«Cтереотипы об инвалидах мешают нам жить. Роман с продолжением

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Преодолевая стереотипы

Михаил Мельников

Очаровательна, успешна и полна жизни - эта девушка своим примером доказала, что слабость можно превратить в силу. Эйми Маллинз, актриса и модель, перевернула представление о том, что инвалидность ставит крест даже на простых радостях жизни. Она разбила вдребезги навязанный обществом стереотип восприятия инвалида.

Эйми своей жизнью доказывает, что недееспособный человек может превратиться в суперспособного. Невзирая на самые бедственные обстоятельства (в полгода Эйми ампутировали по колено обе ножки из-за врожденной патологии малых берцовых костей и доктора пообещали, что ходить девочка не научится никогда), Эйми предпочла оставаться красивой, здоровой и успешной. Она научилась ходить, в том числе по подиуму на модных показах, а еще бегать и прыгать в длину, в том числе на Паралимпийских играх в Атланте, где она побила пару рекордов. Она вошла в список пятидесяти самых красивых людей мира, стала сниматься как актриса кино и как модель для глянца

Ноги Эйми Маллинз - это арт-объект, аксессуар и скульптура одновременно. Но не только. Это еще и надежда, которую она дарит таким же, как она, людям, изобретая новые протезы, где форма, функциональность и эстетика неразделимы. Эйми использует двенадцать пар протезов, меняя их, как наряды. "Ноги гепарда" она, по примеру Оскара Писториуса, использует для бега, силиконовые ножки с прорисованными венами - для выходов в свет, также есть деревянные, полиуретановые и друие протезы, с помощью которых Эйми, в дополнение к прочим преимуществам, может регулировать свой рост от 173 до 185 см.

«Доброжелатели» называют ее киборгом. По существу они правы. В ее организме есть механические компоненты. Но они не мешают жить, расцветать и благоухать живой душе этой удивительной женщины, сильной и красивой, нежной и мудрой, суперспособной - супергероини.

История изготовления протезов, используемых Эйми, уходит корнями в древнеегипетскую цивилизацию, однако, с тех пор прогресс происходил весьма и весьма небыстро. Относительно масштабов истории, технологии только недавно добрались до этой сферы и теперь обещают новые, радикальные чудеса протезирования в будущем. Уже сейчас, результат многих лет лабораторных исследований, позволяет таким, как Эйми, многократно расширить границы своих физических возможностей. Создатель протезов Хью Герр, признанный лидер в сфере биомеханики, уже давно работал над своим детищем в Массачусетском Технологическом Институте. По его словам, в прямом и переносном смысле «следующим шагом» станет «непосредственное соединение механических частей протеза с телом его носителя. В будущем, сенсорные мускулы смогут получать команды напрямую из человеческого мозга, точно так же, как и все остальные здоровые конечности», - говорит он.

Но это - будущее, а пока, очаровательная девушка Эйми смело открывает новые двери с помощью всё более совершенных моделей протезов. Теперь её обувной гардероб заставляет задуматься, что надеть – повседневное дерево или же хрустальную Золушкину туфельку на элегантном каблучке для вечернего коктейля. Как тут не задуматься о том, что высокие технологии способны полностью изменить жизнь обычного человека даже в самых сложных случаях инвалидности и подарить ему такое простое и такое ценное ощущение собственной полноценности.

У всех стереотип, если инвалид, то вид должен быть жалким. Я хожу на протезе. И не вздумайте меня жалеть, а то разговора не получится! — говорит Юлия Ефимова, призёр множества чемпионатов и кубков по фехтованию среди инвалидов-колясочников.

Где взять сил для победы.

С Юлией Ефимовой корреспондент «АиФ в Омске» договорилась встретиться в Центре паралимпийской подготовки накануне международного Дня инвалидов. Юлия — призёр множества чемпионатов и кубков по фехтованию среди инвалидов-колясочников.

Пока ждала девушку, рассматривала в спортзале тренажёры – это инвалидные кресла, накрепко прикрученные к полу. Рядом набор спортивного оружия — рапиры и шпаги. Признаться, я заранее испытывала чувство неловкости — неизвестно, как девушка отреагирует на вопросы, которые собираюсь ей задать. Хотелось откровенного разговора, но как это сделать, чтобы не обидеть Юлю? Поэтому, когда в спортзал на своих ногах вошла молодая спортивная девушка, сильно удивилась, и в первый момент подумала, что встреча не состоится.

— Да не удивляйтесь вы так, — рассмеялась Юля. – У всех стереотип, если инвалид, то вид должен быть жалким. Я хожу на протезе. И не вздумайте меня жалеть, а то разговора не получится! К вопросам я привыкла разным…

Мама и жена

— Юля, я знаю, что у Вас не всегда были проблемы со здоровьем, родились крепким ребёнком. Что так трагически изменило вашу жизнь?

— В шесть лет я попала в ДТП. Переходила дорогу, до тротуара буквально несколько сантиметров осталось. В общем, попала под автобус. На «скорой» привезли в больницу. Операция. О том, что у меня ногу ампутировали, я не знала. Ни врачи, ни родители просто не успели меня подготовить. Было очень страшно, когда я поняла, что произошло. Плакала, но недолго. Может, потому, что я была ребёнком, а дети легче адаптируются к новым условиям, может, просто характер такой. Но я очень скоро встала на протез, пошла в обычную школу. Занималась плаванием, окончила музыкальную школу.

— Любая женщина в первую очередь мечтает о любви, материнстве. Как сложилась Ваша личная жизнь, и были какие-то сложности в общении с противоположным полом?

— Я счастливая мама и жена. С будущим мужем познакомилась, когда мне было 17 лет. Тем летом я окончила школу, поступила в ОмГУ на факультет психологии и в один из вечеров встретила его. Как и многие окружающие, муж поначалу не догадывался, что я хожу на протезе. Конечно, мне было непросто говорить на эту тему. Я сильно комплексовала. В 17 лет прыщ, выскочивший на носу, уже кажется трагедией, а здесь…Но он всё воспринял как-то очень естественно. Наверное, именно тогда я поняла, что это мой человек. С тех пор мы вместе, нашей дочери девять лет.

— Беременность сложно протекала?

— Для меня нет! (смеётся ). Это врачам было сложно. Гинеколог посылала к травматологу, чтобы тот дал письменное разрешение на роды. Травматолог отсылал обратно, потому что не видел своих показаний. Абсурдность ситуации заключается в том, что меня всё-таки заставили принести эту справку. Рожала самостоятельно, дочь родилась здоровенькой.

В поединке

— Юля, вы уже известная спортсменка в своём виде спорта, 5 золотых медалей, занимаете второе место в турнирной таблице мирового рейтинга… А как пришли в спорт?

— Два года назад в Омске в центре развития паралимпийцев набирали группу из спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мне позвонил бывший тренер по плаванию и предложил записаться. Поначалу я отказалась. Не считаю себя инвалидом в том понимании слова, которое в него вкладывают. Возможно, даже испугалась, ведь для занятий нужно было сесть в инвалидное кресло. Но, подумав, решила посмотреть, попробовать. Так и осталась в этом спорте. На первой тренировке было сложно. Я всякий раз вздрагивала, когда направляла оружие на соперницу. Понимала, что она в защитной форме и маске, но всё равно боялась сделать больно. Через две-три тренировки привыкла. А спустя два месяца, в марте 2010 года, на Открытом кубке России заняла I место. Была очень рада и горда, но тогда ещё не думала, что фехтование станет частью моей жизни.

— Вы очень быстро стали чемпионкой. Что это – везение, способности или что-то другое?

— Возможно, кто-то решит, что фехтовать, сидя в инвалидном кресле, легко. Уверяю, это не так! Со своими соперницами я на равных. Если бы думала, что у меня перед ними преимущество, то сразу отказалась бы от участия в соревнованиях. Это не для меня. Я приемлю только честный бой. Как-то раз на тренировку заглянул муж, и я предложила ему попробовать себя в фехтовании. Он спортивный, крепкий, абсолютно здоровый мужчина — и проиграл. Ну а насчёт везения… Не уверена, что дело в этом. Просто фехтование увлекло меня, на тренировках выкладываюсь полностью. Пришлось даже оставить работу.

— Сейчас часто озвучиваются достаточно высокие суммы, которые получают наши спортсмены за победы в международных соревнованиях. А что Вам принёс спорт?

— Если говорить о материальном вознаграждении – ничего! Обещают выплатить премию за «серебро» в последнем чемпионате мира, жду… Был момент, когда я подумывала вообще забросить всё это. В детстве можно заниматься спортом, когда мама с папой обеспечивают. А мне 30 лет, сама мама. Но фехтование «затянуло» меня, и я решила перетерпеть. Когда вошла в состав сборной России, мне наконец-то стали платить зарплату, а до этого момента материальное обеспечение семьи лежало на муже. Но я рада уже тому, что у меня была возможность выехать на соревнования. Два раза поездки на соревнования оплачивала область, сейчас спорткомитет России. Но спросите любого спортсмена, самое главное ощущения после победы. Их передать невозможно! В поединке ты проявляешь себя как личность.

О чём мечтаете?

— В рамках спорта мечтаю победить на Олимпиаде, сейчас усиленно занимаюсь для этого. А в жизни… Мечтаю попутешествовать вместе с моими любимыми, хочу, чтобы они были здоровы.

— Что посоветовали бы тем, кто оказался в ситуации, схожей с вашей, много лет назад, как не впасть в уныние, не поддаться депрессии?

— Нет таких слов. Что бы я сейчас ни сказала, всё равно будут и уныние, и слёзы. Но, пройдя это период нужно жить, жить дальше. Только сам человек может выбрать — быть ему счастливым или нет. Можно выбрать страдания, ну и настрадаешься, а можно выбрать другой путь и делать всё возможное, чтобы жить полной жизнью. Не обязательно заниматься спортом, нужно научиться радоваться самому простому. Получается печь пироги – пеки, рисовать – рисуй, умеешь вязать – «обвяжи» всю семью!. Делай, что угодно, самое главное не останавливайся. Инвалидность заключается не в физическом увечье человека, а в его голове.

Досье:

Юлия Ефимова — воспитанница СДЮСШОР №12 им. О.П. Крикорьянца, занимает второе место в мировом рейтинге по фехтованию на колясках среди женщин. Обладательница пяти золотых медалей в состязаниях по фехтованию мирового уровня в паралимпийской программе. Победа Ефимовой в сентябре 2011 года на Кубке мира в Венгрии позволила ей войти в состав сборной России.

У Эми и Бена двое детей с синдромом Дауна. Когда они поняли, что в будущем у их малышей Битти и Бо практически нет шансов устроиться на работу, супруги решили исправить ситуацию. Два года назад они открыли кофейню, где работают 40 сотрудников с инвалидностью. Эми считает, что ее заведение стало «мостиком», который сближает ее подчиненных с обычными людьми.

66-летний волонтер следит за безопасностью и заряжает детей позитивом

Эрлу Тейту 66 лет, и он школьный регулировщик на северо-востоке Уимблдона последние 19 лет. Свою работу он выполняет бесплатно и любит ее.

Каждый день Эрл встает в 4.30, чтобы следить за безопасностью детей, ожидающих школьный автобус. С 6 до 8.15 он помогает старшеклассникам, ученикам средней школы и, как он их называет, малышам начать свой учебный день.

То короткое время, что Тейт проводит с детьми, он не просто наблюдает за ними. Он учит их языку жестов, поет импровизированные песни, а весной приносит скакалки и гантели, чтобы школьники могли сжечь лишнюю энергию.

«Он всегда шутит, и в эти моменты я счастлива. Он всегда спрашивает, все ли у меня хорошо», – рассказывает 12-летняя Абигейл Даунер. Еще Тейт проверяет, как она помнит таблицу умножения.

Тереза Барретт, учительница в детском центре LJ’s Playpen Academy, вспоминает, что Эрл помогал ей переходить улицу, когда она еще сама ходила в начальную школу. «Встреча с ним заряжает нас на весь день», – рассказывает она. «Невозможно найти человека в этой части города, который не знал бы нашего Эрла».

Страсть 66-летнего волонтера к безопасности дорожного движения связана с его детством.

Ему было 5 лет, когда его сбила и протащила 30 футов (около 9 метров) машина. Мальчик был тяжело ранен, провел в коме 1,5 месяца, а его правая половина тела была парализована.

Но травма не смогла убить оптимизм Эрла. «Те, кто смотрит на жизнь негативно, позволили победить себя», – говорит он. «Но те, кто мыслит позитивно, могут претендовать на победу. Это я. Я научился быть позитивным».

Прическа и макияж для 97-летней сестры

Ролик, размещенный в паблике Love What Matters, стал вирусным и был просмотрен более 30 миллионов раз. В видео две пожилые женщины с любовью и заботой делают прическу своей старшей сестре, которая получает хосписный уход дома.

«Моя 97-летняя бабушка все еще любима своими сестрами, им тоже больше 90 лет. Когда мои сестры состарятся, я тоже буду расчесывать их волосы и буду уверена, что они хорошо выглядят даже в конце жизни», – рассказала внучка женщины, опубликовавшая видео.

Поддержка и любовь сестер в сложный момент вдохновила многих читателей. К видео было оставлено более 130 тысяч комментариев, и многие подписчики поделились своими историями.

«Как человек, который ухаживает за теми, чьи дни на исходе, я очень горжусь тем, что забочусь о прическе своих подопечных до последних дней или даже часов жизни», – рассказала Эрин Маклейд. «Нельзя упускать то, что было важно для человека, особенно если он сам уже не может сделать это. Для некоторых дам свежая одежда и чистое лицо – это самый большой акт уважения к их достоинству, которым вы можете поддержать их в этот сложный момент».

«Когда моя бабушка была в хосписе, я ездила к ней каждую субботу на День красоты. Я делала ей укладку и легкий макияж. Так мы весело проводили время 18 месяцев. Она была прекрасна, и я скучаю по ней», – рассказала Лиза Браун Джонс.

Сотрудники с инвалидностью успешно работают в уютной кофейне

Секрет успеха кофейни «Кофе Битти и Бо» в Уилмингтоне, штат Северная Каролина, в его уникальных сотрудниках. Практически все сотрудники заведения имеют инвалидность – от синдрома Дауна и аутизма до ДЦП. Для многих из них кафе – это первое место работы и особый повод для радости.

На создание кофейни его владелицу Эми Райт вдохновили собственные дети: у двоих из четырех, Бо и Битти, синдром Дауна. С рождением особенных детей Эми и ее муж Бен старались защищать права таких людей, но заставить окружающих изменить свое восприятие было очень сложно.

«Казалось, мы плывем против течения. Мы решили «жить громко» и показывать всем нашу жизнь, потому что люди боятся того, чего не знают».

Когда Эми узнала, что 70% людей с ментальной инвалидностью и нарушением развития не работают, она решила исправить положение. Бен нанял в свой офис несколько людей с инвалидностью, а Эми создала некоммерческую организацию, чтобы помочь им искать работу. Но в один момент она поняла, что у нее есть сотни людей, которых надо трудоустроить, и практически нет работодателей. Тогда она решила открыть свое дело.

«Меня как молнией поразило – это должна быть кофейня!» – рассказывает Эми. «Я решила, что это будет идеальное место, чтобы сделать людей ближе друг к другу. Когда наши посетители увидят, как сотрудники принимают заказы, они поймут, насколько эти люди способны».

Заведение «Кофе Битти и Бо» открылось в январе 2016 года. Благодаря публикациям в прессе оно быстро стало популярным, и через полгода Эми пришлось искать помещение побольше.

Сейчас в кофейне работает 40 людей с инвалидностью и два менеджера с дипломами в области специализированного образования. Эми гордится, что качество обслуживания у них на уровне других подобных заведений.

«Время ожидания в нашей кофейне такое же, как и у наших конкурентов, – рассказывает она. – Наши сотрудники научились хорошо выполнять свою работу и всегда спешат друг другу на помощь».

Главным достижением Эми считает то, что кофейня «помогает обычным людям общаться с людьми, имеющими инвалидность». «Здесь безопасное место, где люди могут присмотреться к ним и осознать, что у нас больше сходств, а не различий. Это главная цель нашей работы».

Инвалидность возникает, когда физические, сенсорные, умственные нарушения сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. С одной стороны, общество отказывает инвалидам в половой принадлежности, и самая простая иллюстрация тому – это знаки на туалетах в общественных учреждениях на Западе (рис. 1). Отметим, что в России инвалидам-колясочникам вообще отказано в общественной деятельности ввиду изобилия физических барьеров, отсутствия специально оборудованного транспорта, въездов в здания, лифтов и мест общественного пользования.

Рис. 2. Обозначения общественных туалетов:

для мужчин, женщин, инвалидов

С другой стороны, гендер выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности, о чем свидетельствуют следующие факты из статистики Всемирной организации здравоохранения: 1) женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; 2) женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; 3) в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100 % безработных; 4) специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату, поэтому среди них преобладают женщины; 5) академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, не интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются гендерные аспекты. Мужчины, сопротивляясь стигме инвалидности, все же могут приобрести ожидаемый статус, которому будут соответствовать властные социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, сочетаясь друг с другом, лишь усиливают патриархатный облик конвенциальной феминности, предлагая ассоциации с жалостью, бессмысленной трагедией, болью, святостью и бесплотностью. И несмотря на то, что демографическая реальность характеризуется преобладанием среди инвалидов пожилых женщин, подобные репрезентации очень редки и в основном негативны: женщины-инвалиды считаются неадекватными как для экономического производства (традиционно более подходящего для мужчин, чем для женщин), так и для традиционно женских репродуктивных ролей. Жизненная реальность мужчин-инвалидов порой сильно отличается от стереотипных репрезентаций. Здесь следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин, но и о том, что эти характеристики часто связаны с дополнительными потребностями, например, ресурсами независимой жизни.


Гендерная идентичность инвалидов в России во многом принимает форму в рамках тех ограничивающих социальных институтов, в которых оказывается мужчина или женщина, но через личностное освобождение и коллективное участие происходит трансформация негативного общественного мнения об инвалидности. Гендерная идентичность инвалида предоставляет совершенно разные возможности мужчине и женщине. Отметим, что сексуальная идентичность инвалидов выступает дополнительным способом конструирования идентичности гендерной и оказывается под еще более пристальным контролем общества. Это выражается в медикализации сексуального опыта инвалидов (большей частью речь идет о мужчинах), чья сексуальность рассматривается как проблематичная, а также в репрезентациях их сверхмаскулинной сексуальности. О женщинах-инвалидах мы можем судить преимущественно по западным источникам, поскольку в российском контексте их голоса и проблемы остаются неозвученными.

Инвалиды подвергаются особой форме угнетения, которое исходит от социальных институтов и «здоровых» в сочетании с ростом зависимости от специалистов социального обеспечения. Главное препятствие полноценной независимой жизни инвалидов, в том числе и сексуальной, – это представления об инвалидах как о больных, которые нуждаются в постоянной заботе и помощи, которых следует жалеть и им нужно сочувствовать, «которым чего-то не хватает», то есть отождествление их с неполноценными людьми. Исторически сложившиеся стереотипы об инвалидах как о вечных детях (незрелы и асексуальны), требующих постоянной протекции и лечения, сексуально проблематичных и якобы опасных воспроизводятся в массовом сознании, политическом и академическом языке. В средствах массовой информации или кино чрезвычайно редки позитивные репрезентации инвалидов, которые просто рассказывают что-то интересное о своей профессии, обучении, политической активности или о себе в роли родителей. В результате родители детей-инвалидов, воспитатели, медики, да и сами инвалиды полагают, что секс и инвалидность не могут сосуществовать. На Западе инвалиды организуют самопомощь, понимая, что они имеют такие же права, как любые другие граждане. В России ассоциации и группы самопомощи инвалидов развиваются в разной степени в различных городах. Приведем лишь несколько примеров: это организации инвалидов-колясочников в Москве и Самаре, общественные организации инвалидов-афганцев в Санкт-Петербурге, организации инвалидов в Перми и Нижнем Новгороде, ассоциации родителей детей-инвалидов в Москве и Санкт-Петербурге. В социальной работе и социальной реабилитации необходимо сотрудничать с общественными организациями инвалидов, представляющими важный ресурс позитивного самоопределения, независимой жизни и формирования жизенной позиции инвалидов.



Социальные работники в своей деятельности должны учитывать, что инвалидность и пол в совокупности, а не по отдельности воздействуют на положение индивида в обществе и определенным образом оформляют его или ее жизненные шансы. Исследования показывают, что женщины с инвалидностью нередко подвергаются двойной дискриминации – при приеме на работу, при поступлении в образовательные учреждения – ввиду их инвалидности и половой принадлежности. Социальное обслуживание инвалидов должно носить нон-дискриминационный характер, следует выявлять и преодолевать те гендерные стереотипы в профессиональной практики социальной работы, которые унижают человеческое достоинство и ограничивают жизненный выбор.

Например, в обществе господствуют следующие стереотипы: образ жизни инвалидов якобы коренным образом отличается от обрза жизни других людей; многие инвалиды не способны вступать в интимные отношения; инвалиды не могут быть родителями; инвалидам всегда требуется помощь… и так далее. На самом деле инвалиды посещают школы, денятся и выходят замуж, работают, имеют семьи, стирают, ходят в магазины, смеются, плачут, платят налоги, сердятся, имеют предрассудки, голосуют, планируют и мечтают, как все другие люди. Любой человек может вступать в интимные отношения, многие инвалиды могут рожать или усыновлять детей. Инвалидам, как и всем другим людям, присущи признаки их пола. Многие инвалиды достаточно самостоятельны и способны сами оказывать помощь.

Распространению стереотипных представлений способствуют средства массовой информации, которые нередко видят свою задачу в том, чтобы вызвать у публики жалость и сочувствие к инвалидам, получить для них финансовую поддержку. В связи с этим материалы об инвалидах носят, как правило, односторонний характер: всячески подчеркиваются сложности, вызванные нетрудоспособностью, трудности работы людей с ограниченными возможностями и мало освещается положительный опыт – достижения инвалидов в труде, их успехи в жизни. Акцент делается либо на том, как отважен человек в преодолении своего недуга, либо на том, какой травмой для семьи становится появление на свет неполноценного ребенка. Снова и снова человек с разного рода физическими недостатками предстает в виде жалкого и несчастного существа, очень редко инвалиды представлены как профессионалы, участвующие в общественно значимых событиях, в принятии решений.

Если социальный работник сумеет распознать и опровергнуть подобную стереотипную идеологию, то тем самым он или она подтвердят собственный профессионализм. Ведь социальная работа и социальная реабилитация предполагают активизацию ресурсов клиента, создание условий для независимой жизни, уважение человеческого достоинства и соблюдение прав человека. Вот несколько рекомендаций относительно того, как вести работу с проблемами инвалидов, взаимодействовать с людьми, имеющими ограниченные возможности.

Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, вначале спросите у него или у нее, не нужна ли помощь. Вероятно, человек в инвалидной коляске подскажет вам, что и как нужно сделать. Не облокачивайтесь и не опирайтесь на коляску, если только ее владелец не разрешил вам этого сделать. При разговоре обращайтесь непосредственно к человеку. Если в разговоре принимает участие несколько собеседников, обращайтесь лично к человеку в инвалидной коляске, чтобы не исключить его из общения. Наклонитесь или присядьте (если беседа краткая), расположитесь рядом с ним на стуле (если беседа продолжительная) так, чтобы оказаться на одном уровне с инвалидной коляской.

Проверьте себя – не используете ли вы стереотипы и обобщения, не вызывает ли ваше описание жалость и не усиливает ли впечатление болезненности? Если вы говорите или пишете о людях с физическими недостатками, старайтесь употреблять нейтральные слова, тщательно подбирайте выражения. Вместо того, чтобы сказать «жертва такой-то аварии», говорите «человек, который перенес…» или «человек, с которым…». Неверным является противопоставление «нормальный»-«инвалид» или «инвалид»-«здоровый», поэтому лучше говорить о людях с инвалидностью и без оной. Никогда не применяйте слова «неполноценный», «калека», «больной», «эпилептик», «полиомиелитик», «дэцэпэшник», «даун», другие ярлыки и жаргонизмы.

Акцент следует делать не на болезни, а на человеке и социальных условиях. Говоря о каких-либо трудностях, с которыми сталкиваются инвалиды, делайте акцент не на физическом и психическом состоянии конкретного человека, а на социальном аспекте проблемы (например, недоступность некоторых общественных зданий и городского транспорта для человека в инвалидной коляске).

Избегайте таких обобщений, из которых следует, что женщине, даже если она инвалид, меньше нужна помощь, чем мужчине, только потому, что она женщина, и наоборот, что инвалид-мужчина стойко и смело переносит все трудности, потому что он мужчина. Старайтесь оценивать ситуацию с учетом мнений самих инвалидов. Избегайте делать предположений о том, как чувствуют себя инвалиды – узнайте об этом у них самих.

Консультируйтесь с инвалидами и их организациями по проблемам, влияющим на их жизнь. В этих вопросах они эксперты. Если вы приглашаете на встречу представителей общественной организации инвалидов, постарайтесь добиться, чтобы среди представителей были не только мужчины, но и женщины. Проследите, чтобы эта встреча проходила в месте, до которого инвалиды могут беспрепятственно добраться, обеспечьте присутствие волонтеров, чья помощь может понадобиться в тех ситуациях, когда мобильность инвалидов затруднена.

1

Ограничения здоровья, ярко выраженные физические отклонения и соответствующий социальный статус создают определенные социальные стереотипы окружающего общества об «ущербности» и «неполноценности». Принято связывать формирование подобных стереотипов с ограничениями в информационном поле и отсутствием просвещения общества по вопросам инвалидности. Негативные последствия стигматизации, связанные с дискриминацией, социальной изоляцией и отчуждением, сказываются как на самом объекте стигматизации, так и на обществе в целом, напрямую мешая становлению толерантного сознания по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, мешая осуществлению их социальной реабилитации. Проблема стигматизации тесно связана с проблемами толерантности. В последнее время предпринимаются шаги с целью преодоления негативного отношения, но они не могут поменять ситуацию в ближайшем будущем. Проблема инвалидности в широком смысле является проблемой гражданского общества, которое посредством своих институтов влияет на мировоззренческие позиции отдельно взятых людей.

толерантность

социальная реабилитация

стигматизация

инвалидность

1. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. – М. : Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000. – 304 с.

2. Елсуков А.Н. Стигматизация как способ выделения объектов в структурах коммуникативного действия // Университетская трибуна. Социология. – № 4. – 2010.

3. Липай Т.П. Стигматизация в практике общеобразовательных школ // Социс. – 2009. – № 5.

4. Мамедов А.К., Липай, Т.П. Социальная стигматизация: монография / А.К. Мамедов, Т.П. Липай. – М. : ИД «АТИСО», 2008.

5. Набойченко Е.С. Влияние общественного мнения на стигматизацию ребенка с атипичной внешностью // Специальное образование. – № 2. – 2009.

6. Рождественская Е.Ю., Семенова В.В., Стрельникова А.В., Андреев А.Н. Отношение россиян к социально незащищенным группам // Социологический журнал. – 2007. – № 4.

8. Худоренко Е.А. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблема образования и инклюзии // Социс. – 2005. – № 9.

При условии напряжения социально-экономических отношений особое внимание в дискуссиях как в обществе, так и в среде ученых уделяется вопросам социальной политики.

В современном мире все больше преобладает точка зрения, что инвалидность не является причиной для жесткого ограничения человека. В ряде стран предпринимаются шаги, чтобы обеспечить для инвалидов доступ к объектам социальной инфраструктуры, дать возможность получать образование, регулировать их занятость. Но по-прежнему сохраняется и отношение к инвалидам как к «социальной обузе», основанное на патерналистских стереотипах.

Инвалидность (от лат. invalidus - слабый, немощный) - это стойкая, длительная или постоянная потеря трудоспособности, препятствия или ограничения жизнедеятельности человека с физическими или психическими отклонениями. Для государства понятие инвалидности означает в первую очередь потерю трудоспособности человеком, так как это ограничивает выполнение его обязательств перед государством .

Существуют два основных взгляда на проблему социальных препятствий для инвалидов:

1) социальная модель - базируется на том, что трудности создаются обществом, которое не хочет предусматривать участия инвалидов в общественной жизни и их интеграцию в социальные процессы. Сторонники этой модели (главным образом из числа благотворительных и общественных организаций) настаивают на создании доступной для инвалидов среды и адаптации социальной инфраструктуры к их потребностям и нуждам;

2) медицинская модель - опирается на представление о том, что причины трудностей инвалидов - в их ограниченных возможностях. Представители этого направления считают, что помощь инвалидам должна заключаться в создании системы специализированных учреждений для этой группы населения. Эта модель критикуется как дискриминационная, направленная на ограничение инвалидов в общении, передвижении, участии в общественной жизни. Большинство стран мира начинают отказываться от медицинской модели, так как она нецелесообразна, ограничивает как самих инвалидов, так и общество и государство, которые могут использовать труд инвалидов в общественно полезной деятельности.

Более современной является социальная модель, которая направлена на улучшение самого социального статуса инвалидов и повышение их социальной активности, давая возможность самореализации и личностного роста.

То есть общество заинтересовано в сохранении инвалида как активного агента социального пространства.

В общественное сознание россиян еще не пришло восприятие таких людей как равноценных граждан, поэтому одна из основных задач, стоящих перед Россией и российским обществом, это формирование такой среды, которая будет способствовать улучшению жизни инвалидов.

Инвалидность не должна восприниматься обществом как болезнь и становиться преградой для человека в реализации его потенциала .

В этом заключается проблема стигматизации.

Стигматизация (от греч. ярлык, клеймо) - это процесс выделения или «клеймения» индивидов, навешивание социальных ярлыков в виде определений «преступный», «неисправимый» и т.п. на основании некоторых внешне обозначенных, символически выраженных признаков. Результатом стигматизации обычно становится маркирование, выделение человека и противопоставление его другим членам общности. Человек может выпадать из формальной или неформальной организационной структуры и пополнять ряды маргиналов. Если стигма индивидом принимается, она становится фактором, влияющим на программирование и самопрограммирование поведения индивида .

Само понятие стигматизации в научный оборот ввел И. Гоффман. Анализ Гоффмана начинается с людей, имеющих физические недостатки, и постепенно переходит к более широкому ряду других отклонений. В итоге Гоффман показывает, что наличие стигмы не есть нечто необычное, свойственное небольшому кругу физических и моральных калек, а является достаточно распространенным явлением среди «обычных граждан». Он утверждает, что «... наиболее удачливые из нормальных, вероятнее всего имеют свои полускрытые недостатки, и для каждого маленького недостатка существует социальное обстоятельство, посредством которого он может превратиться в большой недостаток». Гоффман имеет дело с двумя основными типами стигматизированных индивидов. Первый тип - индивид с проявленной стигмой, предполагающий, что его отличие уже известно и легко доказывается. Второй - индивид с латентной стигмой, предполагающий, что его недостаток никому не известен. Проявленные и латентные стигмы могут принимать форму физических дефектов, например когда человек теряет какую-либо часть тела, а также жизненные обстоятельства могут влиять на личность, например когда человек отбыл срок в тюрьме, или имел душевную болезнь, или если он является членом этнической или расовой группы, которая часто рассматривается другими негативно. С точки зрения Гоффмана, люди с проявленными недостатками неминуемо встречаются с трудностями во взаимодействии с окружающими их людьми. Имея видимую всем стигму, человек заранее готовится к негативным реакциям других членов социума. Одновременно с этим люди с латентными стигмами стараются скрыть свойственные им недостатки, выстраивая взаимодействие так, чтобы другие ничего не узнали .

На современном этапе становится очевидным, что причиной стигматизации становятся закономерности социокультурного характера, оформленные в виде социальных стереотипов и установок.

Поводом для стигмы может послужить любое, даже самое незначительное природное или социальное качество, но чаще всего это негативно воспринимаемая черта характера, облика, статуса. Таким образом, стигма - это, прежде всего, социальный атрибут человека (группы), формируемый внешней социальной средой, в которой происходит действие .

Вполне понятно, что ярко выраженные физические отклонения, ограничения здоровья и соответствующий социальный статус создают определенные социальные стереотипы окружающего их общества об их «ущербности» и «неполноценности».

Принято связывать формирование подобных стереотипов с ограничениями в информационном поле и отсутствием просвещения общества по вопросам инвалидности.

Негативные последствия стигматизации, связанные с дискриминацией, социальной изоляцией и отчуждением, сказываются как на самом объекте стигматизации, так и на обществе в целом, напрямую мешая становлению толерантного сознания по отношению к лицам с ограниченными возможностями, мешая осуществлению их социальной реабилитации.

Проблема стигматизации тесно связана с проблемами толерантности.

Термин «толерантность» в переводе с латыни (tolerantia) означает терпение . Это понятие пришло в общественные и гуманитарные науки из медицины, где оно обозначало или неспособность синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена (иммунологическая толерантность), или снижение реакции на повторяющееся введение вещества, привыкание организма (толерантность к психоактивным веществам).

Чаще всего термин «толерантность» используется в контексте регулирования межнациональных и межрелигиозных отношений. Но если рассматривать инвалидность в социальном аспекте как нарушение социальной коммуникации в обществе, то вполне очевидно, что существует нарушение в отношении к инвалидам как категории населения, и также существует интолерантное отношение, выраженное в дискриминационных социальных стереотипах.

Говоря о знаковой природе многих социальных явлений, нельзя обойти и такое из них, как навешивание социальных ярлыков. Это явление имеет место в быту, в трудовых отношениях, в политике, искусстве, науке - словом, везде, где есть какой-нибудь коллектив со сложным переплетением личных и общественных интересов .

Говоря об инвалидах как специфической категории населения, надо отметить, что социальный ярлык инвалида носит преимущественно негативную окраску.

В качестве примера: межкультурное исследование В.А. Завражина показало, что лишь половина российских респондентов высказалась за оказание помощи психически неполноценным людям (44% считают, что таких людей следует изолировать, 2% - ликвидировать, 2% - игнорировать), в то время как среди иностранных респондентов никто не поддержал идею ликвидации, изоляции или игнорирования людей с ограниченными возможностями, а 98% высказались за оказание им помощи .

В последнее время предпринимаются шаги с целью преодоления негативного отношения, но они не могут поменять ситуацию в ближайшем будущем.

Проблема инвалидности в широком смысле является проблемой гражданского общества, которое посредством своих институтов влияет на мировоззренческие позиции отдельно взятых людей.

Важным является не только гарантирование прав инвалидов как граждан, но и формирование недискриминационной среды, которая будет способствовать реализации этих прав и давать возможность реализовать инвалиду свой потенциал как личности.

Мифы и предрассудки складывались столетиями, и преодолеть их чрезвычайно сложно, тем более что за ними, говоря языком психоанализа, стоит стремление всего человечества к выживанию, поскольку для выживания человечества в целом важно, чтобы подавляющее большинство людей по всем показателям находилось в границах анатомо-физиологической нормы .

Социальные движения инвалидов в странах Западной Европы и США значительно активизировались во второй половине ХХ века, поставив своей целью бороться с тем образом инвалида, который сложился в средствах массовой информации, искусстве и культурном пространстве. Они пытаются разрушить негативные стереотипы о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Эти движения ознаменовались как стремление создать возможность для социальной активности инвалидов и нежелание мириться с оценкой ущербности по отношению к ним.

Существующие в России подходы к социальной реабилитации инвалидов долгое время создавали ситуацию закрытости инвалидов как социально уязвимой категории населения. Усилия социальной политики сосредотачивались на том, чтобы создать некий набор социальных гарантий, выраженных в предоставлении ряда социальных трансфертов - пособий, льгот, пенсий.

Современный подход требует менять привычный вектор социальной политики. Это необходимо не только самим инвалидам, но и государству и обществу с целью преодоления «профессионального нищенства», изменения патерналистских стереотипов мышления.

Рецензенты:

Саакян Армен Коляевич, доктор социологических наук, профессор, декан факультета социального управления, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Покровская Надежда Николаевна, доктор социологических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Ярославцев Александр Станиславович, д.м.н., профессор кафедры профессиональных гигиен медико-профилактического факультета, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ, г. Астрахань.

Библиографическая ссылка

Бразевич С.С., Сидорова А.Ю. ИНВАЛИДНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТИГМАТИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8192 (дата обращения: 17.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Рассказать друзьям