Входит ли президент в состав правительства. Правительство российской федерации, его структура и полномочия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • Административное право как отрасль права
  • Государственное управление и административное право
    • О понятии государственного управления
    • Исполнительная власть и государственное управление
    • Механизм государственного управления
  • Предмет и метод административного права
    • Общественные отношения, регулируемые административным правом
    • Метод административно-правового регулирования
    • Основные функции административного права
    • Принципы административного права
    • Административное право в системе российского права
  • Административно-правовые нормы
    • Понятие и особенности административно-правовых норм
    • Структура административно-правовых норм
    • Виды административно-правовых норм
    • Источники административного права
  • Административные правоотношения
    • Понятие и основные признаки административных правоотношении
    • Предпосылки возникновения административных правоотношений
    • Виды административных правоотношений
  • Субъекты административного права. Общие положения
  • Понятие и виды субъектов административного права
  • Физические лица
    • Понятие и основы административно-правового положения граждан РФ
    • Виды и структура административно-правового положения гражданина РФ
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
    • Право граждан РФ на проведение публичных мероприятий
    • Основные гарантии прав граждан
    • Обращения граждан РФ
    • Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Органы исполнительной власти
    • Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    • Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
    • Виды органов исполнительной власти
    • Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
    • Правительство РФ
    • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
    • Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
  • Органы местного самоуправления
  • Государственные служащие
    • Понятие государственной службы
    • Должности государственной службы
    • Система государственной службы
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
    • Правовые основы государственной службы
    • Понятие и виды государственных служащих
    • Основы административно-правового статуса государственных служащих
    • Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
    • Стимулы деятельности государственных служащих
    • О муниципальной службе и ее служащих
  • Основы государственной гражданской службы
    • Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
    • Должности гражданской службы
    • Понятие и виды гражданских служащих
    • Основы административно-правового статуса гражданских служащих
    • Поступление на государственную гражданскую службу
    • Прохождение гражданской службы
    • Стимулы гражданской службы
    • Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
  • Основы правоохранительной службы
    • О правовых основах правоохранительной службы
    • Понятие и принципы правоохранительной службы
    • Должности правоохранительной службы
    • Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
      • Ограничения и запреты на правоохранительной службе
    • Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
      • Прохождение правоохранительной службы
    • Прекращение службы в правоохранительных органах
    • Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
  • Основы военной службы
    • Понятие военной службы и ее принципы
    • Воинские должности: понятие и виды
    • Основы правового положения и виды военнослужащих
    • Прохождение военной службы
    • Увольнение с военной службы
    • Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
  • Предприятия, учреждения и организации
    • Понятие и виды предприятий, учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права
    • Особенности административно-правового статуса негосударственных корпоративных предприятий
    • Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
    • Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
    • Фонды
  • Общественные и религиозные объединения
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Законодательные основы правового положения религиозных объединений
  • Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
  • Формы деятельности органов исполнительной власти
    • Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
    • Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
    • Классификация правовых актов органов управления
    • Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
    • Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
    • Действие правового акта управления
    • Утрата силы правовыми актами управления
    • Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
    • Административный договор
  • Методы деятельности органов исполнительной власти
    • Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
    • Административное принуждение: понятие и виды
  • Ответственность по административному праву
  • Административная ответственность
    • Понятие и основные черты административной ответственности
    • Законодательные основы административной ответственности
    • Административное правонарушение
    • Освобождение от административной ответственности
    • Ограничение административной ответственности
    • Понятие и виды административных наказаний
    • Наложение административного наказания
    • Административная ответственность юридического лица
  • Дисциплинарная ответственность
  • Материальная ответственность
  • Вопросы административно-процессуальной деятельности
  • Административный процесс: понятие, структура
  • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Основы административного производства
    • Участники административного производства
    • Доказательства в производстве по делу об административном правонарушении
    • Меры обеспечения административного производства
    • Возбуждение административного дела
    • Рассмотрение административного дела
    • Пересмотр постановлений и решений
    • Исполнение административных постановлений
  • Дисциплинарное производство
  • О производстве по жалобам граждан в органах исполнительной власти
  • Административное право и законность в управлении
  • Законность в сфере управления
    • Законность, дисциплина, целесообразность
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
  • Способы обеспечения законности дисциплины в управлении
    • Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
    • Контроль органов законодательной (представительной) власти
    • Контроль органов исполнительной власти
    • Административный надзор
    • Органы судебной власти и законность в управлении
    • Общий надзор органов прокуратуры

Правительство РФ

Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ. Оно - орган государственной власти, осуществляет исполнительную власть в РФ, возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ.

Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.

В соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство РФ является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Правительства РФ принадлежит Президенту РФ, который назначает Председателя Правительства РФ из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства (с согласия Государственной Думы), а также его заместителей и федеральных министров.

Все члены Правительства участвуют в его заседаниях с нравом решающего голоса.

Председатель Правительства РФ обладает особым статусом. Он возглавляет Правительство; определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу; представляет Правительство в РФ и за пределами ее территории; ведет заседания Правительства РФ. обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.

Заместители Председателя и федеральные министры принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ и обеспечивают их исполнение.

Заместители Председателя Правительства РФ в порядке распределения обязанностей между ними координируют работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительству органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство; осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Министры как члены Правительства РФ участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум 1 В настоящее время образован Президиум Правительства в составе: Председателя Правительства, его первых заместителей и заместителей министров: здравоохранения и социального развития; сельского хозяйства, регионального развития; иностранных дел; Минэкономразвития; внутренних дел; обороны. . Его решения не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое имеет право отменить любое решение своего Президиума.

Законом определен круг вопросов, решения по которым могут приниматься только на заседаниях Правительства РФ, например, о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении, о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу и др. (ст. 28 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него: а) Конституцией РФ: б) федеральными законами; в) нормативными указами Президента РФ.

В Конституции РФ его функции и полномочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт. Он завершается формулировкой, что Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Это прежде всего означает, что оно - орган исполнительной власти и на него возлагается проведение в жизнь законов. Что касается «иных» конституционных полномочий, то их конкретные виды немногочисленны. Например, оно дает заключения по определенным законопроектам (п. 3 ст. 104) и др.

Конституционные полномочия Правительства РФ отражены в ФЗ о Правительстве РФ, в котором они конкретизированы, а также закреплены многие другие его полномочия. В целом полномочия Правительства РФ, предусмотренные в указанном Законе, с допуском условности можно подразделить на следующие группы:

а) полномочия по вопросам руководства федеральными органами исполнительной власти. Так, Правительство РФ руководит работой данных органов и контролирует их деятельность, а также координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент РФ; для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов, иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство утверждает положения о подчиненных ему органах исполнительной власти. Оно в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, за исключением органов, руководство которыми осуществляет и резидент РФ.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Ему предоставлено право учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ и др.;

б) общие полномочия. В их пределах оно организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социальной сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию и др.;

в) полномочия в различных сферах: экономической, социально-культурной, административно-политической, внешних отношений. Они конкретизированы применительно к особенностям соответствующих сфер.

В числе ключевых полномочий, которые призвано осуществлять Правительство РФ, можно назвать следующие. На него возложены: разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета; проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Оно организует разработку и исполнение прогнозов экономического и социального развития России; утверждает и обеспечивает выполнение важнейших федеральных программ, на него возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области экологии. Оно координирует работу органов исполнительной власти по совместному проведению природоохранительных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения; принимает меры по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий.

На Правительство РФ возложено управление федеральной собственностью. Оно делегирует свои полномочия другим федеральным органам исполнительной власти. Так, постановлением Правительства от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного предприятия»: во-первых, закреплены конкретные полномочия указанных органов в отношении подведомственных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, во-вторых, определены полномочия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в отношении таких предприятий. К его ведению отнесены согласование сделок предприятий, связанных с недвижимым имуществом; формирование уставного фонда предприятий: утверждение передаточного акта или разделительного баланса при реорганизации предприятия и ликвидационного баланса при ликвидации предприятия и т.д. Минэкономразвития поручено утвердить примерный трудовой договор с руководителем предприятия и примерный устав федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

На него возложено обеспечение реализации принципов приватизации государственных и муниципальных предприятий; руководство приватизацией федеральной собственности.

Правительство РФ осуществляет разнообразные полномочия в области административно-политической деятельности. Оно призвано осуществлять меры: по защите интересов государства, по обеспечению обороны страны и государственной безопасности; по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство объединяет и направляет работу министерств и других подведомственных органов, не вторгаясь, однако, в сферу компетенции Президента РФ, когда речь идет об органах, подчиненных прежде всего ему, а также Правительству РФ.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ. Правительство же РФ обеспечивает и исполнение издаваемых им актов.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Но предусматривается возможность и его досрочной отставки.

Случаи и порядок его отставки установлены Конституцией РФ (ст. П7). Правительство РФ само может подать в отставку; решение о его отставке может принять Президент РФ; недоверие ему может быть выражено Государственной Думой, которая выносит по этому вопросу постановление, принимаемое большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; вопрос о доверии Правительству РФ может быть поставлен перед Государственной Думой его Председателем. При отказе в доверии Президент может принять решение об отставке Правительства РФ.

Основания для отставки Правительства в Конституции РФ не обозначены.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

В обеспечении нормальных условий повседневного функционирования Правительства РФ важная роль принадлежит его Аппарату. Своеобразие Аппарата в том, что он не является структурным подразделением Правительства РФ. Согласно Положению об Аппарате Правительства РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260, это государственный орган, образованный для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принимаемых им решений. Значимость Аппарата подчеркивается тем, что он работает под руководством Председателя Правительства РФ, возглавляется руководителем в ранге федерального министра, назначаемым, следовательно, Президентом РФ. Руководитель обладает правовым статусом члена Правительства РФ.

В соответствии со своим назначением Аппарат выполняет различные функции, открытый перечень которых дан в Положении об Аппарате. Так, Аппарат контролирует соблюдение требований Регламента Правительства при внесении в Правительство проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, международных договоров РФ и других документов, требующих рассмотрения в Правительстве; подготавливает экспертные заключения на поступившие в Правительство проекты актов и других документов, по которым требуется решение Правительства; организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства; осуществляет организационное обеспечение заседаний Правительства и его Президиума; обеспечивает взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания при осуществлении законопроектной деятельности и организует участие представителей Правительства в деятельности палат Федерального собрания; обеспечивает представление интересов Правительства в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, а также организует представление интересов Правительства в судах федеральными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и др.

На осуществление функций и полномочий Аппарата ориентирована его структура. Она включает: а) руководство в составе Руководителя Аппарата и его заместителей, б) подразделения Аппарата, в том числе департаменты, секретариаты Председателя Правительства, его заместителя и Руководителя Аппарата. В составе департаментов создаются отделы.

Структура Аппарата, его подразделений устанавливается Правительством РФ. Председатель Правительства РФ имеет помощников.

В Аппарат входят: а) сотрудники, являющиеся федеральными государственными гражданскими служащими; они наделяются правами, обязанностями и несут ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе и Положением об Аппарате, б) работники, не являющиеся федеральными государственными гражданскими служащими; они выполняют обязанности по замещаемой должности и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ о труде на общих основаниях.

Работа Аппарата организуется в соответствии с Регламентом Правительства, Положением об Аппарате, Инструкцией по делопроизводству в Аппарате, а также приказами и поручениями Руководителя Аппарата.

Аппарат не вправе издавать правовые акты в адрес федеральных органов исполнительной власти и других организаций, подведомственных Правительству. Его сотрудничество с ними основано на конкретных предписаниях правовых норм, предусмотренных правовыми актами (например, Регламентом Правительства РФ), исполнении конкретных поручений Председателя Правительства и гарантируется статусом Правительства, в том числе и властью его авторитета. Немаловажно также то, что Руководитель Аппарата является членом Правительства.

Сегодняшний кабинет американского правительства состоит из 15 министерств, столько же ведомств в Германии, а сколько в России министров и министерств? Девять заместителей председателя Правительства РФ, двадцать одно министерство и 22 федеральных министра формируют сегодня правительственный состав Российской Федерации.

В 2015 году количество ведомств планировалось сократить с 21 до 15, но это решение не было претворено в жизнь.

Рядовым обывателям очень интересно знать, сколько получают министры в России, люди, от решений которых зависит уровень и качество нашей жизни. Росстат опубликовал данные за 2016 год по уровню заработных плат всех министров, и мы предлагаем ознакомиться с любопытной информацией.

За 2017 год подсчеты, если и велись, то пока не опубликованы, но ходят слухи о том, что штатным работникам госструктур будут предусмотрены дополнительные выплаты за счет особого распределения зарплатного фонда.

Доходы первых лиц в 2016 году

В первую очередь давайте узнаем, сколько заработали президент и премьер-министр. Согласно официально декларированным данным, заработная плата президента РФ за год составила порядка 8,9 миллионов рублей, премьер-министра - 8,6 миллионов рублей.

Состав кабинета министров РФ

Председатель Правительства РФ - Дмитрий Анатольевич Медведев. Его заместителями являются И. И. Шувалов - первый заместитель председателя Правительства, постоянно действующие семь заместителей, а также еще один заместитель: полномочный представитель главы государства в Дальневосточном федеральном округе.

Сколько в России министров

Министр Абызов Михаил Анатольевич - ответственный за координацию работы Открытого правительства - единственный российский чиновник высшего уровня, не имеющий портфеля. Остальные главы ведомств - всего их 21 - руководят одноименными министерствами. Их перечень с фамилиями руководителей находится в открытом доступе и не меняется уже долгое время.

Глава правительства назначается президентом страны по согласованию с Госдумой. Если Дума трижды отклонила предложенную кандидатуру, президент лично назначает руководителя Правительства, далее распускает Госдуму с последующим формированием нового ее состава. При этом роспуск Государственной Думы недопустим в период последних шести месяцев нахождения президента у власти или при процедуре импичмента, а также в ситуациях сложившегося военного или чрезвычайного положения в стране.

Президент не принимает единоличного решения, кто будет работать и сколько - министры в правительство РФ назначаются главой государства по рекомендации председателя правительства. Они могут быть назначены только из числа резидентов Российской Федерации, не имеющих иностранного гражданства.

Обнародованные данные Министерства финансов за 2016 год несколько обескураживают и отрезвляют. Оказывается, не так уж малы заработные платы российских чиновников. Вам интересно, сколько? В России министры могут подать в отставку по собственному желанию в любой момент, но вряд ли с таким уровнем дохода человек самостоятельно покинет свой пост.

Средние цифры по зарплате служащих в госорганах

Статистика неумолима. Недавно была официально опубликована цифра в 115,7 тысяч рублей - это среднемесячная зарплата сотрудников, официально трудящихся в федеральных органах.

Если оценивать показатели чиновничьего аппарата российского правительства, то 693 тысячи рублей - это средний уровень министерской зарплаты в месяц. Данные были получены, исходя из показателей по заработным платам председателя Российского правительства, а также его заместителей и глав ведомств, включены показатели уровней официальных доходов председателей Государственной Думы, Совета Федерации, Счетной палаты, судебных органов РФ, Центризбиркома.

Зарплаты министров

На первом месте главный "финансист" Антон Силуанов, как говорится, деньги - к деньгам. Его официальный доход в месяц составлял 1,7 млн рублей, глава Минстроя господин Мень - самый низкооплачиваемый чиновник, он получал всего 446 тыс. рублей.

Глава Минэкономразвития получал в месяц 1,27 млн рублей, руководитель министерства энергетики - Александр Новак - ежемесячно зарабатывал 1,16 миллионов рублей.

Владимир Пучков, будучи главой МЧС, получал 954 тысячи рублей, примерно столько же (921 000 рублей) получал Денис Мантуров на должности министра промышленности и торговли.

Что касается министров иностранных дел, спорта и юстиции, а также глав ведомств образования и здравоохранения, то их ежемесячная зарплата варьировалась в диапазоне 497-634 тысячи рублей.

Не публиковались данные о зарплатах чиновников министерств Обороны и Внутренних дел, а также Федеральной службы безопасности.

Администрация президента, Госдума, Совфед, Счетная палата

Сотрудники Администрации президента получали в среднем 219 тыс. рублей. Работники правительственного аппарата — 228 тыс. рублей. Заработок сотрудников МИДа в месяц составил 147 тыс. рублей, МЧС — 137 тыс. рублей.

Данные Росстата также касаются уровня зарплаты главы Счетной палаты, а также заместителя Татьяны Голиковой и всех аудиторов: 668,8 тыс. рублей. В судебных органах уровень приблизительно такой же: средний показатель зарплаты председателя Конституционного суда и его сотрудников составил 615 тыс. рублей в месяц.

Депутат Госдумы в 2016 году получал 420 тыс. руб., в Совете Федерации — чуть поменьше: 385 тыс. рублей. Работники Генпрокуратуры жили более скромно - на 84 000 рублей, а Следственного комитета - на 58 000 рублей в месяц.

Самые низкие доходы по официальным статистическим данным, зафиксированы у сотрудников Федеральных агентств по делам молодежи, по недропользованию и по делам национальностей - от 53 000 до 58 000 рублей.

Сокращение

В качестве "охлаждающего душа" президент РФ еще в феврале 2015 года подписал указ о 10%-ном снижении заработной платы, и причем не только себе. Сколько в России министров также попали под сокращение заработных плат? Председатель правительства, все главы министерств, руководители Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Центральной избирательной комиссии получат на 10 % меньше и в этом году тоже. Указ распространялся также на 2016 и 2017 годы, а недавно Владимир Путин подписал документ о продлении этого распоряжения на 2018 год.

ТАСС-ДОСЬЕ. 19 октября 2016 г. президент РФ Владимир Путин одобрил предложение премьер-министра Дмитрия Медведева о назначении Виталия Мутко вице-премьером правительства. Он будет курировать вопросы спорта, туризма и молодежной политики.

Ранее сферы туризма и молодежной политики курировала Ольга Голодец, а физкультуры и спорта - Аркадий Дворкович.

Статус вице-премьеров

Заместители председателя правительства назначаются на должность и освобождаются от нее решением президента РФ по представлению главы кабинета министров.

До настоящего времени глава правительства имел восемь заместителей, в том числе одного первого вице-премьера. Согласно закону, замещать премьер-министра может только его первый заместитель.

Вице-премьеры имеют право решающего голоса в заседаниях правительства, участвуют в разработке его постановлений и распоряжений, контролируют их исполнение, координируют работу ведомств по вопросам определенной проблематики (например, экономике, социальным вопросам и др.). Вице-премьеры входят также в президиум правительства, вместе с министрами силового, экономического блока, иностранных дел и др. (всего в его составе президиума - 19 человек, его возглавляет председатель правительства).

Распределение полномочий

В настоящее время первый вице-премьер Игорь Шувалов координирует сферу основных направлений социально-экономического развития РФ, проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, внешнеэкономической деятельности, участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации, деятельности естественных монополий и др.

Заместитель председателя правительства Ольга Голодец курирует вопросы демографической политики, здравоохранения, образования и социальной защиты, занятости и трудовых отношений.

В сфере компетенции вице-премьера Аркадия Дворковича находятся сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, транспорт, связь, информационные технологии, топливно-энергетический комплекс (за исключением предоставления прав пользования недрами), промышленность (за исключением оборонно-промышленного комплекса) и наука.

Заместитель главы правительства Дмитрий Козак курирует социально-экономическое развитие регионов (в том числе Крыма и Севастополя), разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и властями субъектов РФ, сферу строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Сергей Приходько, заместитель председателя правительства - руководитель Аппарата правительства РФ, координирует планирование работы кабинета министров и контроль за исполнением его решений. Кроме того, в его компетенции - политика в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации, государственной службы, организации законопроектной деятельности, взаимодействия с религиозными организациями.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин координирует сферу оборонной, атомной, ракетно-космической, судостроительной, авиационной и радиоэлектронной промышленности, выполнение гособоронзаказа, военно-техническое сотрудничество РФ с иностранными государствами.

Юрий Трутнев, зампред правительства - полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), курирует вопросы развития ДФО.

В сфере компетенции заместителя председателя правительства Александра Хлопонина - природопользование и охрана окружающей среды, производство алкогольной продукции, национальная политика, комплексное развитие субъектов Северо-Кавказского федерального округа, социально-экономическое сотрудничество с республиками Абхазия и Южная Осетия.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть и состоит из Председателя, заместителей и руководителей министерств. Задачей Правительства как коллегиального государственного органа является исполнение законов, оперативное решение государственных вопросов и участие в законотворческой деятельности. Действует строго в соответствии со статьями Конституции, руководствуясь принципами народовластия, верховенства закона, гласности, принципами поддержания прав и свобод, а также на основе федеративности.

Принцип разделения власти

В главном правовом документе РФ – Конституции – закреплен основополагающий принцип четкого разделения власти. Каждая из ветвей автономна, самостоятельна и независима. Члены кабинета министров отчитываются по результатам деятельности перед Президентом РФ. Они также не имеют право участвовать в работе ведомств, относящихся к иной ветви власти.

Принцип формирования правительства и назначение Председателя

Правительство формируется на неопределенный срок, но оно обязано прекращать свою деятельность с избранием нового президента. Глава 6 Конституции предполагает следующий порядок:

  • Правительство автоматически прекращает свою деятельность в момент сложения полномочий действующего Президента;
  • После избрания выносит на рассмотрение новую кандидатуру Председателя Правительства;
  • В случае утверждения на должность Государственной Думой, новый в недельный срок должен сформировать структуру и обозначить состав кабинета министров.
  • Дума может отклонить кандидата, и тогда Президент получает право единолично назначить Председателя Правительства, при этом процедура предусматривает роспуск Законодательного Собрания.

Правительством руководит Председатель. Из числа министров он назначает нескольких заместителей. Один из них имеет право подписи и может заменить Премьера во время его отсутствия. Другие заместители должны курировать конкретные участки. В их обязанности входит координация работы комиссий, министерств, объединенных в пределах общей проблематики.

Правительство состоит из министров, которых в РФ двадцать два, по числу ведомств. Члены Правительства обязаны соблюдать следующие ограничения:

  • Министры не могут иметь собственный , долю в активах компаний любой организационной формы, вести предпринимательскую деятельность, заниматься любым видом труда за плату, исключение составляют преподавание, творчество и наука;
  • Действующие члены Правительства не могут сесть в кресло депутатов любого уровня, а также получать любые выборные должности в структуре власти или входить в любые попечительские советы;
  • Не допускается быть представителем чьих-либо интересов;
  • Запрещено пользоваться служебным положением с целью собственной популяризации и обогащения;
  • Члену правительства нельзя использовать собственные средства или средства спонсоров, меценатов для осуществления профессиональной деятельности;
  • С 2013 года министрам запрещено иметь депозиты в иностранных банках или финансовые активы зарубежных компаний.

Полномочия и ответственность

Функции Правительства – это реализация положений внутренней политики и регулирование внешнего курса, вопросы общественной, социальной и экономической жизни, обеспечение строгого соблюдения действующих законов и разработка целевых программ. Правительство наделено следующими полномочиями, позволяющими решать поставленные задачи:


За результаты и итоги своей работы Правительство отвечает перед Президентом и Законодательным Собранием. Ежегодно оно должно представлять Думе отчет о проделанной работе. В рабочем порядке по требованию законодателей предоставлять им информацию о ходе процесса разработки нормативных актов в пределах, ограниченных компетенцией.

Структура федеральных органов исполнительной власти

Региональные правительства являются частью структуры исполнительной власти. Они наделяются полномочиями по решению федерального Правительства, если Конституция не содержит норм, запрещающих этого. Местные собрания министров также могут частично передавать Правительству РФ свои функции, когда это соответствует нормам права и сформулировано в соответствующем соглашении.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Правительство Российской Федерации — согласно статье 110 Конституции РФ, высший федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации.

Статус Правительства РФ определён Главой 6-й Конституции РФ.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (статья 110 Конституции РФ).

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы . В спорных вопросах (после трехкратного отклонения представленных кандидатур) Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ решает следующие общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, а именно:

а) утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

б) устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

в) назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

г) вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов;

д) вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

К общим полномочиям Правительства РФ относятся:

а) организация реализации внутренней и внешней политики РФ;

б) осуществление регулирования в социально-экономической сфере;

в) обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ, направление и контроль деятельности ее органов;

г) формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;


д) реализация права законодательной инициативы.

По соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и федеральным законам. Оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

Полномочия Правительства РФ:

а) в сфере экономики :

Осуществление регулирования экономических процессов;

Обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

Прогнозирование социально-экономического развития страны, разработка и осуществление программы развития приоритетных отраслей экономики;

Выработка государственной структурной и инвестиционной политики и ее реализация;

Управление федеральной собственностью;

Общее руководство таможенным делом;

б) в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики :

Обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление отчета об исполнении федерального бюджета;

Разработка и реализация налоговой политики;

Руководство валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

в) в социальной сфере :

Обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения, содействие развитию социального обеспечения и благотворительности;

Разработка программ сокращения и ликвидации безработицы и обеспечение реализации этих программ;

Обеспечение проведения единой государственной миграционной политики;

Осуществление мер по развитию физической культуры, спорта и туризма , а также санаторно-курортной сферы;

г) в сфере науки, культуры, образования :

Разработка и осуществление мер государственной поддержки развития науки;

Обеспечение проведения единой государственной политики в области образования;

Развитие системы бесплатного образования;

Обеспечение государственной поддержки культуры;

д) в сфере природопользования и охраны окружающей среды :

Обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие;

Координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф;

е) в сфере законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью :

Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

Осуществление мер по обеспечению деятельности судебной власти ;

ж) в сфере обороны и государственной безопасности РФ :

Организация оснащения вооружением и военной техникой, обеспечение материальными резервами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ;

Принятие мер по охране Государственной границы РФ, руководство гражданской обороной;

з) в сфере внешней политики и международных отношений :

Осуществление мер по обеспечению реализации внешней политики РФ, регулирования и государственного контроля в области внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство РФ осуществляет иные полномочия, которые возлагаются на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ. Особенности деятельности Правительства РФ при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.

Для того чтобы исполнять установленные за Правительством РФ полномочия, оно определяет порядок принятия своих решений — постановлений и распоряжений Правительства РФ. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ, публикуются в установленном порядке в официальных изданиях и обязательны к исполнению в РФ. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ.

Постановления Правительства РФ за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд. Правительство РФ вправе принимать также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.



Рассказать друзьям