Влияние информации на ускорение развития общества. Закон ускорения истории: определение, примеры, доказательство и опровержение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

По закону ускорения развития общества.

Россия в контексте мировой истории

Цель лекции:опираясь на знания учащихся, полученные в средней школе при изучении курсов «Истории России», «Всеоб­щей истории»; через раскрытие основных тенденций и закономер­ностей становления исторической науки; сформировать у студен­тов знания о формационном, цивилизационном и культурологиче­ском подходах к истории, подвести их к мысли о том, что россий­ская цивилизация имеет ряд особенностей в историческом разви­тии.

План лекции

1. Понятие «история».

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества.

3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.

4. Основные подходы к истории: формационный, культурологиче­ский, цивилизационный.

5. Место России среди других цивилизаций.

1. Понятие «история»

Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ?

Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состоя­ния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).

История - наука, исследующая факты, события и про­цессы на базе исторических источников (например: летопи­сей), для установления закономерностей исторического разви­тия общества.

Зная законы развития общества, мы можем не только пред­полагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и мо­делировать свое будущее. Прослушав курс «Отечественной исто-

рии», Вы будете знать, что необходимо нам исправить прежде все­го в себе, чтобы были изменения во всем обществе.

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества

Мы с Вами установили, что история - это наука, наблю­дающая за взрослением, возрастными изменениями общества. А что же такое, общество, в целом?

Действительно, это и совокупность людей, и мы все, и многое другое... В настоящее время наука дает более 200 опреде­лений понятия «общество». Среди них, такие как:

Общество - это социокультурная система, состоящая из двух уровней организации общества - уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь лю­дей).

Общество - это часть мира, созданная совместно дейст­вующими, сознательно ее преобразующими людьми.

Общество - это совокупность всех способов взаимодейст­вия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга.

Общество - это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Общество - это многообразие отношений между людьми, возникающих без участия государства.

Однако, наиболее содержательным является следующее определение, которое понятно и гуманитариям и естественникам:

Общество - это динамичная саморазвивающаяся сис­тема, отделившаяся от природы, но не порвавшая связь с нею.

Главные признаки это системы:

1. Самоорганизация.

2. Саморазвитие.

3. Самодеятельность.

4. Самодостаточность.

Последний признак, философы называют отличительным признаком человечества, как целостной системы, от маленьких социальных групп, каковой сейчас являемся мы с Вами.

Общество - это живой организм, который имеет собствен­ную структуру. Мельчайшими элементами этой системы являемся

8 мы с Вами, крупными подструктурами: экономическая, политиче­ская, социальная, духовная сферы жизни общества.

Такие системы, как человеческое общество, физики назы­вают открытыми системами, т. к. они обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Общество, как открытая система, развивается нелинейно, т. е. проходит через череду социальных и экологических кризисов (так называемые, точки бифуркации). Каждый кризис - это вызов обществу, ситуация исторического выбора, который ведет либо к повышению структурной организации системы, либо к его гибели.

Мы видим, что человечество, также как каждый из нас, проходит через черные и белые полосы, и стремится сохранить жизнь. Пока мы живы., и следовательно какие-то случайности (а может и не случайные гениальные открытия) до сих пор подталки­вали систему на новый путь развития, по которому она шла до но­вой бифуркации.

Нелинейное развитие общества протекает по следую­щим законам:

По закону ускорения развития общества.

На каждую последующую стадию уходит времени меньше, чем предыдущую. Так, эпоха первобытности (дописьменное вре­мя) значительно «длиннее» всех последующих; доиндустриальное общество длится дольше индустриального.

2.По закону неодинаковой скорости общественного
развития разных народов.

Разные народы развиваются с неодинаковой скоростью, динамикой,

«входят» в последующую стадию развития в разное время, в различных условиях.

3.Социально-экологические кризисы в истории чело-
вечества.

Как мы с Вами установили ранее, рубежами качественного перехода от одной стадии развития к другой, являются кризисы. Все Вы, наверное, помните себя в период подросткового кризи­са.

Кризис - это такая ситуация, когда, как после болезни, организм крепнет и здоровеет, в отличие от катастрофы, когда организм погибает. Кризисы бывают разные.

Экологические кризисы - это изменения в солнечной ак­тивности, космические катаклизмы, глобальные или местные из­менения климата, геологические процессы и др.

Известно, что во время окончания ледникового периода в результате повышения уровня океана ушла под воду значительная территория на западе Европы. С этим связывают и гибель Атлан­тиды - загадочной страны, рассказы о которой не дают покоя лю­дям почти две с половиной тысячи лет. Исследователи помещали Атлантиду и в Черное, и в Мраморное море, и в Атлантику, и на остров Крит. Одна из последних версий - Атлантида находилась на месте сегодняшнего морского дна между современными Францией и Англией, называемого Кельтским шельфом. Глубина моря в этом месте всего 57 метров, тогда как вокруг - 130 -160 метров. Рельеф этого места очень напоминает описание Платона, древне­греческого философа, первым упомянувшего об Атлантиде: «Го­род, находящийся на холме с обрывом в сторону моря, и окру­жающая его плоская равнина, окруженная с трех сторон горами». Исследователи предполагают, что Атлантида была не островом, а частью европейского материка, затонувшей в результате повыше­ния уровня Мирового океана.



Подобные экологические кризисы приводили к уничтоже­нию животных, достигших особо крупных размеров в спокойные периоды развития природы и человечества, освобождая ниши для более сложных и перспективных организмов. Происходили выро­ждение, гибель одних цивилизаций и возникновение других. При такой смене цивилизаций часто не происходило их качественного усложнения. Отсюда возможен вывод о непродуктивности данного типа экологических кризисов.

Социальные кризисы - это революции, гражданские вой­ны, путчи и др. проблемы внутреннего развития общества. Часто они связаны с разрушительной деятельностью человека.

Несколько раз (пока всего 3 раза), человечество пережива­ло глобальные кризисы, когда оно сталкивалось одновременно и с экологическим, и с социальным кризисом, взаимно обусловивши­ми друг друга.

1. Кризис неолитического периода (9-8 тыс. до н. э.), после которого люди занялись производящим хозяйством. Сформирова­лось аграрное общество.

2. Кризис Средневековья, связанный с похолоданием и
уничтожением запасов древесины. Выходом из него стала про-
мышленная революция и формирование индустриального общест-
ва.

Пример: В XIII - XIV вв. в Западной Европе социально-экологический кризис был вызван, с одной стороны, причинами климатическими (похолодание 1215 -1350 гг.), с другой - причи­нами «рукотворными». Великая распашка территории Западной Европы не только увеличила количество пашни, но и привела к исчезновению лесов, прежде всего рощ с 200-летними дубами, да­вавшими при подсечно-огневом земледелии самое лучшее мине­ральное удобрение. Французский историк Гимпел приводит при­меры уничтожения дубовых лесов: на строительство деревянного дома требовалось приблизительно 12 дубов, на строительство Виндзорского замка пошло 3994 дуба (целый лес!). Для добычи 50 кг железа в то время надо было обработать 200 кг железной руды, что требовало 25 кубометров дерева. В течение 40 дней одна печь уничтожала лес в радиусе 1 км. Уже в конце XIIIв. Англия стала ввозить дерево из Норвегии. Леса пропадали. Постепенно на смену дровам пришел уголь. В XIIIв. идет разработка месторождений у Льежа (Бельгия), Анжу (Франция), Дербишира (Англия). Разра­ботки угля и железа загрязняли атмосферу, убой скота, дубление кож загрязняли воду. Наступал экологический кризис.

Голод, причиной которого стало снижение урожайности, вызванное похолоданием и отсутствием эффективных удобрений (дубовые леса были сильно вырублены), эпидемии (чума, грипп) привели к резкому сокращению населения Европы. Так, в 1315 -1317 гг. голод унес 10% жизней. Чума XIV в. уничтожила треть населения Европы (20 млн). Особенно большие потери понесли города Европы. Европа восстановила свое население только к 1600 г.

Последствиями кризиса XIII- XIVвв. было социальное старение общества, его болезнь, требовавшая поиска лекарств для выздоровления. Таким «лекарством» стал переход к капитализму как более эффективному способу производства.

3. Кризис Новейшего времени, в который живем мы с Ва-
ми, связанный с глобальным потеплением, исчерпанием запасов
нефти, и соответственно непрекращающимся переделом сфер
влияния различных государств. Поиск выхода из этой ситуации
начался в середине ХХ века в ходе научно-технической револю­ции. Именно она дала человечеству энергосберегающие техноло­гии, микроэлектронику, информационные технологии и надежду на будущее. Сейчас идет эпоха формирования постиндустриально­го (информационного) общества.

Таким образом, прогресс человечества становится спосо­бом его выживания. Однако отдельные общества, цивилизации, культуры (Шумер, Вавилон, Египет, Рим и др.) в результате кри­зисов погибали. Цивилизациям свойственно умирать, исчерпав ресурсы своего развития.

4. Основные подходы к истории: формационный, куль­турологический, цивилизационный

Историки предшествующих эпох не сразу заметили, что существуют определенные законы в человеческой истории. До ХVШ в. шло накопление фактологического материала. И лишь последние три века ученые пытаются создать обобщающие модели (периодизации) развития общества. Все эти модели создавались с учетом ранее указанных законов.

Историческая периодизация - это деление процессов раз­вития общества на основные качественно отличающиеся друга от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями общества.

Начиная с ХVШ в. создавались различные периодизации истории, критерии которых менялись в течении веков.

Одной, из самых первых была создана археологическая пе­риодизация истории, которая остается актуальной до сих пор при изучении материальной истории человечества. Критерий такой периодизации - материал, из которого изготовлены орудия труда. В соответствии с этим критерием выделяют:

1.Каменный век - св. 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).

2.Медный век (энеолит) - 6 - 4 тыс. до н. э. (На некоторых территориях 4 - 3 тыс. до н. э.).

3.Бронзовый век - 4 - 1 тыс. до н. э. (На некоторых терри­ториях - 3 - 1 тыс. до н. э.).

4.Железный век - 1 тыс. до н. э. - сер. ХХ в. н. э.

5.Век искусственных материалов и композитов - сер. ХХ в. н. э. - до настоящего времени.

Вы только посмотрите, из каких материалов сделаны все предметы, которые окружают Вас сейчас на занятии?

Однако, данная периодизация не дает представления об изменениях в политической, социальной сферах жизни общества. Это все равно, если бы при рассказе о своей личной истории Вы говорили: «В годик у меня была ползунки из хлопка, в школу я пошел в шерстяной форме, а сейчас у меня одежда из различных материалов, с большой примесью синтетики». Не очень понятно, при таком рассказе, как за предыдущие годы изменились Вы сами.

В начале ХГХ в. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили еще одну периодизацию, выделив в истории большие этапы качествен­ного развития общества. Эти периоды были названы - формация­ми. Критериями отличия одной формации от другой выступали -способ производства и формы собственности.

Теория К. Маркса была дополнена В. И. Лениным, и в нау­ке утвердилось классическое пятичленное формационное деление истории:

1.Первобытная формация.

2.Рабовладельческая формация.

3.Феодальная формация.

4.Капиталистическая формация.

5.Коммунистическая формация. Первый этап коммунизма

Социализм. .

Однако, данная модель исторического процесса была рас­критикована уже в ХГХ в. Она очень хороша для изучения эконо­мической истории человечества, и мы будем с Вами пользоваться такими понятиями как «феодализм», «капитализм». Но опять в этой периодизации не видно духовное взросление человечества.

«Какой же универсальный критерий можно использовать в периодизации, чтобы были видны изменения во всех четырех сфе­рах жизни общества?», - думали историки и философы.

И впервые, во 2 пол. ХГХ в. наш соотечественник - Нико­лай Яковлевич Данилевский, в работе «Россия и Европа» (1869), выдвинул предположение о том, что таким критерием может быть

Культура. Он стал родоначальником культурологического подхо­да к истории. Была выдвинута мысль о том, что каждая культура имеет свою судьбу, что «каждая историческая национальность имеет свою собственную задачу».

Что же такое культура?

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей. Ценности же - это совокупность значений и смы­слов, то есть индивидуального восприятия знаковой системы (системы кодов, принятых обществом).

Чтобы проще понять это определение, надо вспомнить как были придуманы современные языки программирования? Перво­начально, было изучено, каким образом человек передает и сохра­няет информацию. Посредством знаковых систем, базирующихся всего на двух символах - «+» и «-», соответственно - «приводит к выживанию» или «к смерти». Все объекты окружающего мира, наделяются подобными кодами, и в соответствии с ними мы вы­стаиваем свое поведение. Мы думаем: «Сейчас, после занятия, я пойду в столовую «+», после занятий постараюсь побыстрей сде­лать уроки «+» (чтобы организм потом отдыхал) и т. д. На основа­нии знаний о такой системе кодировки информации в человече­ском мозге, была создана бинарная система кодировки информа­ции в искусственных системах, где «+» превратился в «1», а «-» в «0». Следовательно, на каждом новом этапе развития человечества усложняется алгоритм поведения, набор ценностей, которые пред­лагают модель выживания при усложнившихся условиях.

Н.Я. Данилевский выдвинул теорию культурно-исторических типов. Это «многообразие типов» составляет свое­образную иерархию мира. В ее основе пять культурных типов (египетский, индийский, китайский, сирийский, вавилонский), на­званные «первичными» или «подготовительными», то есть соз­данными на «голом месте», на первобытной основе. На следующей ступени - древнееврейская цивилизация, создавшая Библию; древнегреческая, внесшая особый вклад в интеллектуально-художественную сферу, давшая человечеству классическую скульптуру, архитектуру, философию; римская, ставшая творцом классической системы права, хорошо управляемого государства. В то же время греки не создали ни развитой религии, ни единой го­сударственности, а римляне не внесли такого вклада в философию, как греки. Это были «одноосновные», «однонаправленные» куль­туры, внесшие вклад в определенные сферы жизни общества. На следующую ступень Н.Я. Данилевский поставил современные культуры, которые были названы составными, т. к. они заимство­вали ценности от ряда предшествующих культур. Последней в его иерархии стоит славянская культура, которая, по его мнению, при­звана творить во всех направлениях.

Каждая культура, по мнению Н. Я. Данилевского, имеет за­конченный цикл развития: она рождается, достигает расцвета, гибнет.

Понятно, по каким причинам теория данного автора была не очень популярна на Западе. Наибольшую известность в Европе получила теория О. Шпенглера, который в работе «Закат Европы» (1918) также предположил, что история - это череда сменяющих друг друга культур. Причем, как писал О. Шпенглер, «культуры -это организмы, а мировая история есть их коллективная биогра­фия». Философ считал, что культуры рождаются, растут и, выпол­нив свое предназначение, умирают. Каждая культура проходит через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов (человека, дерева, цветка): Детство, Юность, Зрелость, Старость.

О. Шпенглер говорил, что среди культур как и среди лю­дей, были «великие культуры», которые внесли значительный вклад в формирование системы ценностей всего человечества. Он выделял восемь «великих культур»: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, арабскую, греко-римскую, западную и мексиканскую.

Рождение великих культур - это всегда необъяснимая тай­на, выбор сделанный космическими силами. По Шпенглеру, каж­дая культура имеет свою душу. Когда же огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию - стадию цивилизации. Циви­лизация - это смерть культуры, переход точки зрения на мир с «орлиной» (Шпенглер) на «лягушачью» (Ницше).

Шпенглер считал, что время существования культуры -приблизительно тысяча лет. В античности переход культуры в ци­вилизацию происходил в IVв., период развития западной культу­ры - в XIXв. Цивилизация, считал О. Шпенглер, неизбежная судь­ба культуры. Она - ее завершение. Она - уже не становление, а ставшее.

Культура - это не только множество «локальных» ограни­ченных временем и пространством культур каких-либо этносов, это также мировая культура, единый культурный поток от Шуме­ра, Вавилона и Древнего Египта до наших дней.

Культурологический подход дает целостное представление о развитии человечества, однако в настоящее время наиболее по­пулярным является цивилизационный подход к истории, критерий которого - цивилизация - учитывает также историю этническую и ареал проживания народов.

Впервые, такой подход к истории был предложен Арноль­дом Дж. Тойнби в работе «Постижение истории» (1955). Философ предположил, что история - это череда сменяющих друг друга «локальных цивилизаций», которыми он называл общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем жизнь государства. Он выделил 23 существовавшие в истории цивилизации: западную, две православные (византий­скую и русскую), иранскую, арабскую, индийскую, две дальнево­сточные, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую, минойскую, шумерскую, кеттскую, вавилонскую, андскую, мекси­канскую, юкатанскую, египетскую и цивилизацию майя. При этом «живыми» он считал западную, православно-христианскую, ис­ламскую, индуистскую и дальневосточную. А. Дж. Тойнби считал греко-римскую цивилизацию «общей» матерью для западноевро­пейской и православно-христианской цивилизаций.

А. Тойнби указывал, что рост цивилизации не означает и не вызывается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом, ни увеличением господства человека над внешней средой. Рост цивилизации - это прогресс ее внутреннего самоопределения и самовыражения, ее специфики. Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические - в античной, религиозные в индийской, научно-механические - в западной.

Важнейшей особенностью цивилизации А. Дж. Тойнби считал ее конфессиональную окраску и давал такое определение: цивилизация - это многообразные способы реакции людей на Бо­жественное проявление. Небольшие цивилизации Египта, Индии, Двуречья, государства Шан сменились гигантами, например Рим­ской империей, государством Мин, империей Моголов.

Локальные цивилизации подобны молекулам. (Вспомним броуновское движение в физике!) Они пересекаются, поглощают­ся, гибнут, обогащаются, прогрессируют, ассимилируются и т. д., двигаясь в едином «цивилизованном канале».

Со времен Великих географических открытий и особенно с промышленной революции взаимосвязь культур и цивилизаций стала столь сильна, что можно говорить о начале единой мировой цивилизации.

Выходные данные сборника:

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Фомин Игорь Николаевич

директор, Общество с ограниченной ответственностью «ОргЦентр

ЭнергоКБ», г. Москва

IMPACT OF INFORMATION ON THE ACCELERATION OF THE DEVELOPMENT

Igor Fomin

Director, Limit liability company "OrgCentr EnergoKB", Moscow

Аннотация

В статье рассматривается роль информации в обществе и ведется анализ влияния объема генерируемой, хранящейся, передаваемой и обрабатываемой информации на темпы развития общества. Особое внимание уделяется рассмотрению категорий «время», «информация», «общество» как составляющих единой информационной системы Вселенной. Рассматриваются вопросы нелинейности развития социальной информационной системы и взаимное влияние времени, информации и общества согласно теории С.Капицы об анализе общества как сложной устойчивой сетевой системы.

Abstract

The article examines the role of information in society and impact analysis is the amount of data stored, transmitted and processed information on the rate of development. Special attention is paid to the categories of "time", "information", "society" as a single component of the information system of the universe. The problems of non-linearity of social information system and the mutual influence of the time, information and society according to the theory of the analysis S. Kapitsy society as a complex network system stable.

Ключевые слова: информация; время; общество; информационная система.

Keywords: information; time; society; information system.

Мировое общество в конце XXвека столкнулось с новыми явлениями: появление компьютеров, формирование постиндустриальных информационных обществ. Информатизация общества затронула все направления человеческой деятельности. Человечество десятки тысяч лет прожило в первобытном состоянии, тысячи лет в состоянии доиндустриального общества, пару сотен лет в эпоху индустриального общества и сейчас шагнуло в стадию постиндустрии. Скорость, с которой меняется общество, техника и технологии, глубина влияния их на повседневную деятельность человека превзошла воображение фантастов.

Совсем недавно от теоретических исследований до технических инноваций проходили сотни лет, поскольку техника и технология существенно отставали от фундаментальной науки. Теперь же динамика развития бизнеса и интеграции требует использования новых научных идей сразу же после их появления. На фоне этого наблюдается бурный рост объёмов генерирующейся, передающейся и хранящейся информации.

Наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации носит название информатика . Эта наука исследует разные стороны ключевой сущности человечества - информации, исходя из практических задач и теории информации.

С древних времён человек использовал свой мозг как непревзойдённую машину для генерации хранения и обработки информации. Информация поступала в мозг через органы чувств, передавалась вербальными способами, переносилась на расстояния и записывалась на носители от наскальных рисунков и текстов до рукописных книг. На заре человечества информация передавалась из уст в уста, а информация о секретах мастерства ремесленника, врачевателя, земледельца тщательно оберегалась от конкурентов. Позже информация хранилась в монастырях, доступ к ней имел только определенный, очень узкий круг людей, а обрабатывалась она всё тем же приспособлением - мозгом человека. Развиваясь, человек начал создавать для хранения и переработки такой информации различные приспособления и устройства.

С развитием цивилизации увеличивался объём информации, которую генерировало, искало, классифицировало, хранило, передавало и обрабатывало человечество, увеличивалось и влияние различной информации на быт и культуру человека. Можно констатировать ускорение некоторых видов деятельности человека (обучение и распространение ремёсел, обрядов знаний о мире) с появлением типографий и издательств. А уже через несколько сотен лет на человека обрушился настолько большой поток информации, что возникла проблема ориентации в этом потоке, поиска наиболее ценной информации в данный момент времени, а также возникла проблема защиты интересов владельцев информации, т.е. проблема защиты информации. Именно в этот период стало явно прослеживаться истина «кто владеет информацией, тот владеет миром». В современном постиндустриальном мире эту фразу правильнее произносить так: «Кто управляет информацией, тот управляет миром».

В настоящей работе автором была рассмотрена роль информации в обществе и сложных технических, природных и социальных системах, проанализировано влияние объёмов генерируемой, хранящейся, передаваемой и обрабатываемой информации на темпы развития общества.

При рассмотрении роли информации в обществе и анализе влияния потоков информации на темпы развития Вселенной и общества, как части Вселенной, невозможно обойтись без постулатов Эйнштейна. Для начала нужно дать определение времени - основного понятия как философии, так и физики.

Время

Время - это условная мера движения материи и потоков информации, а также одна из координат пространства.

Считается, что время имеет необратимое течение, протекающее в каком-либо направлении пространства, внутри которого происходят некие процессы, в результате которых генерируется информация.

Время может быть рассмотрено в разных формах: в виде координаты события на временной оси (абсолютное время); в виде интервала между двумя событиями (относительное время); в виде субъективного параметра при сравнении нескольких процессов (социальное время).

Историками и социологами признано, что время можно представить в виде спирально развивающегося потока, то есть оно циклично, в нём происходит неизменное повторение уже происходивших событий. Прошлое служит образцом для настоящего. Будущее является повторением настоящего . Если пытаться найти прошлое в будущем и настоящем, то это можно сделать лишь методом сравнения информации о прошлом, настоящем и будущем, а следовательно, информация - есть некий критерий времени.

И. Кант определил время как эмпирическое понятие, выводимое из опыта, как форму чувственного созерцания, как априорное формальное условие всех явлений вообще . Результатом опыта и созерцания является информация о явлении.

А. Эйнштейн определяет время как четвёртую меру измерения пространства. Специальная теория относительности (СТО) А. Эйнштейна устанавливает связь между временем и пространством, что проявляется в сокращении длин и длительностей при движении тела, а также предсказывает эффект возрастания массы тела при увеличении его скорости. Эйнштейн отрицает мгновенную связь между любыми событиями, происходящими в разных точках пространства, т. к. максимальная скорость распространения потоков информации и воздействия равна скорости света в вакууме . В отличие от законов механики Ньютона, где время рассматривалось абсолютным, протекающим одинаково, безотносительно к чему-либо внешнему, в СТО доказывается, что в разных системах отсчёта время протекает по-разному и ставит в зависимость материю, пространство и время.

Наличие в материи молекул, атомов, их ядер с положительными и отрицательными зарядами говорит о том, что с одной стороны, что эти элементы содержат информацию о материи, а с другой стороны, они являются формой существования энергии. Таким образом, в философском контексте время связывает понятия информации и энергии.

Вселенная - это информационная система, главным динамическим атрибутом которой, является время. Изменение форм энергии во Вселенной, как последовательность развёртывания материальных процессов - есть время. Так же изменение форм энергии во Вселенной генерирует потоки информации о материи, которые сами являются энергией. Вселенная расширяется с ускорением. Ускорение Вселенной объясняется наличием в ней тёмной энергии, питающей ускорение расширения Вселенной. Эта цепочка взаимосвязанностей приводит к двум предположениям:

· Энергия, питающая расширение вселенной, - есть поток информации, генерирующейся во Вселенной в результате изменения форм энергии;

· Течение времени постоянно ускоряется соизмеримо со скоростью расширения Вселенной и объёмом генерируемой во Вселенной информации.

Информация

Информация (от лат. Informatio - разъяснение, изложение, осведомление) - значимые сведения о чём-либо . Информация, как и время, может быть абсолютной (или объективной), относительной (или субъективной) и социальной.

Совсем недавно, человечество и не пыталось давать определение информации, измерять её объёмы и коррелировать её потоки со временим, сейчас же находят много различных определений.

Вероятно, на каждом этапе развития общества информация имела различные определения, в зависимости от целей и задач её использования, методов и инструментов её обработки, а также в зависимости от роли информации в обществе и сложных технических, природных и социальных системах.

Рассмотрим свойства абсолютной, относительной и социальной информации с точки зрения философии и современной науки и попытаемся определить, чем обусловлены те или иные свойства информации и информационных потоков.

С точки зрения философии, информация - основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности, как материя, пространство, время, системность, функция, определяющие системность мироздания. Существование информации как объективного свойства материи логически вытекает из известных фундаментальных свойств материи - структурности, непрерывного изменения (движения) и взаимодействия материальных объектов.

Информация - свойство материи и свойство времени, поскольку отражает их свойства, а её количество подлежит, как и время, измерению. Информация - это порядок следования объектов материального мира, который может быть статическим, а может образовывать поток.

С точки зрения информатики и математики информация - это последовательность данных, которые записаны в вектор. Свойством информации в этом контексте является её создание запись, хранение, чтение.

В физике и математике и кибернетике информация определена как свойство материальных объектов и связано с понятием «сигнал» и «сообщение», с понятиями характеризующими потоки информации .

Носителями сигналов и сообщений, т. е. носителем информации во Вселенной является свет. Свет представляет собой поток мельчайших заряженных энергетических квантов называемых фотонами. Согласно СТО, любая материя создана из света (т. е. из информации), представляя собой его более низкий уровень преобразовываемой энергии. В результате процессов преобразования энергии, генерируются потоки информации, являющиеся энергией, влияющей на темпы развития Вселенной. Логично предположить, что потоки информации, которые генерировало общество на разных этапах своего развития, тоже оказывали влияние на темпы развития общества.

На разных этапах социального развития, социуму приходилось обрабатывать всё больше информации. Причины социального развития связаны с осознанием роли знания, информации в общественной динамике. Генерация, поиск, передача, обработка, хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимало всё большее место в деятельности людей. На любом этапе развития общества информация становилась всё более ценным продуктом и товаром. В разные периоды времени можно было дать разные определения информации.

Дадим несколько определений информации в современном обществе.

· Информация - это совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему, с целью её оптимизации;

· Информация - это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой всё более растёт в современном мире .

Информация для общества и для индивидуума - это в первую очередь обладание ответами на вопросы, позволяющими решать поставленные задачи или достигать цели. Такая информация для общества и для индивидуума - это знание.

Общество

В философском плане, человечество или общество - является своего рода Вселенной, стоящее в одном ряду с такими понятиями как время, пространство, информация, и во взаимном влиянии этих космологических понятий. Как и у терминов «время» и «информация», у термина «общество» есть огромное количество определений.

Общество - это развивающаяся во времени и в пространстве информационная система, характеризующаяся совокупностью всех видов взаимодействия и, главным образом, информационным взаимодействием. Информационное взаимодействие в обществе формирует социальную систему.

В настоящей работе ставится предположение, что любое общество в своём развитии во всё большей степени является информационным.

Надо полагать, что изобретение колеса в глубокой древности совершило промышленный переворот, постройка египетских пирамид стала возможным благодаря концентрации производственных сил, а создание изобретение пороха и огнестрельного оружия стало возможным благодаря превращению науки в непосредственную производительную силу. Конечно, экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), но и создание в средние века в разных странах почтовой государственной службы, телеграфа и радио тоже являлось новой технологией коммуникации.

На разных этапах развития обществ существовали разная правовая, экономическая и технологическая основа. Технологическая основа информационного общества - это телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса на своём этапе.

Конечно, согласно Л. Рейману на современном витке развития информационному обществу стали присущи новые свойства , которые на ранних этапах были ничтожными:

· приоритетное значение информации по сравнению с другими ресурсами;

· доминирование информационного сектора в общем объёме ВВП;

· формирование в качестве главной ценности - экономии времени за счёт использования новых телекоммуникационных и компьютерных технологий;

· информация, знания и квалификация становятся главными факторами власти.

Эти и другие характеристики, выделенные А. Ракитовым, к которым относятся доступность информации, производство информации в объёмах, необходимых и достаточных для обеспечения жизнедеятельности и развития общества ускоренная автоматизация и преимущественное развитие сферы информационной деятельности и услуг , существенно отличают современное информационное общество от ранее существовавших.

Огромные потоки информации, объединённые в сети, начинают формировать некую нейронную сеть или неразумную биосферу, которая подобно мозгу влияет на общество и, пронизывая его своими информационными потоками, ускоряет жизнь общества.

На каждом этапе развития общества человечество генерировало информацию, увеличивая её объём, и эта информация ускоряла развитие общества. В постиндустриальном информационном обществе объёмы генерируемой информации стали невообразимо большими и, слившись в глобальные потоки, превратились в энергию, ускоряющую развитие общества.

Общество как социальная информационная система

Информация во всех её проявлениях либо статично хранится, либо динамично генерируется, передаётся и обрабатывается. Генерация, передача, обработка хранение информации происходит в минералах и белках, в нейронах мозга, в гравитационной, энергетической и временной составляющих Вселенной, на бумаге, магнитных носителях или любых других объектах, где происходят информационные процессы. Информация - это способ организации объектов в системе.

Объекты -это сущности, которые могут быть материальными (атомы, молекулы, клетки) или нематериальными (время, скорость, различные виды числа), образующие систему.

Согласно В. Тюхтину система есть множество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченное по отношениям, обладающим вполне определенными свойствами . Общество и его история есть тоже некая социальная система, генерирующая, хранящая, передающая и обрабатывающая информацию. Общество и его история, как любая сложная система, характеризуется наличием компонентов, их связями и отношениями, фазами, этапами и уровнями развития.

Социальная система - это особый, высший из известных нам тип материальной системы. И одна из особенностей общества, тесно связанная со всеми другими его характерными чертами и отличающая его от других типов систем - это способность к информационно-отражательным процессам особого рода .

Можно выделить следующие процедуры и основные операции, которые общество производит с различными видами информации:

· Генерация информации;

· Извлечение информации из Вселенной и окружающей природы;

· Накопление информации;

· Обработка и агрегирование информации;

· Передача информации в пространстве и времени.

Общество структурирует генерируемую и обрабатываемую информацию, обеспечивая устойчивость системы. На ранних этапах для этого использовались традиции, верования, моральные устои, потом национальное самосознание, культура, государственность, сейчас это стандарты, протоколы информационного обмена, базы данных, файловые системы, в будущем это могут быть новые невообразимые формы. При анализе общества как сложной устойчивой системы С. Капица обнаружил, что описание такой системы не следует начинать с рассмотрения более простых элементов, из которых она состоит (как, например, описание истории человечества начинают обычно с описания отдельных стран). В сложной системе, по определению, необходимо учитывать взаимодействие всех составляющих ее частей. Более того, отдельный человек как элементарная частица общества, занимающаяся переработкой и структурированием информации, представляет собой далеко не элементарный объект системы. Его поведение зависит как от его внутреннего состояния, так и от взаимодействия с внешней средой, обществом.

Нелинейность развития социальной информационной системы

С целью выявления фактора нарастания генерируемых и структурируемых объёмов информации, а также объёмов, пока не поддающихся обработки и хранению, в качестве альтернативного, предлагается путь обобщений, когда в сложной системе выделяют самое главное, что ее характеризует. Поскольку нас интересует динамика объёмов информации и влияние их на ускорение исторического времени, то динамической характеристикой такой системы может стать численность населения Земли.

Если общество представить как сложную сетевую систему, то С. Капица заметил, что понятие сложности приобретает здесь более узкий и точный смысл. Сложность, вернее, сетевая сложность системы выражается через квадрат числа элементов (или узлов в сети) в системе . Именно этим выражением сложности определяется темп развития демографической системы человечества, который привел к нелинейному уравнению для функции роста. Вероятно, что аргументами этой функции должна стать нелинейная переменная объёма информационного потока во Вселенной и количество информации генерируемой и обрабатываемой обществом.

Интересно, что основные законы диалектики тоже подтверждают утверждения о том, что природа общества - есть закономерности генерации обработки и хранения информации. И. Акчурин и А. Урсул ещё в 60-е годы прошлого века, заметили, что действие основных законов диалектики можно наблюдать анализируя информационные процессы общества как системы .

Поскольку существуют информация как энергия, извлекаемая обществом из природы, и информация как продукт, перерабатываемый обществом и переносимый обратно в природу, то, вероятно, должен проявить себя закон единства и борьбы противоположностей. При обмене информацией между системой и внешней средой, часто имеет место взаимное влияние общества как информационной системы на среду как внешнюю информационную систему и наоборот.

Поскольку одним из представлений о времени является представление его в виде спирали, то логично признать, что общество развивается по спирали. При прохождении каждого витка общественного развития в обществе как в системе происходит накопление заключенной в ней информации. На предыдущем витке развития информация, сгенерированная или извлечённая из природы, накапливается в виде свободной информации, что не влечёт пока изменений её качественной определенности. На следующем витке свободная информация переходит в связанную, это приводит к закреплению полученных знаний в структуре системы. Последующее изменение структуры есть, очевидно, качественное изменение. В этом проявляется закон перехода количества в качество.

Спиральное развитие общества предполагает, что на следующем ветке развития повторяются некоторые черты, свойственные предыдущим виткам. При этом имеет место поочередное отрицание отдельных частей системы. Повторяя одну из предшествующих своих черт, система производит воспроизведение прошлой структурной информации. Так проявляет себя в информационных системах закон отрицание отрицания.

Возможно, на ранних этапах развития общества человечество воспринимало информацию согласно своему линейному развитию, увеличивая объёмы обрабатываемой информации линейно, но с каждым витком спирали проявлялся всё более заметный нелинейный характер развития общества и проявления нелинейности времени.

С помощью диалектической философии С. Капица разработал модель, в которой в логарифмическом масштабе представлено время. Такое представление времени традиционно принято в антропологии . Развитие общества легко смоделировать в такой шкале от каменного века, который начинается с нижнего палеолита, длительностью в миллион лет, и до неолита, длительностью всего в 7 тыс. лет.

Модель Капицы показывает, что общество как система находится в нелинейной временной структуре. Если поделить всё развитие человечества от его возникновения T 0 до момента глобального демографического перехода T 1 на 12 периодов, равномерно разделяющих все время роста, и если его представить не в линейном, а в логарифмическом масштабе, то окажется, что в этой последовательности каждый следующий цикл короче предшествующего в е=2,72 раз. То есть на первом этапе можно предположить, что в этой пропорции сокращается продолжительность исторических периодов и в такой же мере в течение каждого из них растет население Земли. Количество людей, равное 9 млрд., которые жили в течение каждого периода, оказывается постоянным, начиная от нижнего палеолита до наших дней.

Логично предположить, что определённое количество людей на каждом этапе генерировали определённое количество информации, хранили и обрабатывали не только её, но и информацию с предыдущих периодов, но только в большем объёме и в меньшем промежутке времени.

Если история общества ускоряется, ускоряется относительное время, то должна ускорятся и жизнь каждого человека, должно ускорятся социальное время. По крайней мере, восприятие времени отдельным человеком должно быть неравномерным. Свойства восприятия времени человеком связаны с особенностями информационных процессов в индивидуальном и общественном сознании, то есть с объёмом обрабатываемой информации в качественных, количественных и обменных критериях.

Развитие общества в целом можно описать как эволюцию саморазвивающейся, взаимосвязанной и взаимозависимой системы с управляющем воздействием на неё информации извне и информации, которую оно само производит.

При этом происходит также и усреднение времени, при котором скорость роста зависит не от мгновенного значения населения мира, а от его среднего значения в течение времени усреднения, которое становится все больше по мере ухода в прошлое . При этом самой подходящей мерой развития общества должен стать объём информации, которое оно генерирует, извлекает из природы, накапливает, обрабатывает, передаёт.

Согласно В. Кремянскому эволюционирующая система - это система, способная воспроизводить себя и существовать в исторические отрезки времени на базисе систем низших интегративных уровней. Для общества этот базис - неразумная биосфера. Для поддержания на Земле цивилизации на доиндустриальном уровне требуется племя в несколько сотен человек, поддержание цивилизации на индустриальном уровне требуются сотни тысяч людей. Постиндустриальная цивилизация в полном объеме может поддерживаться только государством с сотнями миллионов жителей, в ближайшие десятилетия эта величина приблизится к миллиарду. Таким образом, увеличение объёмов информации требует увеличения населения планеты.

Спиралеобразный и нелинейный темп развития общества можно сравнить с фазовыми переходами в термодинамике. Как и в фазовом переходе, переход общества на следующий этап происходит при изменении внешних условий. В физике разные термодинамические фазы описываются различными уравнениями состояния. Теми же «термодинамическими» свойствами обладает общество при изменении объёмов обрабатываемой информации, это означает, что всегда можно найти величину, которая скачкообразно меняется при фазовом переходе. Очевидно, этими величинами является не только численность населения, но и величина обрабатываемой информации.

Потоки информации генерируемые миллиардами людей, собранные в сети, как нейроны генерируют управляющие воздействия на общество и на отдельные его элементы, следовательно, это реальная энергия, управляющая обществом и ускоряющая историческое время.

Кроме этого, общество является частью Вселенной, которая является также сложной системой, которая при ускорении расширяется и, усложняясь, генерирует всё больше информации.

Взаимное влияние времени, информации и общества

М. Сухарев заметил, что в развитии общества видна еще одна закономерность: ускорение роста сложности во времени. Если экстраполировать эту тенденцию в будущее, то получится, что скорость развития общества должна увеличиться настолько, что общественно-экономические формации начнут сменяться каждые пятьдесят, десять и меньше лет, а человечество в течение XXIвека объединится в сверхгосударство. Казалось бы, этот прогресс должен неизбежно замедлиться, так как качественно новые состояния общества не могут появляться каждый день, час, минуту. Тенденция к увеличению объёмов информации, к ускорению усложнения общества сохранится, по крайней мере, в обозримое время. Информационные системы и глобальные сети, по мнению М. Сухарева, являются определенным этапом в эволюции Вселенной и продолжают отмеченную тенденцию к самоусложнению материи .

С. Капица попытался рассмотреть рост скорости развития общества на стыке современной физики и ряда исторических наук. Он назвал этот рост «ускорением исторического времени» и при его исследовании применил междисциплинарные границы между областями знания, разделенными как традицией образования, понятийным аппаратом, так и методами исследований. . Для этого были использованы исследования И. Ковальченко и его последователей с применением математических методов в истории . Исследования количественных закономерностей роста человечества Капица основал на применении современных представлений о динамике сложных систем по отношению к описанию процесса исторического развития .

История человечества - это развитие взаимосвязанной системы, в которой постоянно увеличивается поток информации и для которой, помимо внешнего, физического времени, можно ввести представление о внутреннем, системном времени.

Ускорение исторического времени является результатом информатизации общества и усложнения информационных систем, созданных как самой природой, так и человеком.

Причину ускорения исторического времени нужно искать в ускоряющихся потоках информации, которые пронизывают Вселенную, а также в ускоряющихся потоках информации, которые человечество генерирует самостоятельно.

Что касается информации, которую человечество генерирует самостоятельно, то, как отметил С. Капица, «наша эпоха отмечена пределом сжатия исторического времени». Именно это приводит к вышеописанным постиндустриальным последствиям, именно поэтому нашу эпоху следует считать временем информационной и демографической революции, подобной которой не было в истории человечества.

Укрупнённое деление истории на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную можно также сравнить с различными агрегатными состояниями вещества. Известно, что далеко не каждый фазовый переход вещества сопровождается сменой агрегатного состояния, но любая смена агрегатного состояния есть фазовый переход.

Теория глобального роста населения, рассматривающая перемены как фазовый переход, указывает на смысл происходящих в мире изменений, а фазовые переходы группирует в «агрегатные состояния» общества. При этих переходах происходит сжатие исторического времени . При сжатии времени увеличиваются объёмы информации в каждом фазовом переходе, ускорение роста и разрывы пространственных и временных связей. Этим можно объяснить динамическую причину распада империй, нарушение порядка в организации общества, рост множества негативных явлений, внезапно обрушившихся на человечество.

В демографической системе история развития человечества - это течение времени, которое необратимо, дискретно и неравномерно. Это проявляется, когда развитие человечества представлено на логарифмической шкале времен, а самые крупные эпохи, выделенные в антропологии и истории, отождествляются с демографическими циклами, периодами, равномерно разделяющими в логарифмическом представлении рост человечества за все время его развития. В процессе нашей жизни мы живём в абсолютном линейном, равномерном, ньютоновом времени. Оно объективно измеряется часами или годами. Однако, как литература, так и наш собственный опыт показывают, что в течение жизни, особенно в детстве и старости, усиливается влияние на человека относительного и социального времени. Недаром говорят, что "счастливые часов не наблюдают", а в неволе время тянется невыносимо долго .

Историческое относительное время следует воспринимать в логарифмической шкале, и оно задается масштабом демографических циклов. Эти циклы С. Капица назвал демографическими, так как они возникают из модели роста населения Земли. Несмотря на то, что конкретных демографических данных усмотреть в этих циклах практически невозможно, эти оценки вполне соответствуют расчетам, поскольку они относятся к периодам, выделенным археологами в каменном веке на основе анализа развития технологий каменных орудий, и никак не связаны с ростом населения.

Модель С. Капицы основана именно на связи роста населения и развития, причем развитие выражено как функция населения. Так развитие увязывается с населением, и потому демографические циклы модели становятся периодами, отражающими технологическое и социальное развитие. Вполне логично сделать предположение, что для любого ускорения, в том числе для ускорения времени, нужна некая энергия и эта энергия - есть различные потоки информации.

Используя современные космологические модели, можно предположить, что вся наша Вселенная на момент своего образования могла быть описана ничтожным количеством информации, возможно, десятком или сотней байт. При образовании атомов, молекул, тел, жизни, обществ во Вселенной наблюдается её расширение, усложнение и наполнение информацией. Нелинейное ускорение расширения Вселенной должно вести к нелинейному сжатию времени, в противном случае Вселенная лопнула бы как мыльный пузырь. Расширение Вселенной, вероятно, происходит за счёт тёмной энергии, которая, по сути, есть потоки информации, генерируемые Вселенной и питающая её расширение и ускорение времени.

Рассмотрев время как меру движения не только материи, но и потоков информации, рассмотрев информацию, как свойство времени, можно смоделировать систему, описывающую взаимное влияние времени, информации и общества (Табл. 1).

Таблица 1.

Взаимное влияние времени, информации и общества.

Время

Общество

Информация

Динамика

Ускоряющееся время влияет на развитие общества

Ускоряющееся время влияет на объёмы информации

Развитие общества

Развивающееся общество ускоряет течение исторического времени

Развивающееся общество увеличивает объёмы информации

Накопление

информации

Увеличивающиеся объёмы информации ускоряют течение времени

Увеличивающиеся объёмы информации ускоряют развитие общества

Приведённая структура объединяет понятия времени, общества и информации в замкнутую систему. Ускоряющаяся динамика времени ускоряет развитие общества и увеличивает объёмы информации, как во Вселенной, так и в обществе. Технологическое, коммуникационное, информационное и культурное развитие общества ускоряет темп исторического времени и приводит к увеличению генерируемой, передаваемой, обрабатываемой и хранимой информации, также как и развитие Вселенной увеличивает объёмы информации в ней. Увеличение объёмов информации и информационных потоков в космологическом плане ускоряет течение времени, а в общественном плане приводит к ускорению исторического времени, замыкая единую систему.

Рассмотрев роль информации в обществе и сложных технических, природных и социальных системах, проанализировав влияние объёмов генерируемой, хранящейся, передаваемой и обрабатываемой информации на темпы развития общества, можно констатировать, что объёмы информации влияют на ускорение времени как в человеческом обществе, так и во Вселенной. Поток информации, генерирующийся во Вселенной, отражается в структуре тёмной энергии, следовательно, может считаться энергией ускорения расширения Вселенной, а поток информации, генерирующийся обществом, отражается в структуре исторического времени и может считаться энергией ускорения развития общества и энергией, сжимающей историческое время.

Список литературы:

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.-167 с.

2.Акчурин И.А. Развитие кибернетики и диалектика // Вопросы философии.-1965.- № 7.-С. 28-37.

3.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.,1999. - 243 с.

4.Белл Д. Социальные рамки информационного общества

5.Глушков В.М., Амосов Н.М. и др. Энциклопедия кибернетики. Киев, 1975.- 369 с.

6.Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 246 с.

7.Еляков А.Д. Современная информационная революция // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 15-26.

8.Захаров В.П. Информационные системы (документальный поиск): учебное пособие.- СПб.: СПб. госуниверситет, 2002.-295 с.

9.Иванов Д. Общество как виртуальная реальность. Сборник: Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - с. 67-153.

10.Кант И. Критика чистого разума. гл. II «О времени» 1994. - 348 с.

11.Капица С.П. Глобальная демографическая революция и будущее человечества // Новая и новейшая история. - 2004. - № 4. - С. 59-72.

12.Капица С.П. Об ускорении исторического времени. М., 2004. - 157 с.

13.Капица С.П. Общая теория роста населения Земли. М., 1999. - 182 с.

14.Катречко С.Л. Знание как сознательный феномен. М., 2002. - 215 с.

15.Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003. - 148 с.

16.Константинов Ф.В., Богомолов А.С., Гак Г.М. и др. Основы марксистско-ленинской философии. М.: Политиздат, 1973. - 362 с.

17.Корюкин В.И. Вероятность и информация // Вопросы философии.-1965. - № 8. - С. 36-47.

18.Кузнецов Д.В. Роль современных коммуникаций в формировании массового сознания // Философия и общество. - 2004. - № 3. - с. 52-71.

19.Московичи С. Век толпы. М., 1998. - 216 с.

20.Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1984. - 238 с.

21.Пушкин Б.Г., Урсул А.Д. Информатика, кибернетика, интеллект. Кишинев: Штиинца, 1989. - 327 с.

22.Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. - 2001. - № 3. - С. 36-51.

23.Сухарев М. Взрыв сложности // КомпьюТерра. - 1998. - № 43. С. 13-43.

24.Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. М.: Наука, 1972.-263 с.

25.Филосовский энциклопедический словарь. М., 1998.-463 с.

26.Хрисанфова Е.Н. Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1991.-356 с.

27.The Encyclopedia of Human Evolution. Ed. By S. Jones. Cambridge University Press, 1994.-215 р.

Часто ли вы слышите фразу: «Время стало лететь быстрее. Вот раньше я успевал все сделать, а сейчас раз, два - и день закончился». Удивительно, но ученые нашли доказательство тому, что цикл человеческого развития действительно ускорился. А объяснение всему этому - закон ускорения истории. И если рассматривать не человечество в целом, а каждого индивидуума в отдельности, то эти правила будут применимы и для короткой людской жизни.

Определение

Многие школьники заваливаются на экзамене, услышав вопрос: «Что такое закон ускорения истории?». По обществознанию эту тему проходят в восьмом классе, политологией занимаются уже в институтах. Поможем ученикам и разберемся, как дать правильный ответ.

Социальное общество, подобно фабрике, постоянно наращивает темпы производства. Со времен первобытных людей мы куда-то стремимся, что-то открываем и находим. Изучая историю нашего мира, ученые пришли к очень забавному выводу. Оказывается, что каждая новая стадия развития человечества проходит намного быстрее, чем предыдущая. Это и есть закон ускорения истории.

Вспомните, что по временным рамкам капитализм был короче феодализма, который просуществовал почти 3 века, он в свою очередь был короче рабовладения. Подтверждение этому дают и археологи, изучавшие структуру земляных слоев. Они указывают на то, что самым продолжительным этапом человечества был первобытный строй, покоривший людей на два миллиона лет.

Выведем конкретное понятие о том, что такое закон ускорения звучит так: каждая последующая стадия человечества намного короче предыдущей.

Пример №1

Рассмотрим конкретные случаи нашей жизни. Повсеместно мы можем встретить закон ускорения истории. Примеры спрятаны в современном мире. Негласно его называют эпохой информации. Вот проследите тенденцию: сколько информации было доступно человеку 20 лет назад? Этот период большинство из нас очень хорошо помнят. По телевизору шел один канал, газеты приносили два раза в неделю, а в очередях в магазин обсуждались самые горячие сплетни города.

Что изменилось сегодня? За каких-то 20 лет, что в переводе на человеческую историю маленькая песчинка, поток информации удвоился в 120 раз. Не просто в два раза больше, а в 120 раз больше! И это еще не все. Такая тенденция продлится и дальше, и каждых 20 месяцев количество обрушиваемой на нас информации будет пропорционально увеличиваться вдвое.

Таким образом, можно предположить, что будет через 100 лет с нами. Количество всевозможных данных, поступаемых в мозг человека, увеличится в 1200 раз! Он или взорвется, или превратится в киборга.

Пример №2

С каждой эпохой появляются новые изобретения, орудие труда и оружие. Так, существующее в первобытном строе орудие под названием чоппер (сделанное из специально обработанной гальки) прослужило миллионы лет. А мы на протяжении жизни можем усовершенствовать лопату в несколько раз.

Новый мир составляет лишь одну тысячную часть (0,001) всемирной истории. Это крошечный этап, за время которого произошло невероятное количество социальных, культурных, экономических и политических изменений.

Доказательства

Доказательствами реального существования этого понятия является то, как проявляется закон ускорения истории. Наши бабушки и дедушки, родившиеся в начале 20 века, пережили огромное количество событий. Первая мировая война, распад огромных империй, перестрой общества, Вторая мировая война, индустриальный рывок, технологический прорыв, снова распад общества. Сейчас мир находится на грани, может развязаться новая масштабная война. За прошедшие сто лет на планете прошло три этапа развития цивилизации: аграрная, индустриальная и постиндустриальная. А это 4 поколения.

А что было раньше? Кроманьонцы существовали 1600 поколений, после них еще 1200 жили, не выходя из пещер. Эпоху письменности пережило 240 поколений, а книги печатали уже 22.

Укорачивается и время, проведенное между первым изобретение предмета и его реальным использованием в жизни. Так, бумагу придумали в Китае, но писать на ней стали лишь 1000 лет спустя. Первый был запущен в 1868 году. Но он был слишком мал, и 80 лет люди не могли придумать, что же с ним сделать, прежде чем он стал основой для движения машин. Телефон разрабатывался 50 лет, самолет - 20, транзистор - 3, а факс стали использовать уже через 3 месяца после первого проекта. Разве это не закон ускорения истории?

Опровержение №1

С в прошлом все понятно. Доказательств более чем достаточно о том, как проявляется закон ускорения истории. Но что ждет человечество в дальнейшем? Что такое должно произойти, чтобы мы перешли на более совершенный уровень? Или все-таки апокалипсис - это правда? На эти и другие вопросы ответить сложно, и в связи с этим возникает множество спорных моментов.

Мы говорим о развитии человечества, оперируя теми данными, которые имеет наука на сегодняшний день. Но все это касается лишь небольшой части мира - Западные страны, в том числе Северная Америка, и частично и некоторые страны Азии. Большинство государств на карте мире находятся на уровне первобытных понятий о достижениях научного прогресса. Им впихивают технологии, но не показывают, как ими управлять. Им дают деньги на разработку вакцин от смертельных болезней, а 80 % населения мира не умеет даже читать.

Многие ученые твердят, что закон ускорения истории - это всего лишь занавес, с помощью которого проще изъясняться и объяснять неведомое. Темп изменения - это величина постоянная, если сравнивать ее не с краткими десятилетиями, а с веками медленной эволюции.

Опровержение №2

Закон ускорения истории - это отличная тема для философов. Размышляя над прошлым, можно спрогнозировать или предположить, к чему придет человечество в будущем. Академик Сергей Капица в одной из последних своих статей поднимает вопрос о том, почему нам кажется, что время начинает двигаться быстрей.

По его мнению, все зависит от Так, в период палеолита на Земле жило около 100 тысяч человек. Эпоха длилась миллион лет. Сколько из этих тысяч людей были гениями? 2, 3 или 10, что могли придумать что-то совершенно новое? А сколько людей живет сейчас? Семь миллиардов! Сто тысяч - это лишь население небольшого городка. Какой процент одаренных людей приходится на наш век? Поэтому нам кажется, что процесс развития идет быстрее.

В ожидании нового

История нам упрямо твердит, что вот-вот должно что-то измениться. Раз сократилось время перехода на новый уровень, значит, логически нужно предположить, что он наступит совсем скоро. Интересно знать, что будет через 100 лет? Изменится ли планета?

Когда-то в 70-х годах прошлого века один ученый вывел формулу демографического прибавления населения на Земле. Согласно этим данным, нас должно было быть к 2010 году 10 миллиардов. Но эпидемии и пандемии забирают сотни жизней, чтобы хоть как-то уровнять шаткое равновесие природы. Возможно, мы уже на пути к чему-то новому, к новой жизни и новым проблемам. Как известно, прирост населения уже не такой резкий, как 10 лет назад, он стабилизировался, а значит, определенный этап перехода уже состоялся.

Предмет: обществознание

Класс, профиль: 8 класс, обществознание

Ф.И.О. педагога, № ОУ: Григоркина Г.С., МОУ гимназия №19 имени Поповичевой Н.З.

Программно – методическое обеспечение:

Программа (базовый уровень)

Используемые учебники: А.И. Кравченко

Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»

Цель:

Познакомить учащихся с тенденциями развития общества, в том числе законом ускорения истории, неравномерным развитием различных народов и наций, объяснить сущность социального прогресса и его видов.

После изучения темы учащиеся должны:

    объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами;

    знать о том, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью, уметь пояснить эту тенденцию на примере развития стран;

    пояснить сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;

    уметь определять, в каких случаях общество развивается реформистским путём, а в каких – революционным;

    знать определения следующих понятий: закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха.

План урока:

    Основные закономерности развития человеческого общества: почему ускоряется история?

    Закон неравномерного развития народов и наций мира.

    всегда ли общество развивается прогрессивно. Что такое социальный прогресс?

    Реформы и революции.

    Приступая к рассмотрению первого вопроса, учителю необходимо подчеркнуть, что, изучая эволюцию обществ, учёные пришли к выводу о существовании закономерностей в их развитии.

Рассмотрев хронологические рамки каждой исторической эпохи, ученики приходят к выводу об уплотнении исторического времени.

На рисунке к параграфу представлена сущность закона ускорения исторического времени. Рассматривая рисунок (с. 33 учебника), ученики должны пояснить:

а) Как соотносятся между собой уровень развития общества и историческое время?

б) Почему эту взаимосвязь называют законом ускорения истории?

Учитель обращает внимание ребят на дополнительный текст параграфа «Ускорение истории» (с. 34 учебника). Пусть учащиеся разъяснят статистические данные, представленные в тексте.

Выполнив такую работу, ученики приходят к выводу, что каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий. Однако уровень развития общества, наоборот, становится выше.

Весьма впечатляют данные социологов о том, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Однако орудия труда, технологии усовершенствуются гораздо быстрее.

Определённый период развития человечества называют исторической эпохой. Обратив внимание учащихся на это понятие, и разъяснив его смысл, учитель даёт задание группам учащихся отобрать известные им факты, свидетельствующие о том, что технические изобретения, научные открытия совершенствовались от эпохи к эпохе. С этой целью ученикам можно предложить в качестве помощника книги – учебники по истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Сопоставить уровень развития каждой эпохи можно по следующим параметрам:

а) развитие орудий труда, техники и науки;

б) развитие интеллекта человека;

в) социальная организация общества.

(Такую работу целесообразно выполнять в подготовленном классе).

    На предыдущем уроке ученики, выполняя задание по карточкам, узнали о том, что русский учёный Н.Н. Миклухо- Маклай изучал в XIX в. реликтовые общества папуасов, живущих на уровне первобытного общества. Почему история «тормозит» эволюцию отдельных народов, людей? Пусть ребята выскажут свои предположения.

Почему социальное время протекает не везде одинаково?

Ученикам предлагается подумать, можно ли рассматривать экспансию капиталистически развитых стран на территорию слабо развитых регионов как прогрессивное явление? (С одной стороны – искусственная попытка ускорить процесс развития народов (завоз техники и т. д.), с другой – разрушение самобытности).

Желательно, чтобы в процессе дискуссии ребята аргументировано доказали свою точку зрения. Для отслеживания разнополярных суждений к доске (к листу ватмана, прикреплённому на стене) следует пригласить одного ученика, который должен фиксировать эти позиции выступающих. (Да, это прогрессивно, так как…; Нет, это насилие и носит опасный характер, так как…)

    Рассмотрение третьего вопроса должно быть сконцентрировано вокруг понятия «социальный прогресс». Он объясняется нашей наукой как мировой прогресс развития человеческого общества от менее совершенного к более совершенному, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Разъясняя сущность социального прогресса, учитель привлекает к диалогу ребят, которые с помощью конкретных фактов доказывают, чем характеризовался социальный прогресс и его составляющие в определённые исторические эпохи.

Изучение вопроса завершает проблемное задание:

Подумайте, может ли общество развиваться вспять, регрессивно?

Разъясняя эту проблему, учитель должен закрепить в понимании учащихся, что прогресс носит глобальный характер, а регресс – локальный и охватывает отдельные общества и промежутки времени.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание.

«Истории человечества известны многочисленные войны. В их состоянии оно находилось гораздо больший промежуток времени, чем в состоянии мира. Подумайте, как влияли войны на развитие общества? Какую функцию они выполняли: прогрессивную или регрессивную?»

Можно предложить ученикам разделиться на две группы с биполярными мнениями и попытаться дать ответ на поставленный вопрос с заранее предлагаемой установкой (ученики пытаются доказать предложенную позицию, полемизируя со своими противниками):

Да, войны оказывали прогрессивное влияние на развитие общества, так как:

    в период военных действий происходит быстрое усовершенствование техники, в том числе военной, развивается военно - промышленный комплекс страны.

    Предприятия, фирмы по производству вооружения получают госзаказы, их прибыль быстро растет. Происходит обогащение многих структур.

    В военное время в народе проявляются особые чувства патриотизма, единения, что способствует сплочению нации, росту её интеллектуальных возможностей.

    В период войны появляется много уникальных талантливых произведений науки, искусства (песни, музыка, живопись…)

    Война истребляет часть населения, тем самым, регулируя решение демографических проблем.

    Война способствует новым открытиям в области медицины.

Нет, войны негативно влияют на общество, так как:

    война – это многочисленные жертвы людей, горе и слёзы.

    В период войны уничтожаются многочисленные ценности культуры, в том числе здания, сооружения

    Война приводит к колоссальным материальным потерям: разрушению и опустошению городов, деревень.

    Стрессовое состояние людей приводит к нарушению психики, здоровья людей

    Общество дестабилизируется, теряя трудоспособных граждан и увеличивая разряд тех, кто нуждается в социальной поддержке.

    Происходит передел мира, порождаются новые конфликты.

    Социальный прогресс может осуществляться постепенно или скачкообразно. В первом случае в обществе происходят реформаторские изменения, а во втором – революционные. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на разницу в этих понятиях.

Ученикам предлагается проанализировать нижеприведённые события и сгруппировать их в 2 колонки таблицы, объяснив устно:

а) Почему это событие можно отнести к данному виду социального прогресса?

б) Каким образом происходили изменения, кто стал инициатором и «проводником» перемен в жизни?

    Приватизация жилья, законодательно разрешённая в России.

    Введение налоговых льгот отечественными предпринимателями.

    Юридическая отмена крепостного права в 1861 г. в России.

    изменение системы судопроизводства в 60-е гг. XIX в., в соответствии с которыми введён суд присяжных, состязательность процесса и проч.

    События 1917 года в России, повлекшие за собой изменения политического строя (монархия - республика), ликвидация буржуазии, уничтожение частной собственности.

    Технологический, промышленный подъём западноевропейских государств XVIII-XIX вв., в результате которого машинное производство вытеснило старую мануфактуру.

Таким образом, ученики самостоятельно при организующей роли учителя начинает понимать, что:

Реформа – усовершенствование в определённой сфере жизни, которое носит постепенный характер, не затрагивающий основ существующего строя.

Революция – комплексное изменение большинства сторон жизни, выводящее на качественно новый уровень развития общество.

В конце изучения темы учитель может поработать с понятиями, рассмотренными на уроке. Для этого следует предложить выстроить на доске терминологическую модель их взаимосвязи Ии попросить разъяснить отдельные понятия устно.

Д/з: 4 параграф, выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу. Отдельным группам ребят можно дать индивидуальные задания: подобрать из литературы, СМИ факты. Доказывающие закономерные тенденции в развитии общества.урока ...

  • Рабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс пояснительная записка

    Рабочая программа

    ... история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества ... развития человеческого общества , и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные ... карты. Почему манили новые...

  • Конспект повторительно-обобщающего урока Проблемно-дискуссионное игровое

    Конспект

    Также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до... из основного и дополнительного... для детей. Всемирная история . - М.: Аванта +, ... урока . Постановка проблемного вопроса: Как вы считаете, почему ... . Ускорила развитие Италии...

  • Урок раздел I. Жизнь первобытных людей тема I. Первобытные собиратели и охотники

    Урок

    И человеческого общества , зарождением духовной культуры, социальной дифференциации. Нигде больше на материале курса истории ... Востока, греческие ученые пытались найти основные закономерности развития природы. Величайшим достижением было учение...

  • Вопрос 01. Определите содержание понятия «информационное общество». Почему его называют также «постиндустриальным»?

    Ответ. По мысли его теоретиков, информационное общество – следующая стадия развития после индустриального, потому другое его название – постиндустриальное. Это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний.

    Вопрос 02. Что такое рынок знаний (информации)? Почему производство знаний стало выгодной сферой вложения капитала?

    Ответ. В информационном обществе знания (прежде всего, новые технологии) становятся товаром (то есть имеют свою цену), более того – самым ценным товаром. А любой товар котируется на определённом рынке. Вложение в самый ценный товар выгодно. В данном случае такие вложения позволяют первому иметь доступ к новой технологии и получить сверхприбыль, пока технология не стала общедоступной.

    Вопрос 03. Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?

    Ответ. Каждая научно-техническая революция в ХХ веке есть в основном не отрицание предыдущих научных теорий, а резкое увеличение суммы знаний. Увеличение суммы знаний ведёт к ускорению темпов исследования и ускорению темпов накопления знаний. Вскоре, как говориться, количество переходит в качество: накопление знаний приводит к новой научно-технической революции.

    Вопрос 04. Как возникновение Интернета повлияло на развитие мировой цивилизации, человека?

    Ответ. Появление Интернета ведёт к постепенному возникновению единого информационного пространства (на сегодняшний день оно разделено по языкам, но уже не по государствам, границы которых не играют в Интернете практически никакой роли).

    Вопрос 05. Охарактеризуйте процесс изменения социальной структуры общества развитых стран к концу XX в.

    Ответ. В процессе перехода к информационному обществу уменьшается число бедняков, также как и число сверхбогатых людей. Большую часть общества начинает составлять так называемый средний класс. Бедняки и даже бездомные присутствуют в обществе, но их не столь значительное число, чтобы стать источником социальной напряжённости. В целом это общество, где удовлетворены базовые человеческие потребности подавляющего большинства его членов.

    Вопрос 06. Раскройте понятие «средний класс». Какую роль он играет в общественно-политической жизни?

    Ответ. Средний класс состоит из обеспеченных, имеющих больше необходимого минимума, но не живущих в роскоши людей. Обычно большая часть среднего класса работает в сфере обслуживания. В современных развитых государствам он составляет основной источник налоговых сборов, основной электорат, в целом является лицом общества.



    Рассказать друзьям