Системы рентген-сканирования опасны для здоровья. Как это работает? Опасен ли интроскоп для продуктов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Перед посадкой в самолет на международный или междугородный рейс все пассажиры в обязательном порядке проходят досмотр. Проверяется и багаж на предмет запрещенных предметов, веществ. Досмотр в старых аэропортах производится в ручном режиме, в новых - посредством специального оборудования, размещенного в досмотровой зоне. Проверка багажа и пассажиров осуществляется устройствами, функционирующими по принципу рентгеновского излучения.

Существуют разные виды интроскопов, которые позволяют проверять:

  • почту и корреспонденцию;
  • небольшие сумки и ручную кладь;
  • наличие взрывчатых веществ;
  • габаритный багаж.

Оборудование марки «Рапискан» отличается высокими техническими характеристиками. Оно используется на множестве досмотровых пунктов и позволяет в оперативном порядке выявлять нарушителей. Есть мнение, что интроскопы, используемые для проверки багажа, вредны для здоровья, особенно тех, кто проверяет. Отдельные работники по этой причине отказываются работать с приборами и предпочитают произвести досмотр вручную.

Согласно нормативам СанПиНа и ГОСТов, интроскопы для аэропортов и прочее оборудование схожего назначения должны иметь соответствующие средства защиты на конструктивном уровне. Особенности и материалы современных устройств позволяют многократно уменьшить дозу излучения, обеспечить требуемый уровень защиты. При их использовании нет никакой опасности.

Рентгеновское излучение может навредить только в больших объемах. Интроскопы для применения в аэропортах сделаны в форме конвейера. Ручная кладь или чемодан самостоятельно проезжают через досмотровое оборудование. Человек находится с обратной стороны устройства. Проникающий эффект рентгеновского излучения меньше 90кВ, снаружи (где находится человек) он не превышает отметки 5кВ.

Туристы и пассажиры проводят рядом с интроскопом всего несколько минут в ходе досмотра. Рентгеновское излучение способно навредить человеку при регулярном сильном воздействии. Значит, при краткосрочном контакте речи о вреде идти не может.

Досмотровое оборудование. Интроскопы: как это работает?

Обеспечение безопасности – одна из основных задач развития современного общества: защита от угрозы терроризма, организованной преступности, катастроф техногенного и экологического характера. Эффективность решений этих проблем неразрывно связана с уровнем оснащённости объектов соответствующими техническими средствами противодействия угрозам, важное место среди которых занимает досмотровое оборудование.

Проверка содержимого багажа, почтовых отправлений, грузов и транспортных средств осуществляется сегодня посредством систем неинтрузивного (бесконтактного) контроля, т.е. без непосредственно нарушения целостности упаковки (корпуса) объектов досмотра. В этих целях одними из наиболее эффективных и востребованных технических средств являются различные по своему назначению и конструкции рентгенотелевизионные установки (РТУ), которые по-другому называют «интроскопами».

Типы интроскопов

Первое, на что обращают внимание при выборе рентгенотелевизионных установок – габариты оборудования и размер досмотрового туннеля. Данные физические параметры зависят от поставленных целей и задач заказчика.

Так, например, для досмотра ручной клади подойдет устройство с небольшим туннелем - 620 х 420 мм (Rapiscan 620XR), для крупного багажа и грузов небольшого размера – 1000 х 1000 мм (Rapiscan 628 XR). Существуют и другие модели, с туннелем больших габаритов.

По количеству получаемых изображений интроскопы делятся на однопроекционные и друхпроекционные аппараты.

В свою очередь однопроекционные РТУ имеют один генератор рентгеновского излучения.

При сканировании система выдает одно рентгеновское изображение досматриваемого объекта, на котором цветом, соответствующим атомному номеру вещества, выделяются содержащиеся предметы.

Двухпроекционные РТУ, имеющие в составе два генератора, воспроизводят одновременно вертикальное и горизонтальное изображение досматриваемого объекта. Усовершенствованная технология позволяет повысить скорость и эффективность обнаружения угрозы, так оператору досмотра не требуется производить повторное сканирование, меняя положение багажа.



Как уже упоминалось выше, основная цель досмотра – установить содержимое сканируемого объекта без непосредственного вскрытия его оболочки и удостовериться в отсутствии представляющих опасность и запрещенных для транспортировки предметов и веществ. Добиться этого позволяет технология определения атомного номера веществ.

Что именно выявляется в процессе досмотра?

В процессе сканирования рентгенотелевизионные установки обеспечивают разделение органических и неорганических материалов, предоставляя трехцветное изображение досматриваемого объекта.


  1. Оранжевым цветом отображаются органические материалы.
  2. Синим цветом отображаются неорганические материалы.
  3. Зеленым цветом отображаются смешанные материалы (органические и неорганические).

Для получения более точной информации о содержимом сканируемого объекта проводится комплексный анализ состава, плотности и структуры предметов. Совокупность этих данных позволяет оператору досмотра судить об их назначении и принадлежности к определённому типу потенциальных угроз.

Для автоматизации действий сотрудников безопасности и ускорения процедуры досмотра современное досмотровое оборудование Rapiscan имеет специализированное программное обеспечение, позволяющее обрабатывать полученные рентгеновские изображения следующими способами.

Увеличение изображения в 2-64 раза. Каждый полученный снимок разделен на 9 областей, при нажатии на которую происходит увеличение заданной области в необходимое количество раз.

Режим «Organic Material» («Органические вещества»). При его включении цветовое маркирование остальных веществ, за исключением органики, автоматически отключается.


При включении режима «Неорганические материалы» (Inorganic materials) происходит процесс обратный предыдущей функции - происходит удаление цветовой информации обо всех материалах, кроме неорганических.


Функция «Cristal Clear» – запатентованная разработка компании Rapiscan Systems, позволяющая увеличивать контрастность отдельных деталей содержимого как в темных, так и в светлых зонах одновременно.


Black and White («Черно-белый формат») – при включении режима удаляется вся цветовая информация изображения.


При включении режима «Инверсия» (Inverse) изображение отображается в негативном формате: белое становится черным и наоборот.


High penetration («Высокое проникновение») – позволяет повысить качество изображения предметов с высокой плотностью.

Помимо этого, операторам доступна возможность ручной настройки режимов отображения, при помощи регулирования следующих параметров:

  • Яркость изображения - гаммы;
  • Резкость контуров;
  • Плотность (изменяя яркость отображения предметов, имеющих схожие характеристики проникновения рентгеновского излучения);
  • Цветовое отображение только выделенных предметов.

Встроенная память рентгенотелевизионной установки сохраняет результат сканирования, которые затем могут быть перенесены на съемный носитель.

Помимо стандартных функций обработки изображения, досмотровые системы Rapiscan Systems имеют ряд дополнительных опций.

TARGET™ - автоматическое обнаружение опасных предметов. Система сама анализирует массу, размер и состав предметов и на основании этих данных автоматически идентифицирует потенциальную угрозы.

TIP – проекция изображения опасного объекта. Этот режим используется для обучения и повышения квалификации сотрудников служб безопасности. Принцип его работы прост: на любую из проекций, отображаемых на экране оператора, автоматически накладывается изображение опасного предмета, которое он должен распознать.

DTA™ - предупреждение о повышенной плотности предметов. Сканирование опасных объектов часто затруднено из-за их непроницаемости для рентгеновских лучей. Чтобы выявить их, достаточно установить предельное значение плотности предмета, а при его превышении сработает сигнал тревоги, а объекты будут выделены пурпурным.

NDS™ - сетевая станция для отображения проекций. Применение сетевой станции отображения (NDS™) позволяет повысить безопасность и пропускную способность пунктов пропуска, за счет передачи изображения сканируемого багажа на мониторы операторов удаленного досмотра для более детальной проверки.

OTP™ - программа обучения операторов досмотра. Курс рассчитан как для подготовки специалистов начинающего уровня, так и для повышения квалификационных навыков и аттестации сотрудников службы безопасности. Система выводит на экран оператора рентгеновскую проекцию «чистого» багажа, хранящуюся в архиве изображений, и анализирует его действия в процессе обработки изображения. Также с использованием программы TIP на изображение может накладываться проекция потенциальной угрозы.

Досмотровое оборудование Rapiscan Systems в России

Компания WEKEY, более 15 лет выступая официальным дистрибьютором досмотровых систем Rapiscan Systems на территории России, занимается оснащением объектов транспортной инфраструктуры, мест массового пребывания людей, правительственных учреждений, предприятий атомной промышленности и не только. С полным перечнем отраслей, для которых WEKEY разрабатывает решения по безопасности можно по разделе "решения".

Пожалуй, многих интересует вопрос, как проверяют багаж в аэропорту. Дело в том, что за последнее десятилетие правила досмотра багажа значительно поменялись. Также изменился и список предметов, которые можно брать пассажиру на борт самолета. Примечательно, что работники погранслужбы, служба безопасности аэропорта и экипаж на авиалайнере могут провести осмотр личных вещей любого пассажира. Отметим, что все желающие полететь на самолете должны пройти :

  • первичный осмотр;
  • вторичный осмотр.

Также может быть и дополнительный осмотр, уже на борту авиалайнера.

Итак, многих интересует вопрос: как и чем просвечивают багаж в аэропорту. Рассмотрим все по порядку. Первый досмотр багажа в аэропорту происходит сразу же после входа в здание. На этом этапе сотрудники проверяют ручную кладь при помощи специального аппарата и багажной ленты. Отметим, что в любой момент работники могут попросить открыть сумки и показать то, что покажется им подозрительным. Примечательно, что при осмотре сотрудники не обращают внимание, например, на то, что сумка замотана полиэтиленовой лентой и т. д. Соответственно, при возникновении любых вопросов придется все распаковывать. Иначе пассажир попросту не пройдет в аэропорт.

Второй досмотр проходит уже внутри здания . Здесь придется пройти рамки металлоискателя либо подобного аппарата. Перед прохождением этого осмотра не забудьте снять все металлические предметы, например, часы и положить их в специальную пластиковую коробку. Отметим, что проверка багажа в аэропорту также будут осуществлена отдельно и только после этого отдан владельцу. В случае если у пассажира вдруг обнаружится любая жидкость больше 100 мл либо какие-либо колюще-режущие предметы, можно будет переложить их в багаж. В противном случае их попросят выкинуть.

Отметим, что, если металлоискатель отреагирует на человека, его проверят при помощи специального ручного сканера . Далее при повторном осмотре и обнаружении чего-либо вас попросят предъявить металлический предмет. Конечно, это не касается металлических пластин либо штырей, которые были вшиты во время операции.

После успешного прохождения металлодетектора пассажиры сдают всю ручную кладь и отправляются проходить паспортный контроль. Во многих больших аэропортах установлены специальный сканер тела человека, который показывает детальную картинку. Такие аппараты есть, например, в Домодедово. Для того чтобы пройти такой сканер в аэропорту, всем людям приходится даже разуваться и надевать бахилы.

Если при первом осмотре человек еще может оставить у себя, например, бутылку воды либо сока, аргументировав это тем, что перед посадкой он все выпьет и выбросит, то при осмотре непосредственно перед самолетом все запрещённые вещи будут выброшены в мусорное ведро .

Именно поэтому будьте крайне внимательны, так как всякие мелкие вещи могут случайно запасть под подкладку сумок и т. д. Рекомендуется осуществлять очень тщательную проверку. Не стоит забывать и то, что к жидкостям относятся различные крема, шампуни, зубные пасты и т. п. Соответственно, их запрещается проносить на самолёт.

Просвеченный багаж

Принцип работы сканера в аэропорту

В последние годы практически во всех крупных аэропортах позаботились о безопасности и установили специальные сканеры, которые делятся на 2 вида: металлодетекторы и устройства, создающие объемную картинку просканированного человека. Соответственно, второй вариант является намного более действенным и эффективным для обнаружения неразрешенных предметов, так как такой рентген в аэропорту выводит изображение, очень похожее на голое тело. Однако не стоит переживать, служба безопасности в аэропорту ответственно заявляет, что анонимность для всех пассажиров полностью обеспечена, так как оператор устройства не видит лица. Помимо этого, картинки сразу же удаляются.

Как работает рентген в аэропорту?

Данные аппараты основаны на 2-х различных принципах работы. В первом случае лучи не проходят насквозь, а отражаются. Соответственно, различные материалы обозначаются разными цветами, в зависимости от плотности. Для примера, мышцы и кожа имеют светлые оттенки, а что-то более плотное – темные цвета. Чтобы получить готовое изображение на мониторе, оператору необходимо сделать 2 фотографии: одна спереди и одна сзади.

Во втором случае используются волны миллиметрового диапазона. Излучаются они 2-я вращающимися антеннами. Стоит отметить, что любая одежда полностью прозрачна для такого аппарата. Картинка получается четкая и подробная. Такое изображение выглядит намного реалистичнее, в отличии от рентгеновского сканера.

Как отличить сканеры?

Если кто-то хочет узнать, как отличить между собой сканеры, то сделать это очень просто. Металлодетектор выглядит буквой «П», через него необходимо просто пройти. В свою очередь, сканер тела выглядит как 2 будки. Между ними должен встать человек и постоять несколько секунд.

На что влияет такая процедура?

Создатели двух типов сканеров утверждают, что они совершенно безопасны как для человека, так и для вещей. К примеру, микроволновое устройство сравнивается с излучением, полученным от мобильного телефона за 5 минут разговора, а рентгеновское излучение, как после 2 минут. Но несмотря на такие заверения, последнее устройство используется в аэропортах очень редко. Помимо этого, детей и беременных через него не проводят.

Отметим, что глобальных исследований по поводу влияния подобной техники на организм человек а, а также на различную технику, медпрепараты и т. д. не проводилось .


Проверка в авиалайнере

Как уже описано выше, есть возможность того, что проверку может провести капитан воздушного судна. Отметим, что после взлета на борту действуют немного другие правила, которые определяются непосредственно командиром самолета. В случае если пассажира заподозрили в чем-либо, капитан имеет право досмотреть его вещи и даже арестовать. Зачастую это происходит из-за неподобающего поведения и случается очень редко.

Как проводились изменения правил безопасности?

Первое кардинальное изменение правил вступило в силу в Америке в самом начале 2000-х. В аэропортах начинают следить за тем, чтобы пассажиры не проносили на самолет различные колото-режущие предметы. В первую очередь вне закона стали маленькие канцелярские и перочинные ножи. Также было произведено укрепление кабины пилота. Также спички и зажигалки теперь требовалось отправлять в багаж.

Далее, в 2003 году, ICAO решает ввести электронные паспорта во всех странах. В первую очередь это делалось для того, чтобы на паспортном контроле все данные о пассажире можно было сразу считать, а не вводить вручную.

В следующем году в Америке начинают снимать отпечатки пальцев у иностранцев. В 2006 году запрещается проносить на борт авиалайнера жидкости, гели и аэрозоли. Под запрет попали даже новогодние шарики и бутылки с молоком для малышей. Однако позже все же разрешают проносить жидкость до 100 мл. Также в этом году вводят отдельный осмотр всех электронных устройств.

В 2007 году все государства стали официально обмениваться информацией о пассажирах. Также в некоторых местах появился предполетный досмотр с кинологами. В 2011 году, после трагедии в Домодедово, на входе в здание аэропорта происходит тщательный осмотр абсолютно всех пассажиров, а ручная кладь проходит через интроскоп. Помимо этого, за всем следит опытный психолог.

Вконтакте

В связи с широким применением установок по рентгеновскому сканированию людей для досмотра предупреждает, что частое их использование может привести к лучевым и онкологическим заболеваниям населения России, говорится в документе ведомства, опубликованном на сайте в субботу.

Аппараты для рентген-сканирования установлены во многих аэропортах мира, в частности Великобритании и США. В московском аэропорту "Домодедово" в процессе досмотра багажа и ручной клади используются современные технические средства, в том числе рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, рентгенографические сканеры.

В конце января этого года президент РФ Дмитрий Медведев осмотрел экспериментальный комплекс по досмотру пассажиров на станции московского метро "Охотный ряд", который включает в себя систему оповещения населения, блок индивидуального контроля подозрительных граждан, систему радиационного контроля и обнаружения взрывчатых веществ. Президент призвал ускорить введение в метрополитене комплекса для досмотра пассажиров и багажа. Указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте Медведев подписал после терактов в московском метро в марте 2010 года , когда погибли 40 человек и 160 получили ранения.

"Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учитывая распространение лучевых установок для персонального досмотра людей, считает необходимым усилить надзор за их использованием в части обеспечения радиационной безопасности населения", - говорится в документе.

Роспотребнадзор напоминает, что если за одно исследование человек получает 0,3-0,4 мкЗв, то для каждого отдельного человека таких исследований не должно быть более 20 в год. При этом контроль доз и идентификация гражданина при повторных сканированиях должны обеспечиваться, согласно документу Роспотребнадзора, специальными программами, которыми оснащаются сканирующие людей устройства.

Кроме критерия "дозы", согласно закону "О радиационной безопасности населения", при работе сканера должен быть обеспечен "принцип обоснования", то есть польза для человека, подвергающегося облучению, или для общества гарантированно должна превышать риск возможного вреда, связанного с облучением.

"Вышеизложенные условия не могут быть выполнены при сканировании пассажиропотоков, в том числе миллионов пассажиров метрополитена", - считают специалисты ведомства.

Кроме того, считает глава санитарного ведомства Геннадий Онищенко, недопустимо скрытое от человека (то есть не добровольное) просвечивание рентгеновским устройством, так как это не обеспечивает радиационной безопасности окружающих людей, в том числе детей и беременных женщин.

"Такое сканирование людей приведет к значительному увеличению коллективной дозы техногенного облучения населения Российской Федерации и в несколько раз увеличит риск возникновения стохастических эффектов - вредных биологических эффектов в первую очередь, онкологических заболеваний, вызванных ионизирующим излучением", - говорится в документе ведомства.

Специалисты Роспотребнадзора подчеркивают, что испытанные лучевые сканеры, которые предназначаются для предполетного досмотра авиапассажиров, "являются достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека".

"До проведения исследований необходимо предоставить человеку информацию о дозе облучения, последствиях облучения для здоровья и получить его согласие на проведение исследования", - говорится в документе Роспотребнадзора.

В пресс-службе аэропорта "Домодедово" уточнили, что для предполетного досмотра пассажиров служба авиационной безопасности аэропорта использует радиоволновые сканеры.

"Такой досмотр не имеет никаких медицинских ограничений по применению, так как при сканировании используется метод активной радиолокации, аналогичный процедуре в кабинете УЗИ. Мощность радиосигнала сканера в 10 тысяч раз ниже мощности излучаемого сигнала мобильного телефона. Поэтому количество проходов через аппарат ничем не ограничено", - говорится в сообщении пресс-службы.

Система комплексной системы безопасности на транспорте, которой в ближайшее время планируется оснастить Московский метрополитен, включает в себя, помимо прочего, оборудование для радиационного контроля и обнаружения взрывчатых веществ.

Как известно, в настоящее время аппараты для проведения рентген-сканирования действуют во многих аэропортах мира. Так, в частности, в “Домодедово” для досмотра граждан используются рентгенотелевизионные интроскопы и рентгенографические сканеры.

Насколько безопасно оборудование рентген-сканирования для нашего здоровья?

Любопытную информацию по этому поводу опубликовал на своем сайте Роспотребнадзор. По утверждению специалистов этого ведомства, «частое использование установок по рентгеновскому сканированию может привести к лучевым и онкологическим заболеваниям». Если в ходе однократного сканирования человек получает дозу 0,3-0,4 мкЗв, то в год таких исследований не должно быть более двадцати. Контроль же получаемых каждым конкретным человеком определенного количества доз должен, по мнению экспертов Роспотребнадзора, обеспечиваться специальными программами, которыми должны быть оснащены подобные устройства (сеть устройств).

«А в условиях метрополитена выполнение данных условий не возможно (!)», - таков вывод данной директивы.

Не менее жестко высказался на эту тему сам Геннадий Онищенко: «Скрытое от человека просвечивание рентгеновским устройством категорически недопустимо, поскольку оно не гарантирует радиационную безопасность окружающих людей, в частности, детей и беременных женщин».

“До осуществления процедуры рентген-сканирования , необходимо предоставить человеку полную информацию о получаемой дозе облучения, а так же последствиях, которые может причинить данная доза его здоровью”, - говорится в документе Роспотребнадзора.

Интересно, не правда ли! Либо Роспотребнадзор получил очередной «заказ», либо самостоятельно выступает с инициативой, которая, обычно, бывает наказуема.

Вспомните, сколько то тут, то там, регулярно всплывает различных информаций , которые потом успешно опровергаются. Скорее всего, здесь произойдет по тому же сценарию.

Поскольку коснулся темы сотовых телефонов, хотел бы написать несколько слов про лучший, по моему личному мнению, интернет-магазин сотовых телефонов и аксессуаров SotMarket.ru. Сегодня наткнулся в Интернете на страничку Сотмаркет отзывы в Яндекс.Маркете: был крайне удивлен, видеть на фоне восторженных отзывов, несколько отрицательных. Достаточно давно работаю с этим Интернет-магазином и у меня о работе с ним только положительные впечатления. Может ребята тоже выполняют чей-то «заказ»?



Рассказать друзьям