Урок "на пути ко второй мировой войне". Конспект урока по всеобщей истории «На путях ко Второй мировой войне

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Великая держава – государство-лидер, способное оказывать наивысшее по критериям своего времени влияние на международную жизнь (на глобальном или региональном уровнях) и в силу этого обладающее глобальной или региональной сферой влияния. В кругу лидеров может быть своя иерархия: от сверхдержав (в период биполярности и холодной войны – СССР и США) и глобальных великих держав до региональных лидеров. Количество великих держав в международной системе может колебаться, как правило, не превышая пяти – семи государств.

Понятие «великая держава» носит исторический характер. Состав мировых лидеров менялся от эпохи к эпохе. На протяжении человеческой истории значимость различных внешнеполитических ресурсов менялась. Сохраняет и еще долго будет сохранять значение военный потенциал. Вместе с тем скачкообразно возрастает роль невоенных ресурсов – экономических, научно-технических, информационных. Борьба в мире идет не столько за территории, сколько за транспортные, финансовые, интеллектуальные потоки, за воздействие на принятие решений в глобальном масштабе

До наступления ядерной эпохи за лидерство было принято воевать, причем регулярно. Во второй половине ХХ в. правила борьбы за лидерство стали меняться, а пути к нему сделались многообразнее. Классический вариант предполагал, что страна-лидер будет обладать набором лучших показателей (экономических, военных, политических, иных) по максимальному числу параметров международного влияния. В такой позиции окончание Второй мировой войны встретили Соединенные Штаты. К этому же стремился Советский Союз. Сознавая свою слабость по сравнению с США, СССР достраивал свои возможности до американских – отсюда борьба за ядерное оружие, гонка вооружений и попытки «экономического соревнования».

На нашем уроке мы хотели бы вместе с учениками проследить за этими тенденциями.

Цели и задачи урока:

  • закрепить и обобщить материал темы; формировать навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях;
  • совершенствовать навыки исторического и политического портретирования, а также критического мышления учащихся;
  • способствовать осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; воспитывать высокие моральные качества, в духе патриотизма, способствовать утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека.

Основные термины и понятия:

Антикоминтерновский пакт, аншлюс, социализм, шовинизм, Великая депрессия, «новый курс», фашизм, нацизм, тоталитаризм, «корпоративное государство», антисемитизм, демократия, политика невмешательства, система коллективной безопасности, умиротворение агрессора.

Оборудование урока:

Мультимедийное оборудование, учебник, справочники с изложением исторического портрета руководителей европейских держав, дидактический материал.

Тип урока:

Комбинированный, урок изучения нового материала.

Основные исторические даты:

1931 г. – начало оккупации Японией Китая
1935 г. заключение франко-советско-чехословацкой соглашения;
плебисцит в Саарськой области, по которым она отошла к Германии; вторжение Италии в Эфиопию
1935 г. – переход Саарского угольного бассейна под полный контроль Германии
1936 г. заключение Антикоминтерновского пакта
1936 г. – ввод немецких войск в Рейнскую зону
1938 г. – Мюнхенское соглашение

План изучения нового материала:

1. Основные направления внешней политики США.
2. Обострение англо-германских противоречий.
3. Внешняя политика Франции. Франко-германские противоречия. Советско-французский и советско-чехословацкий пакты.
4. Отказ Германии от статей Версальского договора.
5. Экспансионистские претензии Италии.
6. Внешняя политика СССР.
7. Рост агрессивности Японии, захвата ею Северо-восточного Китая.
8. Подготовка Германии к войне.
9. Деятельность Лиги Наций в условиях нарастания военной опасности.
10. Политические портреты лидеров ведущих мировых держав.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

1. Вспомните, историю которых стран мы изучали на последних уроках?
2. Назовите политических лидеров этих стран.
3. Какие политические режимы существовали в этих странах?
4. Назовите основные пункты плана составления политического портрета.
5. Назовите основные термины, которые мы изучали на предыдущих уроках.
6. Укажите разницу политического портрета и исторического.

III. Изучение нового материала

1. Основные направления внешней политики США

Во внешних отношениях американская администрация проводила политику «доброго соседа» в отношении стран Латинской Америки. США отказались от военного вмешательства, заключили с латиноамериканскими странами взаимовыгодные торговые соглашения. В 1933 г. США признали СССР, что было большой победой Сталина. В 1935 г. принят закон о нейтралитете – запрещено поставлять оружие в воюющие страны, снизились темпы развития военной промышленности, хотя во время Второй Мировой войны Рузвельт признал ошибкой принятие этого закона. В США был небольшой флот, слабые сухопутные силы, на 1940 г. они имели лишь 400 танков.

2. Обострение англо-германских противоречий

В 30-е годы обострились англо-германские противоречия. Английском правительство боялось, что Гитлер будет претендовать на свои бывшие колонии, которые перешли в английское владение после Первой мировой войны. Поэтому Англия и Франция, правительства и народы которых тяжело перенесли Первую Мировую войну и не желали начинать новой, пошли на максимальные уступки Германии в Европе. Гитлер заявил свои претензии на регион Судетов в Чехословакии, и в сентябре 1938 г. в Мюнхене Великобритания, Франция, Германия и Италия подписывается Стальной пакт, результатом которого стало завоевание и раздел Чехословакии. Британия не желала вступать в боевые действия против Германии. Чемберлен считал, что ограничения Германии по Версальскому договору уже привели к власти Гитлера, поэтому нужно пойти на некоторые уступки Германии, чтобы к власти не пришел еще более реакционный деятель, – был взят курс на «умиротворение агрессора», т.е. Германии предоставлялись определенные территориальные уступки в Европе в надежде не допустить общеевропейской войны.

С началом Второй мировой войны стала ясна ошибка наследственность такой политики, и к власти пришел противник политики «умиротворения агрессора» консерватор – У. Черчилль.

3. Внешняя политика Франции. Франко-германские противоречия. Советско-французский и советско-чехословацкий пакты

Во внешней политике Франция пыталась обеспечить себе господство в Европе (МИД Франции длительное время возглавлял А. Бриан). Главным своим достижением Бриан считал Локарнские соглашения и пакт Бриана – Келлога, за что и получил прозвище «Апостол мира». В 1935 г. подписан франко-советский пакт о взаимной помощи и договор о военных гарантиях Чехословакии в случае нападения на нее третьей страны. Помощь СССР была возможна только после оказания помощи Францией. Правительство Даладье, стремлюсь или улучшить отношения с Германией, не прореагировал на захват последней в 1936 году Рейнской демилитаризованной зоны. А Мюнхенский договор, отдавал Чехословакию на растерзание Гитлеру, нарушил предыдущие франко-чешские соглашения.

4. Отказ Германии от статей Версальского договора

Нацистское правительство Германии с первых же дней своего существования пыталось разрушить Версальское систему договоров, что унизила Германию. В январе 1935 г., после плебисцита, Саарский бассейн отошел к Германии, в марте 1935 г. Германия отказалась от статей Версальского договора, по которым ей запрещалось иметь авиацию. В марте 1936 г. немецкие войска введены в Рейнскую демилитаризованную зону, Германия разорвала Локарнское соглашение, ввела всеобщую воинскую повинность – сформированы 36 дивизий. Она также способствовала победе фашизма в Испании. 25 октября 1936 г. подписано военное соглашение между Германией и Италией о разграничении сфер влияния на Балканах и в Дунайском бассейне, о совместной борьбе против Испанской республики и признании захват Италией Эфиопии – образован так называемую ось Берлин – Рим. 25 ноября 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение о совместной борьбе против Коминтерна – Антикоминтерновский пакт, к которому в 1937 г. присоединилась Италия. 12 марта 1938 г. осуществлено аншлюс Австрии, в марте 1939 г. оккупирована Чехословакия.

5. Экспансионистские претензии Италии

Итальянский лидер Муссолини желал возродить величие бывшей Римской империи, захватить колонии в Африке, превратить Балканы в сферу влияния Италии, а Средиземное море – внутреннее Итальянское море. Правительство отменило 8-часовой рабочий день, до 1934 г. вся экономика Италии была монополизирована 22 корпорациями. Экономическая стабилизация середины 20-х годов подняла объем промышленного производства на уровень 1928 года. Он вырос, по сравнению с 20-м годом на 60% . В 1929 г. по договору между Муссолини и Папой Римским на территории Рима образовано теократическую монархию – государство Ватикан.
Чтобы отвлечь внимание масс от экономических проблем, которые принесла кризис конца 20-х годов, Муссолини развязал агрессию против Эфиопии. В октябре 1935 г. итальянские войска вторглись на территорию независимой Эфиопы и развернули наступление на ее столицу Аддис-Абебу. Совет Лиги Наций объявил Италию агрессором, обязала всех членов Лиги применить к Италии экономические санкции. Эфиопские войска, вооруженные примитивным огнестрельным оружием, не смогли противостоять 500-тысячной итальянской армии, которая имела авиацию и танки. До мая 1936 г. вся Эфиопия была завоевана и объединенная с Эритреей и Итальянским Сомали в Итальянскую Восточную Африку.
Муссолини поддержал почти все внешнеполитические акции Гитлера, рассчитывая, что последний отдаст ему значительную часть Австрии, подписал Мюнхенский договор, помогал испанским фашистам. В апреле Италия оккупировала Албанию, в мае 1939 г. – заключила с Германией договор про военное и хозяйственное сотрудничество (Стальной пакт).

6. Внешняя политика СССР

В своей внешней политике сталинское руководство пыталось соединить два принципа – защита государственных интересов СССР и поддержка мирового революционного движения. При помощи созданного Лениным еще в 1919 г. Коминтерна, постепенно превратился в филиал советской разведки, Сталин осуществлял руководство мировым коммунистическим движением. Однако в 1934 – 1939 гг., по народного комиссара иностранных дел Г. Литвинова, СССР производил более умеренный курс, принимал активное участие в создании системы коллективной безопасности в Европе. Именно поэтому в конце 20-х-начале 30-х гг. СССР признали ведущие страны мира, он вступил в Лигу Наций.
Однако после замены на посту председателя НКИД М. Литвинова на В. Молотова, в 1939 г., Сталин порывает связи с демократическими странами Европы и 23 августа 1939 г. подписывает с фашистской Германией договор о ненападении - пакт Риббентропа – Молотова, по тайным приложением к которому было разделение Восточной Европы на сферы влияния. Договор развязал руки Германии для войны против Англии и Франции, и это было одной из причин начала Второй Мировой войны.
Польша ориентировался на союз с Францией и странами Малой Антанты (Румыния, Югославия, Чехословакия). Несколько улучшились отношения с Германией – в 1934 г. подписана Декларация о неприменении силы, однако в 1939 г. Гитлер стал требовать присоединения к Германии свободного города Гданьска и проведения через Польшу экстерриториальной немецкой автострады, которая должна была соединить Германию с Восточной Пруссией.
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война.

1.1. Дайте характеристику внешнеэкономическим приоритетам европейских стран и США.

1.2. Что такое «политика умиротворения агрессора»? Какие страны проводили эту политику и по отношению к кому? Какая международная сделка стала результатом ее?

2.1. Подберите синонимы:

7. Рост агрессивности Японии, захвата ею Северо-восточного Китая

Одним из главных последствий мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. стало обострение борьбы между странами «второго эшелона развития» (Германия, Италия, Япония) и ведущими индустриальными странами (Британия, Франция, СЕЛА) за рынки сбыта, источники сырья. Германия стремилась избавиться от ограничений, наложенных на нее Версальским договором, и стала на путь пересмотра ее границ и реванша за проигранную войну.
Италия, как участница блока Антанта, получила по Версальской системе незначительные территории (часть Тироля, Истрию, острова Додеканес) и была этим недовольна. Одной из главных задач Муссолини были преобразования Адриатического моря на внутреннее Итальянское море, расширение территории Италии за счет Австрии завоевания Эфиопии.
Япония стремилась установить свое господство в Китае и бассейне Тихого океана. Она первой стала на путь захвата, поэтому, например, китайские историки считают датой начала Второй Мировой войны сентябрь 1931 г., когда японские войска начали боевые действия против Китая и вскоре оккупировали Маньчжурию – важную в стратегическом и экономическом отношении часть Китая. Здесь проживали 40 млн. человек, добывалось 93% китайской нефти, проходило 40% железных дорог. Война началась с провокационного взрыва, устроенного японцами на железной дороге неподалеку Мукдену. Военные действия длились три месяца и закончились победой японцев, хотя количество японских войск составляла 14 тыс., а в китайских – 100 тыс. человек. Правящая верхушка Китая не приняла меры для обороны страны, ограничившись подачей жалобы в Лигу Наций. Только в феврале 1933 г. последняя приняла резолюцию, которая осуждала захват Маньчжурии и требовала ее возвращения Китая. В ответ Япония в марте 1933 г. вышла из Лиги Наций.
На 1 марта 1932 г. Япония захватила весь Северо-восточный Китай. Здесь было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го во главе с последним китайским императором Пу И. Захвачена Маньчжурия стала базой для дальнейшей агрессии Японии в Китае.

8. Подготовка Германии к войне

Но главным фактором разжигания войны была Германия. 1 марта 1935 г. Саарский угольный бассейн, что 15 лет находился под управлением Лиги Наций, в результате плебисцита отошел к Германии, что заметно усилило ее промышленную базу. Германия выплатила Франции компенсацию за угольные шахты.
На это время «детище» Ллойд-Джорджа – Версальский договор – уже не считался реальной системой безопасности в Европе. Британия постепенно отходила от его принципов. Английский премьер Макдональд придерживался принципа невмешательства в дела Германии. Он считал главным, чтобы Германия не претендовала на свои бывшие колонии в Африке, и поэтому Великобритания не препятствовала экономическому подчинению Германии стран Балканского полуострова.
Гитлер, нарушая статьи Версальского договора, ввел всеобщую воинскую повинность. Началось формирование армии с 36 дивизий, открыто отстраивалась военная авиация, англо-немецкий морское соглашение 1935 г. открыло Германии путь к увеличению тоннажа флота и строительства подводных лодок.
В марте 1936 г., использовав как повод подписание франко-советского договора 1935 г., Гитлер ввел свои войска в Рейнскую зону. Великобритания и Франция ответили лишь дипломатическим демаршем, а Лига Наций – протестом. Акция Германии фактически перечеркнула франко-советское соглашение, ведь, захватив Рейнскую зону, немецкая армия блокировала французскую, что делало недействительными военные гарантии Франции для стран Восточной Европы (например, гарантии для ЧСР). Польша, связанная с Германией договором 1934 г. и сдерживаемая памятью о походе Красной Армии за Вислу в 1920 г., отказалась пропустить через свою территорию иностранные, прежде всего советские войска.

9. Деятельность Лиги Наций в условиях нарастания военной опасности

Агрессивные действия Германии в 1935 - 1936 гг. не вызвали активного сопротивления со стороны Англии и Франции. Главы правительств этих государств считали, что Германия вправе вернуть свои территории, которые у нее были отобраны по Версальскому договору. Кроме того, английский премьер Н. Чемберлен боялся, что Германия будет претендовать на свои бывшие колонии, которые после Первой мировой войны отошли к Британии. Был взят курс на «умиротворение агрессора» – путь договоров, а не активных военных действий.
Лига Наций очень слабо реагировала на действия государств-агрессоров. За годы ее существования не был наказан ни одного агрессора, не предоставлено помощи ни одной стране – жертве агрессии. Когда Япония напала на Северо-восточный Китай, совет Лиги Наций лишь выразил надежду, что обе стороны нормализуют свои отношения. В 1933 г. обе страны-агрессоры – Япония и Германия – вышли из Лиги. Под давлением мирового сообщества Лига Наций объявила агрессором Италию и объявила экономические санкции против нее, которые фактически введены не были. По сути, Лига Наций ничего не сделала в ответ на акты агрессии, а захват Австрии Германией даже не обсуждался в этой международной организации. Лига не смогла предотвратить Вторую Мировую войну и была распущена в апреле 1946 г.

Задачи и вопросы для первичного закрепления изученного:

1.1. В чем достало проявление роста агрессивности Японии? Приведите конкретные примеры.
1.2. Почему историки определяют Германию как главный фактор разжигания войны? Приведите примеры нарушения Германией статей Версальского договора.

2.1. Япония начала агрессивные действия в Китае в... году (заполнить пробел).
2.2. Саарский бассейн был насильно присоединен к Германии: ДА или НЕТ?
2.3. В каком году Германия ввела войска в Рейнскую зону?

3.1. Как Вы считаете, почему начиная с конца XIX века именно Германия представляла собой главный источник нестабильности в Европе?
3.2. Согласны ли Вы с тем, что Вторая Мировая война началась с нападения Японии на Китай? Ответ обоснуйте.

10. Политические портреты лидеров ведущих мировых держав

12 лет пребывания Рузвельта во главе Соединенных Штатов, с марта 1933 года по апрель 1945 года, почти точно совпали со временем правления Гитлера в Германии. В эти годы либеральный президент спас свой народ от Катастрофы, за эти же годы фашистский диктатор вверг свою страну в хаос.
Несмотря на первоначальные успехи тоталитарных диктаторов в выводе Италии и Германии из пропасти экономического и политического кризиса, Рузвельт доказал, что демократическая организация власти лучшее способна противостоять вызовам эпохи; конкурентная экономика, которую побуждает частный интерес, поставлена в рамки разумного регулирования, способна работать в интересах всего общества. (Приложение 5 )

Работа в группах

Поставьте к каждой презентации по пять вопросов.

IV. Закрепление учебного материала

Беседа

1. По вашему мнению, какое влияние на историю их стран оказывали эти политические лидеры?
2. Подумайте, какими методами – демократическими или тоталитарными – можно привести страну к стабильности и процветанию?
3. Как вы считаете, сегодня в нашей стране для выхода из кризиса нужен Рузвельт или Гитлер?

V. Домашнее задание

1. Записать в тетрадь тезисы к политическому портрету.
2. Составить политический портрет В. Ленина и. Сталина.

Литература

1. Полянський П.Б. Всемирная история. 1914-1939: учебник для 10-го кл., загально-освіт. навч. закл. - К.: Генезис, 2002.
2. Рижик М.Є. Всемирная история: Новейшие времена: 1914-1945: учебник для 10-го кл. серед. шк. – К.: Генезис, 2000.
3. Гисем О.В. Всемирная история. 10 класс: разработки уроков. – X.: Веста: Вид-во «Утро», 2007.
4. Воропаева В.В., Татаринов М.В. Всемирная история. Новейший период (1914-1939). 10 класс: планы-конспекты уроков. X.: Веста: Вид-во «Утро», 2003.
5. Середницкая Г.В. Всемирная история: 10 кл.: опорные конспекты. – К.: А.С.К., СПД ФО Сандул, 2008.
6. Остапенко В. Справочник по всемирной истории. История Украины / 2008. – Август. – (Вкладка № 30-32).

Вопрос 01. Назовите основные события первого этапа войны. Определите в них место и роль СССР.

Ответ. Во всех событиях I этапа II мировой войны СССР либо принимал непосредственное участие, либо имеет отношение к оным, по крайней мере подписанием Пакта Молотова-Риббентропа. Это следующие события:

1.09.1939 – вторжение гитлеровских войск в Польшу;

5-17.09.1939 – битва за Варшаву;

9-22.09.1939 – битва на Бзуре;

17.09.1939 – вступление Красной армии на территорию Польши;

22.09.1939 – совместный парад вермахта и Красной армии в Бресте;

28.09.1939 – начало размещения советских войск на территории Прибалтийских республик и процесса их включения в состав СССР;

6.10.1939 – подавлены последние очаги обороны Польши;

30.11.1939-12.03.1939 – Советско-финская война.

Вопрос 02. На основании документа и текста параграфа дайте характеристику «странной войне».

Ответ. Странная война включает практическое отсутствие боевых действий при том, что война была объявлена и войска находились на боевых позициях. Она включает попытки наступления, например, Саарское, но они не были достаточно масштабными, чтобы оказаться успешными. Французский корреспондент Ролан Доржелес, который пребывал на линии фронта, писал: «Я был удивлён спокойствием, которое там царило. Артиллеристы, которые расположились на Рейне, спокойно смотрели на немецкие поезда с боеприпасами, которые курсируют на противоположном берегу, наши лётчики пролетали над дымящимися трубами завода Саару, не сбрасывая бомб. Очевидно, главная забота высшего командования заключалась в том, чтобы не беспокоить противника».

Вопрос 03. Чем вы можете объяснить лёгкость побед гитлеровской Германии над странами Западной Европы?

Ответ. Причины:

1) недооценка противника со стороны Франции и Великобритании (например, считалось, что Гитлер будет полностью повторять немецкое наступление I мировой войны через Бельгию, удар в Арденнах оказался полной неожиданностью);

2) эффективность блицкрига (эта тактика обеспечивала не только небывалую до этого скорость продвижения войск, но и эффективность их действий);

3) превосходство немецкой бронетехники (относительно лёгкие и быстроходные танки вермахта и тактика их использования в едином кулаке оказались куда эффективнее хорошо бронированных, но не поворотливых английских и французских моделей, применявшихся для непосредственной поддержки пехоты по образцу ещё I мировой войны);

4) хорошее состояние европейских дорог и обилие бензозаправок (танки вермахта начала войны заправлялись обычным автомобильным бензином), что увеличило скорость продвижения передовых немецких частей.

Вопрос 04. В чём состояла суть Тройственного пакта?

Ответ. Формально это был договор между Германией, Италией и Японией о взаимной поддержке в случае нападения на одну из этих стран, фактически он означал взаимную поддержку в ходе дальнейших завоеваний.

Вопрос 05. Почему Германия рассчитывала на быструю победу над Советским Союзом?

Ответ. Германия планировала победить СССР быстро, так как понимала пагубность затяжной войны в такой обширной стране. Она надеялась на осуществление своих планов, так как располагала подробными разведывательными данными о приграничных частях Красной армии (разведку с воздуха советское командование запретило пресекать), а блицкриг уже показал свою эффективность.

Вопрос 06. В чём состояли просчёты советского руководства относительно расстановки военно-политических сил в Европе накануне нападения Германии на СССР?

Ответ. И.В. Сталин считал, что Гитлер не станет нападать на СССР, пока продолжает войну против Великобритании (хотя из сухопутных сил вермахта лишь небольшая часть была задействована в этой войне (в Африке)). Кроме того, в Москву приходила не только верная разведывательная информация, но и грамотно сфабрикованная дезинформация, которая оказалась более убедительной.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1925

Методическая разработка:

Конспект урока по всеобщей истории

.

Учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №1925 – Ивакин М.В.

Москва 2015

Методическая разработка урока по всеобщей истории

«На путях ко Второй мировой войне» . ( 11кл.)

проблемно-диалогическая технология (как доминирующая)

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях .

*Раскрыть процесс разрушения Версальско-Вашингтонской системы и роль в этом государств- агрессоров (Германия, Италия, Япония), Франции и Англии.

*Выявить неспособность Лиги Наций в предотвращении новой войны и создании системы коллективной безопасности.

*Закрепление понятий: пацифисты, милитаристы, Антикоминтерновский пакт, Версальская система международных отношений, система коллективной безопасности.

Линия 3ЛР. Историческое мышление.

Выявить причины и последствия разрушения Версальской системы международных отношений

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Дать возможность определить свою позицию по отношению к действиям политических лидеров того времени.

(1-3 линии направлены на формирование познавательных УУД 4-5 линии – личностные УУД)

Учебная проблема:

Краткий конспект урока

Этапы поиска решения учебной проблемы

Пункта плана

Факты (ранее изученные и содержащиеся в тексте §), которые можно использовать для решения проблемы

1 Война или мир?

Факты, свидетельствующие о возможности мирного развития:

1.Страшные последствия Первой мировой войны

2.Тысячи сторонников мира

3. Деятельность Лиги Наций

4. Договор об отказе от войны как способа ведения политики.

Международные противоречия, которые стали причинами Второй мировой войны:

1.Милитаристы – сторонники войн.

2.Разработка новых видов танков, самолетов, автоматов….

3.Противоречивая Версальская система.

4.Борьба колоний за независимость.

5. Агрессивные планы

2. Разрушение Версальской системы

1. Япония выходит из Лиги Наций, чтобы проводить политику «железа и крови»

2. Мечты коммунистов о мировом Союзе социалистических республик

3.Попытки СССР, Англии, Франции создать в Европе систему коллективной безопасности.

4. Политика «умиротворения» Германии

5. Захват Италией Эфиопии.

Несогласованность действий Англии, Франции и СССР и агрессивная внешняя политика фашистских стран приводит к распаду Версальской системы

3.Скрытое начало войны

Фашистские страны

1. Заключение Германией, Италией и Японией Антикоминтерновского пакта.

2. Мятеж генерала Франко в Испании. Гражданская война (военная помощь Германии и

Италии) Фашисты одержали победу.

3. Аншлюс Австрии.

4. Мюнхенское соглашение (раздел Чехословакии)

5. Италия захватывает Албанию.

7.Япония напала на Монголию.

8. Требования Гитлера отдать Германии часть Польши.

Антифашистские силы

1. Продолжение политики «умиротворения» Англией и Францией.

2. После долгого затягивания Англией и Францией создание системы коллективной безопасности,

СССР подписывает

Договор о ненападении с

Германией.

Подробный конспект

Создание проблемной ситуации.

Работа с источниками.

Что представляла собой Лига Наций? В связи, с чем она была создана?

Какую главную цель, судя по отрывку из Устава, преследовали ведущие страны мира, создавая Лигу Наций?

Предполагаемые ответы учеников (далее – « Ученики »):

Лига Наций – первая международная организация, созданная участниками Версальской мирной конференции 1919г.

Оградить мир от всякой войны или угрозы войны.

Учитель : В чём состоит суть вывода, сделанного в конце параграфа?

Ученики : Мир скатывается ко Второй мировой войне.

Формулирование проблемы

Учитель: Какой возникает проблемный вопрос, который мы должны выяснить на уроке?

Ученики : Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну?

Выдвижение гипотез:

Учитель : Какие у вас есть предположения решения проблемы? Какими могли быть причины по которым не удалось предотвратить войну?

Ученики: Выдвигают гипотезы.

Актуализация знаний

Учитель : Установить главные смысловые отличия внутри каждой группы слов.

Задание выполняется письменно. Правила выполнения задания:

    Подвести каждую группу слов под общее понятие (родовое)

    Указать главные смысловые признаки (видовые)

    1. коммунизм – фашизм

Ученики :

Политический режим основанный на:

участии народа в управлении государством

сосредоточении власти в руках одного человека или узкого слоя

сферами общественной и личной жизни

Демократия

тоталитаризм

Идеология, в основе, которой лежит идея

о социалистической революции и диктатуре пролетариата как главных средствах перехода к справедливому обществу

о превосходстве «высшей расы» над другими народами. Подлежащими порабощению или уничтожению

Коммунизм

Фашизм

Учитель : Из чего складывалась Версальская система международных отношений?

Ученики:

    переход от Германии к Франции, Бельгии, Чехословакии, Польше, Дании части территории, потеря заморских колоний

    запрещение иметь Германии армию свыше 100 тыс. человек, подводные лодки, военную авиацию, тяжёлую артиллерию, танки

    запрещение Германии размещать вооружённые силы в Рейнской области

репарации с Германии

Учитель: Каким образом будем искать ответ на поставленный проблемный вопрос? Что мы должны выяснить? (составляется план урока, который учитель фиксирует на доске

Ученики при необходимой педагогической поддержки учителя:

1. В чём заключалась противоречивость международных отношений после Первой мировой войны?

2. Какие три центра силы складывались в мире в 1930-е годы?

3. Почему одному из центров (Германия, Италия, Япония) удалось разрушить Версальскую систему?

4. Почему не смогли объединиться два других центра для предотвращения войны?

Открытие нового знания

Учитель: На основе текста учебника, иллюстраций, выявим всю сложность международных отношений после Первой мировой войны.

Ученики:

    В странах Запада были как сторонники мира (пацифисты, Лига Наций), так и сторонники войн (милитаристы)

    Разработка и создание новых видов вооружения

    Противоречивость самой Версальской системы (недовольство ею Германии и другими побежденными странами, многими европейцами, оказавшимися национальными меньшинствами, народами колоний и зависимых стран).

Учитель: Какие три центра силы складываются в мире в 1930-е годы?

Ученики: 1. Западные демократии (Англия, Франция, США)

2.СССР

3.Тоталитарные диктатуры (Германия, Италия, Япония)

Учитель: Дальнейшая работа будет заключаться в развёрнутой беседе с классом по анализу текста учебника, иллюстраций презентации и карты.

Учитель: Какие очаги будущей мировой войны были созданы странами-агрессорами?

Ученики: Нападение Японии на Китай, приход фашистов к власти в Германии, перевооружение немецкой армии, нападение Италии на Эфиопию.

Учитель: При каком условии можно было остановить стран-агрессоров и сберечь Версальскую систему?

Ученики : Активное противодействие стран, входящих в Лигу Наций странам-агрессорам, создание системы коллективной безопасности.

Учитель : Почему же не была создана система коллективной безопасности, хотя были сделаны в этом направлении определённые шаги – заключены договоры между Францией и СССР, СССР и Чехословакией, часть английских и французских политиков предлагали договориться с СССР о совместном противостоянии германской агрессии?

Ученики : Лидеры Англии и Франции надеялись направить Гитлера против СССР и мирового коммунизма, т.е. врагом №1 для них был не Гитлер, а СССР.

Сталин в 1939г. сместил наркома иностранных дел Литвинова – сторонника коллективной безопасности.

Переговоры между Англией, Францией, СССР в Москве затягивались.

23 августа 1939г. заключен Договор о ненападении между СССР и Германией.

2. Учитель: Во втором варианте логика работы учащихся такая же, как и при составлении таблицы, только эта работа проводится в устной форме при помощи вопросов учителя.

Так, можно поставить задание: По иллюстрациям (презентация) объясните смысл фразы: «В первой половине 1930-х годов возникли очаги войны на Дальнем Востоке, в Европе и в Африке». Используйте как сами иллюстрации, так и подписи к ним.

По тексту учебника по всеобщей истории и учебника «Российская история» определите, как реагировали (отнеслись) к агрессивным действиям Германии, Италии, Японии Англия, Франция, Советский Союз. Чем объяснялась занятая Англией и Францией позиция компромисса по отношению к действиям стран-агрессоров? Как меняется характер внешней политики СССР после прихода в Германии фашистов к власти?

Какую позицию в отношении этих действий стран-агрессоров в 1936 – 1938гг заняли Англия, Франция, Советский Союз?

Ученики : Чемберлен – глава правительства в Англии, Черчилль – лидер партии консерваторов.

Учитель : Какое соглашение с Гитлером имеется в виду, найдите ответ в тексте учебника в чём его суть? На карте найдите территорию Чехословакии, отторгнутую у неё Германией по Мюнхенскому соглашению.

Ученики : Мюнхенское соглашение о передаче пограничных земель Чехословакии Германии

Учитель : Объясните фразу Чемберлена, произнесённую им по возвращении его из Мюнхена: «Я привёз вам мир!» Какую позицию в отношении Мюнхенского соглашения занял Черчилль?

Ученики: Сделана последняя уступка Гитлеру, он не тронет страны Запада (Англию, Францию.

Учитель : По тексту учебника выясните, почему СССР не мог оказать помощь Чехословакии? Почему в 1939г. Англия и Франция пошли на переговоры с СССР? Ответ дайте на основе текста учебника и карты. Почему эти переговоры не дали положительных результатов?

Ученики : Германия, Италия, Япония предпринимают дальнейшие агрессивные действия (оккупация Германией всей Чехословакии, захват Италией Албании, нападение Японии на Монголию – союзника СССР).

Часть английских и французских политиков требует договориться с СССР о совместном противостоянии германской агрессии.

Учитель : Почему Риббентроп – министр иностранных дел Германии - так торопился заключить договор с СССР, что не обратил внимания на обстрел его самолёта советскими пограничниками?

Ученики: Гитлер приготовился к войне против Польши, а Польша – союзник Англии и Франции, следовательно, в случае войны Германии с Польшей, в войну втянутся Англия, Франция. Значит, Гитлеру надо было с помощью договора с СССР обезопасить тыл на Востоке, пока будет идти война против Запада.

Применение нового знания

Учитель: Какой мы можем сделать общий вывод по проблеме, которую мы поставили? Кто является непосредственными инициаторами крушения Версальской системы и развязывания новой мировой войны?

Ученики: Германия, Италия, Япония.

Учитель: Какую роль сыграли Англия и Франция, являющиеся главными участниками Лиги Наций?

Ученики: Своей политикой компромисса, невмешательства они способствовали крушению Версальской системы.

Домашнее задание :

Начавшаяся вторая мировая война принесла много горя мирному населению Европы. Многим в первые годы войны казалось, что фашизм непобедим. О том, почему это происходило, вы прочитаете дома в параграфе, устно подготовьте ответы на вопросы к параграфу. (В зависимости от учебников, он может быть разным)

План-конспект урока истории.

Тема: «Международные отношения в 1930-е годы. Начало Второй мировой войны».

Цели. I). Образовательная цель

Дать характеристику начальному периоду Великой Отечественной войны.

Задачи: 1. Охарактеризовать международную отношения 1930-х годов;

2. Выявить причины краха политики коллективной безопасности;

3. Выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны, создать условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории; развивающие: развитие умения анализировать исторические документы, способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;

4. Рассмотреть Мюнхенское соглашение и пакт Молотова-Риббентроппа, ход военных действий польской кампании 1939 года;

II). Развивающая цель

Способствовать формированию самостоятельной работы учащихся (выделять главное, сравнивать, делать выводы, работать с учебником); продолжить формирование умений учащихся систематизировать исторический материал в виде опорной схемы, таблицы, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать исторические документы;

III). Воспитательная цель

Способствовать формированию чувства патриотизма, чувство гордости за свою Родину; формированию духовно-нравственных качеств учащихся.

Базовый учебник: Всеобщая история, XX-начало XXI века для 9-го класса, Алексашкина Л.Н., 2012.

Тип урока : изучение нового материала, комбинированный.

Методы : словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод самостоятельной работы.

Оборудование : учебник, карта, портреты известных личностей, раздаточный материал, пректор.

Основные понятия : политика коллективной безопасности, блицкриг, рейх, вермахт, тактика, стратегия, мобилизация, эвакуация, денонсация.

Персоналии: И.В.Сталин, А.Гитлер, Э. Рыдз-Смиглы, Молотов, Риббентропп

Ход урока

Первый этап. (Актуализация изученного ранее – опрос домашнего задания. )

Постановка проблемного вопроса:

1. Какие новые противоречия появились между странами мира по итогам Первой мировой войны? Расскажите об итогах Первой мировой войны в Европе.

(Ответ. 1 Ученик рассказывает о договоре с Германией.)

(Ответ 2 Ученик рассказывает о договоре с Австрией).

(Ответ 3 Ученик рассказывает о договоре с Турцией и Болгарией) Показать на карте территориальные изменения.

(Ответ 4. Ученик рассказывает о Лиге Наций) 1

Второй этап. (Изучение нового материала. Словесный метод). Учитель ведет рассказ о «Великой депрессии», ее влиянии на экономику и политическое развитие стран Европы. Особенно следует заострить внимание на успехах НСДАП, ее программе по разрушению основ Версальского мироустройства. Важно отметить роль Сталина, который запретил коммунистам идти на выборы вместе с социал-демократами. Таким образом, были созданы условия для прихода нацистов к власти и усиление реваншистских настроений.

Мировой кризис 1929-1933 гг., резко обостривший экономическую и социальную обстановку во многих странах, сказался и на международных отношениях. Экономическое сотрудничество свёртывалось. Это помогло Германии избавиться от обязанности выплачивать остатки репараций. Ссылаясь на тяготы кризиса, германское правительство добилось отсрочки платежей, а затем - соглашения о выкупе своих репарационных обязательств. С приходом нацистов к власти этот вопрос похоронили окончательно.

Воспользовавшись тем, что западные державы были заняты преодоле­нием последствий кризиса, в начале 1930-х годов на Дальнем Востоке перешла к активным действиям Япония. Осенью 1931 г. ее войска вторг­лись в являвшуюся частью Китая Маньчжурию. На захваченной террито­рии в марте 1932 г. было провозглашено «независимое государство» Маньчжоу-Го во главе с бывшим китайским императором Пу И, свергнутым в результате революции 1911-1913 гг. По­пытки Лиги наций приостановить япон­скую агрессию и урегулировать конфликт успеха не имели. Весной 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. Летом 1937 г. япон­ская армия оккупировала восточные про­винции Китая, началась затяжная японо-китайская война. Когда в 1932 г. наконец собралась подготавливавшаяся несколько лет международная конференция по разоружению, Германия потребовала «равенства вооружений», а затем совсем отказалась участвовать в конференции. Вслед за этим она заявила о выходе из Лиги Наций (1933). Наступило время разработки и осуществления завоевательных планов. 1 марта 1935 г . - к Германии перешёл (на основании результатов плебисцита) Саарский промышленный район. 3 октября 1935 г . - Италия без объявления войны напала на Эфиопию; санкции Лиги Наций против агрессора оказались безрезультатными. 7 марта 1936 г . - немецкие войска заняли демилитаризованную Рейнскую зону. 25 октября 1936 г. - подписано соглашение между Германией и Италией (создана так называемая ось Берлин - Рим). 25 ноября 1936 г. - Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, позже к нему присоединилась Италия (ноябрь 1937 г.). 12-13 марта 1938 г. - аншлюс (присоединение) Австрии Германией. 22 сентября 1938 г. - Гитлер потребовал, чтобы Германии были переданы Судеты - пограничная область Чехословакии, где часть населения составляли немцы.

Кульминационным событием в политике «умиротворения» агрессоров стало Мюнхенское соглашение, подписанное А. Гитлером, Б. Муссолини, премьер-министром Великобритании Н. Чемберленом и главой французского правительства Э.Даладье 2 .

Третий этап. (Изучение нового материала. Работа в группах. Словесный метод ). Задача каждой группы – составить конспект параграфа по заданной теме, ответить на вопросы и рассказать одноклассникам.

Темы для групп по работе с литературой и источниками.

1). Создание системы коллективной безопасности. Поиск союзников 3 . (работа с учебником и фрагментами договоров с Францией и Чехословакией) . Учащиеся должны знать ответы на вопросы: Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.г.? В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности? Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?

После выступления группы учитель может задать дополнительные вопросы, например: Сравните предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии. В чем, по вашему мнению, принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам? Какую позицию занимала в международных отношениях Польша? Как вы думаете, почему?

2). Мюнхенское соглашение, его последствия (учащиеся работают с учебником с (116-117) 4 и источником 5 ). Каково было содержание Мюнхенского соглашения? - Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене? – Какова была реакция на подписание этого договора в мире?

После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например: Уточните, на ком лежит политическую ответственность за Мюнхенское соглашение? Была ли альтернатива?

Учитель : В марте 1939 г. независимая Чехословакия была ликвидирована: Чехия присоединена к Германии, а Словакия стала независимым государством. Вскоре, по требованию Германии, Литва передала ей порт Клайпеду (Мемель), а Италия захватила Албанию. Резкое нарастание фашистской агрессии вынудило Англию и Францию начать в июне 1939 г. переговоры с СССР о военном союзе против Германии. Они тянулись более 2-х месяцев и не привели к результатам. СССР долгое время объясняли это позицией Запада. Сейчас нередко говорится, что в этом были виноваты обе стороны, которые относились друг к другу с недоверием. В этих условиях Гитлер идет на сближение с СССР, что вызывает позитивный отклик Сталина. Избежать войны на 2 фронта при захвате Польши - главная цель дипломатии Гитлера.

3.) Советско-германские отношения 1939-1941 годы. (учащиеся работают с учебником (с 118-121) 6 и пактом Молотова-Риббентроппа 7 ). Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой? Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР? Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора? В чем вы видите плюсы и минусы этого договора? (составить таблицу).

После выступления группы, учащиеся вместе с учителем делают вывод, о том, что, пакт от 23 августа 1939 г., особенно его секретная часть до сих пор вызывает горячие споры и не имеет однозначной оценки. Существуют следующие оценки этого договора: 1. пакт - вынужденная мера ввиду политики Запада, он позволил выиграть время, укрепить оборону; 2. пакт - ошибка Сталина, он привел к изоляции СССР;

3. пакт - вынужденная и оправданная мера, но договор о дружбе был непростительным сближением с фашизмом, который позволил ему дальнейшую агрессию.

После выступления могут быть заданы вопросы: Как вы считаете, был ли иной выход? В отличие от участников мирового кризиса 1938-1939 гг., мы смотрим на события ретроспективно. Мы знаем, что Германия напала на Польшу, что Великобритания и Франция объявили ей войну. Мы знаем, каковы были действия СССР, прибалтийских и восточноевропейских стран, знаем, чем закончилась польская кампания. Это мешает нам воспринимать события так, как воспринимали их непосредственные участники событий. Германия напала на Польшу – однако до 1 сентября никто не мог поручиться, что это произойдет. Варшава могла согласиться на нацистский диктат, Германия могла прибегнуть не к войне, а к дипломатическому нажиму, как с Чехословакией. И после того, как война началась – кто мог поручиться, что в нее вступят Великобритания и Франция, что они не пойдут на второй, «польский Мюнхен»?

Четвертый этап. Польская кампания 1939 года. (Просмотр видеофрагментов и кадров хроники на данную тематику).

Вывод : В середине 30-х начале 40-х г.г. советское руководство направило свои усилия на создание коллективной безопасности в Европе. Вопреки серьезным усилиям дипломатии из-за недоверия партнеров успехи в решении этого вопроса не были достигнуты. В результате нацистской дипломатии удалось создать военный блок, а СССР, как и другим европейским странам, пришлось проводить собственную политику обеспечения безопасности западных границ (во многом не совпадающую с целями других держав), введя войска в восточную часть Польши и начав военные действия против Финляндии. Вместе с тем меры, предпринятые СССР, отодвинули начало войны, но не предотвратили ее. Безуспешные попытки западных демократий «стравить» Германию и СССР привели к значительному росту военно-промышленного потенциала Германии и поражению Франции. Столкновение Германии и СССР стало неизбежным.

Оценки за урок.

Домашнее задание: для закрепления материала оформить конспект, отражающий основные шаги человечества ко Второй мировой войне. Выучить основные даты и события (на следующем уроке подразумевается проведение контрольного мероприятия по международным отношениям в 1918-1941 годах). В качестве индивидуального задания (в профильном классе) можно дать доклад о катынском деле. На следующем уроке после доклада задать вопросы: «Действительно ли политика СССР отличалась миролюбием и гуманизмом? Все ли так однозначно?» Как оно влияет на современные взаимоотношения Польши и России? (это противоречит воспитательной цели урока, но дает почву для дискуссии в классе и формирует критическое отношение к источнику и/или учебнику).

1Возможен фронтальный опрос.

2Всеобщая история, XX - начало XXI века, 9 класс, Алексашкина Л.Н., 2012, - с 115.

3На базовом уровне подразумевается работа с учебником (с. 118-119), на профильном – фрагмент из книги Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М., 1989 – с. 107-112.

4На профильном уровне - работас фрагментом из книги Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М., 1989, - с. с. 151-155.

5Выдается в виде раздаточного материала.

6На профильном уровне с фрагментом книги Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М., 1989 – с. 274-280.

7Выдается в виде раздаточного материала.

Информационный лист 1.

Вопросы:


«Информационный лист № 2»

Информационный лист № 2.

Просмотр содержимого документа
«Информационный лист № 3 на пути к второй мировой»

Информационный лист 3.

:

Во всяком случае оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

Вопросы:

    На какой срок заключался?

Просмотр содержимого документа
«Основной рабочий лист группы»

Основной рабочий лист группы

Состав группы

Просмотр содержимого документа
«Урок на конкурс методических разработок ВГ АПКРО»

Урок по всеобщей истории, истории новейшего времени

11 класс

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

45 минут.

Подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 35 Краснооктябрьского района города Волгограда Джевело Т.В.

Учебник: Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.«Всеобщая история.

XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень». Издательство «Дрофа», 2012г.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – групповая, общеклассная.

Цель : обобщить и систематизировать полученные учащимися знания по теме международных отношений в 30-е годы XX века с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

- Обучающие:

1. Выявить причины и последствия появления политики умиротворения и коллективной безопасности и появления стран-агрессоров.

2. Установить причины второй мировой войны;

- Развивающие:

1. Содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи,

определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты.

2. Способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;

- Воспитательные:

1. Способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока : компьютер, презентация по теме, задания для групп, лента на партах.

Подготовка урока: класс разбивается на 3 учебные группы. Каждая из них получает задания по исследованию проблем международных отношений 30-х годов XX века.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организацион-

ный этап. Мотивация

Вступительное слово

Тема нашего урока – На пути ко второй Мировой войне (1 слайд). В 2013 году исполнилось 74 года от момента начала самой кровопролитной и самой жестокой войны.

Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. (2 слайд)

Фронтальная беседа.

Работа по схеме.

Что обозначают символы I, II на схеме?

Каковы их хронологические рамки?

Как называется система международных отношений, которая существовала в этот период?

Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами?

Моделирование ситуации: (на каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте?

Как чувствуют себя те, у кого мало места?

Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными?

А что испытывают те, у кого места много?

Какие государства вышли победителями из первой мировой?

А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока, проблему урока.

На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. И в этом вам помогут различные исторические материалы, которые лежат у вас на столах. Работая с ними в ваших группах, а также слушая мой рассказ, вы сможете понять, можно ли было предотвратить вторую Мировую войну. Вся наша работа будет идти по этому плану.

Садятся по группам, заранее сформированным.

Возможные ответы:

(Первая и вторая мировые войны).

(1914-1918, 1939-1945 г.г.) Версальско-вашингтонская система

(мировой экономический кризис)

(различие в положении победителей и побежденных)

(некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты)

(Германия и Италия)

(Англия, Франция, США)

Что привело ко второй мировой войне? Почему она началась?

Этап усвоения, обобщения и систематизации знаний

2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

И так, первый наш вопрос – Очаги военной опасности и сближение агрессоров. (5 слайд)

В начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

Перед вами три государства: Япония, Германия и Италия. (5 слайд до конца), а также информация о том, какие завоевания они совершили. Посмотрите на слайд и скажите – виновны ли эти страны в нарушении условий Версальской системы?

1931 год – Япония оккупировала Маньчжурию, подбираясь всё ближе к Китаю и главное к России. Лига Наций рекомендовала вывести японские войска из Манчжурии по просьбе Китая, но Япония в ответ на это в феврале 1933 года демонстративно вышла из Лиги Наций, а санкции против нее так и не были введены.

С приходом Гитлера к власти в 1933 году в Германии был установлен тоталитарный режим с расистской идеологией. Страны Запада не скрывали, что считают фашизм меньшим злом, чем коммунизм, т.е. для них СССР был опаснее на тот момент, чем Германия. Может быть, поэтому страны Запада не отреагировали на выход Германии из Лиги наций в 1933 году. В 1934 году было принято решение о создании военной авиации, на следующий год в Германии была введена всеобщая воинская повинность; в 1936 году вооруженные силы Германии вошли на территорию Рейнской демилитаризованной зоны.

В 1935 году Италии захватила Эфиопию. Сделала она это, потому что в свое время, Японию никто не наказал за Маньчжурию. Лига наций объявила Италию агрессором.

Обнаружив общность интересов Германия, Италия, Япония начали быстрое сближение. В 1936 году Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт», в 1937 году присоединилась Италия. Это ознаменовало создание союза, стремившегося к переделу мира, но это должным образом не было оценено в странах демократии. А в секретном дополнительном соглашении они давали друг другу обязательства в случае войны одной из сторон с СССР не предпринимать ничего, что могло бы облегчить положение нашей страны.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят слайд, отвечают на вопросы:

Да, виновны

- нарушение мира

- совершение агрессии

- милитаризм

- создание союза, цель которого передел мира

(Параграф № 6, с.56 учебника)

(Параграф № 8 учебника, с. 66-71)

3. Особенности международ-

ных отношений начала 30-х годов

В чем же были особенности международных отношений 30-х годов? Чем они отличались от тех отношений, которые были накануне первой мировой войны?

Узнаем, перейдя ко второму нашему вопросу. (6 слайд)

Прочитайте и обсудите в группе исторические данные на информационном листе № 1.

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Посмотрите, какие были особенности МО в 30- е гг. (6 слайд до конца)

Работа в группе. Обсуждение.

Ответы на вопросы. Беседа

Работа с информационным листом № 1

4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Переходим к следующему вопросу.

Начиная с 1936 года, в Европе формируются два направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

Активным сторонником политики умиротворения был премьер-министр Великобритании Чемберлен.

По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии, не смотря на возможные жертвы.

Политика коллективной безопасности была предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

    В 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;

    В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);

    В 1936 году подписан договор с Чехословакией;

    В 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

Теперь давайте выясним, каков был итог осуществления этих двух политик. Прочитайте данные на информационном листе № 2 и ответьте на вопрос.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Слушают учителя. Затем выполняют задание на информационном листе № 2

Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»

Ответ Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Параграф № 8, страница 73, параграф № 9, с.76-78 учебника

Работа с информационным листом № 2

5. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

И, наконец, узнаем, какова же была внешняя политика СССР в 30- е годы. Переходим к четвертому вопросу.

Для СССР большая угроза исходила от Японии. Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта: с одной стороны – Германия, а с другой – Япония. Поэтому с одним из этих государств надо было заключать договор о ненападении. И этим государством стала Германия. Она тоже боялась войны на 2 фронта, так как хотела захватить Польшу, а той уже были предоставлены гарантии защиты от Англии и Франции. И тогда германии пришлось бы с ними воевать. Кроме того – Польша граничит с СССР, поэтому Германии пришлось бы воевать еще и с ним.

Так и произошло сближение Германии и СССР в 1939 году.

21 августа 1939 года Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении. (8 слайд до конца)

Сейчас вы изучите в группе основные условия этого договора. А затем мы вместе с вами их обсудим.

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ? (слайд 9, 10)

Слушают учителя. Работают в группе с информационным листом № 3.

Отвечают на вопросы.

Параграф № 9, с.78

6. Заключение. Рефлексия

И так, подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота – это попытка обеспечить безопасность страны путем договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики.

Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

Началась вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

Слушают учителя.

Рефлексия.

Ответы на вопросы:

можно ли было предотвратить вторую Мировую войну?

В чем были причины второй Мировой войны?

(слайд 12)§ 8,9; вопросы: В чем были причины второй Мировой войны? Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Записывают домашнее задание

Приложение № 1

Информационный лист 1.

Особенности международных отношений начала 30-х годов

Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира .

Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.

Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

Вопросы:

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Приложение № 2.

Информационный лист № 2.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

Реализация политики умиротворения.

В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия - родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.

Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Крах политики умиротворения.

Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Приложение № 3.

Информационный лист 3.

« Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья 3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья 4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны

Статья 6. Настоящий договор заключается сроком на десять лет».

Из Секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, 23 августа 1939 г. :

«По случаю подписания Пакта о ненападении между Германией и Союзом советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе.

Эти беседы привели к соглашению в следующем:

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР.

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии Нарев, Висла и Сан

Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих сторон сохранение независимости Польского государства и каковы будут границы этого государства, будет окончательно решен в течение дальнейшего политического развития.

Во всяком случае, оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

    Касательно Юго-Восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.

    Данный протокол рассматривается обеими сторонами как строго секретный».

Вопросы:

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?

Приложение № 4.

Основной рабочий лист группы

Состав группы

1____________________________________

2 ___________________________________

3 ___________________________________

4 ___________________________________

5 ___________________________________

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

2. Особенности международных отношений начала 30-х годов

3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

    В чем были причины второй Мировой войны?

    Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Список использованной литературы:

    Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

    Гуревич А. Я. История 20 века в поисках метода. М., 1999.

    Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М., 1999.

    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.

Просмотр содержимого презентации
«На пути ко второй мировой войне»


Мировой экономический кризис


Что привело ко второй мировой войне? Каковы были ее причины? Можно ли было ее предотвратить?

П О Ч Е М У?

Мировой экономический кризис


  • 1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров
  • 2. Причины недооценки опасности миру
  • 3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности
  • 4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

Очаги военной опасности в мире и сближение агрессоров

Япония

Германия

Италия

  • 1931 г. – оккупация Манчьжурии;
  • 1933 г. – выход из Лиги наций.
  • 1933 г. – выход из Лиги наций;
  • 1934 г. – создание военной авиации;
  • 1935 г. – введение всеобщей воинской повинности;
  • 1936 г. – ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону.
  • 1935 г. – оккупация Эфиопии.
  • 1936-1937 г.г. – « Антикоминтерновский пакт»

  • небольшая группа стран стремилась к войне;
  • приоритет внутренних проблем перед внешними;
  • отсутствие понимания целостности и неделимости мира;
  • изоляционизм США;
  • недооценка опасности нацистских планов Гитлера.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Политика коллективной безопасности

Политика умиротворения

Германия

Франция + СССР

Англия

1934 г. – принятие СССР в Лигу наций 1935 г. – советско-французский договор 1936 г. – советско-чехословацкий договор

  • 30.09.1938 – Мюнхенское соглашение
  • 13.03.1938 –
  • Аншлюс Австрии

Франция


Внешняя политика СССР в 30-е гг.

Англия + Франция

СССР

Германия

  • 15.03.1939 г. – оккупация Чехии, Моравии;
  • 21.03.1939 г. – захват Данцига (Польша);
  • 22.03.1939 г. – оккупация Мемеля (Литва)

Апрель 1939 г. – предоставление гарантий военной помощи гос-вам, граничившим с Германией.

11.08.1939 г. – начало англо-франко-советских переговоров

21.08.1939 г. – телеграмма Гитлера Сталину

23.08.1939 г. – Пакт о ненападении

Выгоды,

полученные Германией

Выгоды,

полученные СССР


Выгоды, полученные Германией от заключения договора о ненападении

  • Возможность начать захват первого бастиона на востоке (Польши)
  • Ликвидация угрозы войны на нескольких фронтах –

Выгоды, полученные СССР от заключения договора о ненападении

  • Выигрыш во времени для укрепления обороны страны

1 год 10 месяцев

  • Расширение советской территории – на 460 тыс. кв. км
  • Перенос на Запад границ СССР – на 200-350 км
  • Ликвидация угрозы войны на два фронта
  • Срыв попыток Англии и Франции втянуть СССР в войну с Германией – август-сентябрь 1939 года

  • самая кровопролитная,
  • самая жестокая,
  • охватившая 61 государство мира - 80% населения Земли.
  • Число погибших составило 65-66 миллионов человек,

из них 27 миллионов советских людей

Можно ли было ее предотвратить?


  • Ответить на вопросы:
  • В чем были причины Второй Мировой войны?
  • Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?
  • Составить хронологию событий первого периода войны 1 сент.1939 - 22 июня1941
  • § 8, 9


Рассказать друзьям