Неблагоприятные признаки становления личности школьника в психологии. Основные проявления и факторы школьной дезадаптации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Понятие и значение конкретной жизненной ситуации. Классификация конкретных жизненных ситуаций.

Условия неблагоприятного формирования личности

Понятие причин и условий конкретного преступления;

Понятие и структура механизма преступного поведения;

Вопрос № 3 Классификация причин и условий преступности

По механизму действия все детерминанты делятся на :

Причины;

Условия;

Факторы.

По уровню действия:

Причины отдельных преступлений.

По природе возникновения :

Объективные - не зависит от воли субъектов;

Объективно-субъективные;

Субъективные - зависит от воли лиц, совершающих преступление.

По близости преступлений:

Отдаленные и ближайшие;

Непосредственные и опосредованные.

По источникам:

Внутренние - связаны с обстановкой внутри общества, государства;

Внешние - имеют общий характер.

Все причины и условия проявляются в определенных сферах жизни человека: политическая, духовная, социальная, политическая.

Все причины и условия рассматриваются на 3 уровнях:

Общесоциальном - связано с явлениями, которые происходят в обществе, государстве в целом;

Социально-психологическом - малые группы;

Личностном.

Подходы к причинам преступности:

1. Детерминистский.

2. Казуальный.

3. Синдроматический подход, который основывается на том, что преступность порождается криминогенной ситуацией, а не каким-либо одним явлением. Комплекс криминогенных признаков ситуаций называется синдромом преступности (не столько характеристика личности, сколько характеристика ситуации).

Потенциал преступности - вероятность деяния при наличии входящих в синдром условий.

100-процентного потенциала у синдрома не может быть, т.к. помимо синдрома существует воля человека, которая является свободной и никакие обстоятельства не влекут абсолютно одинаковые последствия. Учеными не обнаружен ни один синдром, коэффициент которого выше 0,36.

Тема: Механизм преступного поведения

Механизм преступного поведения - это связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности внутренних психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление , направляющих и контролирующих его исполнение.

Следует различать понятие «преступление» и «преступное поведение».

Профессор Лунеев полагает, что структура преступного поведения состоит из 2 элементов: мотивации и реализации. Мотивация рассматривается и как процесс накопления мотивов преступного поведения и как совокупность данных мотивов. Мотивация является предпосылкой субъективной стороны преступления.


Мотивация как процесс начинается с формирования потребностей (они, в свою очередь, формируются несознательной необходимостью), потребность формирует мотивы преступного поведения, которые в дальнейшем формируются в совокупность мотивов (мотивацию в материальном смысле). В совокупности мотивов непременно образуются взаимоисключающие, взаимодополняющие и противоположные друг другу мотивы поведения - происходит «борьба мотивов», в результате которой выявляется доминирующий мотив преступного поведения. Следующим этапом является планирование преступного деяния и выбор цели преступления. После этого происходит выбор средств для совершения преступления и принятие решения на совершение преступления. Только после этого наступает 2 стадия преступного поведения - стадия реализации преступного деяния .

Структура преступного поведения :

1. Мотивация - это психическое явление, которое характеризует личность, представляя собой совокупность мотивов в развитии и взаимодействии, а также реализации. В нее входят потребности, интересы личности, внутренние установки и т.д., которые во взаимодействии с окружающей средой порождают мотивы совершения преступления или характеризуют мотивы неосторожного поведения. Мотивация рассматривается как:

Как процесс формирования мотивов;

Характеризует содержание (корыстные, насильственные побуждения).

Побуждения внутренние могут происходить под влияниям различных фактов - мотивообразующие факты :

Нормальные потребности - тоже могут приводить к преступному поведению (например, голод);

Деформированные потребности - те потребности, которые преобладают над другими;

Извращенные потребности - те потребности, которые не одобряются или даже порицаются обществом;

* Чувства - чаще всего преступления против личности и чаще всего непреднамеренно в определенной ситуации (ревность, «в принципе»).

* Интересы личности (интерес - это определенное специфическое отношение личности к какому-либо объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности).

* Ценностные ориентации - система отношений личности к явлениям окружающей социальной среды (как мы относимся к тому, что вокруг нас).

* Мировоззрение личности - система взглядов и убеждений.

* Привычки - после длительного времени привычки являются стереотипом поведения.

Функции мотивации по Лунееву:

· Отражательная.

· Смыслообразующая.

· Побудительная.

· Прогностическая.

· Контрольная - мотивация в материальном смысле представляет собой эталон, с которым преступник неизбежно будет сравнивать результат совершенного преступления.

2. Планирование - принятие решения о совершении преступления с его дальнейшей конкретизацией. На данном этапе происходит конкретизация мотивации непосредственно в плане преступного поведения. Это интеллектуально-волевой акт, в механизме преступного поведения занимает центральное место.

Классификация решений :

* по характеру отношения субъекта к моделируемым преступным действиям:

Утвердительные;

Отрицательные;

* по времени принятия решения:

Предшествующие преступному поведению;

Сопровождающие его;

* по особенностям субъектов принятия решения:

Индивидуальные;

Групповые;

* по основным причинам принятия:

Целевые (принципиальные или целесообразные);

Ситуативные

3. Исполнение совершения преступления - на этом этапе совпадает с совершением преступления само преступное поведение. Последствия могут быть отдалены во времени.

Причины и условия конкретного преступления (формируют мотивы преступного деяния) - те явления и процессы, которые вызвали решимость совершить преступление у конкретного человека.

Стоит говорить всегда о совокупности причин и условий:

* совокупность обстоятельств, характеризующих связь между совершенным преступлением и волевым актом (самим решением совершить преступление). Ученые в качестве конкретного обстоятельства называют саму криминогенную мотивацию.

* это ситуация совершения преступления, которая состоит из 2 групп обстоятельств:

Жизненные обстоятельства, формирующие причину преступного поведения (например, родители жестоко относятся к ребенку);

Обстоятельства, облегчающие совершение преступления или влияющие на поведение личности в данный момент;

* неблагоприятное формирование личности - объективная действительность определяет поведение человека двояко: непосредственное влияние и опосредованное.

1. Сама личность. Определенные психологические особенности, психические состояния (постоянные либо временные).

2. Малые социальные группы . Прежде всего, семья, школа, ближайшее окружение.

3. Общество в целом.

Неблагоприятные условия в семье:

· Конфликтные ситуации, конфликтная атмосфера в семье (между супругами, поколениями, детьми).

· Демонстрация со стороны родителей неуважения к базовым нравственным ценностям.

· Гиперболизированная опека детей . Опека не вызвана необходимостью. Это может привести к негативным последствиям. Ребенок не уважает других людей, привыкает быть центром.

· Примеры привычного пьянства, наркомании и другого аморального поведения.

· Отрыв обучения от воспитания. Если высшая школа не имеет своей целью воспитание, а имеет лишь цель обучения, то средняя школа как раз имеет обе цели. Перегибы в советской школе, конечно, были.

· Слабая дисциплина (тема преступности несовершеннолетних). Причем слабая дисциплина проявляется не только со стороны обучающихся, но и со стороны преподавателей. Мало кто хочет работать в школе, относится к своей деятельности безответственно.

· Неорганизованность свободного времени учащихся. Мало времени уделяется занятости учащихся в рамках школы. Ранее существовавшая система разрушена. Бесплатных кружков почти нет.

· Отсутствие единой системы обучения в российских школах.

· Не возложение на детей обязанностей - дети растут безответственными.

Уполномоченный по правам ребенка , участников процесса обучения, уполномоченный по вопросам безопасности - такие должности учреждены в Кемеровской области.

Трудовой коллектив также может негативно сказаться на формировании личности:

· Слабая дисциплина труда.

· Недостатки деятельности управления.

· Низкая культура труда и быта.

· Заработная плата выдается в конверте (правовой нигилизм).

Ближайшее окружение:

· Аморальное поведение членов малой социальной группы (соседей, особенно в общежитиях).

· Влияние «криминогенных» или ранее судимых лиц. Жаргонные выражения.

· Взаимоотношения в малой социальной группе.

СМИ влияют на формирование личности:

· Много негативной информации.

· Агрессивные мультфильмы, содержащие ненормативную лексику, неправильные русский язык. Отсюда плохое развитие речи у детей. Дети в садике играют в похороны.

· Фильмы ужасов.

Те явления и события, которые имею место, сами по себе на личность не влияют. Имеет значение субъективное отношением личности.

Неблагоприятное формирование личности больше всего проявляется в момент планирования и исполнения преступления (механизм преступного поведения).
Преступления несовершеннолетних всегда более жестокие, чем у взрослых преступников. Немотивированная жестокость характерна для Н/Л.

Неблагоприятные условия формирования личности правонарушителей являются главными объективными и определяющими причинами конкретного преступления. Мотивация преступного поведения, конкретная жизненная ситуация, а также условия, способствующие достижению преступного результата, непосредственно связаны с преступлением. Однако их анализ не всегда позволяет раскрыть всю совокупность причин преступления, значительная часть которых, как правило, бывает удалена от него во времени и пространстве. "Процесс воспитания положительной личности долог: столь же сложен и процесс деградации человека, искривления его жизненного пути в нежелательном направлении", – писал В. Н. Кудрявцев . Он может начинаться в раннем детстве и характеризоваться большой динамичностью, многогранностью и противоречивостью. Большинство преступных деяний определяются всей жизнью субъекта.

В сознании людей на всем протяжении их жизненного пути отражаются как общие явления –доминирующие общественные отношения и закономерности их позитивного и негативного (криминогенного) развития, особенные – сложившиеся формы быта, групповые связи и отношения, которые бывают далеки от позитивного воздействия, так и единичные – семейно-бытовые и приятельские влияния, неблагоприятная психология малых неформальных групп (друзей, товарищей, сообщников, подельников, участников организованных преступных группировок). Чем меньше социальная ячейка, тем интенсивнее влияния групповых отклонений от социально терпимого поведения. Поэтому основные внешние причины конкретного преступного поведения следует искать как раз в тех социальных процессах и отношениях, в которые был эмоционально включен субъект преступления. Семья и отношения с членами семьи, детское дошкольное учреждение или уличная компания и отношения со сверстниками, школа и отношения со школьными формальными и неформальными группами, производство и отношения на производстве, ближайшее бытовое окружение и отношения с ним, различные жизненные задачи и трудности с малых лет вовлекают человека в систему разнообразных и многогранных отношений, которые непосредственно и формируют его как личность, его потребности, интересы, мотивационную сферу, направленность и ориентации.

Содержание различных отношений может быть довольно противоречивым и даже враждебным, а следовательно, и характер воздействий наличность будет далеко не однородным. Те из отношений, которые субъект выберет для себя более приемлемыми, и будут в определенной мере доминировать у него до возможного критического пересмотра, что происходит не так часто. Криминогенные воздействия – это, как правило, "вкрапления" в общем потоке социальной информации. Криминальность в молодежной среде нередко героизируется, однако отбор разных влияний осуществляет сам человек на основе ранее выработанных установок и увлечений.

Одновременно человек включен и в огромную массу позитивных, нейтральных и антикриминогенных отношений. Нередко преступник становится свидетелем убийства своих сообщников, привлечения их к уголовной ответственности, страдания их родителей и близких. Все это может оказать на него влияние и если не исправить, то хотя бы предупредить о возможной опасности или ответственности. Поэтому надо учитывать возможности самого субъекта в отборе влияний на него и в осознании им ответственности за свое стихийное формирование по принципу "куда кривая вывезет". Следует понимать, что всякий психически нормальный человек способен к самоопределению в обществе, к самовоспитанию, к разумному отбору нужных ему влияний, при одном условии – если он этого захочет. Поэтому закономерности причинных связей между неблагоприятными условиями формирования личности и преступным поведением носят вероятностный статистический характер.

Многочисленные результаты криминологических исследований позволяют выделить из всей совокупности неблагоприятных явлений и процессов, сосредоточенных вокруг той или иной личности, следующие наиболее криминогенные обстоятельства:

а) плохие материально-бытовые условия жизни; б) неблагоприятные семейные отношения с родителями и другими домочадцами; в) плохое воспитание и обучение в школе (или вообще детство проходит вне школы); г) безработица родителей и самих подростков; д) криминогенность ближайшего окружения, сверстников; е) криминогенность телевидения и других средств массовой информации; ж) бомжевание и выживание с помощью совершения преступлений; з) детская беспризорность и безнадзорность; и) распущенность детей и подростков и др.

Перечисленные причины и условия анализировались в структуре общих причин преступности, личности преступника, а также при рассмотрении процесса формирования криминогенных особенностей мотивационной сферы правонарушителей, поэтому рассматривать их подробно в данном параграфе нет необходимости. Более того, как приведенные здесь, так и иные обстоятельства, способствующие совершению преступлений, будут рассматриваться при криминологическом анализе различных видов и групп деяний, при совершении которых криминогенная роль различных детерминантов может быть далеко не одинаковой.

Для примера можно остановиться на криминогенности материально-бытовых условий. Их криминогенная роль значительна, именно они в первую очередь определяют преступность в стране. Назовем лишь некоторые криминогенные обстоятельства, связанные с материально-бытовыми условиями жизни и деятельности людей.

1. Как известно, 80–90% учтенной преступности в мире и в нашей стране мотивировано корыстными побуждениями ("корыстной заинтересованностью", "извлечением доходов", "извлечением имущественной выгоды", "по найму" и т.д.). Корысть, в самом широком понимании этого слова, является доминирующим, глубинным мотивом не только преступлений против собственности и экономики, но и многих других деяний). В УК РФ практически нет ни одной главы, в которой не было бы деяний, совершаемых по мотиву корысти.

Аспирантка И. В. Власова, работая над диссертацией "Мотивация преступного поведения и субъективное вменение", использовала систему учета данных статистических карточек о личности субъекта преступления и его мотивации из девяти регионов страны (Краснодарский край, Ленинградская область, Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область, Татарстан, Тува, Чувашия) . Я приведу лишь обобщенные данные из этих регионов за 1995–1998 гг. Было изучено 928 194 правонарушителя. По корыстным мотивам было совершено 56,1% преступлений, хулиганские побуждения составили 13,6%, личная заинтересованность – 8,0%, иные бытовые мотивы – 7,5%, ради получения наркотических средств – 5%, ссоры – 3,7%, завладение транспортным средством –1,0%, сексуальные побуждения – 0,9%, получение сильнодействующих средств – 0,1%, получение спиртных напитков – 0,5%, ревность – 0,3%, сокрытие доходов – 0,1%, другие мотивы – 0,5%. * 2 3

  • 2. В процессе реформирования страны деньги стали основным эквивалентом успехов человека. СМИ переполнены именно такими материалами. Умение добывать деньги "любой ценой" (причем как можно быстрее) становится главной оценкой успешности практически любой формы человеческой деятельности. Это затронуло искусство, литературу, науку, т.е. те сферы деятельности, где всегда господствовали качественные оценки.
  • 3. Массовое "окорыствование" общественных отношений происходит на фоне колоссального расслоения общества по уровню материального достатка. В нашей стране пропасть между бедностью, когда люди не могут свести концы с концами, и беспредельным богатством узкой группы людей, завладевших им, как правило, неправомерным способом, огромна. Приводятся различные цифры, но официальных и точных данных нет. И уж тем более в стране нет системного мониторига этого явления. Столь большой разрыв обусловлен фактическим разграблением общенародной собственности при пособничестве самого государства.
  • 4. Голод, бедность, безработица, жилищная неустроенность и очевидная для всех социальная несправедливость являются главными детерминантами криминальной корыстной мотивации для значительного числа людей. Из года в год среди лиц, совершивших преступления, около 60–70% субъектов преступлений (только зарегистрированных, выявленных и доказанных) составляют граждане, не имеющие постоянного источника дохода, в том числе каждый десятый из них – безработный. А их сегодня реально десятки миллионов. Миллионы людей не имеют нормальных жилищных условий.
  • 5. Крайне низкий уровень зарплат и пенсий в стране, даже по последним данным – после неоднократного повышения пенсий и заработанной платы. Кроме того, значительная часть этих прибавок "съедается" инфляцией.
  • 6. Причинная база дополняется слабым социально-правовым контролем в борьбе с преступностью вообще и экономическими преступлениями в частности. Более того, социально-правовой контроль действует, как правило, в отношении социально незащищенных слоев населения, а в отношении состоятельных и высокопоставленных преступников существенно снижен. Нарушение равенства перед законом и судом лишь усугубляет ситуацию в обществе.
  • 7. В отличие от советских времен полки магазинов сейчас ломятся от товаров, которые, однако, не по карману большинству населения страны. Это лишь усиливает соблазн приобрести необходимые продукты, товары и услуги, чего правомерным путем многие сделать не в состоянии. Известно, что людям свойственно сравнивать себя и свои возможности с возможностями окружающих. Это лишь актуализирует чувство социальной несправедливости со всеми вытекающими отсюда криминогенными последствиями.

Итак, неблагоприятные условия формирования личности правонарушителей являются главными объективными и определяющими причинами совершения преступлений. Мотивация преступного поведения, конкретная жизненная ситуация, а также условия, способствующие достижению преступного результата, непосредственно связаны с преступлением. Однако их анализ не всегда позволяет раскрыть всю совокупность причин преступления, значительная часть которых, как правило, бывает удалена от него во времени и пространстве. Процесс воспитания положительной личности долог; столь же сложен и процесс деградации человека.

  • Кудрявцев В. Н. Причины конкретного преступления // Советская юстиция. 1970. № 22. С. 7.
  • В главе "Методы криминологических исследований" раскрывался учет преступлений и учет лиц, совершивших преступления, на основе статистических карточек, данные из которых переводятся в электронный вид и в течение трех лет хранятся в информационных центрах регионов. В центр данные о мотивах могут быть представлены лишь по запросу МВД РФ. Этот метод запроса из девяти регионов и был использован при подготовке диссертации И. В. Власовой. Перечень мотивов в статкарточках намного шире, но по ним не было данных, и они мной не приводятся. См.: Лунеев В. В. Юридическая статистика. М., 2007. С. 74–87 .

По мнению Б. Г. Ананьева, классификация возрастов по психофизиологическим характеристикам развития включает следующую цепь фазных преобразований жизненного цикла человека: младенчество (от рождения до 18 месяцев), раннее детство (от 19 месяцев до 5 лет), детство (от 5 до 12 лет), отрочество (12–15 лет), юность (16–19 лет), молодость (20–30 лет), средний возраст (30–40 лет), пожилой, старческий, престарелый.

Для каждого возраста присущи особенности, которые проявляются в поведении.

Личность определяется тем, что и как она знает (гносеологический потенциал), что и как она ценит (аксиологический потенциал), что и как она созидает (творческий потенциал), с кем и как она общается (коммуникативный потенциал), каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет (художественный потенциал). Таким образом, выделяются пять основных видов деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и художественная.

Для каждого периода развития личности характерны определенные соотношения различных видов деятельности и их специфическое содержание.

Человеческая жизнь начинается, как установили психологи, с формирования коммуникативной деятельности и овладения ее механизмами.

Новый этап развития ребенка начинается в 3-летнем возрасте, который характеризуется переходом к творческой деятельности (рисунки на стенке, «резьба по мебели»). Наиболее отчетливо это выражается в ролевой игре. В этот период развития начинается эмансипация ребенка от взрослых, что приводит к определенной самостоятельности и появлению потребности общения не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

Как показывают криминологические исследования, многие родители несовершеннолетних правонарушителей не знали или не задумывались о правильном правовом воспитании детей, вследствие чего в одних семьях детей окружали чрезмерной заботой и любовью, не контролировали их поведение, не интересовались их друзьями, внешними влияниями и т. д. Между тем, как показывает практика, и излишняя забота порождает эгоизм, иждивенчество, неуважение к другим, отвращение к физическому труду.

Не случайно, по данным М. М. Бабаева и Г. М. Миньковского, «потребительское воспитание» имело место в 3/4 семей, в которых воспитывались несовершеннолетние, совершившие преступление. Установлено, что из семей, в которых бытует атмосфера взаимной грубости, преступник выходил в 10 раз чаще, чем из семей с нормальными взаимоотношениями.

Нравственное формирование личности нельзя рассматривать в отрыве от социальной микросреды, так как различные типы или виды этой среды постоянно воздействуют на становление индивида. Как правило, руководствуясь содержанием деятельности человека, в социологии выделяют следующие типы микросреды: семейно-бытовая, учебно-воспитательная, производственно-трудовая, общественно-политическая, культурно-просветительная, воинская, спортивная, религиозная. Для криминологического изучения из выделенных типов наибольший интерес представляют семейно-бытовая, учебно-воспитательная и производственно-трудовая. А поскольку криминология непосредственно связана с борьбой с преступностью, в том числе с рецидивом преступления, к этим типам нужно добавить еще один своеобразный вид социальной микросреды – воспитательно-принудительный.

В семье, как виде социальной микросреды, человек получает первоначальные знания об окружающем мире, представления о нормах поведения, подвергается первым воспитательным влияниям и делает первые шаги как личность.

Существуют объективные и субъективные обстоятельства, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности в семье. Хотя такие обстоятельства первой группы, как неполнота семьи, болезнь родителей, материальные затруднения, имеют определенное криминогенное значение, решающую роль все-таки играют нравственно-педагогическая позиция семьи, сложившийся в ней уровень воспитывающих отношений. Причем нравственно-педагогическая ущербность семьи как одной из основных ячеек воспитания может проявляться по-разному. Самым опасным ее симптомом является прямое вовлечение одних членов семьи, особенно несовершеннолетних, другими в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию и иные антиобщественные занятия. Хотя такие случаи встречаются не часто, но они наиболее опасны.

К нравственно-педагогической ущербности этого типа социальной микросреды относятся и случаи, когда члены семьи совершают преступления, иные противоправные деяния, аморальные поступки, не предпринимая попыток прямого вовлечения других ее членов в антиобщественную деятельность. Примерно в 30 % случаев лица, ставшие преступниками, воспитывались в семьях, где они сталкивались с постоянным отрицательным примером родителей – систематическими пьянками, проявлением жестокости, развратным поведением родителей или лиц, их заменяющих, и т. д. Почти в каждой пятой, а в отдельные годы – и в каждой шестой семье лиц, отбывающих наказание или ведущих антиобщественный образ жизни, были судимы родители или братья либо сестры. Между тем криминологической наукой доказано и подтверждено практикой, что чем в более раннем возрасте несовершеннолетний совершит первое преступление, тем больше вероятности, что он встанет на путь рецидива преступления.

Нравственно-педагогическая ущербность семьи может выражаться также в том, что в ней имеются антиобщественные взгляды, привычки, нравы и традиции, проявляющиеся не в виде конкретных антиобщественных и противоправных действий, а в форме соответствующих моральных оценок, высказываний, симпатий и антипатий (например, одобрение чужих безнравственных поступков, пренебрежительного отношения к интересам других, к труду, к исполнению общегражданских обязанностей).

Наконец, нравственно-педагогическая ущербность семьи может проявляться и в том, что в ней сложились нездоровая морально-психологическая атмосфера в целом, ненормальные взаимоотношения, постоянно имеют место конфликты, ссоры, скандалы, грубость, отсутствуют сплоченность, забота друг о друге и т. д. Выборочные криминологические исследования показывают, что в семьях, в которых бытует атмосфера взаимной грубости, преступники появляются в десять раз чаще, чем в семьях с нормальными взаимоотношениями. Не менее опасны, хотя и не так заметны, косвенно отрицательные влияния семьи как следствие ее неправильной воспитательной позиции. Опасность «просто» неправильной воспитательной линии семьи состоит, с одной стороны, в том, что это в целом широко распространенное явление нередко характерно и для так называемых благополучных семей, а с другой стороны, такая линия может охватывать самые различные стороны процесса формирования личности, ее жизнедеятельности, имеет множество трудноуловимых проявлений, которые иногда житейски оправданы. Кроме того, неправильная линия семейного воспитания действует, по общему правилу, спонтанно, исподволь, ее зачастую трудно распознать и своевременно принять меры упреждающего характера.

Типичными проявлениями неправильной линии семейного воспитания являются: балование детей, потакание их капризам и прихотям, создание для них «тепличных условий», освобождение от каких-либо обязанностей, «оберегание» даже от посильного труда, неумеренное удовлетворение материальных потребностей, воспитание детей эгоистами, бездельниками, потворство таким отрицательным чертам формирующейся личности, как индивидуализм, безразличное отношение к интересам и целям других.

Развитие рыночных отношений в некоторых семьях поняли так, что нужно наживаться любым путем, в том числе используя детей. Поэтому многие дети с раннего возраста стали заниматься мелкой торговлей, не посещают школы, все свободное время проводят на рынке или за прилавком коммерческого торгового предприятия.

Частными случаями неправильной линии семейного воспитания могут рассматриваться воспитательная бездеятельность семьи, игнорирование родителями конституционной обязанности заботиться о детях, их невнимание к несовершеннолетним, пренебрежительное отношение к их интересам. По сути дела, речь идет об отсутствии какой-либо воспитательной позиции семьи.

Как свидетельствуют выборочные исследования, безразличное отношение членов семьи к воспитанию и поведению опрошенных правонарушителей отмечается примерно у 12 % осужденных и 20 % лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. Наиболее типичное проявление такой позиции – безнадзорность из-за отсутствия со стороны семьи контроля за поведением, знакомствами, времяпрепровождением детей. Она зафиксирована не менее чем в 4/5 случаев совершения преступления несовершеннолетними.

Не вызывает сомнений, что важную роль в нравственном формировании личности играют общеобразовательная и профессиональная школы. В настоящее время, как известно, произошли коренные изменения в системе образования. Кроме школ, появились лицеи, гимназии, колледжи с различной специализацией. В некоторых из них работают вузовские преподаватели с учеными степенями и званиями. Появились и образовательные фирмы. Обучение стало частично оплачиваться родителями, что позволяет привлечь в средние и средние специальные учебные заведения квалифицированные кадры из числа профессорско-преподавательского состава.

Интересы дальнейшего построения гражданского общества требуют нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Однако педагогическая позиция ряда школ еще остается подчас слабой. Это способствует неблагоприятному нравственному формированию личности. Сказываются и недостатки в трудовом воспитании, которое является важнейшим фактором формирования личности. Не случайно поэтому ЗРК «О труде в Республике Казахстан» предусматривает возможность приема на работу с письменного согласия одного из родителей или заменяющего его лица несовершеннолетних, достигших пятнадцати лет. А для подготовки молодежи к труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, колледжей для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и развитию, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время – по достижении ими четырнадцатилетнего возраста (также с письменного согласия одного из родителей или заменяющего его лица).

К недостаткам воспитательной работы школы можно отнести:

– применение неправильных методов и упрощенных форм воспитания, отрыв его от обучения;

– подмена воспитательного воздействия «голым» администратированием;

– отсутствие индивидуального подхода к учащимся, нежелание или игнорирование особенностей детской психики, подавление самостоятельности и инициативы учащихся;

– предвзятое отношение к детям, недооценка опоры на положительное в личности и поведении школьников, пресловутая «показуха», «замазывание» отрицательных фактов;

– снижение требовательности к учащимся, неадекватное реагирование на нарушения дисциплины, правил поведения; слабые связи с семьями и общественными организациями по месту жительства школьников и работы их родителей;

– нездоровая моральная атмосфера в отдельных педагогических коллективах, отступление некоторых воспитателей от норм профессиональной этики.

Слабо используются воспитательные возможности школы во внеучебной работе с учащимися. От многих внеучебных мероприятий нередко веет скукой, формализмом, казенщиной. Они порой откровенно примитивны в этическом и эстетическом отношениях. Не случайно многие школьники и учащиеся не любят школьные кружки и вечера, а некоторые отрицательно относятся к школьным концертам. Большинство же равнодушны к этим «мероприятиям». В результате учащиеся заполняют свой досуг отнюдь не должным образом. В лучшем случае они бесцельно проводят свободное время, которое как раз не нейтрально для нравственного формирования и развития подрастающего поколения. Еще более опасны связанная с этим ориентация подростков на неформальные группы с антиобщественной направленностью поведения, попадание под влияние рецидивистов.

Исключительного внимания заслуживают вопросы правовоспитательной работы с учащимися. Школа, лицеи и колледжи во взаимодействии с правоохранительными органами и другими субъектами профилактики преступлений призваны многое делать для формирования у своих питомцев развитого, цельного правосознания, которое должно адекватно отражать правовую действительность и обеспечивать законопослушное поведение учащихся, более того, – способствовать вовлечению их в борьбу с криминальными проявлениями.

Между тем многочисленными исследованиями выявляются существенные пробелы правосознания учащихся: незнание элементарных правовых понятий и норм, неумение правильно ориентироваться в простейших юридически значимых ситуациях, довольно туманные представления о деятельности правоохранительных органов. Правовоспитательную работу следует начинать с начальной школы, используя специфические формы и методы, ориентированные на учащихся младших классов. На занятиях и во внеучебное время школьникам разъясняют сейчас преимущественно основы государственного устройства и наиболее общие понятия уголовного права. Но крайне мало уделяется внимания воспитанию и обучению в области административного, гражданского, семейного права.

Нередко правовоспитательная работа сводится к разъяснению правовых принципов и требований, а такая ее сторона, как раскрытие актуальности юридической действительности, вопросов применения правовых норм в жизни, судебной практике, в деятельности государственных органов и общественных объединений по профилактике преступлений, явно недооценивается.

Основными формами правовоспитательной работы являются, кроме классных занятий, лекции и беседы. Однако использование только этих сравнительно простых форм не всегда обеспечивает должную эмоциональную привлекательность и доходчивость правовой информации, не пробуждает у учащихся устойчивого интереса к ней. Отсутствует и четкая система правовой работы с родителями.

Другой тип микросреды, во взаимодействии с которой формируется личность, – производственно-трудовая сфера. Коллектив как одна из основных ячеек общества, играет решающую роль в нравственном формировании и развитии людей, так как выступает в качестве основной сферы приложения способностей, реализации потребностей и интересов личности и, следовательно, продолжает оказывать определяющее воздействие на поведение индивида. В деятельности коллективов еще встречаются разнообразные недостатки, неблагоприятно влияющие на нравственное формирование личности:

– неудовлетворительная организация производства, низкие экономические показатели, бесхозяйственность и безответственность руководителей;

– нарушение демократических принципов управления производством, отсутствие гласности;

– слабые учет и охрана материальных ценностей, порождающие хищения;

– недостаточное внимание администрации и профсоюзной организации к условиям производственной и непроизводственной деятельности работников, повышению их профессионального мастерства, обеспечению безопасности труда, внедрению его прогрессивных форм, к организации досуга и т. д.;

– упущения в индивидуальной воспитательно-профилактической работе;

– бюрократическое отношение к людям, безразличие к материально-бытовым нуждам и духовным запросам работников, грубость, зажим критики, насаждение подхалимства и угодничества;

– недостатки в подборе кадров, в частности назначение на руководящие должности лиц с антиобщественными установками и нечистоплотно-корыстной ориентацией;

– слабая сплоченность коллектива, наличие в нем склок, враждующих группировок, семейственности, клановости, протекционизма;

– распространенность в коллективе таких антиобщественных явлений, как злостные нарушения дисциплины, недобросовестное отношение к труду, пьянство, проявление нечестности при определении качества и количества выполненной работы и т. п.;

– слабая работа администрации, общественных объединений по борьбе с негативными явлениями, безнаказанность нарушителей дисциплины и других лиц, совершающих антиобщественные действия, попустительство им, низкая социальная активность граждан.

Другой тип микросреды, подлежащий криминолого-педагогическому анализу, – это бытовое окружение вне семьи, которое ближе всего стоит к ней и в совокупности с нею может, как это нередко делается, рассматриваться как единая сфера семейно-бытовых отношений. Вместе с тем, между указанными элементами социальной микросреды существуют и заметные различия. Более того, их влияние на личность, ее нравственное формирование и развитие может иногда характеризоваться состоянием противовеса, являться разнонаправленным. Если быт в целом может быть представлен как сфера личной жизни людей, как часть непроизводственной сферы, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, то бытовое окружение представляет собой область личного непроизводственного потребления за «минусом» семьи. Такое бытовое окружение тесно соприкасается с досугом. Это позволяет рассматривать их вместе как единую сферу, на которую приходится значительная часть свободного времени и в которой видное место занимают так называемые неформальные малые группы.

Данный тип или вид микросреды выполняет важные социальные функции, причем и восстановительные, и созидательные. Нормальное, т. е. вполне здоровое, бытовое окружение, продуманный досуг способствуют нравственному, физическому, эстетическому и иному развитию личности, обогащению ее духовной культуры, повышению уровня внутренней и внешней воспитанности.

Однако ближайшее бытовое окружение, сфера досуга могут быть источниками и проводниками весьма многочисленных и довольно интенсивных отрицательных влияний на личность.

Заметим, что быт является наиболее консервативной сферой социальной жизни. В нем, а также в сфере досуга, как нигде более, сохраняется почва для явлений так называемой антикультуры, в частности для «питейных» традиций, с которыми связано значительное число преступлений. Одним из самых опасных в силу своей аморальности и удивительной способности к социальной мимикрии «продуктов», производимых нездоровым бытовым окружением, которое в данном случае действует, как правило, вместе с ущербной в нравственно-педагогическом отношении семьей, является мещанство. Оно характеризуется прежде всего гипертрофией потребления, исключительно потребительской психологией, сочетающейся с бездуховностью, общественной инфантильностью.

Не меньшей проблемой отрицательного влияния ближайшего бытового окружения на нравственное формирование личности является функционирование неформальных малых групп антиобщественной направленности. Особенно опасно такое влияние на несовершеннолетних.

В подавляющем большинстве антиобщественные группы характеризуются довольно пестрым составом. В них входят судимые и несудимые, опасные рецидивисты и начинающие правонарушители и т. д. Для них характерны отсутствие жесткой регламентации отношений, неспециализированность антиобщественного поведения (такие лица легко переходят от кражи к хулиганству, и наоборот). Существенным является тот факт, что общение лиц в составе указанных групп имеет свою социально-психологическую основу, осуществляется на базе общности взглядов, потребностей, интересов, жизненных целей, прошлого опыта и поведения. Объединяет участников антиобщественных группировок также стремление стать недосягаемыми для традиционных форм социального контроля со стороны семьи, школы, трудового коллектива, ближайшего бытового окружения (в той части, в какой оно ориентировано положительно), т. е. данный элемент социальной микросреды противопоставлен всем остальным. В этом его существенное своеобразие.

Из-за этих причин отрицательное влияние антиобщественных группировок на личность, как «выбранное» самим индивидом поведение, сравнительно легко, охотно воспринимается, усваивается и является важным фактором в формировании личности как по широте, так и по глубине. Поэтому вывести человека из-под такого влияния бывает очень трудно.

Да и сам факт существования антиобщественных группировок свидетельствует о том, что соответствующие социальные институты в их конкретном бытии (определенная семья, данная школа и т. д.) где-то не сработали и не смогли полностью или частично исполнить свою социальную роль. Иногда положение усугубляется еще и тем, что отрицательное влияние антиобщественной группировки может сочетаться с продолжающимися, а иногда по различным причинам и усиливающимися негативными воздействиями со стороны неблагополучной семьи, нездорового коллектива по месту работы или жительства. Подобная концентрация отрицательных влияний на личность ставит ее в плане нравственного формирования и развития в очень тяжелые условия. В таких ситуациях меньше всего приходится рассчитывать на то, что со временем все встанет на свои места, «образуется» само по себе.

Для восстановления взаимоотношений данной личности с нормальной социальной средой требуется кропотливая, настойчивая, разноплановая работа, включающая комплекс мер воздействия на все основные элементы «личность – среда».

Помимо рассмотренных аспектов проблем отрицательных влияний бытового окружения на нравственное формирование личности относительное самостоятельное значение имеет вопрос о таком распространенном в быту явлении, как пьянство. Эта проблема никогда не теряет своей актуальности, так как пьянство и тем более его крайняя форма – алкоголизм дезорганизуют отношение личности с социальной микросредой, способствуют снижению социальной активности людей, их моральной деградации, порождают разнообразные конфликтные ситуации. «Питейные традиции», уходящие своими корнями в далекие времена, получили наибольшее распространение как раз в сфере семейно-бытовых отношений. Именно в этой сфере они оказывают самое интенсивное отрицательное влияние на нравственное формирование и развитие личности.

Как раз на семейно-бытовую сферу приходится значительная доля потребления спиртных напитков, причем такого, которое «приукрашивается», получает своеобразные житейские оправдания в виде ссылок на укоренившиеся традиции, «культуру» застолья и т. п. Существенным элементом антисоциальной бытовой психологии являются взгляды на пьянство как на неизбежное и непреодолимое явление. Эти несостоятельные взгляды требуют решительного отпора.

Со сферой семейно-бытовых отношений в первую очередь связаны такие острые и «продуктивные» в криминогенном отношении аспекты проблемы пьянства, как женский, подростковый и юношеский алкоголизм.

Своеобразным типом микросреды является воспитательно-принудительный, который складывается в местах отбывания наказания, прежде всего в колониях исполнения наказания. Осужденные к лишению свободы изолируются от общества и помещаются в колонии исполнения наказания и даже тюрьмы с присущими им специальным режимом и условиями труда, особыми формами воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения. В установленном законом порядке эти лица подвергаются определенным правоограничениям в сфере производственных, имущественных, социальных, семейных и других отношений, включаются в коллективы особого рода – коллективы осужденных.

Усилиям указанных учреждений могут противостоять отрицательные влияния на осужденного со стороны его окружения, в первую очередь лиц, которые не встали на путь исправления (злостных преступников-рецидивистов, носителей воровских традиций, нравов преступного мира, нередко объединенных в антиобщественные группировки, насаждающих псевдоколлективизм, навязывающих свою волю другим людям, используя для этого самые низкие средства и изощренные приемы).

Негативное влияние на личность в колониях исполнения наказания усугубляется в том случае, когда здоровое ядро коллектива осужденных недостаточно связано и сплочено или оно распадается на враждующие между собой группировки, а также при наличии различных организационных недостатков. В частности, не во всех колониях исполнения наказания обеспечена полная трудовая занятость осужденных, имеются просчеты в их трудовом воспитании, обучении и повышении квалификации. Сама воспитательная работа проводится иногда на низком профессиональном уровне, в отрыве от иных мер исправления, с элементами формализма. Не всегда еще достаточно глубоко и всесторонне изучается личность осужденных, вследствие чего сотрудники колоний не располагают информацией, позволяющей целенаправленно организовать индивидуальное воспитание. К этой работе мало привлекаются сотрудники различных служб учреждений исполнения наказания, представители шефских организаций, члены наблюдательных комиссий, коллективы предприятий, учреждений, организаций, в которых осужденные работали до совершения преступления. Низка осведомленность о намерениях лиц, освобождаемых из колоний исполнения наказания и тюрем.

Крайне отрицательно воздействуют на личность факты нарушения отдельными работниками этих учреждений требований служебного долга, норм морали, случаи вступления в запрещенные связи с отдельными представителями тех, кто отбывает наказание.

Однако ни один из рассмотренных типов социальной микросреды, отрицательно влияющей на неблагоприятное нравственное формирование личности, нельзя оценивать при криминологическом анализе однозначно, т. е. только положительно или только отрицательно. В каждом типе микросреды действуют педагогические факторы разной направленности, как позитивные, так и негативные, которые способствуют воспитанию личности в соответствии с имеющимися в обществе нравственными идеалами или затрудняют такое воспитание. Причем даже все рассмотренные типы социальной микросреды далеко не исчерпывают всего ее многообразия, поскольку существуют еще общественно-политическая, культурно-просветительская, воинская, спортивная, религиозная микросреда. Микросреда может также выделяться по территориальному, национально-этническому, половому, возрастному и другим признакам.

Воздействие этих типов социальной микросреды на личность осуществляется по различным направлениям и каналам, так как личность взаимодействует с различными типами социальной микросреды, а они взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие может характеризоваться разными отношениями: положительное влияние одного типа может дополняться и приумножаться аналогичным влиянием другого типа микросреды; отрицательное влияние одного типа усугубляется отрицательным влиянием другого; отрицательное влияние одного типа может нейтрализоваться или компенсироваться положительным влиянием другого типа микросреды; положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или даже сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа. В связи с этим можно считать своеобразной закономерностью «цепную реакцию», взаимное дополнение различных отрицательных влияний, исходящих из разных типов микросреды.

Так, незанятость общественно полезным трудом и отсутствие позитивных влияний со стороны коллектива по месту работы «пробуждают» воспитательное воздействие со стороны антиобщественных групп в сфере досуга и т. д.

Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию, то есть процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальных ориентаций, вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций.

Можно выделить первичную социализацию (социализация ребенка) и промежуточную (переход от юношество к зрелости, период с 17-18 лет до 23-25 лет). Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребенок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции на те или иные проблемы.

Семья – это главное звено формирования личности. При выяснении причин совершения преступления учитываются не только данные о неблагополучных или неполных семьях, об отношениях между родителями, об их объективно неблаговидном, иногда противоправном поведении, об эмоциональном отношении к ребенку, его принятии или отвергании ими.

Недостаточное внимание, низкая частота общения детей и родителей (гипоопека) нередко вызывает у первых эмоциональный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личнсоти. Следствием этого может быть отставание в развитии интеллекта, нарушение психического здоровья, плохая успеваемость в учебе, совершение аморальных и противоправных поступков.

Кроме этого, родители могут сами нередко демонстировать пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, являть собой образцы аморального поведения (постоянно пьянствуют, учиныют хулиганские действия, совершают хищения и другое). Поэтому подросток сравнительно легко усваивает эти образцы, соответствующие им взгляды и представления, которые вписываются в его психологию и начинают стимулировать его поступки.

Криминогенное значение может иметь и такой недостаток семейного воспитания, когда при отсутсвии целенаправленного нравственного воспитания, окружающие заботятся об удовлетворении только материальных потребностей ребенка в ущерб духовности, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, соблюдению нравственных норм.

Отвергание родителями ребенка, необеспечение его родительской заботой и попечением могут иметь место в явной, открытой и скрытой формах.

Это негативное поведение окружающих может привести к формированию на бессознательном уровне у ребенка тревожности и беспокойства, страха небытия, несуществования. Этот страх может иметь два уровня: страх смерти (высший уровень) и постоянное беспокойство и неуверенностьь (низший уровень). Если тревожность достигает уровня страха смерти, то человек начинает защищать свой биологический статус, свое биологическое существовавние – отсюда совершение насильственных преступлений как способ защиты от мира, от субъективно воспринимаемого как опасный или враждебный. Если тревожность сохраняется на уровне постоянного беспокойства и неуверенности, то человек может защищать свой социальный статус, социальное существование, совершая корыстные и корыстно-насильственные преступления.

Огромное влияние на формирование личности преступника оказывает и негативное влияния неформальных групп сверстников.групповая сплоченность и постоянное общение позволяют членам этих групп устоять перед обществом, которое воспринимается ими как нечто вражбедное и чуждое. Под влиянием группы у ее участников формируются установки и ценностные ориентации, включающие в себя способы разрешения возможных жизненных ситуаций и проблем. Влияние группы значительно, так как данный человек ценит свое участие в его жизнедеятельности. Ее члены находятся в повседневном общении, между ними возникает множество отношений, основанных на чувствах, а их отношения друг к другу и их оценки различных социальных фактов, событий, других людей неизбежно выражаются в эмоциональной сфере. То сеть влияние микросреды осуществляется не только на ум и волевую сферу человека, но и на его чувства и эмоции.

К микросреде относится также трудовой коллектив, бытовое окружение.

Негативное влияние на формирование личности оказывает не только микросреда, но и явления и процессы, наблюдаемые в обществе в целом (то есть влияние макросреды). К таким явлениям относят: безработицу, негативное влияние кинофильмов и СМИ, литературы, наличие в обществе проявлений национализма, расизма.

3. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.

Большинство преступлений совершаются в результате действия этой причины, имеющей криминальный характер.

Жизненная ситуация – это явления и процессы, которые негативным образом воздействуют на сознание конкретного человека и являются поводом или толчком к совершению им преступления, вызывают немерение, решимость совершить то или иное преступление.

Таким образом, жизненная ситуация является причиной, а не условием, способствующим совершению преступления.

Анализ ситуации преступления, как отмечает Е.Г. Горбатовская, «характеризуется определенным состоянием или поведением потерпевшей стороны и условиями, в которых происходит взаимодействие преступника и потерпевшей стороны. При этом важно определить, что явилось определяющим в этом взаимодействии – ситуация или личность, и почему личность оказалась в сложной ситуации.»

Г.М. Миньковский предлагает разграничивать жизненные ситуации по источнику возникновения ситуации, в которой принимается и реализуется решение о совершении преступления. Выделяются следующие жизненные ситуации:

1) заранее создаваемые преступником в целях облегчения совершения преступления (например, нарушение системы учета и контроля в учреждении в целях безнаказанного совершения хищения);

2) сосздаваемые по вине преступника, но не преднамеренно (например, в результате употребления им большого количества спиртных напитков);

3) возникающих в результате аморальных и противоправных деяний иных лиц;

4) вызванные экстремальными ситуациями природного, техногенного, социального характера;

5) возникшие в результате случайного стечения обстоятельств.

Профессор А.Б. Сахаров предлагает разграничивать ситуации на:

ü проблемные, характеризующиеся трудностями в достижении личностью тех или иных целей, удовлетворении потребностей и интересов, не носящих антиобщественного характера;

ü конфликтные, создаваемые в результате открытого столкновения антиобщественных интересов, взглядов личности с другими субъектами.

Криминологический интерес представляет оценка ситуации с точки зрения социального контроля:

1. затрудняло ли его состояние совершение преступления, препятствовало ли ему;

2. облегчало преступное поведение;

3. было нейтральным.

Если человек совершал преступление, преодолевая определенные преграды, нейтрализуя усилия свидетелей помешать совершению преступления, это может характеризовать его криминальную позицию как продуманную и активную, и одновременно – позволяет выяснить почему социальный контроль оказался недейственным в соответствующей ситуации.

Некоторые криминологи придают большее значение жизненной ситуации, нежели антиобщественному сознанию. В 1976 году вышла книга «Жертва – соучастник преступления» (Фаттах), в которой высказывалось мнение, что криминологи не неправильном пути, так как изучали личность преступника, вместо того, чтобы изучать личность жертвы. Большинство преступлений вызвано неправомерным поведением потерпевшего, который создает жизненные ситуации. Некоторые жертвы притягивают преступников, как ягненок волка. Есть прирожденные жертвы преступлений.

В некоторых зарубежных странах правоохранительные работники также придают значение жизненным ситуациям. Принимаются специальные меры воздействия на потерпевших – например, законы, предусматривающие штраф за оставление вещей в автомобилях, которые провоцируют лиц на совершение преступления.

Жизненная ситуация может длиться мгновение (тяжкое оскорбление), минуты, часы, сутки, недели, месяцы.

4. Условия, способствующие совершению преступления.

Условия, способствующие совершению преступления – это явления, которые не могут вызвать совершение преступления. Криминогенное значение однако их весьма велико.

Во многих случаях без этих условий не могло быть совершено преступление.

Все эти условия можно поделить на две группы:

ü условия, которые способствуют или облегчают формирование антисоциальной личности;

ü условия, способствующие достижению преступного результата (например, отсутствие охраны, контроля).

К обстоятельствам второй группы можно отнести:

Недостатки в деятельности органов власти и управления;

Недостатки в деятельности правоохранительных органов;

Недостатки в деятельности общественных формирований.

Некоторые явления могут играть двоякую роль: роль причины и роль условия, способствующего соверщению преступления. Статья 90 УПК РБ. Однако, на практике условия, способствующие совершению преступления установить достаточно лечко, тогда как причины – зачастую остаются невыявленными по конкретным уголовным делам.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие, предмет, метод и система курса криминологии

Понятие криминологии ее задачи и основные функции.. предмет криминологии его основные элементы.. методология криминологической науки..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие криминологии, ее задачи и основные функции
Наука криминология среди других общественных наук, и юридических в том числе, сравнительно молода. Отчет ее существования начинается примерно со второй половины ХIХ века.

Предмет криминологии, его основные элементы
Предмет криминологии, сформировавшийся к настоящему времени, неоднозначен. Кудрявцев выделяет объект и предмет. Объект – это преступность как явление, причины и услови

Методология криминологической науки
Методика криминологических исследований - это система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, ее причинах и условиях

Система курса криминологии и ее соотношение с другими науками
Большинство ученых делят криминологию на общую и особенную части. Некоторые однако не делят. Общая часть включает в себя общетеоретические вопросы (предмет, метод, зад

История развития криминологии в СССР
В 1917 году создаются органы статистики во главе с ССУ, в том числе и отдел моральной статистики, который вел учет совершенных преступлений, преступников, СУ и другие явления. Эти данные публиковал

Понятие преступности, ее признаки и основные характеристики
1. Понятие преступности, ее признаки. 2. Основные показатели (характеристики) преступности. 3. Латентная преступность. Последствия преступности. &nbs

Основные показатели (характеристики) преступности
Выделяют 4 показателя преступности: · состояние; · уровень; · структура; · динамика. Состояние является количественным показ

Латентная преступность. Последствия преступности
Преступность можно поделить на 2 группы: - Официальная (количество зарегистрированных преступлений правоохранительными органами); - Скрытая

Развитие взглядов криминологов на причины преступности
В дореволюционной России было два направления: · Биологическое; · Социальное. Биологическое направление в России было престувлено

Причины и условия, механизм индивидуального преступного поведения
1. Причины и условия конкретного преступления. 2. Неблагоприятные условия формирования личности преступника. 3. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении пр

Личность преступника
1. Понятие личности преступника. 2. Структура личности преступника. 3. Классификация и типология преступников. 1. Понятие

Понятие криминальной виктимологии
Жертва преступления стала объектом криминологических исследований лишь со времени второй мировой войны. Такие составляющие преступления, как «жертва» или «преступник», классики и позитивисты рассма

Понятие предупреждения преступлений
Преступность изучается прежде всего для того, чтобы можно было эффективно воздействовать на причины и условия, способствующие совершению преступлений, а тем самым – предупреждать совершение новых п

Требования, которым должны отвечать предупредительные меры
Чтобы предупредительные меры были эфективными, они должны отвечать определенным требованиям: 1) требованиям законности (не должны ущемлять прав, свобод и законных интересов граждан, наруша

Субъекты предупредительной деятельности
Субъекты: - государство (при принятии нормативных актов); - государственные органы (органы власти и государственного управления); - хозяйственные органы; - право

Организация изучения преступности. Криминологическое прогнозирование и планирование
1. Криминологическая информация. 2. Прогнозирование в криминологии. 3. Методы криминологического прогнозирования. 4. Криминологическое планировани

Прогнозирование в криминологии
Прогнозирование преступности является анализом вероятности преступных действий и процессов, в основе которого лежит изучение эмпирических данных и учет тенденций этого развития от прошлого к настоя

Криминологическое планирование
Планирование позволяет осуществлять прогрессивные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на б

Личность несовершеннолетних преступников
В обобщенном виде характеристика несовершеннолетних преступников по половому составу сводится к следующему: = доля лиц мужского пола среди преступников (90-95 %) всегд

Причины и условия преступности несовершеннолетних
Микросреда. Формирование личности начинается с рождения в семье, в первые 5 лет закладываются основы личности: 1. совершение родителями, другими родственникам

Предупреждение преступности несовершеннолетних
Общесоциальные меры: 1. повышение материального уровня жизни людей, в том числе и семей, в которых имеются дети (повышение заработной платы, пенсий, стипендий, пособий

Причины и условия совершения краж, грабежей, мошеничеств и разбоев
Общие причины коренятся в противоречиях общественного развития, в неблагоприятных тенденциях в экономике, в недостатках социально-духовной сферы, просчетах в воспитательной работе. Непосре

Профилактика краж, грабежей, мошеничеств и разбоев
Специальные меры: · внедрение в практику оперативной диспетчерской связи жилищно-эксплуатационных контор, предназначенной для осуществления контроля с помощью технических средств за входам

Криминологическая характеристика насильников и хулиганов
Криминологическая характеристика личности насильственных преступников и хулиганов складывается из 3 основных блоков: 1) социально-демографические параметры; 2

Причины и условия, способствующие совершению этих преступлений
В целом те же причины. Специфические непосредственные причины: 1. корыстная мотивация (более 10 % убийств); 2. наличие представлений о допустимости н

1. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте

Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.
В ходе исследований выявлены признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте.
В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:
- выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения доже в пределах подвижных игр;
- такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей, либо взрослых;
- инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;
- импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
- реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги, как реакция активного протеста.
В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы:
- сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
- повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;
- акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
- наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования, либо запреты;
- отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных "неинтересных" уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
- гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требованием учителя, злобными шалостями;
- выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
- нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;

2. Личностные особенности поведения младших школьников и детей предпубертатного возраста, осложняющие их социальную адаптацию

Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:
- сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
- некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;
- раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек - истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
- переориентация интересов на внешкольное окружение.
Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:
- стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
- выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
- асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
- неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
- раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.

Семинарское занятие

Цель : выявление признаков дезадаптивного поведения школьников.
Основные понятия: патология, патологический криз, акселерация, ретардация, инфантильность.

План .

1. Факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
2. Диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте.
3. Акселерация и ретардация.
4. Факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
5. Неблагоприятные признаки становления личности школьника.

Задания.
I.

1.Составить сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.
2.Составить сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников препубертатного возраста.

II.

1.Подготовить сообщение на тему "Место дефектологии как отрасли научного познания среди других наук".
2.Подготовить сообщение на тему "Профилактические мероприятия по предупреждению патологических нарушений".
3.Подготовить сообщение на тему "Благоприятные прогностические факторы развития у детей с недостаточностью ЦНС".
4.Подготовить сообщение на тему "Нарушения поведения у подростков".

При разработке темы 5 главным является четкое представление о благоприятных и неблагоприятных факторах развития личности, приводящим к социальной дезадаптации детей и подростков. Для осуществления данной задачи необходимо выполнить задания 1-й группы, отработать понятия со словарем, выписать формулировки; проработать задания 2-й группы.



Рассказать друзьям