Названия год рождения герман шаевич. Герман Гандельман: биография, личная жизнь, семья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Субъекты налогового права.

Субъектами российского налогового права именуются индивидуумы и коллективные образования, способные участвовать в налоговых отношениях и выступающие как носители налоговых прав и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправле­ния, международно-правовыми актами. Признание физического лица, организации, государственного (муниципального) органа субъектом налогового права происходит в силу распространения на данное лицо, организацию, государственный (муниципальный) орган действия налоговых законодательных актов. Каждый субъект налогового права в силу самого действия названных законодательных актов, ᴛ.ᴇ. независимо от участия в тех или иных налоговых правоотношениях, обладает определœенным комплексом прав и обязанностей. Все эти права и обязанности составляют содержание налоговой правосубъектности.

Налоговая правосубъектность - это установленная нормами налогового права способность быть носителœем юридических прав и обязанностей в сфере организационно­имущественных и организационных отношений по установлению, введению и уплате налогов и сборов, а также в иных отношениях, неразрывно связанных с перечисленными. Налоговая правосубъектность - один из видов правосубъектности, в связи с этим наряду с общими чертами ей присущи некоторые свойства, обусловленные спецификой налоговых отношений и правового воздействия на них. Рассмотрим эти свойства.

Налоговая правосубъектность любого субъекта налогового права всœегда являетсяспециальной. Правосубъектность в сфере действия налогового права специализирована по своему конкретному содержанию. Налоговые правосубъектности физических лиц, организаций, некоторых государственных органов исполнительной власти, представительных органов изначально предполагают участие каждого из названных субъектов лишь в определœенных группах налоговых отношений, при этом в качестве строго определœенной стороны в соответствующих налоговых правоотношениях. Более того, каждый из субъектов налогового права может обладать строго ограниченным перечнем налоговых прав и обязанностей из их абстрактного перечня, предусмотренного всœей совокупностью налоговых норм. К примеру, очевидно, что отдельное физическое лицо не может непосредственно участвовать в отношениях по установлению налогов и сборов и ни при каких условиях не должна быть носителœем таких налоговых прав, как право на установление налога, на осуществление выездной налоговой проверки, на по­лучение инвестиционного налогового кредита.

Налоговая правосубъектность позволяет подразделить ее на два базовых вида:частную и публичную. Под частной налоговой правосубъектностью крайне важно понимать предусмотренную законодательством о налогах и сборах способность индивидуальных и коллективных субъектов, исходя из собственного (частного) интереса и подчиняясь в установленных законом случаях публичному интересу, выступать в качестве функционально подчинœенной стороны в налоговых правоотношениях, а именно в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов и иных участников налоговых правоотношений, не обладающих властными полномочиями. Соответственно носителями правосубъектности этого вида являются граждане, иностранные граждане, лица без гражданства (подданства), а также организации. Под публичной налоговой правосубъектностью есть основания понимать способность (а нередко и обязанность) государственных (муниципальных) органов и публично-территориальных образований, руководствуясь на основании закона публичными интересами, выступать в налоговых правоотношениях в качестве управомоченной стороны, обладающей властными полномо­чиями. Носителями правосубъектности этого вида - государственные (муниципальные) органы, обладающие властными полномочиями в области налогообложения, общественно-территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования).

Налоговая правосубъектность во многих случаях является произв одной от другойотраслевой правосубъектности. При этом публичная налоговая правосубъектность выступает в качестве производной от конституционной или административной правосубъектности, частная налоговая правосубъектность нередко производна от гражданско-правовой. Так, для того чтобы быть полноправным участником налоговых правоотношений, государственный орган должен быть учрежден (образован) в соответствии с действующим конституционным или (и) административным законодательством. Производный от гражданской правосубъектности характер частной налоговой правосубъектности выражается в том, что признание лица субъектом гражданского права предопределяет возможность его самостоятельного участия в имущественных отношениях. В то же время именно реализация имущественных прав, составляющих содержание гражданской правосубъектности, является основанием для привлечения лица к налогообложению, возложения на него налоговых прав и обязанностей, другими словами, для вступления его в налоговые отношения. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, реализация тех или иных субъективных гражданских прав и обязанностей нередко рассматривается налоговыми нормами в качестве юридического факта͵ влекущего возникновение, изменение, прекращение налоговых правоотношений.

Налоговая правосубъектность коллективных субъектов характеризуетсянеравенством ее носителœей. Как правило, один из участников налоговых отношений функционально подчинœен другому.

Субъекты налогового права, обладая налоговой правосубъектностью, весьма многообразны. В целом в юридической литературе по общей теории права обычно классифицируют всœех субъектов права на три основные группы: 1) индивиды; 2) организации;

общественные (общественно-территориальные) образования. При этом делœение на виды субъектов налогового права вышеуказанным образом не отражает в полной мере специфику круга субъектов налогового права. Применительно к налоговому праву следует использовать иной подход. И хотя в законодательстве о налогах и сборах не используется термин ʼʼсубъект налогового праваʼʼ, но ряд налоговых норм имеет непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме.

Статья 9 НК РФ закрепляет, что в налоговых отношениях участвуют:

109) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

110) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

111) налоговые органы;

112) таможенные органы;

113) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

114) органы государственных внебюджетных фондов.

Вместе с тем указанный перечень участников налоговых отношений не является полным. В число участников, к примеру, не включены представительные органы власти. Эти органы являются основными участниками отношений по установлению и введению налогов и сборов являются представительные органы власти.

По этой причине целœесообразно разделить субъектов налогового права на базе целого ком­плекса признаков и свойств, выделив следующие виды субъектов:

115) физические лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства);

116) организации;

117) государственные (муниципальные) органы;

118) публично-территориальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования).

Остановимся на анализе данных субъектов налогового права.

Физические лица. Термин ʼʼфизическое лицоʼʼ охватывает всœех индивидуальных субъектов, пребывающих на территории государства: граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства. Характер прав и обязанностей, предоставляемых индивиду, зачастую зависит от гражданства. Но в налоговом праве гражданство решаю­щим образом не влияет на содержание правосубъектности (налогово-правовой статус). В отличие от других отраслей публично-правового цикла, где во главу угла ставятся политико-правовые отношения лица и государства, в налоговом праве учитываются прежде всœего экономические связи индивида с государством. Экономические отношения физического лица и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому лиц подразделяют на имеющих постоянное место пребывания в определœенном государстве (резидентов) и не имеющих в нем постоянного места пребывания (нерезидентов).

Ими являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателœей. К числу индивидуальных предпринимателœей относится также глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями принято понимать физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинœеты. Налогообложение указанных лиц имеет свои особенности по сравнению с налогообложением физических лиц, не обладающих статусом предпринимателя.

Правосубъектность физического лица включает в себя два базовых структурных элемента: способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность) и способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Налоговая правоспособность возникает у физического лица с момента рождения. Реализация правоспособности осуществляется с помощью дееспособности. Дееспособность физического лица наступает по достижении определœенного возраста.

Согласно НК РФ (п. 1 ст. 45) гласит, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в случае если иное не предусмотрено законодательством

о налогах и сборах. При этом в силу п. 2 ст. 107 физическое лицо должна быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Способность нести самостоятельную ответственность за свои действия традиционно считается составной частью дееспособности. Следовательно, возраст наступления деликтоспособности и дееспособности в целом должны совпадать, так как недопустимо самостоятельное участие в налоговых отношениях лиц, не несущих налоговой ответственности за свои действия (бездействие), ᴛ.ᴇ. граждан моложе шестнадцати лет. Соответствующие налоговые обязанности и права лиц в возрасте до шестнадцати лет могут реализовать их законные представители. Пункт 2 ст. 27 уточняет, что законными представителями налогопла­тельщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителœей в соответствии с гражданским законодательством.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого.

Организация. НК РФ (ст. 9) называет в качестве участников налоговых отношений организации, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками и (или) плательщиками сборов или налоговыми агентами. Пункт 2 ст. 11 НК РФ определяет, что под организациями в налоговом законодательстве принято понимать юридические лица, образованные в соответствии с законодательством (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).

Из приведенного определœения следует, что по крайней мере три вида образований, не обладающих статусом юридического лица, рассматриваются действующим налоговым законодательством РФ в качестве полноправных участников налоговых отношений (субъектов налогового права). К таковым следует отнести:

119) компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и не обладающие статусом юридического лица;

120) филиалы и представительства юридических лиц, созданных на территории иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств;

121) филиалы и представительства международных организаций.

Особый интерес представляет вопрос о налоговой правосубъектности филиалов и других обособленных подразделœений российских организаций. В соответствии с НК РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделœения российских юридических лиц не являются самостоятельными налогоплательщиками. Статья 19 НК РФ устанавливает, что в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделœения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделœений. При этом обособленное подразделœение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделœение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделœения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделœение. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, понятие обособленного подразделœения организации в НК РФ способно охватить по своему смыслу функционирующие филиалы и представительства российских организаций. Филиалы и представительства российских организаций (обособленные подразделœения) в отличие от филиалов и представительств иностранных и международных организаций сами по себе формально не признаются организациями, а значит, не могут выступать в качестве самостоятельных налогоплательщиков.

Несовпадение по смыслу понятия ʼʼорганизацияʼʼ с понятием юридического лица заставляет выделить ряд общих признаков организации в налоговом праве. К ним относятся:

5) во-первых, определœенная степень организационной обособленности. Организационная обособленность является обязательным признаком любого юридического лица. Но согласно законодательства о налогах и сборах обособленное образование может одновременно выступать как неотъемлемая часть другой, более крупной организации (юридического лица), и это само по себе не исключает возможности признания за данным коллективным образованием налоговой правосубъектности (к примеру, филиалы и представительства иностранных компаний);

6) во-вторых, определœенная степень имущественной обособленности организации, позволяющая ей самостоятельно или как обособленному подразделœению сложной организации выступать в налоговых отношениях. Наличие собственного (отдельного) балансового учета доходов и расходов выступает в качестве наглядного показателя определœенной степени имущественной обособленности общественного образования и является важнейшим внешним показателœем налоговой правосубъектности организации.

Государственные органы и органы местного самоуправления. Субъектами налогового права РФ являются государственные органы и органы местного самоуправления.

Особенность государственных органов заключается прежде всœего в том, что для осуществления функций государства они располагают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация. Эти средства в юридической литературе обычно обозначаются терминами ʼʼвластная силаʼʼ, ʼʼвластное полномочиеʼʼ и т.п. Именно наличие властного полномочия дает возможность госу­дарственному органу выступать от лица государства.

Учитывая зависимость отвыбираемого критерия органы государственной власти бывают классифицированы различным образом. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на базе разделœения на:

122) законодательную;

123) исполнительную;

124) судебную.

Участниками налоговых отношений в РФ бывают государственные органы,

представляющие лишь первые две из названных ветвей власти

Органы исполнительной власти, в свою очередь, бывают классифицированы следующим образом:

125) органы, осуществляющие руководство и координацию на определœенном уровне управления, иными словами,- органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, главы исполнительной власти и правительств субъектов РФ);

126) органы межотраслевой координации (Министерство финансов РФ);

127) органы, выполняющие специальные функции, как-то: контрольные, надзорные (к примеру, таможенные и налоговые органы).

В налоговых отношениях весьма велика роль контрольных органов, хотя, конечно, органы общей компетенции также являются непременными участниками указанных отношений. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, важнейшим моментом, на котором следует делать акцент, при характеристике государственных органов как субъектов налогового права, является контрольный характер их полномочий. Основными государственными органами, участвующими в налоговых отношениях, являются налоговые органы. В соответствие со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью расчёта, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью расчёта, полно­той и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и госу­дарственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных ПК РФ.

В частности, налоговые органы вправе:

128) требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для расчёта и уплаты налогов;

129) проводить налоговые проверки; осматривать (обследовать) используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские и торговые помещения и территории;

130) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

131) реализовывать многие иные права, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Среди обязанностей налоговых органов выделяются обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц, бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах.

Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Считается общепризнанным, что государство как целое выступает участником некоторых видов правоотношений. При этом нет единства в вопросœе о том, в каких именно правоотношениях участвует государство. Все сходятся в том, что государство - носитель суверенитета͵ участник международных отношений, внутренних отношений, в которых выражается суверенитет. Общепризнанно также то, что разносторонняя деятельность государства осуществляется его органами, выступающими в качестве самостоятельных участников правоотношений. Налоговые отношения относятся к числу тех отношений, в которых государство иногда участвует непосредственно. По этой причинœе оно и признается субъектом налогового права. Действительно, государственный суверенитет находит свое выражение в том, что государство утверждает собственный бюджет, устанавливает и получает налоги, руководит денежной и кредитной системой, заключает и предоставляет займы. В связанных с этой деятельностью налоговых и бюджетных правоотношениях государство является непосредственным участником.

Роль государства как непосредственного участника налоговых правоотношений определяется прежде всœего тем, что оно действует как организатор иных субъектов налоговых правоотношений и как субъект, выступающий в качестве получателя сумм налогов и сборов, перечисляемых соответственно налогоплательщиками и плательщиками сбора. Очевидно, что одной из сторон налогового правоотношения является государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ присутствует в отношении в лице налогового органа, однако налогоплательщик выполняет свою обязанность не в пользу отдельного государственного органа (налогового органа), а в целом в пользу государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выступает как кредитор в том или ином налоговом обязательстве. Именно государство как целое наделœено правом присвоения сумм, поступающих в качестве налогов и сборов. В рамках данных налоговых отношений с участием государства и происходит формирование доходов федерального бюджета͵ ᴛ.ᴇ. государственной собственности, которая призвана служить общегосударственным задачам и за счёт которой должны покрываться всœе текущие расходы государства.

Исходя из указанного подхода определяется и роль субъектов Российской Федерации (ᴛ.ᴇ. отдельных регионов), а также муниципальных образований в налоговых отношениях. Виды налогов и сборов, которые может устанавливать субъект РФ или муниципальное образование, определяются конституционным статусом данного образования и установленным в налоговых отношениях разграничением предметов ведения названных субъектов. При этом субъекты РФ и муниципальные образования обладают полномочиями на получение и соответственно присвоение не только сумм соответствующих региональных (налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога) и местных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц), но и в определœенной доле отчислений по федеральным налогам (к примеру, субъекты РФ - по налогу на прибыль организаций).

Субъекты налогового права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Субъекты налогового права." 2017, 2018.

Д.В.Тютин

Основными субъектами налогового права и наиболее массовыми участниками налоговых правоотношений являются налогоплательщики (которые могут обязываться актом законодательства о налогах уплатить налог по результатам своей деятельности) и публично-правовые образования (имеющие право в данном случае получить налог). В то же время круг субъектов налогового права существенно шире.

В статье 9 НК РФ указаны участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Перечень, установленный в ст. 9 НК РФ, формально является закрытым, но в действительности существуют и иные, не указанные в перечне субъекты, на которых налоговое право возлагает права и обязанности. В том числе это банки, обязанные исполнять поручения налогоплательщиков и инкассовые поручения налоговых органов на перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 60 НК РФ); финансовые органы, которые должны, в частности, информировать налогоплательщиков (ст. 34.2 НК РФ), организации (в том числе органы ФМС, ГИБДД, юстиции) и иные лица (в том числе нотариусы), обязанные сообщать в налоговые органы значимые для налогообложения и налогового контроля сведения (ст. 85 НК РФ); судебные приставы-исполнители (п. 1 ст. 47, п. 4 ст. 48 НК РФ), принудительно взыскивающие налоги (пени, штрафы) за счет имущества налогоплательщиков; свидетели (ст. 90 НК РФ); контрагенты налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ); эксперты (ст. 95 НК РФ) и др.

Следовательно, под субъектами налогового права следует понимать тех субъектов, которые потенциально могут обладать определенными правами и нести обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налоговая правоспособность физических и юридических лиц по общему правилу возникает в момент рождения физического лица (регистрации юридического лица) и прекращается в момент смерти физического лица (ликвидации юридического лица).

При всех указанных доводах не следует, однако, забывать, что, по точному выражению Г.А. Гаджиева, физическое лицо – это не человек, а правовая маска человека <495>. Именно человек рождается, живет, зарабатывает деньги и владеет имуществом; именно к человеку стоящее “над ним” государство (тоже по большому счету всего лишь совокупность конкретных людей) предъявляет требования об уплате налогов. Справедлива позиция Н.П. Кучерявенко: условием общей налоговой правосубъектности является сам факт физического существования человека <496>.

——————————–

<495> Гаджиев Г.А. Онтология права (критическое исследование юридического концепта действительности). М., 2013. С. 16.

<496> Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. М., 2009. Т. 1: Общая часть. С. 305.

В принципе обязанность по уплате налога может возникнуть и у младенца (например, если он посредством действий своих законных представителей получит налогооблагаемый доход или имущество). Исходя из Постановления КС РФ от 13 марта 2008 г. N 5-П как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу ГК РФ нести бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (ст. 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов. В Определении КС РФ от 27 января 2011 г. N 25-О-О разъяснено, что нормы гл. 23 НК РФ в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста.

Другой вопрос – на практике налоги, которые обязаны уплачивать несовершеннолетние (как правило, в связи с владением облагаемым имуществом), зачастую уплачиваются их родителями, хотя это и не в полной мере соответствует требованиям НК РФ. Однако налоговые органы обычно не возражают против этого, поскольку для них уплата суммы в бюджет предпочтительнее, а принудительное взыскание налога с несовершеннолетнего в российских условиях практически нереально (судебное решение о присуждении налога к взысканию, скорее всего, исполнено не будет). Если же родитель уплативший налог за ребенка, впоследствии истребует его в порядке ст. 78 НК РФ и сошлется на то, что платил налог за счет собственных средств, оснований для отказа у налогового органа не будет, как может уже и не быть оснований для взыскания налога с несовершеннолетнего в силу пропуска сроков на обращение в суд (п. 2 ст. 48 НК РФ). В принципе путем достаточно неоднозначных рассуждений, основанных на п. 5 ст. 208 НК РФ (доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с СК РФ), можно обосновать то, что родитель, уплачивающий налог за своего ребенка, платит его в полном соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ из денежных средств, которые он же и передал ребенку для уплаты налога, но такое обоснование целиком зависит от воли родителя.

В данном примере четко прослеживается необходимость введения в НК РФ возможности уплаты налога одним лицом за другое лицо. Пока данная проблема не является масштабной, но только в силу того, что поимущественные налоги в нашей стране в настоящее время не могут быть охарактеризованы как крайне обременительные. При условии их роста, который, скорее всего, произойдет, многие родители могут занять принципиальную позицию и отказаться платить налоги за своих детей – собственников облагаемого имущества. В случае сохранения существующего правового регулирования налоговые органы, скорее всего, будут вынуждены принимать решения о приостановлении исполнения обязанности по уплате налогов несовершеннолетними (п. 3 ст. 51 НК РФ) до достижения ими совершеннолетия. Соответственно, налоги будут “накапливаться” и станут своеобразным “подарком” к совершеннолетию.

Согласно п. 2 ст. 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с 16-летнего возраста. Таким способом, по мнению Д.В. Винницкого, законодатель косвенно установил возраст налоговой дееспособности для физических лиц – 16 лет, поскольку по общему правилу дееспособность неотделима от деликтоспособности <497>. С этой точки зрения до достижения указанного возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через представителей.

——————————–

<497> Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 98.

Несколько иной подход к проблеме налоговой дееспособности изложен в Постановлении КС РФ от 13 марта 2008 г. N 5-П. Суд отметил, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ), а Семейным кодексом РФ устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54). Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений НК РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц.

Соответственно, исходя из данного подхода КС РФ вопрос о возникновении налоговой дееспособности у физических лиц с 16-летнего возраста продолжает оставаться дискуссионным. Но кроме позиции о возникновении полной налоговой дееспособности с 18 лет высказываются и иные мнения. Так, М.Ю. Орлов полагает, что право самостоятельно распоряжаться своими доходами возникает у физического лица в момент достижения им 14 лет (ст. 26 ГК РФ). Вероятно, с этого возраста можно считать, что наступает налоговая дееспособность <498>.

——————————–

<498> Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебн. пособие. М., 2009. С. 125.

Указанный спектр мнений позволяет утверждать, что в законодательстве о налогах необходимо урегулировать несколько градаций дееспособности физических лиц, соответствующих достижению определенного возраста (как это предусмотрено, например, в ст. ст. 21, 26 – 27 ГК РФ). Каждой категории физических лиц будет соответствовать свой объем прав и обязанностей (ответственности). Следует отметить, что С.А. Герасименко еще в 1995 году высказывала мнение, что налоговому законодательству никак не обойтись без детальной проработки вопросов о налоговой дееспособности физических лиц. При этом не исключено использование различных норм гражданского и трудового права (в том числе путем соответствующих отсылок) <499>. Подобное мнение высказывает и Д.А. Смирнов, полагающий, что общие условия наступления налоговой дееспособности целесообразно привязать к 18-летнему возрасту. Специальные условия налоговой дееспособности следует соединять с иным возрастом во взаимосвязи с гражданской и трудовой дееспособностью <500>.

——————————–

<499> Витрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс. М., 1995. С. 40.

<500> Смирнов Д.А. Возрастной критерий налоговой правосубъектности физических лиц // Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ 2008 г. С. 200.

В плане налоговой правоспособности (дееспособности) организаций следует учитывать, что она без существенных особенностей производна от гражданской правоспособности (дееспособности) юридических лиц. Соответственно, спорные вопросы такой гражданско-правовой конструкции, как юридическое лицо, неоднозначно разрешаемые в рамках гражданско-правовых споров, так или иначе могут найти свое отражение и в налоговых спорах. Например, в информационном письме Президиума ВАС РФ от 9 июня 2000 г. N 54 “О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной” в свое время было разъяснено, что признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 13 октября 2011 г. N 7075/11 рассматривался вопрос о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью в связи с ликвидацией – требования были Судом удовлетворены (т.е. формально ликвидированное юридическое лицо было “восстановлено”). Таким образом, представляет интерес, например, разрешение вопроса о субъекте и налоговых последствиях деятельности, осуществлявшейся от имени формально ликвидированного, но впоследствии “восстановленного” юридического лица (либо не “восстановленного”).

Интересно замечание А.А. Лукашева о том, что открытие юридическим лицом счета в банке не может быть осуществлено без постановки на учет в налоговых органах, вследствие чего классическая гражданско-правовая конструкция может получить законченную форму только при прохождении в определенных налогово-правовых режимах <501>. Действительно, в силу п. 1 ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям и предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

——————————–

<501> Лукашев А.А. Налоговое право как внутренняя структурная часть финансово-правовой отрасли // Очерки налогово-правовой науки современности. Москва; Харьков, 2013. С. 31.

Но это обстоятельство, как представляется, только дополнительно подтверждает то, что разграничение права на относительно независимые части (отрасли, подотрасли, институты) производится в первую очередь для удобства его изучения и применения, вследствие ограниченности человеческих способностей по отношению к существенному объему современного права. Право в целом не имеет и не может иметь непреодолимых “внутренних границ” между составляющими право структурными элементами (в частном праве могут иметь место публично-правовые элементы, и наоборот). Например, коль скоро государство в гражданском праве допускает существование таких субъектов права, как юридические лица, оно вполне может устанавливать публично-правовые условия их существования. Как полагал М.М. Агарков, мы не представляем себе разграничения различных отраслей советского права наподобие шахматной доски с резко очерченными и не знающими переходов из одной клеточки в другую границами. Единство советского права находит, между прочим, свое выражение в том, что между отдельными его отраслями имеются не только точки соприкосновения, но и точки пересечения, которые не могут без ущерба для дела быть оторваны ни от одной, ни от другой отрасли <502>.

——————————–

<502> Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М., 1940. С. 109.

Д.В. Винницкий предложил всех субъектов налогового права условно подразделить на две группы:

публичные субъекты (государственные и муниципальные органы и общественно-территориальные образования, способные выступать в качестве властной управомоченной стороны);

частные субъекты (организации и физические лица, способные выступать в качестве функционально подчиненной стороны) <503>.

——————————–

<503> Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 18, 20.

Используя указанный подход, рассмотрим группы публичных и частных субъектов.

К группе публичных субъектов налогового права относятся публично-правовые образования (органы власти публично-правовых образований). Основным правом публично-правового образования в сфере налогообложения (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) является установление (введение) налогов и их последующее взимание. Основной обязанностью публично-правовых образований является обеспечение исполнения обязанностей частными субъектами и соблюдение их прав.

М.В. Карасева предлагает рассматривать государство, как субъект финансового права, в двух основных проявлениях: в качестве казны (носителя имущественных интересов) и как властвующего субъекта, т.е. суверена. Право государства требовать уплаты налогов и взимать их является суверенным правом государства, так как не принадлежит и не может принадлежать никому другому <504>. П.М. Годме отмечает, что налог – одно из проявлений суверенитета государства. Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан. Возможности налогообложения являются существенным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудия. Из этого следует, что налог устанавливается в одностороннем порядке <505>.

——————————–

<504> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 99, 107.

<505> Годме П.М. Финансовое право. М., 1978. С. 371.

Право Российской Федерации на установление (регулирование) федеральных налогов производно от Конституции РФ (и от выраженного в ней согласия народа России на установление (регулирование) налогов). Право субъектов РФ и муниципальных образований на регулирование региональных и местных налогов производно от Конституции РФ и федеральных законов. В то же время публично-правовые образования всегда действуют посредством органов власти и сами формально не могут являться налогоплательщиками. Применительно к уплате налога является актуальным мнение М.Ю. Орлова: бенефициарами налоговых платежей является государство или иной публичный субъект в целом, в то время как органы государственной власти только лишь организуют сбор налога, выполняя, по сути, представительские функции от имени публичных субъектов <506>.

——————————–

<506> Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебн. пособие. М., 2009. С. 19.

В силу ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Соответственно, законодательные (представительные) органы власти публично-правовых образований принимают нормативные правовые акты налогового законодательства. Органы исполнительной власти – налоговые, таможенные и финансовые органы, органы МВД, СКР, прокуратуры и другие органы контролируют исполнение норм налогового законодательства, принимают нормативные и ненормативные акты, осуществляют другие властные полномочия. В частности, судебные приставы-исполнители в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве” и НК РФ, исполняют решения налоговых органов и судов о взыскании налогов (пени, санкций) за счет имущества налогоплательщиков. Органы судебной власти в том числе рассматривают дела о взыскании налогов (пени, санкций) и разрешают конфликты, возникающие в сфере налогообложения, – рассматривают жалобы частных субъектов на акты, в том числе налоговых органов, и действия (бездействие) их должностных лиц.

К группе частных субъектов налогового права относятся следующие основные субъекты:

– налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты . Нормативные определения налогоплательщиков и плательщиков сборов даны в ст. 19 НК РФ, налоговых агентов – в ст. 24 НК РФ. Следует учесть, что некоторый частный субъект (например – индивидуальный предприниматель) с точки зрения НК РФ может одновременно являться и налогоплательщиком (уплачивая налоги по результатам своей деятельности), и налоговым агентом (удерживая НДФЛ из выплат работникам), и плательщиком сборов (уплачивая государственную пошлину в связи с обращением в суд). Кроме того, орган власти (публичный субъект), зарегистрированный как юридическое лицо, может одновременно являться налогоплательщиком и (или) налоговым агентом (плательщиком сбора), т.е. частным субъектом. Так, налогоплательщиками транспортного налога (в связи с владением зарегистрированными транспортными средствами и при отсутствии региональных налоговых льгот), а также налоговыми агентами по НДФЛ (в связи с выплатой заработной платы своим работникам) являются все налоговые инспекции. Исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. N 8200/08, п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 148 “Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации” совет сельского поселения, зарегистрированный в качестве юридического лица – муниципального учреждения, является налогоплательщиком, несмотря на свой статус представительного органа муниципального образования;

– банки . Основная роль банков следует из п. 1 ст. 60 НК РФ: банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Является обоснованной позиция А.В. Красюкова: банковские услуги на стадии исполнения налогового обязательства являются обязательными, поскольку средства государственного бюджета существуют исключительно в безналичной форме <507>. Сходный подход предложен авторами известного учебного пособия по налогообложению: в настоящее время уже никто не платит налог, принося мешок с деньгами в казначейские кладовые или вручая наличные мытарям и иным сборщикам налогов. Практически при любом способе уплаты налога (через налогового агента, путем самостоятельной уплаты, через сборщиков налогов и т.д.) деньги до бюджета доходят путем безналичных перечислений <508>. Необходимость в банках будет отсутствовать, например, при уплате налогов в натуральной форме, но это в настоящее время маловероятно в силу презумпции о денежной форме уплаты налога (п. 1 ст. 8 НК РФ).

——————————–

<507> Бюджетное и налоговое правовое регулирование: единство и дифференциация / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2012. С. 77.

<508> Худяков А.И., Бродский М.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения. СПб., 2002. С. 328.

По утрам на «Первом канале» идет передача «Жить здорово!». Кроме основной ведущей Еленой Малышевой на экране появляются врач-педиатр и иммунолог Андрей Продеус, невролог Дмитрий Шубин и кардиолог Герман Гандельман. В этой статье подробнее расскажем об израильском кардиологе – Германе Гандельмане.

До того как начать работать на телевидении с Еленой Малышевой, Гандельман учился вместе с ней в Кемеровском медицинском университете. Еще в студенческие годы они были хорошими друзьями. Судьба их снова столкнула в Америке, где Малышева и предложила Гандельману работать с ней.

Герман Гандельман биография . Родился Герман Шаевич в 1962 году в городе Черновцы. Детство же он провел в Сибири. Позже семья Гандельмана переехала в город Кемерово, где он окончил школу и поступил в Кемеровский медицинский университет. Причем изначально будущий кардиолог хотел учиться в техническом направлении, но опоздал на вступительные экзамены из-за соревнований по волейболу. Позже Герман Шаевич уехал в Новокузнецк на интернатуру. А аспирантуру кардиологии окончил в Ташкентском университете. Дальше Гандельман долго работал в Израиле в медицинском центре «Каплан». Дальше он уехал в Америку на стажировку где подробно изучил инвазивную кардиологию. По возвращению в Россию врачу пришлось заново доказывать свой профессионализм. То есть он сдавал экзамены на лицензию врача и проходил резидентуру.

Герман Гандельман семья . В Израиле Герман Шаевич женился. В браке у него родилось двое сыновей. Однако через некоторое время со своей женой кардиолог развелся. Его сыновьям сейчас по 21 и 17 лет. Они пока еще не определились, свяжут ли свою жизнь с медициной, как их отец. Мать Германа Гандельмана так сильно любит свою работу, что до сих пор в свои солидные года трудится медсестрой в доме престарелых.

Клинический диагноз:Дилятационная кардиомиопатия смешанного генеза со снижением глобальной сократимости миокарда.Аннулэктазия АВ клапанов.Митральная регургитация 111ст.Трикуспидальная регургитация 1ст. Сопутствующие:Энцефалопатия 1ст смешанного генеза. Осложнения:Застойная сердечная недостаточность 115 3 ф.к.

Ответ : Уважаемый Евгений, в чем состоит ваш вопрос?

Вы можете отправить нам выписки на имейл [email protected] для получения ответа о возможной медицинской помощи.

Выздоровления.

Свернуть
Эрик Гомберг
Уважаемый. доктор Гандельман! В дополнение к Вашим рекомендациям дышать во время опорожнения и полностью соответствующим "Полному Дыханию Йогов", предлагаю познакомиться с Эффективным, Грамотным, Оздоровительным ЭГО ДЫХАНИЕМ. Для этого достаточно набрать в строчке YOU TUBE ЭРИК ГОМБЕРГ и посмотреть видео ролик номер 5 из 14 роликов, размещённых там. Я занимаюсь Йогой непрерывно каждый день в течение 37 лет и преподаю 25 лет в группах Здоровья Хатха Йогу, Пранаяму и Раджа Йогу в Иерусалиме. Я учу своих учеников при выполнении динамических упражнений делать Вдох Носом, Животом и одновременно втягивать воздух через минимальную Щель в Губах, а Выдох выполнять только через сомкнутые Губы. По образованию я тепло энергетик, в 2011 году издал книгу, в которой доказал, что по закону Бернулли движение воздуха через зауженное отверстие создаёт ПОДСОС струи к этому сечению. Значит на Вдохе мы подсасываем дополнительное количество Кислорода, а на Выдохе подсасываем Углекислый Газ, который в 1,5 раза тяжелее воздуха и может застаиваться в самых нижних альвеолах лёгких. Такой Выдох Йоги используют во время дыхательных упражнений и называют его "Очищающее Дыхание". Буду очень признателен ВАМ, если Вы найдёте время высказать Ваши соображения на моей странице в Фейсбуке или по адресу электронной почты [email protected]. Заранее благодарю, Эрик Гомберг, 1937 года рождения.

Уважаемый, доктор Гандельман, здравствуйте! Я Эрик Гомберг, 1937 года рождения, инженер - теплоэнергетик, преподаватель Йоги в группах здоровья в Иерусалиме. Прошу назначить мне очень короткую личную встречу с Вами, чтобы обсудить ДВА совершенно Новых в медицине, чисто физических исследования в Дыхании. Если они вас заинтересуют, то Вы сможете продолжить их с медицинской точки зрения и написать интересную, оригинальную статью или познакомить с этими исследованиями телезрителей Московской передачи, в которой вы участвуете. В случае отказа, прошу сообщить мне по телефону 054 23 00 586 или по электронному адресу [email protected] Извините за беспокойство, заранее благодарю, Эрик Гомберг



Рассказать друзьям