Воображение как психический процесс. Воображение как один из познавательно-психических процессов - доклад Особенности воображения как психического процесса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение


Роли воображения в жизни человека еще с древних времен уделялось особое внимание. Интерес к этому психическому процессу велик и по сей день. Ведь воображение имеет огромную социальную значимость. Умение создавать что-либо новое и необычное дает людям возможность расширять свои познания о мире, о человеческих взаимоотношениях. Все это стало бы невозможно без воображения.

В настоящее время роль воображения является общепризнанной. Оно участвует в преобразовании имеющихся представлений и понятий, расширяет сферу познания, способствует развитию мышления, воспитанию эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.

Любая деятельность человека связана с воображением, так как невозможно заниматься трудом, не представляя при этом его текущего и конечного результата. При отсутствии воображения не существовало бы науки, искусства, техники и культурной жизни в целом.

Процесс воображения позволяет принимать решения и находить выход из проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний. Иными словами, если человек не сталкивался с чем-либо в собственном опыте, то это не мешает ему представлять и создавать образы, тем самым используя и развивая творческое мышление. В творчестве проявляется специфика личности человека, его эмоции, чувства, отношение к окружающему миру.

С.Л. Рубинштейн говорит о ценности воображения, которая, по его словам, состоит в том, что люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуя его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое.

Несмотря на то, что хорошо изучены психические процессы, с которыми связано воображение (восприятие, память, мышление и др.)и какое значение в жизни человека они имеют - нам до сих пор неизвестны механизмы и сущность воображения.

Это обстоятельство побудило многих исследователей заниматься изучением воображения в общей психологии: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, А.Г. Маклаков, В.В. Давыдов, М.В. Гамезо, И.А. Домашенко, В.А. Ситаров, Д.Н. Узнадзе и др. А также отдельно рассматривали данную проблему в специальной психологии и педагогике следующие ученые: К. Бюрклен, П. Виллей, Л.С. Выготский, А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, О.В. Боровик, Г.В. Никулина, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин и др.

Очевидно, что значение воображения в психическом развитии человека велико. Надо сказать, что в общей психологии важнейшие аспекты проблемы воображения изучены весьма глубоко и разносторонне. Специалисты в области тифлопсихологии изучили эту проблему применительно к слепым и слабовидящим гораздо менее полно, чем это сделала общая психология по отношению к нормально видящим. Между тем, роль воображения в жизни людей с дефектами зрения особенно велика.

Ввиду этого, у меня возникло желание обобщить уже имеющиеся знания о воображении, чтобы лучше понимать сущность этого процесса, расширить свои представления в этой области, а также разобраться в вопросе, какую роль играет воображение в жизнедеятельности людей с глубокими нарушениями зрения.


1. Изучение воображения в общей психологии


.1 Понятие воображения. Физиологические основы воображения. Подходы к изучению воображения


Говоря о понятии воображения, надо сказать, что оно имеет неразрывную связь с такими психическими процессами, как восприятие, память и мышление. Но существенно отличается от них. И, принимая во внимание высказывание Л.С. Выготского относительно отличия воображения от других форм психической деятельности, важно заметить, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением.

По мнению В.А. Ситарова, воображение состоит в мысленном отходе за границы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению событий, освежает полученный в прошлом опыт и уже имеющуюся информацию в новом контексте познания.

Воображение отражает субъективный мир человека, его видение окружающего мира. В особенности актуальна работа воображения в тех ситуациях, когда для осуществления мыслительных операций не достает количества информации, тогда с помощью воображения мы находим решения и выход из сложившейся ситуации, путем прогнозирования промежуточных и конечных результатов своей деятельности.

В.А. Ситаров дает ему следующее определение:

Воображение - это психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание в условиях неопределенности наличной проблемной ситуации.

М.В. Гамезо предлагает похожее определение воображения, основываясь на сравнении его с другими психическими функциями:

Воображение (фантазия) - это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Оно отличается от образной памяти (представления), так как это принципиально новый образ, динамичный, и акт запоминания и сохранения при этом отсутствует. Воображение отличается от мышления, так как протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Оно связано с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и представляет собой аналитико-синтетическую деятельность мозга (расчленяются старые объекты на части и объединяются в новый образ, например «русалка»).

Подобные суждения о понятии и сущности воображения выдвигали: С.Л.Рубинштейн, Р.С. Немов, А.Г. Маклаков, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Е.И. Николаева, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, А.Г. Литвак и другие исследователи).

Далее, говоря о физиологическом аспекте воображения, хочется привести пример, который описывает Л.С. Выготский. Говоря о работе коры больших полушарий головного мозга, Л.С. Выготский сравнивает работу головного мозга с колеёй, оставленной колесом на земле, которая в последствие облегчает движение. Сущность этого примера заключается в том, что мозг, сохраняя наш прежний опыт, облегчает воспроизведение этого опыта в будущем. Но если бы работа мозга заключалась только в воспроизведении информации, человек не смог бы приспособиться к постоянно изменяющимся условиям.

Ввиду этого, Л.С. Выготский выделяет следующую функцию - комбинирующую или творческую.

Комбинирующая деятельность мозга основывается на сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, но суть этой функции заключается в том, что имея следы возбуждений, мозг комбинирует их в новые сочетания, которые не встречались в его действительном опыте.

Такая деятельность человека, основанная не только на воспроизведении его прежнего опыта, но и на создании чего-то нового, называется творческой.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, называют воображением или фантазией.,

Рассматривая этот вопрос, А.Г. Маклаков связывает процесс воображения с регуляцией органических процессов организма и движения. Ввиду того, что физиологические механизмы воображения связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Далее, А.Г. Маклаков отмечает, что воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, представление о вкусном обеде вызывает обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит представить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мозг как целое оказывает регулирующее воздействие на все органы человеческого тела. В свою очередь воображение, как и другие психические процессы, оказывает значительное влияние на работу многих систем человеческого организма. А значит, воображение играет огромную роль в формировании личности и жизни человека в целом.

В своем очерке Л.С. Выготский выделяет несколько форм связи воображения с действительностью, что, по его мнению, поможет лучше понять механизм воображения и его связь с творческой деятельностью.

Во-первых, воображение основано на прежнем опыте человека, состоящего из образов действительности.

Далее Л.С. Выготский формулирует первый и, по его словам, самый важный закон о том, что творческая деятельность воображения зависит от богатства и разнообразия прошлого опыта человека, представляющий собой материал, из которого создаются построения фантазии. Поэтому чем богаче опыт человека, тем шире материал, которым располагает его воображение.

Во-вторых, Л.С. Выготский выделяет высшую форму связи фантазии с реальностью - связь конечного продукта воображения с реальным явлением. Эта форма связи возможна благодаря чужому или социальному опыту. Иными словами, если никто не наблюдал описанного явления, то при этом правильное представление оказалось бы невозможным.

Третей формой связи между деятельностью воображения и реальностью, которую выделяет автор, является эмоциональная связь. Сущность этой связи заключается в том, что образы и впечатления, имеющие общую эмоциональную окраску, объединяются, даже если они не имеют сходства. В этом случае чувства влияют на воображение, но есть и обратная связь, при которой воображение влияет на наши эмоции. Например, игра актеров, их переживания нас тревожат и заставляют задуматься, поставить себя на их место. То есть даже если мы знаем, что все это является вымышленным, в нас возникают чувства, переживаемые в реальности.

Сущность четвертой формы связи заключается в том, что продуктом фантазии может стать предмет, не соответствующий предмету реально существующему. Такой продукт может быть создан из нескольких элементов, которые взаимодействуя, образуют качественно новую вещь, которая с момента своего появления начинает воздействовать на другие вещи в окружающем мире.

Связывая эти четыре формы, можно сделать вывод о том, что механизмами творческой деятельности человека являются не только мысли и чувства, но и их непосредственная связь и взаимодействие.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что многие исследователи, изучая воображение, придерживаются положений, представленных Л.С. Выготским, как основополагающих. Это говорит о том, что Л.С. Выготский внес колоссальный вклад в изучение воображения и психологии в целом. Он рассмотрел воображение и его роль в психике человека весьма подробно, заостряя внимание на всех аспектах данной функции. Но исследования не стоят на месте, ведь вопросы о механизмах и физиологических основах воображения остаются не до конца изучены. За последнее время мы больше узнали о физиологических аспектах воображения, о структурах центральной нервной системы, с которыми оно связано. Это позволяет проводить дальнейшие исследования, как в общей, так и специальной психологии, опираясь на предоставленный учеными опыт и знания в этой области.


1.2 Виды и функции воображения

психологический воображение пассивный

Виды воображения

В общей и специальной психологии воображение разделяют по нескольким критериям:

.по степени активности:

Активное или произвольное, которое в свою очередь делится на творческое или продуктивное(создание новых образов) и воссоздающее или репродуктивное(создание по образцу).

Пассивное или непроизвольное, которое подразделяется на преднамеренное (грезы) и непреднамеренное (сновидения, аффект).

.по характеру образа: конкретное и абстрактное.

С.Л. Рубинштейн, раскрывая сущность каждого вида воображения, говорит о том, что все виды направленности личности находят проявление в воображении и, таким образом, порождают различные уровни воображения.

Различие этих уровней определяется, прежде всего, тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу.

При пассивном воображении смена образов, которая происходит под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта, происходит самотеком, непроизвольно. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. Такая форма воображения встречается в дремотных состояниях, в сновидениях, при патологических расстройствах сознания (галлюцинации). В этих случаях за образом обычно скрываются в качестве движущих сил аффективные моменты потребностей, влечений. Этот подвид пассивного воображения является непреднамеренным.

Говоря о пассивном воображении, нужно заметить, что людям присуще преднамеренное воображение, выражающееся в образах фантазии, но не связанное с волевым действием. Эти образы имеют связь с интересами и потребностями. Чаще всего они являются радостными и приятными. Такие формы пассивного воображения называются - грезы.

Следует отметить, что преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.,

А при активном воображении все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию и преобразованию образов. В соответствии с целями, которые ставит перед собой сознательная творческая деятельность человека. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

В рамках активного воображения выделяют воссоздающее, творческое воображение, а некоторые авторы отдельно выделяют мечту.,

А.Г. Маклаков приводит такой пример воссоздающего воображения, когда человеку необходимо воссоздать представление о каком-либо объекте или явлении как можно более полно, на основе словесного описания. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые, что дает возможность более полно сформировать образ.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Творческое воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.,

С.Л. Рубинштейн отмечает, что воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, не такова, что творчество является продуктом воображения. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется своеобразных видов человеческой деятельности, - конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.

Особой формой активного воображения является мечта. Этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность. Она выступает в качестве побудительной причины, или мотива деятельности, окончательное завершение которой по разным причинам оказалось отложенным. ,

Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Но в некоторых случаях мечта выступает в качестве замещения деятельности. Мечты остаются только мечтами и никогда не реализуются в творческой деятельности. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. Этот вид мечты характерен и для людей с нарушением зрения, что может негативно сказываться на их жизнедеятельности и развитии личности в целом.

А.Г. Маклаков отмечает позитивное значение мечты, заключающееся в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакциях. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одного из факторов, обусловливающих затруднения в социально-психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных. В этой ситуации мечта может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение.

Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы единичные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Соответственно этому существуют многообразные виды воображения - более конкретного и более абстрактного. Различие конкретного и абстрактного воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами - схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом полярными; между ними существует множество взаимопереходов.


1.3 Функции воображения


Р.С. Немов выделяет следующие функции:

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая различные задачи. Эта функция воображения связана с мышлением.

Вторая функция воображения, выделяемая Р.С. Немовым, состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

М.В. Гамезо выделяет такие функции:

Познавательная функция. Благодаря воображению, происходит концентрация внимания, мышления, памяти. Таким образом, окружающий мир познается глубже.

Вторая функция - регулятивная. Она выражается в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении результата труда (антиципация); в регуляции познавательных процессов.

Третьей функцией, которую выделяет М.В. Гамезо, является аффективная функция. Суть ее заключается в том, что воображение, участвуя в регуляции эмоциональных состояний может замещать неудовлетворенные потребности.

Функции воображения, выделяемые Л.С. Выготским:

Основная функция воображения заключается в организации таких форм поведения, которые еще ни разу не встречались в опыте человека. Далее Л.С. Выготский отмечает несколько функций различной природы, но тесно связанных с основной функцией нахождения поведения, соответствующего новым условиям среды.

Первую функцию Л.С. Выготский называет последовательной. Ее суть в том, что все, что мы познаем не из собственного опыта, мы познаем при помощи воображения.

Вторую функцию воображения Л.С. Выготский называет эмоциональной; она состоит в том, что всякая эмоция имеет свое определенное, не только внешнее, но и внутреннее выражение, и, следовательно, фантазия является тем инструментом, который непосредственно осуществляет работу наших эмоций. Известно, что далеко не все находящиеся у нас импульсы и влечения получают свое осуществление. Поэтому следует вопрос, какова судьба тех нервных возбуждений, которые возникают совершенно реально в нервной системе, но не получают своего осуществления? Они получают характер конфликта между поведением человека и окружающей средой. Если он не получает выхода в других формах поведения, то может развиться невротическое заболевание. И вот функция сублимации, т. е. социально высшей реализации неосуществившихся возможностей, выпадает на долю воображения.

Таким образом, отметив виды и функции воображения, надо сказать, что воображение играет важную роль в осуществлении многих процессов, протекающих в нашем организме. Оно охватывает сознательную и бессознательную сферу деятельности головного мозга, что умножает интерес к дальнейшему изучению воображения и его роли в жизнедеятельности человека.


1.4 Развитие воображения


На основании исследований Л.С. Выготского, важно отметить, что сензитивный период развития воображения -это дошкольный возраст. Наиболее продуктивно развивается воображение ребенка под влиянием взрослых.

А.Г. Маклаков отмечает, что развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Связь между восприятием и воображением видна, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы (стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в машину).Но первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, а ведущим типом деятельности ребенка является игра.

Следующий этап, выделяемый А.Г. Маклаковым, связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения, который выделяет А.Г. Маклаков, связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать - он активизирует процесс воображения. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Но нужно отметить, что не всегда воссоздающее воображение способно развернуть яркие образы. Это может быть обусловлено недопониманием изучаемого материала (высокая скорость подачи материала, недостаточное количество информации и другое). В таком случае, воссоздающее воображение не будет развиваться должным образом, что может негативно сказаться на дальнейшем развитии психики ребенка.

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в степени развития воображения, которая характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений и влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном отношении жизнь.

Знание механизмов развития воображения играет важную роль в изучении психики нормально видящих и людей с нарушенным зрением. Важно понимать, что воображение при нарушенном зрении развивается по одним и тем же законам, что и при нормальном зрении и имеет такое же значение в жизни слепых и слабовидящих, как и в жизни зрячих. Но, при этом, процесс и развитие воображения людей с нарушенным зрением имеет ряд особенностей, о которых пойдет речь в следующей главе, где я провела анализ исследований, проведенных в рамках специальной психологии.


2. Изучение воображения в специальной психологии


.1 Влияние зрительной патологии на процесс воображения


Часто полагают - пишет П. Виллей, что слепой лишен всякого воображения. Из-за того, что нас вводят в заблуждение слова. Многие понимают слово «образ», как образ зрительный и поэтому считают, что у слепого не может быть так развито воображение, как и у зрячего. В действительности, воображение слепого, связанное с пространственными представлениями, бывает не менее развито, чем у зрячих. Все же пространственные представления слепых не могут быть такими яркими и конкретными, как у зрячих. Но для того, чтобы представить себе различные сочетания событий, взаимодействие различных характеров и поступков, для этого зрение не требуется. Нужно только обладать тонким и гибким умом, способностью глубоко чувствовать и мысленно перевоплощаться в других людей, переноситься в другие условия, надо обладать любознательностью и определенной целеустановкой. Все это может быть у слепого точно так же, как и у зрячего.

Воображение расширяет границы человеческого познания с самого раннего детства. Оно оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств, способствует развитию мышления, воли, чувств и эмоций.

Нарушения зрения в определенной мере ограничивают возможности развития воображения. Однако благодаря компенсаторным механизмам и восстановлению сенсорного развития, логическому мышлению, а также активному функционированию других психических функций люди с нарушенным зрением могут достигать значительных результатов в своей деятельности. Воображение, как мотив деятельности, играет существенную роль в процессах компенсации зрения и становления личности.

Воображение имеет огромное значение для незрячего. Оно расширяет его чувственный опыт, уточняет уже имеющиеся представления. Являясь опережающим отражением и способствуя адаптации к быстроизменяющимся условиям окружающего мира, воображение оказывается необходимым для незрячего.

Стоит отметить, что важнейшим критерием богатства запасов образов воображения является время наступления зрительного дефекта, которое имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, в частности бедность воображения. Чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Но если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

Сущность воображения, как отмечает А.Г. Литвак, заключается в процессе трансформации, комбинирования прежнего опыта. Далее Литвак отмечает, что качественные и количественные изменения образов памяти при нарушениях зрения затрудняют процесс их комбинирования, тем самым, затрудняя развитие механизмов трансформации представлений. Следовательно, развитие воображения людей с нарушениями зрения замедляется как за счет обеднения чувственного опыта, так и за счет трудностей в формировании механизмов воображения.

Как отмечает Н.М.Назарова , потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, обучении, в овладении профессиональной деятельностью - то есть в тех видах деятельности, где весьма важную роль играет воображение. Обозначенные трудности, в свою очередь, могут приводить к негативным последствиям в виде сложных личностных переживаний и как следствие этих переживаний -к «уходу в мечту».

В.М. Сорокин подчеркивает, что подобное явление крайне опасно для лиц с нарушениями зрения. Вредность данного явления заключается в том, что неадекватные мечты у слепого могут либо приостановить его активность, замещая собой реальную деятельность, либо, наоборот, приобретая элементы реальности, активизировать ее в направлении достижения неосуществимой цели. Поэтому особую роль в формировании личности ребенка играет его включение в активную игровую, учебную и трудовую деятельность, дабы избежать развития подобных форм фантазии.

По мнению В.М. Сорокина и А.Г. Литвака, для того чтобы избежать этих негативных явлений, незрячий человек должен глубоко осознать свой дефект и иметь представление о своих возможностях. При обучении таких людей должно происходить формирование адекватных образов, соответствующих возможностям, возрасту, потребностям. Ведь основным моментом в воображении являются потребности, а содержание мечтаний человека является отражением его потребностей. ,

А при формирования адекватных образов необходимо помнить, что часто у слепых представления формируются, в большей степени основанные на схематизме и вербализме.

Поэтому необходима грамотно реализованная педагогическая работа, подбор таких методов и приемов обучения, которые будут соответствовать потребностям и возможностям незрячего человека.

Ведь незрячий имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранные анализаторы. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

Подводя итог вышесказанному, надо сказать, что глубокие нарушения зрения в большей степени негативно влияют на процесс воображения. Хотя, по мнению слепорожденного А.М. Щербины, которое приводит А,Г. Литвак, выпадение зрения способствует развитию высших психических функций. Так как незрячий, будучи отделенным от внешнего мира, посредством воображения создает свой собственный внутренний мир, что делает его воображение ярким и более живым, чем у зрячих. Однако следует иметь в виду, что у людей с глубокими нарушениями зрения имеется сужение чувственного познания, что действительно может оказывать существенное влияние на реконструкцию образов воображения.

Из вышесказанного следует важный практический вывод. Для развития у слепых и слабовидящих воображения необходимо раннее и всестороннее развитие сенсорики и на ее основе создание представлений. ). Особенно важно, когда эти представления глубоко осмыслены незрячим, чтобы временные связи не распадались, и он мог впоследствии оперировать своими знаниями. Поэтому грамотно организованное обучение и воспитание слепых обеспечивает полноценное развитие их воображения, и снижает риск возникновения негативных последствий, которые сопровождают выпадение функций зрения. А также не менее важно понимать, что эффект коррекционной работы зависит не только от выбранных методических приемов, но и от целенаправленного и систематичного характера это работы. В противном случае достигнутый коррекционный эффект может оказаться нестойким. Поэтому еще раз хочется отметить, что надлежащим образом организованное обучение лиц с нарушениями зрения способно обеспечить полноценное развитие их воображения.


2.2 Особенности и функции воображения слепых


Как уже отмечалось ранее, процесс воображения происходит у незрячих по тем же законам, что и у зрячих. Но в условиях нарушения зрения, воображение незрячих имеет некоторые особенности.

А.Г. Литвак выделяет следующие характерные моменты: снижение уровня оригинальности, которое проявляется в обедненности сюжетов; стереотипность создаваемых образов, их схематичность и условность; подмена образов воображения образами памяти; явление персеверации - склонности к повторению одинаковых образов с незначительными изменениями. Кроме того, А.Г. Литвак называет ряд других особенностей, выражающихся в снижении подвижности и пластичности образов, что мешает незрячим представлять в уме вращения предметов, что в свою очередь влечет за собой трудности в осуществлении пространственной ориентировки. Помимо всего прочего, А.Г. Литвак выделяет особенность, связанную со снижением способности к антиципации - прогнозированию. А также автор отмечает тот аспект, что воображение тесно связано с эмоциональной сферой личности. А эмоциональная окрашенность является одной из главных особенностей образов фантазии. Далее А.Г. Литвак характеризует воображение незрячих как эмоционально незрелое, так как его образы, как правило, эмоционально не выразительны.

В ходе исследования, проводимого Г.В. Никулиной,целью которого являлось изучение особенностей творческого воображения, связанного с художественно-речевой деятельностью учащихся, осуществлялся анализ качества образов творческого воображения, воссозданных нормально видящими и учащимися с нарушениями зрения. Сравнительный анализ проводился в 1 и 3 классах среди слепых, слабовидящих и нормально видящих детей. Данный анализ показывает, что придуманные учащимися с нарушениями зрения сказки в основном очень схожи с сюжетами известных учащимся произведений и имеют некоторые несущественные изменения. Сюжеты сказок, созданные нормально видящими и слабовидящими 3 классов, характеризуются новизной и оригинальностью (по сравнению с первоклассниками этих же групп). Это позволяет говорить о статичности, вязкости образов воображения детей с нарушениями зрения, проявляющихся в том, что большинство детей не смогли создать своего оригинального сюжета. А также в ходе исследования были обнаружены следующие особенности: недостаточная дифференцированность образов воображения; преобладание сказок, сюжет которых заменялся простым перечислением действий персонажей, в то время, как у нормально видящих детей наблюдался законченный сюжет в сказках.

Анализ эксперимента показал, что процесс творческого воображения у учащихся с нарушениями зрения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса. С возрастом у всех групп учащихся увеличивается количество создаваемых образов, степень их детализированности, увеличивается число сказок с законченным сюжетом. От 1 к 3 классу растет количество учащихся, способных подчинить творческое воображение заданной экспериментатором задаче. Однако анализ творческого воображения выявил некоторое отставание в развитии этого процесса у учащихся с нарушенным зрением. Слепые и слабовидящие воссоздают значительно меньшее количество образов и их детализация практически отсутствует. Дети с нарушениями зрения испытывают трудности при создании сюжета.

Далее был намечен план обучающего эксперимента, направленный на формирование умения строить план-замысел, определять взаимоотношения между образами и детализировать их. Данный эксперимент состоял из 4 этапов.

На 1 этапе формировались умения овладевать способами построения образов, включать их в определенные ситуации и детализировать. Слабовидящим предлагалось подробно описать героя взятого сюжета.

На 2 этапе формировалось умение следовать развернутому плану-замыслу в виде картинок, каждая из которых соответствовала одному из эпизодов сказки.

На 3 этапе закреплялось умение следовать плану-замыслу. И на 4 этапе формировалось умение выполнять в уме ряд последовательных действий: составить план-замысел сказки, изложить его в виде схемы, затем рассказать сказку, детализируя героев.

Проанализировав данные обучающего эксперимента, Г. В. Никулина отмечает, что работы, выполненные учащимися после проведения эксперимента отличаются более высоким качеством. Увеличился показатель детализированности образов, наличия сюжета и его оригинальности, что свидетельствует о развитии умения учащихся создавать целостный замысел своего произведения и следовать ему при словесном воспроизведении. Это дает повод считать, что пути развития творческого воображения детей с нарушениями зрения являются эффективными и их необходимо использовать в обучении.

Как отмечает А.Г. Литвак, творческое воображение незрячих из-за бедности представлений страдает значительнее, чем воссоздающее. А также низкий уровень творческого воображения связан с тем, что отсутствие или нарушение зрительных функций создают препятствия для овладения ребенком культурой человечества, так как культура рассчитана на нормальную психофизическую организацию. Это значит, что творческая деятельность во многих областях культуры возможна только при наличии зрения. Но вместе с этим положением, которое высказывал Л.С. Выготский, А.Г. Литвак подчеркивает, что творческое воображение не ограничивается сферой искусства, а пронизывает все виды человеческой деятельности. Поэтому следует отметить, что дефекты зрения ограничивают возможности развития воображения лишь в отдельных областях деятельности. Характеризуя творческое воображение в целом, А.Г. Литвак подчеркивает снижение его количественной продуктивности и связывает это с бедностью и однообразием ассоциативных связей, лежащих в основе продуцирования образов фантазии.

Что касается вопроса воссоздающего воображения у незрячих, то здесь тоже имеются некоторые особенности, которые подчеркнул в своей статье В.М. Сорокин. А именно было выяснено, что композиции детей с дефектами зрения обладают неточностью в передаче пространственных отношений. А также композиции часто носят фрагментарный характер, характеризующийся отсутствием некоторых составных частей. Далее В.М. Сорокин выделяет такие особенности построения композиций незрячих, как стереотипность, низкий уровень вариативности, снижение общего числа воссозданных образов. Кроме того, автор отмечает снижение уровня произвольного контроля над течением ассоциативных процессов и недостаточную критичность по отношению к продуктам собственного воображения, что выражается в привнесении в композицию инородных объектов.

Но эти негативные стороны развития воссоздающего воображения у незрячих могут быть преодолены путем специально организованного обучения, применяя различные приемы активизации воображения.

Следует отметить, что помимо основных функций воссоздающего воображения (отражательной и регуляторной), оно выполняет компенсаторную функцию, состоящую в возможности определенного восполнения представлений об окружающем мире и расширения их круга. Воображение выступает как средство усиления познавательных возможностей незрячих. Но вместе с этим оно нуждается в коррекционном до развитии.

Чем более развито воображение - пишет О.В. Боровик, тем легче ребенку решать задачи, требующие как наглядно-образного мышления, так и словесно-логического. Вот почему воображение рассматривается, как одно из средств коррекции.

При помощи воссоздающего воображения слепые трансформируют в своем воображении возникающие образы на основе словесных описаний, имеющихся у них представлений, в результате чего адекватно представляют объекты, не воспринимавшиеся ими непосредственно.

Развитие воссоздающего воображения помогает заполнять пробелы в чувственных знаниях, а также не допускает перехода в пассивное воображение, что может мешать незрячему вести активную жизнь. Переход в пассивные формы воображения оказывает вред для незрячего, так как на их основе он получает мнительную поддержку, уводящую его от суровой действительности, что в свою очередь ведет к отчуждению от реального мира.

Но не следует рассматривать пассивные формы воображения только с негативной точки зрения. Чаще всего мечты и сновидения выполняют функцию компенсации. Они смягчают чувство неполноценности, играют роль в эмоциональной адаптации, снижении уровня нервно-психического напряжения. Но важно помнить, что чрезмерное функционирование пассивных форм воображения, приводящее к аутизации личности, может даже затруднять процесс социальной реабилитации инвалидов по зрению. Склонность незрячих к аутистическому воображению связана с бедностью чувственного опыта, игровой и продуктивных видов деятельности, ограниченного общения, снижением общей моторной активности. А также важную роль в этом играют особенности семейного воспитания. Таким образом, причины пассивного воображения в большей мере связаны с той средой, в которой живет и воспитывается ребенок, под давлением которой формируется личность.

Несмотря на ограничение возможностей, воображение слепых широко используется в процессах деятельности, оно восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя таким образом помимо основных своих функций - компенсаторные.

На основе предоставленных исследований, можно сделать следующий вывод. Процесс воображения людей с нарушенным зрением происходит по тем же законам и выполняет те же функции, что и у нормально видящих. Но при условии выпадении зрения, их воображения протекает с некоторыми особенностями, что не означает невозможность высокого развития данной психической функции и имеет дополнительную функцию, которая является компенсаторной и играет важнейшую роль в жизни незрячих людей


Заключение


Подводя итог проделанной работы, прежде всего надо сказать, что воображение в жизнедеятельности людей с нарушениями зрения имеет огромное значение. Воображение не стоит как отдельная функция, она тесно связана с остальными высшими психическими функциями и является важнейшим звеном в развитии и жизни человека.

Основная цель воспитания и обучения - это гармонично и всесторонне развитая личность. А без воображения невозможно обучение и любая другая деятельность, следовательно, развитие воображения с самого детства необходимо для полноценного развития личности и ее становления в обществе.

Люди с нарушениями зрения отчасти лишены всей полноты представлений об окружающем мире, что в свою очередь, крайне негативно сказывается на их развитии и жизни в целом. Но это не значит, что их воображение не может быть развито также хорошо, как и у зрячих людей. Ведь, как известно, механизмы воображения у слепых и зрячих являются идентичными, следовательно, при правильном выборе методов и приемов обучения, можно добиться высокого уровня развития их воображения.

При всей важности развития процесса воображения у лиц с нарушениями зрения, надо сказать, что проведено не слишком большое количество исследований, касающихся раскрытия всех особенностей развития и становления воображения незрячих. Поэтому важно, чтобы исследования в этом направлении не прекращались. Чтобы, в свою очередь, педагоги на их основе могли разрабатывать качественные приемы и методы обучения, преодолевая трудности развития воображения незрячих людей. Тем самым способствуя их успешной интеграции в общество и повышая качество жизненных показателей данной группы людей.

В своей работе я постаралась обобщить и осветить имеющиеся знания в этой области, а также выделить основные направления, по которым осуществляется изучение воображения и показать роль, которую воображение играет в жизнедеятельности лиц с глубокими нарушениями зрения.


Список использованной литературы


1.Боровик О.В. Дефектология. // Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы//. - М.: Школа-Пресс, 1999.

.Бюрклен К. Психология слепых. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934.

.Виллей П. Психология слепых. - Лен.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931.

.Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. // Творчество и воображение. - М.: Просвещение, 1991.

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. // Воображение и действительность. - М.: Просвещение, 1991.

.Гамезо М.В. Общая психология. - М.: Ось-89, 2007.

.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. - М.: Владос, 1999.

.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Спб.: Каро, 2006.

.Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб.: Питер-Пресс, 2008.

.Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000.

.Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2003.

.Николаева Е.И. Психология детского творчества. - Спб.: Речь, 2006

.Никулина Г.В. Развитие творческого воображения младших слабовидящих школьников, связанного с их художественно-речевой деятельность. // Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими//. - Лен.: 1991.

.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. - М.: Просвещение, 1973.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2000.

.Ситаров В.А. Дидактика. - М.: Академия, 2002

.Сорокин В.М. Вопросы обучения и воспитания слепых. // Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими//. - Лен.: 1991.

.Сорокин В.М. Некоторые особенности воссоздающего воображения в общей и специальной психологии. // Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими//. - Лен.: 1991.

.Сорокин В.М. Пассивное воображение слепых и слабовидящих. // Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими//. - Лен.: 1991.

Человеческое сознание не только отражает окружающий мир, но и преобразовывает его. Для этого человеку необходимо что-то представлять и реализовывать в практической деятельности. Все это возможно благодаря такому психическому процессу как воображение. Оно позволяет человеку придавать деятельности творческий характер.

Воображение – психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.

Образы воображения не совпадают с образами восприятия, они представляют собой совершенно новые образы, которые включают в себя лишь фрагменты или обобщенные представления.

Роль воображения в жизни человека можно конкретизировать в следующих основных функциях:

Представление в психике действительности в образах (человек может преобразовывать образы и создавать новые на основе представлений);

Регуляция деятельности и поведения (сталкиваясь с проблемной ситуацией, человек вначале строит программу ее разрешения и прогнозирует результат, а потом осуществляет практические действия);

Управление эмоциональными состояниями (воображение является основой эмоциональной саморегуляции).

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий.

Воображение – это создание того, что в опыте человека не существовало, что он раньше не воспринимал, с чем раньше не встречался. При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях.

Воображение может проявляться по-разному, о чем свидетельствует существование различных его видов.

В зависимости от степени выраженности активности различают два вида воображения:

пассивное воображение – воображение, характеризующееся созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности;

активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практическое деятельности.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным. Преднамеренное (произвольное) пассивное воображение (грёзы) – это образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания второй сигнальной системы, например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации), при чтении книг и т. д.


В зависимости от характера создаваемого образаактивное воображение может быть воссоздающим или творческим.

Воссоздающее (репродуктивное) – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. Это новые образы для конкретного человека, а на самом деле они уже существуют (чтение книг).

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное обозначение. Реализуется этот вид воображения в творческой деятельности.

Особый вид воображения – мечта . Она всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека. Роль мечты в жизни человека сложно переоценить. Она ориентирована на будущее, делает жизнь увлекательной и целеустремленной

К образам мечты относится идеал. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее значимые для данного человека черты и свойства личности. Еще один вид творческого воображения – фантазии . Здесь желаемое будущее не связано непосредственно с настоящим.

К основным способам (формам) создания образов воображения относят комбинирование, агглютинацию, акцентирование, гиперболизацию, схематизацию и типизацию.

Комбинирование представляет создание нового образа, в котором сочетаются отдельные элементы разных образов.

Агглютинация представляет собой комбинацию, «склеивание» разных объектов или разных свойств объектов в один образ. Данный способ часто используется в искусстве (кентавр, русалка и т. д.), техническом творчестве (троллейбус, аэросани).

Акцентирование заключается в том, что в создаваемом образе какой-либо элемент выделяется и особо подчеркивается. При акцентировании могут использоваться различные приемы:

утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешности и поведения (например, образ хитрой лисы в сказках, карикатуры, Карлик-Нос и т. д.);

гиперболизация – преувеличение или преуменьшение образа по сравнению с реальным объектом (Дюймовочка, Гулливер, бессили волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!»);

типизация - создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (создание образов в художественной литературе: Наташа Ростова, Евгений Онегин и др.).

Таким образом, воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, эмоций. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта.

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно. Искаженное представление мира нередко приобре­тает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.

В целом воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

- вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства;

- изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

- соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета;

- конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий;

- мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

- переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

- мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящего к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

- создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Наличие в воображении творческого начала позволяет считать фантазию (так можно называть воображение) и мышление как бы единой мыслительной деятельностью. Но в то же время между ними есть различия.

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе преобразования прошлого опыта. Это конечно отражение действительности, но человек преобразует что-то ранее отображенное. И, обратите внимание, в отличие от мышления, воображение не оперирует понятиями. Только образы!

Как воображение связано с действительностью?

Воображение - это свойство, характерное только человеку и возникает только с возникновением трудовой, познавательной деятельности. Уже этот факт говорит о том, что связь между действительностью им воображением прямая. Для нас же будут интересны следующие взаимосвязи:

Новые образы всегда складываются из элементов, отраженных в действительности;

Образы вызываются и порождаются реальными запросами действительности;

На основе образов воображения создаются новые реальные предметы, процессы и явления;

Образы воображения вызывают у человека вполне реальные чувства;

Наконец, образы воображения могут стать стимулом, подтолкнувшим человека к активной, преобразующей деятельности.

Данные взаимосвязи убеждают нас, что воображение развито не только у тех, кто «витает в облаках», но и является необходимой основой для любого творческого процесса, основой активности человека.

Приемы воображения.

Приемы воображения, или приемы ассоционирования образа (создания ассоциаций) разделяют на три группы:

Объединение частей (комбинирование). При задании, нарисовать несуществующее животное, человек просто берет часть от птицы, часть от тигра, часть от лягушки и т.д., и получает нечто, что не существует в реальности.

Объединение и подчеркивание общих признаков (типизация, акцентирование, преувеличение (гиперболизация), приуменьшение).

Переосмысление. Такие ассоциации могут быть выдвинуты на основе контраста, неожиданной комбинации, столкновении взглядов, теорий или просто изменения точки зрения.

Виды воображения.

Воображение бывает пассивным и активным.

Пассивное воображение не требует каких-то специальных действий и усилий с нашей стороны. Если говорить о норме такого воображения, то необходимо перечислить сновидения, просоночные образы (в момент, когда человек еще не до конца стряхнул оцепенение сна, и не четко улавливает связь с действительностью), имиджы (образы привычек). Если же говорить о патологии, то речь пойдет о галлюцинациях, которые могут возникать у человека в силу каких-то психических заболеваний или под воздействием стимуляторов.

Пассивное воображение нецеленаправленно, это бессознательная или подсознательная переработка информации прошлого опыта. Такие образы не имеют под собой явного внешнего воздействия.

Активное воображение - это целенаправленное, сознательное (в соответствие с поставленной целью) воображение, контролируемое мышлением человека. Это наши мечты, наше творчество. Лежит в основе создания чего-то нового, в основе новых научных открытий.

Какое место занимает воображение в структуре личности?

Воображение связано с ощущением и восприятием - они дают основу для преобразований;

Существует в единстве с памятью, но память стремиться сохранить точность, а воображение изменяет характер связей и тем самым обеспечивает новизну;

Совместно с мышлением образует нечто новое, но если мышлению требуется большая достаточность информации, то воображение часто включается в действие при недостаточность информации; мышление познает связи и отношения объективной действительности, тогда как воображение создает новые отношения и связи; научные истины пересматриваются и стареют, а образные произведения, созданные с помощью воображения, практически не стареют;

Образы воображения могут вызывать реальные чувства;

Воображение так же можно соотнести с волевой организацией личности, если это воображение действенно.

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, перестройки представлений человека.
Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т.п.). Такое искаженное представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.
Воображение, как психический познавательный процесс, тесно взаимосвязано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
С физиологической точки зрения воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.
В целом воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:
1) вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства;
2) изменения величины размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или приуменьшения по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.п.);
3) соединения вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человекобык у ассирийцев и т.п.);
4) конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
5) мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость лисы);
6) переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса, и др.);
7) мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, приводящего к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи сказок, например Кот в сапогах, Мальчик с пальчик);
8) создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе: Онегин, Печорин, Обломов и др.).
На рис. 1 рассмотрены виды воображения.
Воображение у разных людей характеризуется следующими признаками: яркостью образов, устойчивостью, широтой, новизной, правдивостью, оригинальностью, типом представлений (зрительных, слуховых и т.п.), произвольностью.


Рис. 1. Виды воображения

Функции воображения по Р.С. Немову :
. представление действительности в образах и умение пользоваться ими;
. регулирование эмоциональных состояний;
. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
. формирование внутреннего плана действий;
. планирование и программирование деятельности;
. управление психофизиологическим состоянием организма. Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве, так как без активного воображения творчество вообще невозможно.
Воображение проявляется в различных формах (рис. 25).


Рис. 25. Формы воображения

Ученому воображение помогает строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.



Рассказать друзьям