Виды индивидуальной психотерапии. Индивидуальная психотерапия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

"В основе индивидуальной психотерапии лежит наиболее тесное непосредственное взаимодействие Специалиста и человека с какой-либо проблемой".

Индивидуальная психотерапия - Это взаимодействие только психотерапевта и клиента. Это возможность изменения человека, это уникальная возможность для человека измениться в лучшую сторону. Основная задача психотерапевта: помочь пациенту определить свой жизненный путь. Найти свою цель и в короткий срок прийти к этой цели. Повысить качество жизни.

Это индивидуальное занятие, где нет посторонних. Как следствие - уровень доверия высокий, человеку легче открыться на индивидуальном занятии, чем на групповом сеансе психотерапии. Метод индивидуальной терапии используется при улучшении избавлении от зависимостей разных видов, семейных и личных отношений; переживание потери, утраты; не любовь к себе, неприятие себя. В индивидуальной психотерапии лечение проводится путем установления доверия между клиентом и психотерапевтом. Путем сотрудничества. Клиент расслабляется, выплескивая свои проблемы. Снимает напряжение. Также клиент получает от врача, эмоциональный отклик в виде поощрения или осуждения. Происходит корректировка действий и поведения клиента. В зависимости от сложности обращения индивидуальная психотерапия бывает длительной и короткой от 1 сеанса.

Основными задачами личной психотерапии в Сочи являются:

Индивидуальная психотерапия в Сочи

Основными задачами личной психотерапии являются:

1) Глубокое изучение личности больного;

2) Выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению и сохранению у него болезненного состояния;

3) Достижение осознания больным причинно-следственных отношений между особенностями функционирования его нервной системы (недостаточная обеспеченность нейромедиаторами) и развитием психических и соматических нарушений;

4) Коррекция имеющих место у больного уничижительных оценок себя, своего прошлого и будущего;

5) Потенцирование применяемых методов медикаментозной и немедикаментозной терапии;

6) Помощь в рациональном решении психо-травмирующих ситуаций, способствующих возникновению и поддержанию заболевания.

7) Составление индивидуального плана, составление рекомендаций.

"Индивидуальная психотерапия-это инструмент, уделяя время раз в неделю которому, вы сможете решить не только свои внутреннии переживания, семейные взаимоотношения, но и решение проблематики зависимости алкогольной или наркотической, также получить мотивацию в бизнесе, в работе и в любимом деле".

Основные формы психотерапии

1. Индивидуальная психотерапия

Психотерапевтический процесс протекает в диаде: терапевт - клиент. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, как и терапевта. Помимо психологической техники и условий ее реализации. По срокам проведения индивидуальная терапия может делиться на кратковременную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий: краткосрочной считается терапия до 20 сессий. В настоящее время почти все психологические направления стремятся к краткосрочности за счет увеличения интенсивности, уменьшения материальных затрат без уменьшения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих клиентов от развития "психотерапевтического дефекта", "бегства в психотерапию" и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психоаналитической терапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте занятий 2-3 раза в неделю.

2. Групповая психотерапия

Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики. Использование любого психотерапевтического метода в группе больных не является групповой терапией. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический потенциал группы. В любой группе людей, которые общаются достаточно продолжительное время, возникают определенные групповые феномены, такие, как распределение ролей, выделение лидера и т.п. В терапевтической группе тоже наблюдаются феномены, которые называются лечебными факторами:

Сплоченность членов группы - условие, способствующее достижению терапевтического успеха. Характеризует прочность и единство межличностных взаимодействий в группе.

Внушение надежды группой - вера в успешность терапевтического процесса появляется при совместной работе. Возникает от того, что разные участники группы продвигаются в разном темпе (отстающие тянутся вперед).

Обобщение - до прихода в группу люди считают собственные проблемы уникальными, а в процессе групповой работы осознают, что это не так.

Альтруизм - осознание тог, что каждый участник группы может быть полезным и необходимым другим.



Предоставление информации - используются приемы инструктирования и от терапевта клиенту, и от клиентов друг другу.

Множественный перенос - эмоциональная привязанность участников к терапевту и друг к другу, группе в целом.

Межличностное общение - группа является своеобразным испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций участников и апробации новых способов поведения. Члены группы узнают, что они могут открыто просить других о помощи, поддержки.

Развитие межличностных умений - участники совершенствуют свои умения общаться в группе.

Имитирующее поведение - подражание ведущему, участников группы друг другу. Сначала - для получения одобрения, затем наступает активное экспериментирование. В результате расширяется поведенческий репертуар каждого участника.

Катарсис - эмоциональное потрясение, очищение.

3. Семейная психотерапия

Направлена на коррекцию межличностных отношений в семьею. Ее цель - устранить эмоциональные расстройства в семье, наиболее выраженные у больного члена семьи. Иными словами, это терапия клиента в семье и с помощью семьи.

44. Квалификационные требования к психотерапевту. Возможности и ограничения пользования психотерапии в деятельности практического психолога.

Психотерапевт - это специалист с медицинским или психологическим образованием, который прошел специальную профессиональную подготовку в одной или нескольких областях психотерапии.

В нашей стране основными специалистами оказывающими помощь при душевных расстройствах являются – психиатр, психотерапевт, психолог и иногда невропатолог.

Психиатр – это врач, специалист, получивший высшее медицинское образование, прошедший последипломное обучение (стажировку и/или специализацию) по специальности психиатрия. Такой доктор занимается диагностикой и лечением психических заболеваний. Ему принадлежит ведущая роль в лечении наиболее тяжелых и глубоких психических расстройств. Таковыми являются психозы, шизофрения, тяжелые депрессивные расстройства и др. Основной метод лечения – медикаментозный (подбор и назначение психотропных препаратов), хотя в своей работе психиатр также пользуется знаниями и немедикаментозного лечения психических расстройств, например психотерапии. Сферы деятельности психиатра в отечественной системе здравоохранения практически не отличаются от европейской.



Существенное отличие имеется в подготовке и сфере деятельности психотерапевтов. В нашей стране – психотерапевт – это врач, получивший высшее медицинское образование, прошедший последипломную специализацию и получивший квалификацию врача-психотерапевта. Основная область деятельности психотерапевта – это лечение психических расстройств невротического (неврозы, психосоматические расстройства) и пограничного уровней (расстройства зрелой личности, нарушения поведения), а также помощь психически здоровым людям при работе с жизненно-важными проблемами. Часто психотерапевт и психиатр сотрудничают при лечении того или иного психического расстройства. Так, например совместные скоординированные действия обоих специалистов при лечении грубых психических расстройств могут существенно повысить эффективность лечения и привести к хорошим прогностическим результатам. При необходимости психотерапевт назначает лекарственные препараты, хотя основным методом достижения лечебного эффекта является немедикаментозное психическое воздействие. Как правило, психотерапевт специализируется в каком-либо определенном направлении психотерапии – психоанализ, групповая терапия, гештальт-терапия, семейная терапия, гипноз и др. Для этого психотерапевты дополнительно проходят специальные программы обучения. Такие программы предъявляют особые требования (стандарты обучения – определенный объем теоретической и практической подготовки, личная психотерапия и работа под супервизией) к обучающимся. По окончании, при выполнении всех требований и при успешной сдачи квалификационного экзамена, присваивается квалификация психотерапевта того или иного направления, после чего психотерапевт называется сертифицированным в области того или иного направления. Что гарантирует обратившемуся человеку получить помощь более высокого качества.

В западной модели психотерапевт – это человек не обязательно имеющий медицинское образование. Чтобы стать психотерапевтом необходимо закончить программу обучения при том или ином психотерапевтическом институте или ассоциации, выполнить все требования и с получением сертификата получить квалификацию психотерапевта. Европейские стандарты психотерапевтического образования очень строги, что требует значительных усилий и средств, однако это позволяет подготовить специалистов высокого уровня. Так обучение может длиться от 3 до 6 лет и даже более. Однако при этом медикаментозное лечение остается привилегией психиатра.

Психолог – это специалист, получивший высшее психологическое образование, закончивший педагогический институт или соответствующий факультет университета. Это не врач, потому он не ставит диагнозы и не назначает лекарства. Окончив специальные курсы подготовки по какому-либо направлению психотерапии, он занимается немедикаментозной психотерапией. Формы работы психолога – психологическая диагностика, психологическая коррекция, что реализуется в форме психологической консультации, индивидуальной или групповой. Психолог изучает психику и особенности ее функционирования здорового человека. Однако при совместной работе с врачами психолог способен оказать существенную помощь в диагностике, планировании лечения и лечении психических расстройств. Так же консультация с квалифицированным психологом оказывается полезной и для здоровых людей в плане улучшения качества жизни, развития навыков и способностей, улучшения отношений с окружающими и всего, что касается личностного роста и развития.

Невролог (невропатолог) – врач, получивший высшее медицинское образование и прошедший специализацию по неврологии. Невролог занимается диагностикой и лечением болезней центральной (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервные волокна). Это такие болезни как: опухоли головного и спинного мозга, невриты, невралгии, инсульты и другие нарушения кровообращения головного мозга, энцефалиты, приступы эпилепсии. Многие из этих заболеваний сопровождаются изменением поведения и психического функционирования, тогда к лечению таких пациентов привлекаются психиатры и иногда психотерапевты.

Все упомянутые выше специалисты должны хорошо ориентироваться в своей сфере деятельности и сферах деятельности коллег, а также адекватно оценивать свои возможности по оказанию того или иного вида помощи в различных ситуациях. Тогда обратившемуся человеку при необходимости будет рекомендована консультация специалиста смежной специальности. Поэтому если человека что-то беспокоит и он не понимает к кому же все-таки обращаться и где искать помощи, важно обратиться хоть к какому-нибудь из описанных выше специалисту. И тогда, прояснив сложившуюся ситуацию, он поможет определиться с дальнейшим направлением движения по разрешению проблемы.

Возможности и ограничения пользования психотерапии в деятельности практического психолога. (выдержки из вопроса 41)

Уровень психологической помощи Внемедицинская психотерапия (личностная и социальная) Медицинская психотерапия
Содержание деятельности Объективация и рефлексия ситуации, структурировавание совладающих процессов и создание условий для изживания психосоциальных травм и конфликтов Лечение основного и сопутствующего заболевания, устранение симптомов и причин страдания
Методы и психологические парадигмы помощи Психотерапевтическая беседа, группы встреч, СПТ, группы интенсивной психотерапии, аутотренинг, гуманистическая, глубинная и трансперсональная психотерапия Психотерапевтический сеанс, косвенное и прямое внушение (гипноз), аутотренинг, групповая психотерапия, поведенческая глубинная психотерапия
Цели и результаты Эмоциональное отреагирование (снятие стресса, выработка новых жизненных смыслов, изживание эмоциональной травмы, разрешение конфликтов, преодоление кризисов Улучшение состояния, выздоровление

индивидуальная психотерапия

В И. п. в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает , а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач-пациент. В организационном аспекте И. п. отлична от групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа), коллективной и семейной психотерапии.

Используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные И. п. И. п. проводится одним психотерапевтом, редко двумя (биполярная терапия) или несколькими котерапевтами.

Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, фармако-, физиоили социотерапией. Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит И. п. у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.

Сочетание с групповой психотерапией, центрированной на групповой динамике, или семейной психотерапией, фокусирующейся на семейной микрогруппе как целостном субъекте системного психотерапевтического вмешательства, может предлагаться пациенту только после тщательной проработки психотерапевтических целей, учитывающей как лечебный потенциал разных форм психотерапии, так и их возможный антагонистический эффект.

История становления и развития И. п. предшествует истории возникновения других форм психотерапии, например групповой или семейной, независимо от их направления, и связана с общей историей психотерапии. Структура целей различных современных форм психотерапии применительно к И. п. представлена на основании разработок Орлински, Ховарда (Orlinsky D.

Е., Howard K. I., 1986) в табл. 1.Таблица 1. Цели современных форм психотерапии Выделение общих факторов лечебного действия И. п. в значительной степени определяется теоретическими взглядами исследователей. Так, Мармор (Marmor J., 1978) при наблюдении за психотерапевтами различных направлений (психоанализ, поведенческая , и др.) отметил восемь основных факторов, присущих всем психотерапевтическим методам в той или иной степени: 1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом как основа, на которой строится психотерапия; 2) первоначальное ослабление напряжения, основанное на способности пациента обсуждать проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь; 3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта; 4) оперантная модификация поведения больного за счет одобрения или осуждения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом; 5) приобретение социальных навыков на примере психотерапевта; 6) и - явное или скрытое; 7) применение или репетирование более адаптивных методик при условии - 8) эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.

Важной общей характеристикой И. п. является последовательность его фаз (Kanfer F. H., Grimm L. G., 1980), с которыми связаны конкретные цели и средства их достижения (табл. 2).Таблица 2. Фазы психотерапевтического процесса И. п. представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации.

При И. п. особенно важна роль психотерапевта. Согласно исследованиям Бютлера (Beutler L. E. et al., 1994), характеристики психотерапевта, влияющие на процесс психотерапии, могут разделяться на объективные: возраст, пол, этнические особенности, профессиональная основа, терапевтический стиль, психотерапевтические техники и субъективные: личностные копинговые особенности, эмоциональное состояние, ценности, отношения, убеждения, культурные взаимоотношения, терапевтические взаимоотношения, характер социального влияния, ожидания, философская терапевтическая ориентация.

По срокам проведения И. п. может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий. По мнению большинства исследователей, психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Современной тенденцией почти всех концептуальных и методических направлений является стремление к краткосрочности, базирующееся на повышении интенсивности, интегративности психотерапии, конкуренции в снижении материальных затрат без снижения эффективности.

Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих пациентов от развития «психотерапевтического дефекта», «бегства в психотерапию» и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта. Долговременные формы И. п. наиболее характерны для психодинамической (психоаналитической) психотерапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте психотерапевтических занятий 2-3 раза в неделю.

Продолжительность лечения зависит, в частности, от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечебного процесса (краткосрочная психодинамическая психотерапия фокусируется на разрешении главного конфликта). Частые встречи с пациентом позволяют психотерапевту проникнуть в его внутреннюю жизнь, ведут к более полному развитию переноса, а также поддерживают больного на протяжении всего периода лечения.

В ходе долговременной психотерапии расширяется самопознание пациента, выявляются и разрешаются внутриличностные бессознательные конфликты, формируется понимание механизмов психической деятельности, что позволяет завершать процесс лечения. Урсано, Зонненберг, Лазар (Ursano R. J., Sonnenberg S. M., Lazar S. G., 1992) выделяют следующие критерии окончания терапии.

Пациент: 1) чувствует ослабление симптомов, которые воспринимаются как чуждые; 2) осознает свои характерные защитные механизмы; 3) способен принять и признать типичные для себя реакции переноса; 4) продолжает в качестве метода разрешения своих внутренних конфликтов.

Вопрос о завершении лечения поднимает пациент, но его может поставить и психотерапевт в результате анализа рассуждений и переживаний пациента по этому поводу. Дата завершения лечения устанавливается заранее по взаимному согласию психотерапевта и пациента. Долговременная И. п. используется в рамках и других направлений, помимо психодинамического.

Так, при наличии сложной, множественной симптоматики или выраженных личностных нарушений наиболее склонная к краткосрочности поведенческая психотерапия может продолжаться до 80-120 занятий в попытках достижения желаемого эффекта. Не редкостью является длительность лечения при психотерапии экзистенциально-гуманистической направленности, представители которой иногда считают необходимым оказывать пожизненную помощь и поддержку пациентам.

При проведении длительной психотерапии необходимо иметь в виду зависимость скорости улучшения состояния пациентов от числа психотерапевтических занятий. Как показали современные, выполненные на большом материале исследования Ховарда (Howard K. I., 1997), в общем, скорость такого улучшения быстро нарастает лишь до 24-го занятия, а затем резко замедляется.

Психотерапевт должен быть готов к такой динамике и при необходимости последовательно продолжать выполнение намеченных и обоснованных психотерапевтических планов. Выбор конкретных форм и методов психотерапии для индивидуальной помощи пациенту является непростой задачей. Не прекращаются споры о преимуществах и возможностях того или иного психотерапевтического направления или «школы».

Современные научные достижения позволяют рассматривать психотерапию не просто как собрание методов, основанных на личных свидетельствах или системе убеждений, созданной той или иной «школой», что больше характерно для религиозных культов, чем научного подхода. Создаются критерии научности психотерапии, а научный анализ (например, метаанализ) позволяет реально предсказывать эффективность конкретного метода психотерапии при той или иной патологии, требующей психотерапевтического вмешательства (Perrez M.

1989), показателями научной обоснованности того или иного метода психотерапии являются прежде всего: 1) доказательства эффективности; 2) обоснование предположениями, которые не противоречат современным научным данным. При выборе методов психотерапии целесообразно учитывать данные Граве и соавт. (Grawe K. et al., 1994). Применительно к индивидуальной психотерапии метаанализ эффективности различных видов психотерапии показал, что многие методы не исследовались научно приемлемым образом, а эффективность других существенно различается.

Достаточно убедительными были результаты интерперсональной психотерапии Клермана и Вейссман (Klerman G. L., Weissman M. M.) у пациентов с депрессией и нервной булимией. Клиент-центрированная психотерапия Роджерса эффективна при невротических расстройствах, а также показана для лечения алкоголизма и даже шизофрении, при этом часто в комбинации с методами поведенческой психотерапии.

Высокую эффективность, но при ограниченном спектре патологии, показали методы когнитивно-поведенческого направления. Специфические фобии хорошо поддаются лечению систематической десенсибилизацией. При полиморфных фобиях, включавших и панические атаки, наиболее эффективными оказались методики конфронтации с ситуациями, которых боялись пациенты.

Когнитивная психотерапия (Бек (Beck А. Т.)) была успешной при лечении депрессий, а также страхов и личностных расстройств. Из числа отечественных наиболее научно обоснованной и подтвердившей свою широкую клиническую эффективность индивидуальной формой психотерапии является личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, основанная на теории отношений В.

Н. Мясищева, представленная Б. Д. Карвасарским и его сотр. По современным данным Бергина и Гарфилда (Bergin A. E., Garfield S. L, 1994), в мире используется более 400 психотерапевтических техник для взрослых пациентов и более 200 для детей и подростков. Большинство из них применяется в И. п. Лишь в многотомных энциклопедических изданиях возможно краткое знакомство с ними.

Большое значение в И. п. имеет психотерапевтический контакт, поскольку при И. п. он создает оптимальные условия лечения и служит ведущим инструментом психологического влияния, способного приводить к позитивным переменам в чувствах, представлениях, отношениях и поведении пациента. Психотерапевтический контакт содержит следующие лечебные компоненты: удовлетворение ожиданий и потребностей, выслушивание (с отреагированием или «вентиляцией» эмоционального напряжения), эмоциональная поддержка, обратная связь, помогающая осознать свои мысли, переживания и поведение.

Психотерапевтический контакт формируется на основе развития взаимопонимания, коммуникации между психотерапевтом и пациентом. Важнейшей задачей врача при этом является создание устойчивых, доверительных отношений с больным. Психотерапевт проявляет уважение к пациенту, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь.

Взаимопонимание между психотерапевтом и пациентом, необходимое для оптимального психотерапевтического контакта, достигается обоюдными вербальными и невербальными средствами общения. После установления первоначального контакта между психотерапевтом и пациентом их общение приводит к созданию определенных взаимоотношений, которые сохраняются в ходе психотерапии или изменяются на разных ее этапах.

В. А. Ташлыков выделяет два основных типа ролевого взаимодействия в психотерапевтическом контакте: руководство и партнерство. Руководство как выражение авторитета (власти) специалиста отражает традиционную медицинскую модель отношений «врач- пациент», при которой врач доминирует, занимает ведущую позицию, берет на себя ответственность за решение основных задач в период лечения, а пациент остается подчиненным, сравнительно малоактивным или пассивным объектом терапии.

Такой психотерапевт наделяется магическими качествами, и больные особенно восприимчивы к его суггестивным влияниям, что может иметь положительное значение при выборе симптоматических методов И. п. или при слабой первичной мотивации пациента к лечению. Партнерство как модель неавторитарного сотрудничества, терапевтического союза предполагает активное участие больного в психотерапевтическом процессе, развитие ответственности и самостоятельности, умение делать выбор между альтернативными решениями.

Психотерапевт эмпатическим подходом создает безопасную атмосферу общения, в которой пациент может свободно говорить о тягостных переживаниях и открыто выражать свои чувства. Современные, наиболее эффективные методы И. п. осуществляются на основе формирования терапевтического союза. .

Такая форма работы подразумевает собственно психотерапию в обычном понимании - это работа врача-психотерапевта и человека, обратившегося за помощью. "Индивидуальная" - то есть приватная, в обстановке доверительного контакта, которому никто не мешает. Нет других пациентов, нет наблюдателей. Очевидно, что в такой атмосфере можно с большей долей вероятности установить доверительные отношения, а это является залогом эффективности психотерапии. Используя именно индивидуальный вариант терапии, психотерапевт не ограничен в применении методов лечения.
Такая форма психотерапевтического взаимодействия позволяет эффективно проводить работу в любых направлениях, будь то психоанализ или гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия или гипнотическое воздействие . Несмотря на развитие в последние десятилетия групповой формы работы, индивидуальный вариант остается безусловно самым удобным и самым эффективным. В такой атмосфере клиент психотерапевта может без стеснения доверить специалисту свои личные психологические проблемы и связанные с этим телесные недуги .
Я в своей работе использую когнитивно-поведенческую психотерапию как основной метод лечения. Но элементы других подходов и методик - например гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования, гипно-суггестивные техники, психоанализ - также имеют место. Эти включения применяются по-необходимости и в каждом отдельном случае мною решается индивидуально - что и в каком виде будет применяться. Более того, я глубоко убежден, что используя только одну методику или подход, крайне затруднительно (по крайней мере на современном этапе развития психотерапии) быть эффективным в большинстве случаев невротических расстройств. Лучшим примером является психотерапия и вообще лечение панического расстройства. Панические атаки , которые являются основным и очень мучительным проявлением данного расстройства не являются отдельным заболеванием. Их природа бывает различна, и в зависимости от причин (или комплекса причин) - выстраивается психотерапия и если необходимо - медикаментозное лечение. Избавиться от болезненных проявлений панических атак помогает поведенческая терапия , но этого недостаточно для коррекции тех проблем, которые "терзают" человека на подсознательном уровне, которые явились основой для возникновения таких мощных "выбросов" нервного напряжения, как панические атаки. То есть для планомерного лечения такого невроза, как паническое расстройство , применяется уже когнитивная психотерапия, экзистенциальная терапия (логотерапия) и психоанализ.

Индивидульная, или "личная" психотерапия, отличается от семейной терапии тем, что объектом становится личная психологическая адаптация субъекта, а не усиление адаптационных способностей пары к благополучному сосуществованию.



Рассказать друзьям