Внебольничная пневмония особенности течения у детей. Причины пневмонии у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пневмония — это острый инфекционно-воспалительный процесс, поражающий преимущественно респираторный отдел легочной ткани, как правило, имеющий бактериальную этиологию и проявляющийся разной степени выраженности симптомами:

  • общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации — ухудшение общего состояния, аппетита; лихорадка и др.);
  • локальными изменениями в легких при физикальном обследовании (очаговые: укорочение перкуторного тона, ослабление дыхания, хрипы и др., см. ниже);
  • инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, обусловленными заполнением альвеол экссудатом, содержащим преимущественно полинуклеарные нейтрофилы;
  • кашлем;
  • дыхательной недостаточностью — ДН (одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др., см. ниже).

Заболеваемость пневмониями составляет в год около 15—20 на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5-6 случаев на 1000 детей старше 3 лет. Предрасполагающими факторами к развитию пневмонии у детей раннего возраста являются перинатальная патология, аспирационный синдром как следствие синдрома рвот и срыгиваний, врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактором, непосредственно предрасполагающим к развитию пневмонии, является охлаждение.

Смертность от пневмонии у детей в России, согласно данным Государственной статистики МЗ РФ, в 2001 году составила 116±3 на 100 000.

Этиология. Подавляющее большинство внебольничных («домашних», «уличных») пневмоний — результат активации эндогенной бактериальной флоры носоглотки, хотя возможно и экзогенное инфицирование. Многочисленные исследования показали, что клинически здоровые дети в 10—20% случаев при обследовании оказываются транзиторными носителями пневмококков, в 3—7% — гемофильной палочки или микоплазмы, хламидии пневмонии, в 20—45% — различных стафилококков. При острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), охлаждении или действии других стрессорных факторов эта флора может «активироваться», приводя к развитию пневмонии.

Установление конкретной этиологии пневмонии в практической деятельности врача весьма затруднительно, поскольку пневмония — заболевание острое, лечение часто проводится на дому, и, следовательно, существуют технические трудности, связанные с забором материала для микробиологического исследования.

  • В 70-80% случаев "домашних" пневмоний возбудителем является Streptococcus pneumonia .
  • Вторым по частоте возбудителем пневмонии у детей раннего возраста считают Haemophilus influenzae (около 10-15% больных). При этом у них нередко выявляется сочетанная пневмококко-гемофильная этиология пневмонии.
  • В 60-70-х годах прошлого века довольно распространенными возбудителями пневмоний у детей первых месяцев жизни были стафилококки, но сейчас их как этиологический агент пневмонии идентифицируют гораздо реже.
  • У 10-12% больных детей пневмонию вызывают Mycoplasma pneumoniae, Chlamydia pneumoniae или Chlamydia psitaci .
  • У детей первых месяцев жизни возбудителями афебрильных, но протекающих с упорным кашлем пневмоний является Chlamydia trachomatis .
  • Аспирационные пневмонии у детей раннего возраста, в частности с гастроэзофагеальным рефлюксом, которым обусловлены рвоты и срыгивания, нередко вызываются грамотрицательной флорой (E. coli и др.).
  • Тяжелые пневмонии, как правило, обусловлены смешанной флорой - бактериально-бактериальной, вирусно-бактериальной, вирусно-микоплазменной.
  • Вирусная пневмония - редкое заболевание. Возникает при гриппе (геморрагическая пневмония), возможна при бронхиолите аденовирусной и РС-вирусной этиологии. Диагноз вирусной пневмонии оправдан лишь при выявлении на рентгенограмме негомогенной пневмонической тени без четких контуров, сегментарных неплотных теней, быстро исчезающих без лечения; отсутствии типичных для бактериальной пневмонии сдвигов гемограммы; неэффективности лечения антибиотиками.

Классификация пневмоний у детей представлена в табл. 1.

  • Очаговая. Очаги чаще бывают размером 1 см и более.
  • Очагово-сливная — инфильтративные изменения в нескольких сегментах или во всей доле легкого, на фоне которых могут быть видны более плотные участки инфильтрации и/или полости деструкции.
  • Сегментарная — в процесс вовлекается весь сегмент, который, как правило, находится в состоянии гиповентиляции, ателектаза.
  • Тяжелая форма пневмонии диагностируется в тех случаях, когда:
  • больной нуждается в интенсивной терапии легочно-сердечной недостаточности или токсикоза;
  • пневмония протекает с осложнениями.

Затяжные пневмонии диагностируют при отсутствии разрешения пневмонического процесса в сроки от 1,5 до 6 мес. от начала болезни. При рецидивировании пневмонии необходимо обследование ребенка на наличие муковисцидоза, иммунодефицитного состояния, хронической аспирации пищи и др.

Патогенез. Основным путем проникновения инфекции в легкие является бронхогенный с распространением инфекта по ходу дыхательных путей в респираторный отдел. Гематогенный путь возможен при септических (метастатических) и внутриутробных пневмониях. Лимфогенный путь — редкость, однако по лимфатическим путям процесс переходит из легочного очага в плевру.

ОРВИ играют важную роль в патогенезе бактериальных пневмоний. Вирусная инфекция увеличивает продукцию слизи в верхних дыхательных путях и снижает ее бактерицидность; нарушает работу мукоцилиарного аппарата, разрушает эпителиальные клетки, снижает местную иммунологическую защиту, облегчая таким образом проникновение бактериальной флоры в нижние дыхательные пути и способствуя развитию воспалительных изменений в легких.

Начальные воспалительные изменения при бронхогенном пути проникновения инфекции обнаруживают в респираторных бронхиолах. Далее они распространяются на паренхиму легких. При кашле инфицированная слизь из очага воспаления попадает в крупные бронхи, а затем, распространяясь в другие респираторные бронхиолы, обусловливает создание новых очагов воспаления, то есть распространение инфекции в легких, как правило, происходит бронхогенно.

В участке клеточной инфильтрации возможно расплавление ткани с формированием булл или абсцессов. После их опорожнения через бронх в легком остается полость, обычно заживающая в виде небольшого рубца. Прорыв абсцесса в плевральную полость ведет к пиопневмотораксу.

Полное обратное развитие изменений при катаральном и фибринозном формах воспаления занимает в среднем 3 недели. Возникновение ателектаза сегмента или доли обычно связано с выраженным воспалением ветвей приводящего бронха. Развивающаяся в условиях ателектаза сегментарная пневмония имеет тенденцию к формированию фиброзной трансформации.

Патогенез нарушений сердечно-сосудистой системы при пневмонии можно схематично описать следующим образом:

токсикоз и ДН ->спазм артериол малого круга кровообращения -> легочная гипертензия и повышенная нагрузка на правые отделы сердца -> снижение сократительной способности миокарда -> нарушение периферической гемодинамики, расстройство микроциркуляции. Функциональные нарушения легочного кровотока — более стойкое расстройство, чем изменение паренхимы легких (сохраняется до 6—8 недель).

При тяжелой пневмонии возникают энергетически-динамическая недостаточность миокарда (синдром Хегглина), дегенеративные изменения в мышце сердца и сосудах, повышение проницаемости капилляров.

Дыхательная недостаточность — состояние, при котором либо легкие не в состоянии поддерживать нормальный газовый состав крови, либо последнее достигается за счет ненормальной работы аппарата внешнего дыхания, что приводит к снижению функциональных возможностей организма. Клинико-лабораторная характеристика дыхательной недостаточности при острой пневмонии представлена в табл. 2.

Закономерно у детей, больных пневмонией, нарушаются обменные процессы, и прежде всего:

  • кислотно-основное состояние: метаболический либо респираторно-метаболический ацидоз с уменьшением мощности буферных оснований, накоплением недоокисленных продуктов;
  • водно-солевой баланс: задержка жидкости, хлоридов; у новорожденных и грудных детей возможны обезвоживание и гипокалиемия.

Диагностика острых пневмоний

Общая симптоматика является основой клинической диагностики пневмоний, принимая во внимание то, что у детей раннего возраста на первый план при пневмониях выступают признаки ДН, интоксикации, а локальные физикальные изменения в легких чаще появляются позже.

Анализ данных относительно распространенности различных симптомов при пневмонии позволил предложить следующую диагностическую схему при первом осмотре больного с острым респираторным заболеванием (ОРЗ).

  1. Если при осмотре у ребенка, независимо от уровня температуры и при отсутствии обструкции, имеется:
    • учащение дыхания (60 в минуту у детей первых месяцев жизни, 50 в минуту у детей 2 — 12 мес., 40 в минуту у детей 1 — 4 лет);
    • втяжение межреберий;
    • стонущее (кряхтящее) дыхание;
    • цианоз носогубного треугольника;
    • признаки токсикоза («больной» вид, отказ от еды и питья, сонливость, нарушение коммуникабельности, резкая бледность при повышенной температуре тела), то состояние расценивается как тяжелое с большой вероятностью наличия пневмонии.
    Этим больным следует назначить антибиотик (см. табл. 3.) и направлять их в стационар
  2. Если у ребенка нет признаков, указанных в пункте 1, но имеются:
    • температура 38° C дольше 3 дней;
    • локальные физикальные признаки пневмонии;
    • асимметрия хрипов,
    то следует предположить наличие пневмонии.
    Этим больным необходимо сделать анализ крови, направить их на рентгенографию; при невозможности ее проведения — назначить антибиотик. Госпитализации подлежат больные с признаками дыхательной недостаточности
  3. Если у ребенка с ОРЗ и признаками бронхиальной обструкции имеются:
    • асимметрия хрипов;
    • «воспалительная» гемограмма,
    этом случае cледует исключить пневмонию, назначить рентгенологическое исследование. Госпитализации подлежат больные с признаками дыхательной недостаточности.
  4. Если у ребенка фебрильная температура в течение 1—2 дней при отсутствии указанных выше признаков, то его следует наблюдать на дому как больного ОРЗ без пневмонии.

Помимо перечисленных в схеме показаний к госпитализации, следует принимать во внимание такие факторы, как преморбидный фон (гипотрофия, аномалии конституции и др.), низкий социальный статус семьи, психологические особенности родителей.

Особенности клинических проявлений пневмонии зависят от возраста, преморбидного фона, морфологической формы заболевания и возбудителя (табл. 3).

Лечение

Пневмония — инфекционное заболевание, а потому главное в лечении больного — назначение антибиотиков.

Основные принципы антибактериальной пневмонии следующие:

  • антибиотики при установленном диагнозе или при тяжелом состоянии больного назначают незамедлительно, при сомнении в диагнозе у нетяжелого больного решение принимают после рентгенографии;
  • первичный выбор антибиотика проводят эмпирически, ориентируясь на признаки, представленные в табл. 3, но, принимая во внимание этиологическую структуру «домашних» пневмоний, при наличии даже минимальных признаков бактериального токсикоза целесообразно начинать терапию с «защищенных» беталактамов — амоксиклав, аугментин и др. или цефалоспоринов II поколения, а при «атипичных» пневмониях — с современных макролидов (сумамед, макропен, кларитромицин и др.);
  • макролидные антибиотики не следует назначать как препараты первого ряда при обычных — не «атипичных» пневмониях;
  • показаниями к переходу на альтернативные препараты является отсутствие клинического эффекта от препарата первого выбора в течение 36-48 часов при нетяжелой и 72 часов при тяжелой пневмонии; развитие нежелательных побочных эффектов (прежде всего непереносимости — в первую очередь аллергических реакций) от препарата первого выбора;
  • пневмококки устойчивы к гентамицину и другим аминогликозидам, поэтому терапия внебольничных пневмоний антибиотиками данной группы недопустима;
  • при неосложненных нетяжелых пневмониях следует отдавать предпочтение назначению препаратов перорально, переходя на парентеральное введение при утяжелении течения заболевания; если терапия была начата парентерально, после снижения температуры и улучшении состояния больного следует перейти на пероральный прием антибиотика;
  • после курса антибактериальной терапии целесообразно назначение биопрепаратов.

Другие виды лечения

  • Постельный режим показан на весь лихорадочный период. Питание должно соответствовать возрасту и обязательно быть полноценным.
  • Объем жидкости в сутки для детей до года с учетом грудного молока или молочных смесей составляет
  • 140—150 мл/кг массы. Целесообразно 1/3 суточного объема жидкости давать в виде глюкозо-солевых растворов (регидрон, оралит) или фруктовых, овощных отваров. Диетические ограничения (химически, механически и термически щадящая пища) определяют в зависимости от аппетита и характера стула.
  • В помещении, где находится ребенок, должен быть прохладный (18 — 19°С), увлажненный воздух, что способствует уменьшению и углублению дыхания, а также снижает потерю воды.
  • Жаропонижающие средства систематически не назначаются, так как это может затруднить оценку эффективности антибактериальной терапии. Исключение составляют дети, имеющие преморбидные показания для снижения температуры.

Лихорадку при многих инфекционных заболеваниях, в том числе при острых респираторных инфекциях, следует рассматривать как фактор, стимулирующий защитные силы организма. Многие бактерии и вирусы быстрее гибнут при повышенной температуре, на ее фоне организм отдает полноценный иммунный ответ Th1-типа — продукцию g-интерферона, интерлейкина-2 и фактора некроза опухолей, стимулирующих продукцию IgG-антител и клеток памяти. Необоснованное и частое назначение лекарственных препаратов при любом повышении температуры может привести к различным осложнениям (сенсибилизация к лекарственным препаратам, агранулоцитоз, синдром Рея и др.).

Показаниями к медикаментозной терапии лихорадки являются:

  • температура тела выше 39°С;
  • плохая переносимость повышенной температуры (мышечная ломота и/или сильная головная боль и др.);
  • повышение температуры до 38°С у детей младше 3 месяцев, с фебрильными судорогами в анамнезе и заболеваниями центральной нервной системы или хроническими, плохо компенсированными заболеваниями сердца, почек и др.;
  • выраженная централизация кровообращения.

При «красном» типе лихорадки (горячие конечности, гиперемия лица, чувство жара) снижение температуры тела начинают с методов физического охлаждения. Тело ребенка обтирают в течение 5 минут водой 30—32°С. После обтирания ребенка не следует укутывать. Процедуру повторяют каждые 30 минут 3—4 раза.

При отсутствии эффекта от физических методов или при наличии описанных ранее показаний для медикаментозного снижения температуры назначается парацетамол (панадол, тайленол, эффералган и др.) в разовой дозе 10—15 мг/кг. Препарат дают ребенку не чаще 2—3 раз в сутки.

  • Аспирин в педиатрической практике с целью снижения температуры тела при вирусных инфекциях не применяют ввиду возможного развития синдрома Рея, высокой частоты тромбоцитопатий в популяции (5%).
  • Частое применение анальгина нежелательно из-за опасности развития агранулоцитоза, поражения почек.
  • Из списка жаропонижающих препаратов, применяющихся у детей, в настоящее время исключен и амидопирин.

При наличии у ребенка «бледного» типа лихорадки (озноб, бледность и мраморность кожных покровов, холодные конечности) физические методы охлаждения не применяют. Лечение начинают с сосудистых препаратов в разовой дозе: никотиновая кислота — 1 мг/кг; дибазол — 0,1мг/кг; папаверин — 1 — 2 мг/кг. При потеплении конечностей, появлении чувства жара можно назначить возрастную дозу парацетамола.

При мучительном или упорном кашле у больных пневмонией широко используют мукорегуляторные средства: облегчающие эвакуацию мокроты (отхаркивающие) и разжижающие мокроту (муколитические) средства.

Отхаркивающие средства повышают секрецию жидкого компонента мокроты и улучшают транспорт мокроты за счет усиления моторики бронхов. При назначении отхаркивающих средств необходимо обеспечить достаточную гидратацию, поскольку потеря воды повышает вязкость мокроты. Применяют микстуры на основе настоя корня алтея с добавлением натрия бензоата, калия иодида и нашатырно-анисовых капель. Такие препараты, как бронхикум, «Доктор Мом», также относятся к отхаркивающим средствам.

Муколитические средства способствуют разжижению мокроты путем химического воздействия на молекулу муцина. При заболевании нижних дыхательных путей с образованием густой вязкой мокроты целесообразно использовать препараты, содержащие ацетилцистеин (АЦЦ, мукомист, флуимуцил, мукобене). Механизм действия ацетилцистеина связан со способностью свободных сульфгидрильных групп разрывать внутри- и межмолекулярные дисульфидные связи мукополисахаридов мокроты, что приводит к уменьшению вязкости мокроты. Доказано его антиоксидантное действие, способствующее поддержанию функциональной активности и морфологической целостности клеток респираторного тракта.

Муколитическим действием обладают производные алкалоида вазицина — бромгексин, бизолвон, мукосалван. Эти препараты уменьшают вязкость секрета, восстанавливают мукоцилиарный клиренс, стимулируют синтез эндогенного сурфактанта.

Карбоцистеины (мукодин, мукопронт, бронкатар) обладают одновременно мукорегулирующим и муколитическим эффектом. Под действием препаратов этой группы происходит регенерация слизистой оболочки бронхов, восстановление ее структуры, уменьшение количества бокаловидных клеток, восстановление секреции IgA, улучшение мукоцилиарного клиренса.

Ингаляции протеолитических ферментов (химотрипсин, химопсин и др.) исключены из арсенала пульмонологии, так как могут провоцировать развитие фиброзных изменений в легких.

Полезны настои трав (подорожник, крапива, мать-и-мачеха, корень ипекакуаны, плод аниса, корень солодки и др.) или лекарственных форм из них — эвкабал, мукалтин.

Ингаляции теплой водой или 2%-ным раствором натрия гидрокарбоната являются хорошими муколитиками и не намного уступают по эффективности муколитическим препаратам.

Антигистаминные препараты и средства, угнетающие кашель, не показаны.

Банки и горчичники в лечении детей раннего возраста, больных пневмониями, в настоящее время не используются.

  • Физиотерапия. В остром периоде показано назначение СВЧ (5—7 сеансов), индуктотермии; электрофореза с 3%-ным раствором калия йодида (10 сеансов).
  • Массаж и ЛФК целесообразны сразу же после нормализации температуры.
  • В стационаре детей помещают в отдельный бокс. Ребенок может быть выписан из стационара сразу же по достижении клинического эффекта для того, чтобы избежать суперинфекции и перекрестной инфекции. Сохранение увеличенной СОЭ, хрипов в легких или остаточных рентгенологических изменений не является противопоказанием к выписке.

Реабилитацию детей, перенесших пневмонию, обычно проводят в домашних условиях и назначая сочетанные курсы виферона-1 и бифидум-препаратов, комплекса витаминно-минеральных препаратов. У часто болеющих детей полезен курс ИРС-19 или рибомунила.

Профилактические меры включают:

  • проведение комплекса социально-гигиенических мероприятий;
  • рациональное питание, закаливание, улучшение экологии жилища;
  • предупреждение ОРВИ, вакцинопрофилактика пневмоний, конъюгированная вакцина против H. influenzae, пневмококка, вакцинопрофилактика гриппа);
  • профилактика внутрибольничных пневмоний (госпитализация в боксы, отказ от необоснованного назначения антибиотиков).
Литература
  1. Практическая пульмонология детского возраста / Под ред. В. К. Таточенко. М., 2000, с. 113-138.
  2. Шабалов Н. П. Детские болезни. СПб: Питер, 2002, с. 348-408.
Н. П. Шабалов, доктор медицинских наук, профессор Детская клиника ВМА, Санкт-Петербург

Пневмония - острое воспалительное заболевание легких. Пневмония может быть вызвана бактериальными, вирусными, хламидийными, микоплазменными, паразитарными возбудителями, химическими воздействиями, аллергическими факторами. По морфологическим формам различают: · очаговую; · очагово-сливную; · сегментарную; · крупозную; · интерстициальную Течение пневмонии может быть: · острым (до 6 недель); · затяжным (от 6 недель до 8 месяцев). Пневмония может быть неосложненной и осложненной. Тяжесть пневмонии обусловлена выраженностью клинических проявлений и (или) осложнений. Формулировка полного диагноза должна включать наряду с указанными параметрами данные о локализации пневмонического процесса, сроки от начала болезни и при возможности этиологии. Предрасполагающие факторы с учетом анатомо-физиологических особенностей органов дыхания. · анатомо-физиологические особенности бронхолегочной системы (недостаточная дифференцировка ацинусов и альвеол, слабое развитие эластической и мышечной ткани бронхов, обильное кровоснабжение и лимфоснабжение легочной ткани → развивается значительная эксудация и распространение пневмонического процесса, ↓ защитной ф-ции мерцательного эпителия бронхов, слабость кашлевых толчков → задержка секрета в дыхательных путях и размножение м/о, узость нижних дых путей→ стенозирование и обтурация дых путей, морфофункциональная незрелость ЦНС, лабильность дыхательного и сосудодвигательного центров) · незрелость клеточного и гуморального иммунитета; · генетически обусловленные факторы (наследственное предрасположение, наследственные болезни); · пассивное курение; · ранний возраст; · неблагоприятные социально-бытовые аспекты; · наличие аномалий конституции, рахита, хронических расстройств питания. Этиология пневмоний у детей раннего возраста: · до 6-месячного возраста - золотистый стафилококк, грамотрицательная флора, цитомегаловирус, герпес, РС-вирус, микоплазмы, хламидии; · у детей старше 6 месяцев - пневмококк, золотистый стафилококк, гемофильная палочка, РС-вирус, парагрипп, хламидии. Патогенез. Пути проникновения инфекции - бронхогенный, гематогенный. Проникновение и размножение микробов происходит в месте перехода терминальных бронхов в альвеолярные с вовлечением перибронхиальной, межуточной и альвеолярной ткани. Воспалительный процесс в стенке альвеолы затрудняет газообмен между кровью и альвеолярным воздухом. Изменяющаяся частота и глубина дыхания приводят к гипоксемии и гиперкапнии. Развивается гиповитаминоз, сдвиги в функции нервной, сердечно-сосудистой системы, печени, обмене веществ и др. Клиника неосложненной пневмонии Диагностические критерии очаговой пневмонии: · кашель; · одышка (более 60 в минуту у детей до 2-х лет); · участие в дыхании вспомогательной мускулатуры; · выраженные симптомы интоксикации; · локальные изменения (крепитация, мелко- среднепузырчатые хрипы, укорочение легочного звука или коробочный звук); · инфильтративные тени на рентгенограмме, имеющие нечеткие очертания; · изменения в общем и биохимическом анализе крови воспалительного характера. Диагностические критерии сегментарной пневмонии: · выраженный токсикоз с эксикозом; · одышка; · выраженные признаки дыхательной недостаточности; · перкуторно - укорочение легочного звука над легкими переходящими в тупость; · аускультативно - ослабленное или бронхиальное дыхание над пораженными участками легкого, влажные хрипы не характерны; · на рентгенограмме интенсивное затемнение в области одного, двух и более сегментов легкого. Диагностические критерии интерстициальной пневмонии: · острое начало; · частый, мучительный со скудной мокротой кашель; · одышка (80-100 в минуту); · эмфизематозное вздутие грудной клетки; · перкуторно - коробочный звук; · при аускультации - жесткое дыхание, хрипов мало; · на рентгенограмме - явления эмфиземы, ячеистость, картина “ватного легкого”. Особенности пневмоний в раннем возрасте: · в подавляющем большинстве случаев пневмония развивается на фоне ОРВИ; · по частота наиболее часто встречаются сегментарные (45-66% у детей старше года), очаговые (30-40%) от общего числа пневмоний; · на первом году жизни чаще двусторонние пневмонии; · выраженные симптомы интоксикации, эксикоз; · выраженные симптомы ДН; · склонность к ателектазированию; · склонность к затяжному течению; · у детей с ЭКД протекает с обструктивным компонентом; · склонность к деструктивным процессам; · интерстициальная пневмония чаще регистрируется у детей раннего возраста. Осложнения. Легочные: v синпневмонический плеврит - клиническая картина в большинстве случаев не отличается от таковой при острой пневмонии. Эти плевриты наблюдаются у детей всех возрастов, но чаще в раннем возрасте. У многих детей в начале болезни отмечаются сильные боли при дыхании, нередко с иррадиацией в живот. Сходство с картиной острого живота при практически неизмененной рентгенограмме в этом периоде нередко приводит больных на операционный стол. Обратное развитие плеврита либо идет параллельно пневмоническому процессу, либо задерживается. Полное рассасывание экссудата редко происходит быстрее, чем через 3-4 недели; v метапневмонический плевит - наблюдается при пневмококковой инфекции у детей с конца первого года жизни и развивается на фоне обратного развития пневмонии или плеврита, после 1-2 дней нормальной или субфебрильной температуры. Появление метапневмонического плеврита сопровождается высокой лихорадкой, болями в животе и грудной клетке. Характерны гематологические сдвиги. До его развития обычно есть лейкоцитоз и умеренное повышение СОЭ. К 4-5 дню развития плеврита происходит рост СОЭ до 50-60 мм/час и снижение лейкоцитоза. В дальнейшем СОЭ снижается медленно, и к концу месяца цифры порядка 30-40 мм/час, не являются редкостью. У большинства больных лихорадка держится 7-10 дней, причем с 3-5 дня температура повышается на 3-4 часа в сутки. Низкий уровень фибринолитической активности крови, что типично для этой формы, способствует более медленному рассасыванию фибрина (1,5-2 мес. и более). v легочная деструкция; v абсцесс легкого; v пневмоторакс; v пиопневмоторакс. Внелегочные: v инфекционно-токсический шок; v ДВС синдром; v сердечно-сосудистая недостаточность; v респираторный дистресс синдром взрослого типа. Дифференциальный диагноз с бронхитом, бронхиолитом (см. выше). Лечение. Показания к госпитализации: · ДН II-III степени; · токсико-септические формы заболевания; · подозрение на деструкцию легочной ткани; · наличие у ребенка рахита, гипотрофии, аномалий конституции, недоношенность; · новорожденные; · интерстициальные пневмонии; · рецидивирующее течение заболевания; · дети из сельской местности. Режим. Постельный у ребенка старше года на весь лихорадочный период, частые проветривания комнаты. При легком течении пневмонии питание ребенка должно соответствовать возрасту, количество жидкости в сутки: а) для детей до года 140-150 мл/кг; б) старше года - к пищевому рациону + морсы, оралит, регидрон. При тяжелом течении объем пищи 50-60% от должного с допаиванием до нормального объема овощными отварами, оралитом. Антибиотикотерапия. Детям первого полугодия - ампиокс, цефалоспорины. Детям старше 6 мес. - пенициллиновый ряд, откашливающая терапия, витаминотерапия (А,Е,С,В1, В6), отвлекающая терапия, физиотерапия (соляно-щелочные ингаляции, при снижении температуры ДМВ на грудную клетку, парафиновые аппликации), ЛФК, массаж грудной клетки. Показания к инфузионной терапии: 1. выраженный токсикоз и эксикоз, нейротоксикоз; 2. угроза ДВС; 3. выраженные метаболические сдвиги; 4. выраженный обструктивный синдром. При токсикозе I степени и гиперкоагуляции используются растворы (реополиглюкин, плазма, альбумин, 10% раствор глюкозы). Объем жидкости внутривенно равен 30% от рассчитанной суточной водной нагрузки. При токсикозе II степени и коагулопатии потребление к растворам добавляется эритроцитарная масса, а объем инфузионной терапии равняется 50% от рассчитанного объема (1/2 от физиологической потребности и продолжающихся физиологических потерь). При III степени токсикоза - альбумин нельзя использовать, а к базисным растворам добавляется антигемофильная плазма. Суточный объем жидкости составляет 1/3 физиологической потребности и продолжающихся физиологических потерь и полностью вводится внутривенно. Пневмонии в раннем возрасте дифференцируют с бронхитом, бронхиолитом, затяжной сердечной недостаточностью. Профилактика. сводится к профилактике рахита, хронических расстройств питания, диатезов, организации закаливания, оздоровлению быта. Диспансерное наблюдение. Под диспансерным наблюдением ребенок находится 10-12 месяцев. Дети до 3-х месяцев осматриваются 2 раза в месяц в первые 6 месяцев реконвалесценции, до года - 1 раз в месяц. Дети 1-2 лет - 1 раз в 1,5-2 месяца, старше 3-х лет - 1 раз в квартал. 14.

Под пневмониями у детей и взрослых подразумевается обширная группа легочных заболеваний, отличающихся и клинической картиной, и патогенезом, и этиологией. У каждого из них свои рентгенологические признаки, и терапия также имеет отличительные особенности. У новорожденных болезнь может возникнуть из-за перинатальных патологий и требует длительного наблюдения у неонатолога.

Почему ребенок более пневмонией: причины возникновения заболевания у детей

Пневмония представляет собой воспалительный процесс в ткани легких. Эти заболевания у детей могут быть внутриутробные и приобретенные. Заболевание может, как возникать первично, так и быть осложнением других болезней. Если за основной принцип классификации берутся морфологические изменения, то различают пневмонии мелкоочаговую (очаговую), сегментарную, полисегментарную, крупозную, интерстициальную. По клиническим формам принято различать простую пневмонию, токсическую, токсико-септическую.

Почему ребенок болеет пневмонией и какие факторы предрасполагают к развитию данного заболевания? В зависимости от того, какова причина заболевания пневмонией у детей, заболевания подразделяют на микробные, вирусные, грибковые, пневмонии, которые вызваны простейшими, а также - вызванные воздействием каких-либо механических или химических агентов. В ряду микроорганизмов, деятельность которых может стать причиной пневмонии у детей, следует назвать стафилококков, стрептококков, пневмококков, кишечную палочку (ее патогенные штаммы), палочку Фридлендера, энтерококков, вирусов, патогенных грибов (вроде аспергилл, кандид), микоплазму пневмоний, хламидий и пр.

Факторами, предрасполагающими к развитию данного заболевания, могут быть плохие социально-бытовые условия, в которых находится ребенок, хронические погрешности питания, анемия, рахит, патология со стороны органов дыхательной системы, пороки сердца, часто повторяющиеся острые респираторные инфекции и так далее. Также причинами возникновения пневмонии у детей могут быть наследственные заболевания. Пути проникновения возбудителя болезни в легкие - аэрогенный, бронхогенный; нередко возбудитель заболевания заносится в легкие с током лимфы или крови. Локализуется возбудитель в одном или нескольких сегментах легких.

Симптомы острой очаговой и крупозной пневмонии у детей

Острая очаговая пневмония у детей развивается в дошкольном и школьном возрасте. Как правило, данное заболевание является осложнением острой респираторной инфекции.

Болезнь характеризует острое начало. Температура тела сначала субфебрильная, потом может быть и фебрильной. Общее состояние ребенка довольно быстро ухудшается. Одни из симптомов острой пневмонии у детей – нарушение сна и аппетита. Маленький ребенок беспокоен, иногда возбужден. Отмечаются насморк, заложенность носа; ребенок чихает. Потом присоединяется кашель. В связи с нарастанием кислородной недостаточности появляется цианотичность (синюшность) носогубного треугольника. Постепенно меняется характер кашля: в начале заболевания ребенка беспокоит скорее покашливание, затем кашель становится все более частым, изнуряющим; при этом мокрота отходит трудно. Частота сердцебиений при острой очаговой пневмонии у детей увеличивается. Во время выслушивании легких - дыхание ослабленное или жесткое, сухие и влажные хрипы. В общем анализе крови: анемия, лейкоцитоз; СОЭ увеличена умеренно.

Крупозная пневмония у детей развивается при ослаблении сопротивляемости организма на фоне сенсибилизации к пневмококкам (именно этот микроорганизм чаще всего становится причиной развития заболевания). Пневмония крупозная в большинстве случаев наблюдается у дошкольников и школьников, значительно реже - у детей раннего возраста.

Какие признаки пневмонии у ребенка говорят о том, что заболевание имеет крупозную форму? Для этого заболевания характерно внезапное начало. Температура тела может повыситься до 40 ᵒС. Общее состояние ребенка быстро ухудшается. Также могут иметь место такие признаки крупозной пневмонии у ребенка, как озноб и головная боль. У ребенка дошкольного возраста могут отмечаться бледность кожных покровов, нездоровый румянец - обычно на стороне поражения. При дальнейшем ухудшении состояния - бред, ригидность затылочных мышц (ребенок не может наклонить голову вперед), даже и. На губах, на крыльях носа обнаруживаются высыпания по типу герпетических. Есть одышка. При осмотре ребенка врач видит участие в акте дыхания вспомогательных мышц.

Как видно на фото, при крупозной пневмонии у детей наблюдается западение надключичной ямки на стороне поражения:

Кашель у ребенка частый и болезненный, мокрота отделяется плохо. Та мокрота, какую больной ребенок выплевывает, - вязкая, светлая, но может быть и «ржавого» цвета. Если попросить ребенка сделать глубокий вдох, то ребенок жалуется на боль в боку. При выслушивании легких - дыхание ослаблено, могут быть непостоянные хрипы, имеющие крепитирующий характер. Со стороны анализа периферической крови клиническими симптомами крупозной пневмании у детей являются лейкоцитоз, нейтрофилез, ускорение СОЭ.

Как лечить пневмонию у детей: режим, питание, лекарства и физиотерапия

Выявив симптомы пневмонии у детей для лечения необходима госпитализация. Ребенка должен лечить врач с помощью медикаментозных средств. При терапии острых пневмоний учитывается этиологический фактор, клиническая форма болезни, а также течение болезни и индивидуальные особенности больного ребенка. В процессе того как лечить пневмонию у детей, важно соблюдение правильного режима дня, здоровое питание, эффективные лекарства и действенная физиотерапия.

Помещение, в котором находится больной ребенок, регулярно проветривается. Если есть возможность, в теплый период года ребенка выносят на свежий воздух; продолжительность таких прогулок может быть до 2 ч. (и до 30 мин. в прохладный период года). Температура воздуха в помещении поддерживается на уровне 18-20ᵒ С. При лечении пневмонии у детей необходим постельный режим; причем положение заболевшего ребенка в постели - несколько возвышенное. Положение ребенка в постели рекомендуется чаще менять. Если ребенок маленький - систематически носить его на руках. Обеспечить покой: чтобы ни шум, ни яркий свет, ни суета не раздражали больного.

Организуется полноценное питание ребенка. В пищевой рацион в необходимом соотношении включаются продукты, являющиеся для организма источниками белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Количество кормлений грудного малыша сохраняется прежним либо к обычному количеству кормлений добавляются одно и даже два (при необходимости). Пищевой рацион питания при пневмонии у детей старшего возраста разнообразится за счет мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц, сыров, овощей, фруктов, соков и т.д. Если ребенок отказывается от еды, не нужно принуждать его принимать пищу. В первые дни болезни (когда температура тела часто повышена) количество предлагаемой ребенку пищи можно уменьшить, зато следует чаще предлагать малышу питье - фруктовые и овощные соки, морсы, кисели, слабо заваренный черный байховый чай. Обильное питье не только способствует скорейшему очищению организма больного ребенка, но и благоприятствует отхаркиванию (кашель становится продуктивным).

Медикаментозное лечение назначает врач. Методы и средства фитотерапии показаны детям после года жизни. В сборах назначаются растения, которые обладают дезинфицирующим и отхаркивающим действием, а также растения, способные смягчать кашель. Проводится симптоматическое лечение. Во время повышенной температуре тела лекарства от пневмонии для детей дают жаропонижающие, при судорогах - противосудорожные, при сердечной недостаточности - сердечные средства. Поскольку витаминный баланс при пневмонии нарушается (развивается так называемая эндогенная витаминная недостаточность), требуется назначение наиболее важных витаминов в дозах, превышающих физиологические потребности в несколько раз. Так, для приема внутрь назначаются витамины А, С, Е, витамины группы В.

Применение физиотерапии при пневмонии у детей ускоряет выздоровление, особенно показаны такие физиотерапевтические процедуры, как УВЧ, СВЧ, электрофорез с лекарственными препаратами. В период выздоровления назначают УФО (ультрафиолетовое облучение); особенно показана эта процедура детям, у которых выявлены признаки рахита. Хорошо повышают сопротивляемость организма общий массаж грудной клетки, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, а также общие гигиенические ванны, которые ребенок принимает по 3-5 мин. (температура воды 36-38 °С).

После того как воспалительный процесс в легких завершится выздоровлением, ребенок еще довольно долгое время должен наблюдаться врачом. Может проводиться общеукрепляющее лечение (с активным использованием методов и средств фитотерапии). Важное значение имеют закаливающие процедуры. Иммунитет у ребенка быстро повышается при регулярном использовании натуральных овощных, ягодных и фруктовых соков.

Как лечить пневмонию у ребенка дома народными средствами

Перед тем как лечить пневмонию у ребенка дома, нужно посоветоваться с лечащим врачом. Родители не должны заниматься лечением этого грозного заболевания на свой страх и риск. Средства, рекомендуемые народными целителями и фитотерапевтами, имеют только вспомогательное значение. О том, какие из народных средств и фитосредств родители применяют для лечения малыша, необходимо доводить до сведения педиатра, который за лечение ответственен.

Для лечения пневмонии у детей народными средствами, чтобы облегчить состояние ребенка, с разрешения врача можно воспользоваться следующими домашними препаратами:

  • сок лука репчатого с медом; приготовление: отжать из луковицы сок (можно с помощью чесночницы), смешать с медом в пропорции 1:1; давать ребенку после 3 лет по 1 чайной ложке 2-3 раза в день за 15 мин. до еды; старшему ребенку можно давать это эффективное средство по 1 чайной ложке 3-4 раза в день за 15 мин. до еды;
  • молочный отвар плодов инжира; приготовление отвара: 2 сушеных плода инжира измельчить, залить стаканом молока и варить 10-12 мин., процедить; маленькому ребенку принимать отвар теплым по трети стакана 3 раза в день; ребенку старше 6 лет пить отвар горячим по 1 стакану 2 раза в день после приема пищи;
  • мазь из гусиного жира и воска; приготовление мази: 4 части гусиного жира и 1 часть воска растереть и хорошенько смешать - получится густая мазь; применение мази: 1-2 раза в день втирать ребенку эту мазь в грудь или спину; гусиный жир можно заменить жиром куриным, также в качестве заменителя можно использовать овечье сало.

При лечение пневмонии у детей народными средствами для смягчения кашля можно использовать отвары, обладающие эффективным отхаркивающим действием. Готовят их на основе следующих сборов лекарственных растений:

  • корней алтея лекарственного - 3 части, травы душицы обыкновенной - 3 части, листьев мать-и-мачехи обыкновенной - 2 части, травы мяты перечной - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой, тщательно измельченной смеси залить стаканом воды и варить при слабом кипении примерно 5 мин., после чего настаивать полчаса, процедить; ребенку до 3 лет принимать по 1 чайной ложке средства каждые 2-3 ч.; ребенку от 3 до 7 лет - по 1 десертной ложке каждые 2-3 ч.; ребенку старше 7 лет - по 1 столовой ложке каждые 2-3 ч.;
  • почек сосны обыкновенной - 25 г, травы тимьяна ползучего - 25 г, травы сушеницы топяной - 20 г, травы фиалки трехцветной - 20 г, листьев подорожника большого - 15 г; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой, тщательно измельченной смеси залить 200 мл воды и варить при слабом кипении 5-7 мин., после чего настаивать до получаса и процедить. Это народное средство от пневмонии детям до 3 лет нужно принимать по 1 чайной ложке каждые 2-3 ч.; ребенку от 3 до 7 лет - по 1 десертной ложке через каждые 2-3 ч.; детям старше 7 лет - по 1 столовой ложке каждые 2-3 ч.

Лечение пневмонии у детей народными средствами в домашних условиях

А как лечить пневмонию у ребенка народными средствами, если заболевание принимает затяжное течение? В этом случае фитомедицина рекомендует в течение продолжительного времени использовать отвары, приготовленные из таких сборов:

  • травы медуницы лекарственной - 1 часть, цветков календулы лекарственной - 1 часть, цветков коровяка скипетровидного - 1 часть, травы первоцвета весеннего - 1 часть, листьев мать-и-мачехи обыкновенной - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку смеси залить стаканом воды и варить при слабом кипении 5-7 мин., затем настаивать полчаса, процедить; ребенку до 3 лет пить по 1 чайной ложке средства каждые 2-3 ч.; ребенку от 3 до 7 лет принимать по 1 десертной ложке каждые 2-3 ч.; ребенку старше 7 лет можно принимать и по 1 столовой ложке каждые 2-3 ч.;
  • листьев мать-и-мачехи обыкновенной - 2 части, цветков бузины черной - 2 части, травы медуницы лекарственной - 2 части, травы иссопа лекарственного - 1,5 части, цветков липы сердцелистной - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой, измельченной смеси залить 200 мл воды и варить на слабом огне примерно 5 мин., потом настаивать 30-40 мин., процедить; принимать - как предыдущее средство.

Не исключено, что врач назначит какое-нибудь общеукрепляющее лечение. Чтобы лечить пневмонию у детей народными средствами в целях повышения сопротивляемости организма помогут витаминные чаи, приготовленные из таких сборов лекарственных растений:

  • плодов шиповника коричного - 5 частей, плодов рябины обыкновенной - 3 части, травы крапивы двудомной - 2 части, травы череды трехраздельной - 2 части, листьев малины садовой - 1 часть; приготовление средства: все названные компоненты нужно по возможности тщательнее измельчить, смешать, 1 столовую ложку сырья залить 200 мл крутого кипятка и настаивать в закрытой посуде, хорошо укутав полотенцем, от 45 мин. до 1 ч., процедить; ребенку до 3 лет пить по 25 мл чая 4 раза в день; ребенку старше 3 лет принимать по 50 мл средства 4-6 раз в день; пить этот чай нужно в теплом виде; можно добавлять мед по вкусу;
  • плодов смородины черной - 30 г, плодов шиповника коричного - 30 г; приготовление средства: все сушеные плоды тщательно измельчить, поместить сырье в предварительно прогретый термос, залить 400 мл кипятка и настаивать несколько часов, процедить; ребенку до 3 лет пить по четверти стакана чая 3 раза в день; старшему ребенку дозу можно увеличить до половины стакана 3 раза в день; чай пить нужно в теплом виде, в промежутках между приемами пищи.

Как ещё лечить пневмонию у детей народными средствами

При лечении пневмонии у детей в домашних условиях прекрасными источниками витаминов для ребенка с ослабленным иммунитетом могут служить отвары, которые готовят на основе следующих простых сборов:

  • плодов брусники обыкновенной - 1 часть, плодов шиповника коричного - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой смеси залить 2 стаканами воды и варить при слабом кипении 8-10 мин., потом настаивать 4 ч., процедить; ребенку до 3 лет принимать по четверти стакана средства 3 раза в день; ребенку старше 3 лет пить по полстакана отвара 3 раза в день; пить отвар теплым;
  • плодов шиповника коричного - 5 частей, плодов черники обыкновенной - 3 части, плодов малины садовой - 3 части, плодов облепихи крушиновидной - 2 части; приготовление отвара: тщательно измельчить сухое сырье, смешать, 1 столовую ложку смеси залить 2 стаканами воды и варить на слабом огне не более 5 мин., потом настаивать, хорошо укутав полотенцем (а можно и в термосе), 2 ч., процедить; ребенку 2-3 лет принимать по четверти стакана теплого отвара 3 раза в день; ребенку старше 3 лет - по полстакана отвара 3 раза в день; пить отвар следует в промежутках между приемами пищи.

Сопротивляемость организма ребенка быстро повысится в результате регулярного употребления внутрь различных овощных, фруктовых и ягодных соков. Иммунитет укрепится за счет поступления в организм большого количества витаминов и минеральных веществ. Во время лечения пневмонии у детей в домашних условиях систематическое употребление соков также способствует скорейшему очищению организма от шлаков, оставшихся после болезни; чем быстрее удастся вывести эти шлаки, тем меньше они будут угнетать организм и отнимать у него энергию. В рацион ребенка должны чаще вводиться такие соки, как томатный, морковный, апельсиновый, лимонный, яблочный, черносмородиновый и др.

Первичная профилактика пневмонии у детей раннего возраста

Профилактика пневмонии у детей раннего возраста начинается задолго до рождения малыша: организуется правильное питание будущей мамы, проводятся меры по предупреждению респираторных и инфекционных заболеваний, строго ограничивается прием женщиной некоторых лекарственных препаратов (в частности, антибактериальных средств). Эффективной профилактической мерой можно считать борьбу за естественное вскармливание малыша. Ребенок, с первых дней жизни получающий с молоком мамы антитела, менее подвержен заболеваниям, чем тот малыш, который с самого рождения вскармливается молочными смесями. Важным моментом профилактики пневмонии является своевременное выявление рахита и лечение этой болезни. Также как меры профилактики пневмонии у детей могут рассматриваться своевременные диагностика и лечение анемии, хронических расстройств питания.

Сопротивляемость организма ребенка хорошо повышают . Если закаливание проводится регулярно, вероятность заболевания малыша пневмонией становится минимальной. Среди используемых закаливающих процедур нужно назвать воздушные ванны, солнечные ванны, влажные обтирания, обливания (сначала - ног, потом - всего тела).

Для первичной профилактики пневмонии у детей постепенно и очень осторожно ребенок должен приучаться к употреблению холодного молока, мороженого, холодных напитков. Это делает ребенка более устойчивым к заболеваниям простудного характера и к пневмонии. Хронические очаги инфекции - кариозные зубы, увеличенные аденоиды, гипертрофированные миндалины - требуют санации.

Статья прочитана 3 942 раз(a).

Н. П. Шабалов, доктор медицинских наук, профессор
Детская клиника ВМА, Санкт-Петербург

Пневмония - это острый инфекционно-воспалительный процесс, поражающий преимущественно респираторный отдел легочной ткани, как правило, имеющий бактериальную этиологию и проявляющийся разной степени выраженности симптомами:

Общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации - ухудшение общего состояния, аппетита; лихорадка и др.); локальными изменениями в легких при физикальном обследовании (очаговые: укорочение перкуторного тона, ослабление дыхания, хрипы и др., см. ниже); инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, обусловленными заполнением альвеол экссудатом, содержащим преимущественно полинуклеарные нейтрофилы; кашлем; дыхательной недостаточностью - ДН (одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др., см. ниже).

Заболеваемость пневмониями составляет в год около 15-20 на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5–6 случаев на 1000 детей старше 3 лет. Предрасполагающими факторами к развитию пневмонии у детей раннего возраста являются перинатальная патология, аспирационный синдром как следствие синдрома рвот и срыгиваний, врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактором, непосредственно предрасполагающим к развитию пневмонии, является охлаждение.

Смертность от пневмонии у детей в России, согласно данным Государственной статистики МЗ РФ, в 2001 году составила 116±3 на 100 000.

Этиология. Подавляющее большинство внебольничных («домашних», «уличных») пневмоний - результат активации эндогенной бактериальной флоры носоглотки, хотя возможно и экзогенное инфицирование. Многочисленные исследования показали, что клинически здоровые дети в 10-20% случаев при обследовании оказываются транзиторными носителями пневмококков, в 3-7% - гемофильной палочки или микоплазмы, хламидии пневмонии, в 20-45% - различных стафилококков. При острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), охлаждении или действии других стрессорных факторов эта флора может «активироваться», приводя к развитию пневмонии.

Установление конкретной этиологии пневмонии в практической деятельности врача весьма затруднительно, поскольку пневмония - заболевание острое, лечение часто проводится на дому, и, следовательно, существуют технические трудности, связанные с забором материала для микробиологического исследования.

В 70-80% случаев "домашних" пневмоний возбудителем является Streptococcus pneumonia . Вторым по частоте возбудителем пневмонии у детей раннего возраста считают Haemophilus influenzae (около 10-15% больных). При этом у них нередко выявляется сочетанная пневмококко-гемофильная этиология пневмонии. В 60-70-х годах прошлого века довольно распространенными возбудителями пневмоний у детей первых месяцев жизни были стафилококки, но сейчас их как этиологический агент пневмонии идентифицируют гораздо реже. У 10-12% больных детей пневмонию вызывают Mycoplasma pneumoniae, Chlamydia pneumoniae или Chlamydia psitaci . У детей первых месяцев жизни возбудителями афебрильных, но протекающих с упорным кашлем пневмоний является Chlamydia trachomatis . Аспирационные пневмонии у детей раннего возраста, в частности с гастроэзофагеальным рефлюксом, которым обусловлены рвоты и срыгивания, нередко вызываются грамотрицательной флорой (E. coli и др.). Тяжелые пневмонии, как правило, обусловлены смешанной флорой - бактериально-бактериальной, вирусно-бактериальной, вирусно-микоплазменной. Вирусная пневмония - редкое заболевание. Возникает при гриппе (геморрагическая пневмония), возможна при бронхиолите аденовирусной и РС-вирусной этиологии. Диагноз вирусной пневмонии оправдан лишь при выявлении на рентгенограмме негомогенной пневмонической тени без четких контуров, сегментарных неплотных теней, быстро исчезающих без лечения; отсутствии типичных для бактериальной пневмонии сдвигов гемограммы; неэффективности лечения антибиотиками.

Классификация пневмоний у детей представлена в табл. 1.

Очаговая. Очаги чаще бывают размером 1 см и более. Очагово-сливная - инфильтративные изменения в нескольких сегментах или во всей доле легкого, на фоне которых могут быть видны более плотные участки инфильтрации и/или полости деструкции. Сегментарная - в процесс вовлекается весь сегмент, который, как правило, находится в состоянии гиповентиляции, ателектаза. Тяжелая форма пневмонии диагностируется в тех случаях, когда: больной нуждается в интенсивной терапии легочно-сердечной недостаточности или токсикоза; пневмония протекает с осложнениями.

Затяжные пневмонии диагностируют при отсутствии разрешения пневмонического процесса в сроки от 1,5 до 6 мес.

от начала болезни. При рецидивировании пневмонии необходимо обследование ребенка на наличие муковисцидоза, иммунодефицитного состояния, хронической аспирации пищи и др.

Патогенез. Основным путем проникновения инфекции в легкие является бронхогенный с распространением инфекта по ходу дыхательных путей в респираторный отдел. Гематогенный путь возможен при септических (метастатических) и внутриутробных пневмониях. Лимфогенный путь - редкость, однако по лимфатическим путям процесс переходит из легочного очага в плевру.

ОРВИ играют важную роль в патогенезе бактериальных пневмоний. Вирусная инфекция увеличивает продукцию слизи в верхних дыхательных путях и снижает ее бактерицидность; нарушает работу мукоцилиарного аппарата, разрушает эпителиальные клетки, снижает местную иммунологическую защиту, облегчая таким образом проникновение бактериальной флоры в нижние дыхательные пути и способствуя развитию воспалительных изменений в легких.

Начальные воспалительные изменения при бронхогенном пути проникновения инфекции обнаруживают в респираторных бронхиолах. Далее они распространяются на паренхиму легких. При кашле инфицированная слизь из очага воспаления попадает в крупные бронхи, а затем, распространяясь в другие респираторные бронхиолы, обусловливает создание новых очагов воспаления, то есть распространение инфекции в легких, как правило, происходит бронхогенно.

В участке клеточной инфильтрации возможно расплавление ткани с формированием булл или абсцессов. После их опорожнения через бронх в легком остается полость, обычно заживающая в виде небольшого рубца. Прорыв абсцесса в плевральную полость ведет к пиопневмотораксу.

Полное обратное развитие изменений при катаральном и фибринозном формах воспаления занимает в среднем 3 недели. Возникновение ателектаза сегмента или доли обычно связано с выраженным воспалением ветвей приводящего бронха. Развивающаяся в условиях ателектаза сегментарная пневмония имеет тенденцию к формированию фиброзной трансформации.

Патогенез нарушений сердечно-сосудистой системы при пневмонии можно схематично описать следующим образом:

токсикоз и ДН ->спазм артериол малого круга кровообращения -> легочная гипертензия и повышенная нагрузка на правые отделы сердца -> снижение сократительной способности миокарда -> нарушение периферической гемодинамики, расстройство микроциркуляции.

Функциональные нарушения легочного кровотока - более стойкое расстройство, чем изменение паренхимы легких (сохраняется до 6-8 недель).

При тяжелой пневмонии возникают энергетически-динамическая недостаточность миокарда (синдром Хегглина), дегенеративные изменения в мышце сердца и сосудах, повышение проницаемости капилляров.

Дыхательная недостаточность - состояние, при котором либо легкие не в состоянии поддерживать нормальный газовый состав крови, либо последнее достигается за счет ненормальной работы аппарата внешнего дыхания, что приводит к снижению функциональных возможностей организма. Клинико-лабораторная характеристика дыхательной недостаточности при острой пневмонии представлена в табл. 2.

Закономерно у детей, больных пневмонией, нарушаются обменные процессы, и прежде всего:

Кислотно-основное состояние: метаболический либо респираторно-метаболический ацидоз с уменьшением мощности буферных оснований, накоплением недоокисленных продуктов; водно-солевой баланс: задержка жидкости, хлоридов; у новорожденных и грудных детей возможны обезвоживание и гипокалиемия.

Диагностика острых пневмоний

Общая симптоматика является основой клинической диагностики пневмоний, принимая во внимание то, что у детей раннего возраста на первый план при пневмониях выступают признаки ДН, интоксикации, а локальные физикальные изменения в легких чаще появляются позже.

Анализ данных относительно распространенности различных симптомов при пневмонии позволил предложить следующую диагностическую схему при первом осмотре больного с острым респираторным заболеванием (ОРЗ).

Если при осмотре у ребенка, независимо от уровня температуры и при отсутствии обструкции, имеется: учащение дыхания (60 в минуту у детей первых месяцев жизни, 50 в минуту у детей 2 - 12 мес., 40 в минуту у детей 1 - 4 лет); втяжение межреберий; стонущее (кряхтящее) дыхание; цианоз носогубного треугольника; признаки токсикоза («больной» вид, отказ от еды и питья, сонливость, нарушение коммуникабельности, резкая бледность при повышенной температуре тела), то состояние расценивается как тяжелое с большой вероятностью наличия пневмонии.

Этим больным следует назначить антибиотик (см. табл. 3.) и направлять их в стационар Если у ребенка нет признаков, указанных в пункте 1, но имеются: температура 38° C дольше 3 дней; локальные физикальные признаки пневмонии; асимметрия хрипов,

то следует предположить наличие пневмонии.
Этим больным необходимо сделать анализ крови, направить их на рентгенографию; при невозможности ее проведения - назначить антибиотик.

Госпитализации подлежат больные с признаками дыхательной недостаточности Если у ребенка с ОРЗ и признаками бронхиальной обструкции имеются: асимметрия хрипов; «воспалительная» гемограмма,

этом случае cледует исключить пневмонию, назначить рентгенологическое исследование. Госпитализации подлежат больные с признаками дыхательной недостаточности. Если у ребенка фебрильная температура в течение 1-2 дней при отсутствии указанных выше признаков, то его следует наблюдать на дому как больного ОРЗ без пневмонии.

Помимо перечисленных в схеме показаний к госпитализации, следует принимать во внимание такие факторы, как преморбидный фон (гипотрофия, аномалии конституции и др.), низкий социальный статус семьи, психологические особенности родителей.

Особенности клинических проявлений пневмонии зависят от возраста, преморбидного фона, морфологической формы заболевания и возбудителя (табл. 3).

Лечение

Пневмония - инфекционное заболевание, а потому главное в лечении больного - назначение антибиотиков.

Основные принципы антибактериальной пневмонии следующие:

Антибиотики при установленном диагнозе или при тяжелом состоянии больного назначают незамедлительно, при сомнении в диагнозе у нетяжелого больного решение принимают после рентгенографии; первичный выбор антибиотика проводят эмпирически, ориентируясь на признаки, представленные в табл. 3, но, принимая во внимание этиологическую структуру «домашних» пневмоний, при наличии даже минимальных признаков бактериального токсикоза целесообразно начинать терапию с «защищенных» беталактамов - амоксиклав, аугментин и др. или цефалоспоринов II поколения, а при «атипичных» пневмониях - с современных макролидов (сумамед, макропен, кларитромицин и др.); макролидные антибиотики не следует назначать как препараты первого ряда при обычных - не «атипичных» пневмониях; показаниями к переходу на альтернативные препараты является отсутствие клинического эффекта от препарата первого выбора в течение 36–48 часов при нетяжелой и 72 часов при тяжелой пневмонии; развитие нежелательных побочных эффектов (прежде всего непереносимости - в первую очередь аллергических реакций) от препарата первого выбора; пневмококки устойчивы к гентамицину и другим аминогликозидам, поэтому терапия внебольничных пневмоний антибиотиками данной группы недопустима; при неосложненных нетяжелых пневмониях следует отдавать предпочтение назначению препаратов перорально, переходя на парентеральное введение при утяжелении течения заболевания; если терапия была начата парентерально, после снижения температуры и улучшении состояния больного следует перейти на пероральный прием антибиотика; после курса антибактериальной терапии целесообразно назначение биопрепаратов.

Другие виды лечения

Постельный режим показан на весь лихорадочный период. Питание должно соответствовать возрасту и обязательно быть полноценным. Объем жидкости в сутки для детей до года с учетом грудного молока или молочных смесей составляет 140-150 мл/кг массы. Целесообразно 1/3 суточного объема жидкости давать в виде глюкозо-солевых растворов (регидрон, оралит) или фруктовых, овощных отваров. Диетические ограничения (химически, механически и термически щадящая пища) определяют в зависимости от аппетита и характера стула. В помещении, где находится ребенок, должен быть прохладный (18 - 19°С), увлажненный воздух, что способствует уменьшению и углублению дыхания, а также снижает потерю воды. Жаропонижающие средства систематически не назначаются, так как это может затруднить оценку эффективности антибактериальной терапии. Исключение составляют дети, имеющие преморбидные показания для снижения температуры.

Лихорадку при многих инфекционных заболеваниях, в том числе при острых респираторных инфекциях, следует рассматривать как фактор, стимулирующий защитные силы организма. Многие бактерии и вирусы быстрее гибнут при повышенной температуре, на ее фоне организм отдает полноценный иммунный ответ Th1-типа - продукцию g-интерферона, интерлейкина-2 и фактора некроза опухолей, стимулирующих продукцию IgG-антител и клеток памяти. Необоснованное и частое назначение лекарственных препаратов при любом повышении температуры может привести к различным осложнениям (сенсибилизация к лекарственным препаратам, агранулоцитоз, синдром Рея и др.).

Показаниями к медикаментозной терапии лихорадки являются:

Температура тела выше 39°С; плохая переносимость повышенной температуры (мышечная ломота и/или сильная головная боль и др.); повышение температуры до 38°С у детей младше 3 месяцев, с фебрильными судорогами в анамнезе и заболеваниями центральной нервной системы или хроническими, плохо компенсированными заболеваниями сердца, почек и др.; выраженная централизация кровообращения.

При «красном» типе лихорадки (горячие конечности, гиперемия лица, чувство жара) снижение температуры тела начинают с методов физического охлаждения. Тело ребенка обтирают в течение 5 минут водой 30-32°С. После обтирания ребенка не следует укутывать. Процедуру повторяют каждые 30 минут 3-4 раза.

При отсутствии эффекта от физических методов или при наличии описанных ранее показаний для медикаментозного снижения температуры назначается парацетамол (панадол, тайленол, эффералган и др.) в разовой дозе 10-15 мг/кг.

Препарат дают ребенку не чаще 2-3 раз в сутки. Аспирин в педиатрической практике с целью снижения температуры тела при вирусных инфекциях не применяют ввиду возможного развития синдрома Рея, высокой частоты тромбоцитопатий в популяции (5%). Частое применение анальгина нежелательно из-за опасности развития агранулоцитоза, поражения почек. Из списка жаропонижающих препаратов, применяющихся у детей, в настоящее время исключен и амидопирин.

При наличии у ребенка «бледного» типа лихорадки (озноб, бледность и мраморность кожных покровов, холодные конечности) физические методы охлаждения не применяют. Лечение начинают с сосудистых препаратов в разовой дозе: никотиновая кислота - 1 мг/кг; дибазол - 0,1мг/кг; папаверин - 1 - 2 мг/кг. При потеплении конечностей, появлении чувства жара можно назначить возрастную дозу парацетамола.

При мучительном или упорном кашле у больных пневмонией широко используют мукорегуляторные средства: облегчающие эвакуацию мокроты (отхаркивающие) и разжижающие мокроту (муколитические) средства.

Отхаркивающие средства повышают секрецию жидкого компонента мокроты и улучшают транспорт мокроты за счет усиления моторики бронхов. При назначении отхаркивающих средств необходимо обеспечить достаточную гидратацию, поскольку потеря воды повышает вязкость мокроты. Применяют микстуры на основе настоя корня алтея с добавлением натрия бензоата, калия иодида и нашатырно-анисовых капель. Такие препараты, как бронхикум, «Доктор Мом», также относятся к отхаркивающим средствам.

Муколитические средства способствуют разжижению мокроты путем химического воздействия на молекулу муцина. При заболевании нижних дыхательных путей с образованием густой вязкой мокроты целесообразно использовать препараты, содержащие ацетилцистеин (АЦЦ, мукомист, флуимуцил, мукобене). Механизм действия ацетилцистеина связан со способностью свободных сульфгидрильных групп разрывать внутри- и межмолекулярные дисульфидные связи мукополисахаридов мокроты, что приводит к уменьшению вязкости мокроты. Доказано его антиоксидантное действие, способствующее поддержанию функциональной активности и морфологической целостности клеток респираторного тракта.

Муколитическим действием обладают производные алкалоида вазицина - бромгексин, бизолвон, мукосалван. Эти препараты уменьшают вязкость секрета, восстанавливают мукоцилиарный клиренс, стимулируют синтез эндогенного сурфактанта.

Карбоцистеины (мукодин, мукопронт, бронкатар) обладают одновременно мукорегулирующим и муколитическим эффектом.

Под действием препаратов этой группы происходит регенерация слизистой оболочки бронхов, восстановление ее структуры, уменьшение количества бокаловидных клеток, восстановление секреции IgA, улучшение мукоцилиарного клиренса.

Ингаляции протеолитических ферментов (химотрипсин, химопсин и др.) исключены из арсенала пульмонологии, так как могут провоцировать развитие фиброзных изменений в легких.

Полезны настои трав (подорожник, крапива, мать-и-мачеха, корень ипекакуаны, плод аниса, корень солодки и др.) или лекарственных форм из них - эвкабал, мукалтин.

Ингаляции теплой водой или 2%-ным раствором натрия гидрокарбоната являются хорошими муколитиками и не намного уступают по эффективности муколитическим препаратам.

Антигистаминные препараты и средства, угнетающие кашель, не показаны.

Банки и горчичники в лечении детей раннего возраста, больных пневмониями, в настоящее время не используются.

Физиотерапия. В остром периоде показано назначение СВЧ (5-7 сеансов), индуктотермии; электрофореза с 3%-ным раствором калия йодида (10 сеансов). Массаж и ЛФК целесообразны сразу же после нормализации температуры. В стационаре детей помещают в отдельный бокс. Ребенок может быть выписан из стационара сразу же по достижении клинического эффекта для того, чтобы избежать суперинфекции и перекрестной инфекции. Сохранение увеличенной СОЭ, хрипов в легких или остаточных рентгенологических изменений не является противопоказанием к выписке.

Реабилитацию детей, перенесших пневмонию, обычно проводят в домашних условиях и назначая сочетанные курсы виферона-1 и бифидум-препаратов, комплекса витаминно-минеральных препаратов. У часто болеющих детей полезен курс ИРС-19 или рибомунила.

Профилактические меры включают:

Проведение комплекса социально-гигиенических мероприятий; рациональное питание, закаливание, улучшение экологии жилища; предупреждение ОРВИ, вакцинопрофилактика пневмоний, конъюгированная вакцина против H. influenzae, пневмококка, вакцинопрофилактика гриппа); профилактика внутрибольничных пневмоний (госпитализация в боксы, отказ от необоснованного назначения антибиотиков).

Литература

Практическая пульмонология детского возраста / Под ред. В. К. Таточенко. М., 2000, с. 113-138. Шабалов Н. П. Детские болезни. СПб: Питер, 2002, с. 348-408.



Рассказать друзьям