Анализ стихотворения "Осень" К.Д. Бальмонта

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Российский поэт К. Д. Бальмонт (1867-1942г.), в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие. Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.
Это как раз тот период осени, когда в лесу уже «поспевает брусника», а «все деревья блистают в разноцветном уборе» и уже даже «нет в цветах благовонья». А используя метафоры для описания внутреннего состояния природы, «…осень проснется, заплачет…», «солнце смеется…», автор не только ярко изображает осеннюю пору года, но и наполняет ее жизнью. Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, также тоскует по весенней поре. Она грустит за прекрасными, теплыми летними деньками, но внутри ее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.
Но, кроме прямого описания осенней природы, в этом произведении имеется глубокий смысл, открывающий чувства и внутреннее настроение самого автора. Осенняя пора всегда навевает хандру, охватывая души людей, тонко чувствующих окружающий мир. Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется», а сама осень ассоциируется со слезами. Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе, как смена времен года.
Стихотворение «Осень» - яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении, и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

Его стихи удивительно красивы, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям нежность, свежесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.

Это как раз тот период осени, когда в лесу уже «поспевает брусника», а «все деревья блистают в разноцветном уборе» и уже даже «нет в цветах благовонья». А используя метафоры для описания внутреннего состояния природы, «…осень проснется, заплачет…», «солнце смеется…», автор не только ярко изображает осеннюю пору года, но и наполняет ее жизнью. Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, также тоскует по весенней поре. Она грустит за прекрасными, теплыми летними деньками, но внутри ее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.

Но, кроме прямого описания осенней природы, в этом произведении имеется глубокий смысл, открывающий чувства и внутреннее настроение самого автора. Осенняя пора всегда навевает хандру, охватывая души людей, тонко чувствующих окружающий мир. Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется», а сама осень ассоциируется со слезами. Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе, как смена времен года.

Стихотворение «Осень» - яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении, и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

4 804 0

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии. Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести.

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта. Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

1. Название работы: Урок литературного чтения «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень»

3.Название Общеобразовательного учреждения: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Екатериновка Партизанского муниципального района Приморского края

4. Описание разработки: урок литературного чтения в 3 классе из раздела «Поэтическая тетрадь № 1» учит учащихся анализировать поэтические произведения на примере стихотворения К. Бальмонта «Осень». На уроке помимо предметных УУД развиваются и оцениваются учителем метапредметные УУД такие, как регулятивные, а так же умение учащихся ставить перед собой цель, самостоятельно планировать урок.

5. Краткие рекомендации к использованию: целесообразно сопроводить урок видеороликом «Дидактический материал. К.Бальмонт «Осень», «Времена года» П.Чайковский, презентацией с изображением репродукций картин художников И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленова «Золотая осень», И.Левитана «Золотая осень», С. Жуковского «Лесное озеро», Н. Крымова «Осень».

Тема урока: «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень»

Тип урока: закрепление изученного

Цель урока: учиться определять настроение в лирическом произведении,

Задачи урока:

    Предметные :

    • учить детей образно выражать свои мысли, используя в речи эпитеты, метафоры, олицетворения;

      совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;

      развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;

      формировать у школьников навык ассоциативного восприятия, развивать способность воспринимать красоту родной природы;

      воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение;

    Метапредметные :

    • способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

      побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;

      акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;

    Личностные :

    • развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;

      развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

      развивать способность к самооценке своих действий.

Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы занятия: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная

Домашнее задание: выучить стихотворение «Осень» наизусть, нарисовать иллюстрацию или сочинить своё стихотворение.

Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник для 3 класса по литературному чтению автор Климанова

Структура урока: самостоятельное целеполагание учащимися, разработка плана урока, изучение нового, анализ стихотворения, выразительное чтение, домашнее задание.

Межпредметные связи: интеграция с уроками изобразительного искусства, музыки.

Ход урока

Какой раздел мы изучили? (Поэтическая тетрадь)

Какой совет в начале раздела вам дал Я. Смоленский? (Читай для себя: вспоминай, воображай, не торопясь читай вслух, четко проговаривая слова)

Вспомните по какому плану проходили уроки данного раздела?

(карточки с пропущенными пунктами плана урока)

4. Анализ стихотворения.

5.Выразительное чтение товарищу

1. Знакомство с произведением.

2. Самостоятельное чтение.

3. Объяснение незнакомых слов

4. Анализ стихотворения.

5. Выразительное чтение товарищу

6. Словесное рисование услышанного.

Художники для передачи разных настроений используют краски, музыканты – тональность, высоту звуков, даже в устной речи мы можем определить настроение – по эмоциональной окраске голоса говорящего. А как нам догадаться о настроении в письменной речи, в стихотворении? (иллюстрации, название стихотворения, слова, в которых автор выражает свои чувства – сравнения, олицетворения)

Какое сейчас время года? Как вы думаете, почему поэты любили воспевать именно это время года?

Сегодня мы попробуем сделать анализ стихотворения К. Бальм о нта «Осень»

Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения!

Видеоролик.

Проверка восприятия: Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? Какие чувства наполняли вас?

- В помощь вам «Словарь настроений»

(Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение картинами природы, изображенными поэтом)

Название стихотворения ….(«Осень»)

Как вы считаете, название стихотворения отображает его тему? А настроение?

Готовы ли мы сейчас определить настроение стихотворения с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над этим вопросом мы поработаем на уроке.

Задача на уроке: анализ лирического произведения

4. Работа по осмысливанию:

Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз

Бальмонт Константин Дмитриевич.

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется,

И заплачет спросонья.

5 Словарная работа

Встретились ли непонятные слова? Запись на доске:

СЛАЙД Благовонья - приятный запах (благо внять )

Разноцветном

Спросонья

Прочь

Какой период осени? (ранняя осень) доказать

Повторное чтение детьми с целью ответа на вопрос:

Обратитесь к стихотворению:

- Что необычного в изображении осени у автора? (Слово Осень написано с большой буквы)

- Почему написано с большой буквы? (Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа)

-Какие явления природы поэт еще одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)

- Какой литературный прием он использует?

( Метафоры: "Солнце реже смеется", "Осень проснется и заплачет".

Олицетворение?)

6.Словесное рисование.

Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что нам для этого нужно сделать?

- Кто же будет главным героем нашего стих-ия ? (осень)

- Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого ее можно изобразить ?

(девочки – плачет)

Почему девочки, девушки?

- Какое выражение лица? От чего оно грустное?(грустное, печальное, заплаканное)

- От чего может заплакать девочка - Осень?

(от одиночества – покидают птицы, цветы, солнце)

- Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки?

(Осенний дождик.)

Как замечательно изобразил природу поэт! Оказывается, она у него живая, и у нее тоже бывают слезы.

- Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте .

(поспевает брусника – бордовый,

Синее море – синий,

Солнце реже смеется – желтый,

В разноцветном уборе – другие)

-Итак, главный персонаж на рисунке - девочка-Осень.

- Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?

( по тексту : ягоду бруснику, в небе улетающих птиц, солнце за тучами, деревья в разноцветном уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке синее море)

- Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет?

(С нежностью, с грустью, ему ее жалко, и он одновременно любуется ею)

- Такое стихотворение мог написать только человек, нежно любящий свой край, свою родину.

7. Рассказ учителя о поэте.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) был назван другим поэтом

А.Блоком «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».

Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.

Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. « Совсем иное влияние оказал на меня отец , - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним, я еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек».

В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”.

- Так что ж хотел сказать поэт, какие чувства, настроение показать в стихотворении?

Поэт открывает нам красоту природы. Учит замечать её . Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант - открывать и дарить эту красоту другим.

Приступая к выразительному чтению стихотворения: какое настроение хотел передать поэт? (тихой грусти и нежности)

-Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.

8. Обучение выразительному чтению.

Какой же темп чтения нужно выбрать ? ( Неторопливый , медленный, быстрый)

- Чтение по строчке.

Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности . Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества и плаксивости.

Почему одиночества?

Над чем можно задуматься, слушая его?

(Свободные высказывания)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ учащимися, анализ (2-3)

- Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этой картине природы?

Замечательный композитор Петр Ильич Чайковский написал целый альбом

«Времена года».

СЛАЙДЫ

_Какова же музыка по настроению? (печальная)

Как вы считаете, может ли нравиться печальное?

(В жизни – нет, а в искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)

9. Итог урока.

Давайте еще раз вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: Смогли ли мы, сумели определить настроение стихотворения «Осень»?

Какой вид работы вам понравился больше всего?

Мне очень хочется узнать с каким настроением вы уйдёте с урока?

Возьмите краски нарисуйте листики в тон своего настроения

Несмотря на то, что стихотворение печальное, настроение у нас у всех хорошее и дерево получилось осеннее, красочное.

10. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)

У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

"Рождается одна строка, за ней встает другая..."

Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,

представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит

раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: "Листья падают в

лесу..."

Давайте подберем рифму к слову.

Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.

У. Появляется строчка: "Я домой их принесу".

Продолжаем придумывать другие строчки.

У. "А когда зима завьюжит..."

Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

Листья падают в лесу.

Я домой их принесу.

А когда зима завьюжит

И метелями закружит,

Я дворец зимы разрушу -

Листья мне согреют душу.

11. Домашнее задание - Захотелось ли вам выучить стихотворение К.Бальмонта "Осень" наизусть? - Попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.



Рассказать друзьям