Вклад в психологию. Смотреть что такое "Жане Пьер" в других словарях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Значение питания в жизни человека трудно переоценить.

Ведь пища, которую употребляет человек, дает его организму очень многое — строительный материал для мышц и костей, энергетический материал для физической работы… И еще много того, что необходимо человеку для полноценного функционирования его организма.

Однако большинство людей недооценивает значения питания в своей жизни. Как мы питаемся? Вся ли та пища, которую человек употребляет, несет в себе то, что необходимо организму?

«Невежество людей в области питания удивительно. Высокообразованный современный человек может быть виртуозом в технической специальности, науке или искусстве, но как мало он знает о том, как следует заботиться о своем co6cтвенном теле!» — пишет Алиса Чейс, американский врач, в своей книге «Питание и здоровье»

По ее словам, за 22 года врачебной практики она излечила многих людей от различных недугов. И что самое важное, во всех случаях воздержание от пищи, употребление сырых овощей и фруктов помогало пациентам быстрее справиться с заболеваниями.

Пропагандист здорового образа питания и такого же образа жизни Поль Брэгг так выразил свое мнение о влиянии питания на здоровье человека:

«Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудноперевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками и после этого поражается, почему не живет до ста лет».

Как известно, Поль Брэгг прожил более 90 лет и погиб во время катания на серфинге. После вскрытия паталогоанатомы были крайне удивлены: все органы Поля были по состоянию такими же, как у двадцатилетнего молодого человека. Немалую роль в этом сыграли отказ от мясной пищи, сахара, шоколада, от алкоголя, от шоколада и от соли, питание живой пищей и систематические голодания. И, конечно же, физические упражнения.

Можно привести еще множество примеров, подтверждающих тот факт, что определенный образ питания позволил людям дожить до 90, а то и до 100 лет, при этом оставаясь в полном сознании и в хорошей физической форме.

Это лишь подтверждает положительное влияние правильного питания на качество жизни человека. Поистине, образ питания имеет огромное значение в жизни человека и оказывает большое влияние на состояние его здоровья.

Болезнь — это лишь мера человеческого невежества.

Один из пунктов невежества — питание. Думаете, сахарный диабет действительно передается по наследству? Да нет же! Просто образ питания, благодаря которому родители нажили себе диабет, навязывается и ребенку. Этот же образ питания приводит в конце концов и ребенка к аналогичному результату — у ребенка развивается диабет, а врачи констатируют факт — это наследственное. И ни врачи, ни родители не придают значения образу питания, не подозревая, что именно этот фактор и стал причиной развития диабета у их ребенка.

Не все полезно, что в рот полезло

Очень много есть мудрых высказываний по поводу влияния питания на нашу жизнь и на наше здоровья. Например, золотые слова великого врачевателя Авиценны звучат так: «Всякое лекарство должно быть пищей и каждая пища должна быть лекарством». Или народная пословица «Не все то полезно, что в рот полезло» очень красноречиво говорит о значении продуктов питания в жизни человека. Но многие ли прислушиваются к этим мудрым мыслям?

Какова же роль питания в жизни человека?

Мы привыкли к тому, что пищу принято оценивать по энергетической ценности, а также по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов. Попросту пища для нас — всего лишь набор химических элементов. По большей части это действительно так.

На самом же деле пища — это не просто набор элементов. Пища — это источник информации. Каждая пища обладает своей энергетикой. Это не та энергия, которую принято выражать в пресловутых килокалориях. Пожалуй, килокалории — самая бестолковая мера оценки качества пищи. Количество килокалорий, якобы заключающихся в той или иной пище, не имеет никакой реальной связи с тем, какую энергетическую ценность несет в себе пища.

Живая энергия (или энергетика), которую несет в себе тот или иной пищевой продукт, — вот реальный источник сил и энергии, которые получает человек из съедаемой пищи. Именно эта энергия имеет наибольшее значение для организма человека. Если бы это было не так, то племена, питающиеся преимущественно сырой растительной пищей и недополучающие необходимых килокалорий, не дожили бы до наших дней.

Тем не менее, факты говорят о противоположном. Народы, рацион которых включает в себя в основном пищу, не подвергавшуюся термической обработке, и не содержит мясных продуктов или содержит их в очень малом количестве, живут в полном здравии и обладают прекрасными физическими данными.

И наоборот — в цивилизованных странах, где люди живут в достатке и их рацион включает большое разнообразие пищи (прежде всего, термически обработанной, мертвой), очень много больных людей. Да и физическим развитием в этих странах могут похвастаться далеко не многие.

Пожалуй, одной из самых распространенных проблем современного человека, жителя цивилизованной страны, является избыточный вес, который в свою очередь служит причиной других проблем — заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, опорно-двигательного аппарата и т. д.

С научной и философской точек зрения, определение и понятие смысла жизни подразумевают наличие определенных целей существования, индивидуального и общего предназначения человека.

Смысл бытия является основой мировоззрения, которое определяет весь путь развития морально-нравственного облика людей.

В философии

В большинстве случаев, воспринимается и позиционируется смысл жизни как философская проблема. Философы античности писали о том, что тайна существования человека заключается в нем самом, и, стараясь знать себя, он узнает окружающее пространство. Существует несколько исторически признанных точек зрения на проблему смысла:

  1. Последователи и приемники Сократа говорили: «стыдно умереть, не осознав сил своих духовных и телесных». Эпикур, исследуя тему человеческой смерти, призывал не бояться ее, ведь страх смерти по своей сути иррационален: когда наступает смерть, человека уже нет. Однако, как ни странно, отношение к смерти существенно влияет на отношение к жизни и определяет его.

  1. Проблема смысла жизни также активно обсуждалась в философии Канта. По его мнению, человек сам по себе является целью и наивысшей ценностью, он личность и единственное существо на планете, способное самостоятельно распоряжаться своей жизнью, преследовать любые цели и достигать их. Великий философ говорил, что смысл жизни человека не снаружи, а в внутри него самого: при этом, определяющим фактором есть идея, выраженная посредством нравственных законов и долгов. Кант также пытался описать, что такое «смысл». По его мнению, смысл не может существовать самостоятельно, как некий предмет реальности, он - в сознании людей и он же определяет их поведение, заставляя добровольно подчиняться законам нравственности и тем самым ставя человека на ступень выше остальных живых существ на планете. Т.е, с точки зрения Канта, предназначение человека выражается в наличии определенного мировоззрения, или религии. При этом, религию, как объяснение возникновения нашего мира, Кант отрицает – ее значимость именно в том, что она является основанием для развития человеческой нравственности.
  2. Философия Канта получила дальнейшее развитие и у других немецких классиков. По мнению Фихте, поиск смысла человеческой жизни на земле является основной задачей любого философского учения. Постижение смысла – это полное согласие личности с самим собой, которое выражается в свободе человека, разумной деятельности, развитии. Развиваясь и становясь свободной и разумной личностью, человек изменяет и совершенствует окружающую действительность.

На протяжении всей истории философии и религии предпринимались попытки найти универсальный, подходящий для каждого, смысл человеческого бытия.

Религия призывает человека готовить себя к «жизни после смерти», ведь именно за пределами «биологического» существования и начинается настоящая жизнь. С позиции добродетели, ответ на вопрос: «зачем мы живем?» очевиден: чтобы делать добрые дела и служить истине. Помимо религиозных представлений, широкое распространение имеет точка зрения, которая видит цель и смысл жизни человека в получении физических и моральных наслаждений и противоположная, которая преподносит страдания и смерть целью рождения.

В психологии

Психология также не обошла своим вниманием извечно актуальную дилемму – зачем человек живет на земле. Поиском решения проблемы «в чем смысл жизни человека» активно занимаются как минимум два направления в психологии:

  • Небезызвестный психолог и философ Виктор Франкл долгое время работал над созданием собственной школы, ориентированной на исследование человека, занимающегося поиском того, ради чего стоит жить. По мнению Франкла, цели по достижению истинного предназначения облагораживают человека, делают его более осознанным, разумным и морально здоровым. В результате своих исследований, психолог написал книгу: «Человек в поисках смысла жизни». Эта работа содержит ответы на наиболее распространенные вопросы о поиске смысла, подробно раскрывает эту тему и предлагает три пути его достижения. Первый путь направлен на постижение цели существования посредством трудовой деятельности и доведения ее до идеала; второй путь – это переживание чувств и эмоций, которые сами по себе являются смыслом; основа третьего - состоит в приобретении опыта через прохождение на жизненном пути страданий, боли, тревог и борьба с земными невзгодами.
  • Психология так же активно занималась и занимается исследованием смысла человеческой жизни в экзистенциальном направлении или логотерапии. Это направление называет человека существом, не знающим, зачем и для чего он пришел в этот мир и его цель – найти это знание. Поэтому центром логотерапии является психологический аспект этого процесса. И у людей есть всего два пути – либо, невзирая на возможные неудачи и разочарования, искать свое призвание, отвечать за свои поступки, пробовать, экспериментировать; либо – сдаться в самом начале своего пути и его жизнь пройдет, так и не прикоснувшись к осознанности.

Формы

Цели и смысл человеческого существования редко являются универсальными на всю жизнь или заключаются в одном и том же. Чаще всего, они меняются с возрастом, внутренними изменениями личности; или под воздействием внешних обстоятельств. К примеру, в подростковом и юношеском возрасте, решением задачи – в чем заключается смысл жизни ­­­­– будет являться: получение образования и необходимых навыков для старта трудовой деятельности; после 25-ти лет наиболее распространенные ответы – создание семьи, построение карьеры, улучшение материальных условий существования. Ближе к пенсионному возрасту, когда жизнь становится более осмысленной, люди озадачиваются вопросами духовного развития и религии. Для некоторых людей проблема смысла решается посредством хобби, в котором человек реализуется параллельно с перечисленными выше целями. В последнем случае, жизнь таких людей бывает более наполненной и яркой, ведь параллельно они достигают несколько целей и не бывают сильно зависимы от одной, а значит, проще переживают возможные разочарования и преграды, способны осмысливать их и двигаться дальше.

Рождение и воспитание детей является одним из наиболее распространенных видов жизненных целей и смысла жизни.

Рождение ребенка приводит к тому, что большая часть внимания родителей сосредоточена на нем: они зарабатывают, чтобы обеспечить свое чадо самым лучшим, стараются дать хорошее образование, помогают в трудные периоды, прививают правильный образ жизни. Большинство мам и пап стараются воспитать своих детей должным образом, привить им стремление жить по принципам справедливости и высокой морали. И если это удается – родители считают, что жизненный путь пройден не зря, он имел смысл в том, чтобы оставить на земле свое достойное продолжение .

Оставить след на земле – уже более редкий вариант обретения смысла. Чаще всего, на это способны люди, обладающие каким-либо редким талантом. Это великие ученые, деятели искусства, представители королевских, дворянских и др. родов, знаменитые управленцы и т.п. Однако, не все так печально.

Оставить свой след на земле может и человек, не обладающий очень ярким талантом, однако трудолюбивый, настойчивый и целеустремленный, который живет, понимая и представляя, каким может быть смысл его жизни.

Например, это воспитатель, вкладывающий душу в своих подопечных, или врач, излечивший много людей, плотник, посредством своих работ улучшающий быт людей, спортсмен, возможно не обладающий яркими способностями, но достигающий с каждым днем все лучшего результата и т.п.

Проблема достижения смысла в обществе высоких технологий

В современном мире, человечество живет в ускоренном темпе и тратит много эмоциональных и физических ресурсов на поддержание уровня жизни. Нам редко удается остановиться и подумать, в чем смысл человеческой жизни. Общество и прогресс требуют соответствовать моде, определенным нормам, формату взаимоотношений между людьми. Человек уподобляется белке в колесе, совершающей тысячи однообразных, доведенных до автоматизма движений; он не успевает задуматься над тем, чего же хочет он сам и для чего живет.

Современность характеризуется каждодневной погоней за иллюзией, фальшивыми идеалами. Культура потребления не позволяет развиваться духовно, моральная сторона современного человека становится менее развитой, приземленной и примитивной; чудо жизни превращается в обычное существование.

Естественно, люди стали чаще подвержены заболеваниям нервной системы, депрессиям, истериям и хронической усталости. Количество самоубийств за последние десятилетия выросло в несколько раз. Человеческий смысл стал дорогой роскошью.

Однако, для людей сильных духом, настойчивых и устойчивых к социальному влиянию, способных задумываться – прогресс открывает новые возможности для саморазвития и усовершенствования мира. Сейчас гораздо проще получить знания, способствующие поиску целей и смысла; проще продвигать свои собственные идеи: за них не поведут на виселицу и не сожгут на костре; технологические возможности позволяют создавать и строить новые объекты и предметы. Мы живем в относительно спокойный период и желания сохранять мирные взаимоотношения, бережно относиться к природе, находить компромиссы и духовно расти и есть цель и смысл человеческой жизни.

В календаре памятных для психологии дат август отмечен днями рождения сразу нескольких выдающихся ученых. Почти обо всех на страницах “Школьного психолога” были в свое время опубликованы биографические очерки, и один из первых (могло ли быть иначе?) был посвящен Зигмунду Фрейду, родившемуся 6 августа 1856 года. Отмечая эту дату, поклонники основателя психоанализа наверняка воздадут ему хвалу и не преминут отметить, какая новаторская, революционная роль принадлежит ему в истории науки.

Менее восторженные специалисты обычно на это замечают, что научный и мировоззренческий переворот, произведенный венским психиатром на рубеже веков, на самом деле произошел не на пустом месте. Высказанные им идеи в ту пору буквально носились в воздухе, более того - высказывались не только им, из-за чего болезненно мнительный Фрейд полжизни провел в ожесточенных спорах о своем приоритете.

Надо признать, что эти споры в итоге увенчались его успехом. Так, сегодня лишь редкие знатоки психологической науки вспоминают о его выдающемся современнике - французском психологе Пьере Жане, который родился тремя годами позже. Пьер Жане почти одновременно с Фрейдом разрабатывал собственную концепцию бессознательного, кое в чем удивительно перекликающуюся с фрейдистской теорией. Говорят: есть люди, забытые незаслуженно, но нет таких, о которых бы незаслуженно помнили. Разумеется, авторитет Фрейда заслужен им сполна. А вот Жане забыт, пожалуй, незаслуженно. Для восстановления справедливости вспомним в майские дни о нем.

СКЛОННОСТЬ К ФИЛОСОФИИ

Пьер Жане родился 30 мая 1859 года в Париже. Его семья принадлежала к обеспеченной французской интеллигенции, многие его родственники были юристами, филологами, инженерами, а его дядя - Поль Жане - довольно известным по тем временам философом. Вероятно, следуя по его стопам, Пьер поступил в знаменитую парижскую Эколь Нормаль, где вместе с ним учились многие юноши, впоследствии прославившие французскую науку. Среди его однокурсников были, в частности, Анри Бергсон и Эмиль Дюркгейм, которые стали известными философами и внесли немалый вклад в развитие психологической науки.

В 1882 году Жане получил ученую степень магистра философии (позже, в 1889 году, ему будет присвоена в Сорбонне докторская степень по литературе, а в 1893 году - и по медицине; вероятно, по сей день такое сочетание оптимально для психолога).

В течение нескольких лет он преподавал философию в Гавре и даже написал собственный учебник, который, однако, особого признания ему не принес. Жане предстояло прославиться как психологу. Но и в этом качестве его характеризуют удивительная глубина и многосторонность научного подхода, а также совершенно особый стиль, во многом, вероятно, обусловленный его личными особенностями.

“Мои научные занятия, - писал он в своей автобиографии (он опубликовал их две - в 1930 и 1946 годах), - оказались результатом конфликта между несовместимыми, различными тенденциями. В детстве я увлекался естественными науками. С раннего возраста я начал интересоваться ботаникой и коллекционировать растения. И каждый год до сих пор пополняю свой гербарий. Эта страсть, определившая мою склонность к анализу, точному наблюдению и классификации, должна была привести меня к карьере натуралиста или врача.

Но во мне была и другая наклонность, так и не нашедшая удовлетворения, слабые отблески которой можно узнать в ее теперешней трансформации. В возрасте 18 лет я был очень религиозен и всегда был подвержен мистическим наклонностям, которые мне, однако, удавалось контролировать. Проблема примирения научной склонности и религиозного чувствования оказалась нелегким делом. Оно могло произойти с помощью усовершенствованной философии, удовлетворяющей как разум, так и веру. Мне не удалось создать этого чуда, но я остался философом”.

БОЛЕЗНЕННЫЙ СПОР

В 1889 году Жане возвратился в Париж и успешно защитил диссертацию “Психический автоматизм (Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности)”, впоследствии опубликованную в виде книги. Докторская степень была ему присвоена по философии, ибо в представлении французской научной общественности той поры психология продолжала оставаться ветвью философских наук (представление, наверное, небезосновательное и, несмотря ни на что, отчасти справедливое и поныне).

В 1890 году Жане получил пост в Парижском лицее, и в том же году Ж.-М. Шарко отдал в его ведение психологическую лабораторию в своей клинике Сальпетриер, где Жане и ранее вел активную клиническую работу, а свои научные взгляды излагал в лекциях, пользовавшихся большой популярностью.

Фрейд, стажировавшийся у Шарко в клинике Сальпетриер, впоследствии утверждал, что никогда даже не сталкивался с Жане и ничего не слышал о его идеях. Однако в “Очерке истории психоаналитического движения” Фрейд не без горечи отмечает: “В Париже, кажется, господствует убеждение, что все верное в психоанализе с небольшими изменениями повторяет взгляды Жане, все же остальное никуда не годится”.

Даже в написанной в 1925 году “Автобиографии” Фрейда читаем: “В то время как я пишу это, из Франции до меня доходят многочисленные статьи из журналов и газет, свидетельствующие о сильном сопротивлении принятию психоанализа, причем часто они содержат самые неверные предположения по поводу моего отношения к французской школе. Так, например, я читаю, что своим пребыванием в Париже я воспользовался для того, чтобы познакомиться с учением Пьера Жане, а затем сбежал, прихватив уворованное. Я должен ясно сказать в связи с этим, что вообще не слыхал имени Жане во время моего пребывания в Сальпетриер”.

Те, кто интересуется подробностями этого болезненного спора о научном приоритете, могут найти подробное изложение ситуации в блестящей работе Генри Элленбергера “Открытие бессознательного” (Ellenberger H.F. The discovery of the unconscious. - N.Y., 1970; первый том этой книги завершает глава, посвященная сопоставлению взглядов Фрейда и Жане), а также в переведенной на русский язык книге Альфреда Лоренцера “Археология бессознательного” (М., 1996).

ГЛАВНЫЕ ЭТАПЫ

В 1893 году Жане защитил медицинскую диссертацию “Умственное состояние истериков”. С декабря 1895 года по август 1897 года он заменял Т. Рибо в Коллеж де Франс и окончательно сменил его там в 1902 году, получив должность профессора психологии.

В 1904 году Жане основал совместно с Ж. Дюма “Журнал нормальной и патологической психологии” и оставался его главным редактором свыше 30 лет. В 1936 году ушел в отставку, но продолжал частную практику и научные исследования.

Жан Пиаже, посвятивший Жане специальную статью, выделяет в его творчестве три периода. Первый начинается работой “Психический автоматизм” и характеризуется некоторой статичностью. Начальная точка второго периода - работа “Навязчивость и психастения” (1903), где внимание Жане уже направлено на динамический аспект психического процесса. Третий период (со второй половины 20-х годов) интересен генетическим анализом разных форм поведения.

МАГИЯ ЗАГАДОЧНОГО

Вполне в духе своего времени Жане на раннем этапе научной деятельности был увлечен исследованием таких процессов, как гипнотизм и внушение мыслей на расстоянии. “Мои первые пробы в изучении расстройств нервной системы путем обследования мистических феноменов и сомнительной реальности не следовало бы, наверное, рассматривать как полностью бессмысленные. Прежде всего потому, что эти странные исследования познакомили меня с такими важными людьми, как Шарко, Рише, Мэйер, Сиджвик, имевшими те же наклонности и интересы. Они поделились собственными идеями и сомнениями, показали свою исследовательскую работу, познакомили с методами... Эти первые работы над чудесами животного магнетизма ориентировали меня на изучение сомнамбулизма и гипнотической практики, которые были чрезвычайно популярны и по крайней мере казались средством подхода к психологическому изучению психической патологии”.

В этот период Жане также формулирует основные методические правила своей работы, которых придерживается и в дальнейшем: 1) обследовать пациента самому, насколько это возможно, без ассистентов и другого рода “посторонних”; 2) точно записывать все, что говорит и делает пациент; 3) учитывать не только актуальное состояние пациента, но и всю историю его жизни и ход предшествующих заболеваний и их лечения.

Сам Жане дает достаточно противоречивую характеристику своим ранним исследованиям и считает, что они были “опубликованы и популяризированы слишком рано и с тех пор цитировались во всех работах, посвященных возможностям человеческой психики. Рассматривая эти цитаты и эти злоупотребления моими прошлыми наблюдениями, я всегда испытывал чувство удивления и сожаления. Странно, что исследователям, с такой методичностью повторявшим эксперименты 1882 года, никогда не приходило в голову написать все еще живущему их автору и спросить, что он о них думает. Я бы ответил уже тогда и еще полнее сейчас, что я сомневаюсь в интерпретации фактов и склонен критиковать их сам и рассматривать как отход от более серьезных и глубоких исследований”.

Нужно отметить, что Жане не просто много работал, обследуя больных, но и серьезно теоретически разрабатывал интересовавшую его тему. Он собрал грандиозную библиотеку по магнетизму и гипнологии, проанализировал множество разнообразных источников. В итоге он пришел к выводу о недостаточности такого подхода и необходимости углубленного изучения неврозов.

Первые результаты этих исследований и послужили основой обобщающего труда “Психический автоматизм”. Большая часть работы основана на изучении клинических случаев четырех женщин, фигурирующих в отчетах как Рози, Люси, Мари и Леони, хотя в исследовании в общей сложности участвовали 19 пациентов с истерией и 8 с эпилепсией.

МЕТОД ЖАНЕ

Научный метод для Жане, как и для большинства исследователей того времени, заключался в сочетании анализа и синтеза. Первоочередной задачей оказывался анализ, а соответственно - и вопрос о первоэлементах. Многие философы и психологи пытались реконструировать психику с помощью анализа и синтеза, используя в качестве базового элемента ощущение. Жане же начинает с выделения не чистого ощущения, но действия и считает невозможным отделение сознания от активности. Здесь Жане обращается к таким динамическим понятиям, как психическая сила и слабость, без которых немыслима активность, деятельность.

Первой пациенткой, на которой им был продемонстрирован метод психологического анализа, была некая Марсель. Жане попытался проранжировать ее симптомы по степени их глубины.

Поверхностный уровень составляли особенности, сравнимые с результатами гипнотического внушения; средний - импульсы, которые Жане приписывал действию неосознанных фиксированных идей, исходящих из определенных травмирующих воспоминаний; наиболее глубинный уровень - наследственные факторы, перенесенные тяжелые заболевания, ранние травматические события. (Вам это ничего не напоминает? И не только вам! Недаром так кипятился венский патриарх...)

За психологическим анализом должен следовать психологический синтез, то есть реконструкция хода болезни. Такое взаимодействие анализа и синтеза в ходе работы с невротическим пациентом выступает отличительной, самобытной чертой метода Жане.

Основным результатом психологического анализа является открытие неосознанных фиксированных идей и их патогенной роли (!). Их причина - травмирующее или пугающее событие, ставшее бессознательным и замещенное симптомами (!!). Процесс замещения, по Жане, связан с сужением поля сознания. Неосознанные фиксированные идеи являются как причиной, так и результатом психологической слабости. Для излечения мало перевести их в план сознания (становясь осознанной, идея рискует приобрести статус навязчивости - !!!). Необходимо разрушить патогенную идею путем диссоциации или трансформации. Поскольку она является частью заболевания, ее устранение должно сопровождаться синтетическим лечением, переобучением или другим умственным тренингом.

Во втором периоде творчества Жане рассматривал две формы невроза - истерию и психастению. Его концепция неврозов сочетает психогенный компонент (исходящий от жизненных событий, фиксированных идей) и органический фактор. Жане предлагает двухуровневую модель этих расстройств: первый уровень связан с фиксированными идеями (неосознанными у истерика и осознанными у психастеника), а второй, глубинный, заключается в расстройстве некоторых базовых функций (сужение поля сознания у истерика и расстройство функций реальности у психастеника). Важно отметить, что, изучая поведение больных, Жане интересовался и гораздо более широким кругом явлений психической жизни, избегая, однако, смешения нормы и патологии.

ПЛОДОТВОРНЫЕ ИДЕИ

Последний период творчества Жане ознаменовался построением того колоссального психологического синтеза, который должен логически следовать за психологическим анализом (только уже не применительно к анализу невроза, а к осмыслению психологической науки в целом).

Сам Жане подчеркивал, что к ХХ веку было написано огромное количество психологических по своей сути монографий на частные темы и пришла пора систематизации и объяснения полученных данных. Он как раз и пытался создать такую модель и использовал в ней данные не только из психологии взрослого человека и психопатологии, но и из детской психологии, этнопсихологии, психологии животных. Им была создана система, в рамках которой получили свое освещение практически все психические явления. Материал этого колоссального синтеза не был собран в одной работе, он представлен рядом публикаций конца 20-х-начала 30-х годов.

Своей интенсивной педагогической, практической, научной деятельностью Жане способствовал развитию современной психологии. На него неоднократно ссылается К.-Г. Юнг (лекции Жане он посещал в Париже во время зимнего семестра 1902/03 года).

Влияние “Психического автоматизма” Жане ощутимо в методе рассмотрения Юнгом человеческой психики как состоящей из ряда “подсознательных личностей” (у Жане - “единовременные психические существования”). То, что Юнг назвал “комплексом”, первоначально было не чем иным, как эквивалентом “подсознательной фиксированной идеи” Жане.
Работы Жане оказали также значительное влияние на индивидуальную психологию А. Адлера. Он признавал, что его работа о чувстве неполноценности была развитием наблюдений Жане. Впрочем, как знать не были ли эти признания “отступников” сделаны в пику Фрейду, категорически отказывавшемуся признать какую бы то ни было преемственность идей французского коллеги...

В России вышли в переводе на русский язык “Психический автоматизм” (1913), “Неврозы” (1911), “Неврозы и фиксированные идеи” (1903). В сборнике “Новые идеи в философии” за 1914 год была напечатана его статья “Подсознательное”.

Российские ученые старших поколений были знакомы с его трудами и идеями. Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин, формулируя свои представления об интериоризации, ссылаются на работы Жане.

А.Н. Леонтьев обращается к его исследованиям при рассмотрении социально-ориентированных направлений в психологии. Однако не переиздававшиеся с тех давних пор работы Жане сегодня труднодоступны, и многие современные психологи даже не слышали его имени.

НЕСПРАВЕДЛИВОЕ ЗАБВЕНИЕ

Пьер Жане умер в Париже 24 февраля 1947 года. В это время газеты из-за забастовки печатников не выходили. В изданиях, вышедших только в конце марта, после окончания забастовки, факт смерти выдающегося психолога был отмечен двухстрочным упоминанием среди прочих заметок на различные темы.

В 1956 году в связи со 100-летием Фрейда в клинике Сальпетриер была установлена мемориальная доска в память о его визите. Но никому не пришло в голову три года спустя, в день столетия Жане, установить здесь мемориальную доску в его честь (хотя именно в Сальпетриер он проработал несколько лет и провел здесь огромную часть своих исследований).

В 1960 году, когда был выпущен памятный том, посвященный юбилею коллежа Сент-Барб, где он получил образование перед поступлением в Эколь Нормаль, имени Жане не оказалось в списках знаменитых людей, учившихся там.

И тем не менее бесспорно, что Пьер Жане - один из выдающихся психологов. Он считал необходимым разрабатывать психологию как объективную науку и всей своей деятельностью способствовал этому. И справедливо звучат слова Генри Элленбергера: “Труды Жане можно сравнить с огромным городом, погребенным под пеплом, подобно Помпее. Судьба всякого погребенного города неопределенна. Он может на века остаться сокрытым, хотя его и грабят мародеры. Но когда-нибудь он может выйти на свет, вернуться к жизни...”

род. 29 мая 1859, Париж - ум. 1947) - франц. психолог и психопатолог; с 1898 - профессор в Коллеж де Франс (Париж); был близок к бихевиоризму, поскольку рассматривал психологию как науку о поведении. Влияние главного произв. Жане "L&evolution psychologique de la регsonnalite" (1929) распространилось далеко за пределы Франции. Кроме того, Жане написал следующие произв.: "L&automatisme psychologique", 1889; "La median psychologique", 1923; "Les debuts de l&intelligence", 1935.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖАНЕ Пьер

30 мая 1859, Париж - 24 февраля 1947, там же] - французский психиатр и психолог. Получил философское и медицинское образование, работал в клинике Гавра и в парижской клинике Сальпетриер. Наблюдения за пациентами легли в основу его концепций подсознательного, психастении и психологического автоматизма.

Работа «Психологический автоматизм» (1889) была итогом его исследований, проведенных в Гавре в 1882-88, где он применял гипноз для лечения истерических пациентов. В отличие от своих предшественников, сводивших психологический автоматизм к физиологическим механизмам, Жане исследует собственно психические феномены, всегда наделенные хотя бы рудиментарным сознанием. Имеются душевные процессы, которые протекают автоматически, независимо от контроля нашего «Я». Наряду со случаями «полного автоматизма» (каталепсия, искусственный сомнамбулизм) Жане указывает на случаи раздвоения личности, «частичного автоматизма», когда психиатр сталкивается с разного рода сочетаниями сознательного и подсознательного. Он обращается »автоматическому письму», практиковавшемуся спиритами для выявления подсознательного материала. Истерические симптомы он связывает с существованием отколовшихся частей личности (подсознательные фиксированные идеи), которые наделены собственной жизнью и способностью к автономному развитию. Их причиной является травматизирующее событие, которое становится подсознательным, а вместе с тем происходит сужение поля сознания. «Психологический анализ» Жане устанавливает патогенную роль «подсознательных фиксированных идей», но основной причиной истерического невроза он признает врожденную слабую «психическую конституцию» невротика. Концепция «подсознательного» Жане оказала несомненное влияние на психоанализ (хотя Фрейд это отвергал) и всю «динамическую психиатрию». Но столь же несомненны отличия ее от психоанализа, причем не только в энергетической трактовке психики. Хотя Жане признавал значительную роль сексуальности в генезисе неврозов, его концепция «подсознательного» не опирается на какую-либо доктрину о детерминации сознания инстинктивными побуждениями. Теории Жане оказали значительное влияние на французскую психиатрию; его учение об «автоматизме» использовалось А. Бретоном и другими французскими сюрреалистами.

Соч.: Neuroses et idees xes. P., 1898; Les obsessions et la psychastenie. P., 1902; Les meditations psychologiques, vol.1-3. P., 1919; De langoisse a lextase, vol.1-2. P., 1927-28; La force et la faiblesse psychologiques. P., 1930; Les debuts de lintelligence. P., 1935; Les troubles de la personnalite sociale. P., 1937; Неврозы и фиксированные идеи. СПб., 1903; Неврозы. М., 1911; Психический автоматизм. М., 1913. Лит.: Роговин М. Пьер Жане.- «Вестник истории мировой культуры», 1960. № б; Eilenherger H. F. The Discovery of the Unconscious. The History and Evolution of Dynamic Psychiatry. N. Y, 1970.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Пьер Жане имел практику как психолог, а также посвятил проблеме личности множество статей и несколько курсов лекций в Коллеж де Франс. По материалам одного из прочитанных курсов им была опубликована книга: Психологическая эволюция личности / L"evolution psychologique de la personnalite.

До этого психологи описывали личность лишь как некую статичную структуру. Именно Пьер Жане предпринял попытку описания жизненного пути «во времени» с учётом биологических, психологических, культурологических и этнографических особенностей.

«П. Жане выделяет разные уровни поведения человека (семь уровней). К первому уровню он относит рефлекторные акты. Это самый низкий уровень поведения. Ко второму уровню он относит отсроченные перцептивные действия. На этом уровне поведение приобретает опосредованное строение (двухфазное строение: подготовку и завершение действия). Третий уровень поведения включает в себя элементарные социальные акты (например, акты подражания). К четвертому уровню П. Жане относит элементарные интеллектуальные акты.

На пятом уровне манипуляция с реальными объектами приводит, по мысли П. Жане, к формированию так называемых интеллектуальных объектов. Особенно интересно его описание, как человек рассматривает фотографию своего друга. Он берёт в руки портрет, улыбается ему, мысленно беседует с ним, переживает тёплые чувства к нему и вместе с тем обращается с ним как с вещью, кладёт в ящик стола. Этой иллюстрацией Жане хотел показать, что реальный объект, которым человек манипулирует, может выступить в виде символа интеллектуального акта. Хотя П. Жане не употребляет термин «замещение», но данной иллюстрацией он подводит к этой проблеме. Человек обращается с портретом как с картоном, но этот картон вызывает «интеллектуальный акт», переживание.

Шестой уровень поведения - это уровень умственной деятельности, мышления. которое П. Жане считал производным от практического действия. Таким образом, Жане уже поднимал вопрос об интериоризации действия, вопрос о генетической связи мышления и действия, вопрос, который нашел свою разработку в нашей психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.).

В качестве высшего, седьмого, уровня поведения Жане называет созидательную трудовую деятельность человека. Жане настаивает на том, что именно трудовая деятельность формирует произвольность внимания, волевое усилие».



Рассказать друзьям