Можно ли вылечить дцп. Что такое ДЦП, какие признаки у этого заболевания и как его лечат? Что будет если не лечить дцп

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рада снова видеть вас, мои хорошие! Сегодня хочу поднять непростую тему. Главным образом, сложной и болезненной она будет для тех, в чьей семье растёт «особенный» ребёнок. Я говорю о детках, больных ДЦП. Этот недуг поражает малышей всё чаще и порой поражает своей жестокостью по отношению к ним. К сожалению, иногда от таких детишек ещё в детдоме отказываются родители, зная, что будут обречены на пожизненные мучения с «неполноценным» ребёнком, который всегда будет нуждаться в помощи и поддержке, а также лечении.

К счастью, таких родителей меньшинство, основная часть всё же решает бороться с диагнозом-приговором, лечить, выхаживать, и, главное – любить своё чадо несмотря ни на что, веруя в силу родительской любви как в главное и самое действенное лекарство. И, знаете, чудеса иногда случаются! На вопрос, можно ли вылечить ДЦП у ребёнка, которым задаются многие мамы, постараемся сегодня найти ответ.

Вы в группе риска

Детский церебральный паралич – это не только нарушения двигательных функций. Всё гораздо глубже. В первую очередь эта болезнь поражает центральную нервную систему. Из-за её серьёзных нарушений и возникают характерные подёргивания, неумение сохранять равновесие, неровная походка, затруднённая речь и задержка умственного развития.

Как видим, болезнь бьёт маленького человечка со всех сторон, а он едва ли может противостоять этим ударам. Да и как, если и стоять он ещё толком не умеет, а может, и никогда не научится. Обычно мамы узнают, что у их крохи ДЦП, ещё в роддоме. Однако заболевание может проявиться и не сразу. Так было у одной моей знакомой. Родив прекрасного карапуза, она в течение 10 месяцев и не догадывалась, что её сынишка тяжело болен.

Сыграла роль и низкая квалификация и невнимательность врачей. Теперь они усиленно лечатся за границей, а в соцсетях сильная мамочка выкладывает фотографии с их маленькими достижениями, которые так тяжело даются: научились сидеть, обнимать маму, собирать пирамидку. Для родителей малышей с ДЦП эти обычные для здоровых малышей действия – это огромные шаги к победе над жестокой болезнью.

Больной малыш может родиться и у совершенно здоровой матери: при недоношенности, многоплодной беременности, предшествующих абортах. К факторам риска относится порок сердца роженицы, сахарный диабет, а также токсоплазмоз, энтеровирус, гепатит, хламидиоз, а также длительная внутриутробная гипоксия плода. Как говорится, никто из нас не застрахован, поэтому вопрос лечения ДЦП у малышей так или иначе касается каждой мамочки.

Делать ли операцию

Полностью вылечить это заболевание нельзя. Так утверждают опытные и квалифицированные медики. Но известны реальные примеры, когда ребёнок, чуть ли не приговорённый к пожизненному передвижению на инвалидной коляске, выучился ходить, причём его походку не отличить от походки здоровых детей, да и в учёбе он преуспевает не хуже.

Это можно назвать настоящим чудом, но ведь они и правда имеют место быть в нашей жизни. Главное – вовремя, ещё на ранних сроках начать лечение. Оно должно быть комплексным, включать различные физиопроцедуры, ортопедическую терапию, при необходимости можно и нужно решиться на хирургическое вмешательство. Обычно такие операции успешно проводят за рубежом.

Медики утверждают, что оперировать ребёнка можно примерно в 5-10 лет, когда костная система уже сформировалась. Иногда физиопроцедуры, хотя и дают заметный результат, не освобождают малыша от чрезмерного напряжения мышц, а это влечёт деформацию и обездвиживание суставов. В России немало хороших клиник с грамотными специалистами, имеющими опыт подобных операций. Их пациентов сейчас и не отличить от здоровых детей.

Главное лекарство

И всё же главный врач больного ДЦП ребёнка – его мама. Сила её веры и любви способна поднять ребёнка на ноги, в прямом и переносном смысле. Воспитывать такого «особенного» ребёночка – огромное испытание, которое требует терпения и упорства. Нужно развивать и разрабатывать не только мышцы, но и речь, которая тоже сильно страдает в некоторых случаях заболевания.

Важно адаптировать малыша к современному, иногда очень жестокому обществу, научить его общаться и не обращать внимания на насмешки и бестактные взгляды. Сейчас многие дети с ДЦП учатся в обычных школах, вузах, получают хорошие специальности и становятся настоящими выдающимися личностями.

Поэтому диагноз ДЦП – ни в коем случае не повод опускать руки и запускать заболевание. Да, его лечение это огромный труд и для ребёнка, и для мамы, как в физическом, так и в моральном плане. Но только тот, кто верит и действует, бывает вознаграждён.

Не так давно я делала интервью с парнем-инвалидом. Его в нашем маленьком городке знают многие. Зовут Павел, ему 25 лет, его плохо слушаются руки и ноги. Паша без усилий ездит на велосипеде, даже зимой в лютый мороз. Работает программистом в местной библиотеке, и является на работе всеобщим любимчиком. Позитивный, коммуникабельный, голубоглазый парень, живёт абсолютно полноценной жизнью, собирается жениться и мечтает научиться водить машину. И знаете, я почему-то уверена, что у него всё получится.

Другой пример – моя коллега. Девочка с ДЦП работает в нашей редакции газеты…верстальщицей. А это, между прочим, кропотливая и сложная для рук работа, на которую её взяли даже без испытательного срока. О болезни напоминает лишь её неровная походка, но мы давно не обращаем на эти мелочи внимания. У неё много друзей и огромные планы на будущее. Жизнелюбия и целеустремлённости в этих людях побольше, чем в нас, здоровых.

В этом немалая заслуга их родителей. А ещё массажистов, терапевтов, педагогов и близких людей, которые шаг за шагом по сей день помогают им побеждать болезнь. ДЦП закаляет и детей, и их родителей, рождает в них такую силу духа, которой можно только позавидовать. А сила духа, как известно, порождает крепость телесную. Вот такая взаимосвязь.

Чудеса случаются

Расскажите о своих маленьких победах, мы порадуемся вместе с вами, а кто-то возьмёт на заметку ваши упражнения и методы. Знайте, мы всегда рядом, и для нас не бывает чужих детишек. Приглашайте подруг, сестёр и знакомых вступать в наше «мамино братство». Делитесь ссылкой на публикации в соцсетях. С нетерпением жду в наших кругах новеньких и, конечно, вас, постоянные читательницы. До новых встреч!

— Надо менять мировоззрение. ДЦП — это неизлечимое заболевание, его вылечить невозможно. Но можно и нужно научить ребенка и его родителей жить с этим недугом, — говорит Вера Змановская.

Вера Анатольевна — детский невролог, главный внештатный детский реабилитолог депздрава Тюменской области, главный специалист по детской реабилитации Минздрава РФ в Уральском федеральном округе.

Уже четвертый год под ее руководством в Тюмени происходит нечто необычное: государство строит правильную, передовую систему помощи детям с ДЦП на уровне региона. С выработкой маршрута длительной помощи каждому ребенку, с обучением родителей, с применением доказательных методов и даже с мобильным приложением, которое рассчитывает план врачебных действий в зависимости от степени и динамики нарушений у ребенка. Такого нет ни в Москве, ни в Петербурге. Для столиц это пока недостижимая мечта.

Реабилитация на доказательных принципах

— Вера Анатольевна, расскажите, что именно вы меняете в модели помощи детям с ДЦП в Тюмени?

— На протяжении последних 4-х лет мы пытаемся пропагандировать европейскую модель помощи детям с ДЦП. Моделей много — есть американская, есть австралийская. Но мы взяли за основу европейскую модель, перевели ее и пытаемся следовать принципам наблюдения за детьми с ДЦП.

Согласно этой модели, любая реабилитация ребенка с ДЦП должна основываться на четко-доказательных принципах. Это должны быть доказанные и эффективные методы лечения — Европа по-другому деньги тратить и не будет.

Эта модель показалась нам очень интересной. У всех детей, прежде чем брать их на реабилитацию, мы должны обязательно оценить реабилитационный потенциал. Потенциал ребенка сегодня великолепно оценивается. По той системе классификации, которая есть везде в мире, и которую мы очень тяжело, с трудом, но пытаемся понять в России.

— Что это за классификация?

— ДЦП имеет разные степени тяжести. Еще с 1997 года все европейские врачи следуют й системе классификации глобальных моторных функций. К сожалению, у нас в России она была принята официально только в 2014 году. Это очень серьезная шкала.

В этой классификации потенциал детей с ДЦП делится на V уровней моторных функций, и каждый уровень еще делится на возрастные периоды: 1,5-2 года; 2-4 года; 4-6 лет; 6-12 лет и 12-18 лет.

Европейская система классификации – потенциал детей с ДЦП делится на V уровней. Фото cerebralpalsy.org.au

По этой шкале мы можем определить уровень двигательных нарушений уже в полтора года. И когда мы выставляем уровень моторных функций, система классификации прописывает все этапы развития ребенка до 18 лет.

Движение развивается по своим закономерностям. Если ребенок имеет I уровень движения, поставленный в полтора года, он имеет шансы 100-процентного овладения самостоятельной ходьбой до 2-х лет. Если ребенку выставляется II уровень, то значит он имеет шанс самостоятельно пойти до 4-х лет.

Если у ребенка III-V уровень нарушения моторных функций, то такой ребенко самостоятельно не пойдет, но дети III уровня могут пойти с дополнительными средствами реабилитации, дети IV уровня смогут сидеть с поддержкой. V уровень — это только лежачие дети, которым подвластно только удержание головы.

Дети IV-V уровня везде в мире сегодня переведены в статус паллиативных больных. И, видя ребенка в 1,5-2 года, мы можем уже прогнозировать его реабилитационный потенциал и понимать, какие методы реабилитации можно применить. Если речь идет о детях IV-V уровня, то реабилитация тоже осуществляется, но по другим принципам.

На большой группе пациентов нащи канадские коллеги показали, что дети разных уровней движения достигают максимума своего двигательного развития в определенный срок. Например, I уровень - это хорошо ходячие дети, которые достигают потолка своего уровня движения приблизительно в 4,5-5 лет, как и здоровые дети. Может быть они неправильно ставят ногу, имеют какие-то проблемы с координацией, но это дети, которые будут бегать, прыгать, заниматься спортом.

Дети III-IV уровней движения достигают максимум своего развития уже в 3,5-4 года, и мы уже о какой-то активации движения или какой-то стимуляции опорно-двигательного аппарата даже не говорим, потому что закономерности нас ограничивают этим сроком. Дети V уровня движения достигают двигательного потолка к 2,5-3 годам.

Эта система классификации помогает нам, врачам, когда мы аргументируем родителям исчерпание реабилитационного потенциала. Ведь сказать: «Ваш ребенок никогда не будет ходить» и не вложить в это ничего кроме эмоций, это неправильно, родители просто обидятся и уйдут.

«Заплачу любые деньги, только поставьте на ноги!»

— Вот приезжает мама издалека. Ребенку 8 лет, он «лежачий». Мама готова платить деньги любым частным структурам, которые ее убеждают: «Дайте только нам года два или три, и ребенок обязательно будет ходить самостоятельно». И мама, хватаясь за эту соломинку, слепо верит в эти обещания и ставит все состояние семьи на карту, продает квартиру и машину, все, что угодно, берет кредиты, они едут в эти центры и лечатся, а, в конце концов, не получают ничего, потому что закономерности движения никак не обойдешь.

Они приходят к нам, и мама говорит: «Научите ребенка хотя бы сидеть». Но если у него V уровень глобальных моторных функций (самый тяжелый), даже этого нельзя обещать сделать. Единственное, чем можно помочь, это улучшить контроль головы, может быть, улучшить захват руки, какие-то коммуникативные функции ребенка увеличить. У такого ребенка нужно бороться со вторичными ортопедическими проблемами (сколиозом, вывихом бедра, контрактурами).

Когда мы говорим о паллиативных детях, надо понимать, что основной принцип реабилитации для них — это накормить, чтобы они не голодали, чтобы в весе нормально прибавляли, и придать правильное положение телу в течение суток, чтобы предупредить образование вторичных осложнений. Вся реабилитация должна заключаться только в этом.

Формы ДЦП, в зависимости от затронутых областей мозга. Фото neurodoc.ru

Основное, что мы рекомендуем такому ребенку — это снять боль, снять спастику, мы рекомендуем хорошие технические средства и советуем хорошо наладить питание ребенка (при тяжелом ДЦП это проблема). Вы знаете, ситуация меняется сразу же в семье, потому что у ребенка улучшается настроение, он перестает болеть, он накормленный, он перестает ломаться, потому что мы предотвращаем привычные патологические переломы. И мама уже не желает каких-то перемещений по стране и по миру в поисках волшебной реабилитации, потому что она видит нормальное, хорошее качество жизни ребенка.

Мы пытаемся говорить об этой системе классификации с родителями, у нас есть школы для родителей, где мы очень подробно разъясняем ее. Конечно, не все хотят принять эту информацию, потому что где-то внутри у каждого родителя теплится надежда, что ребенок пойдет. И когда мы определяем уровень двигательного развития, и мама понимает, о чем идет речь, не каждая может сразу принять эту информацию. Но все-таки потом соглашаются. По крайне мере, у нас есть четко аргументированные, определенные слова о том, что этому ребенку показано и что может предотвратить осложнения, которые могут привести к мучениям и смерти ребенка.

— Вопрос, который, наверное, задает вам любая мама, узнавшая про диагноз ДЦП у своего ребенка, – можно ли это вылечить?

— Это неизлечимое пока заболевание. Если копнуть глубже, откуда вообще берется ДЦП? Это нарушение управления движением, в первую очередь, нарушение антигравитационной системы. Мы, живя на планете Земля, жить без этой системы не можем. Мы сопротивляемся силам гравитации. Есть целые этажи в нашем мозге, которые помогают намбороться с силами гравитации. Это средний мозг, подкорковые ядра, мозжечок, кора. Если все это цело, то связи работают качественно, тогда мы хорошо боремся с силами гравитации, все в норме. Но как только происходит какое-то поражение мозговых структур – из-за гипоксии, инфекции и проч., могут запуститься механизмы разрушения.

Вот у недоношенного ребенка образовалась лейкомаляция головного мозга, то есть, разрушение мозга вокруг желудочков — это белое вещество, та часть мозга, где идут пути, например, от коры головного мозга к двигательным нейронам, мышцам, и если этот путь атрофирован, разрушился или даже частично разрушился, то качественного выполнения этой функции уже быть не может. То есть ДЦП это не проблема мышц, это проблема мозга. Если в мозге мы видим серьезные структурные повреждения, то в первую очередь пострадает качество движения.

Реабилиационный центр должен научить родителей

— Родился ребенок, отличающийся от обычного. Как сделать так, чтобы мама не осталась один на один с проблемой? Она не знает, к кому ей обращаться. Как сделать так, чтобы она имела четкую схему действий?

— Я расскажу на опыте нашего региона. У нас один на один мама никогда не останется с этой проблемой, благодаря тому, что есть определенные административные, организационные шаги в работе нашего медицинского сообщества.

Например, рождается ребенок с проблемой, но как узнать, это ребенок будет с ДЦП или ребенок, просто у которого есть некоторые проблемы?

Раньше годовалого-полуторагодовалого возраста специалист не имеет права говорить о таком диагнозе, потому что есть определенный ресурс восстановления нервной ткани.

Мы даже не можем предположить, какой это будет уровень движения. Может и будет проблема, но какого уровня никто не может сказать.

Но есть группа риска: если ребенок родился недоношенным, или доношенным, но с меньшей массой тела, чем предполагалось, если ребенок перенес внутриутробно какую-то инфекцию, или он после родов перенес какую-то инфекцию, которая серьезно влияет на структуру мозга, например, менингит, это может быть и гемолитическая болезнь, по системе AB0, по резус-фактору.

О таких детях в Тюмени мы сразу узнаем. Выписав детей группы риска домой, мы определяем им маршрут, эти дети обязательно должны прийти к нам в государственнный реабилитационный центр «Надежда». Более того, любая мама, если она видит, что что-то не так, может обратиться к нам в центр, абсолютно бесплатно, по направлению.

Комиссия врачей центра, в том числе неврологов, определяет: есть проблема у ребенка или беспокоиться не надо. Порой мы сами не можем сразу сказать, будут ли дальше проблемы в каком-то объеме, поэтому эти дети приглашаются еще раз — месяца через три. Так что мы наблюдаем группу риска с рождения.

Бывает, конечно, что мама приходит первый раз, когда ребенку уже год. У ребенка двигательная задержка, а она говорит: «Ну авось само пройдет, да у соседки так же все было, все потом нормально было». Ищет себе оправдания.

— А какова роль родителей в процессе реабилитации ребенка с ДЦП?

— Считается, что самое главное, на чем строится реабилитация ДЦП, это терапия движения. Понятно, что движение занимает в жизни очень важное место, а уж ребенок, который имеет двигательные проблемы, обязательно должен заниматься движением ежедневно.

Но никакого здравоохранения никогда не хватит, чтобы 365 дней в году поддерживать двигательную активность детей. Родители правильно понимают, что заниматься с ребенком нужно постоянно, но думают, что это должен сделать какой-то инструктор или физиотерапевт. Ищут все новые и новые курсы реабилитации. Государственное здравоохранение может предложить терапию лишь 1-2 раза в год, и родители обращаются ко всем, включая депутатов и фонды: «Нам надо туда курс, сюда курс».

Мы должны менять это мировоззрение. Специалист должен показать, как это делать, научить родителей, а родитель должен продолжать занятия. Когда у ребенок осваивает какое-то более совершенное движение, специалист дает новые задания. Для этого и существует реабилитационный центр, где специалист говорит родителям, что и как делать.

— Это было изначальной установкой вашего центра «Надежда»?

— Нет. И у нас был период, когда мы посылали детей «лечиться», например, в Израиль. Но мы прекрасно понимали, что денег не хватит, чтобы всех детей куда-то посылать из регионов. Со временем пришли к тому, что создавать надо что-то здесь. Сейчас есть такая тенденция — деньги региона должны оставаться в регионе. Это правильно.

Я работаю в центре «Надежда» (официальное название — ГАУЗ ТО «Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр «Надежда». — прим. ред.) с 1992 года, в должности заместителя главного врача с 2001 года. Вся моя научная деятельность была посвящена методикам работы с ДЦП, поэтому здесь мы смогли организовать врачебную отборочную комиссию, когда три раза в неделю мы ведем прием, и дети Тюмени и области приезжают к нам с любыми проблемами – ортопедическими, неврологическими, психопатологией и мы подбираем оптимальный маршрут реабилитации для этого ребенка, учитывая те факторы, о которых мы говорили раньше.

Секрет иппотерапии: в движении есть смысл

— Сегодня мы, в частности, развиваем иппотерапию. Никто не выздоровеет от этой терапии, но это — определенный тип стимуляции движения. Если ребенка даже с тяжелым уровнем ДЦП посадить в седло лошади или даже без седла посадить на лошадь, то за счет температурного воздействия (лошадь горячее человека), расслабляются мышцы, и ребенок может чувствовать себя лучше. Удержать себя на лошади всегда сложнее, чем просто лежать на кушетке, поэтому включаются механизмы антигравитации, это более шоковые включения, которых мы не можем добиться на гимнастике, ну и общение с животными – это позитив.

Даже если ребенок будет ездить 2 раза в неделю на иппотерапию, у него появится мотивация к движению, потому что без мотивации не существует движения.

Нет движения ради движения! Можно тысячу раз совершить разгибание локтевого сустава, ребенок никогда не поймет, для чего ему это надо. А если он будет тянуться за игрушкой или пытаться накормить себя, то есть двигаться ради чего-то, это обязательно будет иметь закрепление в голове, и иметь какое-то практическое значение.

— В первую очередь, человеческие взаимоотношения играют роль. Вот скажите, кому бы вы поверили? За что вы человека выбираете себе в друзья? Наверное, человек должен быть открытым, честным и правдивым, да?

Заходит пациент на прием, ты должен убедить человека в правильности того, что ты сказал. Это сложно сделать человеку, который не смотрит в глаза, которого интересуют только бумажки, и не интересует человек.

Если заносят ребенка с V уровнем, он лежит без движения, и врач начинает говорить о нем в третьем лице, тогда к нему не будет нормального отношения, как к врачу. И мы должны понимать, что ребенок может понимать, о чем говорят.

Это самое важное — расположить к себе. А если ты не знаешь имени матери, то говорить и обращаться к тебе вообще бесполезно.

У нас отношения с родителями выстраиваются как с очень хорошими друзьями. Они могут позвонить мне в любое время, я могу даже фамильярно где-то поговорить, процесс убеждения — как со своими детьми должен быть. Но что бы так делать, надо быть очень компетентным, очень грамотным в профессиональных вопросах.

Вы должны уметь честно сказать, что ребенок не пойдет из-за проблемы в тазобедренном суставе, и когда ваше мнение совпадет с тем, что мама прочитает в компетентных источниках, то это будет многого стоить.

Врачи: хорошие или плохие?

— Почему у нас в России есть «хорошие» и «плохие» врачи? Потому что нет стандартов. Например, приходит мама ребенка с ДЦП к врачу на прием, и он говорит, глядя на снимок тазобедренного сустава: «Ну у вас тут все неплохо, оперировать не надо». Приходит к другому врачу, и тот говорит: «Обязательно надо оперировать!»

Естественно, что маме ближе, чего она больше хочет, то она и выберет. Но это неправильно! Существует определенный стандартный доказательный критерий, который четко говорит, когда нужно оперативное лечение. Но у нас в России такие критерии не используются. У нас навскидку, потому что врач «так думает», а когда мама идет проверять у другого врача, он скажет, что «думает вот так». Но не может быть вот этого «я думаю». Должно быть четко стандартизированное системное наблюдение.

Если индекс миграции головки бедра из вертлужной впадины более 40%, то это стопроцентные показания для оперативного лечения. Это везде в мире отработано. Если мы видим, что вот уже 40% миграции, мы маме честно говорим, что после 40 % никакого самовыздоровления быть не может, весь мир это доказал. И когда это не «мое мнение», когда это мнение давно доказано медицинским сообществом, у матери возникает гораздо больше доверия.

У нас в регионе у каждого врача есть мобильное приложение — шведская программа, в которую мы загружаем данные.

Например, ребенок IV уровня по системе глобальных функций, шеечно-диафизарный угол — 150 градусов, индекс миграции 35% и ему 8 лет, компьютер считает и выдает результат — ситуация стабильная. Можно поменять любое вводное, например, ввести другой возраст, результат сразу изменится, риск вывиха станет равен 30%. Программа сразу покажет, что надо делать с ребенком.

Я даю маме указания, упражнения. Мама приходит через полгода, показывает новый снимок и там индекс миграции уже 40%, я говорю: «У вас же было 35, а сегодня уже 40, делали вы то, что я говорила?» И мама отвечает — нет, ребенок плакал, не давался. Я честно скажу такой маме, что это слабость, ее жалость навредила ребенку.

А когда это всего лишь «я думаю», никого это никогда не убедит. Вам нравится один цвет, мне нравится другой. «Я поеду в Китай, потому что там лучше лечат». Там не лучше лечат, там делают то же самое, только интенсивно, то, что мама в принципе должна делать дома сама, то есть, гимнастику 4-6 часов, растяжки. Это должно быть прописано каждый день, это — великий труд мамы, а там инструктор за деньги это делает. Легче же поехать и за деньги это сделать, чем дома этим заниматься. Вот проблема-то в чем.

Дайте мне объединяющее звено

— Вы говорили о мультидисциплинарой команде, которая у вас работает с детьми, это — невролог, ортопед, реабилитолог, физиотерапевт, психиатр. А как вам удалось создать такую команду, которая работает вместе?

— На бумаге это все давно прописано. Но мы можем тысячу раз говорить, что мы — мультидисциплинарная команда и перечислять невролога, ортопеда и т.д., а они могут работать каждый сам по себе. Например, специалисты должны работать в одном месте - это очень важно, потому что если один работает в одном конце города, а другой – в другом, и эти люди не знакомы между собой, и они владеют разными методиками, то они никогда не договорятся.

Главная идея этого всего — специалисты должны договориться между собой, кто и что делает и на каком этапе.

Расскажу на примере, когда ребенок прооперирован по поводу ДЦП. Проводится тяжелейшая операция, одномоментное многоуровневое ортопедическое вмешательство, на трех уровнях рассекаются кости, удлиняются мышцы, ему одну ногу делают 6 часов, через две недели другую, потом ребенок должен пойти в реабилитацию. Как все надо организовать, чтобы все прошло правильно, и он в течении двух лет восстановил движение?

Чтобы попасть на операцию, у ребенка должен быть нормальный статус питания, потому что иначе ему никогда не восстановиться после операции, и он должен иметь нормальный респираторный статус, его должен обследовать педиатр, ортопед, эндокринолог, диетолог, гастроэнтеролог. Они могут каждый по-своему обследовать, но, если они не переговорят между собой, они не смогут решить, что приоритетом является белково-энергетическая недостаточность и ребенка прежде всего надо накормить, надо поставить ему гастростому. А значит надо связаться с хирургом, который эту гастростому поставит, и связаться с тем, кто ее должен купить, потому что она стоит денег и не все учреждения могут обеспечить ее, а через эту гастростому нужно вводить питание, которое стоит 1000 рублей в сутки. И чтобы найти эти деньги, надо связаться с благотворительными фондами.

Если специалисты между собой не договорились, то грош цена будет любой рекомендации. Должно быть какое-то организующее звено, наверное, это должно быть какое-то одно учреждение, которое объединит это все, и врач-куратор, который всех координирует.

Предположим, я - это объединяющее звено. Я вижу все рекомендации, которые дали специалисты. Я должна критически отнестись ко всем рекомендациям, и я понимаю, что на этом этапе реально найти деньги, сделать гастростому, найти питание, ребенка накормить, проследить его в течении полугода, и организовать ему поездку на оперативное лечение. Это — первый этап.

Ребенку сделали операцию, и он приезжает домой. Для того, чтобы ребенка вести в послеоперационном периоде, ему нужны ортезы. Для того, чтобы они появились, они должны быть прописаны в ИПР, потом надо простоять определенное время в очереди, и только потом получить. Порой может пройти от 6 до 12 месяцев, чтобы получить то, что тебе необходимо. Но если ребенок прооперирован, то через 6 недель ему снимают гипс, и нужен ортез, если его нет, все хирургические вмешательства сходят на нет.

Куратору, который объединяет эту мультидисциплинарную команду, нужно проработать этот маршрут. Для того, чтобы обмануть нашу медленную бюрократическую машину, мы должны узнать, что ребенок прооперирован, в этот же день. Мы даем родителю памятку, где прописано: если ваш ребенок прооперирован, то вы должны сегодня же позвонить диспетчеру в центр и сказать, что вам сделана операция.

Этот диспетчер должен принять информацию и передать ее в протезно-практическое предприятие, там уже знают об этом пациенте, какая-то квота должна быть для него оставлена. И вот ребенок приезжает к нам, ему надо уже снять гипс, и сделать слепок, чтобы сделать ортез, но ортез же за сутки не сделаешь, это делается минимум две недели. А за две недели уже можно все потерять. Поэтому снимается гипс, но только половина, делается заготовка — слепок с ноги, и снова надевается лангета, и две недели он еще живет в лангете, чтобы удержать эффект операции. И в этот момент все финансовые вопросы уже отработаны. Ровно через 4 недели он должен попасть к нам на комиссию.

Здесь опять включается наша команда. Потому что если мы все по разным кабинетам его посмотрим, то каждый решит, что надо, но этого будет недостаточно. Потому что каждый раз мы решаем индивидуально задачу — этот ребенок больше реагирует на боль, у этого проблема пролежней, например, у этого спица начала выходить, здесь надо медикаментозную коррекцию провести лучше, нерв, например, растянулся под гипсом и парализовался, его надо восстановить.

Здравствуйте дорогие друзья и уважаемые гости блога www.сайт! В этой статье я расскажу вам о детях с ДЦП (детский церебральный паралич). Побудило меня написать об этом, одно письмо моей читательницы, которая просила о помощи и совете лечение ДЦП в домашних условиях. Ее девочка, в свои 2 года не сидит и не ходит, и эффекта от традиционного метода лечения пока еще не наблюдается.

Это письмо я не могла просто так и отложить в дальний ящик неизвестно на какой срок. Ведь у меня самой младший сын, тоже имеет это заболевание с рождения. Сидеть начал в 1,5 года, а в два года начал по немногу передвигаться. Именно в этом возрасте и поставили ему такой диагноз – спастический правосторонний гемипарез, на фоне резидуального периода перинатального поражения центральной нервной системы сложного генеза.

А теперь давайте познакомимся с детьми имеющими такой диагноз, так как у всех он проявляется по-разному.

ОПЦНС (ДЦП) – органическое поражение центральной нервной системы.

Данную методику лечения применил в лечении таких больных доктор медицинских наук Владимир Андреевич БАНДУРИН . Эффект приносит потрясающие результаты.

В комплекс данной методики входит лечебная физкультура, состоящая из 30 упражнений и комплекса массажа из 60 упражнений, а также курс Залмановских и су-джок. Конечно, в домашних условиях все это выполнить не возможно. Но вылечить ребенка с ДЦП оказывается можно! И это доказывают отзывы людей, прошедших лечение методики дцп Бандурина.

Записаться на прием к доктору В.А. Батурину можно по адресу г. Новокубанск, Краснодарского края. Первые две недели доктор с больным занимается сам, мама только смотрит. Далее мама занимается с ребенком сама под руководством доктора.

Методика лечения ДЦП

Данная методика утверждает, что основными лекарями должны стать родители с помощниками силы природы, силы духа и силы знаний!

Именно родители только могут вылечить своего ребенка, а не тот или иной врач. Бандурин говорит, его основная задача – это обучить родителей, как? и что делать? Потому что на больного ребенка с ДЦП родители должны тратить весь свой световой день и ни минуты на себя, ежедневно! А это очень тяжелый труд, поэтому мало кто пользуется данным методом.

Еще раз хочу отметить, под «ежедневно» присутствуют некоторые ограничения:

Мамам нельзя заниматься с ребенком в воскресные дни, по большим церковным праздникам, за 5 дней и после критических дней, и в сам этот период. В это время лучше с ребенком заниматься отцу или родственникам ближайшего окружения.

Если следовать всем правилам данной методики, гарантия выздоровления ДЦП:

  1. До 10 лет – 100%,
  2. С 10 летнего возраста – 90-95%.

Больных с дцп можно разделить на 3 группы: истинное (10%), приобретенное (10%) и родовые травмы (80%). Многие врачи утверждают, что ДЦП – не лечится. Но это неправда! Все лечится, если очень сильно захотеть и раньше начать заниматься.

  • Ни в коем случае таким детям нельзя причинять боль! Существуют даже такие методики, которые действуют именно через боль. А это недопустимо! Нельзя также делать ручной силовой массаж. Общепринятый массаж противопоказан таким детям.

Даже по личному опыту могу сказать. Мы с сыном раз в год обязательно проходим курс лечения в реабилитационном центре. И вот постоянно встречаются нам разные массажисты, одни утверждают, что нужно тщательно и глубоко выполнять массаж на спастических местах. Другие врачи делают наоборот, и это считаю самое правильное решение.

У спастических органов мышцы и без того скованны, а под действием силы и боли они будут еще сильнее стягиваться.

  • Изменять последовательность упражнений категорически запрещено!

Сначала мы делаем три упражнения и работаем с головой. Потом, идут упражнения с ногами, и в последнюю очередь работаем с ручками. Детям до 3-х лет на каждое упражнение следует уделять не менее 30 секунд, более старшим детям (14 летним) – до 3-х минут.

  • У большинства врачей существует такая ошибка – назначать препараты больным всем подряд как под копирку одно и то же. А это, ни под каким видом нельзя допускать. Все детки разные.

Противопоказаны такие медикаментозные препараты, как – кавинтон, ноотропил, инстенон, пирацетам, церебролизин. Есть ограничение в приеме кальция и лечение стволовыми клетками.

Доктор рассказывает, что он в своем лечении старается как можно дальше уходить от химии, потому что у большинства препаратов имеется куча побочных явлений. Например, прием церебролизина, который является мозговым метаболитом, может способствовать развитию у ребенка ожирения и привести к эпилептическому синдрому.

Тут хочу стразу упомянуть про личный опыт, моему сыну вначале тоже постоянно прописывали этот препарат, а потом случились первые приступы. После консультации невропатолога, нам теперь запретили строго применять этот препарат.

Вместо церебролизина доктор применяет лидазу. Лидаза – великолепное рассасывающее средство. Обязательно назначаются такие мочегонные препараты, как диакарб (для снятия внутричерепного давления, одной из причин которого является плохая работа почек).

Для разжижения крови можно применять трентал (у него нет почти побочных явлений), а не аспирин, с которым нужно быть очень осторожным. Для расширения сосудов применяют никотиновую кислоту.

Вместо мочегонных препаратов можно использовать народный рецепт Куреннова – отвар петрушки на молоке.

Взять 800 грамм хорошо промытой, изрезанной петрушки, залить 2-мя литрами коровьего молока. Томить в эмалированной посуде (но не кипятить), пока не останется 1 литр. И давать ребенку в течение дня по 1 чайной ложке.

Сходит в туалет по маленькому, снова дать. Так и выводится лишняя вода из организма. Также лечится гидроцефалия, так как петрушка отлично снижает внутричерепное давление. Еще отличное мочегонное средство – это отвар льняного семени, оно очень помогает при почечных коликах и действует как обволакивающее средство при воспалении желудочно-кишечного тракта.

  • Противопоказаны такие упражнения как прыжки с высоты, кувыркание, подъем тяжестей, висение на турнике.

Правила правильного питания

  1. Для таких детей особое внимание следует уделить правильному питанию. В принципе детям с таким диагнозом можно давать все: фрукты, овощи, рыбу. Особенно жизненно необходимо обеспечивать таких детей молоком, и даже не коровьим, а козье молоко. Мало кто знает, что корова, также как и человек может болеть язвой и несварением желудка, или гастритом, а вот коза ничем никогда не болеет!
  2. Очень полезен сок из весенних растений , крапивы, ревеня и березовый сок.
  3. Очень благотворно влияют на организм ребенка бобовые растения: горох, фасоль, также – изюм, курага, мед с грецкими орехами. Вот замечательная смесь, которую необходимо ежедневно натощак давать ребенку: грецких ореха размешать с 4-мя ст. л. меда.

Не каждый ребенок, будет с удовольствием, есть эту смесь, но она очень полезная. В ней содержатся все необходимые для мозга вещества и аминокислоты. К примеру, мед является шикарным успокаивающим «наркотиком», к которому организм никогда не привыкнет.

Упражнения для детей с ДЦП

Конечно, можно сказать для каждого ребенка предусматриваются отдельные индивидуальные упражнения. На блоге есть отдельная статья: . Но кроме этих упражнений существуют такие простые эффективные приемы, которые необходимо регулярно выполнять каждому ребенку. Также любая мама без труда может их освоить и заниматься дома со своим малышом. В любом случае вреда от них не может быть, а только польза!

Перед и после занятия с ребенком мама должна тщательно мыть руки. Затем перед каждым упражнением, ладони рук нужно растирать, чтобы они были теплыми. Затем приступаем к голове.

Упражнения с головой

  1. Раздвинутые пальцы обеих рук накладываются на голову так, чтобы сонная артерия проходила между указательным и средним пальцами. Стараемся очень легко производить нажатия подушечками пальцев – 4 раза.
  2. Берем головку ребенка и ложем на левую свою ладонь. Подушечками пальцев легкими движениями растираем от основания черепа к затылку. Далее меняем ладони. Упражнение выполняем также не менее 4 раз.
  3. Левую свою ладонь ложем ребенку на лоб, а кулаком правой руки, легко натираем от основания черепа к затылку – 4 раза.

Упражнения, в которых задействованы ноги ребенка

  1. Делаем массаж пальцев ног. Круговыми вращательными движениями пальчиков ног сначала в одну сторону, потом в другую – по 5 раз каждую стопу.
  2. Держим пятку ребенка одной рукой, другой рукой разминаем пальчики ног – от себя к себе – по 7 раз каждую стопу.
  3. Левой рукой обхватываем стопу ноги и раскрываем ее, а кулаком правой руки натираем снизу вверх – по 10 раз.
  4. Костяшкой фаланги большого пальца слегка постукиваем вокруг лодыжки – от 30 сек. до 3 мин в зависимости от возраста ребенка.
  5. Есть больные дети, страдающие ДЦП, у которых пятки неподвижные (нерабочие). Такие детишки не ходят, и наша задача разработать их так, чтобы они стали рабочими и ребенок пошел. Для этого держим одной рукой пятку ребенка, другой – крутим в разные стороны попеременно – делается это также в зависимости от возраста от 30 сек. до 3 минут.
  6. Держим стопу ребенка одной рукой, другой рукой разгибаем и сгибам в колене – по 10 раз каждую ногу.

Также на видео вы можете посмотреть как правильно делать массаж и как разрабатывать суставы:

После этих упражнений обязательно моем руки, растираем их до тепла, и приступаем к массажу рук ребенка.

Упражнения с руками

  1. Круговыми движениями (вращение) делаем массаж пальцев рук сначала в одну сторону, затем в другую сторону – по 5 раз.
  2. Делаем массаж биологически активных точек, которые располагаются между большим и указательным пальцем, а также точка чуть выше локтя на 1 см – делают, от 30 сек до 1 мин, в зависимости от возраста.
  3. Делаем массаж подключичных впадин: левой рукой от грудины до плеча, натираем правую сторону, также и наоборот, правой соответственно левую – по 4 раза.
  4. Левую руку кладем ребенку на лоб, не сдавливая, а пальцами правой руки слегка массируем область солнечного сплетения. Точнее пальцы рук должны оставаться на месте, сдвигается только кожа в области сплетения, которую как бы покачивают – делают, от 30 сек до 3 мин.
  5. Аналогично предыдущему упражнению «покачивание живота». Левую руку положить ребенку на лоб, правой покачиваем живот во все стороны. Это очень важно! Так как если покачивать только в одну сторону по часовой стрелке – у ребенка может случиться понос, если против часовой – будет запор. (Делают, от 30 сек до 3 минут).
  6. Правую руку кладем на левое плечо ребенка, левую руку на большой палец правой ноги. И в таком расположении ничего не делая (просто держа) держим, от 30 сек до 3 минут, затем меняем руки и аналогично – левую, кладем на правое плечо, правую, на большой палец левой ноги ребенка.
  7. Левой рукой берем правое запястье ребенка, правую руку прикладываем к левому бедру. И так держим, от 30 сек до 3 мин. Затем аналогично – правой рукой берем левое запястье, а левая наша рука кладется на правое бедро.

Заключительная часть

  • Делаем слегка щипки ног и рук (от 30 сек – 3 мин);
  • Ножницы (10 раз);
  • Велосипед (от 3 сек – 3 мин);
  • Согнутыми в коленях ногами делаем наклоны (от 30 сек – 3 мин);
  • Круговые движения в бедрах (по 10 раз);
  • Скольжение стопой по внутренней поверхности ноги (по 10 раз на каждую ногу);
  • Круговые поглаживания сначала рук – от плеча к кисти, затем ног (от 30 сек до 3 мин).
  • Подъем прямых ног (по 10 раз);
  • Сгибаем руки в локтях (по 10 раз);
  • Попеременно складываем и разводим руки на уровне груди (до 20 раз);
  • Поднятие рук за головой и опускание вдоль тела, вверх-вниз (по 10 раз);
  • Одновременное сложение и разведение рук на уровне груди и в разные стороны (до 20 раз);

Затем переворачиваем ребенка на живот и делаем успокаивающие упражнения:

  1. Левую руку кладем между лопатками ребенка, а правой рукой покачиваем копчик. Это упражнение делается также аналогично упражнению – при покачивании солнечного сплетения и живота (от 30 сек – 3 мин);
  2. Как и в первом случае кладем левую руку между лопатками, а правая рука покачивает поясничный отдел. Техника выполнения та же (от 30 сек до 3 мин).
  1. Поглаживание груди круговыми движениями – левая рука у мамы опущена вдоль тела, а правой строго по часовой стрелке поглаживает область сердца ребенка (от 30 сек до 3 мин);
  2. Самым последним упражнением мы производим очищение от лишней ненужной энергии, которую мы дали ребенку – девять раз легкими движениями рук проводим от затылка до больших пальцев ног, при каждом разе, резко встряхивая руки. А на десятый раз вместо встряхивания слегка сжимаем пальчики ног ребенка.

Также можете посмотреть как делаются упражнения на разработку вертикализации:

Воспитание детей с дцп

Эти дети особенно нуждаются в любви и внимании. Только это может их вылечить! С ними мы должны гулять больше на свежем воздухе. Самые сильные природные энергетики – это пашня, целина, церковный сад, нива. Летом очень полезно будет класть ребенка утром в траву, пшеницу, рожь.

Полезны соприкосновения с такими деревьями, как дуб, береза, сосна, кедр. Нужно мысленно представлять, как болезнь поднимается по стволу вверх и уходит. Дорогие мамочки, как можно чаще оставляйте своего ребенка в общении с природой и лечебными травами.

Ключевая или талая вода является отличным иммуностимулятором. Можно осторожно опустить ступни ног в ледяную воду на несколько секунд, затем хорошо растереть до тепла. Проделать также и с ручками.

Хорошо стимулирует и дает сильнейший эмоциональный толчок общение с домашними животными.

На то место, где у ребенка особенно изменен тонус мышц полено прикладывать компресс из шерсти овцы – взять кусочек шерсти или голень валенка опустить в кипяток с морской солью (2 ст.л. соли на 1 ст кипятка). Время компресса зависит от возраста, например 5 месяцев – 5 мин,18 – 18 мин.

Необходимо развивать мелкую моторику рук. В качестве материала могут служить: шишки, веточки, камешки, листочки, фрукты и овощи. Пусть детишки чаще рисуют угольком, пальцем, красками. Лепку из пластилина, можно заменить, на воск. Мастерите поделки из натуральных материалов.

И вообще не нужно ломать природу ребенка, принимайте его таким, какой он есть. Главное в нашем деле не лениться, а настойчиво идти к своей цели. Прислушиваться к своей интуиции и вглядываться в ребенка!

Также хочется заметить, что практически всем больным ДЦП приписывают индивидуальные ортопедические стельки, которые можно приобрести или заказать в специализированных магазинах.

Детский церебральный паралич является не самостоятельным недугом, а комплексом нескольких синдромов, определенных несколькими первопричинами. Данные синдромы объединяются единой общей чертой – поражение головного мозга, что приводит к патологическому нарушению функции движения. Особенностью недуга считается возникновения первичной симптоматики уже в первые годы жизни ребенка. На данном этапе развития малыша функциональность, за которую отвечает мозг, только формируется, поэтому при повреждении не исключается развитие ДЦП. Если рассматривать на примере подростка, то при поражении головного мозга в этом возрасте, также могут возникнуть проблемы с опорно-двигательной функций. Однако в медицинской практике это не будет квалифицироваться, как ДЦП. Поэтому после постановки ребенку диагноза, родителей волнует один из главных вопросов, возможно ли вылечить патологию?

Детский церебральный паралич характеризуется отсутствием признаков прогрессирования недуга, то есть с течением времени после поражения мозга у ребенка не наблюдается усугубление заболевания. К тому же при тщательном уходе за ребенком и применении правильных лечебных методик, можно частично скорректировать патологию. Однако, если лечение отсутствует, то ребенка все-таки могут ожидать тяжкие осложнения, усугубляющие опорно-двигательную функцию.

Процесс формирования ДЦП

Чтобы однозначно ответить на вопрос, можно ли полностью откорректировать патологию, необходимо рассмотреть две основные причины, по которым возникают двигательные расстройства:

  1. В нервных клетках головного мозга возникли изменения.
  2. Присутствуют первичные патологии мозга.

Внимание! Дефекты могут диагностироваться самые разнообразные под влиянием повреждающих факторов. При интенсивном развитии определенной структуры мозга, отмечается ее повышенная уязвимость, поэтому в зависимости от нее будут наблюдаться больше проблемы с верхними либо же нижними конечностями. Также может в целом нарушаться координация движений.

Основную группу риска составляют дети, что были рождены преждевременно, то есть до тридцать третей недели. Возникновение патологии обусловливается еще до конца не развитыми структурами мозга, а также несовершенными артериями. Если кислородное голодание возникает у полностью доношенного малыша, то риски минимизированы, поскольку кровь распределяется правильно, и при этом мозг не страдает. Напротив, у маловесных малышей происходит отмирание некого участка мозга, следственно, формируется ДЦП.

Нарушения личностного развития детей с ДЦП

Основные причины развития патологии

Существует три группы факторов, способных повлиять на развитие церебрального паралича.

Дородовой фактор Фактор во время родов Постродовой фактор
Кислородное голодание, что спровоцировано плацентарной недостаточностью;
воздействие на нервную систему плода различной инфекции;
резус-конфликт;
последствия хромосомных мутаций;
наследственные патологии
Если плод подвергается временной асфиксии;
произошла травма ребенка во время родоразрешения (случается, если у матери узкий таз или расположение плода было неправильным)
Ребенок получил травму головы;
последствия инфекций, что могли проникнуть в организм плода во время внутриутробного развития или по факту родоразрешения;
воздействие на организм ребенка токсических веществ

О причинах родовых травм, что приводят к ДЦП, можно узнать здесь.

Видео — Почему возникают родовые травмы?

Можно ли вылечить патологию?

Благоприятность прогноза напрямую зависит от своевременного подтверждения диагноза, а также не менее быстро начатой терапии. Медицинская практика подтверждает, что при систематическом лечении и своевременной реакции на патологию уже к трем годам состояние ребенка значительно улучшается. Правильное применение терапии способно откорректировать дефекты таким образом, что ребенок сможет полноценно посещать детский сад и школу.

К сожалению, в первые дни жизни ребенка практически невозможно диагностировать патологию. Затем, когда симптоматика незначительно проявляется, родители не спешат обращаться к специалисту, делая огромную ошибку.

Стоит отправиться на диагностику, если:

  • ребенок начинает отставать в развитии моторики;
  • вялое состояние малыша, что наблюдается очень часто;
  • отсутствие желания играть, плаксивость;
  • подгибание ножек, когда ребенка поддерживают, чтоб он опорно стоял;
  • проблемы с рефлексами ползанья;
  • во время ползанья по полу малыш начинает волочить нижние конечности.

Внимание! Очень важно своевременно заметить вышеуказанную симптоматику, поскольку от этого будет зависеть дальнейший прогноз для ребенка. Однозначно нельзя подтвердить, что патология излечима полностью, однако частично она поддается коррекции с помощью терапии и ЛФК.

Если родители начали лечение малыша в три-четыре года, то шанс на благоприятный исход остается при условии кропотливой терапии (работа над речевым развитием, лечебные методики, стимуляция познавательной деятельности, укрепление двигательных рефлексов). При стараниях родителей результат будет заметен даже, если лечение начато с запозданием.

Тяжесть ДЦП

Проявление симптоматики будет напрямую зависеть от размера пораженного участка мозга. Крайне важно, чтобы родители своевременно начали заниматься коррекцией речи и использовать ЛФК – это гарантия того, что степень тяжести значительно снизится.

Степень Краткое описание
Легкая При легкой форме патологического поражения ребенка можно считаться вполне полноценным, то есть он с легкостью может выполнять любые домашние задания и посещать обычные школы и сады. В дальнейшем ему не сложно будет освоить какую-либо профессию
Средняя В данном случае социализация ребенка не исключается, но, несмотря на это, ему все же требуется помощь посторонних людей
Тяжелая Осложнение в виде тяжкой формы ДЦП заключается в отсутствии возможности самостоятельно обслуживать себя. Ребенок является полностью зависимым от родителей

Это важно! Нельзя допустить, чтобы у ребенка была тяжкая стадия недуга, именно поэтому при проявлении ранней симптоматики необходимо направить все усилия, чтобы блокировать проявление ДЦП и социализировать ребенка.

Как проходит диагностика

Эффективность лечения прямо пропорциональная от времени выявления диагноза. Следовательно, важно обследовать малыша еще во время пребывания в родильном отделении. Повышенное внимание к детям из групп риска:

  1. Рожденные недоношенными.
  2. Дети с маленькими весом.
  3. Дети с врожденными патологиями и пороками.
  4. Инфицированные от матери в период внутриутробного развития.
  5. Если во время родоразрешения применялся вакуум-экстрактор, щипцы.
  6. Дети, которые находятся на искусственной вентиляции органов дыхания.
  7. Дети с минимальными показателями по шкале Апгар.
  8. Дети, что перенесли желтуху.

Всех детей из группы риска врач должен детально обследовать и выявить тонус мышц и рефлекторную реакцию. Если возникают подозрения на поражения участка мозга, то ребенка отправляют на специальные обследования:

После подтверждения степени тяжести патологии, врач определяет необходимые предписания для ребенка, что помогут восстанавливать двигательные функции, а также избежать осложняющих последствий.

Видео — Обучение родителей восстанавливать движения мышц

Детский церебральный паралич – комплекс хронических заболеваний, характеризующийся нарушениями опорно-двигательного аппарата. Может быть выражен различной степенью тяжести. Заболевание не прогрессирует само по себе, но на данный момент излечить его полностью нельзя. Основными предрасполагающими факторами к развитию ДЦП является гипоксия плода во время беременности, отягощенные или преждевременные роды. Были зафиксированы случаи, когда причиной являлось интоксикационные или инфекционные отравления матери во время вынашивания.

Во время прохождения по родовым путям ребенок не может передвигаться нормально, за счет отсутствия двигательного рефлекса. При этом ребенок подвержен гипоксии. Это кислородное голодание органов и тканей. ДЦП у ребенка — это следствие нехватки кислорода в тканях головного мозга. При этом страдают центры, отвечающие за двигательный аппарат.

Первые же проявления заболевания можно заметить уже в первые часы рождения ребенка. После постановки диагноза, первым делом нужно прибегать к адекватным схемам лечения и реабилитационным мероприятиям. Исследования показали, что при своевременном лечении можно избежать многих сопутствующих заболеваний и осложнений.

Состояние ребенка, в первую очередь, зависит от родителей и тактики лечении врачей. До четырех лет корректировка симптоматики поддается наилучшим результатам.

Любой квалифицированный специалист не может дать положительный ответ на вопрос о выздоровлении. К сожалению, ДЦП полностью не поддается лечению, особенно, когда поражены достаточно большие участки коры головного мозга. В зависимости от степени заболевания можно добиться хороших результатов, а в при начальных стадиях практически убрать симптоматику. Лечению иногда поддаются тяжелее случаи, когда диагноз выставляется поздно или родители не «хотят» его принимать.

Сама терапия должна быть комплексной. По всему миру врачи стараются найти методы лечения тяжелого недуга и помочь детям. К ним относится: традиционная симптоматическая терапия, акупунктура, нетрадиционная терапия, восточная медицина и различные реабилитационные методики.

Медикаментозная терапия

В первую очередь она направлена на сохранение и восстановление центральной нервной системы. При лекарственной терапии назначаются препараты:

  • направленные на снижение тонуса мышц;
  • для улучшения микроциркуляции крови в сосудах головы;
  • препараты, содержащие ботулотоксин;
  • ноотропные лекарственные средства;
  • средства, направленные на регуляцию нейродеятельности или нейропептиды;
  • комплексы витаминов.

Все эти препараты направлены на снятие симптомокомплексов, на поддержание центральной нервной системы, снятие мышечного тонуса и судорог, а также на улучшение памяти. Частым явлением при ДЦП бывает эпилептические приступы, которые так же купируются специальными противоэпилептическими препаратами. Такие средства должен назначать и контролировать только врач. Самолечение в таких случаях недопустимо, так может привести не только к осложнениям, но и летальному исходу.

Хирургические методы

Методы лечения паралича хирургическим путем достаточно эффективны. Существует несколько видов радикального вмешательства – ортопедическая, селективная спинальная, стимуляция спинного мозга.

Ортопедическая хирургия используется при тяжелых формах заболевания, когда передвижение пациента затруднено или приносит сильную боль.

Операция делается для того, чтобы удлинить или наоборот укоротить сухожилия или мышцы. Но это достаточно сложное вмешательство, перед такой операцией пациент проходит долгое обследование. Затем врач должен определить именно те мышцы, которые создают проблемы для передвижения пациента. Для такой диагностики используют специальные камеры, которые оценивают индивидуальные особенности передвижений человека. По средствам встроенных пластин, которые фиксируют касание пациентов земли. Так же в камере присутствует специальное устройство для регулировки мышечной активности пациента. Такие операции проходят амбулаторно и не требуют долгосрочного пребывания ребенка в больнице.

Спинальная селективная ризотомия. Проводится такая операция достаточно редко, при тяжелых случаях спастичности мышц, и, если традиционные методы лечения неэффективны. Заключается операция в рассечении и удалении гиперактивных нервов в области основания позвоночника. Ризотомия действует по принципу расслабления мышц и снижения болевого синдрома при передвижениях ребенка. Минусом данной процедуры может быть онемение конечностей нижнего пояса.

Стимуляция спинного мозга. Эффективное лечение может достигаться по средствам данной операции, так как она направлена на стимуляцию спинного мозга специальными электродами. Этот метод, как и вышеперечисленные хирургические, используется редко.

Метод Козявкина

Метод Козявкина для лечения ДЦП был разработан еще во времена СССР и успешно используется до сих пор. Методику разработал врач невролог, мануальный терапевт Козявкин В.И. Это система интенсивной нейрофизиологической реабилитации, основана на мануальной терапии для нормализации тонуса. Представлена двумя этапами. Первый – это интенсивная коррекция. При этом ребенок прибывает в больнице в течении двух недель. Второй период рассчитан на выполнение индивидуальных рекомендаций дома, так называемый этап стабилизации. Он длиться от трех месяцев до нескольких лет. При этом методе хорошо активируется и укрепляется мышечный корсет. Используется эта методика достаточно часто.

Метод стволовых клеток

Лечение ДЦП стволовыми клетками довольно новый метод, впервые его эффективность была доказана в Германии. Тогда ребенку, потерявшему двигательную активность, была сделана пересадка стволовых клеток, изъятых их пуповинной крови. Стволовые клетки являются основными клетками при строительстве органов и тканей человека. В этом и состоит суть данного метода. Но клеточная теория только в начале своего пути развития.

Массаж

Массажи используется не в качестве лечения ДЦП, а больше в качестве пассивной гимнастики. Методики используются разные, но принципы сводятся к местному и рефлекторному воздействию на центральную нервную систему. Медики еще не пришли к единому мнению о том, на сколько полезен массаж при заболевании. Были даже доказаны случаи ухудшения течения болезни в плане повышения тонуса, поэтому такие процедуры должны быть выполнены высококвалифицированными специалистами. Наиболее чувствительны к данному реабилитационному методу дети раннего возраста.

Массажи делаются от периферии к центру, снизу в верх. Соответственно классический массаж при детском церебральном параличе делается в отдаленных участках тела от непосредственно спастических участков. Мышечный спазм хорошо снимается за счет сочетания классического нисходящего массажа с элементами потряхивания и рефлекторной точечной методикой. Приемы поглаживания применяются в основном при улучшении кровообращения.

Метод баклофеновых проб

Высокотехнологичное лечение ДЦП в настоящий момент прибегает к операции по имплантации. На западе такой метод используется более двадцати лет и признается высоко эффективным. Предназначена методика для лечения пациентов, страдающих непроизвольными сокращениями, так называемой мышечной спастичностью. Метод основан на снятии симптомов заболевания, происходит это за счет того, что в этой помпе содержится лекарственное средство. Оно непрерывно поступает в контролируемых дозах в позвоночный канал. В итоге дети хорошо реабилитируются в социуме, даже могут учиться и работать.

Терапия по Войту


Открыт этот метод был чешским профессором. Терапия заключается в том, что Войт определил некоторые точки, при массировании которых у людей возникает ответная реакция в виде непроизвольного движения. Если постоянно массировать эти точки, то вырабатывается двигательный рефлекс. За счет этого происходит восстановление связи между спинным и головным мозгом. На практике терапия по Войту применяется в несколько этапов. Длительность процедуры от 5 до 30 минут, по 3-4 раза в день.

Уменьшение количества подходов приводит к неэффективности лечения, так как рефлекс может угаснуть из-за незакрепленного результата. Нельзя применять этот метод при воспалительных процессах и высокой температуре, при сердечно-сосудистых заболеваниях, после прививок.

Ответить однозначно на вопрос о лечении ДЦП нельзя. Полного излечения заболевания не происходит. Можно лишь скорректировать некоторые легкие и средние типы заболевания до состояния самостоятельного передвижении и реабилитации пациента в социуме.



Рассказать друзьям