Какие бывают феномены в психологии. Психические феномены

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психическое отражение имеет свои особенности: во-первых, это не мертвое, зеркальное однонаправленное отражение, а сложный, постоянно изменяющийся процесс, в котором любые внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека; во-вторых, оно основано на материальных нейрофизиологических процессах и является результатом высшей нервной деятельности; в-третьих, это всегда правильное, верное отражение действительности.

Особо при изучении темы следует обратить внимание на тот факт, что психика является результатом развития живой материи, которая возникла на определенной ступени развития живых организмов и прошла несколько стадий развития. Высшая стадия развития психики - сознание человека.

К существенным признакам (особенностям) сознания относятся следующие:

Отражение действительности через совокупность знаний, т.е. через обобщенный общечеловеческий опыт.

Предвидение событий, осознание цели деятельности, т.е. предвосхищение будущего результата деятельности, его психическое моделирование.

Обобщенное отражение существенных , закономерных связей действительности.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

Самосознание как система индивидуализированных ценностных ориентаций.

При формировании сознания человек реализует свое отношение:

¾ К материальному миру вещей и явлений;

¾ К другим людям, членам его общества;

¾ К самому себе как личности и члену общества.

Одной из форм сознания является правосознание. В широком смысле слова под правосознанием понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. Правосознание подразделяется на общественное, групповое, индивидуальное. Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Особенно следует уделить внимание дефектам правосознания – негативному отношению к праву, и формированию правового поведения.

В целом, знание закономерностей психики позволяет сотруднику ОВД более эффективно организовать свою деятельность, правильно построить взаимоотношения с другими людьми, уяснить причины нарушений норм во взаимоотношениях. Психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Правовое регулирование является формой социальной регуляции.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Основные психологические феномены существуют в форме процессов, состояний и качеств, каждое из которых может быть индивидуальным и групповым, внутренним (психическим) и внешним (поведенческим).

Психическими явлениями, обеспечивающими первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности являются психические процессы. Их принято подразделять на: познавательные, эмоциональные и волевые.

При изучении познавательных процессов необходимо придерживаться следующей схемы:

1) сущность данного познавательного процесса, его определение;

2) физиологические механизмы познавательного процесса;

3) виды (классификация) того или иного познавательного процесса;

4) закономерности данного познавательного процесса и их проявление в деятельности сотрудников ОВД.

Ощущение является начальным познавательным процессом. Оно дает человеку знание об отдельных качествах предметов. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Физиологической основой для ощущений являются органы чувств (анализаторы - каналы связи с внешней и внутренней средой). Каждый орган чувств (анализатор) имеет кольцевой механизм и специализируется на приеме и переработке различных воздействий.

Классификация ощущений . Все ощущения делятся на 3 основные группы:

1) ощущения свойств предметов и явлений, находящихся вне нас: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные;

2) ощущения движения, положения частей нашего тела;

3) ощущение состояния внутренних органов - органические ощущения.

Важным является вопрос о психофизиологических закономерностях ощущений. К ним относятся: пороги ощущений (нижний, верхний и средний, или дифференциальный), адаптация, сенсибилизация, контраст ощущений, синестезия. Необходимо усвоить сущность этих закономерностей. Изучая различные стороны чувственного этапа познания, необходимо установить их отношение к отдельным аспектам деятельности сотрудников ОВД.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в целостном виде. Образы восприятия построены на основе различных ощущений, однако не сводятся к их простой сумме. Восприятие связано с пониманием и осмысливанием образа, со словесным обозначением окружающих предметов. Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов.

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепторов на зрительные, слуховые, осязательные. Могут быть сложными и комплексными (зрительно-слуховые, двигательно-зрительные и т.п.). К сложным видам относятся также восприятия пространства и времени.

В зависимости от участия воли в процессе восприятия последнее делится на непроизвольное и произвольное. Преднамеренное планомерное, специально организованное восприятие называется наблюдением; эффективность его зависит от четкости цели, анализа и обобщения наблюдаемых явлений.

Общими закономерностями восприятия являются следующие:

1) константность; 2) избирательная направленность; 3) предметность; 4) осмысленность и обобщенность; 5) целостность.

Курсантам необходимо уяснить сущность этих закономерностей и реализацию их в деятельности сотрудников ОВД.

Внимание - необходимое условие эффективности всех видов деятельности. Это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности. В зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное (перцептивное: зрительное и слуховое), интеллектуальное, моторное (двигательное).

Выделяют два основных вида внимания:

1. Непроизвольное внимание (НВ) возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, их новизна. НВ вызывают раздражители, соответствующие потребностям. НВ связано с общей направленностью личности (например, новую театральную афишу заметит человек, интересующийся театром). Основная функция - быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

2.Произвольное внимание (ПВ) сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Развивается на основе НВ, и как высший вид внимания сложился в процессе труда. Основная функция - активное регулирование протекания психических процессов.

Дополнительно в психологию было введено понятие «послепроизвольное внимание» - когда в целенаправленной деятельности для личности значимыми и интересными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат. Деятельность захватывает, и человеку не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Оно характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, плодотворной умственной деятельностью, плодотворной умственной деятельностью.

Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прежнего опыта. Тесно связана с восприятием и мышлением. Следы от событий и других раздражителей могут запечатлеваться на короткий срок - кратковременная память, на длительный срок - долговременная память. С точки зрения учения И.П. Павлова, нейрофизиологической основой памяти служит образование временных нервных связей в коре головного мозга.

Различают две формы памяти - произвольную и непроизвольную (объем произвольной памяти - 7±2) - и процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Виды памяти подразделяют на образную и логическую. Образная память в зависимости от модальности анализатора может быть зрительной, слуховой и двигательной. Известна также эмоциональная память - сохранение и воспроизведение пережитых человеком чувств. Важно обсудить феномен эйдетической памяти.

Закономерности памяти (условия успешного запоминания): значимость события, новизна, эмоциональная окраска, соответствие потребностям человека; влияние новой информации и фактора реминисценции.

Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т. е. в том, что запоминается.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость определяется числом повторений, необходимых для запоминания. Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Готовность памяти выражается в том, насколько может человек легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему нужно. Эти различия связаны с особенностями типов ВНД, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения, а также изменяются под влиянием условий жизни и воспитания.

Знание и понимание закономерностей памяти помогает правильнее организовать служебную деятельность. Эти закономерности учитываются при допросах, опросах граждан, когда сотруднику крайне важно получить полную и достоверную информацию.

Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность требует от человека решить какую-либо задачу. Сотруднику ОВД постоянно приходится разрешать различные задачи. Следовательно, знание особенностей мыслительной деятельности поможет правильно организовать служебную деятельность. Для этого в процессе изучения темы необходимо усвоить сущность мышления как опосредствованного процесса, уяснить классификацию явлений мышления - мыслительные операции; формы мышления при решении задач; виды мышления - общие закономерности и индивидуальные особенности мышления. Два основных его параметра: опосредованность и обобщенность. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное (теоретическое)

Мышление имеет проблемный характер, т.к. всегда направлено на разрешение какой-либо проблемы, при этом непрерывно взаимодействует анализ и синтез, используются имеющиеся обобщения и устанавливаются новые взаимосвязи. На этой основе человек прогнозирует развитие событий, строит гипотезы. Мышление формирует интеллект человека. Интеллект – это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.

Мышление связано с языком и речью. В этом - отличие психики человека от психики животного. У животных мышление всегда наглядно - действенное. Только с появлением слова становится возможным отвлечь от познаваемого объекта какое - либо свойство и закрепить это понятие в слове. Мысль отражает в слове материальную оболочку.

Всякая мысль возникает и развивается в связи с речью. Чем глубже продумана мысль, тем четче она выражается в слове и наоборот. Формируя размышления вслух, человек формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое рассуждение (сопоставление мыслей, возникающих в процессе мышления).

Речь - процесс использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно - исторического опыта или установления коммуникации или планирования своих действий.

Речь может быть: монологической, диалогической, внутренняя, письменная.

Функции речи: речь имеет полифункциональный характер, т.е. выступает в различных деятельностях:

1. Коммуникативная функция (слово - средство общения);

2. Индикативная (слово - средство указания на предмет);

3. Интеллектуальная (слово - носитель обобщения, понятия). Все эти функции речи внутренне связаны друг с другом.

Достаточно тесно мышление связано с воображением: чем меньше имеется данных, тем быстрее к работе мышления подключается воображение. Сущность процесса воображения составляет – процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Формы воображения:

Агглютинация – предполагает склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

Гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещение.

Заострение, подчеркивание каких-либо признаков,

Схематизация – если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Физиологическая основа воображения: процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер – здесь идет преобразование представлений, обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Это связано с действием коры больших полушарий и гипоталамо-лимбической системы.

Виды воображения:

Активное воображение – пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Может быть творческим и воссоздающим.

Пассивное воображение – создание образов, которые не воплощаются и зачастую не могут быть осуществленными. Грезы – образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь – обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Функции воображения:

Представление действительности в образах, иметь возможность пользоваться мим, решая задачи.

Регулирование эмоциональных состояний, снятие напряженности.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Все в нашем мире действует по определенным правилам. Психология не исключение. Как наука, она помогает ответить на вопрос: «Почему люди иногда ведут себя именно так?» Шесть психологических эффектов помогут разобраться в причинно-следственных связях человеческого поведения. Более того, знание этих феноменов позволит отслеживать и контролировать собственное поведение.

Эффект свидетеля. Психологический феномен группы

На самом деле, этот эффект (Bystander effect, bystander apathy) показан в образе доброго самаритянина. Ученые называют его – «диффузия ответственности». Например, обычный прохожий оказался в затруднительном положении, которое требует помощи. Как показывает исследование, у него будут выше шансы получить помощь, если свидетелем стал один человек, и соответственно ниже вероятность, если было несколько свидетелей.

В ходе исследования, ученые имитировали событие, в котором старшеклассники затрагивали и собирались избить моложе себя «очкарика и ботана» в школьном гардеробе, перед другими школьниками. 86% из тех, кто наблюдал за этим один, вмешались и вступились за жертву. Однако, если за этой же ситуацией наблюдали двое подростков, то шансы на помощь и покровительство падали до уровня 64%. Когда исследователи увеличили количество наблюдателей до четырех, то шансы падали до 30%.

Однако этот эффект можно немного смягчить . Если вам не повезло попасть в критическую ситуацию, и вы нуждаетесь в помощи, то просите о помощи не общественность, а обращайтесь более персонально и конкретно. Вместо «Помогите!» Лучше обращаться «Женщина в черном платье, вызовите скорую!»

Эффект Пигмалиона. (Розенталя) (Pygmalion effect, Rosenthal effect)

Популярность этот психологический феномен получил благодаря Роберту Розенталю, в честь которого назван. Исследователь тестировал IQ школьников в школах, и специально предоставлял ложную информацию о результатах учеников. Детям с высокими результатами приписывали средние показатели. А те, у кого был средний результат, то им приписывали лучшие результаты IQ-тестирования. Что же произошло потом? Те школьники, которых представили учителям, как более одаренных и умных, действительно стали успешнее и старательнее учиться. Так получалось потому, что планы и предположения преподавателей от конкретных учеников, было выше, чем от других. Определенное давление со стороны преподавателей и заставляло «средненьких» учиться. Это исследование можно сформировать одной лентой – ваши предположения и планы на человека или событие формируют вашу реальность и мысли.

Эксперимент проводился в сфере образования, однако выводы вполне можно применять в иных сферах. Итак, если вы желаете достичь определенных высот, то лучше ставить заранее завышенные мишени и оценивать свою возможность выполнения этих целей гораздо выше реального положения дел. Также, ученые заметили еще одну закономерность. Лидеры, которые ставят для своих команд высокие планки в работе, достигают большего, нежели руководители, которые ставят вполне достижимые цели.

Эффект полного провала. (Pratfall effect)

Если вы показали аудитории, что вы не идеальны, большая вероятность того, что ваша аудитория будет видеть вас в более приятном свете. Когда нам нужно поразить своего собеседника и вызвать у него положительное отношение к вам, то мы стараемся показать преимущества, а не недостатки. Оказывается, гораздо эффективнее будет другая стратегия. Стоит показать свою уязвимость и слабость, ведь по исследованиям, именно это и стимулирует эмпатию со стороны других людей. Например, если профессор, который выступает на конференции, будет больше волноваться, то ему начнут доверят быстрее, чем тому лектору, который будет говорить уверенно. То есть, делать ошибки перед аудиторией – нормально, и из этого можно извлечь выгоду для себя в виде позитивного отношения.

Эффект фокусировки. (The focus effect)

Люди склонны переоценивать свойства и качества вещей (явлений), о которых они думают. Кардинальная ли разница в ощущении счастья между человеком, который получает за работу 10 тыс. долларов в год, или человеком, который зарабатывает 4 тыс. гривен в месяц? На самом деле, разница есть, но она довольно скудна. Будете ли вы счастливы, если переедете жить на берег моря или океана, в двухэтажный домик? Вряд ли. Так, жители Флориды, несмотря на 10 солнечных месяцев в году, не намного счастливее жителей Чикаго или Нью-Йорка.

Достаточно широко эффект фокусировки используют маркетологи. Они пытаются убедить человека, что определенная покупка сделает его счастливым и радостным, что весьма маловероятно в долгосрочной перспективе.

Эффект прожектора. (Spotlight effect)

Большинство людей, когда идут по улице, обычно заняты размышлениями. О семье, работе, кредите, о детях, интересной книге, планах на будущее. И когда мыслительный процесс занят мыслями, то люди не всегда обращают внимание на окружающих.

На самом деле, прохожим откровенно плевать, насколько выглаженная ваша рубашка, правильно ли вы одели галстук, когда вы собираетесь в университет или на работу . Подавляющее их большинство даже не заметят недостаток в вашей внешности, ведь будут заняты собственными мыслями, которые для них значительно интереснее. В центре внимания, под условным прожектором, вы находитесь реже, чем об этом думаете. Именно поэтому перестаньте беспокоиться о таких «пустых» атрибутах человеческой жизни, ведь окружающие заняты больше собственными проблемами, чем вашим новым смартфоном, который вы пытаетесь «засветить» перед другими.

Психологические феномены принятия решений : парадокс выбора. (The paradox of choice)

Как показывает исследование Марка Леппера и Шина Айсенгара, чем более разнообразный выбор, тем меньше уровень удовлетворения от нашего решения. В рамках исследования ученые предлагали группе посетителей в гипермаркете, бесплатно взять 1 из 6 видов повидла. Другим предложили выбрать между 24 банками. Выводы эксперимента продемонстрировали, что 32% испытуемых, которые делали выбор из 6 банок, были вполне удовлетворены решением. А вот из тех, кто выбирал один вид из 24, были довольны выбором только в 3%. Эффект был обнаружен Барри Шварцем. Чтобы избежать действия парадокса выбора, исследователь рекомендует ограничивать в своих мыслях количество вероятных выборов, к которым можно склониться.

Вот эти шесть психологических феноменов позволят вам проще находить причинно-следственные связи в поведении ваших друзей, коллег и окружающих. И не забывайте примерить эти эффекты на себя. Чаще спрашивайте у самого себя: «Я действительно привлекаю много внимания прохожих или это работает эффект прожектора?»

В практике эмпирической психотерапии необходимо учитывать наличие сложных психических феноменов, направляющих жизнь человека, поскольку в ней создаются условия для их проявления. Ниже кратко рассмотрены некоторые из этих феноменов.

Чувственные комплексы

Предваряя разговор о чувственных комплексах, я сделаю краткий, поверхностный обзор того, что мы на сегодня знаем о чувстве вообще. Несколько тысяч лет назад (а, возможно, и много раньше) восточная философская мысль выделила у человека шесть «органов чувств»: зрение, слух, обоняние, осязание, касание и мышление. Деятельность каждого из них сопряжена с переживанием какого-то чувства, которое в свою очередь есть результат активности определённых отделов головного мозга. Однако как «органы чувств», так и соответствующие им отделы головного мозга - это лишь передаточные звенья в цепи, приводящей нас к переживанию того или иного чувства. А что собой представляет основа, позволяющая нам переживать чувства, - мы до сих пор не знаем. Не без оснований, на основании научных и «не научных» данных, мы полагаем, что эта основа теснейшим образом связана с психикой, если вообще не является единым целым с ней. Но это понимание, ни на шаг не приближает нас к истинному знанию природы чувств, а лишь «добавляет тумана», поскольку о природе психики мы знаем весьма мало. И соотвественно есть много вопросов, на которые мы до сих пор не имеем ответов. Среди них: имеет ли эта основа представительство в каждом «органе чувств»/соответствующем ему отделе головного мозга, или лишь некую связь с каждым из них, или и то и другое вместе? Практические наблюдения убеждают нас в том, что переживание какого-то чувства может быть не только следствием деятельности какого-то «органа чувств», но и следствием непосредственной деятельности той основы, что даёт нам возможность переживать чувство. В последнем случае «органы чувств»/соответствующие им отделы головного мозга функционируют следующими способами:

  • - или так, словно в воспринимаемом окружении есть причины, вызывающие появление соответствующие чувства, хотя таковых причин нет;
  • - или из всего спектра сигналов окружающего мира они реагируют только на те, которые соответствуют переживанию заданного чувства;
  • - или интерпретируют любые внешние сигналы как соответствующие заданному переживаемому чувству;
  • - или используют различные комбинации выше указанных возможностей функционирования.

Есть ещё один вариант деятельности основы, порождающей чувства: появление отсутствия способности чувствовать, при - анатомически и физиологически, - сохранных «органах чувств» и соответствующих им отделов головного мозга.

Изложенное выше и практический опыт позволяют полагать, что «органы чувств» и соответствующие им отделы головного мозга в своей деятельности вообще не имеют автономности.

На этом я завершу обзор и перейду непосредственно к разговору о чувственных комплексах.

Жизнь человека - это переживание разнообразных чувств. Надо отметить, что чувство - это нечто имеющее жизнь гораздо более долгую, чем жизнь человека, и оно лишь временно связано с тем, что есть человек. Пи этом чувство, испытываемое человеком может быть очень интенсивным но, это далеко не вся та интенсивность, на которую оно способно. В различных мировых учениях отмечается, что пока человек жив чувства ограничены в своём проявлении и наоборот - проявляются безгранично после его смерти. Возможно, это имеется в виду, когда человека предупреждают о том, что его ненависть, или любовь будет с тем, что останется после его физической смерти.

В силу определённых причин, в момент возникновения чувства полного его проявления не происходит. Оно преобразуется в то, что К.Г. Юнг назвал - чувственный комплекс, который вытесняется из сознания в сферу личного бессознательного.

Чувственный комплекс - весьма энергозатратное образование. Он не только кумулирует в себе энергию непрожитого чувства, но и способствует образованию в теле человека различных депо застойной мышечной энергии. Кроме того, чувственный комплекс требует определённых энергетических затрат на своё создание, вытеснение в личное бессознательное и удержание там. Энергия для всего этого черпается из того резерва, что дан человеку на его жизнь.

В психоаналитической литературе механизм, удаляющий чувства (в виде чувственных комплексов) из сферы сознания в личное бессознательное был назван - вытеснение. Способность психики вытеснять чувства в личное бессознательное дана человеку ещё до рождения и проявляется в течение его жизни не зависимо от его желания. Но по мере развития сознания, по мере формирования навыков самоконтроля и по мере познания себя, человек может влиять на процесс вытеснения способствуя или препятствуя ему.

Процесс преобразования чувства в чувственный комплекс и вытеснения его в личное бессознательное сопровождается изменением общего состояния человека в сторону снижения интенсивности ментальных, эмоциональных и телесных проявлений. Скорость притупления остроты их проявлений проходит параллельно вытеснению чувственного комплекса в личное бессознательное, и напрямую зависит от того, как оно реализуется. Нюансов, относящихся к последнему факту, множество и специалистами накоплен богатый практический материал, свидетельствующий об этом. В том числе имеются и наблюдения крайне противоположных случаев. Один их полюс представлен молниеносно протекающим процессом вытеснения, сопровождающимся «потерей» ментальной, эмоциональной и телесной памяти об определённых событиях. Второй - противоположный ему вариант, - проявляется отсутствием вытеснения, и, как следствие этого неспособностью человека насколько-то приглушить чувства, соответствующие какому-то переживанию из его прошлого. Возможно, в данном случае речь идёт не о том, что процесс вытеснения не может осуществиться, а о том, что по ряду причин он неэффективен.

Процесс вытеснения является адаптивным инструментом, позволяющим отложить, отсрочить полное проживание, полное выражение чувства. Но только временно отложить, так как в природе человека заложена необходимость полного проявления, самовыражения любого чувства. Эту особенность можно сформулировать как некий жизненный принцип: любое чувство стремится к такому (полному) проявлению, после которого оно может «сойти со сцены» уступив место другому чувству. В нас заложена потребность во всесторонней реализации любого чувства. Этим объясняется то, что чувственный комплекс проявляет тенденцию к возвращению из пространства личного бессознательного в сознание, и продолжению в нём своей жизни. И хотя бы частично, но ему это удаётся сделать. При этом, возвращаясь, оно каждый раз заставляет человека в той или иной степени переживать то, что когда-то не было прожито полностью. Как отметил К.Г. Юнг чувственный комплекс демонстрирует свою определённую независимость и способность воздействовать на психофизическое состояние человека.

Многократно, в различные моменты жизни, преодолевая действие вытеснения, чувственный комплекс напоминает своему хозяину о себе соответствующими ментальными, эмоциональными и телесными проявлениями. В ответ на такую самостоятельность чувственных комплексов человек усиливает имеющиеся у него возможности контроля за происходящим в нём. То есть делает работу вытеснения более интенсивной. Правда, для этого требуется затрата дополнительной энергии. И чем более интенсивно какой-то чувственный комплекс стремится вернуться в сознание, тем больше энергии расходует человек на противодействие ему. При этом силы, которые человек может использовать в этой борьбе, постепенно истощаются. А вот чувственные комплексы неутомимы в своём стремлении вернуться и проявиться полностью. Один из результатов этого противостояния проявится в том, что человек станет ощущать нехватку энергии на поддержание своей повседневной активности. Человек отметит, что стал быстро утомляться. Одновременно он заметит и то, что его психологический статус меняется в худшую сторону. То есть чувственные комплексы имеют непосредственное отношение к развитию астенизации человека, к возникновению у него психологических проблем, и, как следствие всего этого, к возникновению психосоматических заболеваний.

Чувственные комплексы не есть что-то, с чем надо бороться, проявления чего надо подавлять. Конструктивный подход в психотерапевтической работе подразумевает создание условий, в которых какой-то чувственный комплекс сможет разрешиться. Возможность этого предоставлена самим принципом формирования чувственных комплексов: каждый чувственный комплекс содержит в себе память о ментальных, телесных и эмоциональных проявлениях чувства его породившего. Психотерапевтическая практика показывает, что правомерна и обратная зависимость: активизация соответствующего ментального, эмоционального или телесного проявления приводит к проявлению чувственного комплекса в целом. Это отмечено в различных психотерапевтических подходах. Например, психоаналитическая практика показывает, что работа с ментальным планом оживляет эмоциональные и телесные проявления, соответствующие пережитому когда-то состоянию. Проявление чувственного комплекса наблюдается и при использовании психотерапевтических подходов, практикующих работу с телом или с эмоциональными переживаниями. Поэтому оживляя какое-то ментальное, эмоциональное или телесное проявление (как по отдельности, так и в различных их сочетаниях) можно прорабатывать соответствующий чувственный комплекс.

Обобщая всё известное мне о способности человеческой психики к вытеснению и созданию чувственных комплексов, я могу высказать мнение о том, что их наличие в человеческой психике - это следствие присутствия в человеке эго. Я думаю, что отсутствие эго повлечёт за собой отсутствие вытеснения и невозможность создания чувственных комплексов. Но отсутствие эго - это тот этап развития человека, который пока ещё не достижим для абсолютного большинства людей. Поэтому для нас сейчас актуальнее другой вопрос: каким образом достигать разрешения чувственных комплексов? Мой личный опыт не позволяет дать ответа, исчерпывающего все возможные случаи. Но на основе своего опыта я могу сказать, что для разрешения чувственного комплекса, как минимум, обязательно наличие двух условий.

Первое условие - это наличие возможности полностью прожить ситуацию, породившую чувственный комплекс.

Второе условие - это необходимость осознания опыта, который позволяет получить ситуация, породившая чувственный комплекс.

На этом рассмотрение роли чувственных комплексов, как отдельно взятых психических феноменов, можно считать достаточным, и мы вплотную подошли к рассмотрению роли второго психического феномена - систем конденсированного опыта (СКО). Изолированное влияние любого чувственного комплекса на жизнь человека весьма кратковременно. Будучи вытесненным в личное бессознательное он объединяется с себе подобными в то, что называется системой конденсированного опыта. И уже спустя короткое время после своего зарождения, любой чувственный комплекс проявляется в сознании человека как представитель своей СКО.

Иногда с людьми происходит нечто такое, что выходит за пределы обычного. Это не значит, что эти явления сверхъестественные. Просто наука пока не может их объяснить. Их называют психическими феноменами. Существует много разновидностей таких явлений, и люди с большим интересом изучают их. Многие в них верят, другие а нет. Давайте рассмотрим некоторые из явлений такого рода. Один из них называется «полтергейст». Он связан со странными звуками, движением мебели, битьем посуды и другими странными происшествиями, которые люди, находящиеся в этот момент в квартире, никак не могут объяснить. Но чтобы такое произошло, почти всегда необходимо присутствие какого-то определенного человека.

Еще более интересны феномены, связанные с необычайными способностями психики некоторых людей. В таких случаях человек обладает знаниями о том, о чем не мог бы узнать каким-либо естественным путем. Например, может читать мысли другого человека или узнать о событии, случившемся где-то далеко или очень давно.

Чтение мыслей другого человека (не догадка, а именно чтение) называется телепатией.

Знание о каких-то далеких и давних происшествиях называется ясновидением. Было проведено очень много исследований, чтобы доказать существование или продемонстрировать случаи телепатии, но многие ученые утверждают, что эти эксперименты были проведены неправильно. Другой интересный психический феномен называется предсказанием. Это когда люди будто бы знают о событиях, которые должны произойти в будущем. Люди, не верящие в предсказания, могут спросить, почему эти людине богатеют на бирже или не предотвращают преступления.

В общем и целом, к психическим феноменам существует двоякое отношение: некоторые безоговорочно верят в них, а другие - среди них много ученых - не верят в них и считают, что такое не может иметь место и, следовательно, не бывает.



Рассказать друзьям