Физиологические резервы организма. Физиологические резервы организма, их характеристика и классификация

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • 2. Специальная психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям.
  • 3. Структура личности и физическое образование молодежи.
  • 4. Физиологическая характеристика ловкости и гибкости
  • 2. Понятие и методы спортивной психодиагностики. Возрастная периодизация
  • 3. Физиологическая характеристика быстроты и скоростно- силовой тренировки.
  • 4. Понятие самовоспитания
  • 1. Специфические методы физического воспитания. Организация деятельности учащихся на уроке физической культуры в школе. Плотность урока и ее значение. Хронометраж урока.
  • 2. Общие закономерности функционирования педагогического процесса физического образования.
  • 1. Принципы, регламентирующие деятельность по физической культуре и спорту. Задачи, организация и содержание работы в детско-юношеских спортивных школах
  • 2. Предсоревновательные психические состояния.
  • 3. Метод как многомерное явление. Классификация традиционных методов обучения (тмо) в фКиС.
  • 1. Обучение двигательным действиям как процесс целесообразного управления формированием двигательных умений и навыков, их отличительные черты.
  • 2. Внимание учащихся в учебной деятельности.
  • 3. Классификация и содержание активных методов обучения (амо).
  • 4. Общая характеристика процессов восстановления.
  • 2. Роль представлений в управлении движениями. Организационные структуры в системе управления.
  • 3. Этапы профессионально-педагогического самовоспитания
  • 4. Факторы вызывающее утомления
  • 1. Быстрота как физическое качество, средства, методы и методика его воспитания.
  • 3. Сущность воспитания, его стороны и задачи.
  • 4. Физиологические механизмы развития утомления.
  • 1.Средства и методы воспитания двигательных координационных способностей.
  • 2. Восприятие учащихся в учебной деятельности. Практическое задание № 13.
  • 3. Классификация методов воспитания.
  • 4. Физиологическое обоснование разминки
  • 2.Мышление учащихся в учебной деятельности. Практическое задание № 4.
  • 3. Методы организации деятельности (упражнения, приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, общественное мнение).
  • 4. Физиологические резервы организма и их характеристика
  • 3. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности (соревнования, поощрение, наказание)
  • 4. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам.
  • 1. Физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
  • 3. Структура педагогического мастерства.
  • 1. Структура спортивной тренировки, ее классификация (микроцикл, мезоцикл, макроцикл).
  • 2. Понятие «общение» и его виды.
  • 3. Педагогическое творчество и формы его проявления.
  • 4. Физиологические принципы спортивной тренировки. Общие механизмы развитии физических качеств.
  • 4. Физиологические резервы организма и их характеристика

    Физиологические резервы организма и их характеристика

    В настоящее время под физиологическим и резервами организма понимается выработанная в процессе эволюции адаптационная и компенсаторная способность органа, системы и организма в целом усиливать вомногораз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя Физиологические резервы, по мнению автора, обеспечиваются определенными анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения и деятельности организма, а именно наличием парных органов, обеспечивающих замещение нарушенных функций (анализаторы, железы внутренней секреции,почки и др.); значительным усилением деятельности сердца, увеличением общей интенсивности кровотока, легочной вентиляции Усилением деятельности других органов и систем; высокой резистентностью клеток и тканей организма к различным внешним воздействиям и внутренним изменениям условий их функционивания.

    В качестве примера проявления физиологических резервов можно указать на то, что во время тяжелой физической нагрузки минутный объем крови у хорошо тренированного человека может достигать40л, т. е. увеличиваться в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обусловливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в 15 раз и более. В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз. Все резервные возможности организма А. С. Мозжухин предлагает разделить на две группы: социальные резервы (психологические и спортивно-технические) и биологические резервы (структурные, биохимические и физиологические). Морфофункциональной основой физиологических резервов являются органы, системы организма и механизмы их регуляции, обеспечивающие переработку информации, поддержание гомеостаза и координацию двигательных вегетативных актов. Физиологические резервы, по мнению автора, включаются не все сразу, а поочередно. Первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механнизм этого процесса - условные и безусловные рефлексы. Вторая очередь включения осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экстремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных возможностей (тренировки, соревнования). При этом включение резервов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям. Резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается, по-видимому, безусловнорефлекторным путем и обратной гуморальной связью. Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закаливанием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов. При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физиологические резервы организма, ведут к их расширению. Еще в 1890 г. И. П. Павлов указывал, что израсходованные ресурсы организма восстанавливаются не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком (феномен избыточной компенсации). Биологический смысл этого феномена огромен. Повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностей организма. В этом и состоит главный эффект систематических тренировок. Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в процессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т. е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.

    Приложение к билету № 19

    Практическое задание № 4. Укажите продолжительность работы (в секундах, минутах) и ее интенсивность (в %) при выполнении упражнений, направленных на повышение анаэробных возможностей организма.

    Направленность упражнения

    Продолжительность выполнения упражнения (с, мин)

    Интенсивность выполнения упражнения (%)

    Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей

    Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности

    Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей

    До 3-4-часа

    Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактальные, анаэробные и аэробные возможности

    Билет 20

    1.Теоретико-практические основы развития физических качеств .

    Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов. Их условно можно разделить на две группы: 1) методы непосредственной наглядности 2) методы опосредованной наглядности. Первые -показ техники физических упражнений; Вторые -показ плакатов, рисунков, схем и других пособий. Метод упражнений, основан на двигательной деятельности и условно разделяется на две группы: 1) метод строго регламентированного упражнения; 2) метод относительно нерегламентированного упражнения. К первой группе относятся: · метод целостного или расчлененного упражнения; · методы равномерного, переменного, повторного, интервального упражнения и др. Ко второй группе, прежде всего, относятся игровой и соревновательный методы. Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленять (бросок по кольцу). Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия (выход со стартовых колодок). Равномерный метод характеризуется тем, что физическое упражнение выполняют непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость, постоянный темп и т.д. Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа и т.п. Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения с определенным интервалом отдыха, в течение которого достаточно полно восстанавливается работоспособность. Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторного упражнения ЧСС была 120-140 уд/сек, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Число повторений упражнений от 10-20 до 20-30. Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми (хоккеем, волейболом). Игровой метод один из важных в процессе подготовки, особенно, молодых спортсменов. Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки нагрузки как по направленности, так и по степени воздействия. Соревновательный метод - один из способов стимулирования интересов деятельности спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо упражнении при соблюдении правил соревнований. Соревновательный метод используется либо в элементарной форме (например, кто больше забросит в кольцо мячей), либо в виде официальных и полуофициальных соревнований в основном подготовительного характера Фактор соперничества в процессе состязаний создает благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий. Дозировка нагрузки ограничена.

    2. Соцеально-психологические особенности спорт.группы. Спорт.команда-это всегда спорт.группа.Спорт.группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Псих-ия и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Соц.среда-сложное устроенное общество,в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения-группы.Сущ. большие и малые группы:Боль.гр-государство,нация,народность,партия и др. Мал.гр-небольшое объединение людей(от2-3до20-30человек),занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом

    Взаимоотношения.Бывают:-Официальные(возникают на должностной основе);-Неофициальные(на базе личных или частных взаимоотношений людей);-Деловые(в связи с совместной работой);-Личные(складываются м-у людьми независимо от работы);-Рациональные(на первом плане знания людей друг о друге и объективные оценки окружающих);-Эмоциональные(играют ведущую роль субъективные оценки);-Отношения руководства(управление группой или ее самоупровление обычно осущ-ся через официально назначенных лиц(руководители) и через неофициальных лиц, имеющих высокий статус в группе(лидеры));-Подчинения(подчинение отдельных членов группы через руководство руководителем или лидером группы).

    Спорт.группа-это одна из разновидностей малых групп-не менее 2 и не более 25человек, объединенных общими целями спорт.деят-ти, выполняемой под контролем тренера,инструктора,судьи. Сп.гр.-является сложным в социальном отношении структурным образованием.(по вертикали:тренер-спортсмен; по горизонтали:спортсмен-спортсмен);(формальные, неформальные структуры). Фор.и нефор.стр-ы всегда сущ-ют, оброзуя единую структурную систему.При этом соотношение структур должно быть оптимальным.Для образования более благоприятного соотношения этих структур необходимо знать основу существования фор-ой ст-ы:-инструкции, установки, программа деятельности разработанная тренером, руководством;-нормы и правила формируемые в группе в процессе основной деят-ти;-потребности и мотивы членов гр.;-потр-и и мотивы тренера;-требования сложившейся ситуации;-перспективные цели и задачи основной д-ти.

    Это базовый навык, который мы приобретаем с рождения. Но редко правильно умеем им распоряжаться. Научившись делать это грамотно и осознанно, вы избавитесь от вялости, чувства тревоги, головной боли, болезней, лишнего веса.

    Чтобы включить скрытые резервы организма, почувствовать прилив сил, включить свой энергетический поток, вам не нужны специальные место, время или медицинские препараты. Вам всего лишь нужно …

    … научиться правильно дышать.

    20 000 вдохов и выдохов человек совершает каждый день. В обычном состоянии дыхание осуществляется рефлекторно без помощи мыслительных и физических усилий.

    Ниже описаны 7 советов о том, как дышать правильно, чтобы наполнять организм энергией. Цель всех дыхательных упражнений заключена в усвоении максимального количества кислорода при минимальных затратах энергии.

    1. Делаем глубокий вдох

    Особый способ дыхания помогает обеспечить приток энергии. Для начала вам нужно научиться делать глубокий вдох, чтобы полностью заполнять свои легкие воздухом. Глубокое дыхание само по себе отличное лекарство от стресса, поскольку помогает расслабиться и зарядиться энергией. Недаром техника глубокого дыхания является важнейшей составляющей йоги и тай-чи.

    Чем активнее и глубже вдох, тем больше кровь насыщается кислородом и доставляет его во все органы и ткани. Полноценное правильное дыхание способствует достаточному поступлению кислорода и питательных веществ, выведению продуктов обмена. Активизация обмена веществ приводит и к активизации многих биологических механизмов, а значит, организм начинает работать в полную силу.

    2. Дышим животом

    Встаньте прямо, лягте на спину или сядьте на пол с прямой спиной. Убедитесь, что вам удобно. Расслабьтесь и дышите как обычно. Определите, что движется при вдохе и выдохе - грудь или живот. Если поднимается и опускается живот, а грудь остается неподвижной, то вы дышите правильно. Практикуйте вдох и выдох, удерживая руку на животе и не давая груди двигаться.

    Сделайте глубокий вдох и сосчитайте до пяти, прежде чем вы дохнуть. Используйте любую возможность, чтобы практиковать этот способ дыхания - ожидая ответа по телефону, сидя за столом офисе или находясь в пробке.

    3. Увеличиваем объем легких

    Примите удобное положение. Сделайте равномерный вдох через нос. Теперь сделайте медленный выдох через рот, вернув живот в нормальное положение. Продолжительность выдоха должна быть равна продолжительности вдоха. Чтобы сделать вдох еще более глубоким, заполните воздухом живот, а затем наполните воздухом легкие до самых плеч. Чтобы еще больше увеличить объем легких, сделайте вдох, заполняя их заднюю часть, и лишь затем наполните грудную клетку.

    Если вы почувствовали головокружение, вернитесь к обычному способу дыхания, восстановитесь и лишь затем повторите упражнение. Вдыхайте и выдыхайте реже, чем делали это раньше.

    Этот способ дыхания помогает лучше расслабиться и отлично помогает избавиться от напряжения в плечах.

    4. Дышим по квадрату

    Это проверенный прием, который позволяет быстро успокоиться независимо от места и времени. С его помощью вы можете вернуться в свой ритм, если что-то пошло не так.

    1. Сделайте вдох, считая про себя: «один, два, три, четыре».
    2. Задержите дыхание, считая про себя: «один, два, три, четыре».
    3. Сделайте выдох, считая про себя: «один, два, три, четыре».
    4. Сделать задержку, одновременно считая про себя:«один, два, три, четыре». Во время задержки спокойно произнесите или подумайте: «Расслабился и улыбнулся».

    Вдох, выдох и пауза примерно равны друг другу по длительности, нормальный, комфортный для большинства ритм – примерно 4-6 секунд. Для прокаченных - 10 и более секунд.

    Если задержки дыхания делать максимально долгими, то побочный эффект этого упражнения - повышение температуры тела. Если, например, вам холодно, подышите интенсивно таким способом и через несколько минут вы согреетесь.

    Во время задержки дыхания в крови накапливается углекислый газ. Углекислый газ необходим организму не меньше, чем кислород. Давление углекислого газа влияет на кору головного мозга, дыхательный и сосудо-двигательный центры. Углекислый газ также обеспечивает тонус и определенную степень готовности к деятельности различных отделов центральной нервной системы, отвечает за тонус сосудов, бронхов, обмен веществ, секрецию гормонов, электролитный состав крови и тканей.

    5. Избавляемся от напряжения в теле

    Начните с глубокого дыхания. Прочувствуйте свое тело. Представьте, что вы дышите
    той его частью, которая испытывает напряжение. Мысленно откройте канал, идущий из ваших легких в напряженную часть тела, и с каждым вдохом направляйте в эту область энергию. Вы должны дышать напряженной частью и позволить воздуху проникать в нее. Сделав вдох, расслабьте напряженную часть тела, чтобы энергия проникла в нее и наполнила жизненной силой.

    6. Глубокая релаксация «Мертвый опоссум»

    Это упражнение помогает развивать чувствительность отдельных частей вашего тела и наполняет все тело энергией.

    Лягте на спину. Остановите дыхание на десять секунд. Не задерживайте его, а просто перестаньте дышать. Вообразите себя актером, который играет мертвеца. Избавьтесь от напряженности и других ощущений в мышцах. Почувствуйте, как ваше тело начинает расслабляться.

    Сохраняя чувство расслабленности, возобновите дыхание так, чтобы работали только те мышцы, которые необходимы для дыхания. Все остальные мышцы должны быть расслабленными. Каждый раз, когда вы добираетесь до вершины вдоха, позвольте своему телу еще сильнее испытать чувство освобождения. Прочувствуйте, как ваше тело начинает расширяться при вдохе. Чем больше вы будете практиковаться, тем более глубоким станет расслабление.

    7. Дышим и худеем

    А еще дыхание животом отличный способ подкорректировать свою фигуру. Сделай глубокий вдох животом, затем медленный выдох. На пике выдоха втяните живот как можно сильнее. Представьте, как будто на вас затягивается ремень. Продолжайте втягивать живот и не дышать так долго, как сможете. Затем повторите медленный вдох, выдох, паузу с втянутым животом. Это упражнение отлично убирает лишний жир в области живота. И вы можете делать его где угодно и когда угодно - когда куда-то идете, или едете, или стоите. Удобно, не правда ли?

    Бонусный лайфхак для тех, кто на диете - как только вам захотелось вкусняшку, проделайте следующий фокус с дыханием, подключив визуализацию. Подумайте о том, что вы хотите съесть. Представляйте, как наслаждаетесь этим вкусным, но, возможно, не очень полезным продуктом, и при этом дышите глубоко, сделайте 10 вдохов и выдохов, таких глубоких и таких медленных, как только сможете. После этого вы забудете о еде. По крайней мере на некоторое время.

    Научившись осознавать собственное тело и дыхание, вы сможете отслеживать связанную со стрессом напряженность на ранних этапах ее возникновения. Кроме того, осознанное дыхание поможет вам максимизировать уровень энергии, насыщая тело кислородом. Научившись расслабляться и правильно дышать, вы позволите энергии течь естественно и сможете направить ее в те части тела, где она нужна в данный момент.

    «Если бы мне нужно было дать только одну рекомендацию о том, как стать здоровым, я просто посоветовал бы научиться правильно дышать». Доктор Эндрю Вейл

    Потренируйтесь неделю дышать правильно, и вы почувствуете как вы наполняетесь энергией просто правильно от того, что правильно делаете вдох и выдох и паузу между ними. И не забывайте про внутреннюю улыбку!

    По материалам книги .
    Дыхание это лишь один из вопросов, которые освещены в книге. Помимо информации о дыхании, в книге масса полезного:
    - рекомендации по эффективному сну;
    - упражнения на осознания своего тела и работе с зажимами;
    - советы по грамотной организации времени для работы и отдыха и т.д.

    Скрытые резервы организма

    Эксперименты и клинические наблюдения подтвердили наличие в нашем организме огромных скрытых резервов - сил, которые могут многократно перекрывать возникающие неблагоприятные для организма условия жизнедеятельности. Происходит это за счет того, что перестраиваются структуры, которые осуществляют биохимические процессы на внутриклеточном уровне, меняются свойства органелл клетки. Значит, изменяются обменные процессы всей клетки в целом.

    Итак, когда организм сталкивается с изменившимися условиями окружающей среды, прежние биологические структуры начинают интенсивно разрушаться и заменяться новыми. Эти новые структуры обладают определенными отличиями, направленными на адаптацию к возникшим экстремальным условиям. Причем изменения бывают столь значимыми, что их можно назвать просто чудесными.

    Например, проводили такой эксперимент на животных. Животных постепенно приучали к воздействию неблагоприятных факторов: высоких температур (42–43 °C), снижению кислорода во вдыхаемом воздухе, голоду. Для того чтобы произошла адаптация, необходимо, чтобы воздействия были регулярными, но строго дозированными, кратковременными. в результате устойчивость к подобным воздействиям увеличивалась в несколько десятков (!) раз.

    А вот о нескольких моментах, связанных с адаптацией человека, нам хотелось бы рассказать подробнее.

    Тренировка кислородным голоданием и инфаркт

    Что такое инфаркт, знают, наверное, все. «Сердце не выдержало», - говорят обычные люди, не имеющие медицинского образования. Но что это значит? Какие физиологические процессы приводят к инфаркту?

    Инфаркт миокарда (сердечной мышцы) возникает в результате гибели части клеток сердечной мышцы при недостаточном поступлении к ним кислорода. Сжимается сосуд сердца на фоне эмоционального всплеска - сердечная мышца получает меньше крови, а значит, меньше кислорода, сердечные клетки не выдерживают, они гибнут. Сердце уже не может нормально работать - у человека сердечный приступ.

    Хоть инфаркт миокарда и чрезвычайно опасное заболевание, но все же врачи сегодня успешно справляются с этой бедой, особенно если распознать болезнь вовремя и сразу обратиться за медицинской помощью. А что делать потом, когда главная опасность миновала? Как уберечься от повторного инфаркта?

    Вопрос непростой и, главное, очень важный, поскольку риск повторного инфаркта возрастает во много раз.

    Долгое время врачи думали, что главное - обеспечить сердечной мышце комфортные условия, не допускать недостатка кислорода (гипоксии). Отсюда рекомендации - больше бывать на свежем воздухе, избегать волнений и физических нагрузок. Назначали и соответствующее лечение - препараты, расширяющие коронарные сосуды. Но все эти усилия не оправдывали ожиданий. Человека невозможно поместить под стеклянный колпак, жизнь подбрасывает сюрпризы, и количество повторных инфарктов продолжало расти.

    И вот медикам пришла в голову парадоксальная мысль: а что, если призвать на помощь силы адаптации, не избегать недостатка кислорода, а напротив, приучить человека после инфаркта к этому состоянию с помощью дозированной тренировки кислородным голоданием - гипоксической тренировки? Результаты были удивительными. у людей, прошедших такой курс реабилитации, не только снизилась чувствительность миокарда к недостаточности кислорода, но и повысились функциональные свойства сердечной мышцы, попросту говоря, сердце стало работать лучше. Ни физическая, ни эмоциональная нагрузки, которые раньше непременно привели бы к инфаркту, теперь не вызывали серьезных последствий.

    Что же произошло? Откуда взялись новые силы, резервы?

    Когда клетки живут в комфортных условиях, они привыкают к постоянному уровню и объему поступающего кислорода и теряют способность эффективно связывать и использовать кислород для получения необходимой энергии. Зачем экономить, когда добра и так хватает? Клетки как бы «ленятся» синтезировать структуры, в которых на данный момент нет особой необходимости. Поэтому при внезапном ухудшении коронарного кровообращения такие клетки не в состоянии быстро перестроиться, перейти на другой тип внутриклеточного обмена. Количество вырабатываемой энергии в клетке резко падает, и она гибнет.

    Если же периодически давать дозируемую гипоксическую нагрузку, клетки организма, и в том числе сердечная мышца, будут испытывать кислородный голод. Резкого ухудшения ситуации не происходит, потомучтонагрузкистрогодозированы, всеклеткиостаютсяполностью сохранными в функциональном отношении. Но искусственно созданные новые условия потребуют от организма адаптационной реакции. Клетки сердечной мышцы начинают учитывать этот фактор, изменяются обменные процессы, материализуются структуры антигипоксической защиты.

    Теперь внезапная неконтролируемая гипоксическая нагрузка не вызовет повреждения структур миокарда, ведь его клетки уже научены, они имеют аппарат, способный эффективно связывать и использовать кислород крови, полностью обеспечивая себя энергией даже в условиях многократного ухудшения кровотока.

    В ходе исследований была обнаружена еще одна удивительная закономерность. В некоторых случаях при использовании дозированной гипоксической тренировки полноценно восстанавливалась ранее утраченная ткань миокарда. «Что же тут удивительного?», - спросите вы. Дело в том, что это кардинально меняет наши представления о возможностях и течении восстановительных (регенераторных) процессов в организме. Раньше медики считали, что погибшие клетки миокарда во всех случаях замещаются соединительной тканью - рубцом. Теперь же оказывается, что, помещая организм в определенные условия, мы заставляем его «вырастить» новое, здоровое сердце.

    Итак, подведем итоги. Постоянный щадящий режим, отсутствие физических и эмоциональных нагрузок, насильственное расширение медицинскими препаратами коронарных артерий не только косвенно блокируют процессы адаптации клеток миокарда к гипоксическим нагрузкам, но еще больше повышают их чувствительность к недостатку кислорода. Такие люди, ориентированные только на внешнюю помощь, как правило, живут под дамокловым мечом ожидания новых инфарктов, которыераноилипоздновновьпроисходят. Такимобразом, возникает замкнутый круг - интенсивное лечение ведет к улучшению кровоснабжения сердца, но это искусственное улучшение детренирует клетки миокарда. Более перспективен путь восстановления здоровья людей, перенесших инфаркт, - использование методов дозированной нагрузки, и в частности, гипоксическая тренировка. Вообще в современной науке накоплено достаточно фактов, подтверждающих, что в экстремальных условиях возрастают защитные силы организма, начинают интенсивно работать механизмы ауторегуляции. в качестве примера приведем данные, полученные в результате экспериментов на животных. Отечественные ученые провели следующее исследование. Экспериментальным животным (крысам) вводили токсические вещества и тем самым провоцировали возникновение диабета. После развития заболевания животные проходили гипоксическую тренировку. в результате у них не только улучшались показатели крови, но и, что еще более удивительно, частично восстанавливалась утраченная ткань поджелудочной железы.

    Но еще более мощными возможностями для дозированной тренировки всего организма обладает сухое голодание. Как только прекращается поступление пищи и воды в желудочно-кишечный тракт, для организма создаются принципиально новые условия существования. Нарушается координация различных видов обмена веществ, тогда как организм адаптирован к регулярному и систематическому поступлению питательных веществ. Естественно, происходят сдвиги показателей состояния внутренней среды, возникают трудности в осуществлении клеточного обмена органов и тканей в прежнем режиме. Отсутствие внешнего поступления в организм питательных веществ, источника энергетических и пластических материалов ведет к снижению их концентрации в крови и, следовательно, к резкому уменьшению питания работающих клеток и органов.

    Первая реакция организма - возникновение стресса. Стресс в данном случае - это общая приспособительная реакция на быстро развивающиеся изменения во внутренней среде организма. Стресс - это включение резервных возможностей. Он призван помочь организму быстро приспособиться к возникшим изменениям, и тут прежде всего меняются состояние и работа регуляторных систем. Точно так же на изменение условий существования реагируют животные: так они готовятся к борьбе, активному поиску пищи, охоте, к любому физическому напряжению - в общем, к любой активности, сопряженной с опасностью травмы и другими неблагоприятными вариантами развития событий.

    В условиях дикой природы отсутствие пищи для живых организмов всегда являлось одним из самых неблагоприятных факторов. Не решишь эту проблему - погибнешь. Но способность выживания животных и человека была бы резко ограничена, если бы природа не предусмотрела замечательной возможности - временной регуляторно- приспособительной перестройки течения обменных процессов, которая в условиях временного отсутствия пищи и воды позволяет поддерживать обмен клеток за счет внутренних резервов организма.

    На первом этапе (1–2 дня) наш организм использует резервы быстрого реагирования. Однако, если человек продолжает голодать, его организм уже не может поддерживать себя за счет временной перестройки метаболических процессов, и состояние клеточного обмена продолжает ухудшаться. Отсутствие глюкозы ведет к накоплению в крови кетоновых тел, которые в увеличенной концентрации начинают играть роль эндогенных токсинов. Таким образом, ситуация для клеток продолжает ухудшаться и появляется перспектива их гибели.

    И вот здесь происходит переход организма на так называемое эндогенное питание (2-5-й день.). Организм начинает восполнять недостаток питательных веществ за счет разрушения биомолекул и за счет частичного распада органов и тканей. Звучит несколько зловеще, но на самом деле все не так страшно. в первую очередь гибнут незадействованные системы, поэтому под «топор» попадают те биоструктуры, которые не способны перестроиться. и прежде всего старые и больные клетки.

    Конечно, это упрощенное понимание процесса, но оно позволяет увидеть основные причинно-следственные изменения в организме на фоне голодания и некоторые оздоровительные эффекты данного метода.

    Кстати, при сухом голодании очищение организма от токсинов не является главным, - ведь на первом этапе их становится не меньше, а больше за счет интенсивного образования эндотоксинов, а в дальнейшем лишь устанавливается некоторое равновесие между интенсивностью их образования и выведением. Какого-либо очень существенного выведения токсинов здесь не происходит. Происходит нечто другое: принципиальное изменение условий существования заставляет организм значительно перестраивать структуры, осуществляющие обмен клеток.

    Поэтому «демонтируются» старые биомолекулы, гибнут и распадаются малоустойчивые клетки тканей (за счет них восполняется дефицит энергетических и пластических веществ). Но при этом синтезируются новые клетки, способные к выживанию в изменившихся условиях. Что это, как не омоложение организма?

    Очень важно, что создание новых биоструктур в условиях голодания осуществляется на фоне сниженного уровня эндогенной интоксикации: активность обменных процессов ниже, поступление кишечных токсинов ограничено. Поэтому качество вновь созданных биомолекул выше, они по своей структуре стабильней, системы регуляции не подвержены воздействию посторонних помех в виде эндотоксинов интенсивного обмена веществ.

    Выход из голодания рассматривается как важная составляющая всей процедуры, которая требует ясного понимания сложности этого периода, четкого соблюдения медицинских рекомендаций. и это абсолютно справедливо. Однако зачастую из поля зрения практикующих данный метод выпадает очень важное обстоятельство. Повторная перестройка клеточного метаболизма, вызванная вновь меняющимися условиями жизнедеятельности, - не возвращение к старому, а новый переход, требующий материального воплощения. Да, имеет место возвращение к частично редуцированным биоструктурам. Но это будут не прежние, а обновленные, омоложенные структуры.

    В процессе голодания выделяется два очень интересных момента - первичной и вторичной перестройки, когда системы регуляции организма вынужденно переходят на новые условия жизнеобеспечения, когда частично утилизируются старые и синтезируются новые биоструктуры, отличающиеся от старых своими качественными свойствами. в свою очередь новое качество непосредственно зависит от тех конкретных ситуационных изменений, которые вызывают сдвиги во внутренней среде организма.

    Принципиальным отличительным свойством лечебного голодания от спонтанно возникающего является его дозированность, ведь его можно прекратить в любой момент. Необычайно важно, что голодание протекает на фоне благоприятного психологического климата. Когда мы принимаем волевое решение голодать, чтобы воздействовать на кон-кретную проблему, наше сознание начинает вмешиваться в перестроечные процессы, происходящие в организме, оказывать на них регулирующее влияние. А это значит, что можно спроектировать будущую перестройку организма с образованием и синтезом новых биоструктур, обладающих полезными свойствами, то есть фактически речь идет о сознательной регуляции процессов, происходящих в организме, о сознательном усовершенствовании своего тела.

    Все это говорит об одном. Наш организм в состоянии полного комфорта и покоя слабеет, теряет свои адаптивные силы. Но в условиях изменяющейся среды, воздействующей сильными отрицательными стимулами, пробуждаются неведомые доселе способности, включаются механизмы ауторегуляции. Теперь мы начинаем понимать здоровье по-новому. Здоровый организм - не тот, который сохраняет нормальные показатели, а тот, который способен успешно адаптироваться к изменяющимся условиям, что очень актуально для наших неблагоприятных экологических условий.

    А теперь более подробно рассмотрим основные лечебные механизмы, происходящие при сухом голодании в организме человека.

    Вода - матрица жизни, основа обмена веществ, изменяя свою структуру, свои физико-химические свойства, она регулирует жизненные процессы. Без воды невозможны любые формы жизни - углеродная, кремневая и т. д. Вода крови и лимфы доставляет к клеткам и тканям все необходимые метаболиты и удаляет продукты обмена веществ. Известны и многочисленные другие механизмы водной регуляции жизненных процессов. Вода крайне необходима для существования всех живых организмов; она с древности считалась первоисточником жизни наравне с огнем, воздухом и землей. Без воды не было бы жизни на Земле. Все живое нуждается в воде, которая является одновременно и важнейшей составной частью растений и животных. Наше тело примерно на 65 % состоит из воды; у некоторых медуз ее содержание доходит даже до 99 %. Если бы вода внезапно исчезла с поверхности Земли, то она превратилась бы в мертвую пустыню. Вода необходима для нормальной деятельности всех жизненных процессов в организме: дыхания, кровообращения, пищеварения и др. Химически чистой воды в организме нет. в ней растворены многие вещества: белки, сахар, витамины, минеральные соли. Целебные свойства воды связаны с ее молекулярной структурой. и эти свойства исчезают, как только нарушается структура воды. Вода играет исключительно важную роль во всех жизненных процессах не только как составная часть клеток и тканей тела, но и как среда, в которой протекают различные физиологические превращения, связанные с жизнедеятельностью организма.

    Из книги Сверхвозможности человека автора Виктор Михайлович Кандыба

    Из книги Настройтесь на исцеление автора

    Из книги За гранью возможного автора Александр Владимирович Лихач

    Задействуем резервы дыхания Дыхательная гимнастика – целебное безлекарственное средство при астенических состояниях, вегето-сосудистой дистонии, ряде болезней желудочно-кишечного тракта, физическом и умственном переутомлении, в период выздоровления. Она также

    Из книги Биоэнергетика человека: пути повышения энергетического потенциала автора Геннадий Петрович Малахов

    Скрытые массажи внутренних органов Ввиду того что органы брюшной полости либо имеют мягкую консистенцию (почки, печень, железы внутренней секреции), либо они полые (желудок и кишечник, желчный и мочевой пузыри) – в них происходит накопление крови (депо

    Из книги Целебная система безслизистой диеты автора Арнольд Эрет

    Урок 2 Скрытые, острые и хронические болезни - больше не тайна Первый урок дал Вам понимание того, что же такое болезнь на самом деле. В дополнение к слизи и ее ядам, в системе есть другие инородные вещества, такие как мочевая кислота, токсины и т. д., и особенно лекарства. За

    Из книги Мы и наши дети автора Л. А. Никитина

    ПЕРВЫЙ ЧАС И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ЖИЗНИ (Резервы здоровья матери и ребенка, малоизвестные в педиатрии) В практике родовспоможения накопилось немало природо-несообразностей, которые ведут к нарушению естественных процессов, ослаблению матерей и младенцев и даже к ятрогенным

    Из книги Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья автора Николай Михайлович Амосов

    Резервы здоровья клетки Понятия «болезнь» и «здоровье» тесно связаны друг с другом. Казалось бы, чего проще: крепкое здоровье - значит, мало болезней, и наоборот. Однако их взаимосвязь гораздо сложнее. Измерить здоровье и болезнь трудно, границу между ними провести

    Из книги Ваш домашний доктор. Расшифровка анализов без консультации врача автора Д. В. Нестерова

    Мазок на скрытые инфекции Такой анализ позволяет выявить ЗППП, которые невозможно определить при исследовании мазка на флору. Для анализа используют метод ПЦР (полимеразная цепная реакция), при котором возбудителя инфекции определяют по его ДНК.Нормальным показателем

    Из книги Болезнь Альцгеймера: диагностика, лечение, уход автора Аркадий Кальманович Эйзлер

    Резервы возраста «Некоторые ученые, - сообщал американский журнал «Cosmopolitan» в ноябре 201 I года, - считают, что минимальный запас прочности каждого из нас равен 200 годам. Причем имеется в виду не болезненное и немощное существование, а способность как можно дольше жить

    Из книги Вернем утраченное здоровье. Натуропатия. Рецепты, методики и советы народной медицины автора Ирина Ивановна Чудаева

    Включайте резервы здоровья Вот правила, выработанные сотрудниками нашего Института, которые рекомендуется соблюдать человеку, чтобы сохранить молодость, жить радостно и счастливо и тем самым предупреждать те или иные заболевания.1. Развивайте и поддерживайте в семье, с

    Из книги Мозг против лишнего веса автора Дэниел Амен

    Скрытые пищевые аллергии тоже могут быть провокаторами набора веса Например, знаете ли вы, что аллергия на пшеничный глютен или молочный казеин может уменьшить приток крови к мозгу и ухудшить способность к суждениям? В главе 6 я расскажу об элиминационной диете,

    Из книги Фитокосметика: Рецепты, дарующие молодость, здоровье и красоту автора Юрий Александрович Захаров

    Резервы психики - резервы вашей привлекательности Думаю, немногие знают, что наш возраст, здоровье, внешние данные во многом зависят не только от физических составляющих нашего образа жизни, но и от такого важного фактора, как психика. Это утверждение не голословно. На

    Из книги Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней автора Борис Павлович Никитин

    3 ПЕРВЫЙ ЧАС И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ЖИЗНИ (резервы здоровья матери и ребенка, мало используемые в педиатрии) Мать и ребенок - единое целое, единая система, вырабатывающая счастье для всех. Пенелопа Лич Со временем у нас собралось довольно много разнообразной информации о

    Из книги Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти автора Нил Барнард

    Скрытые проблемы со здоровьем Если у вас проблемы с памятью, то стоит обсудить со своим врачом возможность наличия у вас скрытых заболеваний. Вот некоторые самые распространенные из

    Из книги 10 шагов к успеху автора Ниши Кацудзо

    Шаг 10 Скрытые силы человека В каждом человеке заложены скрытые силы, которые он по разным причинам не использует. Если человек научится пользоваться этими дополнительными возможностями, то добиться процветания он сможет быстрее и легче. Десятый шаг программы

    Из книги Краткий гид по долгой жизни автора Дэвид Агус

    59. «Шпильки» и другие скрытые источники воспаления Воспаление - это нормальный, но иногда слишком активный биологический процесс ответа на вредное воздействие. Исходно оно нужно для начала выздоровления, но если воспаление становится хроническим из-за хронической

    А что у вас сейчас в кармане или сумочке лежит вместе с авторучкой? Конечно, таблетки «от головы», «от живота», от кашля или плохого настроения. Где-то мелькнула цифра, что в США ежегодно продается 6500 тонн аспирина, миллиард снотворных таблеток ноксирон. Думаете, у нас иначе?

    Теперь каждый человек, сообразно собственным представлениям, имеет возможность регулировать состояние своего здоровья без участия врачей. Мы лечим грипп антибиотиками, насморк - пенициллином, не понимая, что отравляем сами себя, вызывая тяжелые осложнения. Химический лекарственный препарат, попадая в организм, вызывает перестройку многих органов. Спасительная для одних таблетка оказывается иной раз весьма зловредной для других. Мало кто задумывается о том, что прием любых лекарств вызывает побочные явления. Кольнуло в боку, не спится, плохой аппетит, голова заболела - вот бесконечные поводы проглотить таблетку. И мы тем самым подвергаем себя большей опасности, чем не предпринимая никаких шагов.

    Так, аспирин при язве желудка может вызвать кровотечение. От регулярно принимаемого парацетамола «садится» печень и страдают почки. А анальгин содержит вещество, неблагоприятно воздействующее на кровь. Но главное - эти препараты никого и ни от чего не вылечивают, а лишь снимают болевые синдромы.

    Граница между употреблением и злоупотреблением очень тонка. Поэтому медики давно бьют тревогу по поводу лекарственной болезни. Но если речь не идет о жизни и смерти, когда приходится идти на уничтожение не только больных, но и здоровых клеток (например, в онкологии), то стоит ли сознательно ухудшать свое здоровье?

    МИЛЛИОНЫ лет наш организм совершенствовал защитный механизм против микробов и химических веществ. Этот механизм поразительно эффективен, поскольку нам удалось выжить при самых страшных эпидемиях.

    Целительная сила, которой наделила людей природа, контролирует функции всех органов без нашего сознательного участия в процессе. Эта сила заставляет сердце биться, кровь циркулировать, глаза видеть и т. д., она обновляет заболевшие клетки и очищает тело от вредных веществ.

    Возможности живого организма к саморегуляции и самовосстановлению издавна привлекают внимание ученых. Германский доктор медицины Ханнес Линдеман в одиночку переплыл Атлантический океан в надувной резиновой лодке, чтобы доказать силу аутогенной тренировки. Опираясь только на собственные силы, на умение воздействовать на функции организма через психику и самовнушение, тысячи его последователей избавились от мучивших их недомоганий без врачей и медикаментов.

    Полновластным хозяином своего тела позволяет стать и йога, методы которой направлены на достижение гармоничной совокупности физического, умственного и духовного начал. Дыхательная гимнастика, различные формы медитации и рефлексотерапии, акупрессура, металло-, магнито-, электротерапии, всевозможные виды массажа - все они эксплуатируют одни и те же резервы человеческого организма. И сколь ни отличны методы, направленность одна - разбудить дремлющие в человеке подспудные силы.

    В 1964 г. вышла книга канадского нейрофизиолога У. Пенфилда о жизни Гиппократа. Оказывается, еще отец медицины применял физические упражнения при таких недугах, как истерия и «священная болезнь» эпилепсия. Возможности больного купировать, а иногда не только облегчать, но и предотвращать приступы эпилепсии волевым усилием и стремительным бегом не раз отмечались в современной клинической практике терапии с использованием условных рефлексов по И. П. Павлову.

    Дыхание для похудения

    А ВОТ пример из другой области. В конце ХХ века тренер по дыхательной гимнастике Пэм Гроут показала, как с помощью «13 энергетических коктейлей» - эффективных дыхательных упражнений, которые доступны каждому практически всюду (за рабочим столом, в автомобиле, в очереди, у телевизора), можно сбросить лишние килограммы. Ключ к похудению без сложных ограничений в еде заложен в технике правильного дыхания.

    Овладеть методами саморегуляции своего организма, несмотря на многовековой опыт применения и длительность обучения, до сих пор удается все же немногим.

    Мне, как и многим моим современникам, пришлось пережить «кризис середины жизни», когда рушится

    Сущность физиологических и психологических ресурсов и резервов организма человека;

    Влияние стрессов на здоровье человека.

    Сущность физиологических и психологических ресурсов и резервов

    Чтобы ответить на вопрос о том, что такое физиологические и психологические резервы организма, прежде всего, следует вникнуть в разницу между понятиями "резервы" и "ресурсы".

    Под "ресурсами" подразумевается размер источников, из которых могут быть извлечены или по­лучены вещества или силы, необходимые для существования чего-то, в том числе для существо­вания живой материи и различных ее форм вплоть до человека с биосоциальными особенностями его природы. Под понятием "резервы" подразумевается запас веществ или сил, которые тем или иным способом сберегаются организмом от их расходования до момента, когда они будут необхо­димы и могут быть использованы добавочно. В БСЭ понятие "резерв" определяется так: "Резерв (фр. reserve от лат. reservo - оберегаю, сохраняю):

    1) запас чего-либо на случай надобности;

    2) источник, откуда черпаются необходимые новые материалы, силы".

    Таким образом, в понятие "использование резервов", в том числе физиологических и пси­хических, входит и знание размеров вещественных и иных ресурсов и представление о размерах их расходования.

    Учение о физиологических и психических резервах организма пережило несколько эта­пов. На первом этапе под физиологическими резервами понимались запасы преимущественно раз­личных веществ, участвующих в обменных процессах в организме.

    Позднее при изучении физиологических резервов, преобладающее внимание уделялось именно этим механизмам управления расходом "веществ и сил", в зависимости от чего рассматри­вался "запас прочности" организма человека в его взаимодействии со средой.

    Как уже указывалось, физиологические и психологические резервы организма, так же, как и любые другие зависят, с одной стороны, от максимального уровня величин, характеризующих ресурсы "веществ или сил", и, с дугой, от уровня их расходования в обычных или экстремальных условиях. Для того чтобы количественно оценить резерв той или иной функции организма, необ­ходимо определить предельный, т.е. максимальный уровень активности той или другой системы и величину расхода "веществ и сил" в обычных условиях функционирования этой системы в орга­низме. Возможно ли это в настоящее время? Не все физиологические и психические системы, осуществляющие различные функции нашего тела, достаточно подробно изучены для того, чтобы можно было располагать соответствующей информацией. Так, мы еще очень мало знаем о функ­циях очень важной физиологической системы - системы иммунной защиты организма человека. Недостаточно изучены и некоторые функции, определяющие поведение человека в среде его оби­тания, особенно в условиях ЧС. Однако ученым удалось получить такие данные для совместно функционирующих физиологических механизмов, обеспечивающих мышечную деятельность ор­ганизма человека (система крови, кровообращение, дыхание) и наметить пути для разработки ме­тодов аналогичной оценки резервов этих механизмов, способных обеспечивать прием и перера­ботку информационных сигналов (оптических, звуковых и других), поступающих в организм из окружающей внешней среды.

    В настоящее время для оценки способности организма человека к осуществлению мы­шечной деятельности за счет предельной мобилизации источников окислительного энергообразо­вания получил широкое распространение метод определения так называемой аэробной работоспо­собности. О ней можно судить по величине максимально возможного поглощения организмом ки­слорода, необходимого для выполнения самой напряженной мышечной деятельности, на которую способен организм исследуемого человека.

    По такому же принципу отдельно определяется максимальная производительность сер­дечно-сосудистой системы. Для таких определений используют или основной показатель ее про­изводительности, т.е. объем крови, выбрасываемой сердцем в 1 мин., или косвенный показатель, каким является частота пульса. Максимальный минутный объем крови или максимальная частота пульса при самой напряженной мышечной деятельности наряду с минутным объемом крови и средним числом ударов пульса в 1 мин. в повседневных условиях активности дают представление о величине резерва кровообращения как важнейшей функции организма.

    Таким образом, предложенный для измерения физиологических резервов организма принцип может быть успешно использован для количественной характеристики резервов функ­циональных систем организма.

    Учеными были предложены для практического использования три метода учета повсе­дневной физической активности различных возрастных групп.

    1. Метод приближенного учета, основанный на регистрации ответов исследуемых лю­дей на вопросы, содержащиеся в специальных опросных листах, в которых перечислены некото­рые наиболее распространенные виды физической активности: все виды сидячей работы, ходьба, работа на земельном участке, по дому, включая ремонтные работы, участие в спортивных меро­приятиях. Исследуемому предлагалось ответить на вопрос, осуществлял ли он, став взрослым, пе­речисленные виды занятий и в какой мере был активен по своим субъективным впечатлениям в каждом виде. Для оценки прелагалось пользоваться только пятью степенями активности (очень активный, более или менее активный, активность средней степени, мало активен, совершенно не активен).

    2. Метод учета на основании ведения "дневников". С этой целью предлагается отме­чать на специальном бланке время осуществления различных видов физической активности наи­более часто встречающихся в повседневной жизни человека и обозначенной каждая одной из букв алфавита, например: С - сидеть, Х - ходить, Б - бегать, О - одеваться, З - делать зарядку, Ф - за­ниматься физкультурой, Ч - читать, Т - смотреть телевизор и т.д. На основании таких суточных записей можно подсчитать время в минутах, истраченное исследуемым на каждый вид активно­сти. Используя одну из таблиц, подобных табл. 1 и 2, и основываясь на собственных наблюдени­ях, можно вычислить умножением энергетической стоимости за каждую минуту активности на число минут, в течение которых эта активность имела место, количество энергии, израсходован­ной в сутки на этот вид активности, и выразить ее в количестве потребленного кислорода или в калориях. Суммировав затем все полученные величины частных энергозатрат на разные виды дея­тельности, включив в полученную сумму эти затраты в течение сна, когда они минимальны, и раз­делив полученную сумму на 1440 мин. (столько минут в сутках), можно получить представление о средней величине энергозатрат организма или количестве потребления кислорода у исследуемого на протяжении суток.

    3. По третьему методу учета у каждого исследуемого непосредственно регистриру­ются некоторые показатели активности, например, частота пульса, так как она приблизительно соответствует уровню физического напряжения и его энергетической стоимости. Данные таких "пульсотахометрических" исследований предлагается перевести в килокалории энергозатрат или в количество потребляемого кислорода и так же, как и во втором методе учета, получить представ­ление о средней величине на протяжении суток.

    Принцип определения физиологических резервов будет применен в решении задач оценки состояния физиологических механизмов, благодаря которым получается и перерабатывается ин­формация, содержащаяся в сигналах различной степени сложности, поступающих в центральную нервную систему через анализаторные системы. Следует полагать, что овладение такими метода­ми в будущем позволит определять и предельные значения работоспособности и те уровни ис­пользования этой работоспособности, которыми сопровождается повседневная трудовая и вне-производственная активность представителей соответствующих профессий.

    Наиболее же важное значение, имеет то, что благодаря применению методов оценки величины физиологических резервов удается установить роль и механизм действия основных факторов, влияющих на величины физиологических резервов организма. Было установлено, что эти факторы воздействуют на них, с одной стороны, путем влияния на предельные физиологические возможно­сти, увеличивая или уменьшая их, а с другой - на эффективность использования этих возможно­стей в повседневной производственной и внепроизводственной деятельности, увеличивая или уменьшая степень эффективности.

    При этом следует иметь в виду, что современный подход к понятию резервов организма опирается на представление о "запасах веществ и сил" с преимущественным, однако, вниманием к тем физиологическим механизмам, которые обеспечивают использование этих резервов в реакци­ях на требования, предъявляемые организму "природной и специально социальной средой" (И.П. Павлов).

    Влияние стрессов на здоровье человека Г. Селье выделил в стрессе 3 фазы.

    Первая - стадия тревоги. Эта фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса организм справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У боль­шинства людей к концу этой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем:

    Кровь сгущается;

    Происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия;

    Отмечается увеличение печени или селезенки и т.д.

    Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптаци­онных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления).

    Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирования, все как будто бы налажива­ется.

    Однако, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза - истощение.


    На второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональный резерв, включает механизмы структурной перестройки. Когда их уже не хватает, появляется истощение. Таблица представляет классификацию степеней переутомления с указанием наиболее характерных сим­птомов.

    Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительных возможностей че­ловека, т.к. в этих случаях могут возникнуть ухудшения самочувствия и заболевания соматиче­ские и невротические. Почему это происходит? Разные люди реагируют по разному. У одних ре­акция активнее - при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела ("стресс льва"), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сра­зу ("стресс кролика").

    Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стресса заболеваниями.

    Обобщение клинических материалов привело врачей к выводу о том, что широкий круг воздействий приводящих к стрессу, вызывает у людей по преимуществу гипертоническую и яз­венную болезни, некоторые формы сосудистой патологии (инфаркт, инсульт, стенокардия, сер­дечная аритмия и т.д.).

    Психологи и психиатры установили зависимость между телесными соматическими забо­леваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в ко­тором он живет и работает. Если человек стремиться занять в коллективе место, не соответствую­щее его реальным возможностям, то есть обладает завышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные за­болевания гораздо чаще встречаются у людей с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближнему окружению.

    Установлено, что к гипертонии может приводить недооценка личности окружающими. Если личность подавляют, игнорируют, то у нее развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее ежедневно "проглатывать обиду" (эти данные позво­ляют, например, понять, почему среди темнокожего населения США количество гипертоников в три раза больше, чем среди белых).

    Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким характерным особенностям как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью). Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся. При неблагоприятной ситуации или заболевании они нередко порывают все общественные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущение; не только сокращают количество контактов, но и делают их более по­верхностными, поскольку им свойственная повышенная чувствительность к словесным раздражи­телям (особенно к порицаниям) уклонение от острых конфликтных ситуаций и от таких эмоцио­нальных факторов, как нехватка времени элементы, соревнования.

    Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышен­ная исполнительность и обостренное чувство долга. Им свойственна пониженная самооценка, со­провождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, и в тоже время завышенная требовательность к себе, мнительность. Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к актив­ному преодолению трудностей, в сочетании с сильной внутренней тревогой.

    Степень органических поражений при стрессе определяется обобщенной оценкой обстоя­тельств, а она, в свою очередь, тесно связана с мерой ответственности человека за порученное ему дело. Признаки эмоционального напряжения, обнаруживающиеся в ответственных ситуациях, особенно усиливаются в тех случаях, когда отсутствует физическая нагрузка.

    Психические напряжения, неудачи, страх, срывы, чувство опасности, являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают, кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального напряжения -неврозы.

    Неврозы возникают при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека.

    Свойственная страдающему неврозом подчеркнутая эмоциональность может привести к "бегству в болезнь", заменяющему разрешение конфликта. Уход в болезнь удобен в том смысле, что избавляет человека от необходимости принимать решения, переключая внимание на заботу о своем здоровье и снижая тем самым не время актуальность травмирующей ситуации. Человек не отдает себе отчета, в том, что после выздоровления он вновь окажется перед необходимостью включиться в тягостную ситуацию и справиться с ней. Неудивительно поэтому, что больные нев­розом могут подсознательно препятствовать собственному выздоровлению.

    Самое трудное для человека - принять решения, но пока это не сделано, у него сохраняет­ся стойкое эмоциональное напряжение. Поэтому одним из важнейших средств помощи становится доведение до сознания человека реальной связи между его физическими страданиями и разреше­нием конфликта.

    Для одних людей характерна активная реакция на стресс, для других - тормозная.

    При активной реакции мыслительные процессы могут измениться в сторону схематиза­ции, обобщения ситуации с выделением главных аспектов приложения усилий.

    Сверхактивная, импульсивная реакция, порождая суетливость, и неоправданную спешку приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятель­ности.

    Тормозная реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, повыше­нию инерционности при выработке новых навыков или при переучивании.

    Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухудшению способности его переключения и распределения, тем самым оно ограничивает восприятие полного объема значимой информации. Наблюдаются сдвиги световой чувствительности при чрезмерном возбуждении, повышается чувствительность к красному цвету и понижается к синему.

    Не только недостаток информации ведет к эмоциональному перенапряжению, которое неблагоприятно сказывается на эффективности труда и состоянии здоровья человека. Полная ин­формированность, стереотипность ситуации, порождая чрезмерный автоматизм, привычность, мо­нотонность, устраняя эмоции вообще, становится утомительной для человека, снижает продук­тивность его деятельности.

    Следует иметь в виду, что любимая работа не вызывает быстрого утомления и реже при­водит к переутомлению.



    Рассказать друзьям