Роль социальных работников в реабилитации инвалидов. Роль специалиста социальной работы в деятельности медико-социальной экспертизы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы получить финансовую помощь, не обязательно обращаться в банк. Компания или гражданин вправе ссудить средства по договору займа. Что нужно знать о специфике таких договоров.

Воспользуйтесь образцом договора займа при подготовке сделки

Когда компании нужны дополнительные средства для поддержки бизнеса, их можно получить различными путями. Чаще всего оформляют кредит. Но заключать сделку с банком не всегда удобно. Если заемщика не устраивают условия, он находит бизнес-партнера, который согласится помочь. В качестве заимодавца может выступить юридическое или физическое лицо. Сделку подтверждают договором займа. Используйте бланк договор займа для подготовки соглашения.

Требования к договору присутствуют в . В частности, законодатель указал, какую форму договор займа должен иметь (п. 1 ст. 808 ГК РФ). Соглашение заключают в письменном виде, если заимодавец:

  1. Физическое лицо, но сумма минимум в 10 раз выше МРОТ.
  2. Организация. В этом случае величина ссуды значения не имеет.

Сделку надежнее оформить единым документом. В законе не указали, что необходимо соблюсти письменную форму, если гражданин (например, учредитель компании) или ИП предоставляет деньги в размере менее 10 МРОТ. Тем не менее, в практике есть примеры, когда суды сочли соблюдение такой формы обязательным. Часть судов считает, что к ИП следует применять те же правила, что и к юрлицам. Другие суды придерживаются мнения, что письменный вид необходим, когда в сделке участвует организация, даже если она выступает в роли заемщика.

Договор займа - это соглашение, которое отражает условия предоставления займа. С 1 июня 2018 года договор между компаниями будут считать заключенным с момента согласования суммы, которую получит заемщик (). Однако сейчас сделку считают состоявшейся после передачи займа, а не после того, как стороны о нем договорились (абз. 2 п. 1 ст. 807 ГК РФ). Существует опасность, что договор признают незаключенным . Чтобы доказать реальность займа, заимодавцу нужно иметь не только договор, но и доказательства, которые подтвердят передачу. Основное требование - из них должно ясно следовать, что заимодавец предоставил, а контрагент получил заем в рамках договора (п. 2 ст. 808 ГК РФ). В качестве доказательств суды принимают:

  • расписку со ссылкой на договор. Она должна удостоверить факт передачи займа. Кроме того, укажите в расписке существенные условия договора;
  • приходные кассовые ордера;
  • платежные поручения;
  • банковские справки о безналичном перечислении средств на счет заемщика.

Учтите, что сделку подтверждают документы. В суде не получиться опереться на свидетельские показания .

По договору займа можно предоставить не только деньги, но и вещи

В договоре обязательно прописывают предмет сделки как одно из существенных условий (ст. 432 ГК РФ). Чаще всего заимодавец предоставляет деньги, но это не единственный вариант (п. 1 ст. 807 ГК РФ). Предметом может выступать:

  1. Денежная сумма. Ее передают наличными или перечисляют по безналичному расчету. Сумму выражают в рублях. Если есть необходимость в валютном займе, сделку оформляют с учетом требований ст. 140, 141 и 317 ГК РФ (п. 2 ст. 807 ГК РФ). Заемщик должен будет вернуть средства по истечении срока, который указали в договоре. Обычно деньги предоставляют под проценты, но стороны вправе оформить беспроцентный заем (п. 3 ст. 809 ГК РФ).
  2. Вещи, которые можно определить родовыми признаками. Например, сырье, материалы, товары, заготовки и т. п. Такие вещи заемщик получает в собственность. Он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Заимодавцу он должен будет вернуть не те же самые вещи, а аналогичные - того же качества и с теми же родовыми признаками. Обратите внимание, что если заимодавец передал товар, а заемщик вернул деньги, есть риск, что сделку признают притворной. Суд может признать договор ничтожным или расценить его как соглашение о купле-продаже.
  3. Ценные бумаги (ст. 128 ГК РФ). Однако здесь возможны сложности. Так, суды считают, что нельзя передать именные акции - у них нет родовых признаков.

В условиях договора займа укажите срок возврата и проценты

Если заем не является беспроцентным, заемщик обязан:

  • вернуть контрагенту сумму, которую получил;
  • выплатить проценты за пользование этими средствами (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

Порядок выплаты и схему расчета процентов определяют в договоре . Если такое условие отсутствует, ориентируются на ставку банковского процента в месте нахождения заимодавца на день уплаты долга. Если в договор не прописали порядок выплаты процентов, их отчисляют ежемесячно (п. 2 ст. 809 ГК РФ).

Срок возврата определяют:

  • точной датой,
  • моментом востребования (ст. 810 ГК РФ).

Стороны вправе договориться о возврате суммы по частям. Тогда определяют график выплат.

Если заемщик своевременно не вернет деньги или задержит выплату процентов, по условиям договор можно:

  • взыскать убытки,
  • потребовать неустойку,
  • начислить проценты по ст. 395 ГК РФ (ст. 811 ГК РФ).

Если контрагенты договорились о возврате суммы по частям, при нарушении графика заимодавец вправе потребовать досрочного возврата всей суммы вместе с процентами (п. 2 ст. 811 ГК РФ).

Бесплатные конференции в регионах

29 марта - Екатеринбург; 26 апреля - Новосибирск; 31 мая - Нижний Новгород

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.


Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.


Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.


Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.


Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.


Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.

Вложенные файлы

  • Образец договора займа.doc

О том, что означает договор займа и как оформляется, вы узнаете из этой статьи.

В нашей жизни возникают разные ситуации, и многие из них требуют наличия денег. А где их взять? Одни идут для этого в банк за кредитом, другие же предпочитают их просто одолжить. И если речь идёт о внушительной сумме, то в этом случае рекомендуется оформить договор, который избавит обе стороны от притирок и выяснений, поскольку все нюансы займа будут оговорены в данном документе.

Что такое "Договор займа"

Понятие договора займа регламентируется ст. 807 ГК РФ. Закон именует лицо, которое передаёт деньги, - займодавцем, а лицо, принимающее деньги, - заёмщиком.

Договор займа - это не что иное как соглашение сторон, в соответствие с которым займодавец передаёт заёмщику деньги (или другие ценные вещи) в собственность, а заёмщик обязуется вернуть указанную сумму (или вещи).

Передача финансовых средств в собственность даёт право заёмщику свободно владеть и распоряжаться полученными деньгами. В том случае, если необходимо ограничить права должника, оформляется целевой заём, означающий, что полученные средства можно потратить только на определённые нужды (например, на покупку автомобиля или недвижимости).

Обратите внимание! Составление и подписание договора займа сторонами не означает, что документ уже вступил в силу. Заключённым договор считается с момента передачи денег. Заёмщик же составляет расписку, о том, что он получил определённую сумму денег.

Денежные обязательства при подобном соглашении должны быть определены в рублёвом варианте. Если заём средств оформлен в другой валюте, то выплата долга осуществляется в рублях согласно официальному курсу данной валюты на момент выплаты. При этом стороны вправе закрепить в договоре курс и дату, на которые будет ориентироваться должник во время выплаты долга.

Виды договоров займа

Существует 2 их вида: возмездный и беспроцентный.

Возмездная сделка подразумевает выплату процентов за возможность пользования денежными средствами. Процентная ставка определяется соглашением сторон и может быть выражена в ежедневных, ежемесячных процентах или в виде конкретной суммы. Если в соглашении не закреплён размер процентов, займодавец вправе в течение действия срока договора использовать ставку рефинансирования ЦБ России.

Важно! Договор займа с завышенными размерами процентов суд вправе признать кабальной сделкой.

Беспроцентный заём возможен только между физлицами, не имеющими отношения к предпринимательству. При этом сумма беспроцентного займа не должна превышать порог в 5000 рублей.

Беспроцентными называют также сделки по займу, в которых передаются не финансовые средства, а какие-то ценные вещи. Но и это не препятствует сторонам закрепить в соглашении условие о процентах. Исходят в этом случае из стоимости вещей.

Стороны договора

В качестве сторон договора выступают заёмщик и займодавец. Ими могут быть как физлица, так и организации.

Заимодавец - первый участник договора, предоставляющий в пользование второму участнику заём безвозмездно или под проценты. Заёмщиком может являться любой человек. Он же имеет полное право на требование выполнения обязательств по соглашению.

Заёмщик - второй участник договора; он принимает от первой стороны деньги или иные ценности, гарантирует их возврат по окончании указанного периода. Им также может являться любой человек.

Обязанности и полномочия заимодавца:

  • Содержать залог (если таковой имеется) в целости и сохранности.
  • Получать вознаграждение в виде процентов.
  • Отслеживать, как расходуются заёмные деньги (при целевой сделке).
  • Требовать от заёмщика предоставления равноценного залога или поручительства третьего лица.
  • Прекратить действие заёмного соглашения в одностороннем порядке с требованием возврата непогашенной части задолженности с процентами и штрафами при:
    • несвоевременной выплате процентов, задолженности или её части;
    • несоблюдении расхода целевого долга;
    • утрате обеспечения;
  • Возместить одолженную сумму залогом частично или полностью.
  • Уступить право требования долга иным лицам.

Обязанности должника:

  • Своевременно погашать задолженность.
  • Уплатить проценты при возмездном договоре.
  • Уплатить штраф при погашении задолженности раньше срока, согласно оговорённым условиям.
  • При целевой сделке - предоставлять заёмщику все данные о расходе одолженных средств и не создавать препятствий для осуществления контроля.
  • Подписать долговую расписку или акт приёма-передачи.

Правомочия должника:

  • Расходовать заёмные средства по своему усмотрению, если сделка нецелевая.
  • Оспорить заём по его безденежности.
  • Оспорить размер суммы, если он одолжил меньше, чем указано в соглашении.
  • Перезанять одолженные средства иному лицу, если это не противоречит договору.

Форма составления

Гражданским кодексом регламентирована как устная, так и письменная форма заёмного соглашения. Письменная форма требуется, если размер займа превышает 1000 рублей.

Договор займа между юрлицами или между физическим лицом и организацией обязательно оформляется письменно, при этом размер занимаемой суммы значения не имеет.

В качестве альтернативы договора займа служит письменная долговая расписка, в которой заёмщик подтверждает размер занимаемой суммы, указывает срок и порядок возврата долга.

Условия заёмного договора

Существует 2 типа условий соглашения о займе:

  • существенные;
  • дополнительные.

К существенным относятся условия, регламентируемые законодательными органами государства как обязательные для данного документа. Это - предмет займа и обязательства должника по его возврату.

К дополнительным условиям относятся срок действия соглашения и установленные по нему проценты.

Если договор носит целевой характер, то заёмщик обязуется предоставить первому участнику возможность контролировать выполнение данного условия.

Действие договора может прекратиться досрочно по инициативе той или другой стороны в соответствии с прописанными в нём условиями.

Согласно законодательству, документами, сопровождающими договор займа, являются:

  • вексель;
  • облигация;
  • расписка заёмщика.

Внимание! Если дата погашения заёмной суммы не указана в тексте, то договор считается бессрочным, а заёмщик обязан вернуть долг в течение месяца с момента требования первой стороны.

По желанию участников договора и для защиты своих интересов соглашение займа заверяется у нотариуса. Подтверждение нотариуса послужит дополнительным свидетельством факта заключения договора.

Ответственность за невыполнение условий договора займа

Возврат долга определяется сторонами и закрепляется в заёмном договоре. Участники договора вправе определить свой порядок и сроки возврата заёмных средств. Долг может быть выплачен одновременно или частями.

За нарушение условий договора займа предусмотрена гражданско-правовая ответственность. За нарушение установленных сроков возврата денежных средств ответственность лучше закрепить в тексте договоре в виде процентов или в фиксированной денежной сумме. Если ответственность за просрочку не предусмотрена в договоре, то заёмщик будет выплачивать проценты по правилам, установленным статьёй 395 ГК РФ.

К договорам займа применяются нормы, предусмотренные для ничтожных и оспоримых сделок. Заёмщик вправе оспорить соглашение по его безденежности; это означает, что заёмщик не получил средства вообще или получил их не в полном размере.


И, тем не менее помимо разновидностей, есть и простая письменная форма соглашения между Заимодавцем и Заемщиком.

Простая форма соглашения по займу обговаривает лишь самое основное: стороны, предмет и стандартные условия по возврату, начислению и выплате процентов. Здесь не указываются никакие другие характеристики или особенности.

Поэтому для простых взаимоотношений между Заимодавцем и Заемщиком достаточного заключить простую форму договора займа.

Можно использовать также и дополненный типовой договор, где указывается график выплаты по займу, обговариваются возможные спорные моменты или форс-мажорные обстоятельства.

Такие пункты позволяют хоть немного подстраховаться Заемщику в том случае, когда наступают обстоятельства от него не зависящие, но препятствующие возврату долга Заимодавцу.

Как составить

В соглашении обязательно должна присутствовать так называемая «шапка» документа, где указывается его разновидность, к примеру – «Договор процентного займа».

  • место, где заключается сделка;
  • дата (число, месяц, год);
  • паспортные данные Заимодавца и Заемщика;
  • предмет договора с указанием суммы;
  • права, обязанности обеих сторон,
  • график погашения долга частями;
  • форс-мажор;
  • конфиденциальность, если требуется;
  • условия разрешения споров на случай вероятных разногласий;
  • сроки действия настоящего договора;
  • информация об условиях выполнения договора в случае каких-либо изменений;
  • реквизиты, адреса реального проживания и подписи обеих сторон.

Сумма займа обязательно должна прописываться не только цифрами, но еще и словами. По желанию сторон сделка может дополнительно подтверждаться распиской с указанием в ней паспортных данных сторон, суммы займа, сроков и процентов.

Подписи обязательно расшифровываются прописанными Ф.И.О. сторон соглашения. Следует обратить внимание на реальный характер документа.

А это значит, что договор займа считается заключенным с момента передачи Заимодавцем в долг вещей или денежных сумм Заемщику. Не факт подписи документа, а факт передачи займа.

Предмет, форма, стороны договора

Для более четкого представления структуры договора, необходимо изучить его пункты и содержание. О чем должно говориться и что конкретно должно освещаться в его типовой форме.

Классический договор займа представляет собой следующие признаки общего значения:

  • предмет, как правило, это то, что отдается или берется взаймы – денежные суммы, ценные вещи, имущество – все это определяется схожими родовыми признаками (какой-либо мерой, числом, весом);
  • заем, в каком бы виде он ни был, передается лицу, берущему в долг, в его собственность;
  • обязательно обговариваются и указываются в договоре все обязательства заемщика, которое он выполняет при возврате денег или пользовании одолженными вещами – например, он должен вернуть вещи в том же объеме и таких же родовых признаков, какие были в самом начале договорных взаимоотношений;
  • на заемщика возлагается ответственность возмещения ущерба в случае рисков – порчи одолженного имущества, утери, даже если заемщик не успел попользоваться вещами или деньгами, взятыми в долг, но договор займа уже был им подписан.

Структура договора займа содержит следующие важнейшие атрибуты или составные части:

  1. Предмет договора.
  2. Форма договора.
  3. Стороны договора.
  4. Условия договора.

Каждый из этих пунктов требует более развернутого рассмотрения, чтобы иметь полное представление о содержании договора займа и специфики его нюансов.

Предмет договора

Это имущественные ценности или денежные суммы в любой валюте, которые определены по родовому признаку (количество, мера, вес). Другими словами – это такие вещи, которые не должны иметь индивидуализирующих, присущих только им и больше ничему, свойств, особенностей, черт или признаков.

Они не должны отличаться от принимаемых обществом вещей или денег. Примером вещей, которые не могут передаваться в заем, могут послужить древние фамильные драгоценности или предметы художественного искусства.

Форма договора

Первое, что следует отметить – это то, что форма договора займа должна быть письменной в присутствии юриста или нотариуса. Однако не во всех случаях.

Начисление процентов

Согласно п.1 сторонами могут быть определены проценты за пользование одолженной суммой денег или имуществом в определенный период времени.

Процентные ставки обычно инициирует Заимодавец, ведь он лишает себя возможности пользоваться своими вещами или деньгами какое-то время.

А Заемщик принимает размер процентной ставки и условия выплаты. Все это указывается в договоре. Если же таковой является беспроцентным, то соглашение по займу в письменной форме все равно не признается безвозмездным, а, значит, обязует Заемщика вернуть все в полном объеме в оговоренный срок.

Процентные ставки берутся разные. Для физических лиц они определяются по месту их жительства, по тому или иному региону страны, а для юридических – это всегда банковские ставки – или ставка рефинансирования Банка России.

Причем в договорных соглашениях между физическими лицами или физическим и юридическим лицом, где Заимодавец – это лицо физическое – процентные ставки по займу определяются по его месту жительства, а не Заемщика. Точно также и в случае отношений, если Заимодавец – юридическое лицо.

Нотариальное удостоверение

Любая сделка у нотариуса оформляется в письменной форме с подкреплением реквизитов самого нотариуса, как свидетеля заключения договоренностей. Удостоверение нотариусом договора займа – это необязательная процедура, она совершает по соглашению сторон.

Однако, она дает сторонам свои преимущества:

  1. Заимодавцу открывается возможность вернуть свое имущество или долг в денежном выражении от Заемщика в наиболее упрощенной форме взыскания, чем это делалось бы по незаверенному нотариально договору займа. В судебной практике это называется разбирательство «к Судебному Приказу».
  2. Заемщик может рассчитывать на то, что он получает займ в полном объеме, в оговоренные в договоре сроки, а проценты по возврату долга не будут изменяться со стороны Заимодавца.
  3. Случаи форс-мажора или иных обстоятельств, независящих от занимаемого лица, также будет легче урегулировать в суде.

В случае судебного разбирательства Приказ Суда выносится судьей на основании заявления, подавшего иск, в течение 5 дней, а также нотариально заверенного договора займа. Выполнение судебного Приказа аналогично разбирательствам на основании Исполнительного листа.

Правовое регулирование

Все отношения между сторонами, которые фиксируются письменными документами, должны регулироваться только законодательством Российской Федерации. То же самое относится и к сделкам по займам.

Все положения договора займа прописаны в ГК РФ от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, часть 2, «Заем и кредит».

Основные статьи раскрывают следующее содержание закона (краткий вариант):

– определяются стороны, предмет договора, вид займа и его сумма, а также сроки выполнения сделки;
ст.808 – речь идет о форме соглашения по займу;
ст.809 – раскрываются положения по процентам, начисляемых по договору займа;
ст.810 – регламентируются обязанности, права и ответственность Заемщика перед Заимодавцем;
– наказания, штрафы, неустойки по невыполненным обязательствам соглашения со стороны Заемщика;
– регулирование спорных моментов, разногласий и процедура их оспаривания;
– прописаны правила досрочного требования долга Заимодавцем от Заемщика в случае утраты обеспечения обязательств лицом, бравшим в долг;
– условия соглашения при целевом займе;
– освещаются правила займа векселей;
– займы в виде облигаций;
– правовые основания для государственного займа;
– замена долга в обязательство по займу.

При желании можно заранее ознакомиться с той или иной статьей, регулирующей права и обязанности по договору займа. Тогда легче будет ориентироваться в процессе самой сделки, когда будут происходить переговоры, прочтение и подписание соглашения.

Мошенничество по договору займа

Невозвращение долга или какие-то нарушения соглашения, к примеру, такие как несоблюдение письменной формы договора займа, не являются мошенничеством. Это относится к несоблюдению договорных отношений.

Мошенничеством по договору займа может встречаться в самом процессе его оформления, начислении процентов за использование вещей или денежных сумм, нечетко оговоренные сроки возврата займа и другие моменты.

Если вы берете займ у частного лица под расписку, будьте готовы к вероятным неприятным сюрпризам с его стороны.

Ведь он может потребовать от вас долг тогда, когда ему заблагорассудиться, ведь документа, имеющего юридическую силу, на руках ни у вас, ни у него попросту нет. Расписку может состряпать любой гражданин с таким содержанием, как ему удобно.

Доказать что-либо в суде по одной только расписке будет очень непросто. То же самое относится и к лицам, которые дают в долг по одной расписке. Вы рискуете не получить заем обратно.

Как признать недействительным

Договор займа считается заключенным, если была осуществлена передача вещей или денег в долг Заемщику. Если такового факта не последовало после подписания соглашения, тогда автоматически документ признается недействительным.

Кроме этого, факт признания договора займа безденежным также ведет к признанию его недействительным.

Это происходит в том случае, если Заемщик обнаруживает, что по факту в отношениях с Заимодавцем произошла замена обязательств. И что это уже не заем, а другие денежные обязательства.

Но такие оспаривания происходят в суде, а, значит, должны иметь место случаи:

  • когда нигде не зафиксирован факт первоначальной передачи займа к Заемщику;
  • имеются грубейшие опечатки и ошибки в указанных реквизитах сторон соглашения;
  • заключение сделки происходит под влиянием, угрозой, насилием или любым другим давлением или обманом и мошенничеством с чьей-либо стороны;
  • если кто-то из договаривающихся сторон признан недееспособным гражданином именно на момент передачи займа.

Безденежность по свидетельским показаниям недопустима. Одним исключением являются угрозы, совершение насилия или какого-либо другого давления при подписании договора займа.

Для доказательства безденежности Заемщику достаточно написать заявление с указанием того факта, что деньги взаймы ему никаким образом и никогда не передавались со стороны Заимодавца. Это и будет основанием для суда.

Уточнив все тонкости составления договора займа, его правового поля, в котором он фигурирует, а также всех необходимых условий, вы максимально обезопасите себя, с какой стороны соглашения вы бы ни находились – Заемщик либо вы, либо Заимодавец.

Знание своих прав, всегда предполагает грамотный подход к определению тех обязательств, которые в будущем вам надо будет исполнять. Поэтому так важно четко понимать все тонкости заключения сделки по договору займа.

Видео: Рассмотрение основных нюансов при заключении договора займа

Договор займа является основным документом, определяющим заемные отношения. Документ регулирует все условия передачи займа, его возврата, прав сторон и ответственности заемщика и займодавца. Договор в обязательном порядке подписывается двумя сторонами, вступающими в заемные отношения. Причем, если одной из сторон...

Заемные отношения между сторонами регулируются Гражданским Кодексом РФ и иными нормативными актами. Согласно этих документов займ между банковским учреждением и заемщиком оформляется письменным договором, в котором указываются все условия получения и оплаты займа. Документ составляется в двух экземплярах, один из...

Из-за постоянных изменений на мировом экономическом рынке сегодня финансовое положение может складываться самым неожиданным образом, как для физических лиц, так и для юридических. Поэтому на длительную стабильность рассчитывать не приходится и возникают ситуации, когда, например, юридическому лицу срочно необходима...

Договор займа является основным документом, заключаемым между сторонами при передаче денежных средств или любого другого имущества во временное пользование. Документ имеет множество различных нюансов, поэтому составлять его рекомендуется совместно с юристами. Между кем может быть заключён Гражданский Кодекс РФ (глава 42)...

Ответственность сторон по договору заема – это последствия, с которыми может столкнуться заемщик, а в некоторых случаях и заимодатель, при нарушении условий соглашения. Незначительные на первый взгляд просрочки могут вылиться в приличную сумму в виде начисленных процентов и штрафов, а в некоторых случаях могут привести...

В ст. 814 ГК РФ указано, что целевой займ – это займ под осуществление определённой цели. Использование займа не по договору является нарушением этого договора, что может привести к недействительности сделки. Как подготовить договор Прежде чем заключать договор займа, его необходимо подготовить. Если речь идёт о покупке...

Многие убеждены, что денежные займы всегда несут заимодателю какую-либо материальную выгоду, однако это далеко не так. Распространены ситуации, когда должник получает безвозмездную ссуду, т. е. никакие проценты за ее пользование не начисляются. Более того, такой тип соглашений могут заключать между собой не только обычные...

Договор займа между юридическими лицами предполагает передачу одной стороной (займодавцем) другой стороне (заемщику) денег или прочих ценностей. В уговоренный срок заемщик обязуется вернуть займодавцу указанный предмет договора. Обязательным условием для заключения договора займа между юридическими лицами является...

Бланк договора займа между ООО и ИП имеет различный внешний вид – в зависимости от разновидности документа. Также при составлении каждого типа договора имеются свои особенности и нюансы, которые необходимо учитывать в обязательном порядке. Они отражаются в письменной форме в тексте документа. Особенности составления...

В случае принятия решения одной стороной взять у другой стороны в займ денежные средства или прочее имущество, между ними составляется договор займа, в котором оговариваются все условия и сроки его возврата. Дающая займ сторона выступает займодавцем, а принимающая – заемщиком. При этом займодавец может передать имеющиеся...

Получить кредит в банковских учреждениях не так-то просто, а процентные ставки не всем по карману. Многие коммерческие организации идут навстречу своим сотрудникам и предоставляют займ. Как правило, такой кредит выдается под небольшие проценты, установленные компанией. Между сотрудником и организацией обязательно...

  • Содержание
  • ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья1.1 Содержание понятий"инвалидность", "инвалиды", "реабилитация"

2. Социальная реабилитация как направление социальной работы

2.1 Сущность, понятие, основные виды реабилитации

  • 2.2 Правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • 2.3 Проблема социальной реабилитации инвалидов и основные пути, и способы её решения сегодня
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Актуальность . Проблема реабилитации инвалидов остаётся одной из самых сложных, требующих от общества не только её понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Реабилитация является не только лечением и улучшением состояния здоровья, но и процессом, направленным на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности. Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах.
  • Для государства решение вопросов социальной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан. В связи с этим представляется необходимым, чтобы различным категориям инвалидов при выборе форм социальной защиты ориентиром было удовлетворение потребностей высшего порядка - получение образования, профессиональной подготовки, содействие в трудовом устройстве.
  • А в связи с тем, что с января 2005 года льготы инвалидам заменили денежной компенсацией, то вопрос о трудовой деятельности инвалидов еще более актуален, так как эти денежные средства не смогут в полной мере удовлетворить все потребности инвалида.
  • Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие возможности вести нормальный образ жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.
  • Таким образом, восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определить свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.
  • Степень научно-теоретической разработанности проблемы:
  • В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
  • Основные проблемы социальной реабилитации инвалидов, которые включают в себя понятие личности, отношения общества, выходящее за рамки легитимной дискриминации, адаптация как важнейшее условие социализации, анализировались в работах А.И. Ковалевой, Т. Жулковска, В.А. Лукова, Т.В. Скляровой, Е.Р. Смирновой, В.Н. Ярской.
  • В исследованиях Н.К. Гусевой, В.И. Курбатова, Ю.А. Блинкова, В.С.Ткаченко, Н.П. Клушиной, Т. Жулковска рассматривалось понятие социальной реабилитации инвалидов, была предложена развернутая схема системы социальной реабилитации и определены функции социальных учреждений.

Широким спектром проблем инвалидности занималось и занимается большое количество отечественных и зарубежных ученых. Медицинские и медико-статистические аспекты инвалидности рассматриваются в трудах А. Авербаха, В. Бурейко, А. Борзунова, А. Третьякова, А. Овчарова, А. Ивановой, С. Леонова. Актуальные вопросы медицинской и социальной реабилитации инвалидов разрабатывались С.Н. Поповым, Н.М. Валеевым, Л.С. Захаровой, А.А. Бирюковым, В.П. Беловым, И.Н. Ефимовым.

Соотношению медицинского и социального в инвалидности, а так же организации и методам медико-социального обслуживания посвящены работы А.П. Гришиной, И.Н. Ефимова. А.И. Осадчих, Г.Г. Шахарова, Р.Б. Клебанова, Тенденции взаимодействия и социального партнерства в формировании единого реабилитационного пространства рассматривают И.Н. Бондаренко, Л.В. Топчий, А.В. Мартыненко, В.М. Черепов, А.В. Решетников, В.М. Фирсов, А.И. Осадчих.

Следует отметить, что в зарубежной научной литературе уделяется значительно больше внимания медико-социальным аспектам инвалидности, в особенности, следует отметить работы H.J. Chan, R. Antonak, B. Wrigt, M. Timms, R. Northway, R. Imrie, M. Law, M. Chamberlain и др., в которых проводятся исследования социальных действий и взаимодействий индивидов в отношении инвалидности.

Таким образом, в теории социальной работы наблюдаются противоречия интеграции и адаптации, связанные с социальной реабилитацией инвалидов.

В теории социальной работы слабо развиты эти противоречия. В практике социальной работы более эффективно раскрыты данные направления. В мире много инвалидов, которые готовы пройти социальную реабилитацию. В подходах интеграции не допускается отторжение инвалидов. А в процессе адаптации используются коррекционные и реабилитационные мероприятия. Эти направления способствуют самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Таким образом, акцент смещается с адаптации инвалида к «нормальной» общественной жизни на изменение самого социума. Проблема социальной адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами.

Таким образом, на основании представленных противоречий вытекает проблема.

Проблема. Проблема данного исследования заключается в недостаточной изученности социальной реабилитации инвалидов.

Объект. Объектом изучения являются лица с ограниченными возможностями здоровья, как клиентская группа.

Предмет: социальная реабилитация инвалидов.

Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

2.Изучить формы и методы решения социальных проблем инвалидов.

3.Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4. Выяснить проблему социальной реабилитации инвалидов.

1. Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья

1.1 Сущность понятий "инвалидность ", "инвалиды", "р еабилитация"

Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными возможностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия "инвалидность", какими социальными, экономическими, поведенческими, эмоциональными гениями оборачиваются те или иные патологии здоровья и, естественно, что представляет собой процесс социальной реабилитации, какую цель он преследует, какие составные части или элементы в него ходят.

В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I такое название, получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны, нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, -- развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов.

В 1989г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, что приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг.

Правило 1 -- углубление понимания проблем -- предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Повышение самообеспечения и расширение прав позволит инвалидам воспользоваться предоставленными им возможностями. Углубление понимания проблем должно стать важной частью образовательных программ для детей-инвалидов и программ реабилитации. Инвалиды могли бы оказывать помощь в углублении понимания проблемы в рамках мероприятий своих собственных организаций.

Правило № 2 -- медицинское обслуживание -- предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов. К осуществлению этих программ привлекаются дисциплинарные группы специалистов, что позволит предупреждать и сокращать масштабы инвалидности или устранять ее последствия. Обеспечить всестороннее участие в таких программах инвалидов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов в процессе системы общего образования. К процессу образования на всех уровнях должны привлекать родительские группы и организации инвалидов. Специальное правило посвящено занятости -- государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости.

Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.

Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь.

Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. Такие меры включают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов, обеспечение информации и разработку учебных программ, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях.

В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо принимать специальные меры или организовывать специальные игры. Государства должны поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях. Сбор таких данных может осуществляться параллельно с проведением национальных переписей населения и обследований домашних хозяйств и, в частности, проводиться в тесном сотрудничестве с университетами, научно-исследовательскими институтами и организациями инвалидов.

Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании. Рассматривать вопрос о создании банков данных об инвалидах, в которых содержались бы статистические данные об имеющихся службах и программах, а также о различных группах инвалидов. При этом необходимо учитывать необходимость защиты личной жизни и свободы личности. Разрабатывать и оказывать поддержку программам изучения социальных и экономических вопросов, затрагивающих жизнь инвалидов и их семей.

Такие исследования должны включать анализ причин, видов и масштабов инвалидности, наличия и эффективности существующих программ и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи. Разрабатывать и совершенствовать технологию и критерии проведения обследований, принимая меры для содействия участию самих инвалидов в сборе и изучении данных. На всех этапах принятия решений должны привлекаться организации инвалидов к участию в разработке планов и программ, касающихся инвалидов или затрагивающих их экономическое и социальное положение, и потребности и интересы инвалидов по возможности включать в общие планы развития, а не рассматривать отдельно. Специально оговаривается необходимость содействовать разработке местными общинами программ и мероприятий для инвалидов. Одной из форм такой деятельности является подготовка учебных пособий или составление перечней подобных мероприятий, а также разработка учебных программ для персонала на местах.

Стандартные правила определяют, что государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов. Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям. Несмотря на разработанность данных международных документов, они не полностью отражают сущность и содержание таких широких и сложных понятий, как "инвалидность", "инвалид". Кроме того, социальные изменения, объективно происходящие в современных обществах или отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание этих терминов. Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия "инвалидность":

¦ любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;

¦ ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

¦ затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности) 1 ..

Анализ всех приведенных выше определений позволяет сделать вывод о том, что дать исчерпывающее изложение всех признаков инвалидности достаточно трудно, так как содержание противоположных ему понятий само по себе достаточно расплывчато. Так, выделение медицинских аспектов инвалидности возможно через оценку утраты здоровья, но это последнее настолько вариативно, что даже ссылка на влияние пола, возраста и культурной принадлежности не устраняет затруднений. Кроме того, сущность инвалидности заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между индивидом и обществом. Характерно, что в попытках отойти от сугубо медицинской трактовки Британский совет объединений инвалидов предложил такое определение: "Инвалидность" -- это полная или частичная потеря возможностей участвовать в нормальной жизни общества на равных началах с другими гражданами из-за физических и социальных преград. " Инвалиды" -лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. 2 .

Международное общественное мнение все более утверждается в мысли о том, что полноценное социальное функционирование является важнейшей социальной ценностью современного мира. Это находит свое выражение в появлении новых индикаторов социального развития, применяемых для анализа уровня социальной зрелости того или иного социума. Соответственно основной целью политики в отношении инвалидов признается не только наиболее полное восстановление здоровья и не только обеспечение их средствами к жизни, но также и максимально возможное воссоздание их способностей к социальному функционированию на равных основаниях с остальными гражданами данного социума, не имеющими ограничений здоровья. В нашей стране идеология политики в отношении инвалидности развивалась аналогичным образом -- от медицинской к социальной модели.

В соответствии с Законом "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите" 3 . .Позднее было определено, что инвалид -- "лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты" 4 ..

Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995г. № 59 утверждена Федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", состоящая из следующих федеральных целевых программ:

¦ медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

¦ научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов;

¦ разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов.

В настоящее время в мире инвалиды составляют приблизительно 10% населения, причем колебания по различным странам достаточно значительны. Так, в Российской Федерации, официально зарегистрированные и стоящие на учете инвалиды составляют менее 6% населения 5

в то время как в США -- почти пятую часть всех жителей.

Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей страны значительно здоровее американцев, а с тем, что со статусом инвалидности в России связаны определенные социальные льготы и привилегии. Лица с ограниченными возможностями стремятся получить официальный статус инвалидности с его льготами, существенными в условиях дефицита социальных ресурсов; государство же ограничивает число получателей таких льгот достаточно жесткими рамками.

В основе возникновения инвалидности лежит множество разнообразных причин. В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы 6 а) наследственно обусловленные формы; б) связанные с внутриутробным поражением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; в) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.

Как ни парадоксально, сами успехи науки, в первую очередь медицины, имеют своей оборотной стороной рост ряда заболеваний и числа инвалидов в целом. Появление новых лекарственных и технических средств сохраняет людям жизнь и во многих случаях позволяет компенсировать последствия дефекта. Менее последовательной и результативной становится охрана труда, особенно на предприятиях негосударственной формы собственности -- это ведет к росту производственного травматизма и, соответственно, инвалидности.

Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции. Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии XXI в. они будут составлять не менее 10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах 7 причем отнюдь не только на примитивных ручных операциях и процессах. Понимание социальной реабилитации также прошло свой достаточно содержательный путь развития.

Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации 8 . С точки зрения Л. П. Храпылиной, данное определение неоправданно расширяет обязанности общества перед инвалидами, в то же время не фиксируя никаких обязанностей самих инвалидов "выполнять свои гражданские функции с определенными затратами и усилиями" 9 ..К сожалению, этот односторонний акцент сохраняется во всех последующих документах. В 1982г. Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления, как:

¦ раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

¦ консультирование и оказание помощи в социальной области;

¦ специальные услуги в области образования.

На данный момент итоговым является определение реабилитации, принятое в результате обсуждения в ООН процитированных выше Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов: Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым, предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.

Статья социального педагога

Чапаевской общей средней ощеобразовательной школы

Ерзаковой Маншук Каировны

Роль социальных педагогов в реабилитации инвалидов.

Деятельность социального педагога должна включать в себя глубокие разносторонние знания в области философии, социологии, теории социальной работы, юриспруденции, медицины, психологии, педагогики, политологии и т. д., чтобы уметь работать с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами и лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите, среди них, конечно же, дети-инвалиды.

Базой в организации социально-педагогической работы может стать накопленный опыт работы с конкретными категориями несовершеннолетних. Отдельные проблемы можно идентифицировать первоначально на общем уровне, а затем диагностировать рисунок их индивидуального проявления. Сложность заключается в постоянном изменении как количественных, так и качественных характеристик ситуаций риска, которым подвержены дети-инвалиды.

Типичными группами несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, являются дети-инвалиды с различными видами инвалидности. В случае признания ребёнка инвалидом, методико-социальная экспертиза в месячный срок разрабатывает индивидуальную программу реабилитационных мероприятий, которые обязательны для исполнения соответствующими органами, а для инвалида имеют рекомендательный характер (он может отказаться от каких либо конкретных мероприятий или в целом от индивидуальной программы реабилитации).

Цель социально-педагогической работы с данной категорией детей - обеспечениe детям инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальное приспособление ребёнка к окружающей среде и обществу путём обучения навыкам самообслуживания, приобретения знаний профессионального опыта, участия в общественно полезном труде; помощь родителям детей-инвалидов. Конечно же, это не легко и требуется очень много сил, так как по причине своей болезни дети бывают очень капризны.

Жизнь ребёнка-инвалида зачастую протекает в ограничениях по состоянию здоровья. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребёнка. Такой ребёнок должен быть включен в сферу общения, игры со сверстниками, так как окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Поэтому необходимо создавать такую атмосферу, что этот ребёнок был со своими сверстниками и чувствовал себя ни в чём неограниченным.

На формирование личности ребёнка-инвалида огромное влияние оказывает его ближайшее окружение - семья. Дальнейшая судьба таких детей в значительной степени зависит от позиции семьи, хочет ли семья видеть своего ребёнка полноценным гражданином своей республики, несмотря на трудности в болезни.

В зависимости от знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения их в связи с появлением в семье ребёнка-инвалида. Это событие, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. В такой ситуации, особенно в первое время, важна поддержка социального педагога. Задача его заключается в изучении психологического климата в семье, психологических ресурсов родителей и других родственников. Известно, что в одних случаях в семье наблюдается недопонимание сложившейся ситуации и в связи с этим - пассивная позиция родителей.

В других случаях - рациональное отношение родителей к появлению ребёнка-инвалида.

В третьих случаях - гиперактивность родителей, поиск профессионалов, клиник, реабилитационных центров. Социальному педагогу предстоит направить усилие семьи в рациональную работу, пытаться примирить родителей в случае размолвки между ними, привести их к правильному пониманию своих тяжёлых обязанностей. Ситуация в семье с появлением ребёнка-инвалида усугубляется ещё и в связи с экономическим фактором: возникает необходимость обеспечить платный уход, медицинские консультации , приобретение лекарств, дополнительное питание, реабилитационные средства и т. д. В семье с ребёнком-инвалидом возникает и проблема его обучения.

Умение правильно оценить характерологические задатки ребёнка-инвалида, особенности его реагирования на ограниченность своих возможностей, на отношение к нему окружающих лежит в основе его социальной адаптации. Развитие невротического состояния, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма ребёнка-ивалида во многом зависит от педагогических, психологических и медицинских знаний родителей и умения их использовать. Роль социального педагога – помочь родителям в этой сфере. Поэтому чрезвычайно важны просветительская, информационная деятельность социального работника, умение применять правильно свои знания в данной области.

Ивалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых и по сравнению с ними нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами , инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, ивалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать ивалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учереждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами.

Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель которых - быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни. Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Педагогическая реабилитация – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребёнок овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию, получил школьное образование.

Для плодотворной работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

· Не стоит ругать ребёнка, если он возбуждён, отчитывать, если он расстроен. Есть очень важное правило воспитания – хвалить и порицать следует не ребёнка, а его поступок. Это правило на все случаи жизни.

· Особое внимание должно уделяться знакомству родителей с нормативными документами, социальными гарантиями и льготами детей-инвалидов и их семей.

Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация - это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребёнка, но и на его окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо) терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой.

Здоровье и благополучие детей главная забота семьи, государства и общества. Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является одним из приоритетных направлений социальной работы.

Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребёнка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Список литературы:

1. «Методика и опыт работы социального педагога»- М.,2001

2. «Методика и технология работы социального педагога» - М.,2002

3. «Социальный педагог в общеобразовательном учереждении» М.,2007

4. «Социальные и медицинские проблемы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов»- Днепропетровск. 1989

5. Ковалёв С. В. «Психология семейных отношений» М. Педагогика.1987



Рассказать друзьям