Почему мы не можем, почему так сложно запомнить имена других людей.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Память на имена и названия - это способность соотносить объекты, людей, места, понятия или организации с названиями, которые им соответствуют. Для того, чтобы назвать объект, мы обращаемся к нашему словарному запасу, находим конкретное слово, которое искали, и произносим его . Это осуществляется в три этапа, которые зависят от трёх различных систем:

  • Этап 1 (или фаза семантической системы) : мы вспоминаем информацию, связанную с тем, что мы хотим назвать. Например, при встрече с бывшим однокурсником, увидев его, мы определяем, откуда его знаем: однокурсник, который учился в группе А и общался, как правило, с определёнными ребятами.
  • Этап 2 (или фаза лексико-фонологической системы) : мы подбираем слово, которое лучше всего выражает смысл. Например, однокурсника зовут "Антон", соответственно, это имя подходит. В этом и заключается Память на имена.
  • Этап 3 (или фаза хранилища фонем) : мысленно восстанавливаем каждую из фонем, составляющих выбранное слово. Следуем примеру: “/a/, /н/, /т/, /о/, /н/”.

Эти три системы являются независимыми, и одна из них может быть нарушена, не затрагивая другие . Таким образом, способность вспомнить какое-то слово из нашего лексикона не зависит от знания об объекте или предмете, который мы хотим назвать.

Таким образом, мы можем захотеть вспомнить имя этого однокурсника, зная, какие у нас были отношения, можем мысленно описать его внешность, или сказать, в каком году мы вместе учились, но при этом нам не удаётся в данный момент быстро вспомнить его имя. Это ощущение часто называют "у меня вертится на языке", и это может происходить без какого-либо нарушения. Более того, данный эффект тесно связан с "Эффектом сводной сестры", суть которого состоит в том, что когда вы ищете конкретное слово, вам на ум приходит множество синонимов, при этом нужное слово не вспоминается.

Словарный запас на самом деле представляет собой ряд паттернов активации нейронов, в которых участвуют различные части головного мозга. Он формируется постепенно, по мере того, как мы идентифицируем объекты, соотносим их с названиями и включаем в наш словарный запас. По завершении этого процесса мы можем обращаться к словарному запасу, когда мы видим объект или когда думаем о нём. В момент наименования объектов проявляются различные характеристики, которые помогают нам вспомнить (или найти в словарном запасе) нужное слово, такие как знакомство или совместно пережитый опыт с данным объектом, человеком или понятием, или частота, с которой мы с ним сталкиваемся.

Примеры памяти на имена

  • Вы рассказываете другу, что идёте на чей-то день рождения. И в тот момент, когда вы называете имя друга, пригласившего вас ("Это день рождения Ивана"), вы обращаетесь к вашей памяти на имена.
  • Когда на экзамене вас спрашивают, в каком городе находится Эйфелева башня, вы ищете нужно название в своём словарном запасе и отвечаете, называя город, благодаря памяти на имена ("Эйфелева башня находится в Париже").
  • В кроссворде вам попадается вопрос: "Чувство жалости, нежности и прощения пороков". Когда вы подбираете нужное слово ("Милосердие"), вы используете память на имена.
  • Если маленький ребенок указывает на собаку и говорит "гав", он называет собаку в рудиментарной форме (распознаёт её по звуку), потому что у ребенка пока ещё формируется и развивается память на имена.
  • Когда пожарные пытаются потушить пожар в доме, и один из них говорит другому: "Спустись в подвал, чтобы закрыть газовый кран у зелёной стены". Они очень ограничены во времени, и если бы напарник не смог понять значение каждого из слов, вероятно, им бы не хватило времени, чтобы решить проблему. Память на имена - это функция, которую мы используем постоянно .

Расстройства или патологии, связанные с нарушением памяти на имена

Одно из расстройств Памяти на имена называется аномическая афазия или аномия . Это нарушение, при котором затронута только способность называть предметы, при этом сохраняются нетронутыми другие компоненты речи . Человек, страдающий от аномии, испытывает постоянное ощущение, что нужное слово "вертится на языке", эффект повторяется с большим количеством слов (даже самых распространённых). Дело в том, что утрачивается путь или доступ к этой конкретной части словарного запаса, в результате чего искомое слово бывает так трудно воспроизвести.

В зависимости от локализации поражения могут возникнуть трудности с именами собственными (временной полюс), именами нарицательными (нижневисочная кора головного мозга), глаголами (область Брока и окружающие ее области), или возможны различные комбинации этих симптомов.

Однако существуют другие нарушения, которые наряду с прочими когнитивными функциями затрагивают и память на имена. Это такие заболевания, как Болезнь Альцгеймера, специфическое расстройство речи (СРР) или семантическая деменция .

Несмотря на то, что при семантической деменции возникают проблемы с Памятью на имена, они носят иной характер. Поэтому, не следует путать проблемы с Памятью на имена с семантической деменцией. В этом случае человек теряет информацию, собранную в словарном запасе, а не доступ к ней. Таким образом, человек не в состоянии дать какую-либо информацию (возможно, даже общего характера) о слове, которое хочет произнести.

Кроме того, при дислексии или Синдроме Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ) также могут возникать проблемы с памятью на имена или скоростью, с которой выполняется эта задача.

Как измерять и оценивать память на имена?

Память на имена имеет решающее значение для общения и обучения. Это ключ к эффективности и пониманию речи. В любой ситуации, когда нам необходимо обратиться к чему-то, мы используем память на имена.

Благодаря можно эффективно и точно оценить большой перечень когнитивных функций, в том числе память на имена. В частности, чтобы оценить память на имена, CogniFit ("КогниФит") предлагает разнообразные надёжные задания, которые позволяют точно оценить способность пользователя находить нужные названия. Тесты для оценки этой когнитивной способности основаны на заданиях NEPSY, Коркмана, Кирка и Кемпа (1998). Эти тесты, кроме памяти на имена, также позволяют оценить визуальное восприятие, время реакции, контекстуальную память и когнитивную гибкость.

  • : в течение короткого периода времени появляются и исчезают изображения объектов на экране. Вслед за этим появляются четыре буквы, и только одна соответствует первой букве названия объекта, необходимо выбрать эту букву. Следует выполнить эту задачу как можно быстрее.
  • : на экране появляются объекты в виде изображения или звука. Далее необходимо указать, появлялся ли объект в виде изображения, звука, или вовсе не появлялся.
  • : объекты появляются на короткое время. Затем необходимо как можно быстрее выбрать правильное слово, соответствующее представленным изображениям.

Как восстановить или улучшить Память на имена?

Все когнитивные способности, в том числе Память на имена, можно развивать, тренировать и улучшать. В CogniFit ("КогниФит") мы даём вам возможность делать это профессионально.

CogniFit ("КогниФит") предлагает серию клинических упражнений, направленных на реабилитацию памяти на имена и других когнитивных функций. Реабилитация памяти на имена основано на . Мозг и его нейронные связи могут быть усилены за счёт использования функций, которые зависят от них. Таким образом, если часто тренировать Память на имена, нейронная основа этой функции будет усилена, и повысится её эффективность. Улучшая связь между словами, с которыми возникают трудности, мы облегчаем мозгу доступ к словарному запасу, чтобы быстрее найти нужное слово.

Команда профессионалов CogniFit ("КогниФит"), специализирующаяся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза, создала программу персональной когнитивной стимуляции , адаптирующейся к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки памяти на имена и других основных когнитивных функций. На основании полученного отчёта программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает персональную когнитивную тренировку для улучшения памяти на имена и других когнитивных функций, укрепление которых необходимо по результатам теста.

Для улучшения Памяти на имена важна последовательность и регулярность тренировок. CogniFit ("КогниФит") предлагает инструменты оценки и реабилитации для оптимизации этой когнитивной функции. Для правильной стимуляции требуется уделять тренировкам 15 минут в день, два или три раза в неделю .

Программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") доступна онлайн . С помощью компьютера можно выполнять разнообразные интерактивные задания в форме увлекательных умных игр. В конце каждой сессии CogniFit ("КогниФит") покажет вам детальный график динамики улучшений вашего когнитивного состояния.

Исследование психологов: почему мы плохо запоминания имена

У меня есть одна сложность, которая знакома многим – я плохо запоминаю имена . Иногда это приводит к забавным конфузам, иногда это доставляет некоторые неудобства, особенно на группах, где много участников, и необходимо помнить их имена.
Западная культура ведения групп легко обходится с этой задачей: у всех участников висят бэджи с их именами , на бизнес-тренингах стараются поступать также, в психологических группах это встречается реже.
Я задался вопросом: а есть ли этому научное объяснение и попытался разыскать в Интернете ссылки хоть на какие-либо работы. Забегая вперед, скажу, что однозначного и внятного ответа на этот вопрос я не нашел, но вот что удалось выяснить.

Эксперименты психологов

М. Гриффин (2010) проводил экперимент, в ходе которого, выяснилось, что за именами людей стоит личная информация о носителях этих имен, а также отношение к ним .

В тот момент, когда вам называют некоторое имя, у вас в мозге всплывают несколько образов людей, и чем более значим и ярок образ одного, тем более сильное влияние он оказывает на другие образы. Это как попытка рассмотреть объекты, когда в глаза светит солнечный зайчик. Поэтому, для того, чтобы вспомнить человека и имя, вам необходима дополнительная информация о нем, чтобы образ стал четче.

Однако это исследование так и не ответило на вопрос: прочему имена людей вспоминаются сложнее, чем, скажем слова, которые вы редко используете в своем лексиконе.

В другом исследовании Джилиана Конна (1986), опубликованном в Британском журнале «Психология развития» поступили следующим образом: испытуемым предложили запомнить биографии вымышленных людей, затем они должны были воспроизвести максимум запомненной информации. В дальнейшем воспроизведенную информацию разбили на блоки и вот, что получилось:
Работа – 69%
Увлечения – 68%
Основные города – 62%
Все имена – 31%
Фамилии – 30%

Т.е. людям намного легче запомнить профессию, хобби и место жительства, чем имена .

Но опять не был даден ответ на вопрос: почему так происходит?

Несколько теорий насчет того, почему имена запоминаются плохо

Были выдвинуты различные теории, и одни из них полагали, что распространенные имена труднее для запоминания и восприятия в силу большого количество людей, с которыми они могут быть ассоциированы, другие же теории утверждали обратное, что распространенные имена легче запоминаются, чем редкие.

Наиболее популярное объяснение, бытующих в настоящее время, явлеятсято, что имена по сути своей являеются произвольным и бессмысленным набором звуков .

Имена сами по себе не могут ничего сказать о его носителе: не о его профессии, ни о привычках, ни о национальности или социальном происхождении. Имена не имеют семантических крючков, поэтому нам легче запомнить, скажем, профессию человека, нежели его фамилию или имя. Мы привыкли, практически автоматически, воспринимать имена и относить их в категорию бессмысленного, даже когда они имеют смысл. Может быть именно поэтому мы не пытаемся даже увязать имя человека и информацию о нем.

Еще раз! Имя – это знак , закодированный в звуках. Сам по себе он не имеет никакого смысла, это просто набор звуков. Мы придаем значение этому знаку, увязываем его с конкретным человеком по каким-то значимым для себя признакам (профессия, внешность, черты характера, ситуация и прочее).

Число Дамбара.

Был такой ученый Робин Данбар, который изучал приматов. Ему удалось найти прямую зависимость между размерами коры головного мозга приматов и количеством приматов, проживающих в стае. Число Данбара - ограничение на количество постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать. Поддержание таких связей предполагает знание отличительных черт индивида, его характера, а также социального положения, что требует значительных интеллектуальных способностей. Для того, чтобы поддерживать социальные связи, нужен развитый мозг, в частности кора, т.е. вам нужно увязывать кучу информации о человеке (его привычках, характере, помнить ситуации и поступки).

Поддержание таких связей предполагает знание отличительных черт индивида, его характера, а также социального положения, что требует значительных интеллектуальных способностей. Лежит в диапазоне от 100 до 230, чаще всего считается равным 150.

В нашей голове “могут одновременно жить” около 150 человек, связи между которыми мы способны анализировать. Как много имен своих родственников, контактов из записной книги, друзей из социальных сетей, одноклассников, коллег, клиентов, соседей вы сможете назвать без помощи? Это ограничение является решающим.

Кстати, именно поэтому привычные советы по запоминанию имен призывают создать некие стойкие ассоциации в своем уме. И наверняка, именно по этой причине клички и прозвища людей легче для запоминания: они имеют больший смысл, потому что люди приобретая их, приобретают и тот смысл, и те истории, которые кроются за этими прозвищами.

Теперь я немного успокоился на этот счет и не стану лишний раз переживать на счет моей неспособности запоминать чужие имена . Надеюсь меня простят и другие, а я им дам почитать эту статью!
почитать другие статьи:


17.01.2010, 00:18

Не то что плохая.... Нет, просто ужасная. Да ее совсем нет:(

Вот рассказываю случая из сегодня: ходили на музыку, ходим уже полгода, в принципе знать имена всех детей уже давно пора, но дочка не знает.... общаюсь с одной мамой, у нее сына зовут Паша (мою дочку - Саша, запомнить, по-моему не сложно....), после урока они немного катались с горки, дочка раза 3 спросила как зовут мальчика:010:. приехали домой, опять не помнит.:008::008:

Что же это такое? Я уже скоро начну паниковать....

При чем в остальном вроде развита нормально. Память тоже неплохая, стихи учит быстро (у меня в детстве было хуже), зрительная память вообще отличная, помнит места, где была в 2-3 года (сейчас ей 5), игры на память обожает - и как правило выигрывает (на компе или с нами, это где надо найти пару в перевернутых карточках).

Но что с именами???? Сейчас катались на катке с друзьями, у них сын с очень редким именем, она его раз 50 повторила, приехали домой - не помнит, я сказала, ровно через 2 минуты спрашиваю - "не помню" :(

Одна надежда - научится писать - будет попроще. Я многие вещи запоминаю в написанном состоянии - т.е. года, имена и т.п. Они как картинка выплывают. Может и у нее так..... :008:

Но если кто сможет подсказать чем помочь ей - буду благодарна.

17.01.2010, 02:17

17.01.2010, 02:26

Не переживайте, у меня дочь в конце второго класса не помнила имена всех одноклассников!:)) Только к 4-му более-менее выучила.

Говорят, что наша память избирательна и мы не стремимся запомнить то, что подсознательно считаем не важным.;)

Ну не важен вашей дочке мальчик на горке и она не считает прогулку с ним поводом для знакомства - что тут страшного?

Я уверена, что при такой зрительной памяти, она должна с математикой хорошо справляться, с шахматами, ориентироваться на местности. ИМХО, это важнее, чем имена людей, не всегда интересных... :fifa:

17.01.2010, 02:27

17.01.2010, 03:03

у кого-то плохая память на имена, у кого-то на лица, я вот названия книг не запоминаю (хотя текст дословно). просто вашему ребенку это не нужно, неинтересно. имена своих друзей она же знает? тем более, если во всем остальном - прекрасная память. моя дочка например знает имена всех детей в группе, если бы не помнила - я бы ее не мучала.

Кстати, заметила, если встерчает нового человека с именем ребенка из группы - то без проблемы - запоминает.

17.01.2010, 03:08

Говорят, что наша память избирательна и мы не стремимся запомнить то, что подсознательно считаем не важным.;)

Решили проверить. Наверно не правильно, но я реально начинаю париться.

В общем пока ехали на каток, ее пытали, пытали как зовут мальчика - ни в какую - не помню и все. подсказали. Она всю дорогу повторяла, я ее переспрашивала, приехали на каток, пока одевались.... что бы вы думали. конечно забыла. Хотя до этого ей говорили - не вспомнишь - не будешь кататься. Может она всерьез не воспринимает угрозу:008:.... я просто таких безпамятных еще не встречала....

Летом были в санатории где куча детей. Все, ну просто все помнят как ее зовут, она же никого практически, только парочку, у которых имена как в ее группе...... Каждый раз меня спрашивала как зовут ребенка, мне еще было даже смешно.... теперь уже не особо:(

17.01.2010, 03:11

17.01.2010, 03:12

Я уверена, что при такой зрительной памяти, она должна с математикой хорошо справляться, с шахматами, ориентироваться на местности. ИМХО, это важнее, чем имена людей, не всегда интересных... :fifa:

Да, по возрасту все хорошо, с шахматами не знаю.... боюсь.:004: У нас еще другие сложности - не умеет проигрывать и чему-то учиться (поначалу же неизбежны проигрыши). Закатит скандал и больше играть не будет. Вот такой ребенок:fifa:

17.01.2010, 03:14

да не мучайте вы ее. бывает у детей такое - чему-то усиленно учат, спрашивают, потом у детей начинается стопор. на немного забудьте про имена, хотя бы на неделю. потом опять спросите. и наверняка выдаст имена всей группы:support:!

С группой вроде все нормально. А вот если знакомится на улице, или на занятиях, то помнит первые 2 секунды только.

Конечно не будем мучить. что ж я, не понимаю что-ли?

Просто методом проверки поняла что дело не только в мотивации (ей же строго сказали - не вспомнишь, точнее не запомнишь одно имя - не будешь кататься). а вот в чем... попробую вечерами иногда давать ей тестирования - после чтения чтоб вспоминала имена героев....

17.01.2010, 03:17

17.01.2010, 03:23

не переживайте! это просто особенность её памяти! лично у меня, например, очень плохая память на лица! мне страшно неудобно - я не узнаю никого из соседей! т.е., пока я с человеком не поговорю - я его запомнить не в состоянии..
а вот имена и, как ни странно, дни рождения - помню очень хорошо!

Да, какая разная память у всех. У меня с лицами более-менее, тяжелее вспомнить где его видела, имена заставляю себя запоминать, просто силой:ded:. Рисую всякие образы, ввожу сокращения, какие-нибудь обзывалки, но считаю что имена просто необходимо помнить. Хотя с этим тоже напряг. Муж тоже страдает от того же, но он себя не напрягает и тоже иногда шокирует отсутствием памяти, так что вроде объяснимо почему у дочери есть такой минус.

17.01.2010, 03:29

Можно попробывать ассоциации имен с предметами.

17.01.2010, 04:00

знаете, мне кажется, ничего страшного нет в том, чтобы сказать человеку: извините, не запомнил,как Вас зовут...

А вот в моем случае - мне очень неловко, когда люди со мной здороваются, а я понятия не имею, кто это:009:
очень смешно было, когда мы с мужем при переезде долго топтались у подъезда, проходило много людей, здоровались с нами, спрашивали, куда уезжаем и т.п.... когда они уходили, я спрашиваю, а кто это? муж - это сосед со 2го этажа.. с 7 этажа... и т.п. А для меня все - совершенно незнакомые лица!! :010: (в той кв. мы прожили почти 5 лет:073:)

Еmerald Изумрудная

17.01.2010, 04:18

У нас тоже порой бывает, поиграет с реб. на улице, на следующий день не помнит как зовут...

17.01.2010, 09:24

Я очень плохо запоминаю имена. Как-то в фирму устроилась на работу, народу много (человек 20) - я в первый же день завела себе бумажку, всех записывала, но одного из начальников так до конца всё время другим именем и называла (он потом уже привык и не удивлялся). Очень неудобно.
Записывать на бумажку навые имена для меня было спасением, так я запоминала и не путала.
Ребёнок всех помнит, но у нас сейчас новая логопед, никак не может её запомнить, наверно всё-таки память сама выбирает, что ей важно.

17.01.2010, 10:03

Подсказать - не подскажу:) Но у нас тоже самое. Мне кажется, у меня ребенок не запоминает то, в чем смысла она не видит. Т.е. имена ей эти нафиг не нужны. Называть по имени, звать, она все равно стесняется, так зачем они ей:) Ходит в сад в нашу группу второй год и то не всех сразу вспоминает, как зовут. Причем, каких-то помнит, выборочно. Подругу свою точно знает как зовут:)) Короче, я не переживаю, думаю, подрастет и все нормально будет.
Абсолютно согласен с не запоминает то, в чем смысла она не видит!!!

Представьте, вы появляетесь на вечеринке и знакомитесь с новыми людьми. Всё проходит прекрасно, вы чувствуете себя душой компании, но(!), тут понимаете, что половину человек не запомнили по именам. Ужасная ситуация, не так ли? Сегодня мы рассмотрим 3 проверенных способа и узнаем, как запоминать имена людей.


Не переживайте, плохое запоминание имён происходит с большинством людей. Исследования английских учёных, опубликованные в журнале «Экспериментальная психология» говорят о том, что у всех людей есть некоторые проблемы с запоминанием имён.

Почему мы не запоминаем имена

Зато наш мозг прекрасно замечает всякие мелочи, впоследствии по которым мы идентифицируем человека и вносим его в «список знакомых». Всё дело в том, что имена весьма условны и не являются описанием человека, потому-то наш мозг и воспринимает подобную информацию как второстепенную, не складируя её в ячейку долговременной памяти с самого начала. Вот проблема, а.

Но, как после любого кошмара следует долгожданное пробуждение, так и в нашем случае, всё не так плохо, как может показаться. Спасибо учёным и всем, кто интересуется вопросом человеческой памяти, ведь благодаря таким людям у нас есть целых 3 действенных способа для запоминания всех людей на вечеринке (и не только), которые можно применить уже сегодня, да что тут, прямо сейчас! Итак, рассмотрим каждый из них, чтобы вы выбрали для себя самый подходящий.

Способ №1: используйте сокращённый вариант имени.

Люди, имеющие длинные имена, часто сталкиваются с тем, когда их называют не так, как написано в их паспорте. Что же делать, если ваш собеседник уже рассказал вам пару историй из своего детства и считает вас своим товарищем, а вы всё ещё не знаете как к нему обратиться? Тут есть один простой, но очень действенный способ: разложите имя на части и выберите только одну, которую вам будет проще всего запомнить. Смысл заключается в том, что теперь, запомнившаяся часть имени вашего собеседника, будет служить вам отправной точкой к его «полной версии». Несложно, правда?

Например, возьмём имя Светлана. В России оно пользуется большой популярностью, чего не скажешь про Европу, например. Поэтому, в европейских странах можно часто встретить сокращённый вариант этого имени «Лана». Таким образом европейцы адаптируют «наши» имена под более привычный для них вариант. Да что тут далеко ходить, вспомните, когда вы в последний раз называли свою подругу не Светой, а Светланой? Думаю, ответ очевиден – практически никогда. И это не из-за того, что вы уже знакомы и формализм тут как бы не к месту, нет-нет. Всё дело в лени, а именно, в стремлении нашего мозга оптимизировать свою работу и сократить расходование энергии.

Отсюда правило: хотите запомнить? Сокращайте!

Способ №2: используйте никнейм или прозвище.

Есть люди с такими именами, которые практически невозможно сократить или, найти в них запоминающуюся часть. В таких случаях на помощь приходит знакомый нам всем по компьютерным играм «Никнейм» или, переводя на русский лад – прозвище. Придумайте своему собеседнику так называемую «кликуху». Нет-нет, не нужно уходить в крайности, ведь это не ваши дворовые друзья, верно? Просто посмотрите внимательно на человека и подумайте, какие ассоциации он у вас вызывает? После этого привяжите его имя к выбранному образу и распрощайтесь с идеей выкинуть его имя из своей головы в ближайшие пару недель.


Секрет этого метода кроется в устройстве нашего мозга. Всё дело в том, что мозговая система образов настолько хорошо взаимодействует с долгосрочной памятью, что практически «делает гравировку» в нашем сознании. А вы не задумывались, почему люди часто обращаются к психотерапевтам с проблемой постоянных мыслей о ком-либо? Да-да, именно поэтому. Если у вас есть нелюбимое имя, то вспомните, кто его носитель и в 99% случаев, это окажется неприятная для вас личность.

Способ №3: произносите имя вслух.

Часто для того, чтобы что-то запомнить, нам необходимо это отчётливо услышать. Вспомните, в детстве, в школе нам постоянно говорили, чтобы мы читали в слух. Это было связано не только с необходимостью развития речевых способностей, но и с возможностью при этом лучше запоминать прочитанное.


Как только вы встретили человека и он вам представился, не забудьте произнести его имя вслух, как бы уточняя. Если вы боитесь показаться бестактным, то припишите своё уточнение к какой-либо ситуации, например, скажите, что вашего друга детства зовут так же, и он, между прочим, очень ответственный человек. Сделав собеседнику таким образом комплимент, как бы невзначай, вы, скорее всего, сразу вызовите его расположение по отношению к себе. И, что в нашем случае важно, минимум в два раза увеличите свои шансы на запоминание его имени, ведь вы примените не только слуховую, но и ассоциативную память!

В заключение

Вот, вообщем-то, и все советы. Они получились максимально ёмкими (вы ведь всё запомнили?). Эти 3 совета достаточно просты, чтобы вы могли применить их на практике уже сегодня. Знакомьтесь, общайтесь и будьте внимательны по отношению к своему собеседнику.

Наверное, многим из нас знакома неприятная ситуация, когда мы встречаем знакомого человека, но не можем вспомнить его имя. Или, что ещё хуже, знакомимся с кем-то и уже через 5 минут понятия не имеем, как к нему обращаться. Такое может произойти где угодно - как на вечеринке у друга, так и на деловом обеде или в новом рабочем коллективе.

Как же научиться запоминать имена? Для этого есть несколько проверенных способов.

Согласно материалу в журнале «Психология сегодня» (Psychology Today), способность запоминать имена ухудшается ещё и с возрастом. Оказывается, около 85% людей среднего возраста и пожилых людей забывают имена. Однако это вовсе не значит, что забывчивость на имена появляется лишь с возрастом, ведь многие молодые люди также замечают за собой такой недостаток.

Почему мы забываем имена

Этот феномен можно объяснить. Когда мы встречаем кого-то впервые, наше внимание рассеивается на множество факторов - лицо, внешний вид человека, его голос, манеру разговора, жесты и обстановку вокруг. Переизбыток информации и расфокусирование нашего внимания нередко приводят к тому, что мы не можем вспомнить, как зовут человека, находящегося перед нами.

Помнить имя важно

Если вы хотите добиться внимания человека, проще всего это сделать, назвав его по имени. Исследования показывают , что произношение нашего имени активизирует наш мозг, даже если мы находимся в шумном помещении. Именно поэтому многие влиятельные лидеры придают именам большое значение и стараются по максимуму их использовать. Эффект от этого легко проверить: полагаю, каждому приятно осознавать, что о нём помнят, когда он слышит своё имя. И наоборот, забывчивость других вызывает негативные эмоции.

Как запоминать имена

Если вы так же, как и множество других людей, постоянно забываете имена, Кристи Хеджс , профессиональный коуч, спикер и автор книги The Power of Presence: Unlock Your Potential to Influence and Engage Others, предлагает несколько проверенных на практике советов, которые помогут избавиться от этого недостатка раз и навсегда.

Встретились - повторите

Когда вы услышите чьё-то имя, не просто кивайте в ответ и продолжайте разговор, а повторите это имя, включив его в свой разговор или спросив о чём-то нового знакомого. Например, если вашего нового знакомого зовут Марк, вы можете сказать: «Привет, Марк, приятно познакомиться», - или же задать ему вопрос: «Как долго Вы работаете в IT, Марк?».

Используйте имя на протяжении беседы, только не переусердствуйте и не повторяйте его слишком часто. Также включите имя в прощальную фразу и, произнося её, смотрите в лицо собеседнику, чтобы закрепить в памяти его образ и имя вместе.

Записывайте

Доктор Гари Смол, психиатр и эксперт в области изучения памяти, предлагает просить человека записать его имя, особенно если оно необычное или редкое. Эта техника будет эффективной, если у вас хорошо развита визуальная память. Кроме того, можно попросить у человека визитную карточку и прочитать его имя на ней, пока вы с ним общаетесь. Так вы создадите связь между человеком и визуализацией его имени у себя в памяти.

А сразу после встречи запишите имя человека и основную информацию о нём в свои контакты. Так вы сохраните всё самое главное и при случае легко вспомните собеседника. Записать можно как личную информацию, так и особенности его внешнего вида или тему последнего разговора.

Используйте ассоциации

Многие эксперты советуют в момент, когда вы слышите новое имя, создавать в воображении словесную связь или картинку для ассоциации. Это может быть любой факт, который вы знаете о человеке, - его увлечения, сфера деятельности, место проживания и т. п.

Вивиан Жанг приводит пример этого совета, который она узнала из учебного курса Дейла Карнеги:

Воображайте картинки, которые звучат, как имя человека, и сопоставляйте их с другими фактами, которые вы о нём знаете. Если вы встречаете кого-то из Бразилии по имени Лаура, представьте её в лавровом венке на голове, плавающей в реке Амазонке.

Создавайте связи

Ещё один способ запоминания имён - сопоставление человека с другим человеком с таким же именем, которого вы хорошо знаете. Например, с вашим другом или родственником.

Кристи Хедж узнала этот приём на одном из тренингов, в котором принимали участие 15 человек. Она была удивлена, когда тренер после краткого приветствия с каждым из участников снова прошёлся по группе и обратился с каждому из них по имени без единой ошибки. Он тогда использовал простую технику - ассоциировал каждого человека с известной личностью (или известным ему человеком). Например, Райан ассоциировался с Райаном Гослингом. Сперва это может показаться сложным, но с практикой вы научитесь мгновенно создавать такие связи между людьми и запоминать их имена.

Проявите внимание

Большинство психологов и экспертов в области изучения памяти утверждают, что одной из главных причин забывчивости имён является то, что мы не сосредотачиваемся на нём и уже через мгновение наше внимание рассеивается на другие вещи, которыми мы окружены.

Такой же совет даёт в первую очередь и один из самых общительных людей на планете Кейт Феррацци:

Если вы примете сознательное решение запомнить имя, потому что проявляете внимание к людям, которых встречаете, вы сразу же начнёте делать это гораздо лучше.

Надеюсь, что эти простые советы помогут вам лучше запоминать имена и избегать неудобных ситуаций в будущем. Лично я обязательно возьму на вооружение самый первый совет с устным повторением имени. Мне кажется, что с него легче всего начать практиковаться. Расскажите, а как вы запоминаете имена и испытываете ли с этим трудности?



Рассказать друзьям