Кто такие персы? Древний Иран. Земля Заратуштры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

кто такие персы?

  1. персы делали детей из железа
  2. Народ такой. Когда-то была великая персидская империя, а теперь небольшое государство Иран.
  3. персы -это персы!
  4. Персы это народ Ирана (Персии) ,их ошибочно называют Иранцами из за названия страны, Иран это и есть Персия, просто власти попросили оффициально называть их страну Ираном. Ошибочно их называть иранцы, потому что в иранской языковой группе кроме персов много других народов иранских (родственных персам разумеется). Поэтому их нужно называть Персы.
  5. Вот в Википедии лениво набрать?
  6. современые таджики, иранци и афганци
  7. Жители нынешнего Ирана
  8. Персы это разные древние народы таты, талышы, курды...
  9. Это был древний народ, который заселял территорию современного Ирана. В 538 году до н. э. им правил царь Кир. Он покорил землю Вавилона и разграбил его столицу. В битвах Кир никогда не проявлял жестокости, уважал обычаи побежденных и почитал местных богов.

    Во время правления Кира персидское государство достигло наивысшего расцвета. Всем народам, которые соглашались признать его власть (евреям, грекам, вавилонянам) , разрешалось сохранять свою национальную одежду, религию и даже правительство.

    В ответ на постоянную заботу этого необычного царя о своем народе персы называли его отец народов. В 530 году Кир погиб в битве с массагетами на восточном берегу реки Амударья.

    Позже персами управлял царь Дарий. Он расширил границы царства до Балкан на востоке и Индии на западе. Однако покоренными землями управляли справедливо.

    Все царство делилось на 20 провинций, во главе каждой провинции стоял губернатор, который правил от имени царя. Он назывался сатрапом, а провинция сатрапией. Различные части государства соединялись сетью караванных торговых путей.

    Развитию торговли способствовала и система единого денежного обращения. Дарий навел строгий порядок в сборе налогов. В большинстве сатрапий налоги брали серебром, и каждый год в кладовые Дария поступало свыше двухсот тонн серебра. Вот почему Дарий получил от современников прозвище торгаш.
    2)перс - сокращенно персонаж
    3)порода кошек

  10. Жители древнего Ирана. И есть сленг "перс"-персонаж в игре)))))
  11. П? ЕРСЫ (фарси, самоназвание ирани) , народ на Среднем Востоке, основное население Центрального (к югу от хребта Эльбурс) и Восточного Ирана. Численность в Иране 35,199 млн. человек (2004). Говорят на персидском языке, антропологически принадлежат к южной ветви большой европеоидной расы. Верующие мусульмане-шииты. Проникновение иранских племен с севера на территорию современного Ирана предположительно относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Персидские племена занимали господствующее положение в государстве Ахеменидов. В дальнейшем на персов оказали влияние также арабские, тюркские и монгольские народы. Продолжается процесс ассимиляции персами других народностей Ирана (особенно говорящих на языке иранской группы) . Ислам распространился среди персов в 7 веке, после арабского завоевания. До этого персы исповедовали зороастризм, который сохранился в измененном виде у гебров. Большинство персов сельские жители, основные занятия которых земледелие (в значительной степени основанное на искусственном орошении) , садоводство и овощеводство, скотоводство. Развиты ковроделие, ручное ткачество. В семейных отношениях сильны традиции мусульманского права. У персов богаты традиции устного народного творчества, поэзии.
  12. современые иранцы таджики афганцы-вот они и являются персами
  13. сейчас Иран, иль как сказал чел с выше)
  14. Пе#769;рсы, Персоязы#769;чные ира#769;нцы этнолингвистическая общность многочисленных региональных групп населения Ирана и некоторых прилегающих стран, для которой родным языком является персидский, представленный разнообразными диалектами. Крупнейшая и ведущая составляющая иранской нации, объединяемая общей оседлой земледельческой и городской культурой.

ПЕРСЫ, фарсы, ирани (самоназвание), народ, основное население центральной и восточной части Ирана (районы Тегерана, Исфахана, Хамадана). Численность 25300 тыс. человек. Живут также в США (236 тыс. человек), Ираке (227 тыс. человек) и других арабских странах, Афганистане (50 тыс. человек), Пакистане , Германии , Австрии и Великобритании и др. Говорят на персидском (фарси) языке иранской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе арабского алфавита. Персы - мусульмане-шииты.

Древнеиранские племена проникли на территорию Ирана (из Средней Азии или Северного Причерноморья) в конце 2-го тысячелетия до нашей эры. Тогда же зародилась древнеиранская религия - зороастризм, сохранившаяся у современной этноконфессиональной группы персов - гебров и у переселившихся в Индию парсов. Занимали господствующее положение в государствах Ахеменидов (VI-IV вв. до нашей эры) и Сасанидов (III-VII вв. нашей эры). Арабское завоевание (VII век) принесло ислам, влияние арабского языка и культуры; мусульманская культура стран Передней и Южной Азии в свою очередь впитала многие иранские черты.

В дальнейшей этнической истории персов участвовали арабы, тюрки (при господстве Сельджуков, XI-XII века, и др.), монголы (в правление династии Хулагуидов, XIII-XIV века). В начале XVI века персы были объединены под властью иранской династии Сефевидов, с конца XVIII века - тюркской династии Каджаров. В середине XIX века началось формирование персидской нации, ассимиляция персами других, прежде всего ираноязычных, народов. В XX веке усилились процессы национальной консолидации персов. В 1979 провозглашена Исламская республика.

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие, в том числе поливное (пшеница, ячмень, рис, табак, клевер, просо, джугара, хлопок, чай, сахарная свёкла), распространены садоводство и виноградарство. Разводят главным образом мелкий рогатый скот. Персы, живущие в городах, - ремесленники, торговцы, служащие. Развита нефтяная промышленность. Персы составляют основную массу городского населения. Ремёсла - производство ковров, шерстяных тканей, набивных ситцев (каламкар), изделий из металла, инкрустация перламутром, костью, чеканка по металлу. Города Кум и Кашан славятся своей керамикой.

Традиционное городское жилище глинобитное или кирпичное, с плоской крышей камышового плетения на деревянных балках, обращено к улице глухой стеной, у зажиточных персов во внутренней части усадьбы - сад с бассейном; делится на внешние мужские комнаты (бирун) и внутренние покои (эндерун) для женщин и детей. Внутреннее убранство - ковры, тюфяк, низкая мягкая мебель. Помимо каминов и печей сохраняется традиционный способ обогрева - жаровня под широким столом (курси). В стенах - ниши с утварью, лампами, посудой и др.

Сельские поселения и жилища - нескольких типов. Селения нерегулярной планировки состоят из глинобитных жилищ на каркасе из деревянных столбов, крыши плоские, со слоем соломы или камыша, окон нет, свет проникает сквозь отверстия в крыше или стене. Иногда дом имеет террасу (айван). Другой тип селения - кале (крепость) с глинобитной оградой и воротами. Жилища глинобитные или из сырца, с куполообразной крышей расположены вдоль ограды и тесно примыкают друг к другу. В богатых лесом останах Гилян и Мазендеран дома бревенчатые с конической или двускатной крышей.

Традиционный городской костюм мужчин - белая рубаха и чёрные хлопчатобумажные штаны, поверх безрукавка и кафтан (каба), белые туфли с вязаным верхом и подошвой из прессованных тряпок. Состоятельные персы носят суконный сюртук (сердари) с отложным или стоячим воротником, складками на талии. Сельский костюм - рубаха из белой ткани и синие штаны, короткий синий кафтан и овчинный тулуп; головной убор (кулах) из войлока, овальной или конической формы, чалма, под которой шапочка (аракчин).

Женский домашний костюм - рубаха, штаны, кофта и короткая плиссированная юбка, на улице носят широкие чёрные шаровары с пришитыми к ним чулками, чёрную чадру, закрывающую всю фигуру, лицо скрывают белым покрывалом (в Исламской Республике Иран чадру обязаны носить все женщины), обувь - туфли без задников. Мужчины часто носят европейский костюм из местной, в том числе верблюжьей, шерсти.

Пища - рис, мясо, овощные маринады, лепёшки, овечий сыр и молочные продукты, чай, фруктовые сиропы.

Особенно торжественно персы отмечают день памяти шиитского имама Хусейна (ашура, или шахсей-вахсей) - 10-е число лунного месяца мухаррама, в первые десять дней мухаррама устраивают траурные церемонии, религиозные мистерии (таазие). Из доисламских праздников отмечают Новый год (Ноуруз) в течение 13 дней после весеннего равноденствия с разведением обрядовых костров, народными гуляньями.

С богатым персидским фольклором связана классическая иранская поэзия (рубаи, газели и др.); бытуют эпические сюжеты и легенды о богатыре Рустаме и др.

Персидская империя была уничтожена, а ее столица – Персеполь – разграблена и сожжена. Последний из царей Ахеменидской династии Дарий III со своей свитой отправился в Бактрию, надеясь собрать там новое войско. Но Александру удалось нагнать беглеца. Чтобы не оказаться в плену, Дарий приказал своим сатрапам убить его, а самим - бежать дальше.

После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Для простых персов это было подобно смерти.

Ведь произошла не просто смена владыки, их захватили ненавистные греки, которые быстро и жестко стали заменять исконно персидские обычаи своими, а значит, совершенно чуждыми.

Даже приход племени парфян, который произошел во II веке до н.э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя сумело изгнать с территории древней Персии греков, однако и само попало под влияние их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык.

Но хуже всего было то, что храмы возводились по греческому образу и подобию. И большинство персов считало это кощунством и святотатством.

Ведь Заратуштра завещал их предкам, что поклоняться идолам нельзя. В качестве символа Бога нужно считать только неугасимое пламя, ему же следовало приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах.

Поэтому от бессильной злобы они все постройки эллинского периода называли «строениями Дракона».

Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н.э. Но, в конце концов, чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, и ему удалось свергнуть династию парфян. Этот момент принято считать рождением второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов.

В отличие от парфян, они всячески старались возродить ту самую, древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир. Но сделать это оказалось непросто, поскольку греческое засилье практически полностью стерло в памяти наследие Ахеменидов. Поэтому в качестве «путеводной звезды» для воспрянувшего государства было выбрано общество, о котором рассказывали зароастрийские жрецы. И так получилось, что Сасаниды попытались возродить такую культуру, которой в реальности и никогда не существовало. А во главе угла встала религия.

Но народ Персии с воодушевлением воспринял идеи новых правителей. Поэтому при Сасанидах вся эллинская культура начала быстро растворяться: храмы разрушили, а греческий язык перестал быть официальным. Вместо статуй Зевса персы стали возводить жертвенники огня.

При Сасанидах (3-й век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром – Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, где был изображен его триумф над римским императором Валерианом.

Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами. Вот только персы его существенно «причесали» под стать своей новообретенной культуре.

Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию систему орошения земель. При Сасанидах территория древней Персии, а также Месопотамия становится буквально пронизанной подземными водопроводами из глиняных труб (каризы). Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых с интервалом в десять километров. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие. В тоже время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.

Марина Баканова

Противостояние арабов и персов - давняя история. Так сложилось, что ислам, возникнув на Аравийском полуострове, быстро распространился за его регионы. В том числе - и Персидскую империю. На тот момент реально было два крупнейших политических игрока в регионе - Персия и Византия. И если Византия успешно придерживалась ортодоксальной ветви христианств (вплоть до активизации турков), то Персия разменяла зороастризм на ислам.

Однако, деление ислама на суннитские и шиитские течения дало первую трещину в отношениях арабов и персов. Более того, самой столицей исламского халифата очень быстро стал Багдад (персидская столица) и арабы оказались не у дел.

Это продолжалось довольно длительное время, практически до тех пор, пока арабские государства не избавились первоначально от турецкого владычества (Османской империи), а затем уже от английского и французского присутствия. Но и в это время ирано-арабские отношении строились на иранских условиях.

Все изменила нефть.

Стремительно богатеющие страны Залива оставили иранцев не у дел. И даже то, что Иран обладал более чем внушительными запасами «черного золота» ситуации уже не изменило. Особенно на фоне исламской революции в Иране и приходе ортодоксальных шиитов к управлению страной.

Единственное, что смягчало ситуацию - это умение арабских стран договариваться с Европой и Северной Америкой. И полное нежелание этого делать со стороны Тегерана. Иран пожелал независимости и в принципе получил ее, разменяв на многочисленные санкции со стороны международного сообщества. Чему несказанно обрадовался Эр-Риад, и моментально начал диктовать цены на рынке нефти. С Россией и Южно-Американскими поставщиками до поры до времени удавалось договориться.

Что же поменялось в ситуации, при снятии санкций с Ирана?

Новый игрок вступил на рынок, пока еще слабо и неуверенно, но тем не менее — успешно. Оголодавшая за время эмбарго, экономика Ирана может начать стравливать цены на нефть. Более того — Тегеран может предложить европейским странам и выгодные кредиты и уменьшить налоговое бремя внутреннего рынка.

Есть и еще несколько «но».

Человеческие ресурсы Ирана намного выше аналогичных в арабских странах. Собственно к этому привела политика «жадности». Не желая распылять нефтедоллары на эмигрантов из бедных стран арабы «закрыли» возможность получения гражданства. Собственных граждан у этих стран очень мало, большинство из проживающих в них - временные рабочие. А они не имеют ни особой возможности, ни особого желания служить в армии. Так и получается - что страны Залива имеют очень малочисленные армии, зато - хорошо вооруженные, за наличные деньги купить оружие не проблема.

В этом плане Иран имеет весомое преимущество в человеческом факторе, однако - эмбарго подорвало его возможности по закупке вооружения или развитию собственного производства. Снятие санкций и получение прибыли от продажи нефти позволит в довольно короткие сроки эту маленькую пропасть ликвидировать, при этом - численный перевес все равно останется за Ираном.

И в таком случае смешно не будет уже арабам. То, как персы умеют воевать, помнят поколениями и передают из уст в уста. А договариваться и идти на уступки арабам не очень и хочется. Власть - она глаза застит получше иной повязки!

Кроме того, есть крайне интересные особенности наложения фактора религиозного противостояния на карту ресурсов. Уникальность Королевства Саудовская Аравия в том, что правящая семья, а значит и те, кто обладает всей полнотой возможностей использовать природные ресурсы и получать с этого большинство прибыли - сунниты. Однако, районы нефтедобычи и нефтепереработки преимущественно шиитские. И это при том, что шиитское меньшинство в Королевстве в принципе носит характер второсортности и подвергается преследованиям как просто со стороны суннитов, так и со стороны шариатского суда и королевской семьи.

Абсолютно аналогичная ситуация и в Бахрейне. Более того - здесь шиитское меньшинство крайне радикальное и провоцировало акции неповиновения уже не раз. Вплоть до ареста лидеров и разгона демонстраций с помощью полиции и армии.

Усиление роли Ирана может спровоцировать рост суннитско-шиитской напряженности в регионе, или более того - к блокировке нефтяного крана. А это - деньги, на которые собственно арабские страны и существуют.

Попытка запугать Тегеран пакистанской ядерной бомбой провальна сама по себе. Во-первых, такая бомба накроет весь регион, самим арабским странам не посчастливится от ее применения, а уж если ветер повернет не в том направлении - то о безопасном проживании на исторической родине надолго можно будет забыть. Во-вторых, сам Иран небезуспешно давит на Пакистан путем поддержки белуджистанских сепаратистов. Так что - даст ли Исламабад бомбу в руки Эр-Рийяда? Честно говоря - маловероятно. Тем более - что и Пакистан тоже накрыть может. А самоубийц в этом государстве среди политиков нет.

Скорее всего - даже при сильном давлении Пакистан будет отнекиваться и отговариваться. Благо - пакистанцы действительно умеют «тянуть резину» на абсолютно пустом месте.

Более того. Снятие санкций с Ирана было в первую очередь выгодно США. В условиях падения собственных рынков и развала экономики Вашингтон не постесняется «залезть в карман ближнего своего». В данном случае - обогатиться на Иране, за счет падения экономики КСА. Выгодно, безопасно и удобно, поскольку заставит впредь Эр-Рийяд лучше прислушиваться к голосу Вашингтона.

Могут ли иранцы и арабы восстановить отношения? Сложно ответить однозначно. Народы разделяет многовековая вражда - и политическая, и экономическая, и религиозно-национальная. Слишком много обид и вековых споров, распрей, недопонимания... И в принципе - даже если бы и случилось чудо и страны вдруг «загорелись» желанием дружить, то это все равно вряд ли бы получилось. Американская политика правит под лозунгом «разделяй и властвуй», а значит - любые переговоры оказались бы так или иначе сорванными.



Рассказать друзьям