Политическая элита: понятие и типы. Теории элит

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие присваивают элите свойство закрытости, хотя в некоторых странах элита - действительно закрытая группа, а где-то она может быть открытой и конкурирующей. Вопрос в том, что понимать под закрытостью. Обратимся к трудам Х. Лассуэлла: «Мы говорим „открытая элита“, когда все или многие члены политических органов включены в нее. „Закрытая элита“, с другой стороны, включает в себя лишь немногих из них». При таком понимании различие между открытой и закрытой элитой заключается лишь в размерах: большая элита, составляющая значительный процент политического класса, дает основания говорить о ее «открытости», а маленькая - о «закрытости». Тут речь идет о степени концентрации власти, и если группа лиц, принимающих стратегические решения, сосредоточена на самом верху властной пирамиды, мы имеет пример закрытой элиты.

Рисунок 5. Открытая и закрытая элита по Х. Лассуэлду


Выделяя каждому члену политического класса зону компетенции, элита вынуждена отдать ему и часть своих властных полномочий. Следовательно, при открытой элите власть диверсифицируется и в разные периоды то в большей степени концентрируется на верху пирамиды, то, напротив, делегируется все большему числу представителей политического класса. Периоды центростремительного распределения власти сменяются периодами центробежными, при которых происходит рост роли локальных и отраслевых групп, а вслед за этим следует редукция, свертывание их власти вплоть до полной зависимости от центра. Классическим примером закрытой элиты может быть советская система, где власть концентрировалась в коллективном органе, насчитывающем всего 20–25 человек, - Политбюро.

Есть и другое понимание открытости элиты. Закрытость и открытость можно трактовать под ракурсом исследования рекрутации элиты. Закрытой в таком случае надо считать элиту, которая формируется исключительно из представителей нижестоящих страт политического класса. В этом случае восхождение во властной иерархии совершается постепенно и существует преемственность в обновлении элиты. Проникновение наверх людей случайных, не прошедших управленческую школу государства, исключается. Открытой, напротив, будет называться такая элита, рекрутация в которую позволяет использовать несистемные каналы.

Периоды открытой и закрытой элиты сменяют друг друга и зависят от циклов становления политических режимов. Новые режимы, испытывающие кадровый голод и имеющие ограничения на привлечение представителей старого политического класса, как правило, широко используют аутсайдеров для пополнения элиты. Чем старше и стабильнее режим, тем меньше шансов у «чужаков» попасть в систему власти, тем более постепенное восхождение нужно совершать инсайдерам, чтобы добраться до вершины. Системный (то есть закрытый) тип рекрутации означает, что объем внешней инкорпорации невелик и пополнение происходит с одной ступени политического класса на другую (см. рисунок 6).


Рисунок 6. Различия в формировании закрытой (А) и открытой (Б) элиты


Открытый тип рекрутации особенно распространен при смене режимов, когда временно двери элиты открываются, чтобы впустить туда «свежую кровь», новичков - разночинцев, не запятнавших себя связями со старым режимом. Этот период длится недолго, и как только режим стабилизируется, элита пытается вновь «закрыть двери». Однако ей не всегда это удается сделать быстро. Период открытой элиты рождает надежды у наиболее активных и амбициозных групп, что приводит к возникновению напряжения у «закрывающихся дверей». В такие периоды обостряется конфликт между теми, кто уже инкорпорирован, и теми, кто рассчитывал продвинуться, но не успел. Эта «обиженная» часть политического класса, не сумевшая совершить победоносный рывок и остановленная у самого входа, может стать серьезной угрозой для элиты. Контрэлита становится лидером идеологической оппозиции и начинает кампанию против се недавних соратников и коллег.

Смена режимов приводит к фрагментации политического класса, к возникновению «старой» и «новой» элиты, отчаянно сражающихся за власть. Целью первой является удержание власти, которая утекает из их рук, а целью второй - захват всех ключевых позиций в государстве, который неизбежно требует вытеснения со своих постов «стариков». Фрагментация может привести к настоящей войне внутри элиты, которую сторонний наблюдатель подчас вовсе не замечает. В. May и И. Стародубровская называли этот феномен «предреволюционной фрагментацией общества».

В периоды открытия элиты в нее проникают аутсайдеры, которых мы будем называть разночинцами (то есть представленных разными «чинами»). Разночинцы, проникал в элиту, делают ее гетерогенной, вызывают к жизни новые неформальные образования и способствуют фрагментации. Разночинцы привносят в элиту новые взгляды и коммуникативные нормы, которые размывают традиционные устои правящей группы. Их ассимиляция в элиту проходит более или менее конфликтно, но рано или поздно заканчивается. Тогда разночинцы растворяются в группе и способствуют тому, чтобы элита вновь закрыла двери. Именно разночинцы, ставшие официалами, выступают главными поборниками строгого контроля над инкорпорацией, сужения рекрутационных каналов и восстановления жестких ограничений при подборе кадров. Революционеры становятся консерваторами и, желая сохранить достигнутое status quo, вступают в борьбу с другими революционерами, не успевшими попасть в элиту.

Правда, такой путь характерен лишь для недемократических обществ или обществ с неразвитой демократией. Идеальная модель демократического общества подразумевает наличие множественных каналов для вертикальной мобильности, в том числе и для рекрутации в элиту. Поэтому элита демократических обществ apriori более открыта, чем в иных обществах. Однако в реальности зачастую этот постулат оказывается не более чем мифом, так как конкуренция на выборах развертывается не между свободными независимыми кандидатами, а между лидерами двух доминирующих партий. Выбор в таком случае ограничивается альтернативой «элита - контрэлита», а не «элита - неэлита». Однако в любом случае наличие альтернативных выборов делает процесс инкорпорации более открытым и менее контролируемым бюрократией.


Идеи политического элитизма, возникнув в глубокой древности (Конфуций, Платон, Аристотель и др.), получили широкое распространение в XIX-XX веках. В этот период радикальных общественных преобразований, благодаря родоначальникам современной теории элит (Парето, Моска, Михельс) и их последователям (Лассуэл, Джилас, Миллс, Дай, Зиглер, Восленский и др.), политологические воззрения стали органично включать в себя концептуальное обоснование роли элит в обществе. Философские размышления о возможностях и личностных качествах высших классов дополнились прагматическим политическим и социоло-
163

гическим анализом взаимодействующих и сменяющих друг друга элитарных групп.
Основная, развивающаяся на протяжении столетий идея политического элитизма заключается в следующем: существование элит, выдвижение из них политических лидеров связано с тем, что невозможно предоставить власть каждому, осуществить прямое участие масс в реализации властных полномочий; для этого необходимо меньшинство, представляющее интересы граждан и способное управлять властными структурами. Если бы эта власть была предоставлена всем, лишь немногие смогли бы овладеть искусством ее удержания и руководства обществом из-за сложности этого вида человеческой деятельности.
Категорией «политическая элита» обозначают тех, кто непосредственно участвует в принятии политических решений. Это - граждане, получившие высокие общественные оценки их деятельности, включенные во властные структуры, а также наиболее влиятельные в политическом аспекте, обладающие популярностью, авторитетом, престижем и, как правило, властолюбивые личности, интеллектуально превосходящие массы.
Важным при определении элитарных слоев является также то, как они идентифицируют себя с господствующими или претендующими на господство идеологиями, программами и доктринами, какие выдвигают стратегии развития страны и определяют многообразные варианты их осуществления, как относятся к народу и учитывают интересы различных социальных общностей, наций, классов.
Властвующая элита, по определению Миллса, «состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия... Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества... Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются»62.
62 Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959. С. 24. --164--

Правящей политической элите противостоит оппозиция, контрэлита, которая, соперничая с ней, влияет на процесс обновления и перестройки элитарных структур и групп. В правящей элите можно выделить высшую, среднюю, функциональную. В высшую входят те, кто принимают ключевые, общегосударственные решения. В среднюю - руководители из региональной элиты. В функциональную - находящиеся в резерве на руководящие должности, профессиональные работники политических организаций и государственных органов.
При личностном и ценностном подходах к анализу политических элит сущность «элитарности» объясняется наличием у их представителей или у всех, в них входящих, особых способностей, а также их приверженностью к определенным ценностям. Это и умение управлять государством, и готовность брать на себя ответственность, и способность отстаивать общественные интересы, и знание механизмов оперирования огромными материальными и финансовыми ресурсами, и понимание как норм элитарных групп, так и интересов других социальных слоев, и соблюдение религиозных традиций и т. п.
Большинство из этих способностей присущи профессиональным политикам. Уже Вебер в 1919 г. в работе «Политика как призвание и профессия» заметил «превращение политики в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знания ее методов, созданных современной партийной системой»63. В политических элитах сосредотачиваются и концентрируются все, кто обладает этими навыками и политической культурой.
При ситуативном подходе к анализу политических элит подчеркивается, что элитарная позиция - результат овладения конкретной ситуацией, довлеющей над всеми и расставляющей всех политических игроков. Политик лишь выбирает разнообразные средства, варьирует и изменяет свои способности, стремясь войти в политическую элиту. Макиавеллисты даже оправдывают любые средства - аморальные, насильственные, негуманные - в борьбе за господство в политической сфере и за ведущие элитарные позиции.
63Вебер М. Избр. пр. М., 1990. С. 660. --165--

При системном подходе политические элиты изучаются как подсистемы, интегрированные в социальные системы. В этих подсистемах выделяются взаимосвязанные «роли» - элементы, представляющие собой стандартизированные действия тех или иных субъектов политики. От согласования действий и ролевой совместимости входящих в политическую элиту граждан зависит устойчивость и эффективность как самих элитарных слоев, так и властных структур. В обществе существуют правовые способы санкционирования ролевых действий, дополняющихся и другими (экономическими и т. п.) мерами воздействия на всех представителей политических элитарных групп с целью побуждения их поступать «политически оправданно», «в государственных интересах» и т. д.
Интеграция ролей и связанных с ними ожиданий закономерно поддерживается процессом институционализации. Для выполнения в политической элите роли «лидер партии» должен существовать институт «политическая партия». Без функционирования «института президентства» невозможно исполнение «президентской роли» даже при желании большинства граждан. Создание и развитие демократических институтов (парламента, правительства и т. п.) - основа выполнения таких «ролей», как «депутат», «лидер фракции», «премьер-министр» и др. Ролевая структура системно взаимосвязана с институционально-должностной.
Хотя элитарные слои и группы дифференцируются ролевыми компонентами, они реализуют взаимодополняющие и взаимообусловленные программы действий, стремятся к достижению одобренных политических целей. При этом деятельность политических элит складывается как результат взаимодействия всех играющих определенные роли. Согласно закону системности интегрированное целое качественно выше суммы частей. Политические элиты заставляют каждого гражданина считаться с их требованиями, нормами и ролевыми ожиданиями с целью консолидации в целостные самостоятельные политические образования. Поэтому характеристика всех входящих в политические элиты как «отборных», «отобранных», «избранных» связана с тем, что субъектами этой своеобразной селекционной деятельности являются и сами элиты.
Развитие элитарных слоев - чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, находящийся под воздействием многочисленных факторов. Его направление может быть как положительным, --166--

так и отрицательным: в первом случае в ходе своеобразной селекции в элиту отбираются самые энергичные, прогрессивные, талантливые; во втором - элитарные группы пополняются, а иногда и возглавляются деятелями хотя и энергичными, активными, но с отрицательными личностными качествами, с отклоняющимся или преступным поведением, что приводит к развалу государств, упадку регионов, потери влияния и уходу с политической сцены как самих этих «высших» слоев, так и классов.
Вебер писал, что политика - это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает»64. Политические элиты, как объединения подобных групп, оказывают решающее воздействие на эти распределительные процессы. Многие политологи и социологи подчеркивали и подчеркивают, особенно в настоящее время, когда властные структуры стали чрезвычайно сложными и разветвленными, что в политические элиты входят те, кто способны играть формализованную, нормативно и законодательно закрепленную социальную роль в политической системе. Именно степень освоения этой роли определяет поведение каждого и принимаемые им решения, его поддержку гражданами. Главное в том или ином представителе политической элиты - не только и не столько набор определенных качеств, а то, как изменяются, совершенствуются, преобразуются эти качества в зависимости от выполняемой им роли.
Элитарные группы всегда связаны с должностным статусом во властных структурах, с институционализацией их функций, с обязательным наделением властными полномочиями. Однако многое в их статусном положении зависит не только от места в политической иерархии, но и от массовой поддержки, оказываемой без угрозы применения силы. Это и обеспечивает продолжительность и стабильность властвования элит: те, кто управляют, ожидают, что их командным установкам будут повиноваться; те же, кем управляют, ожидают определенного характера и содержания решений, приказов, законов и нормативных актов.
64Вебер М. Избр. пр. С. 646. --167--

В XXI веке, анализируя ход истории, многие политологи и социологи признают несостоятельность как аристократических элитарных воззрений, в которых отстаивается постулат о поголовной предрасположенности - по крови и происхождению - всех благородных и знатных к эффективному руководству, так и утопичность популистских идей о возможности «каждую кухарку» научить управлять государством и подготовить ее в высшую политическую элиту.
В истории человечества практически невозможно обнаружить общество, в котором элиты были бы абсолютно закрытыми. Никогда не существовали и не будут созданы общественные структуры, в которых все политические элитарные позиции станут общедоступными. Большинство теоретиков и идеологов элитизма отмечают, что важнейшая задача общества - совершенствовать каналы социальных перемещений и постоянный контроль за ними для того, чтобы они способствовали обновлению состава высших слоев и их пополнению элитным человеческим потенциалом, а также препятствовали бы накоплению неспособных, потерявших соответствующие качества политиков в элитарных группах и слоях. Необходимо своевременное, обоснованное и закономерное возвышение граждан по вертикали, иначе при появлении и концентрации прогрессивных, элитных элементов в низших слоях возможны протестные выступления.
Многое в преобладании положительной или отрицательной тенденции в развитии элитарных групп зависит от исторической обстановки, социальной среды. Однако теоретики элитизма, оппонируя идеям социального детерминизма, а также критикуя представления о политике как надстройке над неким фундаментом общества, постоянно и традиционно выделяют значение элит как активных, свободных субъектов политических и социальных отношений, лично ответственных за все направления их развития: прогрессивные и регрессивные, революционные и тупиковые.

44. Сущность и критерии элит. Типы элит. Типы элит

В обществе и государстве существуют достаточно много типов элит. К основным относятся:

Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти. Имеет сложную структуру и внутренне дифференцированна. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. Виды политической элиты: высшая, средняя, административная.

1. Экономическая – социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Осуществляет свое экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения.

2. Военная – играет важнейшую роль в жизни общества, в политических процессах, используется как решающее средство в политике.

3. Научная и техническая – включает одаренную часть интеллектуальной элиты. Роль ее определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический процесс.

4. Культурная и духовная – включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Роль ее определяется характером и степенью воздействия на развитие искусства, литературы, образования, духовной жизни общества, его нравственного потенциала.

5. К другим типам элит относятся теневая и контрэлита (элита оппозиции) – часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции.

В политологии есть такое понятие как властвующая элита. К ней относятся все типы элит, которые влияют на власть и на принятие ею решений.

Критериями принадлежности к элите могут быть: организаторские способности, материальное и интеллектуальное превосходство, особые индивидуальные качества и др. Западные политологи выделяют и другие критерии: престижное образование, профессионализм при базовом юридическом образовании, вход или близость к властям и др.

Термин «элита» происходит от латинского eligere или французского elite - лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», прежде всего высшей знати. В научный оборот он был введен в конце XIX - начале XX в.

Как научная школа элитистское направление окончательно сформировалось благодаря трудам В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса.

В. Парето (1848-1923), итальянский социолог, исходил из тезиса, что люди изначально неравны. Совокупность индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, Парето называет элитой. «Главная идея термина элита

- превосходство... В широком смысле я понимаю под элитой таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Сама элита делится на правящую, прямо или косвенно осуществляющую власть, и неправящую (контрэлиту), не имеющую доступа к управлению и руководству. Парето приходит к выводу, что элита существует в любых обществах и при любом политическом строе. Парето разделял элиты по методам правления на «львов» и «лис». Первые опираются на материальную или религиозную

силу, для них характерно преимущественное использование насилия при осуществлении господства. Вторые - на хитрость и искусство манипулирования.

Между элитой и массой постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низшие слои, а наиболее способные представители последних поднимаются по «социальной лестнице» и попадают в состав элиты. Данный процесс получил название циркуляции элит. Он способствует сохранению социальной и политической стабильности в обществе. В случае замедления циркуляции в высшей страте накапливаются деградирующие элементы, в то время как в низших стратах накапливаются элементы с высшими качествами. Подобное замедление чаще всего наблюдается в периоды правления элиты «львов». В конечном итоге прекращение циркуляции элит приводит к революциям, которые восстанавливают процесс циркуляции.

Другой итальянский социолог, Г. Моска (1853-1941), основываясь на историческом методе, пришел к выводу, который он сформулировал следующим образом: «Во всех обществах - от наименее развитых и цивилизованных и до самых развитых и могущественных - обнаруживаются два класса людей - класс, который правит, и класс, которым правят. Первый, всегда менее многочисленный, берет на себя все политические функции, монополизирует власть и пользуется преимуществами, которые из нее вытекают, тогда как второй, более многочисленный, руководим и управляем первым, иногда более или менее законно, а иногда более или менее волюнтаристски и насильственно». Отличительными качествами, открывающими доступ в элиту, Моска считал военную доблесть, богатство, происхождение, личные качества (ум, талант, образование), способности к управлению. Политический класс занимает господствующее положение в обществе и осуществляет властные функции благодаря организованности (в отличие от неорганизованного большинства), искусству управления и способности идеологически обосновать свою верховенствующую роль. Осуществление власти в обществе во многом зависит от способа воспроизводства правящего класса. Итальянский ученый выделял три таких способа: наследование, выборы и кооптацию.

Значительный вклад в теорию элит внес немецкий политолог Р. Михельс (18761936). Исследуя социальные отношения, он пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации (партии, профсоюзы и т. п.).

Функционирование же организации протекает по собственным законам. Развитие любого института связано с формированием иерархичности и особого управленческого слоя. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, превращаясь в олигархию, заботящуюся лишь о сохранении своего положения. Эту тенденцию Михельс назвал «железным законом олигархии», подчеркивая тем самым неизбежность формирования управленческого слоя со своими специфическими интересами в любой организации, в любом обществе.

Гарольд Лассуэлл определил элиту как людей, обладающих в наибольшей степени восемью благами: властью, знаниями, богатством, здоровьем, умениями, привязанностью, уважением и моральностью. При этом он подчеркивает, что правящая элита не обязательно активно пользуется своей властью, это – основа, из которой появляются лидеры. На основе этого Лассуэлл включает в правящую элиту широкий круг людей:

лица, которые занимают важные посты во властных структурах и их родственники;

лица, которые когда–то занимали эти посты и остались после отставки лояльными к существующему режиму;

лица, которые не входят в формальные институты власти, но имеют влияние на принятие решений в этих институтах;

членов оппозиции, обладающих большим политическим весом, с которыми вынуждена считаться власть. «Слабую» оппозицию Лассуэлл исключает из политической элиты.

В современной политической науке используется несколько подходов к исследованию элит. В целом их можно свести к двум основным: меритократическому (от лат. meritus - лучший и греч. cratos - власть) и властному. Первый подход берет свое начало в элитистской теории В. Парето. Его кредо удачно сформулировал К. Маннгейм: элита - это «иерархия, основанная на собственных достижениях».

В рамках меритократического подхода существуют технократическое и организационно-управленческое направления.

Основоположниками технократических теорий считаются А. Богданов и Т. Веблен. Согласно Веблену, в связи с развитием науки, техники и технологий возрастает роль инженеров-организаторов. Используя особые знания, технократы постепенно вытесняют традиционных собственников с ведущих социальных позиций, превращаясь в самостоятельную общественную силу. Основы организационноуправленческих теорий заложил Дж. Бернхейм. Выдвинутый им тезис о переходе власти из рук собственников в руки профессионалов-менеджеров получил известность под Р. Михельс названием «революция менеджеров». В 1970-е гг. меритократический подход получил широкое распространение в связи с трудами Д. Белла, А. Гоулднера и др.

Наибольшее распространение в современной политической науке получил властный подход к определению и выделению элиты. Его представители (Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс, Р. Дарендорф) определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество. В свою очередь, властный подход подразделяется на структурный и функциональный. Сторонники структурного подхода относят к элите всех лиц, занимающих формальное положение в органах (структурах) власти (например: президент, министры, руководство армии). Приверженцы же функционалистских трактовок относят к элите те группы и тех индивидов, которые оказывают реальное влияние на общественную жизнь и на принятие социально значимых решений.

Исходя из многочисленных теоретических подходов можно дать следующее обобщающее определение элиты: правящая элита - это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество.

Исследования социологов и политологов показали, что элиты могут различаться

с точки зрения их структуры. По функциональному признаку внутри и элиты выделяют несколько внутриэлитных групп: политическая, экономическая, культурноинформационная элита. Состав каждой из них определяется ее функциями. Так, политическую элиту составляют группы и политические лидеры, осуществляющие

властные решения. На основе объема властных полномочий выделяются следующие виды политической элиты: высшая, средняя и административная. Высшая политическая элита включает руководителей, которые занимают стратегические позиции в системе принятия важнейших решений. К этому типу элиты относятся президент и его окружение, руководители правительства, члены высших судебных органов власти, лидеры наиболее влиятельных партий, спикер парламента и главы крупнейших парламентских фракций. К средней элите относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти: депутаты, представители региональных элит (губернаторы, мэры), лидеры политических партий и движений. В состав административной элиты входят члены правительства, а также высший слой государственных служащих. Экономическую элиту составляют наиболее богатые члены общества - крупные собственники, банкиры, руководители финансовопромышленных групп, главы ведущих корпораций, владельцы крупных капиталов. Интересы экономической элиты прямо или косвенно оказывают влияние на характер решений, принимаемых политической элитой. Культурно-информационную элиту составляют выдающиеся деятели науки, культуры, видные журналисты, оказывающие влияние на формирование общественного мнения, высшие иерархи церкви. Главной функцией этой элитной группы является формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты, а также принимаемых ею решений.

По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования выделяются открытые и закрытые элиты. Открытая элита характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, ей присуща открытость, выражающаяся в формально равных возможностях доступа членов неэлитных групп в нее. Существует относительно небольшое количество формальных ограничений доступа в элиту. Отбор в элиту осуществляется на основе острой конкурентной борьбы, в которой большое значение имеют личные качества: энергичность, умение найти и организовать себе поддержку, способность мобилизовать имеющиеся ресурсы. Открытая элита пополняется новыми лидерами, которые являются носителями новых идей и ценностей. Поэтому она демонстрирует способности к социальным инновациям и реформам. Ее положительными чертами являются чуткость к социальным настроениям и потребностям, гибкость и широкие возможности быстрой адаптации к меняющимся социальным условиям и реакции на общественные перемены. Однако у нее есть недостатки: склонность к популистским и непродуманным решениям, средняя или низкая степень преемственности в выработке политики. В отличие от открытой элиты, для закрытой характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей неэлитных групп в нее. В первую очередь на отбор в элиту влияют формальные показатели: возраст, стаж работы, партийность, принадлежность к определенной корпорации. Важнейшим условием, влияющим на отбор в элиту, является личная преданность руководству и готовность беспрекословно исполнять приказы.

В конечном счете элита стремится к самовоспроизводству, что; в свою очередь, обрекает ее на вырождение и деградацию. Ее положительными чертами являются: высокая степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, невысокая вероятность внутренних конфликтов. К недостаткам этого типа элиты следует отнести косность, слабую способность реагировать на происходящие социальные изменения, тенденция к кастовости.

Классическая циркуляция - это тип циркуляции, который Моска и Парето связывали с устойчивым и эффективным правлением элиты. Уровень циркуляции обширен и социально глубок. Этот тип характеризуется эволюционным характером обновления элиты. Он приводит к появлению и существованию консенсусной элиты. Функционирования этого типа циркуляции достаточно для замещения негибких политических лидеров личностями, менее склонными к конфликтам, посредством их исключения или подчинения политикам, более ориентированным на сотрудничество. В основе постепенного и мирного характера обновления элиты - переговоры и кооперация между восходящими и нисходящими группами. Классическая циркуляция, короче, это процесс постепенных изменений в элите. Замещающая циркуляция, как и классическая циркуляция, характеризуется широтой и глубиной, но более динамична и осуществляется принудительным образом. Типичный случай - это свержение предыдущей элиты и формирование новой в результате революции. В этом случае циркуляция определяется борьбой между элитой старого режима и контрэлитой, захватывающей власть и отстраняющей от нее всех, кто ранее доминировал. Этот способ циркуляции порождает идеологическую элиту и тоталитарный режим.

Репродуктивная циркуляция - ограниченная и поверхностная и постепенная и эволюционная. Элитная группа отказывается от старых доктринальных положений или значительно изменяет их для того, чтобы остаться у власти. Благодаря этим маневрам большинству представителей элиты удается сохранять власть и статус. Хотя больших изменений нет, социальный профиль элиты меняется. Возможна некоторая фрагментация элиты. Подобный тип циркуляции элиты характерен для некоторых бывших республик СССР - ныне членов СНГ - Белоруссии, Таджикистана, Азербайджана и др. Репродукционная циркуляция чаще всего формируется тогда, когда происходит дезинтеграция идеологической элиты и ее члены образуют «партию власти», занимая ключевые посты в экономике и других отдельных от государства сферах общественной жизни.

Квазизамещающая циркуляция характеризуется наименьшей ограниченностью изменений в элите, но их внезапным и принудительным характером. Происходит разделение элит, следствием чего могут быть дворцовые перевороты, в которых политические клики меняются местами. Их действия, несмотря на разнообразие лидерских стилей, не приводят к кардинальным переменам в характере политики. Так что разделение элиты не приводит к серьезным изменениям.

Причины возникновения политических элит в обществе.

Выделяют две основных причины возникновения и существования политической элиты общества. Во-первых, сама потребность в управлении обществом порождает существование определенной элиты. Во-вторых, выделяет элитарный класс эгоцентричность человеческой природы, его забота о себе и о его близких.

Формирование политических элит.

Существует два основных способа формирования политической элиты. Первый вариант имеет радикальный характер. Он связан с кардинальным обновлением персонального состава правящей группы. Радикальное обновление политической элиты происходит в периоды острых катаклизмов, коренного изменения социально – политических структур. Главным показателем является также и изменение институциональных основ. Типичным началом процесса формирования элиты данным путем является создание определенной инициативной группой параллельных структур власти. Если они ее находят, то эти параллельные структуры просто вытесняют

официальные власти вместе с ее представителями, таким образом, происходит смена элит.

Второй способ называют рекрутированием (от французского recruter - вербовать). Суть этого способа заключается в постепенном и непрерывном замещении освободившихся статусных позиций в политической иерархии новыми людьми. В этом случае речь идет о персональном, частичном обновлении элиты, или, другими словами, об индивидуальной политической мобильности. В стабильно развивающемся обществе имеет место именно постепенное обновление элиты. Институциональные структуры, конституирующие политическую элиту, не изменяются, а индивид, стремящийся повысить свой статус в политической иерархии, действует в соответствии с правилами, установленными этими структурами и нормами политической культуры, что очень важно для вхождения в политическую элиту.

Функции политической элиты в обществе и в политике:

выполнение функции основного резерва руководящих кадров на различных уровнях политического и государственного управления;

принятие стратегических управленческих решений;

создание механизмов реализации управленческих решений;

разработка идеологических концептов и политических программ;

определение политических целей социальных групп и разработке механизмов реализации этих целей;

согласование политических интересов и формирование политических цели своей группы, а так же создание программных документов, отражающих эти интересы

и цели данной группы;

При изучении функционирования политической элиты особое внимание уделяют взаимоотношению политической и экономической элит. При анализе данных отношений политологи разделяются во мнениях. Часть политологов считает, что экономическая элита оказывает непосредственное влияние на характер решений политиков. А другая часть отрицает эту идею, утверждая, что властьимущие принимают решения без давления со стороны богатых членов общества, что политики независимы от экономической элиты.

Есть и те, кто согласен, что экономическая элита влияет на политическую, но незначительно и косвенно.


В зависимости от критерия типологизации можно выделить различные типы элит.

Типология политической элиты

Способ отбора

(рекрутирования)

* Открытая (антрепренерская) элита;

* закрытая элита (гильдии)

Род деятельности

* Политическая;

* экономическая;

* военная;

* бюрократическая;

* культурно-информационная

Место в политической системе

* Правящая;

* оппозиционная (контрэлита)

Характер

внутриэлитных

отношений

* Объединенная (с высокой степенью интеграции):

а) идеологически объединенная;

б) консенсусно объединенная;

* разъединенная (с низкой степенью инте-

представительности

* С высокой степенью представительности;

* с низкой степенью представительности

Способ отбора

Открытая (антрепренерская) элита характеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств человека. Механизм отбора – выборы, предполагающие конкурентную борьбу. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень циркуляции (возможность попасть в элиту представителям разных социальных слоев), приток в элиту людей с новыми идеями. Но при этом существует невысокая степень преемственности в выработке политики.

Закрытая элита (гильдии) характеризуется тем, что при отборе в нее существует большое число формальных требований, предполагается личная преданность руководству, готовность беспрекословно исполнять приказы. Механизм отбора – назначение. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, низкую степень внутренних конфликтов. Но при этом элита лишается притока в свой состав людей инициативных, что ведет к ее косности, деградации, вырождению. Степень циркуляции низкая.

Ярким примером закрытого типа элиты являлось советское политическое руководство. Вхождение в его состав осуществлялось на основе таких формальных требований, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. При этом второстепенное значение имели профессиональные качества человека.

Род деятельности

Политическая элита осуществляет руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Представлена политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений.

Экономическая элита включает крупных собственников, банкиров, глав промышленно-финансовых групп, владельцев крупных капиталов. Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества. В реальной жизни зачастую трудно четко провести грань между группами политической и экономической элиты.

Военная элита представлена высшим генералитетом страны, она осуществляет профессиональное руководство сферой обороны.

Бюрократическая элита представлена высшим слоем государственных служащих. Осуществляет руководство организацией выполнения в масштабах страны принятых политических решений.

Культурно-информационная элита представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение. Главная функция этой группы – формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.

Место в политической системе

Правящая элита – те группы и политики, которые реально принимают важные решения (или оказывают влияние на их принятие).

Оппозиционная элита (контрэлита) – те группы и политики, которые стремятся занять позиции правящей элиты, сменить ее у власти при поддержке большинства неэлитных групп.

Характер внутриэлитных отношений

Объединенная элита обладает высокой степенью интеграции, в достаточной степени сплочена. В ней существует низкая степень межгрупповой конкуренции, конфликты не носят непримиримого характера. При этом идеологически объединенные элиты формируют единую (и единственную) идеологию, нетерпимы к инакомыслию в своих рядах. Консенсусно объединенные элиты вырабатывают согласие по основным ценностям, целям и методам проводимой политики, по правилам политической конкуренции. В США и Германии соответственно 2/3 и 3/4 высших чиновников регулярно вступают в деловые и личные контакты между собой и с членами представительной власти, что является проявлением довольно высокой степени объединенности элиты.

Разъединенная элита обладает низкой степенью интеграции. В ней существует острая борьба между различными группировками за овладение стратегическими позициями, за сферы контроля и распределения ресурсов. Характерна высокая степень конкуренции, использование недозволенных методов борьбы вплоть до грубой компрометации соперников. В Англии и Голландии соответственно лишь 16 и 5% высших чиновников регулярно контактируют как между собой, так и с представителями законодательной власти, что является проявлением низкой степени объединенности элиты.

Степень представительности

Элиты с высокой степенью представительности могут выражать интересы многих сегментов общества. Элиты с низкой степенью представительности выражают, как правило, интересы ограниченного числа сегментов общества. С помощью типологии можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты, процессы ее трансформации.

Изучение современной политической элиты любого общества для более глубокого понимания ее специфики должно опираться и на исторический опыт. Так, для более полного познания особенностей современной российской правящей элиты целесообразно обратиться к изучению политического прошлого страны. В дореволюционной России процесс формирования элиты и контрэлиты протекал в условиях отсутствия демократических свобод в обществе. Официальная политическая элита целиком состояла из чиновников, а в формировании ее структуры важную роль играл сословный принцип. Контрэлита же формировалась путем создания нелегальных партий. Их социальную базу составляли различные слои интеллигенции. После революции 1917 г. основу элиты составляла «пролетарская» бюрократия, в годы советской власти элита формировалась по бессословно-номенкла-турному принципу.

В последнее время в отечественной политической науке все чаще ставится и обсуждается вопрос о природе и характере изменений правящей элиты в российском обществе. По существу, это вопрос о том, состоялась ли смена элит в постсоветский период. Для ответа на него можно воспользоваться предложенной типологией, дать краткую характеристику советской и современной российской элиты, а затем сопоставить полученные результаты.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Политическая элита – самая активная часть правящего политического класса, исполняющая ведущую роль в управлении обществом, обладающая наибольшей властью и опирающаяся на институты насилия. = Высшая и законная страта (слой) управления обществом и поддержания его стабильности. Опирается на институты насилия (армию, полицию, чиновничество). Имеет право физического принуждения граждан для реализации своих актов и законов.

Типология элит :

По видам деятельности (экономическая, политическая, военная);

По личностным качествам (харизматическая, олигархическая, профессиональная, аристократическая);

По отношению к власти (господствующая, потенциальная, оппозиционная);

По позиции в иерархии управления (правящая, высшая, средняя, маргинальная);

По типу правления (деспотическая, тоталитарная, демократическая, либеральная);

По форме собственности (аграрная, промышленная, финансовая, интеллектуальная);

По видам рекрутирования (отбора): элита крови (по рождению), открытая (из всех слоёв населения), закрытая (только из своей «гильдии», своего класса).

Теории элит – Михельс, Моска, Парето, Бердяев. Объясняли причины возникновения правящей элиты из-за:

1) неравенства способностей, качеств людей и их жизненных позиций;

2) неизбежности деления общества на руководящее меньшинство и руководимое большинство;

3) престижности и значимости управленческого труда (статус, положение в обществе);

4) привилегий , получаемых от управления: распределение ресурсов, средств и пр. блага.

12. Сущность и природа политического лидерства .

Политическое лидерство – взаимодействие лидера и его последователей , основанное на поддержке решений и действий лидера его сторонниками и их готовности следовать за ним . = Постоянное и легитимное влияние индивида, облечённого властью, на группу, организацию и общество в целом.

Зависит от личностных качеств, от ситуации (в мирное время выбирают мягких, в военное – волевых, жёстких), от умения выразить и отстоять интересы своей группы или класса, от качества и количества приверженцев и оппонентов.

13. Функции и типология политического лидерства .

Макс Вебер :

1. Традиционное лидерство: право на лидерство приобретается благодаря происхождению. Основа – традиция.

2. Рационально-легальное лидерство: опирается на общепризнанный правовой порядок путём выборов. Основа – закон.

3. Харизматическое лидерство: лидерство зависит от личности лидера, его обаяния, запала, страсти. Опирается на эмоциональную преданность последователей. Основа – личностные качества лидера. Недолговечно, перерастает либо в 1, либо в 2.

Такер :

1 – консерваторы : опора на неукоснительное сохранение существующего строя;

2 – реформаторы : за преобразование строя путём реформ;

3 – революционеры : за глобальное преобразование строя путём переворота.

Херманн :

1. Знаменосец : своё видение будущего и знание средств его достижения.

2. Служитель : признание через выражение интересов своих приверженцев.

3. Торговец : «продаёт» свои идеи, планы в обмен на поддержку избирателей.

4. Пожарный : быстрота, адекватность и эффективность действий в экстремальных условиях.

P . S . Есть ещё оппозиционное лидерство – противостояние официальной власти .

Функции политического лидерства : аналитическая (анализ ситуации, разработка плана действий), организаторская (мобилизация масс, формирование команды, планирование действий, контроль), интегративная (объединение и согласование интересов на основе общих идей), новаторская (внесение новых идей, обновления), коммуникативная (связь между властью и разными социальными группами), функция гаранта справедливости, законности и порядка .

14. Политическая система: понятие, структура, функции .

Политическая система – совокупность государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе + сложившиеся между ними отношения по поводу власти. = Политическиеинституты, структуры, процессы, формы поведения, политическая культура.

Структура, функции :

- Государство – осуществляет управление обществом;

- Политические партии – представляют интересы определённых классов;

- Общественные объединения, союзы – профессиональные, по социальному статусу, возрасту и пр.

- Общественно- политические движения – интересы более широких слоёв населения, чем партии; временное объединение за общую идею.

- группы давления (лоббистские группы) – банковские, промышленные – для упрочения своего положения и влияния.

- церковь – особенно в мусульманском мире. Формирует мировоззрение.

- СМИ – пресса, радио, ТВ, интернет – пропаганда определённого образа жизни, ценностей. Зомбируют больше всего.

15. Типы политических систем, их характеристика .

В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:

- Марксистско-ленинская концепция - по принципу классового подхода и форм собственности.



Рассказать друзьям