Кто победил в ралли дакар. Триумф российских гонщиков в ралли «Дакар»: победа квадроциклов и двойной успех экипажей грузовиков

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В январе следующего года, а именно в первой половине месяца, состоится долгожданный праздник для всех автолюбителей – марафон-ралли «Париж-Дакар » 2017 года. Уже по установленной традиции гонка будет организованна в . На этот раз гонщикам предстоит сразиться на трассах Боливии, Аргентины, Парагвая. Заезд начнется с города Асуньсон (столица Парагвая), а финиш намечен на Буэнос-Айрес (Аргентина).

Гоночная дистанция длинной в 9000 км. протянется по жарким пустыням, извилистым лесным тропинкам и крутым опасным горным дорогам. Таким образом, одержать победу в ралли удастся только тому, кто обладает большим опытом, отличной подготовкой и хорошим автомобилем, приспособленным для разнообразных ландшафтных и погодных условий.

Регламент соревнований

Итак, начиная с 1978 года, это уже 39 по счету марафон. Тогда соревнование именовалось «Париж-Дакар». Автомобильный турнир стартовал в Париже, а конечным пунктом являлась сенегальская столица Дакар. Но, начиная с 1995 года, стартовую точку заезда начали переносить в другие города Франции, а в 2009 году ралли и вовсе не стали проводить в Африке в связи с регулярными угрозами со стороны террористов. Но уже сформировавшийся бренд нельзя было менять. Поэтому слово «Дакар» не стали убирать из названия.

В следующем году новое грандиознейшее соревнование среди автомобилистов начнется 2 января и пройдет вплоть до 14 января. Гонщикам необходимо будет справиться с 9000 км, которые будут проходить по территориям Боливии, Парагвая, Аргентины.

Организаторы данного зрелищного мероприятия применили максимум усилий, чтобы трассы были максимально сложными и разнообразными. Таким образом, гонщикам на пути будут встречаться как равнинные пустыни, так и высокогорные плато. К примеру, одна из дорог будет проходить рядом с популярнейшим озером Титаника. А это целых четыре тысячи метров над уровнем моря.

Кто будет участвовать в ралли

В соревнование буду соперничать друг с другом десятки известнейших автомобильных «конюшен» со всего света. Ниже приведен список некоторых производителей-участников.

  • Skania;
  • LIAZ;
  • Tatra;
  • КАМАЗ;
  • IVEKO;
  • Hummer;
  • Mercedes-Benz;
  • Land Rover;
  • Peugeot.

Участники, выступающие за одного из перечисленных брендов, будут соревноваться в трех различных классах:

  • Грузовики;
  • Легковые машины;
  • Квадроциклы и мотоциклы.

Этапы Ралли

В процессе данных соревнований участникам необходимо будет пройти двенадцать сложных трасс. Каждый из отрезков длинной около тысячи километров будут преодолевать в течение одного дня:

  1. Asuncion – Resistencia (2 января 2017 года);
  2. Resistencia — San Miguel de Tucumán;
  3. San Miguel de Tucumán — San Salvador de Jujuy;
  4. San Salvador de Jujuy – Tupitsa;
  5. Tupitsa – Oruro;
  6. Oruro – Nuestra Senora de La Paz;
  7. Nuestra Senora de La Paz – Uyuni;
  8. Uyuni – Salta;
  9. Salta – Chilecito;
  10. Chilecito — San Juan Bautista;
  11. San Juan Bautista — RíoCuarto;
  12. RíoCuarto – Ciudad de Buenos Aires (12 января 2017 года).

Победителем каждого этапа становится тот, кто смог его преодолеть быстрее остальных участников. Время, которое продемонстрировали отдельные пилоты/команды, обозначит их начальные позиции в следующем этапе соревнований.

В ралли «Париж – Дакар» уже давно определились лучшие гонщики. Таким образом, потенциальных победителей несложно определить по статистике прошлых марафонов.

  • 2012: Эдуард Николаев, Сириль Депре, Стефан Петеренсаль;
  • 2013: Эдуард Николаев, Сириль Депре, Стефан Петеренсаль;
  • 2014: Андрей Кагинов, Марк Кома, Нани Рома;
  • 2015: Айрат Медведев, Марк Кома, Нассер Аль-Атия;
  • 2016: Жерар де Рой (грузовики), Тоби Прайс (мотоциклы), Стефан Петеренсаль (автомобили).

Необходимо сразу сказать, что в классе грузовых автомобилей, Россия является лидером. Команда «КАМАЗ» побеждает практически ежегодно с 2000 года. По поводу остальных классов можно сказать, что фаворитами там являются французские гонщики. В классе легковых автомобилей неизменно стремится на первое место Стефан Петеренсаль в компании со своим штурманом Жан-Полем Коттре.

Интересным фактом является то, что Петерансель когда-то участвовал в классе «мотоциклы», где ему также удавалось шесть раз достичь лидирующей позиции в турнирной таблице. На сегодняшний день, в данной дисциплине успешно выступает еще один гонщик Пятой республики – Сириль Депре.


Первый месяц 2017 года порадует зрителей массой новых соревнований. В список самых значимых среди них с полным правом можно включить гонку «Париж-Дакар» 2017 года. Это автомобильный турнир международного масштаба, который устраивается ежегодно по очень непростым трассам.

От этого ралли волосы встают дыбом не только у самих гонщиков, а также у поклонников, которые пристально следят за ходом заездов в телевизионных трансляциях. Ведь в этом автомобильном спорте возможно все. Удастся ли в этот раз организатором этого мероприятия поразить воображения миллионов поклонников автомобильного спорта со всех уголков нашей планеты – узнаем уже совсем скоро.

Финиш россиян в пяти категориях

Впервые в истории во всех классах «Дакара» были представлены российские пилоты. Наряду с опытными экипажами команды «КАМАЗ-мастер» и бывалым квадроциклистом Сергеем Карякиным в гонке участвовали дебютанты «Дакара» - дуэт Равиля Маганова и Кирилла Шубина в новом для ралли-марафона зачёте UTV, гонщик на внедорожнике Сергей Шихотаров и мотоциклисты Анастасия Нифонтова и Александр Иванютин . К счастью, боевое крещение новички прошли без потерь - все добрались до финиша, как и их более опытные коллеги.

Две победы и один подиум у россиян

Прошедший ралли-марафон позволил вернуться «КАМАЗ-мастеру» на вершину пьедестала с победным дублем: Эдуард Николаев с экипажем взял своего второго золотого бедуина, а трио Дмитрия Сотникова финишировало на второй позиции. Тандем Маганов/Шубин отметился несколькими выигранными спецучастками и финишем на третьей позиции - очень хороший результат для новичков, пусть даже и не в самом густонаселённом классе.

Зато на недостаток конкуренции не мог пожаловаться Сергей Карякин - выигранный в первом же «Дакаре» спецучасток, два полных проблем ралли-марафона и заслуженная победа. С четвёртой попытки первый и пока единственный российский пилот на «Дакаре» в седле ATV добился своего и финишировал впереди всех своих соперников.

Карякин: сложно понять, что такое выиграть «Дакар»

Демарш Стейси из-за недовольства организацией гонки

Согласимся, вряд ли скандал можно было бы отнести к позитивным моментам «Дакара», но только не в случае с Хансом Стейси .

Опытнейший голландец, не первый раз выходящий на старт ралли-марафона за рулём грузовика, стал, пожалуй, первым пилотом такого уровня, кто столь ярко акцентировал внимание на проблеме в стане организаторов гонки.

Из года в год участники ралли-марафона заявляют о непонятной для столь высокого уровня состязаний организации гонки и нелогичных судейских решениях, но обычно дальше слов в пресс-релизах дело не шло. Другое дело пилот MAN в сезоне-2017: он договорился об одном, а на старте спецучастка сделали иначе - Ханс не стал терпеть и снялся с гонки. Правда, потом вновь в неё вернулся, получив объяснения от организаторов. Да, Стейси вышел на старт оставшихся этапов «Дакара», и это несколько скомкало впечатления от демарша голландца, но, с другой стороны, Ханс сделал то, что, очевидно, многие хотели бы сделать и раньше.

«Дакар» обошёлся без жертв

Гонка по праву носит статус одной из самых опасных в мире, и едва ли не каждый год на «Дакаре» кто-то гибнет - пилоты или болельщики. К счастью, в 2017 году обошлось без фатальных случаев. От аварий, естественно, никуда не деться, особенно в столь продолжительных заездах в столь непростых для техники и людей условиях, но самое главное, что в этот раз фортуна взяла свою дань покорёженным железом, а не человеческими жизнями.

Борьба новичков и «бывалых»

Обычно на «Дакаре» борьбу за высокие позиции в общем зачёте гонки ведут бывалые участники ралли-марафона, но в 2017 году неплохо проявили себя и новички. Естественно, они и ранее «выстреливали» на отдельных этапах, тогда как на сей раз дебютантам удалось проявить себя и в масштабах всей гонки. Отлично провёл «Дакар» француз Аксель Дютрье в классе ATV - пилот в первом же своём ралли-марафоне въехал в топ-5 по итогам всей дистанции. Ещё один француз на Yamaha, но на сей раз из числа мотоциклистов - Адриен ван Беверен - проводил всего второй «Дакар», но занял четвёртое место в общем зачёте своего класса и стал лучшим из представителей японской марки.

Со знаком «минус»

Доминирование Peugeot

Конечно, для Peugeot их вторая кряду победа на «Дакаре», да ещё с полностью занятым французскими пилотами французской же команды подиумом - событие сверхпозитивное. Но не для поклонников острой борьбы за позиции до самого финиша. Новый багги оказался надёжным, пилоты не допускали критических ошибок (кто допустил - тот сошёл), а соперники не могли похвастать этим. Лидеров Toyota подвела техника и собственная горячность, а MINI в нынешнем составе да ещё с новой машиной претендовать на высокие позиции не могли. В итоге пилоты Peugeot обменивались лучшими временами на спецучастках, изредка позволяя отдать лидерство «на сторону» - с точки зрения интриги вариант не лучший.

Организация «Дакара»

Из года в год участники жалуются на то, как организаторы ралли-марафона ошибаются с навигацией, принимают не самые обдуманные решения относительно отмен этапов или, напротив, слишком поздно корректируют маршрут. Стоит ли удивляться, что у кого-то, как у Ханса Стейси, терпение лопается в гонке, а у кого-то ещё до старта «Дакара» - и он предпочитает заявиться в проходящую в те же даты гонку «Африка Эко Рейс». Очевидно, организаторам пора задуматься и сделать выводы, иначе можно окончательно растерять репутацию и уважение в гоночном мире.

Спорное судейство

В гонке 2016 года француз Стефан Петерансель дозаправил свой Peugeot в зоне нейтрализации, но протест MINI на это действие был отклонён. На «Дакаре»-2017 аналогичный поступок записала на свой счёт мотоциклетная команда Honda, за что была «награждена» временной пенализацией - и то, которую конкуренты из KTM сочли слишком мягкой. Двойственность толкований правил, отсутствие ответственности за свою зону работы (ещё свежи в памяти проблемы Карякина, когда Сергей мучился из-за барахлящего оборудования, предоставленного организаторами, за что судьи то накидывали, то снимали время на дистанции) также не красят гонку столь высокого ранга.

Обилие опасных инцидентов

Такое ощущение, что «Дакар»-2017 побил все рекорды по количеству опасных ситуаций, которые лишь каким-то чудом не привели к трагедии. Петерансель сбил мотоциклиста, Лёб едва не собрал двух квадроциклистов, выехав на своём багги на узком и слепом отрезке трассы в лоб «каналу», Шихотаров оказался в овраге, обгоняя грузовик, а ещё одна «фура» чуть не раздавила финна Микко Хирвонена на его MINI. Возможно, не меньше подобных моментов было и в прошлых гонках, но в этот раз все они как-то оказались на виду, и слава богу, что их участники смогли рассказать об этом лично…

Уменьшение числа россиян

Парадоксальная, казалось бы, ситуация - в пяти классах из пяти возможных участвуют россияне, но, к сожалению, наших на «Дакаре» становится меньше. Раньше в одном только зачёте внедорожников российских экипажей было едва ли не больше, чем во всех остальных категориях вместе взятых, а сейчас мотоциклистов больше, чем гонщиков на легковых автомобилях! Хотелось бы верить, что всему виной временные трудности и в ралли-марафон вернутся те из россиян, кто участвовал в нём раньше. Россияне во всех классах - это хорошо, а если их будет больше, чем по одному в каждой категории, - ещё лучше!

В начале выпуска хорошие новости из Буэнос-Айреса. Там был финиш ралли «Дакар», и у наших спортсменов двойная победа. Во-первых, в зачете грузовиков не было равных экипажам «КамАЗ-Мастер». У россиян и золото, и серебро. А во-вторых, все обсуждают успех Сергея Карякина. Полный тезка нашего шахматиста не оставил соперникам шансов и стал лучшим на квадроцикле.

Сергей Карякин, победивший в ралли «Дакар», был единственным россиянином из 37 участников, заявленных в классе квадроциклов. Карякин на самом деле не новичок. Больше того, он был одним из фаворитов нынешнего сезона, участвуя уже в трех «Дакарах», начиная с 2014 года. Но до этого лучший результат - лишь седьмое место.

К нынешней гонке в песках готовился Сергей Карякин в снегах Екатеринбурга. Там же, в родном городе, собирал и улучшал свою машину, причем подробно рассказывая на своей страничке в Интернете, как все происходило. Пришлось, например, полностью заменить бензобак, чтобы горючего хватало на этапы гонки. Одних только запасных колес взял с собой 56 штук. После каждого этапа приходилось менять все четыре сразу.

А еще были занятия в тренажерном зале. Для езды в песках, по опыту прошлых гонок, пришлось укреплять кисти рук при помощи ударов кувалдами по колесу. Занятия эти потом помогали на этапах неоднократно. "Немножко утомился под конец, не то что устал, а уже надоела такая зуботряска. Перегрелась подвеска потом. Очень большие валуны были на дороге. Последний момент ударялся передним бампером в колею. На улице еще жарко, 48 градусов", - рассказал победитель.

Сергей Карякин – тезка нашего знаменитого гроссмейстера, недавно боровшегося за корону чемпиона мира. Причем оба Сергея родились в январе, правда, с разницей в год. Знаменитый шахматист – в 1990 году, а сегодняшний победитель «Дакара» - в 1991. День рождения у него, кстати, совсем скоро, 25 числа.

В зачете квадроциклов россиянин стал лучшим впервые в истории этой гонки. А проводится она с 1979 года.

А вот качают чемпиона «Дакара-2017» пилота Эдуарда Николаева. Он вместе со своими штурманами Евгением Яковлевым и Владимиром Рыбаковым вернул первое место «КамАЗу», которую команда потеряла в прошлом сезоне.

«На самом деле в этом году «Дакар» изменился. В прошлом году он был более скоростной, в этом году он настоящий. Как его называют ралли Париж-Дакар. Спасибо нашей команде. Огромное спасибо механикам за плодотворный труд. За весь год работы», - сказал Эдуард Николаев.

Несмотря на название «Дакар», ралли вот уже который год не проходит ни по городу Дакару, ни по территории африканского Сенегала вообще. Начиная с 2008 года это соревнование, когда-то неизменно стартовавшее в Париже, из-за угрозы терактов было перенесено в Южную Америку. В этом году, счастливом и для Сергея Карякина, и команды «КамАЗ», еще один экипаж которого занял второе место, маршрут проходил по Парагваю, Аргентине и Боливии.

На этот раз эта сложная многодневная гонка по бездорожью, обошлась без трагических происшествий. Хотя были и падения, и травмы, и перевернутые машины, и даже сбитый грузовиком мотоциклист, которого сами же гонщики доставили в больницу.

Вообще же за всю историю «Дакара» погиб 71 человек. Последняя смерть случилась в 2015 году, когда заблудившийся в песках польский мотогонщик был найден лишь через несколько дней после завершения очередного этапа. Он скончался от обезвоживания.

Самым же трогательным моментом завершившегося ралли организаторы уже признали слезы нашей мотогонщицы Анастасии Нифонтовой. На одном из этапов она упала и не смогла поднять мотоцикл. По правилам, телеоператоры помогать ей не имели права – только участники гонки. Но все они проезжали мимо. Все, кроме француза Грегори Мора. Впрочем, эта помощь на итоговый результат Анастасии не повлияла. До призового места она, в отличие от наших мужчин, так и не добралась.

    В 23:30 по московскому времени в центре Буэнос-Айреса начнется церемония торжественного финиша 39-го ралли-марафона "Дакар", на котором российские участники выступили сильнейшим образом: все российские пилоты, заявленные на старт, успешно прошли испытание жарой, холодом, снегом и дождем, песками и грязью, горами и реками. Официальные результаты гонки подведены!
    

Категория мотоциклов (BIKES)

Впервые на старт вышли сразу два российских мотогонщика, и оба они успешно финишировали сегодня на контрольном пункте в Рио-Кварто: Александр Иванютин и , представлявшие на Дакаре команду "Московская полиция", выступали на мотоциклах Husqvarna, которые преодолели дистанцию гонки без существенных поломок. Иванютин показал свой лучший результат (22 позиция) на финише СУ5, одном из самых тяжелых спец.участков, который был сокращен организаторами из-за экстремальных погодных условий в горах на границе Боливии и Аргентины. Затем, Саша финишировал 23-м на предпоследнем этапе, в пятницу, 13 января, благодаря чему закрепился на 32-м месте в генеральной классификации. Настя начала подъем по зачету "МОТО" со 130-го места и добралась к сегодняшнему дню до 75-й позиции.

Официальным победителем ралли-марафона Дакар 2017 года в классе мотоциклов назван британский мотогонщик, представитель заводской команды KTM Сэм Сандерленд, а его напарник Маттиас Валькнер стал 2-м. Подиум дополнил представитель независимой команды HIMOINSA Team KTM Жерар Фаррес Гуэль из Испании. Таким образом, в этом году весь подиум без исключения оккупировали мотоциклы из Маттигхофена. Представители Yamaha, Honda и Husqvarna расположились на 4, 5, 6 и 7 позициях.

До финиша добрались 96 человек из 143, стартовавших 2 января из боливийского Асунсьона, причем, трое из них официально были сняты с гонки, поскольку вовремя не завершили СУ11 (в пятницу), но все же добрались до бивуака в Рио-Кварто и были допущены на старт по решению дирекции.

Официальные итоги ралли Дакар-2017, BIKES:

1. Сэм Сандерленд (KTM)
2. Маттиас Валькнер (KTM) +00:32:00
3. Жерар Фаррес Гуэль (KTM) +00:35:40
4. Адриан Ван Беверен (YAMAHA) +00:36:28
5. Хуан Барреда Борт (HONDA) +00:43:08
6. Пауло Гонсалвеш (HONDA) +00:52:29
7. Пьер-Александр Рене (HUSQVARNA) +00:57:35
...
32. Александр Иванютин (HUSQVARNA) +06:17:22
...
75. (HUSQVARNA) +17:18:45
...
96. Данни Роберт Ногалес Копа (KTM) +33:17:43

Категория квадроциклов (QUAD)

Здесь - абсолютное ликование: 25-летний Сергей Карякин из Екатеринбурга триумфально завершил гонку на 1-й позиции. Это первый в истории Дакара случай, когда россиянин выиграл гонку в "мотоциклетной" категории. Зачет квадроциклов появился только в 2009 году, когда ралли-марафон переехал из Африки за океан. Изначально, эта категория была ориентирована на многочисленных любителей именно из Южной Америки. Дебютную победу одержал чешский гонщик Йозеф Махачек. Затем, на 5 лет местные пилоты захватили подиум: аргентинцы, братья Алехандро и Маркус Патронелли выиграли на двоих 5 гонок, одну - Игнасио Касаль из Чили, в 2015 году победу одержал европеец, поляк Рафаль Соник.


Сергей Карякин дебютировал на Дакаре в классе QUAD в 2014 году и с первой попытки добрался до финиша (7-м), выиграв один этап. На следующий год из-за нехватки опыта участия в подобных гонках, он выбыл из борьбы из-за простейшей неполадки. В 2016 году Карякин уверенно шел на подиум, но после неоднозначного решения комиссаров, потерял 3-ю позицию буквально за день до финиша, став 4-м. В этом году Карякин выиграл 3 этапа, захватив лидерство в генеральной классификации на 4-й день гонки, а начиная с первого дня второй недели, ни разу не уступил позицию лидера преследователям, которые выбывали из схватки за победу один за другим.

Официальные итоги ралли Дакар-2017, QUAD:

1. Сергей Карякин (YAMAHA)
2. Игнасио Касаль (YAMAHA) +01:14:51
3. Пабло Копетти (YAMAHA) +04:20:19
4. Рафаль Соник (YAMAHA) +05:33:29
5. Аксель Дютри (YAMAHA) +05:45:24
...
22. Лукас Инносенте (CAN-AM) +33:51:02

Категория UTV

Новый для Дакара класс ATV или SSV для утилитарных квадроциклов, прошедших значительную спортивную подготовку. В отличие от автомобилей типа багги, UTV не имеют сплошной защиты, кроме крыши, каркаса безопасности и ветрового стекла, поэтому экипажам сложнее преодолевать маршрут, чем в джипах и багги. При этом, UTV медленней, чем юркие эгоисты-квадроциклы. На старт были заявлены 10 экипажей, однако, в первый же день A.S.O. переместила два из них в категорию CARS: эти маленькие багги были созданы на базе автомобилей Suzuki, тогда как по регламенту UTV должны быть урожденными утилитарниками.


Из 8 оставшихся в зачете машин к финишу на ходу держались 4. В категории UTV на старт вышел российский экипаж под управлением Равиля Маганова, штурманом был Кирилл Шубин. Команда Xtreme Plus начала гонку с победы на прологе и записала за собой еще 3 победы на этапах, однако, потеряла 2-ю позицию в генеральной классификации в предпоследний день, ставший самым трудным из всех.

Победу в гонке одержал бразильский экипаж под номером "351", ведомый вперед Леандро Торресом, его штурманом в этом испытании стал 59-летний Луриваль Ролдан. Торрес вышел в лидеры в прошлую пятницу и удержал позицию до финиша, благодаря стабильно высоким результатам в TOP-3.

Официальные итоги ралли Дакар-2017, UTV:

1. Торрес/Ролдан (POLARIS)
2. Фудзянь/Вей (POLARIS) +04:42:34
3. Маганов/Шубин (POLARIS) +06:05:35

Категория CARS

Еще одна феноменальная гонка заводского раллийного проекта Peugeot!


Мистер Дакар - Стефан Петрансель одержал волевую победу над сильнейшими соперниками из мира WRC и ралли: второе место в гонке одержал чемпион мира WRC Себастьян Лёб, уступивший французу всего 5 минут за две недели. Третье место у Сирила Депре, который сменил 2 колеса на 4 три года назад. Все три подиумных позиции - за прототипами Peugeot. Комментарии излишни.


Интернациональный, российско-латвийский экипаж KONTURTERM RACING Toyota под управлением Сергея Шихотарова успешно финишировал на 37-й позиции. Экипаж Дениса Березовского и Алексея Никижева, выступавший под флагом Казахстана, завершил гонку чуть лучше, на 29-м месте.

Официальные итоги ралли Дакар-2017, CARS:

1. Петрансель/Коттре (PEUGEOT)
2. Лёб/Елена (PEUGEOT) +00:05:13
3. Депре/Кастера (PEUGEOT) +00:33:28
4. Рома/Харо Барво (TOYOTA) +01:16:43
5. Де Вильерс/Фон Цицвиц (TOYOTA) +01:49:48
...
29. Березовский/Никижев (TOYOTA) +16:19:27 
...
37. Шихотаров/Уперенко (TOYOTA) +33:16:23
...
58. Хатон/Ролон (ACCIONA ECO POWERED) + 82:31:48

Категория грузовых автомобилей (TRUCK)

Первые два места вновь за пилотами российской заводской команды КАМАЗ-Мастер! Эдуард Николаев взял вторую победу на Дакаре в карьере, а Дмитрий Сотников стал вторым с небольшим отставанием в 18 минут 58 секунд от своего коллеги и партнера.


Уверенные командные действия российских автогонщиков позволили опередить два экипажа IVECO. Айрат Мардеев завершил гонку на 5-й позиции, а белорусский МАЗ под управлением Василевского обставил чешский заводской экипаж TATRA, ведомый Лопраисом.

Официальные итоги ралли Дакар-2017, TRUCK:

1. Николаев/Яковлев/Рыбаков (KAMAZ)
2. Сотников/Ахмадеев/Леонов (KAMAZ) +00:18:58
3. Де Рой/Торрайардона/Родевальд (IVECO) +00:41:19
4. Виллагра/Якопини/Торлаши (IVECO) +01:00:04
5. Мардеев/Беляев/Свистунов (KAMAZ) +02:26:50
6. Василевский/Вихренка/Запарощанка (MAZ) +02:34:57
7. Лопраис/Стросс/Томанек (TATRA) +03:06:56
8. Сугвара/Cугиюра (HINO) +03:18:36
9. Стейси/Ван дер Вает/Куппер (MAN) +03:44:56
10. Масик/Томашек/Мрква (LIAZ) +03:54:40

Ралли «Дакар» давно не имеет отношения к Африке и Дакару. И всё дальше нынешний «Дакар» от классических гонок по пустыне. Очередная гонка поставила больше вопросов, чем дала ответов о будущем ралли-рейда.

В 2009 году раллийный мир раскололся. После отмены «Дакара 2008» из-за угрозы терактов, промоутер принял волевое решение провести гонку в Южной Америке. Красиво рассказав болельщикам, что решение это временное, и в Африку гонка вернётся, как только станет безопасней, новая эпоха прославленного марафона стартовала в Буэнос-Айресе.
Параллельно с новым «Дакаром», по старому маршруту стартовало детище Ориоля и Шлессера — марафон «Африка Рейс».
Такое положение сохранилось и в текущем сезоне - гонки прошли параллельно. Африканская гонка вновь оказалась не богата громкими именами, а южноамериканская, как обычно, получила ударную дозу критики.

Почему критикуют Дакар?

Всю новую историю «Дакар» критикуется за несоответствие названия и места проведения. Этот грустный и смешной пункт никуда не денется, пока марафон проводится не на классической трассе, но вернуться к корням уже нельзя - в песках Мавритании и Сенегала проходит «Африка Эко Рейс», и две гонки в одном регионе и в одно время никому не нужны.
Патовая ситуация усугубляется тем, что звёзды автоспорта, уставшие от непродуманных маршрутов, бытовых неудобств и странных решений организаторов, то и дело заявляются на африканскую гонку.
Претензии к маршруту все эти годы звучат одинаково - вместо песчаных дюн марафон проходит по каменистым плато и полупустыням, высокогорью. Это заставило команды менять привычную технику, разрабатывать новые технические решения, подстраивать машины к тем или иным условиям. Ситуация, когда одни марки имеют преимущество в высокогорье, другие на равнине, приводит к тому, что легко можно предсказать группу лидеров на каждом этапе.
Последним штрихом к грустному портрету некогда великого марафона следует считать желание непременно проводить «Дакар» в исторические сроки - первые две недели нового года. И всё бы ничего, но в это время в Южной Америке сезон дождей. И каждый год один или два этапа отменяются, а ещё несколько сокращаются, из-за погодных условий.
Тем не менее, Дакар всё ещё остаётся самым представительным ралли-рейдом. Легендарное имя, стоящее за ним, всё ещё служит и визитной карточкой для зрителей и приманкой для сильнейших раллистов.

Итоговый зачёт.

В этом году марафон не преподнёс напряжённой борьбы до финиша ни в одном из классов. Интригу убивали сходы, технические проблемы, штрафы.
В классе грузовиков на «Дакаре» вопрос, уже много лет, стоит один - кто сможет бороться с КАМАЗами? Ответ, уже много лет, всё тот же - Жерар де Рой. Гонщик Iveco достойно бился с фаворитами и в этом году, но несколько проколов подряд не дали подняться выше, третьего места, с отставание более чем в сорок минут.
КАМАЗ, после прошлогоднего второго места, вновь вернулся на вершину — экипаж Николаев/Яковлев/ Рыбаков привёз второму экипажу КАМАЗа (Сотников/Леонов/Ахмадеев) восемнадцать минут.
Из остальных результатов, нужно отметить уверенное выступление гонщиков МАЗа (шестое место, экипаж Александра Василевского).
Вершину зачёта легковых автомобилей, в отсутствии выбывших ещё в начале гонки лидеров Тойоты, оккупировали французы. Весь пьедестал достался гонщикам Пежо - Стефан Петерансель выиграл свой тринадцатый «Дакар», вторым финишировал девятикратный чемпион мира по ралли Себастьян Лёб, третьим стал Сирил Депре.
Единственный российский экипаж, Сергей Шихотаров и Олег Уперенко, финишировал за пределами первой десятки - тридцать седьмым, с четырнадцатью часами штрафа и общим отставанием в тридцать три часа.
В классе мотоциклов, ожидаемо после штрафов Хонды, весь подиум заняли гонщики КТМ, Сандерленд, Уолкнер, Гуэлл.
Александр Иванютин на Хускварне финишировал тридцать вторым, героическая Анастасия Нифонтова, также на Хускварне, семьдесят пятой.
В классе квадроциклов, в отсутствии братьев Петронелли, борьбы практически не было. Никто не смог составить конкуренцию единственному россиянину, заявившемуся в этот класс. Сергей Карякин (Ямаха) привёз второму месту, Игнасио Касале (также Ямаха) час с небольшим. Финишировавший третьим Пабло Копетти (вновь Ямаха) проиграл лидеру более четырёх часов.
В новом для «Дакара» классе UTV (закрытые квадроциклы с автомобильной посадкой, больше всего напоминающие багги) победу одержал экипаж Торрес/Ролдан (Бразилия, Полярис), вторым финишировал Вудзянь/Вэй(Китай, Полярис), третьим Маганов/Шубин (Россия, Полярис). Все пять экипажей, заявившихся в эту категорию, благополучно доехали до финиша.

Перспективы.

Возможно, эта победа КАМАЗа последняя, и в ближайшие годы синие автомобили на «Дакаре» не появятся. Со следующего года технический регламент для грузовиков изменится, и у челнинцев просто-напросто нет двигателя под новые правила. На данный момент в правилах нет даже пункта о выступлении с «придушенным» старым движком, и остаётся либо искать в срочном порядке новые моторы (в аренду, за большие деньги и с ограничениями на использование), переделывать под них технику, либо пропускать очередной рейд по Южной Америке, сосредоточившись на «Африка Эко Рейс», работая параллельно над новым двигателем.
Нет сомнений и в том, что гонку вновь будут усиленно критиковать, и вновь заслужено. Видимо, организаторы «Дакара» так сильно надеются на магию вывески, что не оказывают должного внимания сопровождению гонки. Непоследовательные судейские решения, частые изменения технического регламента, проблемы с организацией быта гоночных команд. Доходит до того, что в роадмапах штурманов встречаются фразы «на перекрёстке сворачивай, куда посчитаешь правильным».
Поступок Ханса Стейси, снявшегося с гонки после ошибки организаторов со стартовым местом гонщика, показал, что организаторы готовы терпеть такое поведение, и стараться замять скандал. Велика вероятность, что в дальнейшем такие решения будут принимать другие участники, пострадавшие от произвола судей, и для репутации ралли-рейда это совсем не хорошо.
«Дакар» в нынешнем виде, с каждым годом критикуют всё сильнее, не только профессионалы, но и простые болельщики. И если ничего не изменится в отношении устроителей гонки к своему детищу, то через пару-тройку лет внимание всех СМИ будет вновь приковано к пескам Мавритании и Сенегала, но не к вернувшемуся «Дакару», а к проходящей там «Африка Эко Рейс».



Рассказать друзьям