Регионы где распространен буддизм. Территория распространения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Какие из приведенных ниже утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв алфавитном порядке.
А) Система условных знаков, используемых на карте, называется легендой карты.
Б) По масштабу карты делятся на крупномасштабные и мелкомасштабные.
В) Топографические карты чаще всего являются тематическими.

1. О каком субъекте Федерации идет речь?

Столица субъекта Федерации расположена на крупной реке бассейна Атлантического океана и является одним из крупнейших городов России. На территории субъекта развита лесная, рыбная промышленности, многоотраслевое машиностроение, алюминиевая промышленность; ведется добыча горючих сланцев, торфа. Здесь находится один из крупнейших военных портов России.

2. О каком субъекте Федерации идет речь?
Столица субъекта Федерации расположена на крупной реке бассейна Северного Ледовитого океана и является одним из крупнейших городов СЭР. На территории субъекта развита лесная, рыбная промышленности; ведется добыча бокситов, алмазов, заготовка стройматериалов. Здесь находится крупнейший в России порт для атомных подводных лодок.

3. О каком субъекте Федерации идет речь?
На территории субъекта находится особо охраняемая территория: Приокско-Террасный заповедник на левом берегу Оки. Народные промыслы: Гжель, Жостово. Структура транспортной сети – радиально-кольцевая. Достопримечательности: музей А.П.Чехова в Мелихово, военно-исторический музей на Бородинском поле.

1)Верны ли следующие утверждения?

1)Большинство стран мира являются федеративными государствами.
2)Евразия-это единственный материк,на котором существуют страны,не имеющие выхода к морю.

а)верно только 1 утверждение
б)верно только 2 утверждение
в)верны оба утверждения
г)оба утверждения ошибочны
2)Какие три из перечисленных стран с монархической формой правления располагаются в Африке?Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.
а)Бахрейн
б)Лесото
в)Марокко
г)Оман
д)Свазиленд
е)Тонга
3)Расположите перечисленные страны в порядке убывания их площадей.
а)Бразилия
б)Казахстан
в)Канада
г)Украина
4)Установите соответствие между страной и характерной для нее формой правления.
СТРАНА
1)Ватикан
2)Индонезия
3)Саудовская Аравия
4)Япония

а)абсолютная монархия
б)конституционная монархия
в)республика
г)теократическая монархия
5)Определите страну по ее краткому описанию.
Это приморская страна,располагающаяся на крайнем юго-западе Евразии.По форме правления страна является конституционной монархией,а по форме административно-территориального устройства-федерацией.С конца XV до начала XIX в.страна обладала обширными колониями в Южной и Центральной Америке.

Учение Будды распространялось сначала в южном и северном, а северное затем в восточном и западном направлениях, по всему миру.Так за 2,5 тысячи лет распространения в мире возникли южный буддизм и северный .

Специфика буддизма в том, что он вмещает в себя черты мировой религии как открытой системы, так и черты национальных религий - закрытых систем, о которых принято говорить, что они могут быть «впитаны только с молоком матери». Это обусловлено исторически, в буддизме шли параллельно два процесса: - распространение в разных странах больших традиций (Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны), единых для буддистов всего мира, с одной стороны, - и возникновение национальных форм бытовой религиозности, продиктованных конкретными условиями жизни и культурными реалиями, с другой.
Государственные и национальные формы буддизма часто становились одним из важнейших факторов этнической самоидентификации народа, как это произошло у тайцев, неваров, калмыков, бурят и в меньшей степени тувинцев. В полиэтнических странах, например, в Россия, буддизм предстает во всем своем многообразии традиций и школ как мировая религия. Именно об этом свойстве буддизма облекать Большие традиции в самые разные национальные культурные формы без утраты сути Учения, тибетцы говорят, что Учения Будды подобны алмазу , когда тот лежит на красном фоне, то становится красным, когда на синем - синим, при этом фон остается фоном, а алмаз - все тем же алмазом.

Южный буддизм

Южный буддизм опирается на индийские традиции с учениями Хинаяны , воспринятые Шри-Ланкой (о.Цейлон) к XIII веку, где оформилась традиция Тхеравады , и попавшие оттуда в Мьянму (Бирму), Камбоджу , Лаос , Тайланд и Индонезию (3).

Северный буддизм

Северный буддизм , проникая на север из Индии, распространялся в двух направлениях - восточном и западном. Формировались различные традиции в рамках культуры того или иного региона. Так сложились:

Буддизм на Западе

Поскольку процесс распространения буддизма в мире не завершен, с XVII века северный буддизм, охватив Центральную Азию, стал распространяться в западном направлении.

В XVII веке в Поволжье пришли западно-монгольские племена ойрат-калмыков и возникло Калмыцкое ханство (1664 - 1772) – первое и единственное буддийское государственное образование в Европе, существовавшее на правах автономии Российской империи.
Начиная с XIX века буддизм еще более активно стал развиваться в западном направлении. С XIX века стал формироваться западный стиль буддизма , окрашенный в настоящее время тенденциями глобализма - новая, современная, форма бытовой религиозности. Причем, происходит это с активным участием в этом процессе представителей восточных этносов, проживающих в странах Запада. Сегодня последователи традиций как южного, так и северного буддизма есть во многих странах Европы и на обоих Американских континентах.

Буддизм в Индии

При этом в самой Индии буддизм не получил дальнейшего развития. По статистическим данным на начало XXI века его исповедует менее 0,5% индийского населения (1), что даже меньше, чем в России, где 1% населения причисляет себя к буддистам. Доминирующей религией Индии остается индуизм, также распространен ислам.

Буддизм в Индии постепенно исчезал, начиная с XII века. Был утрачен и оригинальный индийский буддийский канон Трипитака. В то же время наследие Будды было сохранено и процветало в других странах.

Начиная с VIII века северный буддизм проник в Тибет, который стал новым мировым центром этой религии и просуществовал в этой роли почти тысячу лет, вплоть до середины XX века. В 1950-х гг Тибет утратил суверенитет, оказавшись в составе Китая, что повлекло за собой большую волну эмиграции тибетцев в различные страны мира. Сейчас в Индии возникла многочисленная тибетская диаспора и расположена резиденции иерархов тибетского буддизма. Так учение Будды, ставшее за две с половиной тысячи лет мировой религией, возвращается к истоку - на территорию, откуда начало свое распространение в мире, но уже совсем с другим народом, тибетским, в качестве носителя (2).

В восстановлении мест, связанных с событиями жизни Будды Шакьямуни большую роль сыграло южно-азиатское общество "Маха-Бодхи". Сейчас Индия сохраняет свое важное значение для мирового буддизма благодаря этим историческим местам и является одной из самых посещаемых стран, куда совершаются буддийские паломничества.

Религиозное пространство Российской Федерации довольно многообразно. Занимая исключительно большую территорию и объединяя под своей политической юрисдикцией огромное множество народов и этнических групп, наша страна представляет собой площадку, где встречаются различные традиции и религии запада и востока, севера и юга. Христианство и ислам - две распространенные в нашем государстве. Вместе с ними представлена и третья, которую исповедуют многие народы России, - буддизм. О том, где распространена эта религия в нашей стране, мы и поговорим далее.

Буддизм - это уникальная религия, не похожая ни на какую другую. Внутри себя различные буддийские течения и школы также существенно разнятся. Происхождением своим обязанный религиозному гению Индии, на своей практически утратил вес. Сегодня традиционными странами, исповедующими буддийское учение, являются Корея, Япония, Китай, Непал и другие, среди которых особенно выделяется Тибет. На сегодняшний момент буддизм в России представлен практически всеми основными буддийскими конфессиями. Среди них есть различные школы махаяны, ваджраяны, тхеравады, дзэн, чань и многие другие традиционные и не очень объединения. Однако большинство людей, исповедующих буддизм на территории России, являются приверженцами Тибетской религиозной традиции.

Буддийская этнография России

Предлагаем ответить на вопрос: какие народы России исповедуют буддизм сегодня?

Благодаря политическим событиям и межкультурным контактам, буддизм сначала укоренился среди калмыков и тувинцев. Это произошло в XVI веке, когда территории этих республик вместе с населявшими их народностями входили в состав монгольского государства Алтан-хан. Веком позже Буддизм проник к бурятам, где успешно конкурировал с традиционной религией всех сибирских кочевников - шаманизмом, или иначе тенгризмом.

Буддизм в Бурятии

Бурятия - республика России, чьи границы начинаются от восточных берегов Байкала. Будучи присоединенной к Российской империи, она оказалась устойчивой к русификации и избежала христианизации. С другой стороны, тесные культурные, торговые и политические связи с Монголией, а через нее и с Тибетом, сделали среди бурят популярным буддийское учение. Первые каменные дацаны здесь были возведены в XVIII веке.

Хотя среди буддийских народов буряты - последние, кто принял эту религию, сегодня именно они представляют буддийское большинство и представляют буддизм в России. В Бурятии располагается административный центр российских буддистов - Традиционная буддистская Сангха России, а также основные святыни и культовые сооружения. Важнейшим из них является Иволгинский дацан - резиденция Бандидо Хамбо-ламы - духовного лидера значительной части буддистов России.

Наряду с буддизмом, среди бурят довольно распространенным является традиционный шаманизм, или так называемая черная вера.

Буддизм в Туве

Тува, это республика, которая была принята в состав а именно, в 1911 году. Тувинцы сегодня исповедуют ту же форму учения, что и буряты, - традицию Махаяны Тибетского буддизма. Однако так было не всегда: первые очаги буддийского учения, преимущественно в форме хинаяны, на территории Тувы появились еще во II веке н.э., во времена Тюркского каганата. В дальнейшем тувинские племена находились в подчинении уйгуров, отвоевавших земли Тувы у тюрков. Уйгуры исповедовали манихейскую религию, однако испытывали на себе влияние и буддизма. Разработав письменность, уйгурские ученые стали активно переводить буддистские тексты с китайского и согдийского языков. С течением времени переводчики сосредоточились на тибетских трактатах, что и определило дальнейшее преобладание тибетской традиции. Эта тенденция была подкреплена в XIII веке влиянием монгольских учителей, воспринявших буддистскую традицию от тибетских лам.

Первые монастыри были построены в Туве в 1772 и 1773 годах. Хотя буддийская община Тувы в основном придерживается линии Гелуг, предполагающей монашеское духовенство, местные традиции санкционируют женатый институт ламства, что является ее уникальной особенностью. Как и в Бурятии, по религиозному признаку тувинцы разделяются на два лагеря - шаманисты и буддисты.

Буддизм в Калмыкии

Калмыкия, это единственный европейский регион с преобладанием буддийского населения. Представляя собой потомственные западно-монгольские племена, родословная калмыков восходит к ойратам, приобщившимся к таинствам буддийской религии в XIII веке благодаря вхождению в империю Чингисхана. Однако в это время буддизм являлся вероисповеданием лишь политической элиты ойратов. Популяризация же учения среди простого населения происходит только в XVI-XVII веках. И, как и в случае с Бурятией и Тувой, калмыцкий буддизм также придерживается тибетских религиозных традиций. Особенно эта связь между Тибетом и Калмыкией укрепилась после признания в начале XVII века в ойратском мальчике перерождения третьего Далай-ламы.

Распространение буддизма среди ойратов способствовало и становлению отдельного калмыцкого этноса. В состав последнего вошли ойратские племена, принявшие буддизм и расселившиеся на запад в пределах Российского государства. При этом, подчиняясь российскому императору, калмыки образовали собственное управление - Калмыцкое ханство. Последнее просуществовало до 1771 года, когда указом императрицы Екатерины II было упразднено. В дальнейшем калмыцкий буддизм развивался, приобретал национальные черты и, подобно бурятской и тувинской сангхам, вел религиозную борьбу с шаманизмом.

Буддизм в СССР

После Октябрьской революции буддизм в России был подвержен модному тогда духовному веянию - обновленчеству. Синтез дхармы и марксизма призван был реорганизовать буддистские общины. В рамках этого движения в Москве 20-х гг. даже состоялся всероссийский буддийский собор. Однако затем политика партии переменилась, и в отношении начались массовые репрессии. Монастыри закрывались, храмы разрушались, а духовенство преследовалось. До послевоенной «оттепели» народы России, исповедующие буддизм, потеряли более 150 монастырей. В Бурятии из 15 тысяч лам к 1948 году осталось менее 600 человек. Что касается Тувы и Калмыкии, то на оба региона насчитывалось всего несколько десятков выживших священнослужителей из 8 тысяч.

Народы России, исповедующие буддизм в наши дни

До Перестройки буддийским органом, координирующим деятельность буддийских организаций, являлся ЦДУБ СССР (Центральное духовное управление буддистов СССР). В начале 90-х годов его переименовали в ЦДУБ России. Сейчас этот орган называется Буддийской традиционной сангхой России и включает в свой состав буддийские общины Бурятии. Религиозные объединения Тувы и Калмыкии остаются независимыми. Впрочем, авторитет БТСР в Бурятии и за ее пределами признают далеко не все. В результате политических и идеологических разногласий буддийское общество пережило ряд расколов и кроме основных объединений насчитывает несколько самостоятельных ассоциаций и независимых общин.

В любом случае, буддизм в России представлен, как и прежде, тремя основными регионами - Бурятией, Тувой и Калмыкией.

Прочие буддийские общины России

Традиционные народы России, исповедующие буддизм, являются сегодня не единственными носителями буддийской культуры и традиции. В последнее время эта религия заметно популяризировалась в среде молодежи и интеллигенции. В крупных городах продолжают открываться различные религиозные центры. Среди них, кроме тибетского буддизма, присутствуют китайского и японского дзен-буддизма, традиций тхеравады и дзогчена. Россию за последние несколько лет посетило множество духовных учителей. В свою очередь, среди наших соотечественников также появились представители буддийского монашества и духовенства.

Заключение

Мода на буддизм в России не уникальна, и в этом смысле наша страна разделяет общеевропейское очарование востоком. Зачастую, приобретая в количестве, отечественная буддофилия теряет в качестве, что чревато распространением в России поверхностного, маргинального варианта буддизма.

Вместе с тем, буддизм - такая же традиционная, как христианство и ислам. Поэтому его статус и будущие перспективы представляют большую важность для благополучного развития российской культуры.

1. Используя карту «Народы России», определите, на территории каких субъектов Федерации живут и к каким языковым семьям и группам относятся коренные народы Сибири, не попавшие в число «титульных»: шорцы, селькупы, нганасаны, кеты.

Шорцы – Республика Хакасия, Алтайская языковая семья.

Селькупы – Ненецкий автономный округ, Уральско-Юкагирская семья.

Нганасаны – Красноярский край, Уральско-Юкагирская семья.

Кеты – Красноярский край, Енисейская семья.

2. Выясните, какие из народов Сибири исповедуют буддизм и почему.

Буддизм исповедуют живущие на границе с монголами тувинцы и буряты. Буддизм - древнейшая мировая религия (одна из трех наряду с христианством и исламом), возникшая в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. В середине VII в. буддизм распространяется из Индии в Тибет, где становится со второй половины VIII в. государственной религией. Во второй половине XVI в. буддизм принимают монго­лы и ойраты (западные монголы), сформировавшие в XVI-XVIII вв. огромное Джунгарское ханство (простиралось от Семипалатинска и степного Алтая до Ти­бета на юге и Тувы на востоке), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в середине XVII в. в Московское царство. Тогда же в него вошло Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России (в 1991 г. праздновалось его 250-летие в нашей стране).

3. Начиная с 1990-х гг. Сибирь имеет отрицательное сальдо в миграционном обмене с Европейской Россией. Чем это объяснить? Как вы думаете, хорошо это или плохо:

Демографическая ситуация в Сибири классифицируется как кризисная по основным компонентам, среди которых: ежегодное сокращение численности населения Сибирского региона на 5%; рост смертности населения и расширение сферы негативного влияния социальных заболеваний; ухудшение репродуктивного здоровья и качественных характеристик воспроизводства населения. Анализ процесса миграции показывает, что стремление на запад в течение всего послевоенного времени было главной чертой миграционного поведения населения восточных районов страны.

a. для самих мигрантов;

мигранты находят в европейской части более благоприятные условия для жизни с точки зрения комфортности, выбора работы и образования, развитости инфраструктуры.

b. для современного хозяйства Сибири;

уменьшение количества населения отрицательно сказывается на хозяйстве Сибири. Существует недостаток трудовых ресурсов.

c. с точки зрения геополитических интересов России?

Дефицит трудовых ресурсов, низкая освоенность и заселенность Сибири нарушает геополитические интересы страны. Сибирь – территория, граничащая с Азиатско-Тихоокеанским регионом, который является крайне перспективным партнером.

4. Вы прочитали этнографическое описание некоторых народов Сибири. Что нового вы узнали для себя? Найдите на карте районы расселения этих народов. Как вы думаете, что изменилось в жизни эвенков и бурят в наше время?

Конечно, с освоением Сибири, развитием межрегиональных связей многое изменилось в жизни коренного населения этой территории. Однако многие эвенки продолжают вести традиционный образ жизни, занимаются охотой и оленеводством. Главные отрасли хозяйства Эвенкийского АО - пушной и рыбный промыслы, оленеводство, звероводство. Развивается молочное скотоводство и свиноводство. Промышленность развита слабо и представлена добычей графита, исландского шпата, добычей угля. В 1985 г. в Эвенкии открыты запасы нефти (500 млн т) и газа (более 700 млрд м3), ведутся поиски мес­торождений алмазов. Однако бюджет округа на 90% дотационный - его доходы формируются из субсидий федерального бюджета. Центр Эвенкии даже не город, а поселок городского типа - Тура с населением всего 5,7 тыс. жителей, в котором функционирует леспромхоз и кирпичный завод.

Слабым развитием промышленности и низкой долей городского населения (33%) похож на Эвенкию и Агинский Бурятский АО. В четырех поселках городского типа, в том числе и административном центре Агинское (9,4 тыс. жителей), представлена горнодобывающая, лесная, пищевая промышленность. Большая часть населения занята, как и в старые времена, животноводством - разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей, сеют зерновые и кормовые культуры. А вот в Бурятии жизнь большинства населения изменилась коренным образом. 60% населе­ния республики живут в городах и работают на промышленных предприяти­ях и в сфере услуг.

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Среди ссыльных были люди разных слоев, разного уровня образования: от интеллигенции до уголовных преступников.

Например, в Сибири ссылку отбывали декабристы. Вопрос о связи декабристов с населением мест их каторги и ссылки, с деятелями культуры края позволяет увидеть их влияние на общественное и особенно культурное развитие Сибири, подъем уровня культуры и образования местных жителей. Сущность этого влияния заключалась в том, что составляло сам характер деятельности и духовной жизни декабристов. Их отличали универсальность интересов, страсть к познанию мира и поиски идеальной государственности, законности, в целом – к структуре общества.

России конца XIX -начала XX веков большой удельный вес имела так называемая полу интеллигенция. Эта внушительная по численности группа лиц, занимающихся умственным трудом, но не имеющих высшего образования. Для Сибири такое положение дел было особенно характерным. Такая расширительная трактовка понятия "интеллигенция" (полу интеллигенция) позволяет выделить несколько форм занятости ссыльных: 1) учебная и воспитательная деятельность; 2) наука, литература, искусство; 3) врачебная и санитарная деятельность; 4) служба при благотворительных учреждениях; 5) механики, техники и машинисты; 6) железные дороги; 7) почта, телеграф, телефон; 8) лица неопределённых профессий (переписчики, чертёжники, переводчики и т.п.)

Основную же часть ссыльных составляли бродяги, наносившие существенный ущерб местным жителям. Они занимались грабежом, конокрадством, изготовлением фальшивых денег. У подавляющего большинства ссыльных отсутствовала мотивация к занятию не только земледелием, но и честным трудом вообще.



Рассказать друзьям