Религия, культура и традиции королевства марокко. Религии марокко, ислам, марокко король, суфийские ордены морокко, история, фото

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ислам в Марокко

Приверженцы ислама считают, что Марокко – это самая счастливая страна. Ее правитель является не просто королем, он – прямой потомок Пророка.

Ислам влияет на всю жизнь населения Марокко. Даже судебная система основана на исламском законодательстве (маликитская школа). В течение долгого времени в стране сочетались две традиции ислама. Одна из них основывается на изучении философии, науки и религиозных текстов. Эту традицию исповедовали многие известные общественные и политические деятели Марокко.
Вторая традиция базируется на поклонении святым-марабу и почитании суфизма (исламского мистицизма). Данные учения с XV века имели форму религиозных братств, которые назывались завийя. Таким образом, последователи завий смогли влиться в общество Марокко.
Официальное духовенство негативно воспринимает культ святых, что не мешает им существовать.

Ислам

Ислам зародился в VII веке на западе Аравии. Мусульмане считают, что ислам – единственная истинная религия. Они убеждены, что ее приверженцами являлись все пророки монотеистических религиозных учений Ближнего Востока, такие как Иисус Христос и Моисей. По мнению мусульман, этим пророкам были даны истинные откровения Бога. Однако постепенно истина искажалась. Тогда Бог выбрал еще одного пророка, которого звали Мухаммад.

По исламской легенде божественные послания являлись Мухаммаду с 610 года. Ему их передавал ангел Гавриил. Пророк рассказывал заповеди последователям, которые заучивали их на память. К тому моменту у арабов уже существовало поэтическое творчество, поэтому послания зачастую были в виде стихов.

После того, как Мухаммад умер, халиф Омар, бывший его приемником, захотел собрать воедино тексты всех заповедей. Записать их он поручил Зейду – секретарю Пророка. Этот огромный труд занял около двух десятилетий. Результатом стало появление Священной книги Коран. Она увидела свет в 651 году во времена третьего халифа Османа. С той поры текст Корана не менялся.

Слово «коран» на русский язык переводится как «публичное чтение». Книга имеет уникальную форму – ее текст сочетает в себе прозу и поэзию. Священная книга состоит из 144 глав (сур). Каждая глава делится на части (аяты).

Божественные послания – это правила, которые верующие обязаны соблюдать. Коран охватывает все стороны жизни. Он состоит из 5 разделов, которые называются соответственно Исполнение, Вера, Благочестие, Наказания и Нравоучения.

Благочестие описывает 5 основ веры. Аш-Шихада – это символ веры. Ас-салат – это молитва. Она осуществляется 5 раз в день. Первый раз - на восходе солнца, последний – с наступлением темноты. По правилам, перед началом молитвы мусульманин совершает омовение. Данный ритуал нужен для того, чтобы очистить себя. При этом моется полость носа, рот, лицо, руки (до локтей), уши и стопы ног. Однако ритуал обязательно соблюдается лишь после отправления естественных потребностей и сна. Считается, что эти действия оскверняют тело. Процесс молитвы имеет определенную форму. Обычно он осуществляется коллективно.

Аз-Закят представляет собой милостыню. Любой мусульманин должен давать милостыню. При этом, неважно, какой он имеет доход. Милостыня предназначается для бедняков и общинных нужд. Благодаря ей в мусульманском обществе сохраняется определенный социальный баланс.

Ас-Саум – это пост Рамадана. Он исчисляется по лунному календарю мусульман. Числа в этом календаре начинаются с 16 июля 622 года. В этот день Мухаммад переселился в Медину из Мекки. В народе это переселение называется хиджрой, а календарь – календарем хиджры. Год насчитывает двенадцать лунных месяцев. Шесть из них содержат 29 дней. Остальные (среди них Рамадан) – 30 дней. Лунный год примерно на одиннадцать суток меньше, чем принятый у нас солнечный. Через каждый три года наступает високосный год. Если сравнивать с нашим календарем, то в 2006 году был первый день 1427 года хиджры.

Рамадан в Марокко

В период Рамадана, когда на дворе светло, мусульманин не должен пить, есть, заниматься сексом, курить. Он обязан читать Коран и вести благочестивый образ жизни. Во время Рамадана сокращается рабочий день и замедляется вся дневная жизнь. В период прерывания поста (ифтира), когда солнце заходит, мусульмане немного оживляются, однако только чтобы поесть. Выстрел из пушки в Рабате сообщает, что можно приступать к трапезе.

Если вы едете в исламское государство во время Рамадана, вам стоит помнить обо всех этих особенностях. Большая часть учреждений и магазинов вообще не работают или работают неполный рабочий день. В Марокко (и в некоторых других исламских странах) Рамадан носит название Рамазана. Причиной этому стало наложение местного диалекта.

Аль-Хадж

Аль-Хадж представляет собой паломничество в Мекку. Каждый истинный мусульманин обязан хоть один раз за всю свою жизнь, если позволят финансы, совершить паломничество. Хадж совершается в начале зу аль-хиджа – последнего лунного месяца, точнее в его первые десять дней. В этот период в Мекку прибывают около 3 миллионов паломников из разных стран мира. Женщины одеты в платья черного или белого цвета. Мужчин укрывают два белых куска полотна, которые не скреплены между собой. Центром хаджа является Большая мечеть. В ее дворе разместилась Кааба, в угол которой вделан камень черного цвета. По легенде, Аллах послал его всем правоверным. Ритуал паломничества растягивается на несколько дней. Он довольно-таки сложный. В любой месяц года его можно совершить по укороченной программе. Однако обычно паломничество происходит в период Рамадана. Путешествие в Мекку – самый доблестный поступок для мусульманина. Люди, которые совершили паломничество, носят титул хаджа. Большим почтением мусульман пользуются святыни мечети Аль-Акса и Большой мечети.

Религиозные праздники Марокко

Основным праздником мусульман является Ид аль-адха – праздник жертвоприношения. Он еще известен как большой байрам. Этот праздник длится около 4 дней. Его отмечают в конце сезона паломничества. Вторым из наиболее важных праздников является Ид аль-фитр (малый байрам). Это праздник разговения. Кроме того, мусульмане празднуют Маулид ан-Наби (день рождение Пророка) и Новый Год по лунному календарю.

В определенное время организовываются паломничества к могилам, в которых погребены святые-марабу. После ритуала жертвоприношений и молитв происходит фольклорный праздник с танцами и джигитовкой. Празднование сопровождается торговой ярмаркой. Подобные торжества носят название муссемов. В стране проводится 650 муссемов.

Сунниты и шииты

После смерти Пророка Мухаммада в религиозной общине произошел раскол. В результате этого появилось два главных течения – шиизм и суннизм. Сунниты признают не только Коран, но и сунну. Сунна представляет собой предание об изречениях и поступках Пророка. Она формировалась с VII по IX века. Что касается шиитов, то они признают только Коран. Большая часть исламского мира – сунниты. Шииты живут в основном в Ираке, Азербайджане, Йемене и Иране.

Мечети Марокко

Мечеть является культовым сооружением мусульманского народа. Возле нее обычно расположен фонтан, где верующие совершают омовение. Глашатай-муэдзин с минарета призывает к молитве. Только с XV века минарет стал частью мечети. Ранее призыв мог звучать даже с ее крыши.

Марокканские мечети имеют максимум один минарет. В других мусульманских государствах бывают мечети с 2, 4 и 6 минаретами. В наше время многие минареты оснащены громкоговорителями. Благодаря этому, муэдзину не нужно пять раз за день восходить на верхнюю площадку. Марокканские минареты зачастую квадратные и невысокие. В качестве декора для них используются арки, керамика и резьба. Их верх обычно подчеркивают зубцы. План классической мечети квадратный или прямоугольный. Передняя стена всегда перпендикулярна кибле (линия, ведущая к Мекке). В мусульманских странах в номерах гостиниц часто на столе присутствует стрелка, показывающая на киблу. В передней стене также расположен мирхаб. Мирхаб – это полукруглая ниша, которая часто украшена инкрустацией и резьбой по камню. В ее верхней части видны изображения фраз из Корана. Они заменяют иконы, ведь ислам не допускает изображений живого существа. Это расценивается как вызов Создателю. С правой стороны мирхаба находится кафедра, снабженная лесенкой для проповедника. Она называется минбар.

Важнейшая молитва недели проводится в полдень в пятницу. В Марокко, как и во многих других исламских странах, пятница – выходной день. В процессе молитвы имам читает проповедь. Хотя, это также может делать любой мужчина, который хорошо знает исламскую теологию. В мечеть нельзя входить в обуви. Женщины и мужчины молятся отдельно. Лучше всего проводить коллективную молитву. Но если мусульманин это делает один, то обязательно босиком и на молельном коврике.

Мечеть является центром общественной жизни мусульман. Возле нее находятся аптеки, магазины и другие важнейшие заведения. Большинство мечетей имеют при себе коранические школы, которые называются медресе. В Марокко человек, не исповедующий мусульманскую веру, не может зайти в мечеть. Такой запрет позволяет избежать лишних конфликтов. Его ввел маршал Лиоте, бывший французским наместником. После получения независимости, марокканцы оставили в силе этот запрет.

Суфизм

Ислам не разрешает изолировать себя от общества. Суфии в исламе напоминают христианских монахов. Суфизм представляет собой учение о процессе слияния с Богом посредством аскетической практики. Суфии являются аскетами. Они объединяются в тарики (секты). Суфии стремятся строго соблюдать заповеди ислама. Суфии принимают участие в любом религиозном празднике. Их можно отличить по характерной одежде и знаменам. Слово «суф» переводится с арабского языка как власяница.

Куббы

Куббы – это гробницы святых марабу. Они построены в виде маленьких белых зданий, которые имеют кубическую форму. Многие марабу входят в состав братства-завий. Знаменитые исламские наставники после смерти объявляются святыми. Марокканцы уверены, что они могут защитить народ от зла. Считается, что можно получить благословение святых, если осуществить паломничество к куббе святого.

Национальный состав Марокко: арабы и берберы - 99%, 1% - европейцы и евреи. Берберы - коренное население Марокко. Современные берберы, сохранившие свой язык и некоторые особенности образа жизни, занимают, как правило, горные районы и сахарские оазисы. К числу коренных жителей страны относятся также марокканские евреи, проживающие в основном в крупных городах. Иностранцы, численность которых составляет около 550 тыс. человек, представлены европейским населением, главным образом французами и испанцами. Естественный прирост населения 2,9% в среднем в год. Экономического активного населения занято (%) в сельском и лесном хозяйстве и рыболовстве 40,3, в промышленности, строительстве и на транспорте 23,2, в торговле, управлении, услугах и а прочих отраслях 36,5.

Средняя плотность населения свыше 55 чел. на 1 км* . Основная масса населения Марокко проживает в Северной и Западной частях страны, особенно на приатлантических равнинах и в северо-западных предгорьях Эр-Рифа и Атласа, где плотность достигает 200-300 чел. на 1 км*, а в прав. Касабланка — 615 человек на 1 км 2. Наименее заселены пустынные и полупустынные территории Юго-Востока, где плотность не превышает 1-2 человек на 1 км 2, хотя в отдельных оазисах плотность довольно высока.

В сельском населении преобладают оседлые земледельцы, занятые также разведением мелкого и крупного рогатого скота. Кочевники и полукочевники-скотоводы населяют в основном юго-восточные и центральные горные районы страны. Горное насел 42,7% сосредоточено главным образом в крупных городах: Рабат, Касабланка, Марракеш, Фее, Мекнес, Кенитра, Тетуан, Танжер, Сале, Уджда, Сафи.

В 20 в. численность населения Марокко увеличилась почти в семь раз. Согласно оценкам, в 1900 она составила 4,6 млн., а к середине 1998 – 28,6 млн. человек. Если в 1930 население страны по большей части проживало в сельской местности, то к 1990-м годам большинство марокканцев переселилось в города. Если в 1980 доля городского населения составляла 41%, то в 1995 – уже 48,4%. Как и во многих других развивающихся странах, значительная часть населения Марокко (36%) моложе пятнадцати лет, что, однако, в 1995 уступало средним показателям для Африки в целом (44%) и Северной Африки (37,5%). По классификации Всемирного банка, доля неимущего населения колеблется в пределах 13–15%. Марокко с 1961 по 1998 численность городского населения страны увеличилась с 3,4 до 13,8 млн. человек. В период 1988–1995 темпы прироста городского населения находились на уровне 3%. Отток населения из сельских районов, особенно тех, которые пострадали в 1980-е годы и в середине 1990-х годов от засух, переполнил главные города страны. Численность жителей Касабланки и Рабата-Сале превысила 1 млн., а в таких городах, как Мекнес, Тетуан, Марракеш, Уджда и Фес, она колеблется от 500 тыс. до 1 млн. человек. Быстро увеличивается население городков с населением от 10 до 100 тыс. человек.

Национальный язык Марокко

*Стандартный арабский* — считается официальным языком Марокко, используется для официльной документации, некоторых печатных изданий, общения с другими арабами, изучается в школе. *Арабский марокканский *- в Марокко этот язык считают родным около 65% населения. Еще 25% , преимущественно берберы, считают этот язык своим вторым, но в повседневной жизни пользуются им ежедневно. Более полумиллиона человек живущих за пределами Марокко считают марокканский своим родным языком, преимущественно это бывшие марокканцы проживающие на территории Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Испании, Египта. *Арабский HASSANIYYA* — а этом языке говорят в южных районах страны, преимущественно на границе с Мавританией, где 70% населения считают HASSANIYYA родным языком. *TAMAZIGHT *- язык берберов Среднего Атласа. По сведениям на 1998 год, в Марокко на этом языке говорят 3 миллиона человек,причем только 60 % из них знают и используют так же и арабский язык.

Большинство людей, говорящих на этом языке (65%) живут в сельской местности и только 10 % живут за пределами области традиционного селения берберов. Этот язык, один из самых распространенных берберских языков. Используется также и в Алжире. *TACHELHIT* — один из берберских языков. В Марокко распространен на юго-западе страны, на территории между Ифни и Агадиром, на северо-востоке от Марракеша, в долине Драа, на южной границе страны. *TARIFIT *- по сведениям на 1991 год, на этом языке говорят 1, 5 миллиона человек на севере Марокко. *Французский* — широко используется в городах в семьях состоятельных, образованных людей. *Испанский *- язык, на котором говорят в ряде городов на севере Марокко — Мелилья, Тетуан, Танжер и т.д. *Арабский, иудео-марокканский* — на этом языке говорят около 250 тысяч человек в Израиле, а так же около 4 тысяч в Марокко (сведения на 1997 год). 90% говорящих на этом языке в Марокко проживают в Касабланке и это, в основном, пожилые люди — молодежь говорит на французском и марокканском арабском.

Религия

Государственной религией является ислам. Как известно, ислам переводится с арабского как «покорность», «предание себя Богу» и является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 28 странах, в том числе в Марокко, ислам признан государственной или официальной религией. Мусульмане обязаны безоговорочно подчиняться воле Бога и Его заповедям, изложенным в Коране.

По законам ислама, вера мусульман считается единственно истинной. Многие из известных мусульман утверждали, что ислам ниспосылался через откровения длинной череде пророков, вдохновленных Богом. Среди них — Ибрахим (Авраам), Великий Праотец арабов через его первого сына Исмаила (Ишмаэль), Муса (Моисей), которому была ниспослана Тора (Таура), Дауд (Давид), передавший послание — Псалмы (Забур) и Иса (Иисус), доставивший Евангелие (Инжил). Но последнее полное и завершенное откровение было ниспослано через Мухаммада, последнего из всех пророков.

Главным источником исламского вероучения и практики является Коран, который охватывает все стороны личной и общественной, социальной и экономической, религиозной и политической жизни мусульман.

Мусульмане должны принять пять главных обязательств, которые налагает ислам. Это -исповедание единобожия (шахада), ритуальная молитва (салят), религиозный налог (закят), пост (саум) и паломничество в Мекку (хадж).

Исповедание единобожия, есть произнесение заявления: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Божий», которое звучит по-арабски: «Ля иллаха илля Аллах; Мухаммад расул Аллах». Эти слова имеют глубокий смысл, так как мусульманин с их помощью выражает полное признание Исламского Послания и всецелое следование ему.

Добавить себе закладку на эту станицу:

религия в марокко карта, религия в марокко фото
Конституция Марокко (статья 3) провозглашает ислам государственной религией и гарантирует «свободное отправление культов». Король Марокко обладает почётным титулом Амир аль-муминина («повелителя правоверных») и заботится об уважении ислама (статья 41). Согласно статье 175, постановления, относящиеся к исламу, не могут явиться предметом конституционной реформы.

  • 1 История
  • 2 Современность
    • 2.1 Религиозная статистика
    • 2.2 Ислам
    • 2.3 Христианство
    • 2.4 Иудаизм
  • 3 См. также
  • 4 Примечания

История

Современность

Религиозная статистика

Даются следующие оценки количества верующих:

Ислам

Семейный кодекс (известный также как Кодекс личного статуса - Мудавана (англ.)русск.) ссылается в своей преамбуле на «истинные замыслы и конечные цели щедрого и терпимого ислама». Этот кодекс определяет личный статус марокканцев-мусульман, признаёт особенный статус за марокканскими иудеями, а за иностранцами оставляет статус подчинения их национальным законам, за исключением отношений с марокканцами-мусульманами. Кодекс распространяется на всех марокканцев, в том числе принявших другое гражданство (ст. 2).

Правовые основы марокканского ислама коренятся в маликитском мазхабе, изучение которого обязательно в общественных учебных заведениях. Теологическая школа, на которой базируется местный ислам, принадлежит к течению ашаризма, преподавание которого стало также обязательным в мечетях и начальных школах благодаря распространению в королевстве салафизма.

Как и в других традиционно суннитских странах арабского мира, в Марокко недавно закрепились шииты. Последние действуют подпольно, поскольку их присутствие наносит ущерб королевской власти, представляющей суннитский ислам. Время от времени в марокканской печати появляются статьи, представляющие шиитов как угрозу для Марокко, на том же основании, что и евангельских христиан, и в меньшей мере сторонников веры бахаи. марте 2009 года Королевство Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном. Официальной причиной этому послужили разногласия по поводу территориальной целостности Бахрейна. Полагают, что этот инцидент был ответом марокканского правительства на распространение шиизма в королевстве.

Отступничество мусульманина от своей веры фактически запрещено, хотя об этом не говорится напрямую в юридических текстах королевства. Помимо того, что этим можно подвергнуть себя «гражданской смерти», публичное заявление нарушителем общественного спокойствия о своей новой вере и тем более её пропаганда может быть интерпретированы как прозелитизм. Если в этих действиях нарушитель был уличён в присутствии мусульманина, то в силу вступает Уголовный кодекс Марокко (статья 220):

«Всякий, кто насильственными действиями или угрозами ограничил или воспрепятствовал одному или нескольким лицам в отправлении культа, или в помощи отправления такового, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до трёх лет и штрафом от 100 до 500 дирхамов. Такое же наказание последует за употребление средств обольщения с целью поколебать в вере мусульманина или обратить его в другую религию, используя его слабость или потребности, либо применяя в этих целях учебные заведения, учреждения здравоохранения, убежища или приюты. случае обвинительного приговора, учреждение, способствовавшее совершению преступления, может быть закрыто окончательно, либо на срок, не превышающий три года»

Это правовое основание интерпретируется очень широко: христианские церкви не имеют права принимать у себя обращённых марокканцев. течение 2010 года из Марокко в ходе борьбы с прозелитизмом были высланы многие иностранцы, в большинстве своём евангельские христиане.

Во время Саума, то есть поста Рамадана, рестораны некоторых сетей быстрого питания, таких как McDonald’s, Пицца Хат или KFC остаются открытыми в течение дня, уделяя повышенное внимание клиентам из числа предполагаемых мусульман. Последние, выявляемые при проверке паспорта по мусульманским именам, не обслуживаются «на месте» (соответственные плакаты расклеены при входах в заведения) и бывают вынуждены ограничиться только меню «на вынос».

Что касается связанной с Рамаданом статистики, то расследование под названием «Повседневный ислам» обнаруживает, что 60 % респондентов не считают мусульманами тех, кто не соблюдает пост, 44,1 % из них полагают, что обедающий должен быть наказан, в то время как 82,7 % опрошенных не согласны с самим присутствием открытых днём во время священного месяца кафе и ресторанов.

Между тем, многие марокканцы, усердно соблюдая Рамадан, охотно нарушают предписания своей веры по отношению к алкоголю, употребление которого запрещено (в том числе вне поста). Этот запрет, закреплённый на законодательном уровне французскими колонизаторами, был утверждён уже в свободном Марокко особым постановлением от 17 июля 1967 года. Ответственные лица из министерства внутренних дел пробовали дать объяснение сложившейся противоречивой ситуации: присутствие большого числа иностранцев требует смягчения антиалкогольной политики. Тем не менее, профиль потребителей алкогольной продукции обычно составлен из марокканцев-мусульман. Таким образом, супермаркеты, бары и дискотеки страны 99 % своей прибыли получают от марокканцев. Это противоречие легко объясняется тем, что марокканское государство получает внутреннюю пошлину на потребление спирта. Таким образом, в 2006 году было собрано более 723 миллиона дирхамов (513 миллионов дирхамов за счёт пива и 223 миллиона дирхамов за счёт вин и спиртных напитков). Исследование показало, что марокканское производство алкогольных напитков в период между 2000 и 2005 годами увеличилось на 21 %.

Христианство

Основная статья: Католицизм в Марокко

Иудаизм

См. также

  • Ислам в Марокко
  • Христианство в Марокко
  • Евреи в Марокко

Примечания

  1. Constitution du 1er Juillet 2011 (фр.)
  2. 1 2 3 The World Factbook. Morocco (англ.). Центральное разведывательное управление. Проверено 6 сентября 2009.
  3. La Moudawana. Code de la famille (фр.)
  4. Chiites, Bahaïstes, Évangélistes: Les pratiques religieuses occultes au Maroc (фр.)
  5. Le Maroc rompt ses relations diplomatiques avec l’Iran (фр.)
  6. Religion: Vous avez dit chiites ? (фр.)
  7. 1 2 Omar Mounir. Le nouveau droit de la famille au Maroc: Essai analytique. Le sort des mariages mixtes. Les Marocains à l"étranger. - Cheminements, 2005. - С. 110. - 255 с. - ISBN 2844783635.
  8. Однако в случае правовой лакуны Мудавана (статья 400) однозначно отсылает к предписаниям мазхаба
  9. (фр.)
  10. Des chrétiens algériens dans le box (фр.)
  11. Chrétiens du Maroc, entre persécution et tolérance (фр.)
  12. Comment McDo reconnaît-il les non-musulmans? (фр.)
  13. Maroc: les hérétiques du ramadan (фр.)
  14. L’Islam au quotidien. Enquête sur les valeurs et les pratiques religieuses au Maroc - Editions Prologues - стр.264 (фр.)
  15. Le Bullitin officiel N° 2856, 26 июля 1967: 829
  16. Les Marocains et l’alcool, enquête sur une grande hyprocrisie (фр.)
  17. Alcool au Maroc, un ma rché qui rapporte gros (фр.)

религия в марокко карта, религия в марокко на, религия в марокко отдых, религия в марокко фото

Религия в Марокко Информацию О

Ислам оказывает влияние на все стороны марокканского общества Государственная РЕЛИГИЯ МАРОККО - ортодоксальный суннитский ислам. Вера суннитов основана на Коране и Сунне. Сунна - это свод рассказов о речениях и деяниях пророка Мухаммеда. Именно на эту религию, попавшую в Марокко в 7 в., опираются и законодательство страны, и ее вера (к примеру, судебная система базируется на маликитской школе исламского законодательства). Важно отметить, что ислам - это еще и объединяющая сила, проявляющаяся в повседневной жизни марокканцев, которые обязаны выказывать почитание пяти столпам ислама. Для суннитов это: шахада (исповедание веры), салат (молитва), закат (обрядовая милостыня и в широком смысле благотворительность), рамадан (пост) и хадж (паломничество в Мекку). Мухаммед VI - Король Марокко является и светским, и духовным руководителем, в этом состоит двойственность его власти.

Коран, начертанный магрибийским шрифтом

Святое откровение Аллаха, сообщенное пророку Мухаммеду, закреплено в Коране является сердцевиной ислама. Искусство изящного письма, ставшее ведущей формой художественного самовыражения в арабском и мусульманском мире, достигло вершин совершенства в работе каллиграфов.

Пятничная молитва

Мусульмане обязаны пять раз в день совершать салат (намаз) - это один из пяти обязательств (столпов), которыми Ислам обременяет своих приверженцев. Также, правоверные должны также приходить в мечеть на полуденное моление в пятницу: в этот день они слушают проповедь (хотба), которую произносит хатыб.

Мусульманские праздники

В основу мусульманского календаря положен лунный год. Весь девятый месяц - Рамадан (Рамазан) - это время поста, конец этого месяца празднуется как День разговения - Ид эль-Фитр (Ид эс-Сегир). В другой главный праздник - Ид эль-Кебир (Курбан-байрам) - мусульмане приносят в жертву баранов, в память о жертвоприношении Авраама. Еще один праздник - Мавлюд - день рождения пророка Мухаммеда.

Мечеть

Мечеть является культовым сооружением у мусульман. Это не только религиозный, но и общественный центр жизни, т.к. рядом располагаются магазины, аптеки, а также при мечетях существуют коранические школы - медресе.

В Марокко доступ в мечети для немусульман запрещен. Маршал Лиоте, будучи первым французским наместником во времена протектората, ввел данный запрет. Он понимал, что уважительное отношение к местной культуре, религии и традициям - это залог хороших отношений, единственный путь избежать недовольства со стороны местных жителей. После получения независимости в 1956 году, марокканцы приняли решение не отказываться от прежних ограничений.

Итак, обычно перед мечетью мы можем видеть фонтан для омовений перед молитвами. Глашатай-муэтзин призывает к молитве с минарета, ставшего неотъемлемой частью мечети только в 15 веке. До этого, азан (призыв к молитве) мог звучать прямо с крыши мечети. Примечательно, что в Королевстве Марокко во всех мечетях только один минарет, в то время как в других странах исламского мира встречаются мечети с двумя, четырьмя и шестью минаретами (в Большой мечети Мекки (Саудовская Аравия) семь минаретов!) Декорируются минареты резьбой и арками. По форме - квадратные, верх венчают зубцы. Передняя стена перпендикулярна линии (кибле), направленной на Мекку, а также в этой стене устроена ниша полукруглой формы - мирхаб. Так как в исламе запрещено изображение живых существ (опасаясь вызова самому Творцу), в верхней части мирхаба располагаются каллиграфические изображения изречений из Корана. Справа от мирхаба расположена кафедра с лесенкой для проповедника - минбар.

Немного о суфизме

Суфизм - это учение о приближении к Богу и слиянии с ним. Метод - аскетические практики и интуитивные озарения. Суфиями называют аскетов, объединенных в небольшие секты-тарики, соблюдающие каноны ислама строже других. Важно отметить, что ислам запрещает самоизоляцию от общества. Аналогом монахов в христианстве в исламе являются суфии. Природа слова «суфизм» в арабском «суф» - власяница, то есть одежда из грубой шерсти, которую надели первые последователи учения. Есть разнообразные версии о происхождении слова «суфизм»: от греческого «софос» - мудрость; араб. «сафа» - чистота. Суфии, в отличительной особой одежде, непременные участники религиозных праздников.

В Марокко основным вероисповеданием является ислам. Лишь самое малое число населения исповедуют христианство и иудаизм. Жители страны, придерживающиеся ислама, уверены в том, что Марокко самая счастливая страна во всем мире. Правитель страны является прямым потомком Пророка. Исламское вероисповедание началось еще в седьмом веке на западе Аравии. Мусульмане уверены в том, что ислам единственная религия.

Коран в переводе на русский язык означает чтение на публике. Книга Корана имеет уникальное содержание. В ней содержится как проза, так и поэзия. Книга мусульман, Коран, содержит 144 главы или суры. Главы книги делятся на части или аяты. Содержание книги — основной закон для вероисповедания. Коран управляет всеми сторонами жизни верующих. Книга содержит пять разделов, они называются Исполнение, Вера, Благочестие, Наказания и Нравоучения. Раздел Благочестие описывает пять основ вероисповедания.

Аш-Шихада – это символ веры. Ас-салат – это молитва. Жители Марокко, очень верующие, молятся пять раз в день. Первая молитва начинается при восходе солнца, последняя на закате. По правилам Корана, перед молитвой верующие выполняют омовение. Этот ритуал необходим для очищения души и тела. Верующий омывает стопы ног, руки, рот, лицо, нос и уши. Ритуал омовения происходит после сна и необходимых нужд. Согласно Корану эти процессы жизнедеятельности оскверняют тело верующего.


Милостыня в Марокко называется Аз-Закят. Практически каждый мусульманин должен подавать милостыню нуждающемуся вне зависимости от его социального положения. Милостыня подается бедным и для общинных нужд. За счет милостыни в мусульманском обществе сохраняется идеальный социальный баланс. Когда наступает Рамадан, верующий имеет право употреблять воду, вкушать пищу, заниматься любовью и курить. Его основное занятие в этот период чтение Корана и вести благочестивый образ жизни.

Во время празднования Рамадана рабочий день укорачивается и вся суета исчезает. Во время прерывания поста или ифтира, на заходе солнца жизнь мусульман приобретает обычный темп. Пушечные выстрелы означают начинание трапезы. Для приезжих во время Рамадана существуют те же законы, что и для верующих. Магазины и базары закрываются или работают неполный день.

Для того, чтобы снять номер в гостинице города, не нужно быть именно католиком или исповедовать ислам — вы можете веровать в любого бога. Гостиницы в Новосибирске будут рады как христианам, так и буддистам, а класс номера будет зависеть лишь от вашего капитала и вашего желания. Собственно, есть даже русская поговорка: ¨Религия — личное дело каждого¨.



Рассказать друзьям