Синдромы поражения цнс у детей. Резидуально-органическое поражение ЦНС: причины, симптомы, лечение и прогноз

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Лекция XIV.

Резидуально-органические поражения ЦНС

Последствия раннего резидуально-органического поражения ЦНС с церебрастеническим, неврозоподобным, психопатоподобным синдромами. Органический психический инфантилизм. Психоорганический синдром. Синдром детской гиперактивности с дефицитом внимания. Механизмы социальной и школьной дизадаптации, профилактика и коррекция при остаточных явлениях резидуально-органической церебральной недостаточности и при синдроме детской гиперактивности.

Клинические иллюстрации.

^ РАННЯЯ РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКАЯ ЦЕРЕБРАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ у детей - состояние, обусловленное стойкими последствиями поражения головного мозга (ранними внутриутробными поражениями головного мозга, родовой травмой, черепно-мозговыми травмами в раннем детском возрасте, инфекционными заболеваниями). Есть серьезные основания считать, что в последние годы число детей с последствиями раннего резидуально-органического поражения ЦНС становится все больше, хотя истинная распространенность этих состояний не известна.

Причины нарастания остаточных явлений резидуально-органического поражения ЦНС в последние годы многообразны. К ним относятся экологическое неблагополучие, в том числе химическое и радиационное заражение многих городов и районов России, неполноценное питание, неоправданное злоупотребление лекарственными препаратами, непроверенными и зачастую вредными биодобавками и т. д. Во многом изменились и принципы физического воспитания девочек - будущих матерей, развитие которых нередко нарушается из-за частых соматических заболеваний, сидячего образа жизни, ограничениях в движении, свежем воздухе, посильной домашней работе или, напротив, чрезмерных занятий профессиональным спортом, а также раннего начала курения, употребления спиртных напитков, токсических веществ и наркотиков. Неправильное питание и тяжелый физический труд женщины во время беременности, душевные переживания, связанные с неблагоприятной семейной ситуацией или нежелательной беременностью, не говоря уж об употребление алкоголя и наркотиков во время беременности, нарушают правильное ее течение и отрицательно сказываются на внутриутробном развитии ребенка. Результатом несовершенного медицинского обслуживания, прежде всего отсутствия каких-либо представлений медицинского контингента женских консультаций о психотерапевтическом подходе к беременной женщине, полноценного патронажа во время беременности, неформальной практики подготовки беременных к родам и не всегда квалифицированного родовспоможения, являются родовые травмы, нарушающие нормальное развитие ребенка и сказывающиеся впоследствии на всей его жизни. Введенная практика “планирования родов” нередко доводится до абсурда, оказываясь полезной не роженице и новорожденному, а персоналу родильного дома, получившему узаконенное право планировать свой отдых. Достаточно сказать, что в последние годы дети рождаются не ночью или под утро, когда им положено рождаться по биологическим закономерностям, а в первой половине дня, когда уставший персонал сменяет новая смена. Неоправданным представляется и чрезмерное увлечение кесаревым сечением, при котором не только мать, но и младенец достаточно длительное время получает наркоз, совершенно для него небезразличный. Перечисленное составляет только часть причин увеличения ранних резидуально-органических поражений центральной нервной системы.

В первые же месяцы жизни ребенка органическое поражение ЦНС проявляется в виде неврологических знаков, которые обнаруживаются детским невропатологом, и всем знакомых внешних признаков: дрожания ручек, подбородка, гипертонуса мышц, раннего держания головки, откидывания ее назад (когда ребенок как бы разглядывает что-то за своей спиной), беспокойства, плаксивости, неоправданного крика, прерывистого ночного сна, задержки становления моторных функций и речи. На первом году жизни все эти признаки позволяют невропатологу поставить ребенка на учет по поводу последствий родовой травмы и назначить лечение (церебролизин, циннаризин, кавинтон, витамины, массаж, гимнастика). Интенсивное и правильно организованное лечение в нетяжелых случаях, как правило, оказывает положительное действие, и уже к году ребенка снимают с неврологического учета, и в течение нескольких лет воспитывающийся дома ребенок не вызывает особых опасений родителей, за исключением, возможно, некоторого запаздывания речевого развития. Между тем уже после помещения в детский сад начинают обращать на себя внимание особенности ребенка, являющиеся проявлениями церебрастении, неврозоподобных расстройств, гиперактивности и психического инфантилизма.

Наиболее распространенным последствием резидуально-органической церебральной недостаточности является церебрастенический синдром . Церебрастенический синдром характеризуется истощаемостью (неспособностью к длительной концентрации внимания), утомляемостью, неустойчивостью настроения, связанной с незначительными внешними обстоятельствами или усталостью, непереносимостью громких звуков, яркого света и в большинстве случаев сопровождается заметным и длительным снижением работоспособности, особенно при значительной интеллектуальной нагрузке. У школьников отмечается снижение запоминания и удержания в памяти учебного материала. Наряду с этим наблюдается раздражительность, приобретающая форму взрывчатости, плаксивости, капризности. Церебрастенические состояния, обусловленные ранними повреждениями головного мозга, становятся источником затруднений при выработке школьных навыков (письма, чтения, счета). Возможен зеркальный характер письма и чтения. Особенно часты речевые нарушения (задержка развития речи, артикуляционные недостатки, замедленность или, наоборот, чрезмерная быстрота речи).

Частыми проявлениями церебрастении могут быть головные боли, возникающие при пробуждении или при утомлении в конце уроков, сопровождающиеся головокружением, тошнотой и рвотой. Нередко у таких детей отмечается непереносимость транспорта с головокружением, тошнотой, рвотой, чувством дурноты. Они также плохо переносят жару, духоту, повышенную влажность, реагируя на них учащенным пульсом, повышением или понижением артериального давления, обморочными состояниями. Многин из детей с церебрастеническими расстройствами не переносят катание на каруселях и другие вращательные движения, которые также приводят к головокружению, ощущению дурноты и рвоте.

В моторной сфере церебрастения проявляется двумя одинаково распространенными вариантами: вялостью и инертностью или, напротив, двигательной расторможенностью. В первом случае дети выглядят вялыми, они недостаточно активны, медлительны, долго включаются в работу, им необходимо значительно больше времени, чем обычным детям, для осмысления материала, решения задач, выполнения упражнений, обдумывания ответов; фон настроения при этом чаще всего снижен. Такие дети особенно непродуктивными в деятельности становятся после 3-4 уроков и в конце каждого урока, при утомлении сонливы или плаксивы. Они вынуждены лежать или даже спать после возвращения из школы, вечерами вялы, пассивны; с трудом, нехотя, очень долго готовят домашние задания; трудности сосредоточения и головные боли усиливаются при утомлении. Во втором случае отмечаются суетливость, чрезмерная двигательная активность, неусидчивость, мешающая ребенку не только заниматься целенаправленной учебной деятельностью, но даже требующей внимания игрой. При этом двигательная гиперактивность ребенка нарастает при утомлении, становится все более беспорядочной, хаотичной. Такого ребенка вечерами невозможно привлечь к последовательной игре, а в школьные годы - к приготовлению домашних заданий, повторению пройденного, чтению книг; почти не удается вовремя уложить спать, так что изо дня в день он спит значительно меньше, чем ему положено по возрасту.

У многих детей с последствиями ранней резидуально-органической церебральной недостаточности наблюдаются черты дисплазии (деформация черепа, лицевого скелета, ушных раковин, гипертелоризм – широко расставленные глаза, высокое небо, неправильный рост зубов, прогнатизм – выдающаяся вперед верхняя челюсть и др.).

В связи с описанными выше расстройствами школьники начиная с первых классов при отсутствии индивидуального подхода в обучении и режиме испытывают большие трудности адаптации в школе. Они больше, чем их здоровые сверстники, просиживают за уроками и еще больше декомпенсируются в связи с тем, что нуждаются в более длительном и полноценном отдыхе, чем обычные дети. Несмотря на все старания, они, как правило, не получают поощрений, а, напротив, подвергаются наказаниям, непрерывным замечаниям и даже насмешкам. Через более или менее длительное время они перестают обращать внимание на свои неуспехи, интерес к учебе резко падает и появляется стремление к легкому времяпрепровождению: просмотру всех без исключения телевизионных программ, подвижным играм на улице и, наконец, тяга к компании себе подобных. При этом уже происходит прямое манкирование школьными занятиями: прогулы, отказ от посещения уроков, побеги, бродяжничество, раннее употребление спиртных напитков, что нередко обусловливает домашние кражи. Следует заметить, что резидуально-органическая церебральная недостаточность в значительной степени способствует быстрому возникновению зависимости от алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ.

^ Неврозоподобный синдром у ребенка с резидуально-органическим поражением ЦНС отличается устойчивостью, монотонностью, стабильностью симптоматики, ее малой зависимостью от внешних обстоятельств. К неврозоподобным расстройствам относятся в данном случае тики, энурез, энкопрез, заикание, мутизм, навязчивые симптомы - страхи, сомнения, опасения, движения.

Приведенное наблюдение иллюстрирует церебрастенический и неврозоподобный синдромы у ребенка с ранним резидуально-органическим поражением ЦНС.

Костя, 11 лет.

Второй ребенок в семье. Родился от беременности, протекавшей с токсикозом первой половины (тошнота, рвота), угрозой выкидыша, отеками и повышением артериального давления во второй половине. Роды на 2 недели раньше срока, родился с двойным обвитием пуповиной, в синей асфиксии, закричал после реанимационных мероприятий. Вес при рождении 2700. К груди приложен на третьи сутки. Сосал вяло. Раннее развитие с задержкой: ходить начал в 1 год 3 мес., отдельные слова произносит с 1 года 10 мес., фразовая речь - с 3 лет. До 2 лет был очень беспокойным, плаксивым, много болел простудными заболеваниями. До 1 года наблюдался невропатологом по поводу дрожания кистей рук, подбородка, гипертонуса, судорог (2 раза) при высокой температуре на фоне острого респираторного заболевания. Рос тихим, чувствительным, малоподвижным, неловким. Был чрезмерно привязан к матери, не отпускал ее от себя, очень долго привыкал к детскому саду: не ел, не спал, не играл с детьми, почти весь день плакал, отказывался от игрушек. До 7 лет страдал ночным недержанием мочи. Боялся оставаться один дома, засыпал только при свете ночника и в присутствии матери, боялся собак, кошек, рыдал, упирался, когда его вели в поликлинику. При эмоциональном напряжении, простудных заболеваниях, неприятностях в семье у мальчика отмечались моргания и стереотипные движения плечами, которые проходили при назначении небольших доз транквилизаторов или седативных трав. Речь страдала неправильным произношением многих звуков и стала чистой только к 7 годам после логопедических занятий. В школу пошел с 7,5 лет, охотно, быстро познакомился с детьми, но с учительницей почти не разговаривал, в течение 3 мес. на вопросы отвечал очень тихо, держался робко, неуверенно. Уставал к 3 уроку, "лежал" на парте, не мог усваивать учебный материал, переставал понимать объяснения учителя. После школы сам ложился и иногда засыпал. Уроки учил только в присутствии взрослых, часто вечерами жаловался на головную боль, нередко сопровождавшуюся тошнотой. Спал беспокойно. Не переносил езду в автобусе и машине - отмечались тошнота, рвота, бледнел, покрывался испариной. Плохо себя чувствовал в пасмурные дни; в это время почти всегда болела голова, отмечались головокружения, снижение настроения, вялость. Летом, осенью чувствовал себя лучше. Состояние ухудшалось при высоких нагрузках, после заболеваний (ОРЗ, ангинах, детских инфекциях). Учился на “4” и “3”, хотя, по мнению окружающих, отличался высоким интеллектом и хорошей памятью. Имел друзей, гулял самостоятельно во дворе, но предпочитал тихие игры дома. Начал учиться в музыкальной школе, но посещал ее неохотно, плакал, жаловался на усталость, боялся, что не успеет сделать уроки, стал раздражительным, беспокойным.

Начиная с 8-летнего возраста по назначению психиатра дважды в год - в ноябре и марте - получал курс мочегонных препаратов, ноотропил (или церебролизин в инъекциях), кавинтон, микстуру с цитралью, седативную микстуру. При необходимости назначался дополнительный выходной день. В процессе лечения состояние мальчика значительно улучшилось: стали редкими головные боли, исчезли тики, стал более самостоятельным и менее боязливым, улучшилась успеваемость.

В данном случае речь идет о выраженных признаках церебрастенического синдрома, выступающего в сочетании с неврозоподобной симтоматикой (тиками, энурезом, элементарными страхами). Между тем при адекватном врачебном контроле, правильной тактике лечения и щадящем режиме ребенок вполне адаптировался к условиям школы.

Органическое поражение ЦНС может выражаться также в психоорганическом синдроме (энцефалопатии), характеризующемся большей тяжестью расстройств исодержащем наряду со всеми вышеописанными признаками церебрастении снижение памяти, ослабление продуктивности интеллектуальной деятельности, изменение аффективности (недержание аффекта). Эти признаки называются триадой Вальтера-Бюэля. Недержание аффекта может проявляться не только в чрезмерной аффективной возбудимости, неадекватно бурном и взрывчатом проявлении эмоций, но и аффективной слабости, к которой относится выраженная степень эмоциональной лабильности, эмоциональная гиперестезия с чрезмерной чувствительностью ко всем внешним раздражителям: мельчайшие изменения ситуации, нечаянное слово вызывают у больного непреодолимые и некорригируемые бурные эмоциональные состояния: плач, рыдания, гнев и т. д. Нарушения памяти при психоорганическом синдроме варьируют от легкого ее ослабления до выраженных мнестических расстройств (например, трудностей запоминания сиюминутных событий и текущего материала).

При психоорганическом синдроме недостаточными оказываются прежде всего предпосылки интеллекта: снижение памяти, внимания и восприятия. Ограничивается объем внимания, падает способность к концентрации, нарастают рассеянность, истощаемость и пресыщаемость интеллектуальной деятельностью. Нарушения внимания ведут к нарушению восприятия окружающего, в результате чего больной не способен охватывать ситуацию в целом, улавливая лишь фрагменты, отдельные стороны событий. Нарушения памяти, внимания и восприятия способствуют слабости суждений и умозаключений, из-за чего больные производят впечатление беспомощных и бестолковых. Отмечается также замедление темпа психической деятельности, инертность и ригидность психических процессов; это проявляется в медлительности, застревании на определенных представлениях, в трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Характерно отсутствие критики к своим возможностям и поведению с беспечным отношением к своему состоянию, утратой чувства дистанции, фамильярностью и панибратством. Низкая интеллектуальная продуктивность становится явной при дополнительной нагрузке, но в отличие от умственной отсталости способность к абстрагированию сохраняется.

Психоорганический синдром может иметь временный, преходящий характер (например, после черепно-мозговой травмы, в том числе родовой травмы, нейроинфекции) или быть постоянным, хроническим свойством личности в отдаленном периоде органического поражения ЦНС.

Нередко при резидуально-органической церебральной недостаточности проявляются признаки психопатоподобного синдрома, который особенно явным становится в препубератном и пубертатном возрасте.Для детей и подростков с психоорганическим синдромом характерны наиболее серьезные формы нарушения поведения, обусловленные выраженным изменением аффективности. Патологические черты характера в данном случае в основном проявляются аффективной возбудимостью, склонностью к агрессии, конфликтностью, расторможением влечений, пресыщаемостью, сенсорной жаждой (стремлением к получению новых впечатлений, удовольствий). Аффективная возбудимость выражается в склонности к чрезмерно легкому возникновению бурных аффективных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине, в приступах гнева, ярости, запальчивости, сопровождающихся двигательным возбуждением, необдуманными, порой опасными для самого ребенка или окружающих действиями и, нередко, суженным сознанием. Дети и подростки с аффективной возбудимостью капризны, обидчивы, чрезмерно подвижны, склонны к необузданным шалостям. Они много кричат, легко озлобляются; всякие ограничения, запреты, замечания вызывают у них бурные реакции протеста со злобностью и агрессией.

В совокупности с признаками органического психического инфантилизма (эмоционально-волевой незрелостью, некритичностью, нецеленаправленностью деятельности, внушаемостью, зависимостью от окружающих) психопатоподобные расстройства у подростка с резидуально-органическим поражением ЦНС создают предпосылки для социальной дизадаптации с криминальными тенденциями. Правонарушения нередко совершаются ими в состоянии алкогольного опьянения или под действиям наркотиков; причем, для полной утраты критики или даже амнезии (отсутствия воспоминания) самого криминального акта подростку с резидуально-органическим поражением ЦНС достаточно относительно небольшой дозы алкоголя и наркотиков. Необходимо еще раз заметить, что у детей и подростков с резидуально-органической церебральной недостаточностью быстрее, чем у здоровых, возникает зависимость от алкоголя и наркотиков, ведущая к тяжелым формам алкоголизма и наркомании.

Важнейшим средством профилактики школьной дизадаптации при резидуально-органической церебральной недостаточности является предупреждение интеллектуальных и физических перегрузок посредством нормализации режима дня, правильного чередования интеллектуальной работы и отдыха, исключения одновременных занятий в общеобразовательной и специальных школах (музыкальной, художественной и т. п.). Остаточные явления резидуально-органического поражения ЦНС в тяжелых случаях являются противопоказанием для поступления в школу специализированного типа (с углубленным изучением иностранного языка, физико-математическую, гимназию или колледж с ускоренной и расширенной программой обучения).

При этом виде психической патологии для профилактики учебной декомпенсации необходимо своевременное введение адекватной медикаментозной курсовой терапии (ноотропы, дегидратация, витамины, легкие седативные средства и т. д.) при постоянном наблюдении психоневролога и динамическом электроэнцефалографическом, краниографическом, патопсихологическом контроле; раннее начало педагогической коррекции с учетом индивидуальных особенностей ребенка; занятия с дефектологом по индивидуальной схеме; социально-психологическая и психотерапевтическая работа с семьей ребенка для выработки правильных установок на возможности ребенка и его будущее.

^ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Определенную связь с резидуально-орагнической церебральной недостаточностью в детском возрасте имеет и гиперактивность, которая занимает особое место, прежде всего, в связи с обусловленной ею выраженной школьной дизадаптацией - учебной несостоятельностью и (или) поведенческими расстройствами. Двигательная гиперактивность описывается в детской психиатрии под разными названиями: минимальная мозговая дисфункция (ММД), синдром двигательной расторможенности, гипердинамический синдром, гиперкинетический синдром, синдром детской гиперактивности с дефицитом внимания, синдром нарушения активного внимания, синдром дефицита внимания (последнее название соответствует современной классификации).

Стандартом для оценки поведения как "гиперкинетического" служит комплекс следующих признаков:

1) двигательная активность является чрезмерно высокой в контексте ожидаемого в этой ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития;

2) имеет раннее начало (до 6 лет);

3) большую длительность (или постоянство во времени);

4) обнаруживается более чем в одной ситуации (не только в школе, но и дома, на улице, в больнице и т. д.).

Данные о распространенности гиперкинетических расстройств варьируют в широких пределах - от 2 до 23 % детской популяции. Гиперкинетические расстройства, возникающие в детском возрасте, при отсутствии профилактических мер нередко приводят не только к школьной дизадаптации - неуспеваемости, второгодничеству, нарушениям поведения, но и к тяжелым формам социальной дизадаптации, далеко выходящим за пределы детского и даже пубертатного возраста.

Гиперкинетическое расстройство, как правило, проявляется уже в раннем детском возрасте. На первом году жизни ребенок обнаруживает признаки двигательного возбуждения, постоянно вертится, совершает массу лишних движений, из-за которых его оказывается трудно уложить спать, накормить. Формирование двигательных функций происходит у гиперактивного ребенка быстрее, чем у его сверстников, в то время как становление речи не отличается от обычных сроков или даже отстает от них. Когда гиперактивный ребенок начинает ходить, он отличается быстротой и чрезмерным количеством движений, безудержностью, не может усидеть на месте, всюду лезет, пытается достать разные предметы, не реагирует на запреты, не чувствует опасности, края. Такой ребенок очень рано (с 1,5-2 лет) прекращает спать днем, а вечером его трудно уложить в постель из-за нарастающего во второй половине дня хаотического возбуждения, когда он совсем не может играть в свои игрушки, заниматься одним делом, капризничает, балуется, бегает. Засыпание нарушено: даже удерживаемый физически, ребенок непрерывно двигается, пытается выскользнуть из-под рук матери, вскочить, открыть глазки. Пpи выpаженном дневном возбуждении может иметь место глубокий ночной сон с длительно непрекращающимся энуpезом.

Впрочем, гиперкинетические расстройства в младенческом и раннем дошкольном возрасте часто расцениваются как обычная живость в рамках нормальной детской психодинамики. Тем временем постепенно нарастают и начинают обращать на себя внимание неусидчивость, отвлекаемость, пресыщаемость с потребностью в частой смене впечатлений, невозможность без настойчивой организации взрослых играть самостоятельно или с детьми. Эти особенности становятся уже очевидными в старшем дошкольном возрасте, когда ребенка начинают готовить к школе, - дома, в подготовительной группе детского сада, в подготовительных группах общеобразовательной школы.

Начиная с 1 класса гипердинамические расстройства у ребенка выражаются в двигательной расторможенности, суетливости, невнимательности и отсутствии упорства при выполнении задач. При этом нередко наблюдается повышенный фон настроения с переоценкой собственных возможностей, озорством и бесстрашием, недостаточная настойчивость в деятельности, особенно требующей активного внимания, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, плохо организованная и слаборегулируемая активность. Гиперкинетические дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получать дисциплинарные взыскания из-за нарушений правил поведения. У них обычно нарушены взаимоотношения со взрослыми в связи с отсутствием осторожности и сдержанности, занижено чувство собственного достоинства. Гиперактивные дети нетерпеливы, не умеют ждать, не могут усидеть во время урока, находятся в постоянном нецеленаправленном движении, вскакивают, бегают, прыгают, при необходимости сидеть на месте постоянно двигают ногами и руками. Они, как правило, болтливы, шумливы, часто благодушны, постоянно улыбаются, смеются. Таким детям необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления. Последовательно и целенаправленно заниматься одним делом гиперактивный ребенок может только после значительной физической нагрузки; при этом такие дети сами говорят, что им "необходимо разрядиться", "сбросить энергию".

Гиперкинетические расстройства выступают в сочетании с церебрастеническим синдромом, признаками психического инфантилизма, патологическими личностными особенностями, выраженными на фоне двигательной расторможенности в большей или меньшей степени и еще более осложняющими школьную и социальную адаптации гиперактивного ребенка. Часто гиперкинетические расстройства сопровождаются неврозоподобными симптомами: тиками, энурезом, энкопрезом, заиканием, страхами - длительно сохраняющимися обычными детскими страхами одиночества, темноты, домашних животных, белых халатов, медицинских манипуляций или быстро возникающими навязчивыми страхами, имеющими в основе психотравмирующую ситуацию. Признаки психического инфантилизма при гиперкинетическом синдроме выражаются в свойственных более раннему возрасту игровых интересах, доверчивости, внушаемости, подчиняемости, ласковости, непосредственности, наивности, зависимости от взрослых или более уверенных в себе приятелей. В силу гиперкинетических расстройств и черт психической незрелости ребенок предпочитает только игровую деятельность, но и она не захватывает его длительно: он постоянно меняет свое мнение и направление активности в соответствии с тем, кто возле него находится; он, совершая необдуманный поступок, сразу же в нем раскаивается, уверяет взрослых в том, что "будет хорошо себя вести", но, попадая в сходную ситуацию, вновь и вновь повторяет порой небезобидные шалости, исход которых не умеет предвидеть, просчитать. В то же время из-за ласковости, беззлобности, искренних раскаяний в содеянном такой ребенок бывает чрезвычайно привлекателен и любим взрослыми. Дети же часто отвергают такого ребенка, так как с ним невозможно продуктивно и последовательно играть из-за его суетливости, шумливости, стремления все время менять условия игры или переходить от одного вида игры к другому, из-за его непоследовательности, изменчивости, поверхностности. Гиперактивный ребенок быстро знакомится с детьми и взрослыми, но также быстро "изменяет" дружбе в стремлении к новым знакомым и новым впечатлениям. Психическая незрелость у детей с гиперкинетическими расстройствами определяет относительную легкость возникновения у них различных преходящих или более стойких отклонений, нарушения процесса формирования личности под воздействием неблагоприятных факторов - как микросоциально-психологических, так и биологических. Наиболее часто встречаются у гиперактивных детей патологические черты характера с преобладанием неустойчивости, когда на первый план выступают отсутствие волевых задержек, зависимость поведения от минутных желаний и влечений, повышенная подчиняемость постороннему влиянию, отсутствие умения и нежелание преодолевать малейшие трудности, интереса и навыка к труду. Незрелость эмоционально-волевых свойств личности подростков с неустойчивым вариантом обусловливает их повышенную склонность к имитации форм поведения окружающих, в том числе и отрицательных (уходы из дома, школы, сквернословие, мелкое воровство, употребление алкогольных напитков).

Гиперкинетические расстройства в преобладающем большинстве случаев постепенно редуцируются к середине пубертатного возраста - в 14-15 лет. Ждать спонтанного исчезновения гиперактивности, не принимая мер коррекции и профилактики, нельзя ввиду того, что гиперкинетические расстройства, будучи мягкой, пограничной психической патологией, порождают тяжелые формы школьной и социальной дизадаптации, накладывающие отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека.

С первых же дней школьного обучения ребенок оказывается в условиях необходимого выполнения дисциплинарных норм, оценки знаний, проявления собственной инициативы, формирования контакта с коллективом. В связи с чрезмерной двигательной активностью, неусидчивостью, отвлекаемостью, пресыщаемостью гиперактивный ребенок не соответствует требованиям школы и в ближайшие месяцы после начала учебы становится предметом постоянного обсуждения в педагогическом коллективе. Он ежедневно получает замечания, записи в дневнике, его обсуждают на родительских и классных собраниях, его ругают учителя и администрация школы, ему угрожают исключением или переводом на индивидуальное обучение. На все эти акции не могут не реагировать родители, и в семье гиперактивный ребенок становится причиной постоянного разлада, ссор, споров, что порождает систему воспитания в виде постоянных взысканий, запретов и наказаний. Педагоги и родители пытаются сдержать его двигательную активность, что само по себе невозможно из-за физиологических особенностей ребенка. Гиперактивный ребенок мешает всем: учителям, родителям, старшим и младшим братьям и сестрам, детям в классе и во дворе. Его успехи при отсутствии специальных методов коррекции никогда не соответствуют его интеллектуальным природным данным, т.е. он учится значительно хуже своих возможностей. Вместо двигательной разрядки, о которой ребенок сам говорит взрослым, его заставляют многими часами совершенно непродуктивно просиживать за приготовлением уроков. Отторгаемый семьей и школой, непонятый, неуспешный ребенок рано или поздно начинает откровенно манкировать школой. Чаще всего это происходит в 10-12 лет, когда ослабевает родительский контроль и ребенок получает возможность самостоятельно пользоваться транспортом. Улица полна развлечений, соблазнов, новых знакомых; улица многообразна. Именно здесь гиперкинетический ребенок никогда не скучает, улица удовлетворяет присущую ему страсть к непрерывной смене впечатлений. Здесь никто не ругает, не спрашивает об успеваемости; здесь сверстники и дети постарше находятся в таком же положении отторжения и обиды; здесь ежедневно появляются новые знакомые; здесь впервые ребенок пробует первую сигарету, первую рюмку, первый "косячок", а иногда и первый укол наркотика. Из-за внушаемости и подчиняемости, отсутствия сиюминутной критики и возможности прогнозировать ближайшее будущее дети с гиперактивностью часто становятся членами асоциальной компании, совершают криминальные акты или присутствуют при них. При наслоении патологических черт характера социальная дизадаптация становится особенно глубокой (вплоть до учета в детской комнате милиции, судебного следствия, колонии для несовершеннолетних правонарушителей). В препубертатном и пубертатном возрастах, почти никогда не являясь инициаторами преступления, гиперактивные школьники часто пополняют криминогенные ряды.

Таким образом, хотя гиперкинетический синдром, становясь особенно заметным уже в младшем дошкольном возрасте, значительно (или полностью) компенсируется в течение подросткового периода за счет снижения двигательной активности и улучшения внимания, такие подростки, как правило, не достигают уровня адаптации, соответствующего их природным данным, поскольку социально декомпенсируются уже в младшем школьном возрасте и эта декомпенсация может нарастать при отсутствии адекватных коррекционных и лечебных подходов. Между тем, при правильной, терпеливой, постоянной лечебно-профилактической и психолого-педагогической работе с гиперактивным ребенком возможно предотвратить глубокие формы социальной дизадаптации. В зрелом возрасте в большинстве случаев остаются заметными признаки психического инфантилизма, легкие церебрастенические симптомы, патологические черты характера, а также поверхностность, отсутствие целеустремленности, внушаемость.

Миша, 10 лет.

Беременность с легким токсикозом в первой половине; роды в срок, с длительным безводным периодом, со стимуляцией. Родился с весом 3300, закричал после пошлепывания. Раннее развитие двигательных функций с опережением (так, сидеть стал в 5 мес., самостоятельно стоял в 8 мес., ходит самостоятельно с 11 мес.), речи - с некоторым запаздыванием (фразовая речь появилась к 2 годам 9 мес.). Рос очень подвижным, все вокруг хватал, везде лазал, не боясь высоты. До года неоднократно выпадал из кроватки, ушибался, постоянно ходил в синяках и шишках. С трудом засыпал, его надо было укачивать часами, одновременно придерживая, чтобы он не вскочил. С 2 лет перестал спать днем; к вечеру становился все более возбужденным, шумным, непрерывно двигался, даже когда его силой заставляли сидеть. При этом совсем переставал играть в игрушки, не находил себе занятия, "слонялся" без дела, шалил, всем мешал. В детском саду - с 4 лет. Привык сразу, играл только с мальчиками, никого особенно из них не выделяя; воспитатели жаловались на его чрезмерную подвижность, бессмысленное озорство, драчливость. В подготовительной группе обращали на себя внимание неусидчивость, множество лишних движений даже в относительном покое, нежелание заниматься, отсутствие любознательности, отвлекаемость. К родителям был ласков, любил младшую сестру, что не мешало ему ее постоянно задирать, провоцируя скандалы и драки. Раскаивался в своих шалостях, но тут же бездумно мог повторить озорство. Школу начал посещать в 7 лет. На уроках не мог сидеть спокойно, постоянно вертелся, болтал, играл в принесенные из дома игрушки, делал самолетики, шуршал бумажками, не всегда выполняя при этом задания учителя. Отличаясь хорошей памятью, учился слабо - в основном на “3”; с 5 класса успеваемость еще больше ухудшилась, домашние уроки учил далеко не всегда, только при неусыпном контроле родителей и бабушки. За уроками непрерывно отвлекался, ныл, смотрел пустыми глазами, не усваивая материала, задавал посторонние вопросы; оставленный один, тут же находил себе дело - играл с кошкой, делал самолетики, рисовал прямо на тетрадях "страшилок" и т. п. Время предпочитал проводить на улице, приходил домой позже назначенного времени, каждый день обещая "исправиться". Оставался чрезмерно подвижным, не чувствовал опасности. Дважды с диагнозом "сотрясение головного мозга" (в 7 лет получил удар по голове качелями, в 9 лет упал с дерева) и один раз в связи с переломом руки (8 лет) лежал в больнице. Очень быстро знакомился и с детьми, и со взрослыми, но постоянных друзей не было. Не умел долго играть в одну, даже подвижную игру, мешал детям или уходил в поисках других развлечений. С 8 лет пробовал курить. С 5 класса стал пропускать уроки, несколько раз не ночевал дома в течение трех дней; после того, как его нашла милиция, объяснил, что боялся идти домой после получения нескольких двоек, опасаясь наказания. Иногда время проводил в котельной, где познакомился со взрослыми, там и ночевал, когда исчезал из дома. По настоянию родителей несколько раз начинал посещать спортивные секции и кружки в школе, но задерживался там ненадолго - бросал их, не объясняя причины и не ставя в известность близких. После консультации психиатра (в 11 лет) стал получать фенибут и малые дозы неулептила, был определен в школу народных танцев. Через несколько месяцев стал более спокойным, целенаправленным в учебе, вначале под контролем взрослых, а затем самостоятельно, не пропуская, посещал школу танцев, был горд своими успехами, участвовал в конкурсах, выезжал с коллективом на гастроли. Успеваемость и дисциплина в общеобразовательной школе значительно улучшились.

Настоящий случай является примером гипердинамического синдрома в детском возрасте, при котором удалось избежать грубой социальной дизадаптации благодаря лечению и правильным действиям родителей.

При определении профилактической тактики по отношению к ребенку с гиперактивностью прежде всего надо подумать об организации жизненного пространства гиперактивного ребенка, которое должно включать все возможности для реализации его повышенной двигательной активности. Утренние часы, предшествующие занятиям в школе или посещению детского сада, у такого ребенка должны быть наполнены повышенной физической нагрузкой - наиболее целесообразны бег на воздухе, достаточно длительная утренняя зарядка, занятия на тренажерах. Как показывает практика, после 1-2 часов спортивных занятий гиперактивные дети спокойнее сидят на уроках, способны к концентрации внимания, лучше усваивают материал. Наиболее адекватна в младшей школе организация для таких детей первых двух уроков физкультуры. К сожалению, по существу, ни в одном школьном учреждении такая практика не находит применения из-за трудностей с расписанием занятий. Понимающие особенности ребенка родители иногда сами организуют физические упражнения, бег на свежем воздухе до начала занятий, что немедленно оказывает положительное действие на успеваемость и дисциплину ребенка. Имея в одной школе десятки детей, страдающих гиперкинетическим расстройством, для предикции школьной и социальной дизадаптации в будущем администрация каждой школы в состоянии обеспечить гиперактивным детям возможность адекватной физической нагрузки во время перемен и после уроков. Для этого в физкультурный зал или другое достаточно просторное помещение (возможно, даже в рекреационные коридоры) целесообразно поставить тренажеры, батуты, шведскую стенку и т. д. и позволить гиперактивным детям под контролем одного дежурного педагога проводить в таком помещении перемены. Наряду с организацией повышенных физических нагрузок во время перемен таким детям рекомендуются также повышенные двигательные нагрузки во время уроков физкультуры в школе. Кроме того, для детей с двигательной расторможенностью для выработки усидчивости полезны и занятия в спортивных секциях, требующие большого физического напряжения и движения и в то же время пластики, внимания, тонких моторных действий; при этом не рекомендуются силовые виды спорта. Чем раньше вводятся занятия спортом, тем выше положительный эффект, сказывающийся прежде всего на успеваемости гиперактивного ребенка. Очень важной при этом является воспитательная роль тренера: если и сам спорт, и личность тренера импонируют ребенку, то во власти тренера постепенно и последовательно требовать от школьника улучшения успеваемости. Врач-психиатр должен объяснить родителям особенности их ребенка, происхождение его чрезмерной двигательной активности, недостаточности внимания, поставить их в известность о возможном социальном прогнозе, убедить в необходимости правильной организации жизненного пространства, а также в отрицательном эффекте насильственного ограничения движений.

Среди немедикаментозных форм профилактики социальной дизадаптации у детей с гиперкинетическими расстройствами возможно также проведение психотерапии. Предпочтительным подходом в данном случае является поведенческая психотерапия. Учитывая широкий спектр семейных проблем, причастных к патопластике расстройств и возникающих в ответ на них, показана семейная психотерапия. После окончания курса целесообразна поддерживающая психотерапия, также включающая ребенка и семью. Наличие медико-психологических служб позволяет включать в систему помощи работу с педагогами и воспитателями, направленную на возможности поддержки ребенка с их стороны. При признаках дизадаптации в детских учреждениях и школе предпочтительным психотерапевтическим подходом является психодинамический. Он позволяет работать с проявлениями индивидуальных реакций на школу и эмоциональных установок. Поведенческая терапия обращается к изменению проблемного поведения самого ребенка. Когнитивная терапия применима у старших школьников и направлена на реорганизацию осмысления школьной ситуации и имеющихся трудностей.

При сочетании гиперкинетических расстройств с церебрастеническими и признаками повышения внутричерепного давления для профилактики учебной декомпенсации необходимы своевременное введение адекватной медикаментозной курсовой терапии (ноотропы, мочегонные средства, витамины, седативные травы и т.д.) при постоянном наблюдении психиатра и невропатолога и динамическом электроэнцефалографическом, краниографическом, патопсихологическом контроле.

ЛИТЕРАТУРА:

1. В.В. Ковалев. Психиатрия детского возраста. - Москва. ”Медицина”. - 1995.

2. Руководство по психиатрии. Под редакцией А.В. Снежневского. - Москва. - Медгиз. - 1983, Т. 1

3. Г.Е. Сухарева. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - т. I. - Москва. ”Медгиз”. - 1955.

4. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - Санкт-Петербург - Москва - Харьков - Минск. - Питер. - 1999.

5. Г.К. Ушаков. Детская психиатрия. - Москва. “Медицина”. - 1973.

ВОПРОСЫ:

1. Какие психопатологические расстройства характерны для раннего резидуально-органического поражения ЦНС?

2. В чем заключается различие между церебрастенией и энцефалопатией?

3. Назовите, пожалуйста, основной принцип коррекции поведения гиперактивного ребенка.

Дегенерация центральной нервной системы представляет собой необратимые органические и функциональные изменения в спинном и головном мозге, которые приводят к психической дегенерации. Выделяют множество видов заболеваний, последствием которых являются нарушения работы нервной системы. Соответственно, лечение будет зависеть от вида заболевания и причин, его вызывающих. К сожалению, далеко не все болезни ЦНС поддаются лечению. Успешную терапию дегенеративных заболеваний ЦНС выполняют в Юсуповской больнице.

Дегенеративные заболевания ЦНС: общие понятия

Основными характеристиками группы дегенеративных заболеваний ЦНС являются следующие критерии:

  • заболевания начинаются незаметно, до их появления нервная система могла работать абсолютно нормально;
  • заболевания имеют постепенно прогрессирующее течение, могут длиться годы или десятилетия;
  • некоторые дегенеративные заболевания связаны с наследственными факторами и развиваются у нескольких членов одной семьи;
  • нейродегенеративное заболевание ЦНС характеризуется постепенной гибелью нейронов и заменой их глиальными элементами;
  • атрофические процессы на начальной стадии развития патологии возникают в каком-либо определенном участке одного из полушарий головного мозга; далее в периоде развернутой стадии дегенерации атрофия в головном мозге становится практически симметричной.

Различные заболевания ЦНС, список которых достаточно длинный, остаются на стадии изучения. Достоверно неизвестны причины возникновения атрофических процессов при нормальном функционировании нервной системы большую часть жизни человека. Тем не менее, существует ряд факторов, которые могут провоцировать дегенерацию головного мозга:

  • злоупотребление алкоголем, наркомания;
  • токсическое влияние пестицидов и гербицидов;
  • менингококковая инфекция;
  • вирусные энцефалиты;
  • дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты.

Органические заболевания ЦНС

Наличие органического заболевания центральной нервной системы означает, что головной мозг неполноценен. Патология может быть врожденной или приобретенной. Неврологи утверждают, что органические нарушения ЦНС первой стадии можно найти у 98% населения, однако они не требуют лечения. Вторая и третья стадии характеризуется более серьезными поражениями и сопровождаются значительными отклонениями.

Врожденные органические поражения головного мозга происходят в период эмбрионального развития или во время родов в результате родовой травмы. Причинами их появления могут быть неблагоприятные факторы, которые влияли на беременную женщину:

  • употребление женщиной алкоголя, наркотиков;
  • тяжелое течение гриппа или других инфекционных заболеваний во время беременности;
  • действие некоторых лекарственных препаратов;
  • сильный стресс.

Приобретенные органические поражения могут возникнуть после инсульта, черепно-мозговой травмы, злоупотребления алкоголем и наркотиками, инфекционных заболеваний с поражением головного мозга.

Среди болезней, которые вызваны органическими поражениями ЦНС, выделяют олигофрению и деменцию. При олигофрении происходит задержка умственного развития. Заболевание возникает в период внутриутробного развития или на первом году жизни. У детей снижен интеллект, плохо развивается речь и моторика. При деменции происходит утрата уже приобретенных навыков и знаний. Постепенно деменция приводит к полной деградации человека. Рассматривая данное заболевание ЦНС, симптомы выделяют следующие: нарушение памяти, речи, ориентации в пространстве, человек не может учиться новому и теряет старые навыки и знания.

Инфекционные заболевания ЦНС

Инфекционные заболевания ЦНС являются одними из наиболее распространенных неврологических патологий. Заболевания ЦНС, вызванные инфекцией, очень опасны. Они имеют тяжелое течение, оставляют серьезные последствия и значительный неврологический дефицит. Инфекционные заболевания ЦНС могут вызывать бактерии, вирусы, грибковые заболевания. Чаще всего заболевания развиваются при проникновении в организм менингококка, стафилококка, пневмококка, энтеровирусов ECHO и Коксаки, эпидемического паротита, кандиды. Входными воротами для инфекции являются ЛОР-органы, также она передаётся контактным, гематогенным, лимфогенным, периневральным путем.

Нарушение кровообращения в головном мозге провоцирует развитие сосудистых заболеваний ЦНС. Эти патологии чрезвычайно опасны, поскольку приводят в большинстве случаев к инвалидизации человека. Также сосудистые заболевания ЦНС имеют большой процент смертности. Поражение головного мозга происходит в результате ишемических и геморрагических инсультов, транзиторных ишемических атак, спонтанных субарахноидальных кровоизлияний. Причинами подобных патологий являются:

  • аневризмы,
  • тромбоэмболии,
  • атеросклероз сосудов,
  • гипертоническая болезнь,
  • острые токсические поражения стенок сосудов,
  • хронические дегенеративные заболевания стенок сосудов.

Пусковым механизмом развития инсультов могут быть сильные стрессы, судорожные припадки, алкогольная интоксикация, резкие перепады температуры тела. Сосудистое заболевание ЦНС чаще всего возникает спонтанно и требует незамедлительного обращения за медицинской помощью.

Лечение и диагностика дегенеративных заболеваний ЦНС

Опасность дегенеративных заболеваний ЦНС состоит в том, что их сложно предвидеть. При наличии провоцирующих факторов в жизни человека рекомендуется вести здоровый образ жизни и регулярно посещать невролога для профилактических осмотров. Заподозрив признаки заболевания ЦНС, следует немедленно обратиться к врачу. Чем раньше будет выявлено заболевание, тем больше шансов замедлить прогрессирование дегенеративных процессов в головном мозге.

Диагностика и лечение дегенеративных заболеваний будет зависеть от вида патологии. Определив клиническую картину болезни, врач назначит исследования для уточнения состояния пациента. Они могут включать лабораторные анализы, УЗИ, МРТ, КТ, и психологические тесты для определения состояния когнитивных навыков.

В Юсуповской больнице города Москвы работает клиника неврологии, в которой оказывают помощь высококвалифицированные неврологи, доктора наук. Врачи Юсуповской больницы имеют большой опыт лечения дегенеративных заболеваний ЦНС и используют в своей работе новейшие методики терапии и реабилитации, что позволяет браться за самые сложные случаи.

Обратиться за помощью, записаться на прием и получить консультацию специалистов можно по телефону.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • "Диагностика". - Краткая Медицинская Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  • «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
  • Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .

Цены на диагностику дегенеративных заболеваний ЦНС

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику. Перечень оказываемых платных услуг указан в прайсе Юсуповской больницы.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Нервная система объединяет деятельность всех органов и систем организма. Она состоит из центральной нервной системы , в которую входят головной и спиной мозг, а также из периферической нервной системы , в которую входят отходящие от головного и спинного мозга нервы.

Нервные окончания подходят к каждому участку человеческого тела, обеспечивая его двигательную активность и высокую чувствительность. Выделяют также отдел, иннервирующий внутренние органы и сердечно-сосудистую систему, это вегетативная нервная система.

Центральная нервная система состоит из:

    Головного мозга;

    спинного мозга;

    спинномозговой жидкости

    защитных оболочек.

Мозговые оболочки и спинномозговая жидкость играют роль амортизаторов, смягчающих всевозможные удары и толчки, которые испытывает тело и которые могли бы привести к повреждению нервной системы.

Результат деятельности нервной системы это та или иная активность, в основе которой лежит сокращение или расслабление мышц либо секреция или прекращение секреции желез.

Нарушение различных уровней и отделов нервной системы, в том численарушение центральной нервной системы вызываются многими причинами:

    Сосудистыми нарушениями;

    инфекциями;

    воздействием ядов;

    травмами;

    опухолями охлаждением.

В последние годы возрастает роль сосудистых заболеваний и травм. К основным группам болезней ЦНС относятся сосудистые, инфекционные, наследственные заболевания, хронически прогрессирующие болезни нервной системы , опухоли головного и спинного мозга, травмы, функциональные заболевания ЦНС.

Нарушения центральной нервной системы

Сосудистые заболевания центральной нервной системы имеют все большее социальное значение, так как часто являются причиной смертности и инвалидизации населения. К ним относятся острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты) и хроническая сосудисто-мозговая недостаточность, ведущая к выраженным изменениям со стороны мозга. Возникают эти заболевания на фоне атеросклероза, гипертонической болезни. Основными признаками острых нарушений мозгового кровообращения являются быстрое, часто внезапное развитие, а ткже следующие симптомы:

    Головные боли;

  • нарушения чувствительности;

    нарушение двигательной активности.


Инфекционные заболевания ЦНС

Инфекционные заболевания нервной системы могут вызываться:

    вирусами;

    бактериями;

    грибками;

Чаще всего при этом поражается головной мозг, бывают поражеия спинной и периферической нервной системы. Наиболее распространены первичные вирусные энцефалиты (например, клещевой). Развитием энцефалита может осложниться ряд таких заболеваний, как сифилис, грипп, малярия, корь.

Для всех нейроинфекций характерно появление на фоне высокой температуры общемозговых (головная боль, тошнота, рвота, нарушения чувствительности и двигательной активности) и очаговых поражений нервной системы. Симптомы проявления заболевания обычно следующие:

    Головная боль;

    тошнота и рвота;

    нарушение чувствительности;

    нарушени движений.


Хронически прогрессирующие болезни ЦНС

Хронически прогрессирующие болезни нервной системы это рассеянный склероз , миастения и некоторые другие заболевания. Причина их возникновения полностью не изучена, вероятно, это наследственная особенность строения нервной системы в сочетании с различными воздействиями (инфекции, обменные нарушения, интоксикации). Эти причины приводят к пониженной жизнеспособности той или иной системы организма.

Общими признаками этих заболеваний являются постепенное начало (чаще в среднем или пожилом возрасте), системность поражения и длительное течение с постепенным нарастанием признаков заболевания.

Наследственные заболевания ЦНС

Их принято на хромосомные (изменения в хромосомах, то есть на клеточном уровне) и геномные (изменения в генах - носителях наследственности). Наиболее часто встречающееся хромосомное заболевание это болезнь Дауна. Геномные заболевания делятся на формы с преимущественным поражением нервно-мышечной и нервной систем. Для людей, страдающими хромосомными болезнями, характерны проявления:

    Слабоумия;

    инфантильности;

    эндокринные расстройства.

Травматические повреждения нервной системы это сотрясение мозга, ушиб и сдавление мозга, последствия травм головного и спинного мозга в виде энцефалопатии, к примеру. Сотрясение мозга проявляется расстройством сознания, головной болью, тошнотой, рвотой, расстройствами памяти. Если это ушиб мозга, то к описанным признакам присоединяются местные нарушения чувствительности и двигательной активности.

Нарушение центральной нервной системы это достаточно серьезное и прогрессирубщее нарушение, лечение необходимо проводить под присмотром невролога и нейрохирурга. Длительное лечение предполагает соблюдение назначений врача, это поможет быстрее оправиться от заболеваний ЦНС.

Перинатальное поражение центральной нервной системы включает в себя все заболевания головного и спинного мозга.

Они происходят в процессе внутриутробного развития, во время родового процесса и в первые дни после рождения новорожденного.

Течение перинатального поражения ЦНС у ребёнка

Заболевание протекает в трёх периодах:

1. Острый период. Он происходит в первые тридцать дней после рождения ребёнка,

2. Восстановительный период. Ранний, от тридцати, до шестидесяти дней жизни младенца. И поздний, с четырёх месяцев, до одного года, у детей, рождённых после трёх триместров беременности, и до двадцати четырёх месяцах при ранних родах.

3. Исходный период заболевания.

В отдельных периодах происходят различные клинические проявления перинатального поражения ЦНС у ребёнка, сопровождающегося синдромами. У одного малыша могут сразу проявиться несколько синдромов заболевания. Их совокупность помогает определить тяжесть течения болезни и назначить квалифицированное лечение.

Особенности синдромов в остром периоде заболевания

В остром периоде у ребёнка происходит угнетение центральной нервной системы, коматозное состояние, повышенная возбудимость, проявление судорог различной этиологии.

В лёгкой форме, при незначительном перинатальном поражении центральной нервной системы у ребёнка, у него замечается повышение возбудимости нервных рефлексов. Они сопровождаются вздрагиваниями в тишине, гипертонусом мышц, также могут сопровождаться мышечной гипотонией. У детей замечается тремор подбородочка, дрожание верхних и нижних конечностей. Ребёнок ведёт себя капризно, плохо спит, плачет без причины.

При перинатальном поражении ЦНС у ребёнка средней формы, он мало активен после появления на свет. Малыш плохо берёт грудь. У него снижены рефлексы глотания молока. Прожив тридцать дней, симптомы проходят. Их меняет чрезмерная возбудимость. При средней форме поражения центральной нервной системы у малыша происходит пигментация кожи. На вид она становится похожа на мрамор. Сосуды имеют разный тонус, нарушена работа сердечно – сосудистой системы. Дыхание не равномерное.

В это форме у ребёнка нарушена работа желудочно – кишечного тракта, стул редкий, ребёнок срыгивает с трудом съеденное молоко, в животике происходит вздутие, хорошо прослушиваемое маминым ухом. В редких случаях ноги, руки и голова малыша вздрагивают судорожными приступами.

УЗИ исследование показывает у детей с перинатальным поражение центральной нервной системы скопление жидкости в отсеках головного мозга. Скопившаяся вода содержит спино – мозговую жидкость, которая провоцирует у детей внутричерепное давление. При данной патологии голова младенца увеличивается с каждой неделей на один сантиметр, это может заметить мама по быстрому вырастанию из шапочек и внешнему виду своего ребёнка. Также из – за жидкости происходит выпирание малого родничка на голове ребёнка. Младенец часто срыгивает, ведёт себя беспокойно и капризно из – за постоянных болей в голове. Может подкатывать глаза за верхнее веко. У ребёнка может проявляться нистагм, в виде вздрагивания глазного яблока при размещении зрачков в разных направлениях.

Во время резкого угнетения центральной нервной системы, ребёнок может впасть в кому. Она сопровождается отсутствием или спутанным сознанием, нарушением функциональных свойств мозга. В таком серьёзном состоянии ребёнок должен находиться под постоянным присмотром медицинского персонала в реанимационном отделении.

Особенности синдромов в восстановительном периоде

К синдромам восстановительного периода при перинатальном поражении ЦНС у ребёнка выделяют ряд симптоматических особенностей: повышение нервных рефлексов, эпилептические припадки, нарушение работы опорно – двигательного аппарата. Также у детей замечаются задержки психомоторного развития, вызванное гипертонусом и гипотонусом мышц. При продолжительном течении они вызывают непроизвольное движение лицевого нерва, а также нервных окончаний туловища и всех четырёх конечностей. Тонус в мышцах препятствует нормальному физическому развитию. Не допускает к совершению ребёнком естественных движений.

При задержке психо-моторного развития, ребёнок позже начинает держать голову, садиться, ползать и ходить. У малыша апатичное ежедневное состояние. Он не улыбается, не строит свойственные детям гримасы. Его не интересуют развивающие игрушки и в целом происходящее вокруг него. Происходит отставание речи. Малыш позже начинает произносить «гу – гу», плачет тихо, не произносит чётких звуков.

Ближе к первому году жизни при постоянном контроле квалифицированного специалиста, назначении правильного лечения и в зависимости от формы начального заболевания центральной нервной системы, симптомы и признаки болезни могут уменьшиться или исчезнуть совсем. Заболевание несёт за собой последствия, которые сохраняются в годовалом возрасте:

1. Замедляется психо – моторное развитие,

2. Ребёнок начинает позже разговаривать,

3. Перепады в настроении,

4. Плохой сон,

5. Повышенная метеозависимость, особенно состояние ребёнка ухудшается при сильном ветре,

6. Некоторым детям присуще гиперактивность, которая выражается приступами агрессии. Они не концентрируют внимание на одном предмете, тяжело обучаются, имеют слабую память.

Серьёзными осложнениями поражения центральной нервной системы могут стать эпилептические припадки и ДЦП.

Диагностика перинатального поражения ЦНС у ребёнка

Для постановки точного диагноза и назначения квалифицированного лечения, проводятся методы диагностики: УЗИ с допплерографией, нейросонография, КТ и МРТ.

УЗИ головного мозга является одним из самых популярных при диагностике головного мозга новорожденных. Его делают через неокрепший костями родничок на голове. Ультразвуковое исследование не приносит вреда здоровью ребёнка, может проводиться часто, по мере необходимости контролирования заболевания. Диагностику можно делать маленьким пациентам, находящимся на стационарном лечении в АРО. Данное исследование помогает определить тяжесть патологи ЦНС, определить количество ликвора и выявить причину его образования.

Компьютерная и магнитно – резонансная томографии помогут определить у маленького пациента проблемы с сосудистой сеткой и нарушения работы мозга.

УЗИ с допплерографией проверят работу кровотока. Его отклонения от нормы приводят к перинатальному поражению ЦНС у ребёнка.

Причины, вызывающие перинатальное поражение ЦНС у ребёнка

Основными причинами являются:

1. Гипоксия плода во время внутриутробного развития, вызванная ограниченным поступлением кислорода,

2. Травмы, полученные в процессе рождения. Часто происходят при медленной родовой деятельности и задержке ребёнка в малом тазу матери,

3. Заболевания ЦНС плода могут быть вызваны токсичными препаратами, употребляемыми будущей матерью. Часто это лекарственные средства, алкоголь, сигареты, наркотические препараты,

4. Патология вызывается вирусами и бактериями при внутриутробном развитии.

Лечение при перинатальном поражении ЦНС у ребёнка

При обнаружении у ребёнка проблем с центральной нервной системой, необходимо обратиться к квалифицированному неврологу для назначения рекомендаций. Сразу после рождения, возможно, восстановить состояние здоровья малыша путём дозревания омертвевших клеток головного мозга, взамен утраченных при гипоксии.

В первую очередь ребёнку оказывается неотложная помощь в родильном доме, направленная на поддержание функционирования главных органов и дыхания. Назначаются медикаменты и интенсивная терапия, включающая в себя ИВЛ. Продолжают лечение перинатального поражения ЦНС у ребёнка, в зависимости от тяжести патологии в домашних условиях или детском неврологическом отделении.

Следующий этап направлен на полноценное развитие ребёнка. Он включает в себя постоянный контроль у педиатра на участке и невропатолога. Медикаментозную терапию, массаж с электрофорезом для снятия тонуса с мышц. Также назначается лечение импульсными токами, лечебные ванночки. Мать должна уделять много времени для развития своего ребёнка, проводить массаж в домашних условиях, прогулки на свежем воздухе, занятия на файт боле, следить за правильным питанием малыша и полноценно вводить прикорм.

  1. Внутричерепные родовые кровоизлияния (ВЧК).
  2. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия.
  3. Инфекционные поражения мозга и его оболочек.
  4. Врожденные аномалии развития мозга.
  5. 5Судороги.

Внутричерепные родовые кровоизлияния (ВЧК). При патологоанатомическом вскрытии у 1/2 - 1/3 умерших новорожденных выявляются ВЧР кровоизлияния или повреждение анатомических структур мозга.
Непосредственной причиной родовой травмы головного мозга является несоответствие костного таза матери и головы ребенка, стремительные (менее 2 часа) или затяжные (более 12 часов) роды, наложение щипцов, акушерские пособия, тракция за голову, оперативные вмешательства, чрезмерная забота о «защите промежности».

Наиболее типичные симптомы любых ВЧК у новорожденных:

Внезапное ухудшение состояния ребенка с развитием синдрома угнетения с периодически появляющимися признаками гипервозбудимости;
- изменение характера крика - крик становится монотонный, постоянный, тихий или громкий, раздраженный, пронзительный, появляется стон;
- напряжение и выбухание большого родничка;
- аномальные движения глазных яблок - «плавающие движения глазных яблок», нистагм;
- нарушение терморегуляции - повышение или понижение температуры;
- вегето-висцеральные расстройства - срыгивания, патологическая убыль массы тела, метеоризм, неустойчивый стул, учащение дыхания, тахикардия;
-- двигательные расстройства - снижение или отсутствие двигательной активности;
- изменение мышечного тонуса - повышение тонуса отдельных групп мышц, например, разгибателей или сгибателей конечностей, из-за чего конечности находятся в разогнутом или чрезмерно согнутом положении, при снижении мышечного тонуса конечности находятся в разогнутом положении, провисают, ребенок может находиться в «положении лягушки»;
- могут положиться судороги. Клинические проявления ВЧК у детей зависят
от сочетания перечисленных симптомов в зависимости от гестационного возраста ребенка, локализации и массивности ВЧК, сопутствующих заболеваний.

Выделяют следующие варианты ВЧК: эпидуральные, субдуральные, субарахноидальные, внутрижелудочковые, паренхиматозные и мозжечковые, геморрагический инфаркт мозга (кровоизлияние в месте размягчения мозга после ишемии вследствие тромбоза или эмболии). Также выделяются супратенториальные и субтенториальные кровоизлияния.
Косвенными признаками травматизации головного мозга новорожденного являются большая родовая опухоль, кефалогематома, деформация черепа.

При супратенториальном кровоизлиянии может быть светлый промежуток от нескольких часов до нескольких дней, так как кровоизлияния расположены относительно далеко от продолговатого мозга, где располагаются центры жизнеобеспечения - дыхательный и сосудодвигательный. Очень часто с первым прикладыванием к груди резко ухудшается состояние, появляется выраженный синдром возбуждения ЦНС: пронзительный крик, стон, симптомы гипертензиального синдрома - напряжение большого родничка, ригидность затылочных мышц, появляется глазная симптоматика: «плавающие движения глазных яблок», устремленный взгляд, поворот глазных яблок в одну сторону (гематомы), нистагм, косоглазие, расширение зрачка на стороне поражения. Может присоединиться судорожный синдром, приступы тонических или тонико-клонических судорог (монотонные сокращения определенной группы мышц или конечностей), могут быть эквиваленты судорог: крупноразмашистый тремор, симптомы орального автоматизма (постоянные сосательные движения или постоянное высовывание языка).
При субтенториальных кровоизлияниях период возбуждения очень короткий и сменяется периодом угнетения ЦНС: отсутствует реакция на осмотр или очень слабая реакция, плач тихий или беззвучный, глаза широко открыты, взгляд безучастный, мышечная гипотония, физиологические рефлексы или очень снижены или отсутствуют (в том числе сосательный, глотательный). Возможны приступы апноэ, СДР, тахикардии или брадикардии.
В зависимости от локализации ВЧК и периода заболевания отмечается значительное колебание общего состояния от синдрома возбуждения, переходящего в синдром угнетения вплоть до комы с периодической сменой этих состояний.


Дополнительные методы исследования, используемые в диагностике ВЧК:

  1. Спинно-мозговая пункция. При субарахно-идальном и внутрижелудочковом кровоизлиянии обнаруживается большое количество эритроцитов в спинно-мозговой жидкости.
  2. Эхо-энцефалоскопия - ультразвуковое исследование головного мозга.
  3. Нейросонография - двухмерное ультразвуковое исследование головного мозга через большой родничок.
  4. Компьютерная томография дает наибольший объем информации о характере и месторасположении патологических изменений в головном мозге.

Лечение. При эпидуральном и субдуральном кровоизлияниях наиболее эффективно хирургическое лечение - удаление гематомы. Охранительный режим: уменьшить интенсивность звуков и зрительных раздражений, щадящие осмотры, все манипуляции проводят на месте (подмывание, обработка, инъекции), назначение минимально травматических процедур, предупреждение охлаждения и перегревания, участие матери в уходе за ребенком. Кормят в зависимости от состояния: парентерально, через зонд или из бутылочки. Необходимо установить мониторинг основных параметров жизнедеятельности: АД, Ps, ЧД, температура, диурез, масса тела, количество введенной жидкости, оценка содержания 02 и С02 в крови. Проводится краниоцеребральная гипотермия - холод к голове. Вводятся гемостатические препараты: викасол, препараты, укрепляющие сосудистую стенку - аскорбиновая кислота, рутин, хлористый кальций. Дегидратационная терапия - магнезии сульфат, лазикс, плазма. Противосудорожные - фенобарбитал, ГОМК, седуксен, препараты, улучшающие мозговое кровообращение - кавинтон, и трофику мозговой ткани - пирацетам.

Гипоксически-ишемическая энцефалопатия (ГИЭ) - поражение головного мозга, обусловленное перинатальной гипоксией, приводящая к двигательным нарушениям, судорогам, расстройствам психического развития и другим признакам церебральной недостаточности.
Любое неблагополучие во время беременности оборачивается гипоксией для плода, асфиксия в родах приводит к снижению мозгового кровотока в определенных областях головного мозга, в результате чего возникает ишемия этой области, приводящая к изменению метаболизма клеток, их гибели. Очаг поражения может распространиться за пределами ишемии, при этом состояние ухудшается. Острый период - 1 месяц, восстановительный период - до 1 года и исход.
В остром периоде выделяют легкую, средней тяжести и тяжелую формы ГИЭ и 5 клинических синдромов: повышенной нервно-рефлексной возбудимости, судорожный, гипертензионно-гидроце-фальный, синдром угнетения, коматозный.
При легкой форме поражения мозга (ОША 6-7 б) характерен синдром повышенной нервно-рефлексной возбудимости: усиление спонтанной двигательной активности, беспокойный сон, трудное засыпание, немотивированный плач, тремор конечностей и подбородка.
Средне-тяжелая форма (ОША 4-6 б) проявляется гипертензионно-гидроцефальным синдромом и синдромом угнетения. Характерно увеличение размеров головы на 1-2 см, раскрытие сагиттального шва, увеличение и выбухание большого родничка, симптом Грефе, «заходящего солнца», непостоянный нистагм, сходящееся косоглазие. Синдром угнетения: вялость, снижение двигательной активности, мышечная гипотония, гипорефлексия.
При тяжелой форме ГИЭ характерен коматозный синдром (ОША 1-4 б). Нет реакции на осмотр, нет реакции на болевые раздражения, «плавающие глазные яблоки», рефлексы угнетены, дыхательные расстройства, приступы судорог, отсутствует сосание и глотание. Может сочетаться с судорожным синдромом.
Восстановительный период начинается по окончании острого процесса самой разной этиологии, начало его условно относят к середине 2-й недели жизни. Синдромы раннего восстановительного периода обозначают термином «энцефалопатия», под которым объединены болезни головного мозга, характеризующиеся дистрофическими изменениями.
Восстановительный период ГИЭ включает следующие синдромы: повышенной нервно-рефлексной возбудимости, или церебрастенический, гипертензионно-гидроцефальный, вегето-висцеральных расстройств, двигательных нарушений, задержки психомоторного развития, эпилептический синдром.
Церебрастенический синдром проявляется на фоне нормального психомоторного развития детей. Отмечаются эмоциональная лабильность, возбудимость, двигательное беспокойство, усилены врожденные рефлексы, спонтанный рефлекс Моро, вздрагивание, тремор подбородка и конечностей, сон поверхностный, трудность засыпания, плохой аппетит, плохая прибавка веса.
Синдром вегето-висцеральных нарушений. Отмечаются сосудистые пятна, нарушение терморегуляции (гипо- и гипертермия), желудочно-кишечные дискинезии (срыгивания, рвота, неустойчивый стул или запоры, метеоризм) с явлениями пилороспазма, недостаточная масса тела, тахикардия или брадикардия, склонность к снижению АД, тахипноэ, нарушение ритма дыхания при малейшем возбуждении. Синдром вегето-висцеральных нарушений практически всегда сочетается с другими синдромами восстановительного периода, чаще с гипертензионным и гидроцефальным.
Синдром двигательных нарушений встречается у 2/3 детей с энцефалопатиями, проявляется снижением или повышением мышечного тонуса, парезами или параличами конечностей. При этом конечности находятся в разогнутом или чрезмерно согнутом состоянии, свисают, отсутствует физиологический рефлекс опоры, или ребенок встает на «цыпочки».
Синдром мышечной гипотонии: конечности разогнуты, возможна «поза лягушки» с развернутыми кнаружи нижними конечностями, снижена двигательная активность ребенка. При положении ребенка на ладони лицом вниз конечности, а часто и голова, свисают, отсутствует опора на ножки.
Синдром мышечной гипертонии: снижена двигательная активность ребенка из-за гипертонуса конечностей, поэтому отмечается скованность. Возможно появление патологических поз - «поза боксера», когда отмечается повышение тонуса сгибателей рук и при этом руки согнуты, кулачки плотно сжаты, а в нижних конечностях повышен тонус разгибателей, из-за чего ноги разогнуты и с трудом поддаются сгибанию, или их согнуть вовсе невозможно. В тяжелых случаях повышен тонус всех групп разгибателей - шеи, спины, конечностей, что приводит к появлению опистотонуса. При этом ребенок изогнут в виде «мостика», может опираться на затылок и пятки. При высоком тонусе приводящих мышц бедер и сгибателей появляется поза «эмбриона» - голова запрокинута назад, верхние конечности согнуты и прижаты к туловищу, отмечается перекрест ног.
Дети с повышенным мышечным тонусом при обследовании физиологических рефлексов опоры и автоматической ходьбы встают на «цыпочки», а автоматическая ходьба не появляется.
Гидроцефалъный синдром. У новорожденных отмечается непропорциональное увеличение окружности головы (окружность головы превышает окружность груди более, чем на 3 см). В первые 3 месяца жизни окружность головы увеличивается более 2 см ежемесячно, отмечается расхождение черепных швов более 5 мм, увеличивается и выбухает большой родничок, открываются малый и боковые роднички, мозговой череп преобладает над лицевой частью, нависающий лоб, расширена подкожная венозная сеть на волосистой части головы, на лбу, висках истончаются и размягчаются кости свода черепа.
Клинические проявления зависят от выраженности гипертензионного синдрома: дети легко возбудимы, раздражительны, крик громкий, пронзительный, сон поверхностный, дети плохо засыпают. При преобладании гидроцефального синдрома отмечаются вялость, сонливость, синдром вегето-висцеральных расстройств. Появляется симптом «заходящего солнца», сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм. Мышечный тонус снижен, выражен сосательный рефлекс, могут появляться симптомы орального автоматизма - высовывание и жевание языка. Рефлекс опоры отсутствует. При прогрессировании гидроцефалии мышечный тонус усиливается, появляется запрокидывание головы, крупноразмашистый тремор конечностей и подбородка, возможно появление судорог.
Синдром задержки психомоторного развития. Ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить, позднее появляется улыбка, отмечается задержка зрительных и слуховых реакций, позже начинает узнавать мать, говорить, хуже ориентируется в окружающей обстановке.
Лечение ГИЭ в остром периоде. Лечить изолированно мозг невозможно.

Основные направления:

  1. Восстановление нормальной проходимости дыхательных путей и адекватной вентиляции легких.
  2. Коррекция гиповолемии: плазма, альбумин 5-10 мл/кг, реополиглюкин 10 мл/кг.
  3. Дегидратация: магния сульфат 0,2 мл/кг, лазикс, плазма.
  4. Улучшение метаболизма нервной ткани: пирацетам 50 мг/кг, 10%-ный раствор глюкозы.
  5. Противосудорожные: фенобарбитал 5 мг/кг, ГОМК 50 мг/кг, диазепам 1 мг/кг.

Лечение ГИЭ в подостром периоде.

  1. Церебрастенический синдром: микстура с цитралью, диазепам, тазепам, корень"валерианы, пустырника, ноотропил, препараты, улучшающие мозговое кровообращение (цинаризин, кавинтон).
  2. Гипертензионно-гидроцефальный синдром: дегидратационная" терапия (фуросемид, глицерол, диакарб), рассасывающая терапия (лидаза, алоэ, церебролизин).
  3. Двигательные нарушения: витамины Вб, В1; АТФ, прозерин, галантамин.
  4. Судорожный синдром: фенобарбитал, бен-зонал. Обязательны ноотропные и рассасывающие препараты.

Судорожный синдром у новорожденных

Судороги - внезапные непроизвольные насильственные движения.

Причины судорог у новорожденных:

  1. Наиболее частая причина (65-70%) - перинатальная гипоксия и развитие гипоксически-ишемической энцефалопатии.
  2. Второй причинный по частоте фактор - внутричерепные кровоизлияния.
  3. Метаболические нарушения: гипогликемия, гипокальциемия, гипомагниемия, гипо- и гипернатриемия, гипербилирубинемия.
  4. Инфекции: менингиты, энцефалиты, сепсис.
  5. Генетические и врожденные дефекты развития мозга: семейная эпилепсия, пороки развития головного мозга, хромосомные заболевания.
  6. Синдром абстиненции (отмены) у детей, матери которых во время беременности имели наркотическую или лекарственную зависимость (опий-содержащие вещества, барбитураты и др.).
  7. Врожденные аномалии обмена веществ: фенилкетонурия, «болезнь кленового сиропа» и др.

Судорожный синдром проявляется различными пароксизмальными явлениями.
Клонические судороги - повторяющиеся ритмичные сокращения мышц лица, конечностей. Могут быть ограниченными в одной половице лица, одной или двух конечностях, а могут распространяться на все конечности, мышцы лица, туловища.
Тонические судороги - относительно длительное сокращение всех мышц конечностей и туловища. При этом конечности разогнуты, кулачки плотно сжаты, голова запрокинута назад, взгляд устремлен в одну точку, сопровождаются приступами апноэ.
Миоклонические судороги - внезапные, неритмичные вздрагивания различных групп мышц конечностей.
Минимальные судороги или эквиваленты судорог - проявляются в виде неожиданных вскрикиваний, глазных пароксизмальных симптомов (нистагм, открытые, немигающие глаза с устремленным взглядом, подергивание век); симптомы орального автоматизма - сосание, жевание, высовывание, дрожание языка; общее замирание, пароксизмальные движения в верхних конечностях («движений пловцов») или в нижних конечностях («движений велосипедистов»); приступы апноэ (при отсутствии брадикардии).
У новорожденных выделяют также симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости: тремор конечностей, спонтанный рефлекс Моро (охватывающие движения рук), клонус стоп, вздрагивания при резких звуках. В отличие от истинных судорог для появления симптомов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости необходимы внешние раздражители (например, осмотр ребенка)."
Для правильного лечения судорог у детей необходимо выяснить их причину, для чего изучают течение беременности и родов, семейный анамнез; проводят биохимическое исследование крови - уровень глюкозы, кальция, натрия, магния, билирубина, мочевины и др.
Необходимо провести эхоэнцефалоскопию, эхо-энцефалографию, люмбальную пункцию, рентгенографию черепа, компьютерную томографию, скрининг мочи и сыворотки крови на дефекты обмена аминокислот, обследование на наличие внутриутробных инфекций.
Лечение. Главная задача - купирование судорог, так как во время судорожного приступа повышается потребление мозгом кислорода, и неизбежно гибнут нейроны. Для ликвидации судорожного приступа применяют: сибазон (седуксен, реланиум) 0,5%-ный раствор 0,04 мл/кг, дозу можно увеличить в 2 раза. Повторно ввести этот препарат можно через 30 минут при отсутствии эффекта. Побочное действие - угнетение дыхания, сонливость, угнетение сосательного рефлекса, мышечная гипотония, снижение АД.
Фенобарбитал - при судорогах вводят внутривенно в дозе 20 мг/кг (вводят очень медленно в течение 15 минут), при отсутствии эффекта можно повторно ввести фенобарбитал 2 раза с интервалом в 30-60 минут. При отсутствии судорог в дальнейшем фенобарбитал вводят внутрь.
Оксибутират натрия (ГОМК) вводится внутривенно в 20%-ном растворе очень медленно из-за возможной остановки дыхания. Противосудорожный эффект развивается через 10-15 минут и длится 2-3 часа и дольше.

При некупирующихся судорогах вводят витамин В6. Магния сульфат вводят при гипомагниемии и отеке мозга. Вводят внутримышечно 25% раствор в дозе 0,4 мл/кг массы тела.
При плохо купируемых судорогах наряду с фенобарбиталом назначают финлепсин, радедорм, бензонал, диакарб.



Рассказать друзьям