Психология труда как отрасль научного знания. Характеристика психологии труда как науки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными науками.

Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук», сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже, полемизируя с Кедровым, поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.

Б.Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания. Вслед за Ананьевым связи психологии с другими науками проанализировал Б.Ф. Ломов. Он выделил систему связей психологии: 1) с общественными науками (через отрасль психологии – социальную психологию и связанные с ней дисциплины); 2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию); 3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию); 4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию); 5) с техническими науками (через инженерную психологию). Согласно Ломову, дифференциация психологии обусловлена ее отношениями с другими науками. Особенно он выделял отношения психологии с философией и математикой.

Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп и т.д.

Связь психологии труда с естественными науками обусловлена тем, что человек, изучаемый в качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики и т.п. психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Особая связь у психологии труда с математикой и кибернетикой: психология активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.

С техническими науками психология труда связана через инженерную психологию. Последняя изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек – машина». В инженерной психологии главный субъект труда – это оператор, человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии: а) методологические: определение предмета и задач исследования (т.е. уточнение предмета); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще); б) психофизиологические: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора; в) системотехнические: разработка принципов построения элементов системы «человек – машина»; проектирование и оценка системы «человек – машина»; разработка принципов организации системы «человек – машина»; оценка надежности и эффективности системы «человек – машина»; г) эксплуатационные: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

Через проблемы профессионального обучения психология труда связана также с педагогическими науками. Педагогическая психология предоставляет психологии труда знания о функционировании и условиях развития профессиональной деятельности на разных этапах обучения, предлагает инновационные стратегии профессионального обучения и т.д.

Таким образом, психология труда имеет тесные связи со множеством наук. Тем не менее своеобразие предмета и задач психологии труда позволяет ей сохранять статус самостоятельной науки.


| |

Психология труда как область научного знания сформировалась в результате интенсивного развития экспериментальной базы психологических исследований, непосредственно связанных с изучением проблем труда и трудовой деятельности. Как область научных знаний она охватывает всю совокупность сведений о жизнедеятельности человека, которая определяется его профессиональной деятельностью, действиями и поступками в области труда. Психология труда - относительно молодая наука, которая получила свой научный статус только в середине XX в. Однако предпосылки для ее возникновения и формирования в качестве научной дисциплины возникли еще в древности.

Труд существовал всегда с момента появления человека как мыслящего существа, и, как полагают отдельные исследователи, именно он "превратил обезьяну в человека". Первобытное общество как социокультурное образование возникло на рубеже каменного века, когда первобытный человек получил возможность действовать не в соответствии с законами природы, а в результате специализированной трудовой деятельности, связанной с его мышлением. Общество как элемент человеческой культуры создавало необходимые предпосылки для выполнения трудовых действий. Предпосылки были вызваны особым социальным характером и направленностью, когда первобытный человек, используя подручные средства, создавал продукты, необходимые для его выживания и существования. Современные археологические раскопки указывают на то, что первобытные люди, выполняя специализированные, целенаправленные трудовые действия, получили возможность выделиться из животного мира, научились думать, размышлять, анализировать и принимать решения. У них отмечается неординарность и неоднозначность действий и поступков, что позволяло им добиваться поставленной цели, в обход существующих природных законов. В то время как животные действуют по строгим, заранее обусловленным природой законам и правилам, первобытный человек в результате трудовых действий получил возможность отказаться от интуитивного поведения. Критический мыслительный процесс позволил ему принимать правильные решения не только относительно выживания в неблагоприятных, экстремальных ситуациях, но и при создании необходимых орудий труда и защиты, тем самым созидая благоприятные условия для существования.

Описание и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении первобытного человека основной деятельностью были добывание пищи, размножение и самозащита. Для этого необходимы были наличие искусственных, созданных руками самого человека, предметов. Именно они определили предпосылки для формирования социального поведения, а впоследствии и экономических отношений.

Одной из важнейших особенностей первобытного поведения людей является их групповое мышление, в соответствии с которым каждый отдельный первобытный человек не должен был индивидуально думать и размышлять, так как мыслительный процесс занимает определенное время, которое может в экстремальных условиях привести к его гибели. Поэтому для первобытных людей одним из критериев их существования становилось общее коллективное поведение. Основой этого поведения являлась необходимость выживания в экстремальных условиях, но при этом такой коллективизм позволял выполнять сложные трудовые действия, используя искусственные орудия. В результате первобытные люди обучались навыкам совместного труда, распределения обязанностей, а также накоплению знаний об этом труде.

Следующей важной особенностью, определяющей возникновение труда и трудовой деятельности, был обряд инициации, после которого первобытный ребенок становился взрослым и получал необходимые "взрослые" орудия, а также соответствующие права и обязанности. Данные права предполагали, что теперь он на равных участвует во всех событиях и ситуациях, которые возникают в первобытном племени, т.е. несет непосредственную ответственность за происходящие события в окружающем мире. Показателем взрослости и приобщения к новой социальной жизни становилось получение нового имени и нового социального статуса. Таким образом, перед обществом представал совершенно другой человек, который по всем существенным признакам отличался от ребенка, а его образ характеризовался важными трудовыми навыками и умениями. Инициация становилась своеобразным экзаменом на будущую трудовую деятельность, который фиксировал полученные в результате обучения навыки и способности, позволяющие создавать новый продукт труда.

Еще одним важным показателем первобытного общества являлся институт трудового воспитания и обучения, который позволял подготовить молодежь к будущей взрослой жизни. Данный институт определялся следующими социальными группами: вожди, шаманы и старейшины. Именно эти группы предопределяли не только правильную трудовую подготовку, но и последующее социальное выживание всей первобытной общины. В результате в первобытном обществе сформировалось специфическое отношение к труду, которое во многом предопределило последующее социальное и психическое развитие человека и его взаимоотношения с другими людьми.

Появление первых цивилизаций и оседлых поселений стало результатом интенсивной трудовой деятельности, которая была связана со строительством и сельским хозяйством. В бассейнах крупных рек в теплом поясе Земли (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы, Тигр и Евфрат) около 8000 лет назад стали возникать города и государства. Благоприятные природные условия и строительство оросительных систем способствовали тому, что жители этих поселений впервые в истории человечества стали получать стабильно высокие урожаи зерновых культур. Возникли предпосылки для их реализации, продажи, а также получения прибыли, которая предполагала появление новых желаний и потребностей. Переход от кочевого образа жизни охотников и скотоводов к стабильному существованию, без которого земледелие невозможно, вызнал у людей интерес к миру вещей, которые позволяли им испытать новые чувства и переживания - комфортное состояние.

Эпоха Античности также характеризуется новым социальным положением человека, новым пониманием трудовой деятельности. Теперь он не только приобретает статус мыслящего существа, но и получает профессию, позволяющую ему реализовать свой потенциал и способности, - строителя, кузнеца, врача и т.д. Владение той или иной профессией, мастерство и компетентность, а также профессионализм повышают социальный статус человека, создают условия для улучшения его материального благосостояния. В то же время именно те, кто овладел каким-либо ремеслом, обеспечивают необходимыми вещами и предметами основное население городов. Важными характеристиками этой социальной группы являются трудовая заинтересованность и мотивация. Профессиональный труд и принадлежность к профессиональной группе оказываются наиболее значимыми ценностями для данной группы людей, поэтому их основной целью становится работа и только работа. В результате ремесленники достигают высокого уровня профессионального мастерства, устанавливая критерии интенсивности трудовой деятельности и ее результатов. Именно здесь формируется известное утверждение о том, что человек не может существовать без труда и рожден для труда. Кроме того, человек работающий - это прежде всего свободный гражданин, имеющий гражданские права и собственное мнение, к которому прислушиваются другие граждане.

При наличии свободного труда ремесленников Античность также характеризуется новым социальным явлением, которое определяется как рабство, или рабовладельчество, устанавливающим особый вариант трудовой деятельности. Одним из критериев рабовладельчества является полное подчинение раба своему господину. Подчинение связано с особым социальным положением человека - его психологической, физической и социальной зависимостью. Раба не воспринимали как полноценную личность - его социальное положение базировалось на уровне животного. Он представлял интерес только для выполнения строго определенных трудовых действий и задач. Все остальное, связанное с умением и способностью раба самостоятельно рассуждать, думать, а значит, и совершать обдуманные действия, не предполагалось. В результате выполняемый рабами труд характеризовался низкой квалификацией, но при этом высокой производительностью. Именно поэтому рабский труд пользовался высоким спросом со стороны не только знати и элиты, но и других свободных граждан античных городов и поселений.

Появление новых социальных групп постепенно приводит и к выделению новых критериев для профессиональной деятельности человека эпохи Античности: компетентности работника, интенсивности выполнения профессиональной деятельности, квалифицированности, профессионализма и заинтересованности. Основным достижением этой эпохи становится изменение отношения к труду и трудовой деятельности, которые теперь представляют собой особое социальное пространство.

В эпоху Средневековья возникли новые социальные образования, которые качественно отличались от предыдущих и изменяли отношение людей к труду. Распространение религии, ее доминирование в обществе характеризовались особым социальным положением человека и соответствующим религиозным отношением к нему, что оказало серьезное влияние и на трудовую деятельность человека. Догматизм религии был непосредственно связан с жесткими социальными правилами, законами, заповедями и стереотипами поведения. Человек определял через религию не только свое положение в мире, свое отношение к окружающим людям, но и свой собственный труд. Вся его жизнедеятельность была сугубо религиозной, и поэтому трудовая деятельность осуществлялась под знаком религии, когда он должен был постоянно и интенсивно трудиться, тем самым отвлекаясь от греховных мыслей, поступков и конкретных действий. Труд выполнял очень важную социальную функцию, которая состояла в том, что человек, интенсивно работая, был не в состоянии творчески и креативно мыслить, а значит, охотно подчинялся основным религиозным требованиям. В то же время напряженная трудовая деятельность запускала особые регулятивные функции человека, позволяя приспосабливаться к сложным социальным условиям.

Эпоха Возрождения поставила под сомнение основные религиозные догматы и принципы, в том числе и тяжелый, изнурительный труд, который существовал рапсе. Трудовые действия перестают соответствовать основному религиозному требованию - очищения от грехов, так как приобретают в качестве альтернативы отдых или праздник. Культура эпохи Возрождения, или Ренессанса, во многом стала возвращаться к эпохе Античности, в то же время она во многом отличается от античности, так как в этот период стали возникать и формироваться новые формы социального поведения, связанные с трудовой деятельностью. Чередование праздников и работы примерно в равной степени становилось важным мотивационным фактором, стимулирующим эффективность труда большинства людей. Для человека наиболее цепным оказывалось само участие в праздничном действии и переживание нового психического состояния, которое напоминало измененное состояние сознания. Именно праздник и измененное состояние сознания создавали предпосылки к тому, что человек становился восприимчив к новой поступающей извне информации, а также к ее творческому переосмыслению. В результате способность продуктивно думать и размышлять интенсифицировалась, инициируя творческий компонент в профессиональной деятельности индивида. Именно в этот период количество творческих и креативных людей резко возросло, а количество открытий в пауке и технике во много раз увеличилось. Человек начал трудиться с целью реализации своего потенциала и профессиональных способностей.

Новое время вызвало к жизни совершенно другой вид труда -производственную деятельность. Появление мануфактур, фабрик и заводов предопределило качественно иную профессиональную направленность, которая включала в себя непосредственное взаимодействие человека с машинами, агрегатами и техническими средствами. Период промышленной революции, связанный с промышленным производством, установил совершенно новые приоритеты и ценности, которые определялись повышенным интересом к технике.

Работа Ж. Ламетри "Человек-машина", написанная в 1748 г., рассматривала человека по аналогии с устройством машины и была направлена на его понимание как специфического технического устройства, состоящего из набора отдельных "винтиков". Работник оказывался своеобразным придатком к машине, т.е. становился се составной частью и элементом. Из позиции Ж. Ламетри следовал интересный вывод в том, что можно многое узнать о поведении человека, если посмотреть, как работает машина в подобных условиях. Кроме того, в век машин были сделаны важнейшие изобретения в текстильной промышленности, позволяющие оптимизировать труд рабочих на ткацких станках. Так, в 1801 г. Жаккард применил перфокарты для программирования и управления работой ткацких станков. Именно в это время появились и новые социальные классы - рабочие и инженеры. Их трудовая деятельность предполагала непосредственное взаимодействие человека с техникой и машинами. При этом инженеры управляли производственным процессом и техническими системами. В Хартии Института гражданских инженеров (1828) указывается на то, что инженеры определяют свою профессию как "искусство управлять крупными источниками энергии в природе в интересах нужд и удобства человека". При этом рабочие оказывались лишь исполнителями распоряжений руководителей и машин, владея ограниченным набором функциональных действий. В результате их профессиональная деятельность представляла собой монотонное, автоматическое исполнение операций и простейших действий, исключающих какой-либо мыслительный процесс.

Именно поэтому в начале XX в. в США и в отдельных странах Европы стали проводиться первые научные исследования, ориентированные на рационализацию труда и производства, адаптацию человека к трудовому процессу и техническому оборудованию. Пионером данных исследований стал американский исследователь Ф. У. Тейлор (1856-1915). С его именем связывают качественный прорыв в изучении трудовой деятельности в условиях реального производства. Он первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производства и предложил практические рекомендации по оптимизации труда.

Американский инженер-механик Ф. У. Тейлор прошел путь от рядового рабочего механической мастерской до главного управляющего крупной компанией по производству бумажного волокна. Па своем опыте (будучи одним из самых продуктивных станочников в мастерской) он понял причины противостояния рабочих, боровшихся с такими, как он, новаторами, так как рост производительности труда одного работника автоматически приводил к снижению расценок, а значит, для получения прежней заработной платы рабочим необходимо было более интенсивно работать.

Известные публикации Ф. У. Тейлора - "Управление предприятием" (1903) и "Принципы научного управления" (1911). Главная идея его концепции состояла в том, чтобы внести плановое начало в управление предприятием, уметь адекватно прогнозировать производственный процесс па всем его протяжении от начала до выпуска продукции, планировать и оптимально организовывать труд каждого работника предприятия.

Основные принципы научного управления Тейлора состояли в постулатах, ставящих на первое место научное изучение труда. Строгое нормирование труда должно было заменить практику стихийного эмпирического установления норм выработки, опиравшуюся на опыт рабочих, их инициативу, практику. Итогом научного исследования законов эффективной работы на конкретном трудовом посту должно было быть установление рациональных способов работы, "урока", т.е. объема выработки за единицу рабочего времени и требований к "первоклассному" работнику, по отношению к которому рассчитывался "урок".

Кроме того, необходимо проводить отбор "первоклассных" работников для успешного, рационализированного труда. "Первоклассным" работником необходимо считать человека, обладающего требуемыми физическими и личностными качествами в нужной степени, а также человека, согласного выполнять все инструкции администрации, человека, который хочет работать и при этом его устраивает предлагаемая заработная плата.

Администрация предприятия должна добровольно взять на себя новые обязанности по научному изучению законов каждого вида труда и оптимальной организации труда каждого работника в соответствии с выявленными законами. Работники же должны видеть свою задачу лишь в точном выполнении "урока" и предложенных администрацией способов работы, не проявляя дополнительной инициативы. Хороший работник - это хороший исполнитель. Таким образом, поощряется отсутствие инициативы со стороны работников. Только в этом случае, все вместе - рабочие и администрация - смогут добиться выполнения намеченных целей и предложенных заданий. Важным постулатом также становился культ "духа сердечного сотрудничества" рабочих и администрации вместо их противостояния, взаимного недоверия и агрессии, забастовок, подрывавших экономические устои предприятия, так как в результате такого противостояния материальное благосостояние работников резко снижается.

Тейлор предложил технологию проведения научных исследований труда в интересах его оптимизации. Технология касалась прежде всего изучения рабочих движений, доступных внешнему наблюдению, фиксации времени их выполнения и анализа. Разработанный таким образом способ выполнения трудовой задачи становился стандартным, и на его основе определялся "урок". Далее определяли эталон "первоклассного" работника, подбирали такого, обучали его найденным способам работы, обучали инструкторов, которые должны были впоследствии подготавливать вновь набранных работников. Такая процедура научной рационализации должна была охватывать весь производственный цикл предприятия.

Идеи Ф. У. Тейлора остались бы, возможно, незамеченными, если бы ему не удалось показать их экономическую эффективность. Главная задача в его системе - это обеспечение максимальной прибыли предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого рабочего. Соединение идей Тейлора и поточно-конвейерной организации труда в производстве товаров массового спроса (опыт автомобильной индустрии Генри Форда) оставалось ведущей формой организации труда и управления вплоть до 70-х гг. XX в.1 Идея научного управления, несмотря на ее критику, получила широкое распространение в США, Европе и в России, появляясь там под самыми различными названиями: "менеджмент", "научное управление", "рационализация", "научная организация труда" и т.п.

Бюрократическая теория М. Вебера (1864-1920), являясь развитием основных положений Ф. У. Тейлора, исходила из того, что организация рассматривается как некий безличный механизм, основное правило которого состоит в четком и безошибочном функционировании, направленном па максимизацию прибыли.

Бюрократия - наиболее идеальный тип организации, обеспечивающий максимальную эффективность и предсказуемость поведения членов организации. Разделение труда и специализация создают условия, при которых во всех звеньях работают специалисты-эксперты, несущие полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей. Кроме того, формируется четкая иерархия власти, когда каждый нижестоящий работник или подразделение организации подчиняются вышестоящему руководителю. Власть руководителя основывается на должностных полномочиях, делегированных с верхних уровней иерархии. М. Вебер считал, что организация должна быть свободна в выборе любых средств для достижения своей устойчивости (например, путем жесткой централизации задач); индивиды могут быть взаимозаменяемы (поэтому за каждым закрепляется четкая, отдельная задача); труд в организации представляет собой наиболее подходящую меру успеха индивида и является для него основой существования; поведение исполнителей полностью детерминировано рациональной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действий, позволяет избежать предубежденности и личных симпатий во взаимоотношениях.

Французский исследователь Л. Файоль (1841 - 1925), автор административной концепции управления организации, предложил ряд принципов, необходимых для ее эффективного управления. Данные принципы должны применяться ко всем без исключения сферам организационной деятельности, они подразделяются на три группы: структурные, процессуальные и результативные.

Структурные принципы (разделение труда, единство цели и руководства, соотношение централизации и децентрализации, власть и ответственность, цепь команд) определяют главные вопросы, требующие решения при создании организационной структуры, формировании целей и задач организации и определении линий власти.

Процессуальные принципы (справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративный дух, единство команд, подчинение индивидуальных интересов общему интересу) создают предпосылки для непосредственного взаимодействия и общения управляющих со своими подчиненными. Справедливость рассматривается как основной фактор, обеспечивающий лояльность и преданность работников организации своей работе. Хотя справедливость рассматривается Л. Файолем в достаточно широком смысле, наиболее ярко этот принцип выражается в справедливом вознаграждении за труд.

Результативные принципы (порядок, стабильность или устойчивость должностей личного состава, инициатива) устанавливают желаемые характеристики организации. Хорошо спланированная и направленная организация должна характеризоваться порядком и стабильностью, а рабочие - инициативным выполнением своих задач.

В течение нескольких десятилетий А. Файоль возглавлял французскую горнодобывающую и металлургическую компанию, превратив ее в один из самых мощных французских концернов, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами. Находясь на посту высшего руководителя, А. Файоль видел значительно более широкую перспективу, чем Ф. У. Тейлор, внимание которого прежде всего было обращено к совершенствованию управления на уровне рабочей группы или цеха.

Благодаря усилиям Л. Гъюлика, Дж. Муни и Л. Ф. Урвика теория "классической" школы приобрела относительную целостность и завершенность. Этими исследователями были по-новому разработаны и предложены три знаменитых принципа организации производства: специализация, диапазон контроля и единоначалие.

Одновременно с системой научного управления возник и ряд других научных исследований трудовой деятельности. Ученик В. Вундта - Гуго Мюнстерберг (1863-1916) создал индустриальную психотехнику, которая ставила своей целью подробное изучение трудового процесса. Термин "психотехника" Г. Мюнстерберг понимал, вслед за В. Штерном как раздел прикладной психологии, а именно как практическую психологию, ориентированную на предсказание будущего поведения людей, влияние на их поведение в интересах общества. В своей монографии "Основы психотехники", опубликованной в 1914 г., Г. Мюнстерберг выделил основные проблемы, которыми должна заниматься индустриальная психотехника на практике и которые должны научно познаваться.

По мнению Г. Мюнстерберга, профконсультация со временем должна была занять одно из наиболее важных мест в работе психотехникою. Научный анализ трудовой деятельности с целью достижения наивысшей производительности труда, а также изучение психологических качеств личности профессионала являлись приоритетными для Г. Мюнстерберга и впоследствии стали классическими исследованиями в психологии труда. В своих работах он также заложил основы психотерапии и психогигиены, обращая внимание на специфику профессиональной деятельности представителей разных профессий (вагоновожатых, телефонисток, штурманов морских торговых кораблей).

Исследования Г. Мюнстерберга впервые продемонстрировали широчайшие возможности практического использования и применения научных и теоретических исследований психологии труда в обеспечении эффективности трудового процесса. Индустриальная психотехника получила широкое признание не только в США, но и во многих развитых странах Европы 1920-1930-х гг., а также в Японии.

Несмотря на огромную популярность и высокую эффективность классических теорий научного управления, они постоянно подвергаются критике в связи с упрощенным пониманием личности. Альтернативой данным направлениям стала концепция "человеческих отношений", последователи которой заявили, что поведение людей не стабильно, а зависит от множества внешних, социальных и психологических факторов. Именно благодаря концепции "человеческих отношений" управленческие науки начинают серьезно относиться к рядовым работникам и интересоваться их мотивами, ценностями, аттитюдами, чувствами и переживаниями. Утверждается необходимость гуманного отношения к подчиненным, уважения к личности работника и демократизации управления в целом.

Возникновение концепции "человеческих отношений" связывают с именем австралийско-американского социолога Э. Мэйо. В 1927-1933 гг. в ходе исследований па заводе Хоуторна компании "Вестерн электрик" Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергер выделили важную роль социально-психологических факторов в деятельности рабочих. Основной вывод их многолетних исследований сводился к тому, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы. Индивид прежде всего стремится к установлению значимых социальных связей с другими людьми и лишь затем как часть группы или некоторого сообщества он выполняет экономическую функцию, которая нужна и ценится группой. Экономическая функция не исчерпывает всего существования человека, и его отношение к ней зависит от оценки ее людьми, с которыми он связан. Основной вывод сводился к тому, что человек - уникальное социальное животное, способное достичь полной "свободы", лишь полностью растворившись в группе.

Основной рекомендацией в оптимизации системы управления могло бы стать пожелание построения новых организационных отношений, учитывающих социальные и психологические аспекты трудовой деятельности людей и обеспечивающих работникам жизнь, наполненную смыслом. Организация должна быть ориентирована в большей мере на людей, чем на производство, и ответственность за новую направленность и развитие организации лежит на высшем руководстве.

Основные положения концепции "человеческих отношений" можно свести к следующим показателям: человек - прежде всего существо социальное; жесткие формальные рамки классической организации (властная иерархия, формализация организационных процессов и т.д.) не совместимы с природой человека; ответственность за решение проблем индивида в организации лежит на управляющих и руководителях.

Новые идеи управления персоналом (организация межличностных отношений между рабочими, рабочими и администрацией, распределения функций управления, факторов мотивации) получают дальнейшее развитие в работах М. Фоллет, Д. Мак-Грегора, А. Маслоу, Ф. Герцбергера и других ученых. Таким образом, представители повой школы поставили под сомнение классический принцип максимально возможного разделения труда и инициировали поиски средств, которые позволили бы уменьшить дисфункциональные последствия чрезмерной специализации. Они также предприняли попытку сделать трудовую деятельность человека более интересной и осмысленной, предопределяющей непосредственное вовлечение работников в управление организацией.

Дальнейшее развитие зарубежных исследований, имеющих отношение к трудовой и профессиональной деятельности, было непосредственно связано с проблемами автоматизации и проектирования технических систем. М. Монмомен выделяет три класса концепций, характерных для конца 1990-х гг.

Первое направление - исследование человеческих факторов, оно посвящено изучению способностей, профессиональных качеств, навыков работника, характера и особенностей его труда. Вследствие широкой компьютеризации техники тенденция последних лет для данного направления - перемещение акцента внимания на интерфейс между человеком и компьютером. Когнитивные процессы, возникающие в процессе операторской деятельности, устанавливают совершенно новые принципы мышления и умственной нагрузки. Происходит замена старого понятия "человеко-машинная система" на новое - "взаимодействие между человеком и компьютером".

Следующее направление - эргономика, ориентированная на операторскую деятельность, в большей степени было обращено на изучение мыслительных процессов принятия решений, анализа информации в реальных условиях управления техникой. В данном случае оператор рассматривается не как машина или компьютер, а как мыслитель. Основная задача исследований состоит в анализе характера и особенностей операторской деятельности.

Третье направление - макроскопическая эргономика, или макроэргономика (организационное проектирование и управление), ориентировано па глобальное проектирование деятельности, т.е. учет организационных, экономических, социальных, культурных и идеологических аспектов труда в социотехнических системах.

История российской и советской психологии труда представляет собой как взлеты, так и падения, свойственные всей отечественной психологии.

Определяя основные тенденции в развитии отечественной психологии труда на рубеже XIX-XX вв., Е. А. Климов и О. Г. Носкова отмечают существенное влияние социально-экономического развития страны на специфику и особенности труда. Становление капиталистического общества в России характеризуется изменением отношения к работнику, который представляет собой только инструмент для получения необходимой прибыли. Он оказывается своеобразным "придатком" машины, станка, поэтому нарушение правил техники безопасности становится естественным, что приводит к росту несчастных случаев на производстве. В то же время модернизация и техническое оснащение производства поставило перед производителями важную задачу, направленную на поиск адекватного соответствия человека и техники.

Авторы также обращают внимание на то, что в данный период развития общества происходит подготовка базы для научного обоснования трудовой деятельности, включающая техническое проектирование средств труда. Осуществляется постепенный переход от интуитивных методов организации труда к их научном)" анализу и интерпретации. Например, В. П. Горячкин проводил изучение трудовых действий рабочих с промежуточным хронометражем, а И. А. Шевелев впервые предложил термин "техника безопасности труда". Кроме того, были разработаны специальные процедуры экспертизы сельскохозяйственной техники. В 1829 г. М. Павлов описал экспертизу сравнения различных молотилок: одной шотландской конной и двух видов ручной. В результате по отдельным параметрам шотландская молотилка оказалась лучше, поскольку она больше соответствовала возможностям работников.

В связи с развитием отечественного воздухоплавания возникла необходимость изучать проблемы соответствия человека и техники. В 1804 г. Я. Д. Захаров подробно описал свои переживания и изменения самочувствия при полете на воздушном шаре. Позже разрабатывается метод "наблюдения над самим собой", который использовал и знаменитый летчик П. И. Нестеров. С. П. Мунт составляет комплексную программу изучения летчиков, куда входили показатели "силы произвольной мускулатуры", тактильной и болевой чувствительности.

Система железнодорожного транспорта также привлекла пристальное внимание исследователей в связи с высоким уровнем аварийности и нарушений техники безопасности в данной отрасли. В 1880-е гг. резко возросло число железнодорожных аварий по причине серьезных ошибок у машинистов. Нарушение скоростного режима, замедленные реакции на семафор, оптические иллюзии приводили к серьезным трагедиям и гибели пассажиров. В качестве основных причин оптического обмана машинистов С. И. Кульжинский выделял переутомление и снижение внимания. Для уменьшения аварий на железнодорожном транспорте изобретаются специальные приспособления контроля железнодорожных работников, например аппарат для контроля поездных бригад (И. Г. Дидушкин), "повторители семафоров" (А. Эрлих, А. Мазаренко), а также предлагается идея сменных, или двойных бригад для машинистов паровозов.

Благодаря этим и другим исследованиям, сформировалось отдельное направление под руководством А. Л. Щеглова по изучению работоспособности и утомления в труде - эргометрия. В начале прошлого века И. И. Спиртов экспериментально исследовал влияние музыки и цветовых ощущений на мышечную работу. На базе Психоневрологического института под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского также был выполнен ряд работ по изучению проблемы умственной работоспособности и утомления. Авторы рассматривали трудовую деятельность человека как фактор развития человека и общественного прогресса. И. М. Сеченов одним из первых дал психофизиологическое обоснование эффективности чередования работ (по принципу "активного отдыха"), считая это важным для повышения эффективности и производительности труда (особенно в эпоху будущего конвейерного производства).

Именно отечественные исследователи (И. Рихтер, II. А. Шевалев и др.) акцентировали внимание на том, что человек - это не машина, а субъект деятельности, управляемый сознанием, и поэтому на первый план должны выходить личностные качества, особенности и способности работника.

Первая мировая война, революция, Гражданская война в России сопровождались голодом, разрухой, безработицей и во многом определили пути и стратегии развития промышленности и трудовой деятельности. В этих условиях широкое распространение в стране получило движение по пропаганде тейлоризма - НОТовское движение (от словосочетания "научная организация труда").

Распространение идей научного управления началось еще в дореволюционной России, работы Ф. У. Тейлора оперативно переводились и публиковались в периодической печати - "Записках Императорского русского технического общества", в журнале "Инженер".

Возникновение психотехники как научно-практической дисциплины в России связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В. И. Ленина) Центрального института труда (ЦИТ). В том же году состоялась I Всероссийская конференция но ПОТ, где председателем был В. М. Бехтерев. На конференции было сделано множество докладов инженеров, в которых не только пересказывались работы Тейлора, но и были представлены оригинальные работы по рационализации отдельных видов труда. На тот момент времени в научной организации труда существовало два основных течения - "тейлористы" (А. К. Гастев, Л. А. Левенстерн, В. А. Несмеянов, В. М. Толстопятое и др.) и "антитейлористы" (О. Ерманский, В. М. Бехтерев, Л. В. Грановский).

Особую роль в развитии советской психотехники сыграл А. К. Гастев, который с 1921 г. был назначен директором ЦИТ. Он разработал оригинальную систему НОТ, используя основные положения системы Тейлора. Важным положением его подхода являлось особое положение работника. Он утверждал, что никакая техника не поможет, если не воспитается новый тип работника. А. К. Гастев разработал основные стадии "организационного тренажа" - систему, которая получила название "педагогическая тренировка". Эта система НОТ включала в себя: общую гимнастику ("чистая техника движений"); имитацию работы (задача -приучить человека к соответствующей данной работе нагрузке) и, наконец, настоящую работу (главная задача - отрепетировать до автоматизма трудовые операции).

Гастев предложил использовать своеобразные испытательные сроки. Например, руководителям предлагался полугодовой испытательный срок (для составления психологического портрета). Общая логика организации такого срока строилась от простой исполнительской инициативы по организации своего рабочего места к последующим, более сложным планирующим задачам (при этом считалось, что исполнительская работа дается труднее распорядительской, поэтому надо сначала самому научиться подчиняться, научиться организовывать простые элементы своей работы). Для воспитания НОТ в быту использовалась специальная хронокарта (учетный документ для записи бюджета времени). Основное правило совместного труда, по А. К. Гастеву, - скрывать, а не демонстрировать свою индивидуальность, уметь на первое место ставить не собственное "я", а общие интересы.

С 1928 г. в СССР начал выходить журнал "Психотехника и психофизиология", переименованный в 1932 г. в "Советскую психотехнику". Начиная с 1928 г. началась активная подготовка психотехников на базе педагогического факультета 2-го МГУ (впоследствии - МШИ им. Ленина, в настоящее время - МПГУ). В 1930 г. на VI Международной конференции психотехников в Барселоне президентом Международной психотехнической ассоциации был избран советский психолог и лингвист Исаак Нафтулович Шнильрейн, что являлось признанием заслуг отечественной психотехники. Он проводил исследования в области теории психотехники, разрабатывал принципы психотехнического изучения профессий, разрабатывал и внедрял трудовой метод изучения профессий и др.

Важным показателем развития отечественной психологии труда являлось не только следование традиционным западным и американским образцам, но и создание собственного направления - тектологии, разработанного А. А. Богдановым.

Тектология - это учение о строительстве, которое стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом и выявляет самые общие организационные закономерности. Данный термин был заимствован у Э. Геккеля, который использовал его применительно к организации жизни живых существ, а у А. А. Богданова тектология объемлет организацию вещей, людей и идей. Главная идея Богданова - рассматривать всякое целое, всякую систему элементов в ее отношении к среде, и каждую часть - в ее отношении к целому. Идеи А. А. Богданова созвучны многим современным представлениям об организации, понимаемой как некоторая развивающаяся система. К сожалению, в конце 1930-х гг. они были объявлены немарксистскими.

Важным направлением в решении проблемы рационализации труда стала рефлексология труда В. М. Бехтерева. Методы исследования Бехтерева - объективное наблюдение и физиологический эксперимент. Рефлексология изучает человека в труде, а труд понимается как разновидность деятельности. В отличие от других видов деятельности труд - это не только приспособление организма к среде, но и среды (производственной среды) к человеку. В основе труда лежит интерес: "Если работа вообще обещает те или другие блага в настоящем или будущем, то уже этим самым возбуждается новый и совершенно особый рефлекс мимико-соматического характера, обозначенный нами интересом к работе... в интересе мы имеем противодействие утомлению... Заинтересованность может быть материальная и так называемая идейная... Идейная заинтересованность состоит в том, что человек, достигший известного культурного уровня, сознает общественно полезное значение своего труда как необходимого факта цивилизации и проникается его общественным значением".

Другим важным направлением рационализации труда стали эргология и эрготехника В. И. Мясищева.

Эргология - это учение о работе человека, наука о принципах, методах, законах труда человека. Предметное содержание эргологии должно определяться се практическими задачами изучения соотношения требований профессии и личности, форм соотношения между формой деятельности и типом личности (включая проблемы профессиональной одаренности), соотношения между процессом труда и работоспособностью личности, исследования соотношения условий деятельности и состояния трудящихся, изучения влияния работы на личность.

Эрготехника - это научно-практическая область, опирающаяся на теоретические концепции эргологии и разрабатывающая практике - ориентированные технологии.

Мясищев рассматривал профессиональную психологию как весьма существенный раздел психологии личности, ибо производственная деятельность - важнейшее проявление личности человека. По Мясищеву, эргография - это процесс изучения форм труда, состоящий из двух этапов: анализа работы на основе описания составляющих ее задач; функционального анализа каждой задачи. Процесс изучения личности работающего человека - психография. В целом эргография призвана установить соотношение между задачами, осуществляемыми в разных формах труда, и человеческим организмом (как средством решения задач).

Учение о доминанте А. А. Ухтомского также во многом показало оригинальность отечественной психологии труда. Доминанта (по Ухтомскому) - это очаг господствующего возбуждения, который усиливает текущий рефлекс и тормозит другие формы активности (по механизму сопряженного торможения). В рефлексологии это понятие взяли на вооружение, так как считали, что в основе каждого трудового процесса лежит определенная "трудовая доминанта". Например, механизмом доминанты объясняли длительное сохранение рабочей позы человека. Механизмом доминанты объясняли ситуацию, когда человек выполняет сразу два трудовых акта: трудовая доминанта поддерживается сторонними раздражителями и тормозит акты, с нею не связанные, поэтому, если человек выполняет сразу два акта, не опираясь на созданный предварительно в специальной тренировке объединяющий их механизм, - выполнение одного акта тормозит другой акт. Таким образом, процесс тренировки объяснялся как процесс объединения доминант в общую трудовую доминанту высшего порядка.

Ухтомский разработал представление о подвижной, формирующейся интеграции нервных центров как основе формирования в труде сложных функциональных систем (в последующем в психологии стали на этой основе разрабатывать идею "функциональных подвижных органов", составляющих физиологическую основу высших психических функций). По Ухтомскому, функциональный орган - это не есть что-то морфологически отлитое, постоянное. Органом может быть всякое сочетание сил, могущее привести к одинаковым результатам. Орган есть прежде всего механизм с определенным однозначным действием. Все это близко к понятию "система", которое впоследствии стало разрабатываться в психологии (в частности, в психологии механизмов организации движений и действий человека, по И. А. Бернштейну, и особенно в инженерной психологии).

Осенью 1936 г. психотехническое движение и Всесоюзное общество психотехников и прикладной психофизиологии свое существование, согласно решению самих психотехников. Это произошло вскоре после принятия постановления ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" от 4 июля 1936 г. В постановлении осуждалась теория педологии и практика тестовой оценки способностей детей. Постановление касалось всех форм практической деятельности, в которых оценивались способности людей с помощью тестов, поэтому косвенно оно послужило основанием для ликвидации не только педологии, но и хозяйственной психотехники. Публичное осуждение психотехники как псевдопауки было осуществлено в статье В. И. Колбановского "Так называемая психотехника", опубликованной 23 октября 1936 г. в газете "Известия".

Смена политического и экономического курса в годы первых пятилеток, политика чрезвычайных мер привели к ликвидации или перепрофилированию учреждений, занимавшихся вопросами НОТ, охраны труда и гигиены труда, психологией и психофизиологией труда, социальной психологией. Индустриальная психотехника, сложившаяся в условиях относительной демократии, оказалась неадекватной эпохе чрезвычайных мер в 1930-е гг. в СССР. Прежде всего это касается проблем повышения эффективности воинского труда:

  • - использования психологии в маскировочной технике (Б. М. Теплов написал несколько работ по дайной проблематике, в частности таких, как "Война и техника", "Белый халат" и др.);
  • - повышения зрительной и слуховой чувствительности бойцов (К. X. Кекчеев в работе "Ночное зрение" предлагал специальные памятки для разведчиков, пилотов истребителей, наблюдателей; в артиллерии оказалось возможным увеличить чувствительность зрения и слуха на 50-100% в течение 1,5-2 часов);
  • - исследования роли личностных, морально-волевых качеств бойцов и командиров (работы И. Д. Левитова "Воля и характер бойца", М. П. Феофанова "Воспитание смелости и мужества", знаменитая книга Б. М. Теплова с первоначальным названием "Ум и воля военачальника" и др.);
  • - подготовки военных летчиков (И. И. Шпильрейн с сотрудниками в 1934 г. разработал систему подготовки военных летчиков. Если раньше до 90% курсантов были профессионально непригодны, а подготовка велась по старинке - сзади сидел инструктор и бил курсанта палкой за ошибки, то после рекомендаций психологов были выявлены необходимые умения и условия для их тренировки. К сожалению, с 1936 по 1957 г. профотбор в армию не проводился из-за известного постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. "О педологических извращениях в системе Наркомпросов");
  • - использование психологии восстановительной трудотерапии после операций. Ранения верхних конечностей были наиболее распространенными (до 85% всех ранений). После операций необходимо было восстановление двигательных функций. А. Р. Лурия в 1942 г. пригласил в свой военный госпиталь известного психотехника С. Г. Геллерштейна для руководства мастерской трудотерапии. Методика Геллерштейна оказалась очень эффективной (положительный результат в 80% случаев). Суть методики определяется так: "Самой существенной особенностью трудовых движений является их предметно-целевой характер... Цель трудовой операции лежит вовне, и рабочий орган призван мобилизовать все богатство своих двигательных и чувствующих возможностей для наилучшего достижения поставленной цели... Умея правильно подбирать и видоизменять трудовые задания и воздействовать на инструмент, на изделие, на "рабочее пространство", мы научаемся управлять трудовыми движениями, вызывать к жизни одни, заглушать другие и направлять по-своему ход восстановления движений".

В послевоенный период прикладная психология развивалась с учетом потребностей гражданской хозяйственной жизни. Восстановление прикладной психологии в данной области как официально признанной научной дисциплины стало возможным только в период преодоления тоталитарного режима в стране. В 1957 г. на совещании по психологии труда в Москве было вынесено решение о возрождении области прикладной психологии, которая занималась бы проблемами труда (одобрен программный доклад Е. В. Гурьянова "Состояние и задачи психологии труда"). Было рекомендовано возобновить подготовку специалистов этого направления. Поскольку в те времена было не принято отменять постановления ЦК партии, то возрожденное научное направление было названо "психологией труда", а не "индустриальной психотехникой". При этом подчеркивалась идея о необходимой взаимосвязи психологии труда и общей психологии, а также других направлений психологии, обосновывалась мысль о том, что работы в области психологии труда должны отвечать критериям научности, общим для любого направления психологической пауки.

В качестве основного подхода в отечественной психологии труда и инженерной психологии в 1950-е гг. рассматривался так называемый машиноцентрический подход, который устанавливал приоритет техники ("от машины к человеку"). В качестве позитивных аспектов использования данного подхода И. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко считали развитие точных методов в психологии и выявление некоторых существенных моментов деятельности человека-оператора: с одной стороны, его ограничений, а с другой - преимуществ перед автоматом, что, безусловно, содействовало решению отдельных задач по автоматизации. Ограниченность машиноцентрического подхода была показана результатами многочисленных исследований, что привело к формированию антропоцентрического подхода, где человек-оператор "рассматривался не как специфическое звено технической системы, а как субъект труда, осуществляющий сознательную, целенаправленную деятельность и использующий в ходе ее осуществления автоматические устройства в качестве достижения поставленной цели".

Таким образом, отношение "человек - машина" в системах управления стало считаться как отношение "субъект труда - орудие труда", т.е. машина на самом деле является средством, включенным в деятельность человека.

Исследования трудовой деятельности в отечественной психологии труда активно проводились вплоть до конца 1980-х гг., когда они финансировались из государственного бюджета. Характерной особенностью данных исследований являлся перенос внимания на изучение личности работника, профессионала. Его эффективность и работоспособность во многом определяются индивидуально-личностными показателями, уровнем профессиональной подготовленности, мотивацией, а также психическим состоянием. Этот период также характеризуется активными разработками методологических основ психологии труда. Антропоцентрический подход, предложенный Б. Ф.Ломовым, позволил выявить приоритетное положение субъекта в системе "человек - машина" и вывести проблему оптимизации трудовой деятельности на новый уровень.

Особое значение для анализа вопросов психологии труда имело использование системного подхода. Представление о системной организации субъекта труда и трудовой деятельности в целом помогло раскрыть принципиально новые закономерности и феномены психической организации деятельности.

В частности В. Ф. Рубахин разработал структурно-эвристическую концепцию послойной переработки информации оператором, В. Д. Шадриков - концепцию системогенеза трудовой деятельности, В. А. Бодров установил феномен совмещенной деятельности и разработал структурно-динамический подход к профессиональному отбору операторов, Д. А. Ошанин раскрыл механизмы формирования оперативного образа и создал концепцию оперативности отражения, А. А. Крылов разработал концепцию "включения", И. Д. Завалова, В. А. Пономаренко - принцип активного оператора, Е. А. Климов - представление об индивидуальном стиле деятельности и создал классификацию профессий.

Таким образом, конец XX в. ознаменовался окончательным статусным оформлением психологии труда, когда сформировались мощные научные и учебные центры, активно занимающиеся проблемами психологии труда: кафедры психологии труда в Ленинградском (с 1991 г. - Санкт-Петербургском) и Московском государственных университетах, факультет психологии Ярославского университета, исследовательские лаборатории в Институте психологии РАН и др. В данных структурных подразделениях сформировались коллективы ученых, разрабатывающих различные научные направления.

В МГУ разрабатываются теоретические и методологические проблемы деятельности в русле идей Л. С. Выготского и А. И. Леонтьева. Яркие достижения в области психологии труда и инженерной психологии связаны с именами В. П. Зинченко, Е. И. Ивановой, Е. А. Климова, А. Б. Леоновой, О. Г. Носковой, Ю. К. Стрелкова.

Плодотворно развиваются идеи Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова в Санкт-Петербургском государственном университете. Разработку методологических вопросов в рамках системного и информационного подхода ведут А. А. Крылов, Г. В. Суходольский, А. И. Нафтульев, В. Л. Марищук и их ученики.

Большая работа в области психологии проводится к Ярославской психологической школе. Начиная с работ В. Д. Шадрикова, посвященных разработке концепции системогенеза профессиональной деятельности, исследования ярославских психологов охватывают практически весь спектр проблем психологии труда.

Это и обобщающая психологическая концепция профессиональной деятельности (А. В. Карпов), и проблема профессиональных способностей (И. П. Анисимова, Л. Ю. Субботина), и проблема профессионализации субъекта (Ю. П. Поваренков, В. Е. Орел).

Институт психологии РАН является одним из ведущих пені ров фундаментальных и прикладных исследований в области психологии труда и инженерной психологии. Исследовательские проекты, начатые под руководством Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицына, К. К. Платонова, Ю. М. Забродина, В. Ф. Рубахина, активно продолжаются в работах современных ученых. Проблемы психической регуляции деятельности отражены в исследованиях В. А. Бодрова, Ю. Я. Голикова, Л. Г. Дикой, А. И. Костина и их учеников. Исследования А. И. Занковского оформили процесс развития и становления организационной психологии в нашей стране.

На сегодняшний день психология труда - это наука, решающая различные прикладные проблемы и задачи: отбор и подбор кандидатов на вакантные должности, разработку программ профессионального обучения и переподготовки кадров, разработку методических комплексов по организации безопасности на производстве, проектирование технических средств предъявления информации. Кроме того, психология труда опирается на систему философского знания, методологию науки, а также предоставляет конкретно-научный и практический материал для развития философии.

Труд - это целесообразная и специфическая деятельность человека, направленная на преобразование и изменение окружающего мира с целью последующего удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, создания материальных и духовных ценностей. В то же время труд - это явление прежде всего социально-экономическое, поэтому определяются вопросы его планирования и организации на уровне системы народного хозяйства, отрасли, предприятия, вопросы его учета и вознаграждения.

Трудовая деятельность как объект научного изучения входит в различные научные дисциплины, которые ставят своей целью выявить его специфические особенности и характеристики. Труд с самых различных сторон и с использованием своих особых специфических методов изучают физиологи, социологи, философы, психологи, технологи, юристы, врачи, дизайнеры. Психология труда также вносит свой посильный вклад в познание и понимание трудовой деятельности человека, так как самостоятельно она не в состоянии полностью познать такое глобальное явление культуры, как труд. Отсюда возникает проблема интеграции знаний различных наук о труде. Экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда и отдельная часть медицины, связанная с анализом профессиональных заболеваний, с вопросами экспертизы трудоспособности, имея непосредственное отношение к труду, предполагают тщательное и детальное изучение его социальных показателей, специфических особенностей и жизненно важных критериев. Профессиональная педагогика, а также педагогика профессионально-технической школы, среднеспециальной и высшей школ устанавливают приоритет обучения и формирования основных профессиональных навыков и способностей.

Также родственными для психологии труда научными дисциплинами являются науки о биологических, технических и природных системах, которые имеют непосредственное отношение к процессам организации и самоорганизации природного пространства. Социально-экономические науки, а также науки о знаковых системах (математика, математическая логика, семиотика) дают интересную информацию для правильного понимания трудовой деятельности компетентности профессионалов, особенностей их поведения, а также для составления профессиограмм.

Психология труда могла бы с успехом выступить своеобразным инициатором интеграции упомянутых научных дисциплин. Кроме того, границы психологии труда и указанных наук подчас настолько размыты, что иногда невозможно определить, к какой из них относятся те или иные термины, понятия, проблемы и методы. Например, метод наблюдения и некоторые методы функциональной диагностики достаточно свободно присутствуют в разных научных дисциплинах. То же самое можно сказать и о проблемах работоспособности профессионала, профилактики травматизма, утомления, изучения и улучшения профессиональной адаптации, вопросах профессионального отбора, формирования трудовых навыков, а также проблемах профессионального выгорания. Данные проблемы актуальны не только для психологии труда, но и для других смежных дисциплин.

Помимо определения взаимосвязи психологии труда с другими научными дисциплинами также необходимо разобраться в ее связях и взаимодействиях с другими психологическими науками. Опираясь на существующую информацию, которая отражена в психологических пособиях, энциклопедиях и словарях, можно говорить о том, что психология труда во многом использует основные психологические категории, но при этом она также привносит и собственные достижения в познании и понимании природы человека и его психической сферы.

Общая психология рассматривается как научная, теоретическая основа для понимания конкретных феноменов, характеризующих субъект труда и его активность на разных уровнях (начиная от ощущений, эмоций и заканчивая отношениями личности, ее психологическими аспектами мировоззрения). Вместе с тем общая психология - это отрасль, которая в свою очередь может совершенствоваться, используя достижения психологии труда. Это объясняется тем, что психология труда изучает ведущую деятельность взрослого человека.

Взаимодействие общей психологии и психологии труда может быть одним из механизмов приближения психологии в целом к жизни при сохранении достаточной теоретической строгости в решении научно-практических задач.

Детская, возрастная и педагогическая психология проясняют важный для психологии труда вопрос о развитии человека как субъекта деятельности, в частности трудовой. Психология труда разрабатывает необходимое для решения задач трудового обучения и воспитания системное представление о мире трудовой деятельности, мире профессий, некоторых "эталонах" личных качеств, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности человека.

У патопсихологии и клинической психологии есть общие с психологией труда специфические пограничные проблемы, связанные с психологической экспертизой трудоспособности людей с нарушенным здоровьем (душевным или телесным). Важными являются также проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов - сохранение их остаточной трудоспособности, подбор, проектирование для них подходящих условий, занятий, позволяющих обрести в конечном счете достойное место в трудовом коллективе, сознание своей полезности.

Психология труда, являясь отраслью психологической науки, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труду и от психологических качеств личности работающего.

Непосредственное пересечение психологии труда с другими смежными психологическими дисциплинами, такими как инженерная психология, эргономика, психология управления, организационная психология, экономическая психология, в современных условиях устанавливает точки и места соприкосновения. С одной стороны, они являются особой разновидностью друг друга, так как имеют в качестве своего объекта реальные трудовые, профессиональные сообщества, коллективы, реальных трудящихся, профессионалов, занятых теми или иными видами трудовой деятельности. С другой стороны, они качественно отличаются друг от друга, так как ставят перед собой совершенно разные цели и задачи.

Инженерная психология сосредоточена на проектировании, изучении и преобразовании сложных человеко-машинных систем, включающих информационное взаимодействие человека (субъекта труда) со сложной техникой, а также исследование различных характеристик и функциональных состояний человека-оператора. Она возникла и развилась благодаря анализу различных видов операторского труда. Эргономика - комплекс областей знания и практики, ориентированных на изучение и оптимизацию труда человека, которая учитывает "организменную" (анатомо-физиологическую) и психологическую составляющие человека, которую можно выразить числом, схемой. Психология управления исследует управленческие функции безотносительно к конкретным людям, их выполняющим, принципы управления, структуры управления. Кроме того, она определяет иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов. Организационная психология изучает основные проявления психики людей, важные для успешного и эффективного функционирования организации. Она включает в себя следующие уровни проблем - личность и поведение отдельных работников организации (традиционный объект психологии труда), проблемы группового труда (традиционная тематика прикладной социальной психологии), проблемы организации в целом (ее проектирование, развитие, диагностика состояния и способы оптимизации функции (жирования). В этом случае психология труда оказывается составной частью организационной психологии, в которой рассматриваются все организационные процессы, в том числе и не связанные напрямую с трудовой деятельностью (проявление организационной культуры, психологические проблемы имиджа организации)".

Психология труда в ее традиционном варианте изучает психофизиологические основания труда, историю развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкции личности в труде и т.п.

Можно выделить и дополнительные разделы психологии труда, образуемые часто на стыке основных ее разделов: психофизиология труда, психогигиена труда, психологические (и психофизиологические) аспекты трудовой реабилитации, профориентация инвалидов, космическая психология, психология юридической деятельности, психология менеджмента, маркетинга и т.п.

В психологии труда исследователи много внимания уделяют предмету исследования как важному критерию и показателю теоретико-методологичекой базы ученого. При этом само понимание предмета психологии труда различными авторами не всегда однозначно и имеет различное толкование и интерпретацию.

По мнению Е. А. Климова, психология труда есть "система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте". Автор акцентирует внимание на динамичности дисциплины, полагая, что она представляет собой "множество взаимодействующих, возникающих течений, подходов, научных направлений, школ, концепций. Важнейший предмет изучения науки - человек как субъект труда. Понятие "субъект" подчеркивает роль человека как активного начата, как творца по отношению к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, материального мира, а не только лишь исполнителя внешне заданных отношений; как интегрирующий компонент системы "субъект - объект", обеспечивающий взаимодействие всех ее компонентов.

И. С. Пряжников предметом психологии труда считает один из компонентов системы "субъект - объект": "предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности". При этом субъект (индивид или социальная группа) понимается как носитель предметно-практической деятельности и познания, как источник активности, направленной на объект.

В. А. Толочек определяет предмет психологии труда как процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности.

Предметом психологии труда являются психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности работающего (профессиональные способности) и его взаимодействие с производственной средой.

Предмет психологии труда изучает субъекты труда и с точки зрения их развития, формирования как субъектов труда и с точки зрения оптимизации функционирования как субъектов труда.

Под объектом труда понимается "конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)". Иными словами, под объектом науки подразумевается второй компонент системы "субъект - объект", выступающий в качестве цели воздействия.

Объектом психологии труда В. А. Толочек считает труд как социальную активность человека в качестве субъекта трудовой деятельности.

Общий прогноз, который делают западные ученые относительно дальнейшего развития психологии труда, состоит в том, что необходимо развивать взаимодействие и кооперацию различных научных направлений, которые смогут решить ограниченность понимания когнитивного поведения человека (М. Монмоллен, Б. Кантовиц). Но основная тенденция современного этапа развития психологии труда состоит в исследовании феномена техники, ее специфики и задач в социально-историческом развитии, с привлечением все большего количества "внетехнических", социально-культурных факторов. Как одна из важных сторон этически и социально ориентированного управления научно-техническим прогрессом с учетом требований гуманности по отношению к личности и обществу рассматривается организация комплексных научных исследований возможных социальных, политических, экономических и экологических последствий развития техники с целью предупреждения необратимых и катастрофических разрушений природы, негативных изменений в социальной жизни общества.

Под психологией труда понимаются:

1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;

2) психологические механизмы и закономерности формирования профессиональной идентичности с формированием навыков, культуры, свойственных данной профессии.

Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Психология труда на настоящий момент – самостоятельная отрасль психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.

Сфера применения психологии труда очень широка, поскольку труд – это основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий. На большинстве предприятий существуют ставки психолога, в обязанности которого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.

Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными науками. Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп и т.д.

Психология труда имеет тесные связи со множеством наук. Тем не менее своеобразие предмета и задач психологии труда позволяет ей сохранять статус самостоятельной науки.

Объектом психологии труда является труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности. Объект психологии труда – деятельность индивида в условиях производства.

Главные задачи психологии труда :

1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;

2) улучшение условий жизни работников;

3) улучшение условий рабочей деятельности;

4) минимизация аварийных ситуаций;

5) выработка наиболее приемлемого метода управления;

6) планирование тактики и стратегии управления;

7) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства;

8) психологическая помощь работникам предприятия;

9) превентивная психологическая работа, направленная на формирование здорового образа жизни;

10) разработка основных критериев приема на работу;

12) рациональная перестройка и обновление профессий. Предметом психологии труда являются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям. Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.

Основными целями психологии труда являются:

1) оптимизация психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;

2) прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации.

Для достижения этих целей психология труда использует различные инструменты, что отражается в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в которой осуществляет свою деятельность организационный психолог.

Основные методы психологии труда:

Под методом понимается система теоретических и практических действий, моделей исследования определенных проблем и практическая деятельности психолога. Наиболее эффективным считается использование полиметодийной работы, поскольку в этом случае многие аспекты работы видны с разных позиций и трудовая отдача наиболее оптимальна.

Метод эксперимента предполагает проведение строго регламентированного исследования, направленного на какой-либо аспект работы организации. В процессе проведения эксперимента психолог должен отобрать две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа – группа работников, непосредственно соприкасающаяся с исследуемой проблемой, контрольная – не соприкасающаяся с данной проблемой группа людей. В прочих параметрах группы должны быть идентичны.

По способу комплектования экспериментальных групп предпочтительны метод случайной выборки и отбор по принципу соответствия. Наиболее эффективна группа, отобранная по принципу соответствия участников группы, но отбор по этому принципу более дорогой, чем способ отбора респондентов на основе случайной выборки.

Метод невключенного наблюдения. Метод основывается на реальных возможностях психолога наблюдать за людьми непосредственно в трудовом процессе, выявляет реальные и насущные проблемные зоны. Но с другой стороны, невозможно повторить наблюдение как эксперимент, поскольку меняются условия наблюдения. Метод включенного наблюдения основывается на участии психолога в трудовой деятельности исследуемых работников, и основным недостатком этого метода является его субъективность и ограниченность контроля за ходом его проведения.

Метод опроса общественного мнения использует определенные опросы или структурированные интервью.

Метод опросов зачастую дает большой процент ложных ответов, поскольку респонденты хотят показаться интервьюеру более осведомленными, состоятельными или уверенными. Опрашиваемые более искренны, если заполняют опросник самостоятельно. В случае телефонного опроса респондентов часто сложно найти, так как люди не хотят терять время и раздражаются в ответ на телефонные звонки.

Метод интервью предполагает участие в исследовании квалифицированных интервьюеров, отбор которых проводится по нескольким критериям: внешнему виду, коммуникативным способностям, поведению. На результаты исследований могут повлиять такие факторы, как возраст, пол, раса и эмоциональное отношение интервьюера к вопросам опросника.


Похожая информация.


Психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.

С позиций психологии труда рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства рабочей силы.

Организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника (его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно-бытовых и экологических условий жизни) оборачиваются прибылью в сфере производства.

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего культуре труда.

Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека.

Психология труда начала формироваться на рубеже 19-20 вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку

Возникновение психология труда связано с началом научной организации труда.

На первом этапе развития важнейшей проблемой психологии труда была проблема профессионального отбора. Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так называемых профессиональных способностей. Были созданы специальные методы - тесты, с помощью которых стало возможным количественно оценивать эти способности и на этой основе производить профессиональный отбор. Возникла необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы специальные консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию.

Возникла специальная ветвь психологии труда - профессиональная ориентация и профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела психологии труда - разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнения и тренировки.

Важную область психологии труда составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психология труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области психология труда тесно связана с физиологией труда.

Психологии труда. накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда - рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Психология труда координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.

Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и использования психических свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений психологии профессий (например, психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т.д.).

Наряду с экспериментальным методом большое место в психологии труда занимают аналитические методы. Применяется метод специальных упражнений, связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.

В условиях современной научно-технической революции психология труда призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду. Психологии труда имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, конкретной экономикой, производственной этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т.д.

История (бред по Климову):

Все начинается с донаучного периода. Сначала это разрозненные представления народа.

В пословицах многих народов отражены явления, характеризующие именно психологическую сторону труда, роль средств труда и самого субъекта деятельности и др.

Пример: Назначили осла кузнецом – он первым делом себя подковал. Или: Не котел варит, а стряпуха.

Отношения в коллективе также отражены в народной мудрости.

Например: Берись дружно - не будет грузно.

Также психологическое знание о труде выражено в таких памятниках культуры, как “Повесть временных лет”, “Слово о полку Игореве” и др. Там описаны психологические характеристики людей в основном в связи с ратным трудом.

Например: А мои ти куряни сведомси къмети (Для тех, кто не понял, къметь – это воин) подъ трубами повити, подъ шеломы възлелеяни, концъ копия въскрмлени…

Из всего этого Климов делает только один вывод: все эти произведения на самом-то деле написаны не о чем-нибудь, а о связи свойств личности с деятельностью человека J!

Далее рассматривается “Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича”. Там, как выяснил Климов, рассматривается идея о том, что особенности личности как субъекта деятельности определяются воспитанием.

Затем приходит великий Ломоносов. В его работах отражены его психологические знания о труде, а именно: Вопросы волевой регуляции труда Проектирование средств труда с учетом психологических особенностей людей. В сочинениях М.В. много предложений технических средств труда со ссылками на особенности психики человека. Вопросы оптимизации межлюдских отношений в труде. Пишет о том, что нужно помогать друг другу, утешать другого при неудачах и одобрять его действия.

Нил Сорский:

O У него есть некоторое ученое о продлении нежелательных психических состояний, страстей.

O Описаны требования к крестьянину, которого выбирают на роль старостыJ: надо выбирать “человека добра, душею пряма… не вора и не бражника, и не миропродавца…” Климов называет это первой нормативной профессиограммой.

Радищев и его “Путешествие из Петербурга в Москву”. Акцентирована идея уважения ко всякому труду. Описан феномен социогенной непригодности человека к труду (честный человек должен был покинуть службу, так как не мог совместиться с сослуживцами). Образец беседы как метода выявления мотивов труда

Чернышевский со своим вечным “Что делать?”

Идея проектирования рабочего места труженика сельского хозяйства в целях оптимизации его труда.

А теперь по-русски:

Психология труда развивалась по 2 направлениям: практические задачи (психология труда сложилась в писхотехнике в начале ХХ века.) и задача по производству самих психологических знаний (фундаментальные модели личности, деятельности и др.)

Отрасль психологии труда как науки формируется именно из “сгустков” области психологического знания о труде. Это выражается в том, что должностные лица берут на себя функции психологического анализа труда и становятся специалистами-человековедами. Постепенно появляются целенаправленные публикации на темы, появляется специализированный язык, формируются группы людей, которые специально занимаются этими вопросами.

Даже сейчас психологические знания о труде переплетаются со знаниями из смежных наук и практики. Раньше это был обычный бардак, а теперь это назвали “синтетичность” или “интегрированность”. Все это вместе Климов обзывает “нестерильностью”.

Короче говоря, психология труда существует как множество взаимодействующих подходов, направлений, школ, концепций. Стоит помнить, что авторы концепций относятся к ним ревностно, пристрастно→ при несоответствии концепции фактам обесценивают саму практику, “подгоняют” ее под теорию.

Все это безобразие схематически делится на: теоретический поиск, “разведка” целенаправленные фундаментальные исследования прикладные исследования пригодные для непосредственного практического использования разработки (это высший уровень полезности)

Психология труда – отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

Психология труда как профессия.

Где может работать человек, образованный в психологи труда?



Рассказать друзьям