным склерозом, люди с ограничением по зрению, с нарушением слуха, с психическими заболеваниями и др.

Человек не виноват, что родился или стал именно таким. Он не виноват в том, что не всегда может работать и сам себя обеспечивать. Образ жизни инвалидов - ежедневный приём лекарств, которые помогают поддержать жизнедеятельность организма, но не вылечивают от болезней.

Причины инвалидности

Инвалидность - далеко не всегда врождённое состояние, наследственность. Чаще всего причиной становится случайность: в странах, где недавно была война, детей калечат оставшиеся в земле мины. Несоблюдение техники безопасности на производстве становится причиной травматизма. Случается, что люди падают, ломают ноги.

Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.

Интересные факты
Международный день людей с ограниченными возможностями здоровья проводится ежегодно з декабря.

Инвалиды - такие же, как и все люди, хотя и со своими особенностями. А у кого их нет?! Нужно, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми. Им нужно понимание и равноправие.

С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями? Что помогает их преодолевать?

Помощь людям с ограниченными возможностями

Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями здоровья.

Государство, как может, помогает инвалидам. Например, в ряде городов ходят специальные автобусы с жёлто-зелёными полосами на бортах, которые бесплатно перевозят инвалидов 1-й и 2-й групп. Государство оказывает инвалидам медицинскую помощь. Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.

В нашей стране есть немало предприятий, выпускающих высококачественную продукцию, где трудятся инвалиды.

Дополнительное чтение
Слепые с рождения хорошо ориентируются в пространстве. Они никогда не наткнутся на дерево и не упадут с тротуара. А вот ослепшие внезапно годами сидят дома, выходя на улицу только в сопровождении родных. Не могут самостоятельно купить хлеба и перейти дорогу - звуковых светофоров в стране немного.
При определённой подготовке, которую все инвалиды по зрению получают в школах и на специальных курсах, они могут достаточно свободно и самостоятельно перемещаться, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине, решать бытовые проблемы и вообще ничем не отличаться от остальных людей. В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости от окружающих: от определителя денежных купюр и определителя уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после специальной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки-поводыря.

С какими проблемами сталкиваются в повседневной жизни инвалиды по зрению? Какие приспособления помогают их преодолевать? А как вы можете помочь инвалидам по зрению решать их проблемы?

Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн людей с ограниченными возможностями. Слепоглухих детей, т. е. и слепых и глухих одновременно, в России

Цель урока: формировать представления об инвалидности и особенностях людей с инвалидностью.

Задачи урока:

Формировать представления причинах и проявлениях инвалидности;

Знакомить технических приспособлениях и средствах, которые ликвидируют препятствия;

Формировать представление о необходимости тактичного отношения к людям с инвалидностью.

Тип урока: беседа

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мини-лекция, игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись мультфильма «Мультик про Диму» (режиссер Ришат Гильметдинов), слайд-презентация с изображениями технических приспособлений и средств, беруши, повязки на глаза (по количеству детей в классе), карточки с заданиями, плакат «Единая планета».

Ход урока.

Вводный этап – 5 минут.

1. Игра «Знакомство».

Педагог предлагает детям передавая мяч по кругу назвать свое имя и рассказать кратко о том, во что он любит делать.

Основной этап – 35 минут.

2. Дискуссия «Человек с инвалидностью».

Педагог или приглашенный гость предлагает детям ответить на вопросы:

У кого из вас есть знакомые люди с инвалидностью (родственники, соседи, друзья)?

Встречали ли вы людей с инвалидностью? Если «да», то где?

Как вы думаете, сколько людей с инвалидностью живет в нашем городе?

Какие они бывают?

Отчего люди становятся инвалидами?

В каком возрасте у человека может появиться инвалидность?

Каких инвалидов больше – пожилых или молодых?

3. Просмотр и обсуждение мультфильма «Мультик про Диму» (режиссер Ришат Гильметдинов).

4. Обсуждение мультфильма и мини-лекция о понимании инвалидности.

Вопросы для обсуждения:

Какие модели отношения к людям с инвалидностью вы увидели в мультфильме? Какая из них продуктивная?

Как вы сами относитесь к людям с инвалидностью?

Как люди с инвалидностью проводят свободное время?

Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью?

Каких известных людей с инвалидностью Вы знаете?

Что мешает людям с инвалидностью вести активную жизнь?

Педагог подводит детей к выводу, что люди с инвалидностью тоже ведут активный образ жизни и препятствие к их активной жизни часто является отношение других людей и отсутствие доступной среды.

5. Знакомство с техническими приспособлениями и средствами, которые ликвидируют препятствия.



Какие технические приспособления и средства вы знаете? Где вы их видели?

Для чего людям с инвалидностью нужны технические приспособления и средства?

Могут ли использовать эти средства другие люди? Если да, то кто и как?

Педагог подводит детей к выводу о том, что технические приспособления и средства помогают людям с инвалидностью преодолевать барьеры, связанные с физической доступностью объектов и делают доступным получение информации и общение.

6. Игра «Ты и я вместе».

Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с инвалидностью с нарушением слуха, зрения. Для игры класс разделяют на две группы. Первая группа будет имитироваться ограничения, с которыми сталкивается человек с нарушением зрения, вторая – с нарушением слуха.

Внутри каждой группы дети делятся на пары. В первой группе в каждой паре детей один из них надевает беруши, а второй получает задание, которое должен донести до своего напарника.

Во второй группе в каждой паре одному из детей завязываются глаза, а второй ребенок получает задание помочь ему дойти до определенного места.

По окончании игры проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

Что ты чувствовал?

Что ты делал?

Было ли тебе трудно?

Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?

Нужна ли тебе была помощь?

Педагог подводит детей к выводу о том, что инвалидность создает ограничения, но применение технических приспособлений и средств, использования жестового языка, а также доброе тактичное отношение других людей помогает вести обычный образ жизни; что все люди разные и для того, чтобы всем было комфортно рядом друг с другом следует быть внимательными и тактичными в предоставлении помощи.

Заключительный этап – 10 минут.

7. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что инвалидность – это «отношенческие и средовые барьеры и их преодоление позволяет всем людям жить комфортно вместе на планете Земля. В завершение детям предлагается раскрасить рисунок на плакате «Единая планета».



Урок 2. «Друг в беде не бросит…»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: воспитывать у детей человеколюбие, чувство доброты и сопереживания, внимания к окружающим.

Задачи урока:

Формировать представление о том, что для дружбы важны не физические ограничения, а душевные качества; что любой человек может быть полезен и интересен для других; что добрые поступки не зависят от того, здоров ли человек, который их совершает.

Тип урока: беседа

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, игра.

Перечень необходимого оборудования: аудиозапись песни «Настоящий друг», доска, мел, портреты Понтрягина Л.С.

Ход урока.

Вводный этап – 17 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

1. Прослушивание песни «Настоящий верный друг» из мультфильма «Тимка и Димка».

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой», - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

друг придёт на помощь –

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту

Вот что значит настоящий верный друг.

2. Беседа о лучшем друге.

Детям предлагается рассказать о своем самом лучшем друге и ответить на вопросы: Какими качествами должен обладать друг? Может ли ваш друг прийти на помощь?

Педагог записывает качества, называемые детьми на доске.

3. Игра «Необитаемый остров».

Дети делятся на команды по 5-7 человек в каждой.

Инструкция: «Корабль потерпел крушение и каждая команда попала на отдельный остров, расположенный далеко друг от друга.

Команде нужно прожить неделю, используя каждого человека, включая того персонажа, которого я по секрету дам каждой команде (это будет человек, который не видит, либо человек, который не слышит, либо человек, который не ходит, человек, либо который не говорит). Вам нужно придумать, чем может быть полезен команде каждый персонаж».

Команды рассказывают, что будет делать полезного каждый персонаж. Педагог делает акцент на роли человека с ограниченными возможностями в решении общей задачи. Педагог подводит детей к формулированию вывода: полезен может быть любой и добрые дела для всех может делать каждый, независимо от своих возможностей. Главное людям хотеть взять его в команду, подружиться с ним, и самому хотеть быть нужным для других.

Основной этап – 25 минут.

4. Прослушивание рассказа «В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик...» о жизни Льва Семёновича Понтрягина.

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две... Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой. Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное.

Ребята поздоровались и робко спросили:

– Почему Лёва не ходит в школу?

Мама печально ответила:

– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может...

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

– А мы его по очереди в школу водить будем.

– И домой провожать.

– И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники.

У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:

– Здравствуйте.

И тут со всех сторон посыпалось:

– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

– А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

– А я по истории.

Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.

После ухода ребята составили план – кто, когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!

Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того, чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты...

Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами. После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. Не счесть людей, прозревших для добра.

Лев Семёнович Понтрягин (1908–1988) – советский математик, один из крупнейших математиков XX века, академик АН СССР, потерявший в 14 лет зрение.

Вот так настоящие друзья помогли мальчику Леве выучиться и стать известным ученым.

После прослушивания рассказа педагог предлагает детям ответить на вопросы: Как вы думаете, заставлял кто-то ребят помогать другу? Какова главная мысль этого рассказа?

Заключительный этап 3 минуты

5. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что для настоящего друга не важно есть ли у его друга ограниченные возможности здоровья или нет.

Урок 3. «Давай дружить!»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: формировать у детей умение осуществлять совместную игровую деятельность с детьми с ОВЗ.

Задачи урока:

Знакомить с особенностями игровой деятельности детей с ОВЗ;

Формировать у детей практические навыки выбора игры в соответствии с особенностями здоровья партнера по игре.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мозговой штурм (брейнсторм), игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись мультфильма по сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик», доска, мел, клубок шерстяных ниток.

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

1. Беседа об играх.

Детям предлагается ответить на вопросы:

Вспомните игры, в которые можно играть дома, во дворе, на переменах?

Для чего нужны игры?

2. Просмотр и обсуждение отрывка из мультфильма «Цветик-семицветик» о знакомстве девочки Жени и мальчика Вити.

Вопросы для обсуждения:

Что предложила Женя Вите?

Почему Витя не побегать с Женей?

Было ли Желание у Вити поиграть с Женей?

В какие игры они бы смогли поиграть?

Педагог подводит детей к формулированию вывода: Всем детям вне зависимости от особенностей их здоровья хочется играть и быть вместе с другими детьми.

Основной этап – 25 минут.

2. Беседа об играх, в которые можно играть с детьми с ОВЗ.

Педагог обращает внимание детей на то, что, играя с ребятами, имеющими ОВЗ следует подобрать ту игру, которая будет учитывать их особенности.

Если это ребенок с нарушение зрения, то нужно при выборе инвентаря должна использоваться озвученная атрибутика (колокольчик, погремушки, бубен, озвученный мяч, свисток и прочее), если в игре используется мяч, то он должен быть очень ровным и немного тяжелее волейбольного, потому что тяжелый мяч лучше ощущается слепыми детьми Для слабовидящих детей или с остаточным зрением следует подобрать яркий и красочный инвентарь, и при этом также учитывается контрастность предметов: используются оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета. Определить с границы и размеры игровой площадки, установить ограничительные ориентиры (линии из травяного покрова или из гравия, канавки, засыпанные песком, резиновые коврики, асфальтированные дорожки и прочее). Выбрать для игры ровное место без кустарников, пней, камней.

Обращает внимание детей на необходимость предупреждать об опасности, ориентировать играющих, задавать нужное направление при помощи того или иного сигнала (например, с помощью свистка).

3. Составление, презентация и обсуждение перечня игр для совместной с ребятами с ОВЗ.

Дети делятся на команды по 5-7 человек в каждой. Каждой группе предлагается подобрать игры, в которые можно играть с со сверстником с той или иной формой инвалидности. Далее каждая команда рассказывает о тех играх, которые они выбрали.

Заключительный этап - 10 минут.

4. Игра «Волшебный клубочек».

Дети садятся в круг, педагог предлагает, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки на запястье, рассказать о том, что он сегодня узнал и какие выводы для себя сделал.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что для того, чтобы вместе проводить время, играть не существует преград. Нужно только подумать о том, что будет интересно делать вместе.



Рассказать друзьям