Психика человека – восьмимерный механизм. Мозг и психика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психика человека это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира; в построении субъектом неотчужденной от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика, начиная от самых примитивных форм и кончая человеческой является механизмом приспособления организма к внешней среде и последней – к его потребностям.

Основными механизмами психики являются: психическое отражение, психическое проектирование, психическое опредмечивание.

Психическое отражение как психический процесс включает в себя: восприятие внешней и внутренней (исходящей из самого организма) информации; передачу ее в соответствующей (биологической) форме по нервным проводникам в те мозговые системы, в которых она воспроизводится в изоморфном (адекватно отражающем действительность) виде.

Психическое отражение имеет особые свойства, среди которых необходимо выделить:

- активность (человек отражает мир, активно воздействуя на него. В ходе этого воздействия изменяется и сам человек, происходит дальнейшее совершенствование его психической деятельности);

- правильность (благодаря психике получаем правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой людей);

-субъективность (отражение объективной действительности, при котором любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся индивидуальные особенности человека, его психическое состояние в данный момент. Это приводит к тому, что одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);

- образность (благодаря психике появляется возможность оперирования не с самими предметами, а с их отображением, с образами этих предметов);

- опережающее отражение (опираясь на память и остальные свои свойства, психика отражает жизненный опыт, позволяя на основе этого опыта строить образы близкого или отдаленного будущего, предвосхищать события, планировать и т.д.);

-системность (характеризует обусловленность психического отражения совокупными, весьма сложными, неоднозначными, многоуровневыми, многоэлементными условиями).

Психическое проектирование – это упорядочение и гармонизация содержания отражения соответственно цели действий или деятельности человека.

Процесс проектирования – это совокупность и последовательность умственных или психомоторных действий, в результате которых создаются образы, схемы или знаковые системы. При этом информация становится доступной для собственного обозрения, сравнения и осмысления.

Психическое опредмечивание – элемент сознательной и целесообразной деятельности человека, процесс преобразования и воплощения душевных человеческих сил и способностей из умственной формы, образа в свойства предмета, что в итоге позволяет установить необходимые взаимоотношения организма с внешней средой.

Психическое опредмечивание имеет три основных формы:

Материальную – производство, труд, в процессе которых человек преобразует и создает материальный продукт своей деятельности;

Психическую – производство и интерпретация содержания отражения, операции ума, переживания и т.д.;

Творение самого себя – развитие душевных и духовных потенций.

Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий, т.е. образы объективного мира. Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения и т.д. Именно поэтому в самом общем виде можно дать определение психики как субъективного образа объективного мира.

Основными функциями психики являются:

- инструментальная – психика как источник активности, движения;

- отражательная (сигнальная, познавательная) – способность в форме образа воспроизводить предметный мир; ориентировать организм в свойствах окружающего мира;

- регулятивная – обеспечивает адаптацию организма к изменяющимся (физическим и социальным) условиям внешней среды; обеспечивает гармонию внутреннего мира человека;

Развитие психики.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношений животного с окружающей средой.

Развитие психики в филогенезе .

Филогенез процесс исторического, эволюционного развития психики . Развитие психики в филогенезе у животных проходит ряд стадий.

На стадии элементарной сенсорной психики животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Поведение животного на этой стадии определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и др.). На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, прикосновениям, запахам, двигательная чувствительность. В результате чего возникают и развиваются анализаторы – тактильный, зрительный, обонятельный и слуховой. Уровень развития анализаторов и рецепторной их части зависит от условий жизни живых существ.

Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые живут в воде – земноводным и пресмыкающимся.

На стадии предметного восприятия(перцептивной психики) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. Появляются формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных (навыки). Эта стадия свойственна млекопитающим. Она обусловлена существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного и слухового), увеличением интегративной деятельности коры.

Формируются интегративные зоны коры головного мозга, которые объединяют движения в целостные операции (двигательные поля) , ощущения – в целостные образы (сенсорные поля).

Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач и т.д. Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. Интеллектуальное поведение антропоидов связано с развитием коры больших полушарий, особенно лобных долей и прифронтальных их зон. Если у обезьяны разрушить часть этих зон, то решение двухфазных задач становится для них невозможным.

Качественно новым этапом развития психики является возникновение сознания человека. Главной предпосылкой возникновения сознания было усложнение условий жизни человекообразных существ – антропоидов. Под влиянием условий жизни их центральная нервная система приобрела более сложную структуру и функции. В больших полушариях головного мозга постепенно развивались теменные, височные и особенно лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции.

Развитие психики в онтогенезе .

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма .

Естественно, что уже у плода начиная с определенного момента его внутриутробного развития наличествует инстинктивно-рефлекторная психика, заложенная в его мозгу в качестве генетической программы и связанная с его биологическими потребностями

Что касается подсознательной и тем более осознаваемой частей психики, то развитие их в очень многом зависит от получаемой извне информации. Эти два вида психики могут сформироваться только путем обучения и развития.

Психика постепенно развивается после рождения как следствие взаимодействия ребенка с внешним миром, и в первую очередь с его ближайшим окружением – родители, семья. Это происходит путем восприятия и накопления в мозгу ребенка разных видов информации и развития эмоционального отношения к ней, т.е. как эмоциональная селекция. И лишь в процессе опознания, сличения и эмоциональной оценки по принципу удовольствия – наказания формируется субъективное отношение ребенка к соответствующей информации и ее осознание им.


Размещено на http://сайт

1. Психика человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1. психические процессы

2. психические свойства

3. психические состояния

Психические процессы -- динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные -- к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные -- активные и пассивные переживания; волевые -- решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом -- трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.),

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное «печальное, гневное, раздражительное и т. д.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности -- подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности); 4) характер как систему отношений и способов поведения.

2. Строение головного мозга

Головной мозг состоит из ствола, и большого мозга. Большой мозг разделяется продольной щелью на два полушария - правую и левую. Полушария соединяет между собой так называемое мозолистое тело, в состав которого входят ткани, которые объединяют между собой симметричные участки коры левого и правого полушарий. Основную массу полушарий составляет белое вещество. Полушария, покрытые слоем серого вещества коры головного мозга. Спинной и головной мозг окружены мозговыми оболочками. В спинномозговом канале находится спинно-мозговая жидкость, которая окружает мозг словно бы своеобразный гидроамортизатор, что обеспечивает его, конечно, в определенных пределах, от сотрясений.

Проблема соотношения мозга и психических процессов всегда интересовала медицину, психологию, психиатрию. Поскольку для того чтобы человека можно было лечить, специалисты должны были знать, как именно функционирует человеческий мозг вообще, и те психические функции, что надо корректировать в частности.

Клинические наблюдения за больными, перенесшими локальные повреждения головного мозга (в первую очередь это касалось десятков тысяч раненых в голову солдат и офицеров во время второй мировой войны), словно бы подтвердили правомерность обоих направлений, которые рассматривались. Действительно, повреждение отдельных участков мозга часто приводило к нарушению различных психических процессов. В то же время довольно часто, в локальных повреждениях головного мозга нейропсихологи наблюдали факты компенсации мозгом ранений, которые были получены.

3.Взаимодействие психики и особенностей строения головного мозга

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии.

Следует отметить, что связь психики и мозга понималась не всегда правильно. Одно ошибочное представление об этой связи получило название психофизического параллелизма, которого со времени Рене Декарта придерживались почти все представители так называемой эмпирической психологии. Согласно этому неправильному взгляду физиологические и психологические процессы в мозгу протекают параллельно друг другу, но независимо одно от другого; при этом психика часто рассматривается как эпифеномен, т.е. второстепенное, побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям.

Другое ошибочное понимание связи психики и мозга связано с отождествлением психического и физиологического. В частности, представители немецкого вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким же выделением мозга, как желчь - печени. От подобной ошибки предостерегал еще Ф. Энгельс, который отмечал, что мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но разве этим исчерпывается сущность мышления

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего бека профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем они совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие.

Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение - все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не «только начинается», то уж во всяком случае продолжается, и конца ей пока не видно.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное - словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Вместе с ним лишается он и творческой жилки.

Полная противоположность - отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого - глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, - безоглядный оптимизм, сущность правого - «дух отрицания, дух сомнения».

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях.

Едва начинаешь сопоставлять специфику полушарий с психологией творчества, как в глаза бросаются поразительные совпадения. Одно из них - тот мрачноватый тон, в который окрашено мироощущение правого полушария - и если верить Стендалю и многим его собратьям по перу, то, что именно в правом полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая творческая жилка, гнездятся те сложные потребности самовыражения, которые при благоприятном стечении обстоятельств находят удовлетворение в создании новых ценностей, а при неблагоприятном - в разрушении старых.

У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической деятельности и отличающая их от всех других клеток организма. Все другие клетки человеческого организма в процессе жизни размножаются и отмирают. Отчетливее всего это заметно в поверхностном слое кожи, клетки которого живут только несколько дней; клетки крови живут около месяца. Клетки же коры мозга в раннем детском возрасте перестают размножаться и только в старческом возрасте начинают отмирать. На месте ранения мозга новые клетки не восстанавливаются. Зато ни одним клеткам человеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткам коры головного мозга.

4. Строение нервной системы

Нервная система человека состоит из двух разделов - центрального и периферического.

Центральный, в свою очередь, состоит из головного мозга, промежуточного мозга и спинного мозга. Вся остальная часть нервной системы относится к периферическому разделу. Все отделы нервной системы участвуют в переработке получаемой информации.

Но с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием связана, прежде всего, работа головного мозга. Особую роль в головном мозге играют правое и левое полушария, которые, в свою очередь, состоят из лобной, теменной, затылочной и височной долей. Специальные функции выполняет гипоталамус - особое, расположенное в основании головного мозга образование, в котором происходит слияние нервных и эндокринных элементов в единую нейроэндокринную систему. Как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутренней среды организма.

Функционально нервная система человека выполняет две основные задачи. С одной стороны, она обеспечивает взаимосвязи и координацию органов тела и различных физиологических систем организма человека, а с другой - взаимодействие организма как целостной системы со средой. И. П. Павлов отмечал, что "деятельность нервной системы направляется, с одной стороны, на объединение, интеграцию работы всех частей организма и, с другой - на связь организма с окружающей средой, на уравновешивание системы организма с внешними условиями"1.

Нервная система человека имеет определенное строение.

1. Первичным элементом нервной системы является нервная клетка (нейрон). Она состоит из тела, ядра, одного длинного отростка (аксона), оканчивающегося разветвлениями, и одного или нескольких коротких отростков (дендритов), вьющихся у тела клетки. Общая протяженность аксонов самых больших клеток иногда достигает 1,5 м. Диаметр тела бывает от 7 до 50 микрон. Простейшие нервные элементы состоят, как минимум, из двух нервных клеток.

Места контактов нервных клеток называются синапсами. Через них нервные импульсы передаются от одной нервной клетки на другую. Приняв сигнал раздражителя, короткий отросток, находящийся в том или ином органе чувств (рецепторе), передает возбуждение на тело клетки и далее через длинный отросток па другую нервную клетку или орган. В большинстве своем нейроны специализированы и решают следующие задачи: проведения нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе ("сенсорные нейроны"); проведения нервных импульсов от центральной нервной системы к органам движения ("двигательные нейроны"); проведения нервных импульсов от одного участка центральной нервной системы к другому ("нейроны локальной сети").

Связь организма со средой является функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом.

Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг (лобная часть мозга), осуществляют высшие психические функции, связанные с мышлением и сознанием человека, осознанием своего "Я", ценностей бытия, жизни.

Заключение

психика мозг нервный

Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.

Психическое состояние -- внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

§ эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);

§ активационные (активность, пассивность);

§ тонические (бодрость, угнетенность);

§ временные (длительность состояния).

У позвоночных животных и человека различают головной мозг, который размещен в черепе и спинной мозг, что находится в канале позвоночника.

Головной мозг состоит из ствола, и большого мозга.

Особенности построения мозга человека не прямо, а опосредованно влияют на специфику восприятия мира и оценку его.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства».

Список используемой литературы

1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

2. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. Л, 1974, 1976, 1981. Т. 1-3.

3. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959, Т. 1.

4. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962.

Подобные документы

    Психика как функция головного мозга: проблема соотношения психики и мозга; основные положения системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ); структурно-функциональные принципы работы мозга. Характеристика сознания человека.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2007

    Характеристика основных механизмов деятельности центральной нервной системы как физиологической основы психики. Рассмотрение особенностей функционирования левого и правого полушарий головного мозга. Определение влияния стресса на здоровье психики.

    реферат , добавлен 04.08.2010

    Природные основы развития психики. Психика как продукт деятельности коры больших полушарий головного мозга. Реакции живых организмов на физические и химические изменения в окружающей среде. Стимулы внешней среды. Классификация психических явлений.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    Взаимодействие живого организма и окружающей среды. Чувствительность как свойство, отражающее влияние внешней и внутренней среды. Понятие цепных безусловных рефлексов. Образование и развитие навыков. Психика как продукт деятельности головного мозга.

    реферат , добавлен 04.09.2009

    Функции и структура психики, этапы ее развития. Особенности психического отражения. Психика и специфика строения мозга. Сознание - высшая ступень развития психики. Психические состояния человека. Краткая характеристика методов исследования в психологии.

    лекция , добавлен 12.02.2011

    Состояние изученности проблемы стресса. Роль эмоционально-психических факторов в жизни человека. Регистрация биоэлектрической активности головного мозга в различных экспериментальных ситуациях. Вегетативный индекс Кердо. Показатели работы сердца.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2014

    Функциональная асимметрия головного мозга. Понятие анализатора. Восприятие информации зрительным и слуховым анализаторами и их взаимодействие. Механизмы памяти. Сознание как высшая форма отражения реальности. Психофизиология управления движениями.

    реферат , добавлен 06.03.2010

    Понятие и общая характеристика органического заболевания головного мозга перинатального генеза, его клиническая картина и симптомы, факторы и причины развития. Порядок постановки дифференциального диагноза и составление схемы лечения, наблюдение.

    история болезни , добавлен 26.04.2015

    дипломная работа , добавлен 19.04.2012

    Характеристика психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Основы теории эволюции Ч. Дарвина. Нейрофизиологические основы психики человека, соотношение психического и физиологического в науке психофизиологии.

Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики:

¦ «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» («Психологический словарь»);

¦ «существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность» («Словарь практического психолога»);

¦ «свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)» (Р. С. Немов);

¦ «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира» (П. Я. Гальперин).

3. Психика, поведение, деятельность

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)-5) в табл. 3.2).

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Предмет;

Средства.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.


Таблица 3.2


Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.


Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)


Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

¦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

¦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Психика - внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это мышление , восприятие , память , мотивы , чувства и эмоции , речь ивнимание - все органы и функции, когда они происходят внутри нас.

Психика присуще не всем живым организмом, а формируется только на определённой ступени биологической эволюции. На какой конкретно - специатисты спорят. То, что психика есть у животных и птиц - все согласны. Есть ли она у червей - сомневаются. О наличии психики у простейших и амеб говорят очень редко.

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

Гальпернин является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Им выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования и специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Петр Яковлевич аргументировано выдвинул и развил положение о преимуществе целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования.

Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным теория поэтапного формирования умственных действий. В качестве теорий второго уровня Гальперин выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки.

Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило– антропо– и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности – вот основные составляющие психологической концепции Гальперина.

Гальперин создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение. Его подходы и теории не раз становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций

ОТВЕТ: 1 п/с обеспечения правильного выполнения действия (схема ООД)

1. Характеристика и функции продукта действия.



2. Структура продукта в целом.

3. Иерархическая структура продукта, т.е. продукт по частям в порядке их производства.

4. Представление о действии в целом, в той конечной форме, которой еще должен овладеть ученик (испытуемый).

5. Звенья действия и его общий план, т.е. алгоритм действия.

6. Представление о материале, с которым надо действовать, с показателями его пригодности и разметкой для выполнения действия.

7. Представление об орудиях и средствах действия – основных, вспомогательных и контрольных, – в порядке их подготовки и применения в действии.

8. Указания по организации контроля: контрольные точки на траектории действия, показатели и средства контроля.

2 п/с обеспечения формирования действий с заданными свойствами

Варьирование задач по содержанию и форме есть важнейший принцип формирования (контрастность предъявления задач как принцип варьирования):

2. По логической полноте условий для решения: все необходимые условия; не все необходимые условия; все необходимые + избыточные условия; не все необходимые + избыточные условия.

3. По «психологической» форме предъявления, когда не совпадают наглядные и понятийные характеристики материала.

3 п/с интериоризации

1. Этап создания и поддержания мотивационной основы действия (Внешняя – осуществление деятельности из-за внешне заданной прагматической цели. Состязательная – возникает тогда, когда есть объект для сравнения. Внутренняя – когда мотив лежит в самом процессе.)

2. Этап создания и уяснения ООД.

3. Этап формирования действия в материальной или материализованной форме.

4. Этап формирования действия в громкой социализованной речи.

5. Этап формирования действия в т.н. «внешней речи про себя».

6. Этап формирования действия во внутренней речи.

П.Я.Гальперин: «В свое время для меня и многих моих сверстников идеи Выготского были лучом света в неразберихе психологического кризиса... Для нас идеи Выготского воплощали это новое понимание психологии и стратегии ее экспериментальных исследований. Дуализм физического и психического, психофизиологии и психологии духа не просто отменялся, но заменялся различением природных, непосредственных форм психической деятельности и форм общественно-исторических, орудийно опосредованных, специфически человеческих, короче – низших и высших психических функций. Положение Выготского, что высшие психические функции образуются в речевом общении людей, отвергало столь губительное представление классической психологии об изначально внутренней природе психической деятельности. Положение о том, что высшие психические функции "врастают извне внутрь", намечало новый путь их объективного изучения. Поскольку опосредствование высших психических функций проходит долгий путь и раскрывается в онтогенетическом развитии ребенка, изучение психического развития становится основным методом общей психологии»

Инстинкт, навык и интеллект у животных. Роль ориентировочной деятельности в процессе образования навыков у животных. Основные результаты исследования разумного решения задач животными.

ОТВЕТ: Формы поведения животных

1. Таксисы – наиболее низкая, самая простая форма поведения, заключающаяся в повороте, движении по направлению к раздражителю или от него.

2. Инстинкты – это в основном врожденные формы поведения. Пример: наседка и цыпленок (если его накрыть колпаком, то она не обращает на него внимания).

3. Навыки – это те формы поведения, которые приобретаются в индивидуальной жизни, новые, автоматизированные формы поведения.

4. Разумное решение задач животными.

Инстинкты – это сложные, хорошо скоординированные, объективно целесообразные действия, которые животное производит без всякого научения, т.е. характерное для всех представителей данного вида поведение оказывается сразу готовым и единообразным, имеющим видовой неиндивидуальный характер. Оно врождено и передается по наследству.

Психика – это отражение, мозгом реальной действительности, проявляющаяся у человека в трех видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства (свойства или особенности личности).

Все психические явления проявляются вовне как действия и поступки человека, из которых складывается его деятельность, которой он активно преобразует внешний мир.

Психика понимается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего.

На человеческом уровне события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти, события настоящего – в совокупности образов, переживаний, умственных актов, а события возможного будущего выступают в побуждениях, намерениях, целях, кроме того, – в фантазиях, грезах, сновидениях. Психика у человека носит как осознанный, так и неосознанный характер. Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и головным мозгом внешних объектов в форме психики становиться возможным осуществление действий, адекватных свойствам этих объектов и тем самым выживание организма и поисковая и надситуационная активность. Поэтому определяющими признаками психики являются отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворение потребности в контактах с нею. Эти контакты по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели действительности.

Психика как особое свойство высокоорганизованной материи мозга возникла на основе элементарной способности органической материи реагировать на внешние воздействия, на основе раздражимости. Под влиянием усложнения среды и образа жизни у живых организмов возникло более сложное, чем раздражимость, свойство – общая чувствительность к внешним воздействиям среды, т. е. недифференцированные ощущения. Реакция (ответ) на внешние воздействия в связи с изменением внутреннего состояния организма происходила в виде простейших движений живого существа.

В процессе эволюции животного мира, развивались органы чувств, органы движения и нервная система животных. Из общей чувствительности возникли и развивались далее специальные ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, кожные. Эти ощущения, будучи отражением различных свойств воздействующих на животное предметов, позволяли ему лучше ориентироваться в окружающей среде, служили внутренним регулятором его поведения. Вместе с развитием нервной системы животных в процессе их приспособления к условиям существования развивалась и их психика.

У человека нервная система имеет самый высокий уровень развития, что объясняется особыми условиями его существования и деятельности. Поэтому психика человека, его сознание существенно отличаются от психики животных.

Процесс отражения объективного мира человеком является особым процессом. Своеобразие его заключается, прежде всего в том, что оно не пассивное, зеркальное отражение, а активное. Это означает, что люди, отражая объективный мир, сами на него воздействуют, изменяют его в соответствии со своими целями, интересами, потребностями. Процесс отражения действительности человеком носит целенаправленный, сознательный характер и неразрывно связан с активной деятельностью, практикой человека.

Практику надо понимать не только как деятельность отдельного человека, но и как деятельность всего общества. Практика является источником знаний людей об окружающем их мире и о них самих, на практике люди проверяют истинность этих знаний, в практической деятельности они реализуют свои замыслы. Но изменяя окружающий мир, человек меняется и сам.

Все психические процессы и все стороны личности человека формируются и развиваются только через активную практическую деятельность.

Научная психология, на основе всестороннего изучения конкретной психологии людей, приходит к выводу, что психика, т. е. отражательная деятельность мозга, представляет собой единство субъективного и объективного. Она объективна по содержанию и субъективна по форме, ибо принадлежит конкретным людям, отличающимся друг от друга как по своим природным свойствам, так и по образу жизни и условиям воспитания.

Психика выступает как единая цикличная система, имеющая историю и рефлекторная по своему типу.



Рассказать друзьям