За что отвечает правая. Левое и правое полушарие мозга — межполушарная асимметрия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конечный мозг продольной щелью делится на два полушария, соединяющиеся друг с другом посредством системы спаек. Полушария большого мозга - наиболее прогрессивно развивающаяся у позвоночных животных часть головного мозга. В ходе эволюции позвоночных животных полушария становятся относительно и абсолютно все более крупными. Даже у таких примитивных плацентарных животных, как еж, они доминируют в головном мозге. Если общую массу мозга принять за 1000, то у слона на долю полушарий приходится 630/1000, а на долю мозгового ствола-370/1000, у кошки - соответственно 614/1000 и 386/1000, у узконосых обезьян (например, мартышек) - 709/1000 и 291/1000. Наконец, у человека полушария составляют 780/1000 общей массы головного мозга, а на все другие части мозга, в том числе мозжечок, - только 220/1000.

Каждое полушарие разделено на 5 долей: лобную, височную, теменную, затылочную и островковую. У человека лобная доля полушария весит 450 г, теменная - 251 г, височная и затылочная вместе - 383 г.

Полушария большого мозга имеют сложный рельеф, обусловленный наличием борозд и извилин. Поверхность полушарий покрыта серым веществом - корой большого мозга. Внутренние части полушарий состоят из белого вещества, в котором располагаются нервные ядра и боковые желудочки.

Кора полушарий

Кора большого мозга является наиболее дифференцированной и сложно устроенной нервной структурой. С корой связаны высшие формы отражения внешнего мира, все виды сознательной деятельности человека.

Образование борозд полушарий начинается на 5-м месяце эмбрионального развития. Первой образуется латеральная (сильвиева) борозда, затем появляются другие первичные борозды: центральная (роландова), теменно-затылочная, гиппокампальная, шпорная. С 7 месяцев процесс образования борозд идет очень быстро, появляются вторичные борозды и в конце внутриутробного периода в основном формируется рельеф полушарий. После рождения происходит образование мелких третичных борозд, которые определяют индивидуальные особенности рельефа полушарий. Отмечаются различия в расположении борозд правого и левого полушарий, а также в величине некоторых извилин. Полагают, что различия служат внешним выражением функциональной асимметрии полушарий большого мозга.

Площадь поверхности обоих полушарий варьирует у взрослых людей от 1469 до 1670 см 2 . Из общей поверхности коры 2/3 находится в глубине борозд и щелей, а 1/3 занимают извилины и видимая поверхность полушарий. У человека толщина коры колеблется от 1.25 до 4 и даже до 6 мм. В глубине борозд ширина коры уменьшается в 2-2.5 раза по сравнению с вершиной извилины. Если принять во внимание, что поверхность коры в одном полушарии составляет в среднем 800 см 2 , а ее толщина равна в среднем 3 мм, то объем коры составит 240 см 3 , или 44% всего объема полушария. Количество нейронов коры оценивается в 10-18 млрд., их суммарная масса составляет 21.5 г, а объем - около 20 см 3 (1:27 относительно объема коры). Если считать, что отростки одного нейрона имеют длину в среднем 4 см, то длина всех нервных волокон коры превысит 400 000 км.

Учение о строении коры большого мозга, ее архитектонике, имеет несколько разделов. Нейроноархитектоника, или цитоархитектоника, изучает нейрональный состав коры, миелоархитектоника рассматривает ее волокнистое строение, глиоархитектоника занимается глиальными элементами, ангиоархитектоника - распределением в коре сосудов.

В филогенетическом отношении выделяют древнюю (paleocortex) старую (archeocortex) и новую (neocortex) кору. Древняя и старая кора располагаются на медиальной и базальной поверхности полушария. Их окружают межуточные корковые формации, выделенные под названием перипалеокортекса и периархикортекса (mesocortex). На долю древней коры приходится только 0.6% общей поверхности коры, на долю старой - 2.2%, на долю промежуточной - 1.6%. В совокупности это составляет 4.4% поверхности полушария. Остальные 95.6% поверхности занимает новая кора.

На основании эмбрионального развития древняя, старая и межуточная кора относятся к гетерогенетической коре, которая не проходит стадии шестислойного строения и в окончательном виде имеет меньшее число слоев. Новая кора определяется как гомогенетическая кора. На 6-м месяце внутриутробного развития ее зачаток подразделяется на 6 слоев. В дальнейшем шестислойность коры может сохраняться. В таком случае говорят о гомотипической коре. Если же после шестислойной стадии количество слоев увеличивается или уменьшается, то такую кору называют гетеротипической.

Поверхностный слой гомотипической гомогенетической коры носит название молекулярной пластинки . Она состоит из сплетения нервных волокон и содержит немногочисленные горизонтальные нейроны. Толщина этого слоя – 0.15-0.20 мм. Второй слой образует наружная зернистая пластинка толщиной 0.10-0.16 мм с густо расположенными малыми зернистыми нейронами. В ней находятся также малые пирамидные нейроны. Третий слой называется наружной пирамидной пластинкой , его толщина – 0.8-1.0 мм. Для него характерно наличие средних и больших пирамидных нейронов с длинными аксонами. Глубже лежит внутренняя зернистая пластинка , которая содержит малые зернистые и звездчатые нейроны. Ширина этого слоя – 0.12-0.30 мм. Пятый слой представлен внутренней пирамидной пластинкой толщиной 0.4-0.5 мм. Здесь находятся самые большие пирамидные нейроны с аксонами, выходящими из пределов коры. Шестой слой составляет мультиформная пластинка , в которой располагаются нейроны различной формы. Ширина ее – 0.6-0.9 мм. Три наружных слоя коры принято объединять под названием главной наружной зоны, три внутренних - под названием главной внутренней зоны.

Гетеротипическая кора отличается от гомотипической тем, что внутренняя зернистая пластинка слабо выражена или отсутствует (агранулярная кора). Может отсутствовать внутренняя пирамидная пластинка. В других местах наружная пирамидная, внутренняя зернистая или внутренняя пирамидная пластинки бывают сильно развиты и в них выделяют подслои.

Функциональное значение пластинок коры определяется их клеточным составом и межнейрональными связями. В молекулярной пластинке оканчиваются волокна из других слоев коры и противоположного полушария. Здесь находятся разветвления верхушечных дендритов пирамидных нейронов, на которые переключаются импульсы, приходящие от других корковых нейронов. Наружная зернистая и наружная пирамидные пластинки содержат в основном ассоциативные нейроны, осуществляющие внутрикорковые связи по горизонтали и вертикали. Эти две пластинки представляют наиболее молодые филогенетические структуры, их сильное развитие характерно для коры большого мозга человека. В онтогенезе наружная зернистая и наружная пирамидная пластинки дифференцируются и созревают позже других. Внутренняя зернистая пластинка представляет собой главный воспринимающий слой коры. Здесь оканчивается большинство специфических проекционных афферентных волокон из таламуса и ядер коленчатых тел. Внутренняя пирамидная пластинка является местом начала эфферентных проекционных путей. Мультиформная пластинка содержит функционально неоднородные нейроны. Полагают, что от них отходят комиссуральные волокна, а также волокна, направляющиеся в вышележащие корковые слои.

Наряду с горизонтальной организацией коры в форме пластинок в настоящее время рассматривают принцип вертикальной модульной организации коры. Основу модулей составляют такие конструктивные заготовки как колонки нейронов и пучки их апикальных дендритов. Принято считать, что в коре мозга существуют две разновидности стабильных генетически обусловленных объединений нейронов: микро- и макроколонки. В процессе жизнедеятельности из них могут формироваться функционально подвижные и варьирующие по структуре модули нейронов.

Микроколонка считаются основной модульной субъединицей в коре. Она представляет собой вертикально ориентированный тяж клеток, состоящий примерно из 110 нейронов и проходящий через все пластинки коры. Корковые колонки представляют собой модули, единицы обработки информации, обладающие собственным входом и выходом. Диаметр колонок составляет около 30 мкм. Почти во всех областях коры количество нейронов в колонках относительно постоянно, и только в корковых центрах зрения количество нейронов в колонках больше. Несколько сотен микроколонок объединяются в более крупную структуру - макроколонку, имеющую диаметр от 500 до 1000 мкм. Корковые колонки окружены радиально расположенными нервными волокнами и кровеносными сосудами. Каждый такой модуль рассматривается как фокус конвергенции нескольких тысяч локальных, ассоциативных и каллозальных волокон. Между корковыми колонками и подкорковыми образованиями существуют топографически упорядоченные нервные связи, отдельным колонкам соответствуют определенные группы нейронов в базальных ядрах, таламусе, коленчатых телах.

Наиболее простыми и константными объединениями элементов нейронов являются пучки дендритов. Вертикальные пучки дендритов выполняют, по-видимому, основную конструктивную роль в консолидации нейронов. Объединение нейронов различных микроколонок осуществляется, главным образом, аксонными терминалями релейных эфферентных волокон, а макроколонок - ассоциативными и каллозальными волокнами.

Отдельные дендриты в пучке могут на значительном протяжении непосредственно прилегать друг к другу, что создает благоприятные условия для реализации несинаптических влияний обмена ионами и метаболитами. В объединениях нейронов, образованных с помощью пучков дендритов, создаются структурные предпосылки как для дивергенции, так и для конвергенции синаптических импульсов.

С точки зрения миелоархитектоники в коре выделяют радиальные и тангенциальные нервные волокна. Первые вступают в кору из белого вещества, или наоборот, выходят из коры в белое вещество. Вторые располагаются параллельно поверхности коры и образуют на определенной глубине сплетения, называемые полосками. Различают полоски молекулярной пластинки, наружной и внутренней зернистых пластинок, внутренней пирамидной пластинки. Волокна, проходящие в полосках, связывают между собой нейроны соседних корковых колонок. Число полосок в различных полях коры неодинаково. В зависимости от него различают однополосковый, двухполосковый и многополосковый тип коры. Особенно хорошо выражены полоски в затылочной доле, в зрительных полях (стриарная кора).

В нервной системе особенно ясно выступает принцип единства строения и функции. В свое время И.П.Павлов сформулировал применительно к нервной системе принцип структурности, по которому все мельчайшие детали строения мозга имеют динамические (функциональное) значение. Исходя из этого, нужно признать, что особенности архитектоники коры большого мозга, различия в структуре ее областей и полей связаны с их функциональными отправлениями.

В структурно-функциональном отношении кора большого мозга может быть разделена на передний (лобная доля) и задний (затылочная, теменная и височная доли) отделы. Граница между ними проходит по центральной борозде. Задний отдел осуществляет восприятие афферентных сигналов. Расположенные здесь корковые поля неравноценны в функциональном отношении, и их можно разделить на первичные, вторичные и третичные.

Первичные поля коры представляют собой четко отграниченные участки, которые соответствуют центральным частям анализаторов. В эти поля проходит по специфическим проекционным афферентным путям основная масса сигналов от органов чувств. Первичные поля характеризуются сильным развитием внутренней зернистой пластинки. Первичные поля связаны с реле-ядрами таламуса и ядрами коленчатых тел. Они имеют экранную структуру и, как правило, жесткую соматотопическую проекцию, при которой отдельные участки периферии проецируются в соответствующие им участки коры. Повреждение первичных полей коры сопровождается нарушением непосредственного восприятия и тонкой дифференцировки раздражений.

Представительство кожной и сознательной проприоцептивной чувствительности находится первичных корковых полях (1, 2, 3), занимающих постцентральную извилину. В каждом полушарии имеется обратная проекция поверхности противоположной половины тела. В верхней части извилины находится проекция нижней конечности, ниже располагается проекция живота, груди, еще ниже проецируется нижняя конечность. Самую нижнюю часть постцентральной извилины занимают зоны, связанные с иннервацией головы и шеи, но проекция частей лица является не обратной, а прямой. Данные изучения колонковой организации коры свидетельствуют о том, что каждый сегмент тела (дерматом) проецируется на кору в виде узкой полоски, идущей спереди назад через все цитоархитектонические поля постцентральной коры; при этом к колонкам поля 1 подходят афферентные волокна от кожи, к полю 2 - от суставов и к полю 3 - от мышц.

Первичное зрительно поле (17) расположено на медиальной поверхности полушария вдоль шпорной борозды. Здесь хорошо развита внутренняя зернистая пластинка, которая подразделяется посредством белых полосок на 3 части. Корковые колонки образуют чередующиеся вертикальные пластинки для правого и левого глаза. Полагают, что нейроны глубоких слоев коры обладают свойствами «анализатора движения», а нейроны поверхностных слоев действуют как « анализатор формы».

Первичные слуховые поля (41, 42) локализуются в поперечных височных извилинах (Гешля) и заходят в верхнюю височную извилину. В этих полях представлены по порядку участки улитки, воспринимающие различные звуковые частоты. Деление на колонки выражено в слуховой коре наиболее отчетливо.

Первичные обонятельные поля находятся в археокортексе, покрывающем обонятельный треугольник, переднее продырявленное вещество, прозрачную перегородку и подмозолистое поле.

Первичное вкусовое поле располагается, по мнению большинства исследователей, в нижнем участке постцентральной извилины, в глубине латеральной борозды, и соответствует проекции языка.

Корковый конец вестибулярного анализатора, по данным различных авторов, имеет представительство в средней височной извилине (поле 21), верхней теменной дольке, верхней височной извилине.

Представительство в коре внутренних органов изучено недостаточно, по-видимому, оно имеет более диффузный характер. Важная роль в регуляции функций внутренностей отводится лимбической области коры, в которую входит поясная и парагиппокампальная извилины, гиппокамп, прозрачная перегородка и подмозолистое поле. Лимбическая кора вместе с подкорковыми образованиями (миндалевидное тело, ядро поводков, ядра сосцевидных тел) составляет лимбическую систему , которая представляет субстрат эмоций и реакций, связанных с основными биологическими влечениями (голод, жажда, страх и т.д.).

Вторичные поля коры примыкают к первичным полям. Их можно рассматривать как периферические части корковых анализаторов. Эти поля связаны с ассоциативными ядрами таламуса. При поражении вторичных полей сохраняются элементарные ощущения, но нарушается способность к более сложным восприятиям. Вторичные поля не имеют четких границ, в них не выражена соматотопическая проекция.

Вторичное поле общей чувствительности локализуется в верхней теменной дольке (поля 5, 7). Вторичные зрительные поля (18, 19) занимают медиальную поверхность затылочной доли и большую часть латеральной поверхности. Вторичное слуховое поле (22) находится в верхней и средней височных извилинах. Вторичные обонятельные и вкусовые поля локализуются в парагиппокампальной извилине и крючке (поля 28, 34).

Третичные поля коры отличаются наиболее тонкой нейронной структурой и преобладанием ассоциативных элементов. Они занимают всю нижнюю теменную дольку и часть верхней теменной дольки, а также затылочно-височно-теменную область. Эти поля связаны с задними ядрами таламуса. В третичных полях осуществляются наиболее сложные взаимодействия анализаторов, лежащие в основе познавательного процесса (гнозия), формируются программы целенаправленных действий (праксия).

Кора височной доли имеет отношение к хранению и воспроизведению впечатлений. При электрическом раздражении некоторых точек височной коры наблюдаются своеобразные реакции в форме «вспышек пережитого» или ощущения «уже виденного». Полагают, что в коре височных долей создается нейронная запись потока сознания, она хранится неопределенно долгое время, но не может произвольно воспроизводиться, а «оживает» лишь при искусственной стимуляции и некоторых болезненных состояниях.

Передний отдел полушария имеет отношение к организации действий и также подразделяется на первичные, вторичные и третичные корковые поля. Первичное двигательной поле (4) располагается в предцентральной извилине. Здесь отсутствует внутренняя зернистая пластинка (агранулярная кора) и особенно сильно развита внутренняя пирамидная пластинка с гигантскими пирамидными нейронами Беца. Аксоны этих нейронов образуют пирамидный путь. На клетки Беца непосредственно переключаются импульсы, поступающие из мозжечка через центральное медиальное ядро таламуса. В первичном двигательном поле вся мускулатура тела представлена в обратной проекции, как и кожный покров в постцентральной извилине. Кора здесь разделена на колонки, которые связаны с определенными группами двигательных нейронов спинного мозга и управляют движением отдельных мышц или мышечных групп.

Вторичные двигательные поля (6, 8) находятся кпереди от предцентральной извилины. Они характеризуются сильным развитием наружной и внутренней пирамидных пластинок, в которых преобладают большие пирамидные нейроны. Во вторичные поля передаются сигналы из мозжечка. Эфферентные волокна идут отсюда к ядрам полосатого тела. Таким образом, вторичные двигательные поля имеют отношение к экстрапирамидной системе, их функция необходима для выполнения сложных стереотипных двигательных актов. Первичные и вторичные двигательные поля имеют богатые связи с задним отделом полушария. Обратная связь между аппаратом движения и корой осуществляется через мозжечок, который воспринимает проприоцептивные раздражения и после соответствующей переработки передает их в кору большого мозга.

Третичные поля занимают большую часть лобной доли, на них приходится около 1/4 всей поверхности коры. Здесь хорошо выражена внутренняя зернистая пластинка, к нейронам которой идут волокна из медиальных ядер таламуса. Третичные поля лобной коры связаны с высшими формами целенаправленной деятельности и играют важную роль в социальном поведении. При их поражении не нарушается ощущение или движение, но человек становится пассивным, не может оценивать происходящие события и свое поведение, теряет способность к предвидению.

Важнейшую особенность человека составляет членораздельная речь. Академик И.П.Павлов относил речь ко второй сигнальной системе, с помощью которой происходит непрямое отражение действительности. Речевые функции имеют широкое представительство в коре большого мозга. На основании данных, полученных при электрическом раздражении и удалении у больных различных участков коры, выделены три корковых речевых поля. Заднее речевое поле располагается в затылочно-височно-теменной области, захватывая все три височные, надкраевую и угловую извилины. Это поле связано преимущественно с восприятием и пониманием речи и функционально является ведущим. При его поражении всегда наступает расстройство речи - афазия. Переднее речевое поле лежит в задней части нижней лобной извилины и соответствует моторному центру речи Брока. Верхнее, дополнительное, речевое поле локализуется у верхнего края полушария кпереди от предцентральной извилины, при его поражении не всегда наблюдаются расстройства речи. Речевые поля, как другие части коры, связаны с ядрами таламуса. Заднее поле связано с задним ядром, верхнее поле - с латеральным ядром, переднее поле - с медиальными ядрами. Все речевые поля связаны ассоциативными путями в единую функциональную систему.

Особенностью речевых центров коры является их асимметрия. У большинства людей они локализуются в левом полушарии, которое является доминантным в отношении речи. Принято считать, что эта доминантность связана с праворукостью, и что у левшей речью управляет правое полушарие. В последнее время вопрос о функциональной асимметрии полушарий трактуется более широко. С левым полушарием связывают речь и абстрактное мышление, а с правым полушарием - пространственное представление, образное мышление, музыкальные способности.

Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально
важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую
от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление
движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая
функция, выполняемая мозгом - мышление.


Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный
момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у
вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она
поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие
(эмоции и интуиция).


В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием
мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала,
попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.


Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом,
подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как
девушка вращается в две противоположные стороны - один видит вращение по
часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас
активны разные полушария мозга.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое
полушарие

Правое
полушарие

Основной сферой специализации левого полушария
является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это
полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при
выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые
способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает
факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все
факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также
распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые
необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом
работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете
правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого
полушария.

Основной сферой специализации правого полушария
является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за
выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается
не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие
отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в
целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности
и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят
от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает
левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого
полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения.
Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим
или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на
хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать
этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает
нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем
сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..."
также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие
отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не
являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними
более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает
правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого
процесса.

Мистика: За мистику и
религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие
отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной
информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать
совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете
левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого
полушария.

Схематично это можно представить следующим образом :

После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с
двойным вращением.


Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте,
большой палец какой руки оказался сверху.


- похлопайте в ладоши, отметьте какая
рука сверху.


- скрестите руки на груди, отметьте
какое предплечье сверху.


- определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.


Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает
создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно
быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не
выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них
не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие
люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над
совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.


А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для
этого. Хорошо в этом отношении музыка нтам, например, пианистам. Их с раннего
детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития
мозга - это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.


1. "Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за
противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот". Я
пробовала, в детстве получалось лучше.


2. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги,
возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы
должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной
работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.


3. "Колечко". Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.
Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.


Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в
которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь
тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.

Человеческий мозг – это самый важный и вместе с тем наименее изученный орган человеческого тела.

Давайте разберемся, за что же отвечают наши полушария мозга и почему у одних людей активно в основном левое, а у других правое.

За что отвечает левое полушарие мозга?

Левое полушарие мозга отвечает за вербальную информацию. Оно контролирует чтение, речь и письмо. Благодаря его работе человек может запоминать разнообразные даты, факты и события.

Также левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление. Здесь вся получаемая извне информация обрабатывается, анализируется, классифицируется и формулируются выводы. Оно осуществляет обработку информации аналитически и последовательно.

За что отвечает правое полушарие мозга?

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, выраженной в образах, а не в словах. Здесь же располагаются способности человека к различным видам творчества, способность придаваться мечтам, фантазировать, сочинять. Оно отвечает за генерацию креативных идей и мыслей.

Также правое полушарие мозга отвечает за распознавание сложных образов, таких как лица людей, а также эмоций, отображающихся на этих лицах. Оно осуществляет обработку информации одновременно и целостно.

Следует отметить, что для успешной жизни человека нужна слаженная работа обоих полушарий.

Какое полушарие мозга активно у вас?

Существует визуальный, психофизиологический тест на полушария мозга (тест Владимира Пугача), с помощью которого можно легко определить, какая половина мозга активна у вас в данный момент времени. Посмотрите на картинку. В какую сторону вращается девушка?

Если по часовой стрелке, значит, в данный момент у вас преобладает левополушарная деятельность, а если против часовой стрелки, то правополушарная.

Некоторые могут наблюдать момент смены активности полушарий, и тогда девушка начинает вращаться в обратную сторону. Это присуще людям (очень немногим), одновременно имеющим левополушарную и правополушарную деятельность мозга, так называемым амбидекстрам.

Они могут достичь эффекта смены направления вращения с помощью наклона головы или последовательной концентрации и расфокусировки зрения.

А как же детский мозг?

Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит в первые годы жизни ребенка. И в это время доминирующим у детей является правое полушарие. Так как ребенок познает мир с помощью образов, то почти все мыслительные процессы происходят именно в нем.

Но мы живем в мире логики, в мире с сумасшедшим темпом жизни, спешим все успеть, хотим большего для наших детей. Стараемся дать им максимум, запасаемся всевозможными методиками раннего развития и практически с пеленок начинаем обучать наших детей чтению, счету, стараемся дать им энциклопедические знания, давая раннюю стимуляцию левому, а образное, интуитивное правое остается как бы не у дел.

И, следовательно, когда ребенок растет, взрослеет, доминирующим у него становится левое полушарие, а в правом, из-за отсутствия стимуляции и уменьшения количества связей между двумя половинами мозга, происходит необратимое снижение потенциала.

Сразу хочу заверить, что я не призываю вас пускать умственное развитие ваших детей на самотек. Наоборот! Возраст до 6 лет – это наиболее удачный возраст для развития потенциала мозга. Просто развитие должно быть не настолько ранним, насколько своевременным. И если заложено природой, что в раннем возрасте у детей доминирует правое, то может стоит развивать именно его, не стараясь рано стимулировать работу левого методиками, направленными на развитие логического мышления?

Тем более что в возможности, которые наши дети теряют в детстве именно из-за отсутствия тренировки правого полушария, входят поистине феноменальные способности. Например: запоминание неограниченных объемов информации с помощью образов (фотографическая память), скорочтение и это только начало списка сверхспособностей, которыми сможет обладать ваш ребенок при правильной систематической тренировке правого полушария.

Подробнее про сверхспособности, которыми обладают дети с развитым правым полушарием, я расскажу вам в следующей статье.

Надежда Рыжковец

Обратимся к понятию мозга. «Мозг -- центральный отдел нервной системы животных, представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков». Таким образом, наш мозг координирует работу всей нервной системы.

По мнению большинства учёных, функции мозга включают «обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию -- мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи». Отсюда следует, что наш мозг координирует всю нашу деятельность, от малейших эмоций до решения сложнейших задач.

Вероятнее всего, что теория функциональной асимметрии полушарий мозга возникла по аналогии с телом человека. Ведь у человека, как и многих животных, есть парные органы: две руки и ноги, два глаза, два легких. Такие органы обладают физической симметрией, но это не обозначает, что они одинаково функционируют. Так и наш мозг, являясь центром нервной системы, координируя нашу деятельность, состоит из двух одинаковых частей, выполняющих разные функции.

Например, представительство речевой функции у человека локализовано в левом полушарии. Но асимметрия характерна не только для речи, но и для других психических функций. «Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического, или абстрактного, мышления, произвольной речевой регуляции других психических процессов и состояний. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне». То есть в левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, а в правом -- конкретного образного мышления.

Функции левого полушария

Рассмотри подробнее функции обоих полушарий человеческого мозга. Итак, левое полушарие специализируется на речи и абстрактном мышлении. Одна из сфер специализации -- обработка вербальной информации. Левое полушарие отвечает за наши языковые способности и контролирует речь. Оно обеспечивает теоритическое мышление, соответствие правилам, структуру речи, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов. Кроме того, оно отвечает за нашу способность к чтению и письму и формирует ту часть нашего словарного запаса, которая опирается на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты». Также оно запоминает факты, имена, даты и их написание.

Еще одна сфера деятельности левого полушария -- это аналитическое мышление. Левое полушарие отвечает за логику и анализ, детализирование. Именно оно анализирует все факты, производит оценку временных соотношений. Кроме того, оно распознает все цифры, математические символы и производит все вычисления. Так же вся информация, которая нуждается в последовательной, логической обработке, оказывается в ведении левого полушария. Оно отвечает за линейное мышление. Благодаря левому полушарию мы можем поэтапно обрабатывать информацию. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

Все перечисленные выше способности знакомы нам с детства, в процессе взросления мы продолжаем их развивать и совершенствовать. И если у человека лучше других развита одна из этих способностей, то у него доминирует левое полушарие головного мозга.

Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. особый интерес представляет изображение с двойным вращением

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.

Похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.

Скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.

Определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой. Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.

Ухо-нос

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Колечко

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Все вышеописанные упражнения, направленные на развитие правого полушария можно применить и с детьми.

Упражнения на визуализацию .

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок " - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый " - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок " - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации ".

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Вот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.



Рассказать друзьям