Профилактика вредных привычек у детей. «Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни у школьников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Профилактика вредных привычек младших школьников.

В современный период образование столкнулось с проблемой ухудшения здоровья детей в результате распространения вредных привычек, загрязнения среды обитания и ухудшения качества жизни. Вредная привычка – автоматически повторяющееся (ситуативное) действие, наносящее вред общественному или личному здоровью. Она появляется при недостаточном внимании родителей к воспитанию. Непатологические привычки считаются менее опасными, хотя несоблюдение режима дня, физической активности, неправильное питание негативно сказываются на здоровье. Вредные привычки, к которым относят различные зависимости: алкогольную, наркотическую, игровую, компьютерную и т.д., вызывают нарушения личности. Отмечены изменчивость настроения и мотивации, возбудимость, агрессивность, эмотивность и тревожность; гиперактивность и дефицит внимания. Описано снижение работоспособности мозга школьников и лабильности нервных процессов при хроническом потреблении алкоголя и наркотиков, дисбаланс активности полушарий, нарушения регуляции психической деятельности, тонкой моторики. Зафиксировано влияние образа жизни родителей и условий обучения на понижение общего уровня психической активности, усиление психоэмоционального напряжения и ухудшение показателей здоровья школьников.

Поэтому в последнее время большое внимание уделяется профилактике вредных привычек в начальных классах. Профилактика основывается на устранении причин, изменении динамического стереотипа и доминирующей мотивации поведения школьника. Поэтому необходимы длительные волевые усилия и создание условий, которые позволили бы изменить доминирующую мотивацию, преодолеть тревожность и неуверенность ребенка, провоцирующих появление вредной привычки.

Эта цель реализуется в педагогической деятельности по следующим направлениям:

1. Проведение классных часов и внеурочных занятий, нацеленных на профилактику вредных привычек («Береги здоровье смолоду», «Что такое здоровье?» “Нет-спасет жизнь”, “Что такое хорошо и что такое плохо”и проч.), на расширение представлений о правильном питании и полезных продуктах, выработки привычек их потребления. Например, формированию культуры употребления чая (более полезного, чем алкоголь) и ознакомлению с его историей, посвящены классный час «В гости к чаю». Дети знакомятся с чайной традицией разных народов, травяными сборами, осваивают способы их заваривания и использования в народной медицине. Классный час «Вода-целебная сила» знакомлю школьников со свойсивами воды, культурой потребления. При организации этих мероприятий школьники собирают материал по традиции потребления напитков в семье, находят особые рецепты травяного чая, полезных заменителей кофе, исторические сведения.

2. Организация проектной и исследовательской деятельности. Например проект «О вредных привычках» посвященнный выявлению и изучению упомянутых привычек у детей и отношения к ним школьников. В ходе исследования дети проводят опрос товарищей и их родителей, выясняют, кто из родственников курит, какие напитки используются в семье, выявляют негативные последствия для здоровья курения, употребления алкоголя и наркотических веществ. Работа с литературными и интернет-источниками позволяет им установить простейшие связи между здоровьем человека, его вредными привычками (курением, алкоголизмом, неправильным питанием) и факторами социальной среды. Изучение «Кулинарии народов мира», в процессе которого школьники могут изучить многообразие рецептов полезных для здоровья блюд, правила их потребления. Частично этот материал может использоваться в соответствующих классных часах.

3. Организация занятия-игры, посвященной формированию представления о здоровье как главной ценности человека, воспитанию бережного отношения к нему, нетерпимости к вредным привычкам в виде употребления табака, алкоголя, наркотиков (например игры по станциям).

4. Применение моделирования с целью профилактики вредных привычек, формирования образцов здорового образа жизни, уточнения и систематизации понятий и т.п. Например, обсуждались компоненты здорового образа (нормальная продолжительность сна, правильное питание, отсутствие вредных привычек, соблюдение режима дня, ежедневные прогулки, ограничение длительности использования компьютера и проч.). Создать модель «Ромашка», указанные компоненты прописывали на ее лепестках.

5. Проведение этических бесед, литературных чтений, конкурсов рисунков, нацеленных на коррекцию отношений младших школьников к табаку, алкоголю, наркотикам.

6. Применение компьютерных презентаций, игр, другого информационного обеспечения образовательно-воспитательного процесса, позволяющих наглядно представить негативные последствия действия вредных привычек на организм, показать примеры правильного поведения, необходимый статистический материал и т.п.

7. Создание ценностной модели и микроклимата в классе, нацеленного на профилактику вредных привычек, систематическое и системное изучение и ежедневное воспроизведение правил экологически выверенного и сберегающего здоровье поведения.

8. Развитие системы семейных и общественных мероприятий по предотвращению вредных привычек и воспитанию образцов здорового образа жизни; обеспечение родителей возможностями уделять больше внимания своим детям (приемственность в работе школы и семьи) привлечение родителей к непосредственному участию в школьных мероприятиях (например “Мама, папа, я спортивная семья”).

Зачастую вредные привычку в детстве имеют глубокие последствия в будущем. Как оградить ребенка от негативных привязанностей и воспитать в нем положительные качества, узнаете в нашем материале.

Согласно определению, привычка — это поведение или действие, ставшее для человека чем-то обыденным. Хорошие или плохие привычки есть у всех. Главная проблема, что вредная привязанность появляется легко, а вот выработать хорошую бывает сложно. Вредную привязанность можно сравнить с теплой постелью, расстаться с которой очень трудно. Большинство действий становятся для нас привычными еще с самого детства или юности.

Как избежать появления вредных привычек?

Первичная цель всех родителей — обеспечить детям хорошее будущее. И это возможно, если выработать хорошие привычки и избежать появления плохих.

Если родители приучили подростка раньше вставать, а также привили основы средств физической культуры, то в будущем он будет отличаться пунктуальностью, усердностью и силой воли. Еще с юности нужно принять правильные меры, чтобы привычки работали на нас, а не против нас.

Кто-то полагает, что для развития привычки или избавления от нее достаточно всего трех недель. Однако для избавления может понадобиться больше времени. Главное, запастись терпением и идти к своей цели. Будьте готовы, что в борьбе с привычкой вы будете срываться и ошибаться. Но важно не то, сколько раз вы упали, а то, сколько раз вы поднялись.

Желательно как можно раньше начать вести здоровый образ жизни. Тогда не придется вырабатывать эту привычку в будущем. Пока дети учатся в школе, у них есть хорошая возможность научиться не откладывать дела на потом и начать формирование культуры ЗОЖ, а также заниматься развитием нужных навыков.

Основные пути для достижения своих целей, связанных с привычками — это научиться поступать вопреки своим желаниям. Хорошо, если школьный психолог проводит разные формы работы, которые помогут определить направление и пути действий.

Профилактика вредных привычек у подростков

Проще всего формировать личность детей. Они послушны, податливы и легко учатся всему новому. С подростками же все немного сложнее. Для них авторитетом становятся друзья, но они нередко влияют негативно. Соответственно, они формируют массу плохих привычек у ребенка. Даже некоторые привычки, как, например, приходить поздно домой, могут восприниматься уже нормальными и оправданным. Однако в будущем они могут привести за собой негативный результат.



Примеры некоторых вредных привычек у подростков:

  • откладывать дела на потом;
  • не делать домашнее задание;
  • поздно приходить домой;
  • употреблять алкоголь;
  • курить;
  • сквернословить;
  • не соблюдать режим сна и отдыха.

Эти привычки развиваются легко и незаметно, а вот избавиться от них достаточно сложно.

Так как большую часть времени подростки проводят в школе, об их характере могут рассказать и учителя. Поэтому мамам и папам ни в коем случае нельзя пропускать родительские собрания или подобные мероприятия.

Чтобы приучить ребенка вовремя ложиться спать или начинать делать уроки, используйте смартфон, если на нем есть памятка с уведомлениями. Они напомнят, что пора спать или заниматься. Так молодые люди будут приучаться к графикам и временным рамкам. Если дети вечером пошли на прогулку без взрослых, то им точно не повредит напоминание в телефоне о времени возвращения домой. Уже спустя несколько раз подростки без напоминаний смогут делать все вовремя и по привычке.

Так как молодежь очень любит гаджеты, то им сможет помочь специальная программа. Интернет пестрит такими помощниками. В них можно вводить привычки, которые хочется выработать, составлять графики для достижения целей, отслеживать свои успехи и неудачи. Это очень помогает, так как лучший способ избавиться от вредной привычки — это заменить ее на положительную. Например, вместо игр за компьютером можно заниматься спортом или общаться с друзьями.

Еще одним переломным моментом в жизни молодых людей являются студенческие годы. У студентов много соблазнов попасть под плохое влияние. Поэтому если заложить прочный фундамент еще в детстве, то на этом этапе будет намного легче. Тогда даже вращаясь в молодежной среде, они смогут сохранить свои моральные устои и хорошие привычки.

Профилактика вредных привычек у школьников

В детстве родители — авторитеты для ребенка. К их советам он прислушивается. Поэтому нужно уловить этот момент и помочь ребенку сформировать личность. Хорошо будет выработать у младших детей привычку уважать старших и прислушиваться к их мнению. Это поможет избежать вредных привычек в будущем.

Так как дети дошкольного возраста очень любопытны и постоянно хотят узнавать что-то новое, они зачастую неусидчивы. Поэтому родителям важно приучить деток к внимательности и аккуратности. Также в таком возрасте легко привить детям любовь к книгам. Это поможет в будущем ребенку во многих аспектах, а также предупредит такую вредную привычку, как увлечение гаджетами и электронными устройствами.

В характере многих детей присутствует привычка хвастаться или обижаться по малейшему поводу, но избавиться от нее с помощью родителей деткам будет несложно. Очень эффективным в этом вопросе может оказаться участие в коллективных играх с другими детками разных возрастов. Они учатся работать друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и не затаивать обид.

Родители могут обучать своих детей с помощью игр. Таким образом, они прививают детям ценный опыт, которого не дают ни в школе, ни в университете, ни на улице. Они учатся жить в обществе и сотрудничать с остальными его членами. Характеристика у обучающихся деток будет сильно отличаться от характеристики тех детей, воспитание которых было пущено на самотек.

Мероприятия по профилактике вредных привычек

Так как школа оказывает огромное влияние на формирование личности человека, желательно, чтобы это влияние было положительным. Дети учатся не только друг у друга — они также берут пример с учителей и замечают даже самые мелкие детали.

Очень хорошо, когда каждую неделю в школе проводится классный час. Им нельзя пренебрегать, так как он может принести детям больше знаний и опыта, нежели все остальные уроки. Во время классного часа можно предупредить появление вредных привычек и развитие отрицательных качеств, а также помочь раскрыться каждому ребенку.

Классный час — это беседа, которая проводится классным руководителем. Он говорит с детьми на социальную или психологическую тематику, выслушивает их мнение, высказывает свое, обращается к авторитетным источникам и дает советы.

Во время классного часа с детьми можно разыгрывать сценки и составлять сценарий — это поможет оживить обсуждаемую ситуацию. Работа руководителя в этом вопросе очень важна — к ней нельзя относиться халатно.

В начале года школа выдает протокол, в котором прописан план работы. Время от времени проходит специальный тренинг, который показывает, что дети смогли усвоить и применить в жизни, а также над чем еще стоит поработать.

Руководители вместе с детьми могут проводить разные акции, которые помогут лучше усвоить учебный материал. Можно всем классом выбрать вредную привычку, с которой все хотят бороться, и положительную, которую нужно выработать. Создается уголок успеха, где отмечаются достижения за неделю. Если занятие проводится регулярно, дети привыкнут и станут более открытыми и податливыми.

Работа над собой и своими привычками продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому нужно делать так, чтобы следовать плохой привычке было сложно, а хорошей — легко.

Важно помнить, что планы и их выполнение приводят к успеху. Если разработать план действий и точно следовать ему, то результата долго ждать не придется. Также важно уделить внимание окружению, влияние которого особенно сильно распространяется на подростков и маленьких детей.

Если следовать всем советам и не опускать руки, тогда любая цель обязательно будет достигнута!

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №13»

Доклад

" Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек"

Составитель:

Недопасенко О.В.,

Классный руководитель

8 "Б" класса

Юрга 2015

Из опыта работы классного руководителя по профилактике вредных привычек»

«Поступки – плоды помыслов.

Будут разумны помыслы – будут хорошие поступки»

Грасиан-и-Моралес Бальтасар,

Испанский писатель

Вредные привычки школьников – предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережёт их от пагубной зависимости.

Если раньше вредными привычками страдали подростки-старшеклассники, то в настоящий момент это характерно для учеников средних классов. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые.

Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни – это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда.

Но не все современные подростки до конца осознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. Некоторые считают, что они и без этого будут всегда оставаться такими же здоровыми и красивыми, как сейчас. На формирование столь безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный кинематограф, средства массовой информации.

Раньше отношение школьников к вредным привычкам было в основном отрицательным. Советское министерство культуры следило за тем, о чём повествуют художественные фильмы, о чём говорится в средствах массовой информации; в те времена очень активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя.

Но пару десятков лет назад молодёжь получила возможность смотреть совершенно другие фильмы, в которых главные герои представали перед зрителем с бутылкой пива и сигаретой в руке. В те времена американские кинокартины пользовались огромной популярностью. Школьники смотрели их, и в подсознании откладывалась информация о том, что курить – это модно.

Конечно, в формировании столь безответственного подхода к собственному здоровью виноваты не только фильмы, но и всё общество в целом, и общественная идеология. В настоящий момент уже стало очевидным, что проблемой вредных привычек, которыми страдают школьники, нужно заниматься очень серьёзно.

Семья, родители, школа, друзья и ближайшее окружение, несомненно, играют в жизни подростка немаловажную роль. Мама и папа должны стать для ребёнка положительным примером. Важно не просто читать ему нотации, а на своём примере показывать, насколько яркой и насыщенной может быть жизнь без вредных привычек. Важно показать ему, что только здоровый человек может радоваться жизни, так как плохое самочувствие отбивает всяческую охоту к веселью и развлечениям. Для того, чтобы ребёнок услышал всё то, что пытаются донести до него родители, они должны стать для него теми людьми, мнение которых абсолютно авторитетно. Но много ли таких родителей, которые сами не страдают вредными привычками? Вот в чём вопрос. В нашей школе нам часто приходится общаться с такими родителями.

Для наших детей педагоги являются воспитателями с раннего возраста. Поэтому формирование негативного отношения к употреблению табака и алкоголя, воспитание уважения к себе и своему здоровью, повышение интереса к здоровому образу жизни – задача, которая является обязательным элементом воспитательной работы.

Предлагаю вашему вниманию примерную разработку классного часа по профилактике вредных привычек.

КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Цели и задачи:

коррекционно-образовательная: формировать негативное отношение к табакокурению и повышать интерес к ЗОЖ;

коррекционно-развивающая: развивать познавательный интерес; расширять знания о вреде курения и о здоровом образе жизни, умение сравнивать, обобщать, правильно излагать свои мысли;

коррекционно-воспитательная: воспитывать уважение к себе и своему здоровью, чувство собственного достоинства; активные жизненные позиции негативного отношения к курению;

здоровьесберегающая: осуществлять профилактику нарушения осанки.

Тип занятия: освоение нового материала.

Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, игра, самостоятельная работа, моделирование ситуации.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация; иллюстрации, карточки, круги из белой бумаги.

Термины и понятия: табак, никотин, пассивные курильщики.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Упражнение «Книга».

Встаньте, пожалуйста. Чтобы вам было легче работать и думать на уроке, сделаем упражнение, которое улучшит мозговое кровообращение.

Наклониться вниз, не сгибая ног в коленях, и постараться дотронуться кончиками пальцев рук до пола, задержаться в таком положении до 20 секунд.

(ученики выполняют упражнения по указанию учителя)

II. Актуализация знаний.

Вводная беседа.

Для чего человеку нужно соблюдать правила личной гигиены?

(ученики отвечают на вопросы)

Игра «Да-нет».

На доске прикреплены рисунки. Рассмотрите их, пусть девочки выберут те, где показаны правильные действия, а мальчики – неправильные. Объясните свой выбор. (Мальчик занимается спортом, девочка ест, мальчик курит, дети в позднее время смотрят ТВ, мальчик чистит зубы, девочка не причёсана, девочка причёсывается и пр.)

(ученики подходят к доске, выбирают иллюстрации и объясняют свой выбор)

III. Целеполагание, планирование деятельности на уроке.

1. Чтение рассказа «Что выбрать»

- Послушайте рассказ.

(может рассказывать подготовленный ученик)

Что выбрать

У меня есть два друга: Вадим и Толя. Вадим очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Вадим с сигаретой. Но Толя всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.

А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Вадим, или спортом заниматься, как Толя?

(ученики слушают, отвечают на вопросы)

Где место нашего героя: рядом с Вадимом или Толей?

Какое место выберете вы?

Какая же тема классного часа? («Курение и здоровье»)

Сегодня мы должны выяснить: почему же считается, что курение вредит здоровью, чем оно опасно, почему люди начинают курить и почему с этой привычкой – курением – так нелегко справиться.

IV. Освоение нового материала.

1. Причины, по которым люди начинают курить.

Почему дети начинают курить?

Некоторые дети хотят стать взрослыми раньше, чем наступает этот период. Поэтому они начинают курить, употребляют спиртное.

Курение – одна из наиболее распространённых вредных привычек.

Поднимите руку, у кого в семье курят?

Кто курит из вас?

Что вы ощущаете, находясь в одной комнате с курящими?

(Кашель, тошноту, головокружение)

2. Рассказ о вреде табака.

И это неспроста, так как в сигарете находится измельчённая трава – табак. В табаке содержится яд, и название ему – никотин. Это один из самых опасных ядов растительного происхождения.

Воробьи и голуби погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼ капли, а собака – от ½. Для человека смертельная доза составляет 2-3 капли. Посмотрите: капля воды – это много или мало?

(учитель наносит каплю воды пипеткой на стекло)

½ - это половина, ¼ - четвёртая часть этой капли. А если перевести всё это на сигареты, то для взрослого человека смертельна одна пачка сигарет, выкуренная за раз, а для ребёнка – полпачки. Это было доказано множеством фактов.

Однажды во Франции проводился чудовищный конкурс «Кто больше выкурит». В результате двое горе-победителей умерли, выкурив по 60 сигарет, а остальные конкурсанты в тяжёлом состоянии попали в больницу. Таких примеров можно привести множество. Смерть может наступить и от одной сигареты, если она выкурена впервые.

Поднимите руку, кто пробовал курить?

А кто курит сейчас?

Расскажите о своих впечатлениях, о вашем состоянии, когда вы пробовали курить первый раз.

(Высказывания учащихся по желанию)

При первом курении у человека першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту – противный вкус, темнеет в глазах, кружится голова, тошнит. Так организм борется с ядом и «говорит» хозяину: «Не губи себя! Никогда больше не пробуй!»

А если за первой сигаретой последует другая, то организм перестаёт сопротивляться, человек привыкает к курению, а потом бросить уже трудно. А отвыкать нужно! Почему?

3. Влияние курения на организм человека.

Прочитайте статью.

Влияние курения на организм человека.

Курение способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Наиболее чувствительной к табаку является нервная система, которая очень быстро «отвечает» на воздействие ядов табачного дыма. Курящие могут жаловаться на быструю утомляемость, раздражительность, головокружение, нервозность, головные боли. Неблагоприятно действует курение на органы чувств. Никотин притупляет вкусовое восприятие. Если вы курите много лет, может ухудшиться зрение и слух. Органы дыхания принимают на себя первый удар. Под влиянием табака разрушаются зубы, наблюдается обильное слюноотделение, ухудшается пищеварение, снижается аппетит. Развивается язва желудка. Пагубно влияет курение на печень, способствует развитию заболеваний гортани, глотки, пищевода, полости рта. Голос становится грубым, хриплым.

Назовите, какие органы человека страдают от курения.

Вывод: учёные и врачи доказали, что курящий человек сокращает себе жизнь, раньше умирает, чаще болеет, да и выглядит неважно: жёлтые кожа-зубы-пальцы, кашель, сиплый голос, постоянный неприятный запах табака.

4. Беседа «Пассивное курение».

А что же происходит с людьми, которые не курят, но находятся рядом с курящими людьми? (ответы детей)

Почему это происходит?

Оказывается, мы с вами становимся пассивными курильщиками. Табачный дым нам вреден не меньше, чем самому курильщику. Если курильщик несколько раз наберёт в рот дым от сигареты и выдохнет его на салфетку, то останется коричневое пятно. Это табачный дёготь – яд, который содержится в дыме. Если этим дёгтем помазать уши кролику, он заболеет и умрёт.

Что вам нужно делать, если рядом оказался курящий человек?

(Отойти, попросить не курить.)

Курят ли у вас дома, в квартире? Что вы должны сделать?

(Проветривать помещение, не находиться в этом помещении)

Оказывается, у детей из семей, где курят дома, чаще возникают простудные заболевания, бронхит и пневмония. Эти дети чаще болеют в раннем детстве, чаще пропускают школу и вообще получают меньший запас здоровья на будущую жизнь .

Физкультминутка.

V. Закрепление изученного материала.

1. Заучивание стихотворных строк.

Дым вокруг от сигарет,

Мне в том доме места нет…

2. Беседа «Борьба с курением».

Везде ли можно курить?

Во всём мире идёт борьба с табаком. Во многих странах запрещено курить на рабочем месте. Серьёзный работодатель может отказать в приёме на работу или уволить курящего.

Мы живём в России, где ещё до сих пор люди не осознали, какой вред приносит курение самому курильщику, его родным, окружающим его детям.

3. Рисование запрещающего знака.

Давайте выразим свой протест курению, - нарисуйте знак, запрещающий курение.

(Учащиеся получают круги из белой бумаги, рисуют знак.)

Самый лучший знак повесим в нашем классе, а остальные развесим по школе.

4. Моделирование ситуации.

Посмотрим сценку:

Ваня. Ура! Все наши взрослые ушли! Аня, давай попробуем что-либо интересное! Давай попробуем научиться курить.

Аня. Нет! Что ты! Это же нехорошо!

Ваня. Мне мой друг Толик говорил, что это нетрудно. Зато класс! Сидишь… Куришь… Как взрослый! Давай, Аня! Родители всё равно не узнают. А от одного раза ничего не будет!

(Смотрят сценку, предлагают свои варианты ответов)

Что бы вы ответили Ване? Объясните свой отказ.

Сейчас вы научились говорить «нет»; надеюсь, что это умение вам пригодится в дальнейшей жизни.

5. «Как бросить курить?»

А как быть тем, кто уже курит? У кого появилось желание бросить курить?

Легко ли это сделать? Некоторым, чтобы бросить курить, требуется от4 до 10 попыток. И чем меньше опыт, тем легче это сделать.

(слушают выступление, отвечают на вопросы)

6. Самостоятельная работа в парах «Лестница советов».

Составьте лестницу советов. У вас лежат карточки с советами: с чего нужно начать? Разложите в порядке выполнения действий.

Лестница советов:

Принять решение (увидеть себя без сигареты).

Купить вместо сигарет семечки, конфеты и т.д.

Сказать «нет» себе (принять решение).

Сказать «нет» друзьям, окружающим.

Выработать мотивацию (для чего я бросаю курить).

Отблагодарить себя.

(Работают в парах. Выступают с отчётом о проделанной работе)

VI. Итог урока.

1. Обобщающая беседа.

Понравилось ли вам занятие?

Что нового вы узнали?

Какой вывод для себя сделали?

О чём расскажете своим друзьям?

2. Акция «Меняю сигаретку на конфетку».

Предлагаю провести акцию «Меняю сигаретку на конфетку» в нашем классе.

Конфеты в награду получат и те дети, кто не курит.


Не секрет, что в жизни у молодого поколения присутствует соблазн выпить или покурить. И этим уже не удивишь - немалую прибыль от сбыта спиртного и табачных изделий в наше время приносят именно дети. Причин для таких действий может быть много:

Желание "показаться" перед сверстниками;

Нежелание оказаться белой вороной в глазах сверстников;

Подражание старшим.

И это далеко не все.

Как так?

В жизнь молодежи никотин и алкоголь так глубоко проникли, что уже для того, чтобы попробовать, не нужно находить себе плохую компанию. Причем такие пагубные привычки могут присутствовать в жизни вполне нормальных ребят из обеспеченных семей. Спрашивается: что побуждает их на это?

И ведь, казалось бы, все родители (даже самые безответственные) проводят лекции своему чаду о вреде курения и употребления спиртных напитков. При этом их дети не спорят и соглашаются со сказанным. Тем не менее, когда в шумной компании, на отвязной вечеринке или просто вечером на лавочке им предлагают попробовать "более опытные" приятели, то слова родителей уходят куда-то на задний план.

Остается спросить себя о том, правильно ли была проведена профилактика вредных привычек своему ребенку. Поговорим об этом подробнее.

Меры профилактики вредных привычек

Не так давно проводилось одно исследование. Объектами его были два подростка. В целом они не отличались друг от друга. Оба были из одного класса. Каждый из них жил в обеспеченной семье. По проведенному опросу оказалось, что родители этих детей в свое время проводили им лекцию на тему вреда употребления спиртного и табачных изделий. И, как оказалось, профилактика вредных привычек в той и другой семье особо не отличалась.

Тем не менее в первом случае мальчик действительно ограждал себя от пагубных занятий. И даже более того - от "употребляющих" компаний. При этом периодически старался помочь тому или иному своему однокласснику отказаться от такой зависимости.

Во втором случае было все иначе. Подросток не стеснялся прилюдно вытащить и закурить сигарету или опрокинуть бутылочку-другую вечером во дворе.

Почему такое различие?

Родители из первой семьи придерживались здорового образа жизни. И спиртное, если и возникало на их столе, то только по праздникам и в малом количестве. Помимо того, они старались быть своему чаду в первую очередь друзьями, а не наставниками. В семье наблюдались теплые отношения, и все разговоры велись в форме дружеской беседы, а не "диктатуры".

Что нельзя сказать о второй семье. В ней частенько преобладали застолья, сопровождающиеся употреблением спиртного. Кроме того, отношения между родителями и их ребенком были напряженными ввиду тяжелого переходного возраста их чада. Стараясь как-то повлиять на него, они не прилагали должного внимания к разработке методов воздействия на своего ребенка.

Вспоминается старый анекдот, где отец читает лекцию своего сыну о вреде употребления спиртного и курения, при этом периодически затягиваясь сигаретой и опустошая все новый и новый стакан вина. Естественно, что данная профилактика вредных привычек не принесет должного результата.

Итог исследования

Для того чтобы профилактика вредных привычек, проводимая родителями, принесла положительный результат, в семье должны фигурировать два основных фактора:

Теплые отношения между родителями и ребенком;

Личный пример родителей (здоровый образ жизни, занятия спортом).

Лишь только так взрослые способны оказать должное влияние на своих отпрысков.

Какие меры профилактики вредных привычек проводятся в школе?

Помимо самих родителей, немалая часть ответственности за ребенка ложится и на плечи школьных преподавателей. Поэтому профилактика в школе вредных привычек имеет особое место в развитии ученика. Если еще несколько лет назад вредным привычкам были подвержены исключительно ребята из старших классов, то сегодня вполне актуальна профилактика вредных привычек младших школьников.

Частой причиной развития пагубной привычки у ребят становится подражание взрослым. В свои юные годы ребенку свойственно хотеть быть свободным и независимым. И употребление сигарет и алкоголя кажется им единственным способом достижения желаемого. Таким образом, им кажется, что они становятся взрослее в глазах своих сверстников, могут произвести впечатление на противоположный пол и добиться уважения в своей компании.

Влияние массовой культуры

Не исключено еще и влияние массовой культуры, пришедшей с запада. Еще в советские годы министерство культуры тщательно следило за идеологией фильмов, мультфильмов и литературы. Таким образом, молодежь росла целеустремленной и не склонной к "разложению". Однако когда появился доступ к западному кинематографу, то на экране перед молодежью появились киногерои нового поколения.

И образ практически каждого такого героя включал в себя сигарету, сигару, кружку пива и стакан виски. Естественно, что все это сказалось на развитии подрастающего поколения.

Поэтому основным методом учителей в школах стала пропаганда здорового образа жизни. Привлекается внимание учеников к спорту, правильному питанию и целеустремленности, преподавателем ведется профилактика вредных привычек у детей.

Лишь только таким образом получается помочь сформировать действительный образ сильного независимого человека. Профилактика вредных привычек у школьников подразумевает донесение до ребенка необходимости отказа от пагубных занятий путем самоосознания. Иными словами, ученик должен понять, что это нужно не родителям и учителям, а ему самому.

Кроме того, профилактика вредных привычек у школьников включает в себя контроль над ребенком. Преподаватель должен поддерживать связь с его родителями. И в случае если на горизонте появится плохая компания, следует бить тревогу, немедленно оповещая об этом родителей своего ученика.

От выбора ребенком своего окружения зависит его поведение в дальнейшем.

Главная задача профилактики

Цель профилактики вредных привычек - это выработать отвращение ребенка к пагубным занятиям. Недостаточно лишь сказать, что это вредно. Это нужно еще и доказать.

В школах для таких целей часто приглашают людей, пользующихся авторитетом у ребят. Это могут быть актеры, музыканты и писатели. Рассказывая о том, как они добились успеха, благодаря тому, что отказались в свое время от употребления алкоголя или табакокурения, они вносят весомый вклад в развитие ребенка. Помогают приобрести правильные ценности в жизни, тем самым сделать достойный выбор, отказавшись от вредных привычек.

Пара эффективных способов

Профилактика вредных привычек у подростков происходит путем сопоставления правильного и неправильного, хорошего и плохого. Так, если девушке объяснить, что ее кожа будет стареть с каждой выкуренной сигаретой, и таким образом, очень скоро она уже не будет привлекать молодых людей своей внешностью, то это довольно-таки эффективно подействует на нее. Ведь, как правило, уже в подростковом возрасте девочки начинают интересоваться противоположным полом.

Мальчики же в подростковом возрасте увлечены девочками еще больше. И для того, чтобы выработать в них отказ от вредных привычек, эффективно будет рассказать о том, как негативно они влияют на мужское здоровье. Причем, чем подробнее будут описаны последствия, тем результативнее будет данная беседа.

В школе работа по профилактике вредных привычек у школьников осуществляется классными руководителями, социальным педагогом, психологами, завучем по воспитательной работе, педагогом-организатором, медицинским работником. В первую очередь, груз этой работы ложится на классных руководителей.

Акцент на профилактику наркомании делают как в урочное время (на уроках химии, биологии, обществознания), так и на классных часах. Если педагог решил поговорить о наркомании на классном часе, он выбирает точный и конкретный материал из местной газеты или передач местного радио и телевидения. Обычно среди подростков бытует мнение, что состояние здоровья -- их личное дело. Однако, мнение первого советского наркома здравоохранения Н.А. Семашко: «Здоровье каждого -- здоровье всех». Педагог аргументирует эту точку зрения, используя материалы экологических общественных движений, международных конференций врачей.

Используются и другие формы проведения классных часов (беседа за круглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал, чтение и обсуждение статьи или фильма, час встречи с врачом-наркологом, работников УВД или прокурором), но практика показывает, что больший успех имеет обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования в классе. В одной из ростовских школ удалось выяснить, что в возрасте 15 лет с наркотиками и токсическими веществами знакомы 15% учащихся. Отношение к наркотикам и у пробовавших их, и у не пробовавших -- на 100% негативное.

Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно. В подавляющем большинстве случаев «вкус» спиртного дети узнают в 10--15-летнем возрасте с подачи родителей и друзей; 62% родителей об этих фактах знают.

Этапы профилактической деятельности: диагностика личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование пристрастий, а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях. О его друзьях; информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоление стрессовых ситуаций. Конфликтология и собственно проблемы вредных привычек; тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.

В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. Актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

Полноценная профилактика вредных привычек невозможна без участия в ней средств массовой информации - авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.

В подростковом возрасте решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе. Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.

Направленность на людей в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.

Неоценимый вклад в профилактику вредных привычек может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реального мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и пагубным соблазнам. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.

Массовым явлением табакокурение среди школьников становится в подростковом возрасте, примерно с 11 -- 12 лет. Одним из центральных новообразований личности подростка становится стремление быть или хотя бы казаться, взрослым. Быть в чем-то как взрослый труднее, чем казаться таковым для окружающих. Табакокурение -- наилучший, по мнению подростков, и легчайший способ казаться взрослым, если не для самих взрослых, то для своих сверстников. Но ведь взрослые в большинстве своем выступают против курения школьников либо путем прямого запрета, либо посредством аргументации отрицательными фактами. Курение опасно для здоровья: вызывает сердцебиение, одышку, сужает сосуды, раздражает горло и вызывает образование налетов на чувствительной легочной ткани. Систематическое многолетнее курение приводит к преждевременным инфарктам, раку горла или легких, эмфиземам и другим легочным заболеваниям. Даже умеренное курение сокращает общую продолжительность жизни человека в среднем на 7 лет.

В борьбе с табакокурением наиболее важна профилактика, недопущение школьников к курению и эффективные средства к устранению его. Подросткам надо сообщить все факты о курении с предельной честностью. Весьма полезно знакомить их с наглядными вредными последствиями курения. При беседах о вреде табака следует избегать прямого запугивания. Значительно более эффективно умеренное описание отрицательных последствий курения. Отрицательно относящиеся к табакокурению учителя достигнут большего успеха в антиникотиновой пропаганде, чем нейтрально настроенные педагоги.

Основные мотивы убеждения в необходимости прекращения курения должны быть позитивными. Рекомендуется взывать к самолюбию подростков, их уверенности в себе, силе воли, чувству гордости за свои достижения, самоконтролю, а не сваливанию своей вины на других. Помогает утверждение о престижности достижения и сохранения хорошей физической формы. Педагогам в их борьбе с курением школьников требуется помощь других подростков и их групповых лидеров.

Антиникотиновую пропаганду рекомендуется начинать с дошкольного возраста и вести в течение ряда лет. Крайний срок начала этой компании -- 4-й или 5-й класс. Учащимся надо помогать в их осознании и выявлении у себя причин табакокурения и указывать реальные способы решения личных проблем, а не прибегать к курению как иллюзорному способу преодоления житейских трудностей. В борьбе с курением наилучшим считается не один, а совокупность методов.

В 70-х годах количество курильщиков всех возрастов в США резко сократилось благодаря массовой, постоянной и умелой контрпропаганде курения. Этот процесс коснулся также подростков и старшеклассников: с 1979 по 1992 г. количество их сократилось на 57%. Это вселяет надежду, что со временем врачи, психологи и педагоги найдут столь же эффективные методы воздействия на пьяниц и наркоманов.

Несовершеннолетние больные наркоманией в возрасте от 16 лет, уклоняющиеся от обязательного лечения, подлежат принудительному лечению в лечебно-воспитательных профилакториях.

Администрация и преподавательский состав школ и ПТУ должны проявлять максимальную бдительность относительно возможного употребления учащимися в случаях обнаружения у них таблеток, ампул и других медицинских форм лечебных препаратов; каких-либо приспособлений для инъекций (жгутов, шприцев, специальных игл) и следов на коже.

Если врачи подтвердят факт наркотизации учащегося, он ставится на учет в наркологическом диспансере или ближайшем наркокабинете поликлиники. В случаях, когда наркотизация представляется однократной, объективно случайной, подростки ставятся на профилактический учет. В случаях повторного или систематического приема наркогенных веществ или даже единичного их приема, но сочетающегося с активной тенденцией к алкоголизации, наличием других личностных и семейных факторов риска наркотизации, подростки ставятся на диспансерный учет.

Успех может быть достигнут только в результате длительной кропотливой работы, разъясняющей губительные последствия наркомании, способствующей самоутверждению подростка как здоровой интеллектуальной личности, помогающей ему обрести смысл жизни. Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно.

Наконец, если никакие формы убеждения при профилактике наркомании не имеют успеха, педагог должен принять решительные меры по спасению жизни подростков из группы риска. Выявить юного наркомана можно по следующим признакам: зрачки расширены; движения нескоординированы, незавершенны, неуверенны; поведение резко меняется (от активности до сонливости). На лице у подростка -- выражение блаженства, дополняемое неестественной улыбкой; нарушена концентрация внимания; речь сбивчивая, невнятная.

В группу риска входят дети из неблагополучных семей: подростки, склонные к курению и выпивке (в сигарету может быть добавлена анаша, в спиртное -- яд наркотика). При обнаружении подозрительных признаков ребенок должен быть немедленно направлен на обследование к врачу-наркологу.

Педагог должен знать и факторы, сдерживающие человека в приобщении к наркотикам: желание вести нормальную, полноценную жизнь; боязнь привыкания и смерти. Стремление нормально жить и радоваться жизни; боязнь принести страдания родным и близким; множество печальных примеров; осознание вреда для здоровья и трудности излечения; наличие других радостей в жизни и других источников наслаждения; анализ непоправимых последствий.

Этих рычагов при умелом манипулировании педагогу вполне достаточно, чтобы уберечь подростков и юношество от опасных увлечений.

Исследованиями установлено, что у юношей и девушек алкоголизм как болезнь развивается в четыре раза быстрее, чем у взрослых. Распад личности тоже идет интенсивнее.

Еще в советское время газета «Правда» описала случай, имевший место в одном из детских садов. Дети играли в праздник. Хозяйка говорит: «Ешьте, дорогие гости, что же вы не едите?» А мальчик опрокинул «чарку» и ответил: «После первой не закусываю».

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма нам представляются следующие: санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей-наркологов или школьного врача); пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни. Оценка социальной сущности и природы употребления наркотиков в общении с детьми на уроках и классных часах; ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал; борьба с любым потреблением спиртного (даже на выпускных вечерах).

Школа должна помочь ребенку увидеть подлинных героев в противовес современным прессе и телевидению, которые, будучи зависимыми от рекламодателей, во многом исказили шкалу общечеловеческих ценностей.

Таким образом, работа по профилактике вредных привычек у детей ложится главным образом на школу. Школой активно проводится информирование учащихся о вреде алкоголя, курения, наркомании. Однако, количество детей, курящих, употребляющих спиртные напитки, наркотики, заставляет задуматься об эффективности действующих мер профилактики. Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Успех может быть достигнут только в результате длительной кропотливой работы, разъясняющей губительные последствия наркомании. В первую очередь, груз этой работы ложится на классных руководителей, социальных педагогов, психологов, завучей по воспитательной работе, педагогов-организаторов, медицинских работников. Но свою лепту стоит внести и учителям-предметникам, в частности биологам и учителям физкультуры.



Рассказать друзьям